Практическое задание №1 Приведите примеры профессий, для которых характерны перечисленные неблагоприятные влияния на здоровье. Факторы,воздействующие на здоровье Изодня в день постоянная психоэмоциональная нагрузка Интенсивный изматывающий ритм работы Продолжительное пребывание на жаре или холоде, на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении Шум и вибрация Влияние промышленной пыли или токсических веществ Длительная нагрузка на зрение Необходимость работать в ночное время Продолжительное нахождение на ногах, физические нагрузки Повышенная опасность травматизма. Примеры профессий или видов деятельности, сопровождающихся ими.

Слайд 28 из презентации «Профессии урок» . Размер архива с презентацией 1416 КБ.

Обществознание 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Ледокол Ленин» - История мирного атома в России: ледокол «Ленин». Объект: исторические условия развития атомной энергетики в освоении российского Севера. Введение. Приложение. Глава II. Конец 40-х гг. Атомный флот СССР §2. XX в. § 1. Общая характеристика исторического развития СССР после Великой Отечественной войны. §2.

«Мораль тест» - по теме «Личность и моральная ответственность». Человечность Гуманизм Мораль Нравственность. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. 3. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые. 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. Выберите правильный ответ. 4. Выберите правильный ответ.

«Профессия портной» - Необходимы знания по математике, черчению, рисованию, анатомии и физиологии человека. Содержание деятельности: Семафорная, 261. Можно работать: Средняя; высокая. Ручные работы производятся иглой, ножницами, булавками. Рабочие операции, производимые в процессе изготовления одежды: Образование: С данными учебными заведениями сотрудничает ЦЗН. Заработная плата зависит от сложности и срочности выполняемых работ, уровня профессионализма.

«Страна Россия» - Города России. Цели и задачи. Празднование Пасхи В ночь на Ивана Купалу. Санкт - Петербург. Памятники России. Москва Томск Санкт-Петербург. Классный час в 8 классе «Страна, в которой мне хотелось бы жить». От места расселения большей частью и приняли свое название славяне. Томск. Традиции и обычаи. История появления страны на карте мира. Традиции и обычаи страны. Географическое положение. Цель?Формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране. Города. ? Памятники России.

Для характеристики отдельных профессий используется физиологическая классификация трудовой деятельности , согласно которой существуют шесть форм трудовой де­ятельности:

1. Труд, требующий значительного мышечного напря­жения . В настоящее время этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (работа грузчика, землекопа, кузнеца ). Эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами 17-25 МДж (4000-6000 ккал ) в сутки .

Физический труд, развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы, но и имеет ряд отрицательных последствий . Это:

§ социальная неэффективность труда, связанная низкой производительностью,

§ высокое напряжение физических сил,

§ потребность в длительном отдыхе (до 50% рабочего времени).

2. Групповые формы труда - конвейер .

Особенности этой формы труда

§ дробление процесса на операции,

§ заданный ритм,

§ строгая последовательность выполнения операций,

§ автоматическая подача деталей к рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом .

Чем меньше времени затрачивает работ­ник на операцию, тем монотоннее работа .

Монотония - ведущая отрицательная особен­нось труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению .

Основа монотонии - преобладание процесса тор­можения в корковой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей.

При этом

- снижается возбудимость анализаторов,

- рассеивается внимание,

- снижается скорость реакций

И быстро наступает утомление .

3. Механизированные формы труда .

При этой фор­ме труда энергозатраты рабочих находятся в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки .

В условиях механизированного производства наблюдается

Уменьшение объема мышеч­ной деятельности,

В работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспе­чить большую скорость и точность движений, необходимые для управления механизмами.

Однообразие простых действий, однообразие и ма­лый объем информации в процессе труда приводят к монотонности труда.

4. Формы труда, связанные с частично автомати­зированным производством .

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса

непо­средственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм.

Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, из­влечь обработанную деталь .

Характерные черты этого вида труда


Ø Монотонность,

Ø повышенный темп и ритм работы,

Ø утрата творческого начала.

Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированного труда является:

§ готовность работников к действию и связанная с ней быст­рота реакции на устранение возникающих неполадок.

Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» бы­вает различным по степени утомительности и зависимости от отношения человека к работе , срочности необходимого действия, ответственности предстаящей работы .

5. Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное зве­но - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

6. Интеллектуальный (умственный) труд .

Этот -труд представлен:

§ профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы ),

§ и вне материального производства (врачи, учителя, писатели, художники, артисты ).

Интеллектуаль­ный труд характеризуется

§ необходимостью переработки большого объема информации

§ мобилизацией памяти, вни­мания,

§ активации процессов мышления,

§ напряжения эмоциональной сферы.

Для данного вида труда характерна гипокинезия , т.е. значительное снижение двигательной активности че­ловека , приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения .

Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Когда у работника снижается работоспособнось, выражающееся в количественном и качественном ухудшении результатов труда, возникающая в результате выполнения труда большой тя­жести, напряженности или продолжительности, возникает утомление.

Утомление - это физиологическое состояние, сопро­ждающееся чувством усталости, снижением работоспоности, вызванное интенсивной или длительной работой, выражающееся в ухудшении количественных и качественых ­показателей работы и прекращающееся после отдыха .

Веляют два основных вида утомления , связанных с харак­тером деятельности .

· утомление физическое обусловлено интенсивной физической нагрузкой

· и утомление умственное обусловлено напряженностью высших функций , та­ких, как память, внимание, информационная деятельность, творческая активность .

В зависимости от интенсивности нагрузки выделяют утомление острое и хроническое.

Ø Острое утомление возникает вследствие чрезвычайных нагрузок .

Характеризуется быстотой развития, резким снижением работоспособности,

до отказа деятельности.

Ø Хроническое утомление медленное развитие, формируется в результате длительного воздействия трудовой нагрузки, не носящей чрезвычайного характера .

В ходе продолжающейся работы возникает со­стояние дефицита компенсаторных возможностей организма и нормализации функций не происходит.

Если время восстановления исходной работоспособности превышает 16-24 часа , то возникает хроническое утомление , т.е. переутомлении.

Профилактика утомления :

· рациональные движения - они должны быть плав­ными, исключая резкую смену темпа и напряжения;

· эллиптическая форма траектории движения - це­лесообразно прямолинейное, соответствующее анатомичес­кой структуре суставов;

· рациональное устранение лишних движений,

· периодические изменения позы человека во время работы .

· Чередование работы и перерывов очень важно для орга­низации рационального режима труда и отдыха.

Ø Перерывы в течение рабочего дня необходимы для повышения работос­пособности и предупреждения утомляемости .

Ø Чем тяжелее и напряженнее работа , тем раньше после начала смены (или для второй половины дня - после обеденного перерыва) вводится регламентированный перерыв, а в некоторых случаях два или три .

Ø Продолжительность их: от 5-10 до 15-30 минут , причем чем тяжелее и напряженнее работа, тем длительнее переры­вы.

Отдых необходимо рационально организовывать: целесообразно проведение производственной гимнастики , что снижает утомляемость, увеличивает производительность труда на 3-15%.

Активный отдых более эффективен по сравнению с пассивным .

Пассивный отдых целесооб­разен при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное воздействие на изменение функционального состояния организма человека. Многообразие форм трудовой деятельности делится на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется, в первую очередь, повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью.

Подобное разделение труда (на тяжелый или напряженный) условно, т.к. физический труд обязательно сопровождается нагрузкой на ЦНС и наоборот, интеллектуальная работа - мышечным компонентом (например, поддержание рабочей позы).

2. Значение напряженности труда

Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем организма человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.

Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и в особенности функций органов чувств.

Профессиональный психофизиологический отбор – это система мероприятий, направленных на выявление людей с определенными уровнями развития психофизиологических качеств, которые наиболее полно соответствуют требованиям конкретных специальностей.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС, т.е. определяется нервным, психоэмоциональным напряжением, длительностью и интенсивностью интеллектуальной нагрузки.

Напряженность труда является одним из психофизиологических факторов профессионального отбора и характеризуется эмоциональной нагрузкой

на организм при труде, требующем интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели.

Для того чтобы правильно подобрать человека на конкретное рабочее место, нужно знать нагрузку, которой он может подвергнуться, а для её определения необходимо провести оценку условий труда.

Для оценки напряженности трудового процесса используют “Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса “Руководство Р 2.2.755-99”.

При проведении оценки напряженности труда учитывают следующие показатели: интеллектуальные нагрузки, сенсорные нагрузки, нагрузки на зрительный анализатор, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса выделяют три класса условий труда:

    класс 1 - оптимальный (напряженность труда легкой степени) - условия труда, которые обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

    класс 2 - допустимый (напряженность труда средней степени) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.

    класс 3 - напряженный труд - условия труда, которые характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомство.

Напряженный труд (класс 3) подразделяется на три степени:

    класс 3.1 - характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания;

    класс 3.2 - определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, появлению начальных признаков профессиональной патологии;

    класс 3.3 - характеризуется воздействием уровней вредных факторов, приводящим, как правило, к развитию профессиональной патологии, росту хронической патологии, повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

При проведении аттестации рабочего места по напряженности рекомендована методика, изложенная в п. 3.

В свершении любого трудового процесса участвуют различные элементы, основные из которых представлены на рисунке 2.1.6.

