Структурированность означает наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы.

Иерархичность. Четыре иерархически соподчиненных класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности и образуют модель «матрешки» (рис. 15).

Рис. 15. Иерархия педагогических технологий.

1) Метатехнологии (социально-политический уровень).

2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

3) Модульно-локальныемезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.

4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и четкости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспектов.

В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности).

Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

Процессуальность

Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс - развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

Управляемость. Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой ее ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами с целью коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Инструментальность – инструментальная обеспеченность комплексом учебно-методи­чес­ких, дидактических средств и инструментов, сопровождающих основные операции образовательного процесса (учебники, методические материалы на всех видах носителей информации, оборудование, ИКС и т.п.)

Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

Прогнозируемость результатов является обобщенным качеством любой технологии, и выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей.

Своеобразие обучения как системы управления состоит прежде всего в том, что управляемый процесс учения, усвоения осуществляется всегда конкретной личностью, но сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при осуществлении основной технологии обучения они не всегда могут быть учтены.

Поэтому педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется степенью его вероятности и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата.

Наиболее известный метод для организации учебы детей с аутизмом

Структурированное обучение - это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации) Университета Северной Каролины. Структурированное обучение - это подход к обучению детей с аутизмом. В рамках стратегии используются разнообразные методы обучения навыкам (визуальная поддержка, РЕСS - система коммуникации с помощью обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные/ритмические стратегии, метод игровой терапии Гринспэна). Ниже мы даем подробное обоснование использования структурированного обучения как одного из подходов в работе с аутичными детьми.

Эрик Чоплер, основатель Отделения ТЕАССН в начале 1970-х годов, дал обоснование структурированного обучения в своей докторской диссертации (2). Оно заключающееся в том, что аутичным людям обработка зрительной информации дается легче, чем обработка вербальной информации на слух.

Пример класса, организованного по принципам структурированного обучения, включая деление на разные зоны и визуальную поддержку.

Что такое cтруктурированное обучение (1)

Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Структурированное обучение - это определенные условия, в которых должен обучаться ученик, а не «где» и «когда» его нужно обучать (т.е. скорее, учит тому, как учиться).

Структурированноеное обучение - это система организации среды обучения для аутистов, развития необходимых навыков и помощи аутистам в понимании требований учителя.

Структурированное обучение использует зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации, учитывая то, что для них бывает сложно отделить важную информацию от несущественной.

Структурированное обучение - это конструктивный подход к сложностям поведения аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Трудно контролируемое поведение может быть результатом следующих особенностей аутистов:

Трудности с пониманием языка;
- трудности с употреблением языка;
- трудности с построением социального контакта;
- трудности, связанные с нарушением обработки сенсорного импульса;
- отказ от перемен;
- предпочтение привычных схем действий и распорядка;
- трудности в организации деятельности;
- трудности сосредоточения на предмете, актуальном на данный момент;
- отвлекаемость.

Структурированное обучение повышает уровень самостоятельности ребенка (выполнение задания без подсказки взрослого), что является важным и универсальным умением.

В статье рассматриваются характеристики данного подхода. Важно помнить, что для эффективного его использования необходимо оценить индивидуальные сильные стороны и персональные нужды учащегося.

Совместное занятие с поддержкой тьюторов в классе, организованном по принципам структурированного обучения.

Основные компоненты структурированного обучения

Структурированное пространство

Визуальное расписание

Компоненты процесса обучения

Структурированное пространство

Это структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения. В этой связи важно, как мы расположим мебель и материалы для обучения (1) в различных зонах, как-то: в классах, на игровой площадке, в мастерской, в спальне, в коридорах, раздевалках/комнатах хранения и т.д.

Внимание к материальным структурам важно по ряду причин:

Они обеспечивают организацию пространства для аутичных учащихся;
- четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец;
- такая организация минимизирует отвлекающие визуальные и аудиальные факторы.

Степень структурирования пространства зависит от уровня самоконтроля ребенка, но не от уровня развития его когнитивных навыков. По мере того, как учащиеся становятся более самостоятельными, уровень структурирования пространства постепенно понижается (5).

Пример: Высокофункциональный аутист может обладать ограниченной способностью к самоконтролю. Ему необходимо более структурированное пространство обучения, чем ребенку с более низким когнитивным уровнем, но лучше контролирующим себя.

Структурированное пространство состоит из ряда частей:

Местоположение. Структурированное пространство необходимо во всех помещениях, в которых аутичный ученик проводит время, включая классы, игровые площадки, мастерские, спальни, коридоры, раздевалки/комнаты хранения.

Дизайн. Четкие визуальные и материальные границы: мебель в классе (книжные шкафы, панели, полки, столы, коврики, разделяющие перегородки) должна быть расставлена таким образом, чтобы обозначить наличие нескольких зон с разным назначением. Для визуального обозначения границ можно использовать разные по цвету напольные покрытия или цветную клейкую ленту для пола. Как правило, дети с аутизмом не сегментируют пространство интуитивно, как это делают нейротипичные дети. В больших и открытых пространствах аутичному ребенку трудно ориентироваться, т.к. ему трудно понять:

- что происходит в каждой конкретной зоне;
- где каждая из зон начинается и заканчивается;
- как проще всего попасть в нужную зону.

Если расставить мебель так, чтобы обозначить четкие границы разных по назначению зон, это снизит для ребенка возможность хаотично передвигаться по помещению. Визуальные границы можно затем провести и внутри конкретных зон.

