К ХI веку в Западной и Центральной Европе сократились пространства, занятые лесами. В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы. Площади пахотных земель значительно расширились. Двуполье заменялось трехпольем. Улучшалась, хотя и медленно, техника сельского хозяйства. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных из железа. Больше стало садов, огородов, виноградников. Продукты земледелия стали разнообразнее, росли урожаи. Появилось много мельниц, обеспечивающих более быстрый перемол зерна.

Для изготовления железных орудий труда требовалось много металла. В Европе возросла добыча железной руды; усовершенствовалась плавка и обработка металлов. Развивалось кузнечное и оружейное дело. Население Европы уже не довольствовалось льняной одеждой. Распространялась выделка тканей из шерсти. С установлением феодального строя в хозяйстве произошли большие сдвиги: развивались как земледелие и скотоводство, так и ремесло.

В период раннего средневековья крестьяне сами мастерили нужные им вещи. Но, например, для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде. Среди крестьян выделялись “умельцы” – знатоки того или иного ремесла. В их семьях издавна накапливался трудовой опыт. Чтобы успешно заниматься своим делом, ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло должно было стать их главным занятием. Развитие хозяйства приводило к постепенному отделению ремесла от земледелия. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей – ремесленников.

Вещи, сделанные ремесленниками, были прочнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. В изделиях опытных мастеров нуждалось все больше людей. Но при сборе оброка значительную часть изделий “умельцев” бесплатно забирал феодал. Поэтому ремесленники убегали из поместий и переходили с места на место в поисках заказчиков и покупателей. Со временем бродячие ремесленники оседали. Их поселения возникали на перекрестках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Сюда часто приезжали, а потом и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи. В этих местах ремесленники могли сбыть свои изделия и купить сырье. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе возникали и росли города. Развивалось разделение труда между городом и деревней: в отличие от деревни, жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли.

Ремесленники производили все больше товаров – вещей для продажи. Они нуждались в сырье для изготовления своих изделий, в хлебе и других продуктов питания. С улучшением сельского хозяйства у крестьян оставались излишки, которые они везли продавать на городской рынок. Город был центром торговли с окружавшей его местностью.

Натуральное хозяйство в Европе сохранялось, но постепенно развивалось и товарное хозяйство. Товарным хозяйством называется такое хозяйство, при котором продукты труда производятся для продажи на рынке и обмениваются при посредстве денег.

Торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. На суше купцов грабили “благородные” разбойники – рыцари, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками.

Чтобы защитится от грабителей, купцы объединялись в союзы – гильдии. Они нанимали охрану и путешествовали большими группами.

Оживление торговли потребовало улучшения дорог. В некоторых странах, ранее всего во Франции, короли приказывали мостить главные дороги. Через реки строили деревянные и каменные мосты. Были значительно усовершенствованы корабли.

    • Предмет исторической географии
      • Предмет исторической географии - страница 2
    • История возникновения и развития исторической географии
    • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
      • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
    • Физико-географическое районирование Западной Европы
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
    • Отличительные черты физической географии средневековья
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
  • География населения и политическая география
    • Этническая карта средневековой Европы
      • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
    • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
    • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
    • Социальная география
      • Социальная география - страница 2
    • Численность населения, его состав и размещение
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
    • Типы сельских поселений
    • Средневековые города Западной Европы
      • Средневековые города Западной Европы - страница 2
      • Средневековые города Западной Европы - страница 3
    • Церковная география средневековой Европы
    • Некоторый черты географии средневековой культуры
  • Экономическая география
    • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
    • Системы земледелия и землепользования
      • Системы земледелия и землепользования - страница 2
    • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
  • География ремесла и торговли
    • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
    • Шерстяное производство
    • Горное дело, металлообработка судостроение
    • География ремесла отдельных стран Западной Европы
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
    • Средневековая торговля
    • Средиземноморский район торговли
      • Средиземноморский район торговли - страница 2
    • Северный район европейской торговли
    • Ареалы монетных систем
    • Транспорт и пути сообщения
      • Транспорт и пути сообщения - страница 2
  • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
    • Географические представления раннего средневековья
      • Географические представления раннего средневековья - страница 2
    • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
    • Картография раннего и развитого средневековья
  • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
    • Политическая карта
      • Политическая карта - страница 2
    • Социальная география
    • Демография позднего средневековья
      • Демография позднего средневековья - страница 2
      • Демография позднего средневековья - страница 3
    • Церковная география
    • География сельского хозяйства
      • География сельского хозяйства - страница 2
    • География промышленности
      • География промышленности - страница 2
      • География промышленности - страница 3
    • Торговля позднего феодализма
      • Торговля позднего феодализма - страница 2
      • Торговля позднего феодализма - страница 3
    • Транспорт и пути сообщения
    • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3

Средневековая торговля

Торговые сделки были характерны для средневекового общества во все века его существования. Даже в период раннего феодализма, при полном господстве натурального хозяйства, торговля окончательна не исчезала, хотя и не носила регулярного характера. Ее роль увеличилась с появлением товарно-денежных отношений, вызванных возникновением и развитием средневековых городов; торговая деятельность становится неотъемлемой чертой феодального общества.

