изучение данного вопроса студент должен с уяснения того, что основными элементами менеджмента являются объект, субъект управления и отношения, возникающие между ними.

Объект управления – элементы, на которые направленная управленческая деятельность.

Субъект управления – лицо, которое осуществляет управленческое влияние.

Управленческие отношения – определенные связи, которые возникают между субъектом и объектом управления. Существует два вида формальных управленческих отношений:

1) отношение субординации, которые предусматривают подчинение объекта субъекту управление;

2) отношение координации – отношения, которое возникают между руководителями, структурными подразделениями и работниками одного уровня, а также между звеньями управления, которые находятся на одном уровне.

Субъект и объект управления в совокупности вместе с системой прямых и обратных связей образуют систему управления . В системе управления объект управления называется управляемой системой, а субъект – управляющей. Например , в универмаге управляющей подсистемой есть управленческий аппарат во главе с директором, а – управляемой (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а что управляемой – продавцы.



Управленческая деятельность воображает собою специфическую разновидность трудового процесса. В связи с этим необходимо выяснить сущность и особенности управленческой работы.

Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются с одной стороны, задачами, которые он решает, с другой, - его предметом, средствами и самой работой по управлению (рис. 1.1).

Управленческий труд – преимущественно умственный труд. Он хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного работника. Неслучайно поэтому оценка деятельности управленцев (и, прежде всего высшего руководства) связана с результатами деятельности компании.



Рис. 1.1 – Особенности управленческого труда

Объективность процессов управления предусматривает разделение управленческого труда, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников.

Выделяется горизонтальное (назначение конкретных менеджеров для руководства подразделениями) и вертикальное (координация управленческой работы) виды распределения.

Вертикальное разделение руда приводит к формированию уровней управления. Большинство организаций имеет три уровня:

Институциональный уровень – директор, заместители директора, президент, вице-президент. Высшее руководство выполняет концептуальную роль, обеспечивая постановку целей деятельности, стратегическое планирование, разрешение проблем на перспективу.

Управленческий уровень – руководители функциональных подразделений. Они обеспечивают реализацию разработанной высшим руководством стратегии, принятие оперативных тактических решений, отвечают за доведение детализованных заданий к подразделениям и их выполнение.

Технический уровень – руководители первичных структурных подразделений: заведующие отделами и секциями, заведующие производством (в общественном питании). Отвечают за донесение поставленных задач к непосредственным исполнителям и эффективность их выполнения.

Этим уровням соответствуют три группы менеджеров (руководителей):

Руководители высшего звена – топ-менеджмент;

Руководители среднего звена – мидл-менеджмент;

Руководители низшего звена – ловер-менеджмент.

Распределение управленческого труда по вертикали и горизонтали является предпосылкой формирования эффективной организационной структуры управления. Этот процесс обеспечивает четкую иерархию, специализацию управленческого труда, что способствует росту эффективности системы менеджмента организации. Увеличение или уменьшение количества уровней управления повлечет за собой снижение эффективности менеджмента в организации.

Методология менеджмента.

При изучении данного вопроса студенту следует обратить внимание на то, что с целью выяснения тенденций развития, законов и принципов менеджмента используют разнообразные методы исследования:

Диалектический метод – изучает явления в развитии, а именно - взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности.

Конкретно-исторический метод – предусматривает изучение исследуемого явления в развитии с учетом причин, условий и факторов, которые обусловили изменения, тенденции развития явления и другое.

Системный метод – представляет собой совокупность методологических средств, процедур, приемов, направленных на исследование сложных объектов с учетом всех имеющихся взаимосвязей и динамических характеристик.

Аналитический метод – заключается в расчленении целого на части и рассмотрении их как одного целого.

Балансовый метод – используют для измерения влияния факторов на обобщенный показатель. В его основе находится составление балансов, которые являются аналитической формой сравнение плановых и отчетных показателей, поступлений и затрат, активов и пассивов. Этот метод дает возможность проанализировать соответствие показателей в стоимостных и количественных величинах, выявить отклонения и причины, обусловившие такое состояние вещей.