План экспериментального АВА-класса в Москве с учетом принципов структурированного обучения. На плане виден сенсорный уголок для перерывов на отдых и “разгрузки” учеников от стресса, а также парты с перегородками. Проект поддерживается фондом “Выход”. Фото: страница проекта в Facebook .

Пример: Во время группового прослушивания рассказа дети находятся на территории, ограниченной ковровым покрытием или цветной клейкой лентой на полу. Это облегчает аутичным детям понимание того, что этот конкретный вид деятельности происходит в этой зоне. Цветную клейкую ленту можно использовать в спортивном зале для того, чтобы обозначить ту зону, в которой проводится определенный вид упражнений, например, разминка.

Пример: Во время приема пищи детей можно разместить таким образом, чтобы у каждого ребенка было свое место, обозначенное конкретным цветом. Такое обозначение будет визуально и физически ограничивать персональное пространство каждого ребенка во время еды за общим столом.

Визуальные подсказки помогут детям лучше ориентироваться в пространстве и меньше полагаться на помощь взрослых.

Минимизация визуальных и аудиальных отвлекающих факторов

Визуальные отвлекающие факторы можно минимизировать следующим образом:

Покрасить все помещение (стены, потолки, доски и т.д.) приглушенным цветом (например, кремовым);

Минимизировать визуальный «шум» в виде развешенных на стенах работ учащихся, сезонных украшений, и разложенных учебных материалов;

Использовать покрывала/занавески, чтобы накрыть или отгородить полки с ненужными в данный момент материалами и другие отвлекающие объекты (компьютер, копировальная машина, телевизор/видеопроектор и т.д.);

Хранение оборудования и материалов в другой зоне. Пример: В игровой зоне ограничьте число игрушек, которые могут использовать дети, а затем еженедельно обновляйте состав: выкладывайте «новые» и убирайте «старые»;

Используйте естественное освещение, сокращая время работы отвлекающих флуоресцентных ламп. Используйте шторы и жалюзи, если солнечный свет слишком ярок, создавая при этом теплую и спокойную среду;

Использование отсеков для индивидуальной работы учащихся, помещенных в угловой части класса или отгороженных от столов для групповой работы также сократит визуальные отвлекающие факторы;

Тщательный выбор мест для аутичного ребенка в классе с нейротипическими детьми.

Пример: Тони, ученика с аутизмом, посадили впереди класса таким образом, чтобы он не видел дверь, окна и полки с учебными материалам, что минимизирует визуальные отвлекающие факторы;

Действие слуховых отвлекающих факторов может быть снижено с помощью ковровых покрытий, более низких потолков в помещении, акустической плитки, использования наушников или плейера;

В любой структурированной среде должны быть зона получения инструкций, зона самостоятельной работы, зона отдыха и досуга. В классной комнате это могут быть следующие зоны: маленькая зона групповой работы, зона самостоятельной работы, зона работы учителя с учеником один на один, зона отдыха (игры, досуга), спокойная зона на случай истерики у ребенка. Все эти зоны должны иметь четкие визуальные границы, чтобы ребенок с аутизмом понимал назначение данного участка пространства.

Еще раз повторим, что все зоны конкретного назначения должны иметь четкие визуальные границы. Важно помнить, что в каждой из зон могут присутствовать отвлекающие факторы, и минимизировать их.

Организация. Для эффективного применения метода структурированного обучения пространство должно быть высокоорганизованным. Важно, чтобы различные учебные материалы и вспомогательные средства обучения хранились вне зоны видимости учащихся, но в то же время так, чтобы учитель во время урока легко мог извлечь и применить требующийся ему материал. Пример: Отгороженная высокими перегородками зона хранения непосредственно в классе была бы удобным способом организовать пространство с соблюдением вышеописанных требований.

Аутичных учащихся важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д. Пример: В игровой зоне на полках можно поместить изображения игрушек, которые должны стоять на данной полке, чтобы помочь учащимся расставить игрушки по местам.

Визуальное расписание занятий

Определение: Визуализированное расписание занятий - это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности.

Визуализированные расписания важны для детей с аутизмом по следующим причинам:

Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося.

Помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя.

Снижают уровень тревожности у аутичных детей и, следовательно, частоту поведенческих проблем посредством высокого уровня предсказуемости происходящего для учащихся.

Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени (например, перемена после урока), а также готовит учащихся к возможным изменениям.

Помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы (5). Визуализированное расписание может использоваться во всех зонах (класс, спортивный зал, в зоне трудотерапии, логопедических занятий, дома, в воскресной школе и т.д.)

Визуализированное расписание использует стратегию «сначала-потом», т.е. «сначала ты делаешь ¬¬___, затем ты делаешь ¬¬___» (но не «если-тогда»). Такая стратегия позволяет модифицировать при необходимости изменить то, что ожидается от учащегося «сначала» (упражнение, вид деятельности, задание). Модификации могут понадобиться в части завершения задания, большей или меньшей помощи учителя, в зависимости от перемен в состоянии учащегося и его способности воспринимать информацию. Затем ученик может перейти к следующему виду деятельности, который тоже визуализирован в расписании.

Пример: Учащемуся слишком сложно закончить ряд примеров по математике из-за тревожности, сенсорной перегрузки, сложности с обобщением, внешними и внутренними отвлекающими факторами, изменениями и т.п. Задание может быть изменено так, что он должен выполнить всего 3 примера сначала, а затем у него будет перемена, как и указано в визуализированном расписании.