Средневековая торговля имела ряд специфических особенностей. Ведущая роль принадлежала в ней внешней, транзитной торговле; натуральностью хозяйства, в принципе существовавшей в любом феодальном обществе, объясняется тот факт, что основная масса предметов потребления производилась в самом хозяйстве, на рынке приобреталось лишь то, чего не было (или не хватало) в данной местности. Это могло быть вино, соль, сукно, хлеб (в неурожайные годы), но чаще всего это были левантийские восточные товары.

Восточные товары (специи) подразделялись на две группы. К «грубым специям» относились различные ткани (шелк, бархат и пр.), квасцы, редкие металлы, т. е. те предметы, которые отмеривались и отвешивались на локти, квинталы или поштучно. Собственно «специи» измерялись на унции и гроссы; это были главным образом пряности (гвоздика; перец, имбирь, корица, мускатный орех), красители (индиго, бразиль), благовонные смолы, лекарственные травы. Роль восточных товаров в быту западноевропейских народов была чрезвычайно велика.

Целые отрасли европейской экономики (шерстоткацкое производство, например) зависели от заморских красителей и квасцов, мясная по преимуществу пища самых разнообразных слоев населения требовала большого количества острых приправ, наконец, ряд снадобий восточного происхождения (разные травы, истолченный рог носорога, даже сахар) являлись редкими и, как тогда казалось, единственными лекарствами. Но, несмотря на потребность европейского рынка в этих товарах, масштабы торговли ими, как будет показано ниже, были незначительны.

Внешняя, транзитная торговля прошла через все средневековье, меняя только свои масштабы, направление, характер. Иной была судьба местной, внутренней торговли.

Местная торговля, т. е. товарный обмен продукции ремесла и сельского хозяйства, в серьезных масштабах возникла в развитое средневековье, в результате развития городов и особенно после распространения денежной ренты. Господство денежной формы ренты привело к массовому вовлечению деревни в товарно-денежные отношения и созданию местного рынка. Поначалу он был очень узок: на нем выступала относительно небольшая часть крестьянской продукции, да и покупательные способности мелкого города были весьма ограничены; к тому же цеховая монополия и торговая политика городов принуждали крестьянина торговать только на данном рынке, только в соседнем городе.

Рыночные связи большинства средневековых городов были небольшими. Так, в Юго-Западной Германии городские дистрикты в целом не превышали 130-150 кв. км, в Восточной Германии - 350-500 кв. км. В среднем на континенте городки располагались в 20-30 км друг от друга, в Англии, Фландрии, Нидерландах, Италии - еще ближе. Известный английский юрист XIII в. Брактон полагал, что нормальное расстояние между рыночными местечками не должно превышать 10 км.

Очевидно, на практике существовало неписанное правило, по которому до ближайшего рынка крестьянин мог добраться за несколько часов (на быках!), чтобы успеть в тот же день вернуться обратно; такое положение считалось нормальным. В качестве товаров на таком рынке выступала самая разнообразная сельскохозяйственная продукция округи и необходимые массовому покупателю ремесленные изделия. Естественно, что характер этих рыночных связей был неустойчив и всецело зависел от урожайности текущего года.

С развитием производства возникает хозяйственная специализация разных областей по отдельным продуктам (хлеб, вино, соль, металлы) и меняется характер местной торговли. Она становится более регулярной, менее зависящей от различных внешних факторов, увеличиваются ее масштабы. Расширяются и торговые связи рыночных центров: возникают более крупные рынки, на которых концентрируется продукция не только ближайшей округи, но и более отдаленных мест, переправляющаяся затем в другие области и страны. Такими центрами, например, становятся Ипр, Гент и Брюгге во Фландрии, Бордо в Аквитании, Ярмут и Лондон в Англии.

Однако не следует преувеличивать масштабы этого процесса. Во-первых, он характерен только для отдельных районов континента, там, где специфика географических и исторических факторов создала особо благоприятные условия для ранней товарной специализации хозяйства; во-вторых, связи таких рынков оставались неустойчивыми и зависящими от различных, в первую очередь политических, обстоятельств. Так, Столетняя война прервала складывавшуюся виноторговлю Бордо в Англии и торговлю английской шерстью в Нидерландах; вхождение Шампани в состав Французского королевства затруднило приток фландрских и английских товаров на знаменитые шампанские ярмарки и послужило одной из причин их упадка. Формирование устойчивых областных, региональных рынков - явление, присущее в основном позднему феодализму; в эпоху развитого средневековья мы встречаем только отдельные его проявления.

Специфика торговли раннего и развитого средневековья заключалась в существовании в Европе двух основных торговых районов, отличавшихся значительным своеобразием, - южного, средиземноморского, и северного, континентального.