Методы моделирования – используют при условии, когда невозможно из-за сложности взаимосвязей исследовать развитие объекта под влияние разнообразных факторов.

Вербальная модель – словесная модель.

Физическая модель – представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или умешенного описания объекта или системы;

Аналоговая модель – представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (график соотношения между объемами сбыта и издержками);

Математическая – предполагает использование символов для описания свойств или характеристик объекта или события.

Экспертные методы – используются при условии, когда невозможно количественно определить данные параметры. К ним относят органолептические методы, т.е. определение в количественной форме результатов субъективного восприятия специалистами (экспертами) признаков или свойств оцениваемого явления.

Экономико-математические методы . К ним относят методы изучения случайных или вероятностных явлений. Благодаря им выявляют закономерности среди случайностей. К этой группе относят:

Методы элементарной математики (дифференциальное, интегральное или вариационное исчисление);

Методы математического анализа (изучение одномерных и многомерных статистических зависимостей);

Методы математической статистики (производственные функции, межотраслевой баланс и др.);

Эконометрические методы (линейное, нелинейное, блочное, динамическое программирование);

Методы математического программирования (метод выпуклого программирования, сетевое планирование, управление запасами и др.);

Методы экономической кибернетики (системный анализа, имитационные методы);

Методы теории вероятностей и др.

Социологические методы – анкетирование, интервьюирование, тестирование. Основываются на социологических опросах выборки целевых респондентов.

Для расширения познавательных, исследовательских возможностей целесообразно интегрировать все методы, что будет способствовать формированию комплексного видения сущности, развития взаимосвязей между основными категориями менеджмента.

Термин management (в пер. с англ.) означает ? управление ? . Наиболее распространенное толко-вание: менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мо-

тивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:

1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;

2) непосредственно процесс управления;

3) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

Современные подходы к теории управления: процессный, системный, ситуационный подходы

Во II половине XX века в менеджменте сложились и получили распространение следующие подходы:

  • Процессный подход (конец 1950-х гг.) — рассматривает управление как единый процесс воздействия на организацию, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые сами являются процессами.

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход в противоположность этому рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

  • Системный подход (середина 1970-х гг.) — рассматривает организацию в виде сложной открытой социосистемы.

Организация – сложная система , потому что она стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей (маркетинговых, производственных, кадровых, финансовых).

Организация – открытая система , так как она зависит от внешней среды, и успех ее деятельности зависит от того, насколько быстро она адаптируется к изменениям во внешней среде.

Организация – социосистема , так как люди – ее главный внутренний фактор и ресурс.

Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразования внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться.

В настоящее время системный подход является универсальной методологией менеджмента, суть которой — формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внутренней и внешней среды.

  • Ситуационный подход (кейсовый) подход (1980-е гг.) — разработан в США в Гарвардской школе бизнеса, предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной нестандартной ситуации. Подход базируется на новой фундаментальной теории хаоса и используется в управлении изменениями. Подход направлен на выработку у менеджера ситуативного, приближенного к практике мышления, требует оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся конкретных факторов.

В конце XX в. – начале XXI в. в развитии менеджмента прослеживаются следующие тенденции:

Усиление влияния НТП на достижение целей организации, роль производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе;

Усиление внимания к организационной культуре, к различным формам демократизации, участию рядовых работников в управлении;

Усиление международного характера управления (интернационализация), поиск общих признаков и различий в национальном и международном управлении.

В научной литературе и практике нет однозначного понимания термина «государственное управление». Одни толкуют его расширенно, как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу (Атаманчук Г.В.), как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами (Курашвили Б.Н.).

Встречается и более узкое толкование государственного управления. Профессор Манохин В.М. сводит его к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, осуществляемой на основе и во исполнение законов и состоящей в повседневном практическом выполнении функций. Отождествление сферы государственного управления со сферой функционирования исполнительной власти явно сужает объект понятия. Оно определяется не столько по объекту и содержанию управляющего воздействия, сколько по действующему в его пределах субъекту. Государственное управление - это вся деятельность государства по организации государственных органов, их связей и функционирования. Отсюда и широкий предмет политического и административного государственного воздействия.