Расписание может включать различные виды социального взаимодействия (например: показать завершенную работу учителю/родителю для получения подкрепления, что требует соответствующих языковых форм приветствия и обращения к собеседнику).

Можно повысить мотивацию учащегося выполнить до конца менее привлекательные задания, перемежая их с более привлекательными для него видами деятельности, включенными в визуализированное расписание. Пример: располагая «компьютер» в визуализированном расписании после «математики», вы мотивируете учащегося выполнить задание по математике, т.к. после завершения его он перейдет к «компьютеру».

Учащегося с аутизмом необходимо обучить использованию визуализированного расписания, а затем его нужно использовать постоянно. Его нельзя считать «костылями», от использования которых можно со временем отказаться. К визуальному расписанию нужно относиться, как к своего рода постоянному вспомогательному техническому средству. Для учащегося с аутизмом постоянное использование визуализированного расписания является очень важным навыком, т.к. оно способно помочь ему снизить зависимость от других людей на протяжении жизни - в школе, дома, в обществе.

Разработка визуального расписания

Расписание должно быть организовано в формате «сверху вниз» или «слева направо», а также в него должна быть заложена для учащегося возможность отметить, что определенный вид деятельности закончен.

Пример: вычеркнуть или пометить задание как выполненное, переместить карточку с заданием в конверт или коробку «выполненное», провести линию, отделяющую выполненное от не выполненного и т.п.

В каждый конкретный момент времени перед учеником должны быть представлены два пункта расписания, чтобы он постепенно понял, что виды деятельности следуют друг за другом, а не каждый сам по себе.

Для визуализации расписания можно использовать множество различных форматов в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ученика.
Пример: расписание может состоять из отдельных объектов, может представлять собой скрепленные между собой листки с обозначением видов деятельности, папку с файлами, доску, с которой можно стереть выполненное задание, липкую ленту по краю парты с прикрепленными в определенной последовательности карточками с видами деятельности и т.п.

Можно использовать различные системы обозначений видов деятельности: реальные объекты, фотографии, картинки в реалистическом стиле, коммерческие системы картинок.

Индивидуальное расписание

Для аутичного ребенка необходимо разработать индивидуальное расписание в дополнение к общему классному расписанию.

Индивидуальное расписание даст ученику важную информацию в визуальной форме, к пониманию которой он подготовлен.

При составлении визуализированного расписания для аутичного ребенка необходимо внимательно отнестись к длине расписания (количество включенных видов деятельности). Количество пунктов в расписании может быть изменено в случае, если какой-то из предстоящих видов деятельности вызывает у ученика тревогу, если происходит перегрузка информацией в конкретный момент времени.

Пример: учащегося возбуждает перспектива «времени отдыха» в расписании. Если в самом начале дня он увидел в расписании «время отдыха», его внимание поглощено этой перспективой и в результате в течение всего утра он будет нетерпелив, не сможет сосредоточиться на актуальных видах деятельности. В таком случае выданное учащемуся визуализированное расписание должно состоять всего из нескольких пунктов, предшествующих времени отдыха. Индивидуальный подход - ключ к успешной работе с ребенком.

Сверка с расписанием

Некоторым учащимся могут понадобиться опорные сигналы-напоминания о том, что необходимо свериться с расписанием, какой вид деятельности следует за только что закончившимся и куда для этого нужно перейти.

Пример: Такие визуализированные подсказки могут представлять собой ламинированные разноцветные полоски с написанным на них именем учащегося, палочки или кусочки картона с нарисованной на них галочкой и т.п.

Эти визуальные подсказки помогают учащемуся независимо от взрослого переходить от одного вида деятельности к другому, сверяясь при этом с расписанием.

Ребенок, который полагается на подсказки взрослого, а не на опорные сигналы в дополнение к расписанию, не будет полностью понимать важного значения расписания и не будет успешно им пользоваться.

Пример индивидуальных визуальных расписаний учеников в классе, основанном на структурированном обучении.

Переходы

Некоторые учащиеся нуждаются в том, чтобы взять в руки карточку или объект с обозначением следующего вида деятельности и физически переместить его в место, где будет происходить следующий вид деятельности. Это может быть необходимо в силу того, что у ребенка повышена отвлекаемость во время перехода из одной рабочей зоны в другую. Эта особенность не связана напрямую с когнитивным или вербальным уровнем развития ребенка.

Пример: Есть неговорящие учащиеся-аутисты, развитие которых соответствует когнитивному уровню более младшей возрастной группы, однако они способны лучше удерживать внимание и не нуждаются в переносе карточки с обозначенным на ней следующим видом деятельности в новую зону. С другой стороны, есть дети с более высоким уровнем когнитивного развития, которые легко отвлекаются и нуждаются в опорном объекте для перехода к следующему виду деятельности в предназначенной для него зоне.

Компоненты процесса обучения:

Компоненты процесса обучения включают в себя Систему презентации задания и Визуальную структуру .

Системой презентации задания называется системная и организованная подача заданий/материалов с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого. Важно отметить, что системы презентации могут использоваться для заданий любого типа и любых видов деятельности (работе над академическими навыками, повседневными практическими навыками, досуговых занятиях и развлечениях). Каждая система, независимо от вида деятельности, должна включать ответы на следующие вопросы:

- Какую работу необходимо выполнить? В чем состоит задание? (например, рассортировать предметы по цвету, выполнить примеры на сложение и вычитание двузначных чисел, приготовить бутерброд, почистить зубы и т.д.)