Торговля в средние века являлась делом очень трудным и опасным. Крупные партии товаров можно было перевозить только или по разбитым, ухабистым грунтовым дорогам. За проезд через владения каждого феодала купец должен был платить пошлину. Пользование мостами и переправами также было платным. Например, чтобы провезти товары по всему течению французской реки Луары, нужно было 74 раза платить пошлину. И когда купец довозил товар до места продажи, нередко оказывалось, что он заплатил пошлин больше, чем стоил самый товар. К тому же феодалы часто грабили купцов на проезжей дороге. А если ломалась телега и товары падали на землю, они переходили в собственность сеньора данной земли. Отсюда и пошла поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В средневековой Европе было два главных морских торговых пути. Один вёл через Средиземное море на Восток. Этим путём в Европу привозили много товаров из стран Азии и Африки - шелка, ковры, оружие. Чрезвычайно ценились в Европе восточные пряности, особенно перец. Он служил не только приправой к пище, но и лекарством от желудочных болезней. Сначала главную роль в торговле с Востоком играли византийские купцы. Потом её взяли в свои руки купцы двух итальянских портовых городов - Венеции и Генуи.

Второй морской торговый путь проходил через Северное и Балтийское моря и связывал Англию, Францию, Северную Германию, Фландрию, скандинавские страны, Польшу, Прибалтику, Русь. Заметное место принадлежало здесь русским городам - Новгороду и Пскову. По этому пути перевозились ткани и другие ремесленные изделия на Русь, в Швецию и Польшу, а отсюда на запад шли хлеб, корабельный лес, лён, воск и кожи.

Кроме того, существовало два главных речных пути. Один из них вёл из Адриатического моря по реке По через альпийские горные перевалы к реке Рейн и в Севернее море. Этой дорогой южные и восточные товары попадали в Северную Европу. Другой по реке Неман или по рекам Неве, Волхову и Ловати вёл из Балтийского (Варяжского) моря через Днепр в Чёрное (Русское) море и Византию. На Руси эту дорогу называли путём «из варяг в греки».

Ярмарки и банки

Купцы со всей Европы несколько раз в год съезжались в определённые города на ярмарки. Сеньор той области, где устраивались ярмарки, давал клятвенное обещание, что обеспечит безопасность купцов и сохранность их товаров. За это купцы платили ему пошлины. Особенно известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Здесь можно было приобрести индийский перец и скандинавскую сельдь, английскую шерсть и русский лён, шампанское вино и арабские клинки.

Этим же менялам отдавали деньги на хранение. Так появились банкиры (от итальянского слова «банка» - скамья, на которой они сидели во время ярмарок). Банкиры - владельцы банков, то есть хранилищ денег, быстро превратились в очень богатых людей, перед которыми заискивали даже короли и князья.

Товарно-денежное хозяйство

Развитие ремесла, торговли, банков подрывало господство натурального хозяйства. Если раньше крестьяне производили продукты только для собственного потребления и для уплаты оброка, то теперь они производили их и для продажи в городе. Феодалы тоже начали посылать в город для продажи продукты из своих поместий. А ремесленники вообще производили свою продукцию только для продажи. Продукция, предназначенная для продажи, называется товаром.

И ремесленники, и крестьяне, и феодалы за проданные товары получали деньги. Натуральное хозяйство стало уступать место товарно-денежному.

С развитием товарно-денежного хозяйства в жизни феодальной Европы произошли большие перемены. Установились торговые связи между различными областями. Например, Южная Франция производила теперь оливковое масло не только для себя, но и для продажи на Севере страны. Север Франции снабжал южные области своими сукнами, а из Восточной Франции привозили в другие районы железо. Юг, Север и Восток Франции уже не могли существовать друг без друга и стремились к объединению в едином государстве.

Усилились торговые связи и между отдельными странами. Жители разных стран лучше узнавали друг друга, обменивались ремесленными изделиями, передавали друг другу свои познания. Значит, с развитием товарно-денежного хозяйства двинулось вперёд и развитие культуры.

Но жизнь крестьян стала ещё более тяжёлой. Феодалам нужно было всё больше денег для того, чтобы покупать в городе различные предметы, дорогое оружие, тонкие сукна, вина, пряности. Эти деньги они стремились получить от крестьян и стали требовать уплаты оброка деньгами. Почти все деньги, которые крестьянин получал от продажи продуктов в городе, он должен был отдавать феодалу. Другие феодалы сами стремились выручить побольше денег от продажи собственных продуктов на городском рынке. Для этого они увеличивали оброк продуктами или заставляли крестьян больше работать на барщине. Феодальный гнёт становился невыносимым. Крестьяне всё чаще восставали против феодалов.

Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению классовой борьбы между крестьянами и феодалами.

Во второй половине VII в. наиболее промышленная часть Византийской империи попала в руки арабов. Арабам и до Магомета не была чужда торговая деятельность. В первое время после принятия ислама эта деятельность сильно ослабела, но когда полудикие кочевники сделались обладателями цветущих провинций, когда при Аббасидах появилась невиданная дотоле роскошь, старые коммерческие инстинкты проснулись с новою силою. Аббасидские халифы энергично поддерживали торговлю, прокладывали дороги, поощряли купцов.