Профессор Радченко А.И. предлагает свое понимание государственного управления как деятельность «исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти». Определение государственного управления через влияние только сверху вниз не раскрывает сути государственного управления. Об этом вполне определенно высказались отечественные государствоведы. Так, Г.В. Атаманчук в своих работах неоднократно подчеркивал, что для социальных систем в отличие от технических характерно органическое единство субъектов и объектов управления, их переплетение, относительность, перемена ролями.

Итак, обобщая сказанное, можно следующим образом объяснить государственное управление.

Государственное управление - это целенаправленное, организующее, регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление - разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

  • 1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий - государство (органы государственной власти). Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы - приказы государственному управлению - своего рода «нервной системе» общественного организма.
  • 2. Объект - сфера общественной жизнедеятельности людей, которая включает в себя: экономические, социальные, политические, духовно-идеологические отношения.
  • 3. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.
  • 4. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
  • 5. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации - силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

Определяя, государственное управление как воздействие, сущность которого видится в следующем:

  • - управляющее воздействие - это практическая деятельность, специфический вид труда, совершение действий административно-правового свойства, направленное на исполнение законов, создание правовых актов, их реализацию и проведение организационных мероприятий. Однако термин «деятельность» не раскрывает до конца социальную сущность управления, его специфическое место и роль в жизни людей;
  • - управляющее воздействие - это отношение (субъектно-объектное), входящее в систему общественных. В иерархии общественной структуры это, отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны возможности властно выражать и осуществлять всеобщую волю. В экономической науке внимание обращается преимущественно на экономическое содержание управляющего воздействия, в юридической - его правовую форму;
  • - управляющее воздействие может быть определено как результирующая деятельности, отношений, т.е. как действующее, побуждающее, изменяющее и именно управляющее воздействие, а не управленческое;
  • - управляющее воздействие содержит момент целеполагания. Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития принадлежит науке, религии, идеологии другим формам познания и мышления, политики и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность. В отличие от других интеллектуальных сфер в управлении цели наиболее «операциональны», замкнуты на практику; это своего рода цели-задания. Сложность государственного целеполагания заключается в том, что необходимо отобрать цели, выделить из их естественного множества именно те, которые не только нужно, но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую силу и превращается в информационную или разъяснительную деятельность;
  • - управляющее воздействие непременно содержит организационный момент. Организовывать означает располагать людей в пространственной и функциональной координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать из взаимодействие в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество. Организационное воздействие имеет два среза: статичный (структурный) и динамичный (функциональный); оба взаимообусловлены;
  • - управляющее воздействие предполагает и регулирующее поведение участников управляемого процесса, в результате чего претворяются, признаются, утверждаются социальные норма, в том числе законодательные, традиции, обычаи, мораль, право и многие другие социальные регуляторы.

Таким образом, сущность управляющего воздействия предполагает такое воздействие, специфика которого состоит в целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Именно эта триада свойств составляет сущность социального управления, разновидностью которого является государственное управление.

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования. Государственное управление имеет ряд аспектов:
общественно-политический, который определяет общие закономерности и важнейшие идейно-политические параметры системы государственного управления;
организационно-структурный, отражающий характеристики и особенности организационной структуры государственного управления;
структурно-функциональный, составляющий механизм реализации функции управления;
формы, методы и процессы государственно-управленческой деятельности.

Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с другими ветвями. Она самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной власти.

Отличительным признаком исполнительной власти является то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера.

Государственное управление или практическая реализация исполнительной власти по своей юридической сути есть регулирующая деятельность. Соответственно в административно-правовом аспекте она проявляется как нормативное регулирование, осуществляемое полномочными субъектами исполнительной власти в определенных для них сферах деятельности.

Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает самый широкий спектр функций – от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов до поддержания экономических, социальных, политических и правовых условий развития экономики. Иначе говоря, это властное, политическое управление делами всего общества, которое имеет в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Под политическим управлением следует понимать разработку и принятие высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического и политического развития общества и создания условий для их реализации. Государство обеспечивает функционирование и развитие основных сфер жизнедеятельности, создает и поддерживает инфраструктуру, на которой она базируется. Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.