- Каков объем работы? Нужно визуально представить студенту в точности, какой объем работы он должен выпонить. Например, если студенту нужно вырезать 10 этикеток для баночек с супом, не нужно давать ему целую пачку и ждать, что он сам поймет, что сначала нужно отсчитать, а потом вырезать 10, и тогда задание будет считаться выполненным. Даже если аутичному ребенку объясняют, что вырезать нужно только 10, при виде целой стопки он может впасть во фрустрацию, начать тревожиться из-за того, что он не понимает, сколько в точности этикеток он должен вырезать.

Необходимо помнить о том, что аутичные дети обрабатывают в первую очередь информацию, поступающую по визуальному каналу, поэтому его может выбить из колеи вид большого объема работы, например, целой пачки этикеток для вырезания. Предложите ему только те материалы, которые строго необходимы для выполнения конкретного задания, чтобы избежать непонимания точного объема работы.

- Когда я закончу выполнять данный вид работы? Студент должен сам понять, когда задание выполнено. Это может быть ясно из самого задания, также можно использовать таймеры либо визуальные сигналы, например, на листе с заданиями поставить красную точку, обозначающую конец заданий на данном занятии.

- Что последует за этим? Ученик мотивирован на успешное завершение предложенного задания, если за этим должно последовать подкрепление: непосредственное материальное подкрепление, какой-то любимый вид деятельности, перемена, деятельность по желанию учащегося. В некоторых случаях ученика мотивирует сама перспектива того, что данное занятие будет закончено.

Опыт структурированного обучения и использование систем презентации задания свидетельствует о том, что общая продуктивность работы ученика повышается, если у ученика есть возможность понять, какой объем работы он должен выполнить и когда он должен закончить (1). Использование систем презентации помогает организовать самостоятельную работу аутичного ребенка благодаря структурированному и системному подходу.

Примеры различных систем презентации, от самой простой к самой сложной:

Последовательность слева направо, коробка/папка для выполненной работы- в правом углу. Это самое конкретное воплощение системы презентации, когда задания располагаются слева от рабочего места (на полке, в папке, корзинке и т.д.). Ученику объясняют, что ему нужно взять предмет с заданием слева, выполнить задание м положить справа в ящик (папку, коробку и т.п.)

Обозначения при помощи символов (цветом, формой, буквами, цифрами). Такая система презентации требует овладения более сложным навыком, так как учащийся должен выполнить рабочие задания в последовательности, обозначенной символически.

Пример. У студента есть полоска с последовательностью чисел от 1 до 10, прикрепленных к ней липучкой. Слева находятся задания, также помеченные числами. Сначала учащийся должен наклеить числа с полоски на задания. Таким образом ученик устанавливает для себя порядок, в котором он далее будет выполнять эти задания.

Надписи. Такая система требует более продвинутого навыка самоорганизации и представляет собой список заданий в порядке выполнения.

Визуальная cтруктура. Визуальные опорные сигналы должны быть включены в задание/вид деятельности учащегося, что поможет ему не ждать вербальной или физической подсказки от учителя для понимания того, что именно он должен сделать (2). Ученик может использовать хорошо развитый навык визуального распознавания для того, чтобы понять задание/содержание деятельности без помощи учителя. Таким образом, визуальные опоры создают лучшие возможности для успешной самостоятельной работы ребенка.

Учащиеся с аутизмом испытывают трудности в обработке порой очевидной информации в окружающей среде и временами фокусируют свое внимание на несущественных деталях. Для того чтобы помочь ученику сосредоточиться на главном при выполнении задания, его ежедневные виды деятельности/задания должны включать следующие компоненты:

Визуальная инструкция. Ученику нужно презентовать задание так, чтобы он смог выполнить его последовательно, опираясь на визуальную инструкцию. Визуальная инструкция помогает ученику провести серию последовательных шагов для достижения поставленной цели. (2) Визуальные инструкции могут иметь разные формы:

Сами материалы задания определяют необходимые действия (например, собрать пирамидку: кольца лежат в коробке слева, стержень стоит справа, т.е. опять соблюдается последовательность слева направо).

Графическое изображение (например, нарисованы контуры тарелок и приборов для еды, на которые учащийся должен поставить реальные предметы).

Рисунки предметов (например, картинки игрушек или одежды на тех местах, куда ребенок должен их положить при обучении ребенка навыку содержать в порядке свои вещи).

Письменная инструкция (пошаговое описание выполнения задания или последовательных действий, например, утреннего режима или правильного написания слова).

Образец завершенного задания (например, картинка, выполненная другим учеником).

Визуальная организация - это презентация учебных материалов и организация пространства таким образом, чтобы минимизировать влияние посторонних сенсорных стимулов. Визуальная организация может включать в себя использование емкостей для организации материалов (например, материалы для каждого вида деятельности кладутся в отдельную коробку, буквы алфавита не сваливаются в коробку, а прикрепляются к специальному лотку и т.п.), визуальные границы зоны, включенной в какое-либо задание (например, использование клейкой ленты для ограничения площади пола, которую ученик должен пропылесосить).