Наряду с Дамаском, через который проходили караваны из Малой Азии в Аравию и Египет и наоборот, явились два еще более благоприятных для торговли центра: Бассора, господствующая над Персидским заливом, и Багдад, при слиянии Евфратского канала с Тигром; через Евфрат шли сношения с Малой Азией, Сирией, Аравией и Египтом, а центральная Азия соединялась с Багдадом караванным путем, шедшим через Бухару и Персию. Сказка о Синдбаде мореходе из «Тысячи и одной ночи» указывает на Малакку, как на крайний пункт, до которого доезжали торговцы; при Гарун Альрашиде (785-800 г.г.) они проникали и дальше. Гавань и рынок Кантона в Китае открылась для чужеземных купцов в 700 г., и арабские мореходы воспользовались этим довольно рано. При династии Танг (620-970 г.г.) китайские купцы сами огибали юго-восточный угол Азии, посещали Малабарский берег в Индии и нередко поднимались вверх по Персидскому заливу, обыкновенно до Сирафа (на восточном берегу залива). Торговля с Китаем, как и китайская шелковая промышленность, испытала жестокие удар во время восстания 875 г. Страна была разорена, чужеземные купцы подверглись насилиям.

Главным торговым центром теперь сделался Калах, на Малакке. Сюда съезжались китайские купцы с арабскими, чтобы обмениваться своими товарами и закупать местные произведения: алоэ, сандальное дерево, кокосовое, мускатные орехи, олово. Посещение Индии было еще легче. В различных ее пунктах, особенно на Цейлоне, были целые арабские колонии. Менее значительна была морская торговля с западом, с южным побережьем Аравии, с Эфиопией и Египтом. Главным центром тут был Аден. С севером поддерживались постоянные караванные сношения. В Иepyсалиме восточные купцы сбывали свой товар европейским пилигримам; богомольцы часто заходили в Дамаск и другие близлежащие торговые центры. Торговые сношения Леванта с западом поддерживались главным образом византийцами. Потребность в восточных товарах делалась все сильнее по мере того, как развивалась роскошь в восточной империи и выяснялась необходимость в восточных лекарствах. Торговые сношения, заглохшие было после арабского завоевания, возобновляются в IX в., несмотря на приказы императоров не водиться с неверными. В Антиохии, Трапезунде, Александрии греческие купцы получали от арабских необходимые им продукты. Из этих трех пунктов товары через Средиземное и Черное море и частью сухим путем через Малую Азию приходили в Константинополь, Фессалоники и Херсонес.

Торговля Европы с Левантом до крестовых походов

В северном направлении торговля шла двумя путями: восточным, через арабов, и западным - через византийцев. Арабские купцы по Каспийскому морю доходили до устьев Волги и затем вверх по реке достигали столицы волжских болгар (Булгары, между Симбирском и Казанью). Болгары ко времени прибытия арабских купцов скопляли у себя меха, оплачивая их арабскими же деньгами. Скандинавские купцы частью сами появлялись на Волге, частью привозили свои товары (меха, перья, китовый ус, ворвань, вероятно - шерсть) в Новгород, где обменивали их на арабские деньги. Таким образом между отдаленным югом и крайним севером установились правильные сношения; юг почти исключительно покупал, ибо в его товарах полудикие северяне почти не нуждались.

Западный (великий греческий) торговый путь шел из Черного моря вверх по Днепру, затем сушей до Ловати через озеро Ильмень, Волхов, Ладожское озеро и Неву - в Балтийское море. Он проходил через два главных торговых центра Руси: Киев и Новгород. Славяне вывозили в Царьград меха, мед, воск, рабов. Этим же путем преимущественно пользовались варяги. Западный путь держался гораздо дольше, чем восточный. Те товары, которые арабские купцы привозили на Волгу, а славяне - в Киев и Новгород, потреблялись главным образом в Германии, которая в обмен посылала меха, янтарь и пр. Славянские купцы и сами заезжали в Германию. Были торговые пути в юго-восточную Германию, но торговля там была очень незначительна. Благодаря скандинавским и немецким купцам, левантская торговля заходила даже в Англию.

Торговые сношения Франции с Востоком увеличились при Карле Великом, благодаря упорядочению администрации и установлению дипломатических сношений с аббасидским двором; но при преемниках Карла, из-за норманнских набегов и сарацинских пиратов, они почти совершенно прекратились, и левантские товары попадали во Францию чуть не исключительно через руки итальянских купцов.

Италия уже теперь, как и после крестовых походов, играла первенствующую роль в торговле Европы с Левантом. Из ее городов первое место по размеру торговли в эту эпоху занимали Амальфи на юге и Венеция на севере. Амальфи находился в постоянных торговых сношениях с арабами уже в 870 г.; его купцам, считавшимся подданными Византии, открыты были все греческие города для беспошлинной торговли. В Константинополе у них была своя контора. Они вывозили на запад греческие товары и доставляли любителям знаменитую греческую пурпурную шелковую ткань, несмотря на запрещение ее вывоза. В Антиохии у них были постоянные связи, в Иерусалиме - постоялые дворы; в египетских городах они были желанными гостями. В магазинах Амальфи всегда в изобилии находились самые драгоценные и редкие товары, особенно шелковые материи. Торговые законы Амальфи (Tabula Amalfitana ) сделались торговым правом Европы. Положение дел изменилось, как только Амальфи перешло во владение норманнов (1077). Из подданных Византии амальфитанцы поневоле сделались ее врагами; поддерживать конкуренцию с Венецией сделалось им не под силу, и их торговля стала быстро падать.