Проблема эффективности государственного управления приковывала к себе внимание на всех этапах развития общества, и ей отводилось ведущее место в системе взглядов Конфуция, Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Д. Локка, Монтескье, Г. Гегеля, И. Канта, А. Де Токвиля, К. Маркса, В.И. Ленина и др.

Современные западные теоретики не прекращают спор по проблеме масштабов государственного участия в социально-экономическом развитии общества. Сложились, как известно, две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая из них связана с именем английского ученого Дж. Кейнса (кейнсианство), другая – американского экономиста М. Фридмана (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают данные научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни. Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества, увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.

Монетаристы исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия, и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред (кроме фискальной политики, необходимость которой ими не отрицается). Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т. е. инфляции, условием сбалансированности является устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники данного подхода выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твердые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.

Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях хозяйствования, отличающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств через бюджет. Среди них:
саксонская(США, Канада, Великобритания), для которой характерна большая свобода предпринимательства;
западно-европейская(Франция, Италия, Испания, Португалия), характеризующаяся активным государственным регулированием с помощью индикативного планирования, большой долей государственного сектора;
социально-ориентированная(Германия, Австрия, Голландия), которая отличается подчеркнутой социальной направленностью государства. В Германии, например, на социальные нужды направляются 1/3 госбюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, культурное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат;
скандинавская(Швеция, Дания, Норвегия), где существует паритетность государственного и частного капитала, ясно выражена социальная направленность. Здесь действует принцип: производство – частное, а социальное развитие – для всех. Обеспечена почти полная занятость, расходы бюджета составляют около 70 % ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т. д.);
патерналистская(Япония), опирающаяся на усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.

Таким образом, тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы общества. Развитые страны различаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но они демонстрируют общие подходы к роли государства в обществе. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов.

Сегодня в российском обществе также идут споры между крайне либеральным направлением в экономической теории и так называемыми «реалистами». Первые по инерции обвиняют государство в приверженности принципам социализма и поэтому в теории и на практике стремятся снизить долю ВВП, перераспределяемую через бюджет расширенного правительства. Они настаивают на сокращении в государственном управлении программ развития социально-экономической сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней. Их принцип – «расчистка бюджета от непроцентных расходов».

Представители другого направления исходят из того обстоятельства, что рынок в России не стал самовоспроизводящейся системой, а вектор развития указывает путь к смешанной, рыночно-государственной экономике. Поэтому они призывают к более активной роли государства в реализации экономической и социальной политики.

Между тем существует и общность взглядов на пути реформирования государственного управления. Многие исследователи сходятся в признании решающим среди них изменение, прежде всего, самой системы управленческих отношений, предполагающей жесткое разделение на субъект и объект управления. Необходимо преодолеть подход к субъекту управления, т. е. к государству, как функциональной подсистеме, «отвечающей» за сохранение социального порядка, целостность общества. Крайним выражением такого подхода является построение системы управления как тотальной административной системы, принципы которой изложены в теории бюрократии М. Вебера.

Таким образом, сегодня понимание механизмов управленческого воздействия претерпевает эволюцию, что отражается на концептуальном переосмыслении основ государственного управления. В этом отношении интересен опыт теоретического анализа, осуществленный известными специалистами по управлению Д. Осборном и Т. Геблером в книге «Обновление управления», ставшей всеамериканским бестселлером и настольным пособием для многих чиновников и менеджеров аппарата государственного и муниципального управления страны.

Исходной позицией авторов выступает идея о том, что цивилизованное общество не может эффективно функционировать без эффективного государства и что не люди в государственных организациях составляют проблему, а системы, в которых они действуют. Главная их идея: дебюрократизация органов государственного управления и местного самоуправления и превращение их в «предпринимательские» институты. Они обосновывают принципы обновления современных систем государственного управления:
внедрение конкурентных начал в производство и оказание услуг;
расширение прав граждан посредством передачи им контроля за деятельностью правительственных учреждений;
переход к оценке работы государственных органов по результатам (а не по затратам, как это принято в бюджетной практике);
превращение клиентов в свободных потребителей, имеющих право выбора производителей услуг;
децентрализация управления, сдвиг властных полномочий на нижние уровни организации;
приоритет рыночных механизмов перед бюрократическими и пр.