Визуальная четкость. Целью визуальной четкости является выделение важной информации, главных понятий, частей инструкции и ключевых материалов. Задание должно быть построено так, чтобы в самом построении содержалась подсказка ученику, на каких деталях следует сосредоточить внимание. Такие детали выделяются цветом, картинками, цифрами или буквами. Визуальная четкость способствует самостоятельной работе ученика без направляющей роли взрослого (2). На самом конкретном уровне визуальная четкость проявляется в ограничении объектов на рабочем месте ученика лишь теми материалами, которые необходимы ему при выполнении конкретного задания (ненужные или дополнительные материалы должны быть убраны с его рабочего места) (2). Другие примеры визуальной четкости: использование цветового кода (у каждого ребенка свой цветовой индентификатор и по цвету он находит свое рабочее место, стул во время групповых мероприятий, а так же шкафчик для хранения своих вещей, рабочих материалов, место за столом во время ланча и т.д.); использование этикеток (при сортировке предметов).

Использование метода визуального структурирования позволяет обучить ребенка с аутизмом выполнять задания самостоятельно без подсказок и направляющей роли взрослого. Ученики смогут работать самостоятельно в течение различных отрезков времени в любой среде (дома, в школе, в мастерской) над освоением любого навыка, академического, практического и т.д.

Заключение

Стратегия структурированного обучения позволит учащемуся с аутизмом научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности. Важно отметить, что различные системы обучения и терапии: сенсорная интеграция, система коммуникации с помощью обмена картинками, игровая терапия Гринспэна, АВА, - успешно совмещаются со стратегией структурированного обучения.

Ссылки

1. Division TEACCH. Division TEACCH Training Manual, revised January 1998. Chapel Hill, NC.

2. Division TEACCH. Visually Structured Tasks: Independent Activities for Students with Autism and Other Visual Learners, March 1996. Chapel Hill, NC.

3. Harris, Sandra L. and Jans S. Handleman. Preschool Programs for Children with Autism. Austin, Pro-Ed, 1994.

4. Johnson, Kathleen. “Autism 101” Training. CESA 6, Oshkosh, WI. March 16-17, 2000.

5. “Structured Teaching”, 15 August, 1998. Division TEACHH, Chapel hill, NC http://www.unc.edu/depts/teacch/

6. Trehin, Paul. “Some Basic Information about TEACCH”, Autisme France. 23 March 2000. http://www.unc.edu/depts/teacch/

4.1. Среды передачи

4.1.1. Кабели на основе витой пары проводников

4.1.1.1. Рабочие характеристики передачи

В СКС используют кабельные компоненты с рабочими характеристиками передачи следующих категорий:

6 - неэкранированные (UTP) и экранированные (ScTP, FTP, SFTP) кабели на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом и рабочим диапазоном частот до 250 МГц;

5e - неэкранированные (UTP) и экранированные (ScTP, FTP, SFTP) кабели на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом и рабочим диапазоном частот до 100 МГц;

5 - неэкранированные (UTP) и экранированные (ScTP, FTP) многопарные кабели на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом и рабочим диапазоном частот до 100 МГц;

3 - неэкранированные (UTP) многопарные кабели на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом и рабочим диапазоном частот до 16 МГц.

Многопарные кабели на основе витой пары проводников с рабочими характеристиками передачи категорий 3 и 5 могут быть использованы только в магистральных подсистемах СКС для передачи сигналов низкоскоростных приложений (например, аналоговая и цифровая телефония).

Исключение из приведенных выше правил представляют многопарные кабели для внешней прокладки, рабочие характеристики которых обычно не выходят за рамки первого и второго уровней. Такие кабели состоят из одножильных медных проводников калибров 19 AWG (0,9 мм), 22 AWG (0,64 мм), 24 AWG (0,5 мм) или 26 AWG (0,4 мм) в термопластиковой изоляции и предназначены для передачи сигналов приложений передачи речи и низкоскоростных данных (кабели типа OSP) или приложений передачи речи, высокоскоростных данных и видео (широкополосные кабели типа BBOSP).

4.1.1.2. Эксплуатация кабелей в местах с высокими температурами

Монтаж кабельных сегментов возможен в пространствах (например, воздуховодах, шахтах (стояках), помещениях, не оборудованных системами контроля микроклимата (склады), производственных помещениях и т.п.), температура окружающей среды которых может быть выше 20 °C.

Для обеспечения соответствия требованиям к вносимым потерям (IL) моделей канала и постоянной линии рекомендуется уменьшать длины кабельных сегментов в зависимости от средней температуры окружающей среды в местах их прокладки, с помощью применения температурного коэффициента вносимых потерь.

В таблице 2 приведены значения возможных изменений длины кабельных сегментов в зависимости от температуры окружающей среды в месте прокладки кабелей и температурного коэффициента вносимых потерь (0,4% на 1 градус Цельсия).

Таблица 2

Температура, °C

Увеличение вносимых потерь, %

Длина кабеля, м

Уменьшение длины кабеля, м

При расчете данных, приведенных выше, учитывались 10 м аппаратных и коммутационных шнуров в соответствии с моделью канала.

4.1.1.3. Кабели горизонтальной подсистемы

Общие положения

Требования, установленные в настоящем разделе, распространяются на кабели на основе симметричной витой пары проводников, предназначенные для использования в горизонтальной кабельной подсистеме.

Кабели горизонтальной кабельной подсистемы состоят из одножильных проводников калибров 22 - 24 AWG в термопластиковой изоляции, сформированных в четыре витые пары, покрытые общей термопластиковой оболочкой, с одинарным экраном из фольги или двойным экраном из фольги и проволочной сетки в качестве дополнительных элементов.