Венеция уже в IX в. имела постоянные сношении с Сирией и Египтом. Она вывозила на восток шерстяные материи, строевой лес из Далмации, оружие и рабов. Из Византии венецианцы привозили русские горностаевые меха, тирский пурпур и узорчатые материи. Венецианские галеры перевозили византийскую почту. Византийским императорам не нравилось, что венецианцы продавали сарацинам оружие и строевой лес, ибо как раз в это время велась энергичная борьба с мусульманами на море (критский поход Никифора Фоки). По настоянию Иоанна Цимисхия эта продажа была прекращена, но торговля с сарацинами не прекратилась. Дож Орсеоло (991-1009 г.г.) добился у императоров Василия II и Константина таможенного тарифа, обеспечивавшего венецианских купцов от произвола византийских портовых чиновников. Ввозная пошлина была определена в 2 солида с корабля, вывозная - в 15 солидов, с тем условием, что венецианцы не будут привозить на своих кораблях товаров амальфитанцев, барийцев и евреев (992). Около 1000 г. Орсеоло подчинил республике разбойничье население Далматинского побережья, что совершенно обезопасило путешествии в Византию. Особенно благоприятен для Венеции был диплом 1084 г., данный ей Алексеем Комнином в благодарность за помощь, оказанную ему Венецией в борьбе с Робертом Гвискаром. В силу этого диплома венецианцы получили право беспошлинной. торговли во всех портовых городах, принадлежавших империи. Амальфи за право торговать в Византии был обложен пошлиною в пользу Венеции.

Евреи-купцы до крестовых походов

Рассеянные по всему миру, евреи находились в условиях очень благоприятных для развития крупных торговых сношений. Только им обязана Европа поддержкой торговых сношений между крайним Западом и крайним Востоком. Они в буквальном - по тогдашнему - смысле проходили мир из конца в конец. Пользовались они четырьмя путями. Первый сначала шел морем из какой-нибудь южнофранцузской или испанской гавани до Фарамы в Египте, потом по суше через Суэцкий перешеек до Колсума (Клисма), оттуда Красным морем вдоль западного берега Аравии в Индийский океан. Другой морем приводил к устьям Оронта в Малой Азии, оттуда шел сушей через Антиохию и Алеппо к Евфрату, по Тигру в Персидский залив и Индийский океан; из Индийского океана была открытая морская дорога в Китай. Другие два пути были по преимуществу сухопутные: через Испанию и Гибралтарский пролив в Африку, по ее северному побережью в Сирию, затем в Вавилонию и оттуда через южные провинции Персии в Индию и Китай - или по европейскому материку до столицы хозаров (Итиль у устьев Волги), а оттуда по Каспийскому морю через Трансокеанию (Бухара) и страну уйгуров в Китай.

Европейские торговцы привозили на Восток евнухов, рабов и рабынь, византийские шелка, меха, сабли, а увозили на Запад мускус, камфару, алоэ, корицу и т.п. продукты; по дороге они развозили и местные товары. Рассыпанные повсюду еврейские общины очень облегчали отдаленные путешествия. В Германии в раннюю эпоху такие общины были, кажется, только в Майнце и Вормсе, но во Франции их было очень много, даже в селах: у каждого феодала имелся свой еврей, которому за известные платежи предоставлялось исключительное право отдачи денег в рост. Торговля была главным занятием евреев, и при хорошо организованной агентуре, при постоянных сношениях с Амальфи и Венецией, с Испанией и Русью, они всегда могли скоро и аккуратно исполнить какой угодно заказ. Драгоценности всякого рода, дорогое оружие, лошади арабских кровей из Испании, русские меха, восточные благоухания, ковры, шелковые и бумажные ткани - все это феодальный барон мог достать довольно скоро у ближайшего еврея. Правильной торговли, однако, не было, ибо потреблялись все эти товары в минимальном количестве.

Торговля в Европе до крестовых походов

Евреи и в раннее средневековье не были единственными купцами в Европе. Несмотря на покровительство, которым они пользовались со стороны королевской власти, им трудно было конкурировать с христианскими купцами, в силу нетерпимости католического общества. Когда можно было купить у еврея или у своего, все предпочитали последнее.

В центре торговли стояла Италия. С Германией сношения были довольно затруднительны; нужно было или обходить главный Альпийский хребет, или искать удобных проходов через горы. В Пиемонт и западную Ломбардию переваливали через большой Сен-Бернар; Симплон не пользовался популярностью, Сен-Готард не был даже известен; мало пользовались и рейнскими проходами (Лукманир и др.), так что наряду с Сен-Бернаром были в употреблении только два восточных прохода - Септимер и Юлиер. Главная торговля шла почти исключительно через Сен-Бернар; этим путем доставлялись преимущественно предметы, необходимые для церкви - ладан, воск, драгоценности.

Главным торговым городом в эту эпоху был Майнц. Немецкие купцы приезжали на ярмарки в Феррару и в Павию, куда Амальфи и Венеция посылали товары. Итальянские купцы за Альпами появлялись редко: они бывали, кажется, только в Регенсбурге и на ярмарке в Сен-Дени. С Францией, кроме альпийских проходов и Роны, можно было сноситься и морем. Путешествия французских купцов не простирались на восток дальше Амальфи, где они обменивали на восточные товары шерсть и краски. На запад по Средиземному морю французские купцы не ездили дальше Барселоны. Испания вывозила в ничтожном количестве свои минеральные богатства, причем Каталония и тогда шла во главе промышленного развития страны. Английская торговля шерстью существовала со времен Альфреда Великого, а торговля металлами - еще раньше. В англо-саксонскую эпоху велись сношения с Португалией, западный берег Франции, Фландрией, Германией. Главной потребительницей английской шерсти была Фландрия.