Нельзя не согласиться с этими авторами в том, что укрепление государственности, возрастание ее эффективности связано с упрочением социальной связи общества и государства, развитием социального партнерства. Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировка функций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе. Главный субъект управления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление гражданского общества, что позволяет сбалансировать разные интересы как отдельных людей, так и больших социальных групп, наций и народностей, религиозных конфессий и т. п.

Важнейшей проблемой российской государственности является формирование новой генерации государственных служащих.

1. Сущность, содержание и специфика управления. Ключевые категории концепции управления
Сущность управления невозможно раскрыть без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связи следует различать следующие три сферы объективной действительности и соответственно им:
управление в неживой природе;
управление в биологических системах (организмах);
управление в человеческом обществе (социальное управление).
Различают две разновидности социального управления:
управление как элемент всякой трудовой деятельности человека;
управление как элемент взаимоотношений людей.
Процессы управления, присущие человеческому обществу, весьма разнообразны. Условно можно выделить: политическое управление, управление государством и управление экономикой или составляющими ее частями. В условиях рыночной экономики главным объектом управления является предприятие. Традиционно проблемы управления исследуются на крупных предприятиях, поэтому, когда говорят о "бизнес-менеджменте", прежде всего речь идет об управлении крупными корпорациями. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.
Управление неразрывно связано с кооперацией труда, которая предполагает разделение процесса труда между отдельными работниками и наличие прямой связи этих лиц. Управление вызывается производственной необходимостью согласовывать, координировать деятельность отдельных людей.
Производственное предприятие представляет собой сложную комбинацию технических, материальных и людских ресурсов. Технико - технологическая система и система социальной организации предприятия существуют в органическом единстве друг с другом. Проблема управления не сводится к одним лишь технологическим аспектам, требуя максимальной четкости, организованности, рациональности всех без исключения элементов, но предполагает изучение всей совокупности отношений и взаимоотношений между людьми в процессе производства, организации совместной деятельности людей, их взаимодействие со средствами производства и т.д.
Хотя управление образует особую, специфическую область человеческой деятельности, оно не существует само по себе как совершенно самостоятельный процесс, а включено в более широкую систему, определяющую видовые особенности управления. Видовые особенности формы управления определяются тем, каков предмет управления. Это не значит, что не существует общих принципов, закономерностей управления, относящихся ко всем его разновидностям. Эту группу закономерностей, как известно, рассматривает кибернетика, которая, исходя из общего, имеющего универсальное значение понятия управления, формулирует принципы, применимые в любой качественно своеобразной системе.
Управлению предприятием при всей его специфике присущи признаки управления вообще, проявляющиеся во всех процессах управления, будь то в природе, живых организмах или в обществе. Эти общие признаки включают в себя системность, детерминированность, управляющий параметр, обратную связь, направленность и т.д.
Помимо общих признаков управлению предприятием присущи также некоторые черты, свойственные видам социального управления.
Важный вопрос теории управления - это соотношение общих и специфических признаков управления. Преувеличение роли общих признаков в управлении предприятием несостоятельно и ведет к практическим ошибкам. Определяя сущность управления предприятием нужно иметь в виду, что в нем, как в любой другой системе, проявляются общие и специфические черты управления, последние полнее отражают сущность данной функции управления.
Общие закономерности управления проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, отработки информации и т.д., но сущность управления всегда неразрывно связана с самой управляемой системой, с ее специфическими закономерностями.
Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, ее многообразные аспекты.
В объективной реальности управление представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления. В процессе функционирования управление проходит различные этапы: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Органы и процессы управления различаются на различных уровнях и неодинаковы в различных социальных организациях. В управлении необходимо учитывать и согласовывать многообразные вопросы - политические, экономические, организационно- технические и социально-психологические.