Все кабели, построенные на основе симметричной витой пары проводников, имеют волновое сопротивление 100 Ом.

Примечания. 1. Запрещено использование многопарных кабелей на основе симметричной витой пары проводников любой категории рабочих характеристик передачи.

2. Не допускается использование жгутованных кабелей.

Формирование пучков кабелей во время монтажа, при соблюдении требований раздела 5, не приводит к образованию жгутованного кабеля и не считается запрещенной практикой.

Цветовое кодирование проводников и пар в 4-парных кабелях горизонтальной подсистемы соответствует схеме, приведенной в таблице 3.

Таблица 3

Проводник

Цветовой код

Аббревиатура

Бело-голубой

Бело-оранжевый

Оранжевый

Бело-зеленый

Бело-коричневый

Коричневый

Экранированные кабели

Применение кабелей на основе витой пары проводников для поддержки работы телекоммуникационных приложений иногда требует использования экрана. Экранирование проводников кабеля помогает улучшить защиту от электромагнитного излучения, создаваемого носителями сигналов, и невосприимчивость к воздействию электромагнитных помех от внешних источников. Способность экрана создавать определенные преимущества для кабельной системы зависит от множества факторов. К этим факторам можно отнести рабочие характеристики компонентов кабельной системы, специфические методы и тщательность монтажа, а также конструктивные особенности и способы подключения активного оборудования.

4.1.1.4. Кабели магистральной подсистемы

Общие положения

Требования, приведенные в настоящем разделе, распространяются на кабели на основе симметричной витой пары проводников, предназначенных для использования в магистральной кабельной подсистеме.

Кабели магистральной подсистемы построены на основе одножильных проводников калибров 22 - 24 AWG в термопластиковой изоляции, сформированных в четыре витые пары, покрытые общей термопластиковой оболочкой, с одинарным или двойным экраном из фольги и проволочной сеткой в качестве дополнительных элементов.

Все кабели, построенные на основе симметричной пары проводников, имеют волновое сопротивление 100 Ом.

Цветовое кодирование проводников и пар в 4-парных кабелях магистральной подсистемы соответствует схеме, приведенной в таблице 3.

Разрешается использование многопарных кабелей на основе симметричной витой пары проводников с рабочими характеристиками передачи категорий 3 и 5 в магистральной кабельной подсистеме.

Применение многопарных кабелей ограничивается передачей однородных сигналов низкоскоростных телекоммуникационных приложений (с рабочей полосой частот до 1 МГц).

Примечание. Допускается использовать для внешней прокладки многопарные кабели, рабочие характеристики которых не выходят за рамки первого и второго уровней, при условии, что кабели состоят из одножильных медных проводников калибра 19 AWG (0,9 мм), 22 AWG (0,64 мм), 24 AWG (0,5 мм) или 26 AWG (0,4 мм) в термопластиковой изоляции и предназначены для передачи сигналов приложений передачи речи и низкоскоростных данных (кабели типа OSP) или приложений передачи речи, высокоскоростных данных и видео (широкополосные кабели типа BBOSP).

Экранированные кабели

Применение кабелей на основе витой пары проводников для поддержки работы телекоммуникационных приложений иногда требует использования экрана. Экранирование проводников кабеля помогает улучшить защиту от электромагнитного излучения, создаваемого носителями сигналов, и невосприимчивость к воздействию электромагнитных помех от внешних источников. Способность экрана создавать определенные преимущества для кабельной системы зависит от множества факторов, таких как рабочие характеристики компонентов кабельной системы, специфические методы и тщательность монтажа, а также конструктивные особенности и способы подключения активного оборудования.

Экранированные кабели на основе симметричной витой пары проводников, используемые в магистральной кабельной подсистеме, должны соответствовать всем требованиям общих положений.

Особенностью экранированных кабелей является добавление к конструкции неэкранированного кабеля гальванически непрерывного экрана, расположенного вокруг четырех пар под общей оболочкой. Одинарный экран состоит из спиральной или продольной металлической или ламинированной металлом пластиковой ленты, двойной - из ленты и сетки, состоящей из луженых неизолированных одножильных медных проводников калибра 26 AWG. К экранам добавляется луженый медный дренажный проводник калибра 26 AWG, находящийся в гальваническом контакте с металлической поверхностью ленты.

4.1.2. Волоконно-оптические кабели

4.1.2.1. Общие положения

Волоконно-оптические кабели, используемые в СКС, предназначены для внутреннего и внешнего применения. Конструкция волоконно-оптических кабелей содержит от двух до нескольких волокон различного типа и размеров в буфере или оболочке.

Существуют следующие основные типы кабелей:

Распределительный кабель состоит из двух и более волокон, собранных вместе или в виде отдельных многоволоконных элементов; используют при монтаже протяженных сегментов кабельной системы и в тех случаях, когда все волокна терминируются в одном месте (например, на одной коммутационной панели или в одном настенном оптическом шкафу);

Соединительный кабель или шнур состоит из одного или двух волокон, усиленных элементами жесткости (арамидным волокном); предназначен для приложений коммутации на небольших расстояниях. Одноволоконный шнур часто называют "симплексным", а двухволоконный - "дуплексным". Дуплексный шнур может состоять из двух симплексных кабелей, оболочки которых соединены между собой, или из двух волокон, покрытых общей оболочкой. Такие шнуры используют в качестве аппаратных и коммутационных шнуров (перемычек);

Композитный кабель состоит из двух и более кабельных модулей, представляющих собой отдельные распределительные волоконно-оптические кабели, покрытые общей оболочкой так, что при монтаже каждый из таких модулей может быть отделен от общей конструкции и терминирован в отдельном месте.