Слабое развитие торговых сношений объясняется господством натурального хозяйства. Население, рассеянное в селах, было замкнуто в обособленные хозяйственные группы, каждая из которых легко себя удовлетворяла. Все необходимое - хлеб, мясо, одежда, оружие - было дома; искать на стороне приходилось только предметы роскоши и церковные принадлежности. Существовали лишь слабые зародыши промышленности гончарной (на Юге Германии), оружейной и шерстяной; последняя всецело находилась в руках фризов, которые рано начали спускаться по Рейну, чтобы в обмен на свои материи получать из Верхней Германии хлеб и вина; в последующую эпоху (IX - X вв.) их поселения существовали в Майнце, Вормсе, Кельне, Страсбурге, Дуисбурге. Вообще, торговля была очень затруднена, как вследствие общей необеспеченности и тревожного времени, так и незначительного ее развития.

Крестовые походы

Расцвет левантской торговли

Эпоха крестовых походов знаменует поворот в истории европейской торговли. Уже один факт знакомства европейских рыцарей с роскошью Византии и Востока должен был значительно усилить спрос на восточные товары; кроме того, явилась возможность обходить Византию. Если раньше амальфитанские и венецианские купцы заезжали в сирийские портовые города, то это было исключением: обычными рынками были Византия и частью города сев. Африки.

Благодаря крестовым походам сношения с левантскими портами сделались регулярны. Воспользовались этим обстоятельством прежде всего три могущественных итальянских республики: Венеция, Генуя и Пиза. Обе соперницы Венеции только теперь получили возможность успешно конкурировать с нею: раньше они в тесном союзе вели упорную борьбу с сарацинами, которые владели Сицилией и Сардинией и своими кораблями затрудняли торговые сношения. В 1015-1016 гг. сарацины были вытеснены из Сардинии; в 1070 г. норманны завоевали Сицилию. Чтобы перевести на Восток шедших через Италию крестоносцев первого похода, нужны были корабли; их доставили Венеция, Генуя и Пиза, флоты которых и позже неоднократно участвовали в в военных действиях. Все это, конечно, делалось не даром. Итальянцам первым всецело открылись левантские порты. Теперь им не было необходимости делиться своими прибылями с греческими купцами; караваны из Багдада и Дамаска подвозили в Сирию товары в каком угодно количестве, и их можно было получать гораздо дешевле, чем в Константинополе или Херсонесе. Иepycaлимские короли и другие христианские князья предоставили генуэзцам, венецианцам и пизанцам полную свободу в торговых делах. Во всех приморских городах Леванта возникли итальянские колонии, причем генуэзцы и венецианцы захватили львиную долю в Сирии, а пизанцы - в Африке. Итальянские купцы предпринимали путешествия в глубину Азии и получали дорогие товары на месте. Это имело громадное значение, потому что торговля на Востоке в конце XI в. была такая же оживленная, как и при Аббасидах. Она теперь сосредоточивалась, главным образом, у южных берегов Аравии и в Персидском заливе (Аден и остров Кейш или Киш). Отсюда предпринимались путешествия в Индию и Китай (Канфу), сюда привозили мускус, алоэ, алойное дерево, перец, кардамон, корицу, мускатные орехи, камфору; персидская сера вывозилась в Китай, китайский фарфор в Грецию, греческая парча в Индию, индийская сталь в Алеппо, стекло из Алеппо в Йемен.

Самой большой эмпорией Востока был Багдад, куда стекались произведения Персии, Центральной Азии и Китая. До нас не дошло сведений о том, достигали ли европейские купцы до Багдада; но в северной Месопотамии полвека (1098-1144 г.г.) существовало эдесское графство, куда, вероятно, заезжали сирийские и армянские купцы. Главные транспорты шли через Алеппо в Антиохию, Лаодикею и Дамаск. Иерусалимское королевство сделалось значительным торговым государством; здесь, в больших чем когда-либо размерах, происходил торговый обмен между Востоком и Западом. Важнейшим портом королевства была Акка (Сен-Жан д"Акра); за нею следовали Тир, Бейрут, Яффа и др. Даже Иерусалим был значительным караванным центром, ибо туда вели торговые пути из Аравии и Египта. Наконец, самые владения крестоносцев производили много продуктов, которые массами отправлялись в Европу; фрукты (апельсины, лимоны, смоква, миндаль) из Триполи и Тира, вино из ливанских виноградников, оливки, сахарный тростник, хлопок и шелк в сыром и обработанном виде, триполийские шелковые ткани, тирское стекло и проч.