В процессе управления осуществляется объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участников в единое целое. Исследования процессов синтеза всех элементов в единое целое, изучение управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления и является предметом изучения управления.
В теории управления используется логический метод и формулируются логические законы. Логика принятия управленческих решений в экономике в значительной степени поддается формализации. В связи с этим особое место в изучении проблем управления занимают экономико-математические методы.
Управление представляет собой сложное субъект-объектное соотношение. Управленческая деятельность становится все более научно- обоснованной благодаря развитию теории управления, но в то же время она остается также областью творчества, искусства. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладеть искусством творческого применения в конкретных ситуациях научных принципов управления.
Основные категории управления
Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре управления организацией.
К числу основных категорий менеджмента следует отнести:
понятие и сущность менеджмента;
виды менеджмента;
объекты и субъекты менеджмента;
функции менеджмента;
иерархия менеджмента;
организационная структура и схема управления;
принципы менеджмента;
методы менеджмента;
стиль руководства.
Виды менеджмента. Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
В зависимости от функциональной принадлежности - определенной сферы деятельности организации или её звеньев - менеджмент подразделяют на следующие виды:
стратегический менеджмент;
инновационный менеджмент;
персональный менеджмент;
менеджмент снабжения;
производственный менеджмент;
менеджмент маркетинга;
менеджмент качества;
финансовый менеджмент;
международный менеджмент;
экологический менеджмент.
Происходит становление частного предпринимательского управления, выполняемого индивидуальным собственником. В случае, если предприниматель (собственник) перепоручает управление специально приглашенному менеджеру, частное управление трансформируется в профессиональное управление.
Ситуационное управление концентрируется не на поиске лучшего образа действия или оптимального решения, а на обнаружении или выборе приемлемого, исходя из сложившихся обстоятельств, варианта. Оно требует широкой децентрализации и не может быть реализовано в условиях жестокой централизации.
Оперативное управление - это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения.
Предупредительное (профилактическое) управление состоит в заблаговременной подготовке к возможным и ожидаемым событиям с оценкой вероятности их наступления и последствий бездействия.
Конкурентное управление - это деятельность, связанная с выполнением заключения о несостоятельности должника, носит принудительный характер.
Адаптивное управление - характеризуется способностью управляющей системы реагировать на изменение внешней среды, оно предполагает непрерывность планирования, прогнозных оценок, учет неопределенности и т. д.
Выделяют также внешнее управление и внутреннее управление, демократическое управление - (согласительное на основе консенсуса и голосовательное на основе подчинения меньшинства большинству) и принудительное управление.
Понятие доверительного управления порождено понятием доверительной собственности - личного или государственного имущества, которое доверяется другим физическим или юридическим лицам. В отличие от принудительного конкурентного управления, доверительное управление не допускает передачу имущества в траст без соглашения трудового коллектива, даже если более 50% имущества акционируемого предприятия остается в государственной собственности. В некоторых товаропроизводящих отраслях России уже учреждены трастовые компании, функционирующие на основе доверительного управления.
Различают также научное управление и эмпирическое управление. Первое базируется на разработанных наукой рекомендациях, а второе - на опыте, здравом смысле.
Выделяют ещё селективное управление, т. е. управленческая деятельность, ориентированная на выделение приоритетных объектов (направлений) в целях ресурсной и иной поддержки. По отношению к ним применяются такие методы, как делегирование дополнительных полномочий, целевое финансирование, дотации, кредитные и налоговые льготы, субсидии, субвенции и преференции.
Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.
Объекты и субъекты менеджмента. В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.
Субъекты менеджмента - менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Рис. 1. Система управления
Категория "менеджер"* распространяется на:
руководителей линейного менеджмента: директоров, руководителей производственных подразделений среднего и нижнего звена управления;
руководителей функционального менеджмента: заместителей директора, руководителей функциональных подразделений и их частей (бюро, лабораторий, секторов);
организаторов определенных видов работ.