Рисунок 2.1.6– Элементы трудового процесса

Каждый из указанных элементов оказывает влияние как на сам процесс, так и на его безопасность. Объектом деятельности является материал, который должен получить новую форму, новые свойства и превратиться в продукт деятельности. Но не всякий труд непосредственно связан с созданием материальных ценностей. Например, преподаватели, обучая рабочих, врачи, внедряя оздоровительные мероприятия, способствуют повышению производительности труда, снижению заболеваемости, а, следовательно, косвенно участвуют в сфере производства.


Принято условно делить труд на физический и умственный. Физический труд характеризуется его тяжестью. Физическая работа может быть статической и динамической. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Статическая работа характеризуется произведением массы груза на длительность его удержания и считается более утомительной по сравнению с динамической работой.

Умственный труд характеризуется его напряженностью. Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. К физиологическим показателям оценки напряженности труда относят:

Частоту сердцебиений (недопустимо превышение допустимого значения более чем на 28 ударов в 1 мин);

Ритмичность сердцебиений;

Артериальное давление (недопустимо превышение верхней границы более чем на 30 мм рт. ст., нижней - на 15 мм рт. ст.);

Частота дыхания, которая не должна быть выше значения частоты дыхания в состоянии покоя (от 7 до 22) более чем на 30 циклов в минуту. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда:

Рисунок 2.1.7– Виды трудовой деятельности

· Формы труда, требующие значительной мышечной энергии - Ручной труд вид трудовых операций без применения механизированных средств, требует повышенных энергозатрат от работника(4000-6000 ккал), вредные производственные факторы действуют на работника интенсивно, т.к. он находится в эпицентре их генерации. Экономически не эффективен;

· Механизированные формы труда – энергозатраты 3000-4000 ккал/сут, в условиях механизированного пр-ва наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются дистальные отделы конечностей, отмечается монотонность труда; Механизированный труд бывает:

- комплексно- механизированный – основные и вспомогательные процессы выполняются машинами и механизмами и вредными производственными факторами являются шум, пыль, вибрация и т.д.;

- механизированный – неполная механизация;

-механизировано-ручной – механизировано-ручные пневмо- и электроинструменты.

· Формы, связанные с частично автоматизированным производство м – человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, человек обслуживает механизмы и управляет электронной техникой. Особенности этого вида: монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность;

Автоматизированный труд подразделяется на:

- комплексно-автоматизированный – управление осуществляется с дистанционных щитов и пультов управления. Основной вред - нервно-психические перегрузки;

- автоматизированное производство управление с пультов, но они находятся не изолированно (как в предыдущем случае), а в цехе рядом с оборудованием. Вредные факторы, характерные для данного производства: химические вещества, пыль и т.д. Преимущество этого вида труда в сокращении числа работников на вредных производствах.

· Групповые формы труда – конвейер: разделение общего процесса на конкретные операции, синхронность работы, монотонность, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении, снижается возбудимость анализаторов, внимание, уменьшается скорость реакции;

· Формы интеллектуального труда – физические нагрузки минимальны, происходит мобилизация памяти, внимания, развивается гипокенезия - снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. К интеллектуальному труду относятся:операторский труд; управленческий; творческий; труд преподавателей, торговых, медицинских работников и работников сферы услуг; труд учащихся и студентов.

Все работы согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.2.4.548-96 в зависимости от интенсивности общих энергозатрат организма делят на три категории тяжести:

Ia - работы с интенсивностью энергозатрат до 120ккал/ч (до 139 Вт), производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и т. п.);

- работы с интенсивностью энергозатрат 121...150ккал/ч (140...174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера на производствах и т. п.);

IIа - работы с интенсивностью энергозатрат 151...200ккал/ч (175...232 Вт), связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, на прядильно-ткацком производстве и т. п.);

IIб - работы с интенсивностью энергозатрат 201...250 ккал/ч (233...290 Вт), связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (в механизированных, литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.);

III - работы с интенсивностью энергозатрат более 250 ккал/ч (более 290 Вт), связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.).

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) –11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), –12,5...15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), –16,3...18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5–10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя–на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе–на 40...50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов вычислительных машин на 60... 100 %.

Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии. Энергозатраты зависят от условий трудовой деятельности. В нашей стране существует гигиеническая классификация труда в основу которой положены факторы производственной среды, трудового процесса и степень их влияния на здоровье и работоспособность людей. Она включает в себя четыре класса (рис. 2.1.8).

Условия деятельности по уровню риска гибели человека могут быть классифицированы в зависимости от величины рисков , относящихся к одному человеку в течение года – индивидуальный летальный риск (таблица 2.1.4). Предельно допустимой величиной остаточного индивидуального риска принято считать 1·10 -6 , что закреплено в законодательстве ряда стран и используется при экспертизе различных технических систем по уровню риска. Если результат расчетов превосходит указанную величину, то в проект должны быть внесены соответствующие изменения, направленные на снижение риска.