Итальянским и прочим европейским купцам (Барселона, Монпелье, Нарбонна, Марсель скоро пошли по следам Венеции, Генуи и Пизы, хотя и не могли сравняться с ними) открылся невиданный простор; их благосостояние стало быстро возрастать. В византийской империи итальянцы успешно конкурировали с местными купцами; первые три Комнина, особенно Мануил, всячески им благоприятствовали. Они стали отнимать рынки у византийцев, которым сильно вредил установившийся в Византии обычай чеканить низкопробную монету. Глухой ропот против западнической политики Комнинов перешел при Алексее II (1183) в открытую революцию, поднятую главным образом купцами и ремесленниками. Она сопровождалась избиением всех чужестранцев, большинство которых были итальянские купцы. Но византийская торговля от этого ничего не выиграла, а погром 1183 г. сделался одним из поводов для завоевания Константинополя крестоносцами четвертого похода (1204). При дележе Венеция, достигшая теперь апогея своего могущества, захватила почти все острова - Крит, Корфу, Евбею, - гавани Херсонес, Галиполи; в Константинополе она расширила свой квартал и приобрела такое влияние, что одно время была мысль перенести резиденцию дожа в столицу империи. Венеция сделалась первой торговой державой в Греции. С пизанцами она в 1206 г. заключила тесный союз; генуэзские купцы только в 1218 г. добились «statu quo ante». В 1247 г. итальянцы появляются в Киеве, в 1260 г. - в Крыму, около того же времени - в Азове; во владения иконийского султана они проникли очень рано; даже заклятый враг франков - никейский император Ласкарис - позволил венецианцам беспошлинно торговать у себя.

Возвращение Константинополя в руки византийцев (1261) доставило торговое преобладание Генуе, которая вскоре после того раздавила Пизу (1284) и победой при Курцоле нанесла сильный удар Венеции (1298). Основанная генуэзцами в Крыму Каффа подорвала торговлю венецианских черноморских колоний и заставила Венецию, особенно после разрушения Таны (Азова) монголами (1317), усилить свои сношения с сирийскими и египетскими портами. Левантская торговля через Сирию все больше и больше процветала. Акка, завоеванная было Саладином, в 1191 г. была взята обратно крестоносцами третьего похода и сделалась еще более блестящим торговым центром. Наряду с венецианцами, генуэзцами и пизанцами там появились теперь купцы из Флоренции, Сиены, Пиаченцы, а также англичане, провансальцы (из Монпелье и Марселя), испанцы (из Барселоны). Кипр сделался при Лузиньянах значительной эмпорией; небольшая Киликийская Армения давала свободный проход купцам.

С сирийскими портами успешно конкурировала египетская Александрия. Товары, шедшие через Александрию, проходили водою все огромное пространство от Китая и Индии до Венеции, Марселя и Барселоны, за исключением небольшого клочка суши между Красным морем и Нилом. Это было дешевле, скорее и вернее. Склады Адена, с их громадными запасами восточных товаров, лежали близко от этого пути; египетские купцы встречались там с персидскими и индийскими. В Красном море торговали почти исключительно арабские купцы, у которых в Йемене был благоустроенный порт Зебид. Египетские купцы на африканском континенте высаживались в Айдабе (близ мыса Эльбеа), оттуда караванным путем добирались до Нила, а по Нилу до Александрии. Здесь собирались главным образом товары со всего Востока; здесь получали их европейские купцы. Александрию посещали не только купцы средиземноморских портов Западной Европы и византийцы, но, вероятно, и немцы, и даже русские. Первенствовали и тут Генуя, Пиза и Венеция. Христианским владетелям в Сирии это не нравилось; при заключении в 1156 г. договора с Пизой, иерусалимский король Балдуин IV грозил, что если ливанские купцы будут продавать фатимидскому султану железо, строевой лес и смолу, то эти товары будут отниматься у них силою. И после падения Фатимидов сношения итальянцев с египетскими султанами не прекращались; в 1208 г. Венеция заключила с Египтом договор. На пути между востоком и западом немалую роль играл остров Кипр.

С появлением монголов открылись новые пути, по которым западные купцы, умевшие ладить с татарами, проникали в самое сердце великой монгольской державы. Один вел из Малой Армении или из Трапезунда в Персию и через Багдад и Персидский залив морем в Китай, другой - из южной России через Центральную Азию в Китай. С открытием сообщения с Востоком через Черное море торговый оборот Запада еще больше увеличился. Время от конца ХIII до конца XIV в. было эпохой наиболее оживленного обмена Европы и Азии. С XV в. начинается упадок. Пути, которые в течение трех столетий обогащали Европу, стали забываться; на них появились османы. Открылись новые пути; другие нации забрали в свои руки наследие великих итальянских республик.

Возрождение европейской торговли

Открытие Европе Левантских портов сейчас же отозвалось целым рядом серьезных последствий. Итальянцы переняли у Востока секреты его производства; различные отрасли промышленности выросли в городах Апеннинского полустрова. Городские классы стали крепнуть и развиваться; мелкие феодалы, затруднявшие торговлю своими разбоями и бесчисленным количеством всевозможных пошлин, пришли в упадок; более крупные князья старались привлечь купцов в свои владения, оделяя их привилегиями, устраивая для них рынки и ярмарки; купцы организовались в гильдии, города - в союзы. Торговля притягивает к себе все больше и больше сил, как из аристократии, так и из вилланов, которым «городской воздух давал свободу».