Цветовое кодирование кабелей представлено в 4.1.2.7.

4.1.2.2. Рабочие характеристики передачи

Рабочие характеристики передачи волоконно-оптических кабелей, используемых в СКС, приведены в таблице 4.

Таблица 4

Тип оптического волокна

Рабочая длина волны, нм

Максимально допустимое затухание, дБ/км

Минимально допустимый коэффициент широкополосности, МГц x км

Многомодовое 50/125 мкм

Многомодовое 62,5/125 мкм

Одномодовое внутреннего применения

Одномодовое внешнего применения

4.1.2.3. Характеристики кабелей внутренней подсистемы

Конструкция оптических 2- и 4-волоконных кабелей, предназначенных для использования в горизонтальной кабельной подсистеме и COA, должна обеспечивать минимально допустимый радиус изгиба 25 мм в условиях эксплуатации при отсутствии сил натяжения.

Конструкция оптических 2- и 4-волоконных кабелей, предназначенных для монтажа в трассах горизонтальной подсистемы методом протягивания, должна обеспечивать минимально допустимый радиус изгиба 50 мм при силе натяжения 220 Н.

Конструкцией всех остальных кабелей внутреннего применения должен быть обеспечен минимально допустимый радиус изгиба, эквивалентный 10 внешним диаметрам кабеля при отсутствии сил натяжения и 15 внешним диаметрам кабеля - при силе натяжения, не превышающей максимально допустимые пределы.

4.1.2.4. Характеристики кабелей внешней подсистемы

Конструкцией волоконно-оптических кабелей внешнего применения должна быть исключена возможность проникания влаги во внутреннее пространство кабеля.

Волоконно-оптические кабели внешнего применения должны выдерживать силы натяжения не менее 2670 Н.

Конструкцией волоконно-оптических кабелей внешнего применения должен быть обеспечен минимально допустимый радиус изгиба, эквивалентный 10 внешним диаметрам кабеля при отсутствии сил натяжения и 20 внешним диаметрам кабеля - при силах натяжения, не превышающих максимально допустимые пределы.

4.1.2.5. Кабели горизонтальной подсистемы

Конструкция волоконно-оптических кабелей, используемых в горизонтальной подсистеме, должна быть построена на основе многомодовых оптических волокон 50/125 или 62,5/125 мкм, одномодовых оптических волокон или любой их комбинации. Отдельные волокна или их группы подчиняются правилам цветового кодирования, приведенным в 4.1.2.7.

Примечание. Одномодовые волоконно-оптические кабели используют ограниченно (по требованию пользователя).

4.1.2.6. Кабели магистральной подсистемы

Конструкция волоконно-оптических кабелей - по 4.1.2.5.

4.1.2.7. Цветовое кодирование и нумерация волокон

Нумерация волокон оптических кабелей проводится в соответствии с их цветовым кодированием, что позволяет существенно упростить процедуру монтажа коммутационного оборудования и установки коннекторов, а также последующие администрирование и тестирование кабельной системы.

Нумерация волокон и соответствующие ей цветовые коды волоконно-оптических кабелей, используемых в СКС, могут быть двух типов:

1 тип - нумерация волокон осуществляется на основе цвета модулей, которые имеют различную окраску. Обычно кабель имеет два цветных модуля, один из которых чаще всего бывает красного цвета, остальные - бесцветные. Модули, как правило, нумеруются производителем: 1 - красный, 2 и следующие - других цветов.

При наличии в модуле только одного волокна его номер совпадает с номером модуля. При двух или более волокнах нумерация световодов проводится с привлечением цветов буферных покрытий волокон. Какой-либо системы в выборе цветовой окраски отдельных волокон не существует, поэтому нумерация выполняется в каждом отдельном случае индивидуально. Меньший номер волокна в модуле обычно присваивается световоду с неокрашенным буферным покрытием.

В тех случаях, когда модули красного и других цветов располагаются не рядом друг с другом, принцип нумерации не меняется.

2 тип - нумерация волокон осуществляется в соответствии с индивидуальным стандартным цветовым кодом, приведенным в таблице 5. Цветовому кодированию подлежат буферные оболочки 250 и 900 мкм. В многоволоконных кабелях модульной конструкции аналогичная цветовая кодировка применяется и в отношении модулей.

Таблица 5

Номер волокна

Цвет оболочки и маркировочной нити

Аббревиатура

Оранжевый

Коричневый

Фиолетовый

Синий с черной нитью

Оранжевый с черной нитью

Зеленый с черной нитью

Коричневый с черной нитью

Серый с черной нитью

Белый с черной нитью

Красный с черной нитью

Черный с желтой нитью

Желтый с черной нитью

Фиолетовый с черной нитью

Розовый с черной нитью

Голубой с черной нитью

<*> D/ - пунктирный маркер или нить.

В кабелях со свободным буфером, число волокон в одной трубке которых более 12, может применяться группировка световодов в пучки, скрепляемые цветными нитями.

В некоторых случаях для облегчения парной группировки волокна окрашивают в одинаковые цвета с кольцевыми метками через 2 - 3 см на втором световоде пары.