Объекты менеджмента - весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).
Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие, как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Такое деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем.
Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством информации.
Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения, как это было показано на рис. 1. На информационные входы управляющей подсистемы воздействуют факторы внешней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.
Кроме того, на информационные входы управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая по каналам обратной связи от управляемой подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы низовым структурным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения.
Функции менеджмента. Категория функций менеджмента является одной из фундаментальных в теории менеджмента.
Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.
Каждая функция менеджмента характеризуется однородностью содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.
В теории и практике менеджмента существуют различные подходы к классификации функций. В отечественной теории управления различают функции основные (общие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство авторов в состав общих функций включают: прогнозирование и планирование; организация работы; активизация и стимулирование; координация и регулирование; контроль, учет и анализ.
Все основные (общие) функции управления выполняются в каждом подразделении на любом уровне управления любой социально-экономической системы: планирование, организация, координирование, мотивация, контроль.
Конкретные функции управления - функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.
Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие характеристики: они обе требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.
Иерархия менеджмента. Менеджмент организации - понятие иерархическое, т. е. относящееся к вполне определенному уровню менеджмента.
Иерархия менеджмента - это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим, и наоборот.
В течение многих десятилетий организации создавали так называемые иерархические структуры менеджмента. Для этих структур характерно следующее принципиальное положение - иерархичность менеджмента, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний (см. рис. 2.). Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Рис. 2. Иерархические уровни менеджмента
Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная таким образом управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Руководителям высшего звена приходится затрачивать время на координирование работы руководителей среднего звена, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей нижнего звена, а те, в свою очередь, координируют работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате и образует уровни иерархии менеджмента (см рис. 2.).
Организационная структура и схема управления. Организационная структура - строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.
Физическое воплощение организационная структура находит в схеме управления. Назначение схем управления, как и всякого чертежа, - дать ясное представление о существующей или предполагаемой организационной структуре той или иной конкретной организации.
Схема структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей, и характер связей между ними.
Между частями структуры устанавливаются устойчивые связи, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи обеспечивают согласованность действий между элементами структуры и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения и необходимость их возникает при наличии нескольких уровней управления.
Принципы менеджмента. Принципы менеджмента - это важнейшие руководящие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.
К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
целостности;
иерархической упорядоченности;
целевой направленности развития;
научной обоснованности и оптимальности менеджмента;
оптимального сочетания централизации и децентрализации;
демократизации.
Главным принципом системного подхода является принцип целостности.
Принцип целостности системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокачественных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные результаты элементов. Все организации должны рассматриваться как системы во взаимосвязи, единстве и взаимодействии всех их функциональных сторон, компонентов и частей. При создании тех или иных объектов указанная тройственная целостность должна обеспечиваться путем соответствующих методов не только анализа, но и обязательно синтеза. Причем следует иметь в виду, что с системных позиций для эффективного развития системы имеют значение не любые связи, а лишь существенные связи между элементами системы, превосходящие по значению отношения их с элементами, не входящими в данную систему. Именно эти связи и определяют интегративные свойства системы, которые отличают её от простого конгломерата и выделяют из окружающей среды в виде целостного образования.
Интегративные качества присущи лишь целевой системе полностью, но не свойственны ни одному из её элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда следуют важные практические выводы о том, что система не сводится к простой совокупности элементов, что, расчленяя её на отдельные части и изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.
Принцип иерархической упорядоченности. Любая организация состоит из "семейства" расположенных друг над другом (или друг под другом) уровней управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация людей всегда является многоуровневой, многоступенчатой, т. е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается уже известным словом "иерархия".
Принцип целевой направленности (ориентации) развития. Целеполагание - это начало всякой управленческой деятельности. Ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения цели.
При создании любой системы (подсистемы), во-первых, должна быть четко определена цель функционирования, представляющая материально (информационно) определенную конечную часть целого; во-вторых, обеспечена целостность состава элементов для достижения заданной цели; в-третьих, установлен план функционирования, определяющий порядок взаимодействия элементов для выполнения функций по достижению заданной цели.
Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Для того, чтобы менеджмент стал научно обоснованным, необходимо соблюдение двух основных условий: постоянное изучение законов, закономерностей, принципов, методов и других компонентов науки управления; систематическое совершенствование практики менеджмента на основе последних достижений науки управления и обобщение передового опыта в руководстве организацией.
Управлять научно - это значит широко использовать в руководстве организацией системный, комплексный, ситуационный, расчетно-аналитический подход, широко использовать экономико-математическое моделирование, применение прогрессивных компьютерных технологий управления и др.
Уровень научного руководства определяется главным образом квалификацией руководителей и специалистов, их общей культурой, технико-экономической эрудицией.
Важнейшая задача менеджмента - обеспечение потребностей рынка с наименьшими затратами ресурсов: людских, материальных, денежных, энергетических и др. При этом суть оптимальности менеджмента состоит в выборе наиболее эффективного в конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т. п.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Организации же, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, называются децентрализованными.
Определить уровень централизации можно по следующим характеристикам:
Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше решений принимается нижестоящими руководителями, тем больше степень децентрализации.
Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если на среднем и нижнем уровнях руководители могут принимать решения, касающиеся управления затратами, связанными с материальными и трудовыми ресурсами и изменением направления деятельности организации, то налицо вариант децентрализованной организации.
Число функций, реализуемых на нижестоящих уровнях. Если на нижнем и среднем уровнях руководители принимают решения более чем по одной функции, то такая организация, по-видимому, децентрализованная*.
Уровень контроля за работой подчиненных. Руководство высшего звена в децентрализованной организации редко проверяет повседневные решения руководителей нижнего и среднего звеньев. Их оценивают в основном по результатам деятельности подразделений, например по уровню прибыльности и динамики развития организации.
Методы менеджмента. Реализация функций и принципов менеджмента осуществляется с помощью различных методов.
Методы менеджмента - способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации.
Содержание метода менеджмента в конечном счете сводится к ответам на вопросы: как, каким способом можно достичь цели управления? каким образом осуществлять управленческую деятельность?
Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента.
Принципы - основополагающие начала методов менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента (только на основе принципов) трудно добиться реализации целей и функций менеджмента. Кроме того, знание методов менеджмента позволяет разобраться в громадном количестве конкретных правил, приемов и частных способов управления.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Можно выделить следующие методы управления:
Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).
Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:
методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);
методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);
методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды деятельности.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические.
Организационно-административные методы основаны на прямых директивных указаниях. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их исполнением и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических методов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством такого воздействия, как экономическое соревнование, критика и самокритика, убеждение, авторитет*, личный пример, различного рода ритуалы и обряды.
Стиль руководства. Первоначально словом "стиль" называли стержень для писания на восковой доске, а позднее оно употреблялось в значении "почерк". В настоящее время стиль - это система постоянно применяемых методов руководства, своего рода почерк действий менеджера.
Стиль руководства - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых проблем и задач, реализуемых в практической деятельности конкретным менеджером.
Стиль управления - это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Определенному набору постоянно применяемых конкретным менеджером методов руководства соответствует вполне определенный стиль управления. Стиль руководства* - явление строго индивидуальное, определяемое конкретными специфическими свойствами человека, особенностями его работы с людьми. Стиль управления регламентируется личными качествами менеджера.
К настоящему времени наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей руководства предложено К. Левиным, который выделил авторитарный*, демократический* и либеральный стили.
Для авторитарного стиля управления характерна централизация власти и единоличное принятие решений. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и распоряжений, ставка делается на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления, неприятие инициативы подчиненных. Под началом автократа работать неприятно, так как подчиненные испытывают постоянный страх перед увольнением.
Демократический стиль управления характеризуется доверием к людям, стремлению к коллегиальному решению задач, систематическому информированию подчиненных о положении дел в коллективе. В коллективе царит доброжелательная атмосфера, правильная реакция на критику.
Либеральный стиль руководства характеризуется предоставлением полной самостоятельности, возможности индивидуального и коллективного творчества. Руководителей-либералов отличает безынициативность, пассивность, боязнь конфликтов, а его деятельность малоэффективна.
В чистом виде руководители указанных типов встречаются редко. Эффективность ситуационного подхода к управлению предусматривает применение в каждом конкретном случае преимуществ того или иного стиля управления.