В центре европейского торгового оборота по-прежнему стоит Италия. От нее расходятся во все концы Западной Европы торговые пути: один идет морем через Гибралтарский пролив и Ламанш мимо Франции и Англии во Фландрию, другой от Лионского залива по Роне и Соне вглубь Франции и по Мозелю и Рейну к Немецкому морю; третий переходит через Альпы. Первоначально главным проходом продолжал оставаться большой Сен-Бернар; с ним соперничали Септимер и Бреннер; но постепенно приобретают популярность другие проходы системы Роны и Рейна - Лукманир, Гримзель, Симплон. Сен-Готард все еще не был известен. Европейские купцы вытеснили еврея, как прежде сирийца; европейский обмен делается мировой торговлей. Натуральное хозяйство уступает производству на рынок; в первое время после начала крестовых походов разве только полотняные ткани продолжали производиться дома, но лен уже тогда стал вытесняться шерстью. Фландрия первоначально господствовала на шерстяном рынке, перерабатывая в тонкие сукна английское сырье; но со времен Эдуарда III, призвавшего к себе фламандских мастеров, и Англия перестала ограничиваться выделкой простых, грубых материй и научилась более совершенным приемам. С обеими странами все более и более победоносно конкурирует Италия, в особенности Флоренция и Лукка. В огромном количестве потребляла Европа восточные курения, благоухания, пряности, целительные средства; в Германии только теперь появились дрогисты. Швеция и Англия посылали через Альпы металлы; в самых Альпах начиналось горное дело; Золинген, Пассау, Регенсбург славились своим оружием; несколько позднее по всей Европе распространилась слава миланских панцирей.

В XIII в. мировая торговля получила сильный толчок благодаря знаменитым шампанским ярмаркам во Франции. Их было шесть; они действовали почти без перерыва поочередно в Ланьи, Баре, Провене и Труа (в двух последних - по два раза). Для немецко-итальянской торговли еще важнее оказалось открытие Сен-Готардского прохода.

Развитие торговых оборотов вызвало резкую перемену во взглядах на денежную прибыль. Феодальному хозяйству была незнакома торговая сделка, предполагающая прибыль. Каноническое право резко осуждало всякий процент; всякая денежная операция подводилась под понятие ростовщичества. Эти нормы были обязательны для христиан; поэтому все кредитные сделки находились в руках евреев. С расширением торговых оборотов возникли новые требования, к услугам которых явилось реципированное римское право. Болонские юристы провозгласили законность роста; формулу их, смягченную толкованиями позднейших глоссаторов, должна была признать и церковь. Кредитные операции флорентийских банкиров охватили собою всю Западную Европу. Наряду с крупными банкирскими домами функционировали банкиры, удовлетворявшие во Франции, Германии и Англии потребностям мелкого кредита.

В связи со всеми этими условиями вырастает значение Ганзы, великого немецкого купеческого союза, возникшего в XIII в. в видах расширения и облегчения немецкой торговли за границей. Основой для нее послужили местные торговые гильдии, городские союзы и торговые дворы (ганзы) за границею. Из последних древнейший - стальной двор в Лондоне, основанный кельнцами в XII в. Отдельные городские союзы постепенно стали объединяться в один общий, первое место в котором принадлежало Кельну на западе и Висби на востоке; но с конца XIII в. стал выдвигаться Любек, и под его руководством создалась великая Ганза, сосредоточившая в своих руках торговлю в Немецком и Балтийском морях, начиная от Новгорода и кончая Англией; сфера ее деятельности заходила и дальше, до Португалии и Испании.

В XII в. случился крупный факт, имевший большое влияние на европейскую торговлю: вымер род графов Шампани, поддерживавших ярмарки. Капетинги повысили ярмарочные пошлины, что нанесло сильный ущерб итальянцам. Затеянная Филиппом IV Красивым война с Фландрией нанесла сильный удар процветанию шампанских ярмарок; конкуренция ярмарок в Лионе и в Женеве довершила их упадок. Их роль перешла к Фландрии; итальянские купцы удалились из Франции, и там стало складываться свое национальное купечество, одним из ранних представителей которого является Жак Кэр, министр финансов Карла VII.

Другим выдающимся фактом этой эпохи был последний расцвет венецианской торговли. Генуэзская торговля пала, как только турки захватили Византию, а затем и главную черноморскую колонию Генуи, Кафу. Генуя подпала под власть Милана, как полувеком раньше Пиза - под власть Флоренции. Торговому расцвету Венеции, кроме упадка ее соперников, способствовало широкое развитие ее промышленности. Производство шелка, шелковых материй, бархата, парчи, сукон, полотна, кружев, хлопчатобумажных материй, оружия, ювелирных вещей, стеклянных изделий и прочего позволяло венецианцам удерживать за собою рынки даже тогда, когда получение левантских товаров стало затруднительно. Яркая картина торговых оборотов Венеции набросана в отчете дожа Мочениго, относящемся к 1420 г. Вся Европа, особенно Германия (Нюрнберг и др. города) учились торговому делу в Венеции. В Германии - Констанце, Равенсбурге, Ульме, Аугсбурге - также появляются крупные независимые купцы.

1 |

Добавить в закладки

Добавить комментарии