Параметры цветового кодирования внешних оболочек распределительных, композитных и соединительных кабелей внутреннего применения используются с целью идентификации их классов. В случае использования стандартной системы цвета должны соответствовать требованиям таблицы 5. Некоторые функциональные типы кабелей внутреннего применения ввиду особой конструкции не имеют цветных материалов оболочек.

Внешняя оболочка кабелей внутреннего применения, содержащих волокна только одного типа, имеет цветовой код, идентифицирующий класс волокна в соответствии с цветовой схемой, приведенной в таблице 6. Внешняя оболочка кабелей внутреннего применения, содержащих волокна более одного типа, должна быть черного цвета.

Таблица 6

Маркировка цветовым кодом в зависимости

от класса оптического волокна

В тех случаях, когда кабели содержат волокна более одного типа, волокна одного типа в каждой одноволоконной или двухволоконной оболочке шнура кодируются цветом оболочки элемента.

4.2. Коммутационное оборудование

4.2.1. Коммутационное оборудование на основе витой пары проводников

4.2.1.1. Общие положения

Правила монтажа коммутационного оборудования, управления кабельными потоками, терминирования сред передачи на коннекторах изложены в разделе 8.

Коммутационное оборудование на основе витой пары проводников должно быть оснащено контактами со смещением изоляции (контакт типа IDC), а их применение ограничено следующими функциональными элементами СКС:

Главным кроссом;

Промежуточными кроссами;

Горизонтальными кроссами;

Консолидационными точками;

Телекоммуникационными розетками.

Следующие устройства, содержащие пассивные или активные электронные схемы и предназначенные для обслуживания специфических приложений или обеспечения мер безопасности в системе, не относятся к коммутационному оборудованию, разрешенному для использования в СКС:

Медиаконвертеры и медиаадаптеры;

Трансформаторы согласования волновых сопротивлений;

Резисторы ISDN;

Фильтры;

Сетевые карты;

Устройства первичной и вторичной защиты.

Такие адаптеры и устройства защиты считаются принадлежностью активного электронного оборудования, а не частью кабельной системы.

4.2.1.2. Рабочие характеристики передачи

В СКС используют коммутационное оборудование категорий 6 и 5e с рабочими характеристиками передачи согласно 4.1.1.1.

4.2.1.3. Конструкция

4.2.1.3.1. Конструкция кроссового коммутационного оборудования, используемого для терминирования кабелей на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом, обеспечивает:

Коммутацию кабельных подсистем с помощью коммутационных шнуров;

Подключение активного электронного оборудования к кабельной системе;

Средства идентификации цепей с целью их администрирования;

Средства стандартного цветового кодирования с целью функциональной идентификации коммутационных полей;

Средства трассировки и управления кабельными потоками;

Средства для подключения тестирующего и диагностирующего оборудования.

4.2.1.3.2. Конструкция консолидационных точек и телекоммуникационных розеток, используемых для терминирования кабелей на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом, обеспечивает:

Терминирование кабельных сегментов горизонтальной кабельной подсистемы;

Средства идентификации проводников кабеля с целью соблюдения требований к схеме разводки.

Коммутационное оборудование, используемое в СКС, не имеет в своей конструкции средств для создания шунтированных отводов и реверсированных пар. В случае необходимости поддержки работы конкретных приложений следует использовать адаптеры и специализированные аппаратные шнуры (например, кроссоверные). Такие устройства не считаются частью СКС.

4.2.1.4. Механические характеристики

Коммутационное оборудование, используемое для терминирования кабелей на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом, предназначено для работы при температуре окружающей среды от минус 10 °C до плюс 60 °C.

Модульные гнезда коммутационного оборудования рассчитаны на число сопряжений с модульными вилками соответствующей конструкции (8c8p) не менее 750.

Для обеспечения нормального функционирования коммутационное оборудование должно быть адекватно защищено от механических повреждений, воздействия влаги и агрессивных сред (внутри зданий и при специальной защите).

Коммутационное оборудование должно обеспечивать высокую плотность монтажа, позволяющую экономить монтажное пространство телекоммуникационных помещений, при одновременном обеспечении удобных средств трассировки кабелей и управления кабельными потоками.

4.2.1.5. Экранированное коммутационное оборудование

Экранированное коммутационное оборудование предназначено для терминирования экранированных кабелей типов ScTP/FTP и S/FTP на основе витой пары проводников с волновым сопротивлением 100 Ом.

Модульные гнезда экранированного коммутационного оборудования рассчитаны на число сопряжений с модульными вилками соответствующей конструкции (8c8p) не менее 750.

Для обеспечения эффективности экранирования системы требуется сохранение непрерывности экрана во всех компонентах кабельных подсистем в моделях линий и каналов, а также подключение экранов к телекоммуникационной системе заземления и уравнивание потенциалов в соответствии с требованиями нормативных документов.

4.2.2. Волоконно-оптическое коммутационное оборудование

4.2.2.1. Общие положения

К волоконно-оптическому коммутационному оборудованию относят коннекторы и коммутационное оборудование, монтируемые в главном, промежуточном и горизонтальном кроссах, на рабочих местах, а также в качестве межсоединений и муфт в COA и в качестве консолидационных точек.

Правила монтажа волоконно-оптического коммутационного оборудования изложены в разделе 8.

В СКС используют различные типы и конструкции волоконно-оптических коннекторов, соответствующих требованиям настоящего стандарта .

В качестве примера иллюстрации правил монтажа в настоящем стандарте далее используются дуплексные коннекторы и адаптеры типа SC (568SC).

4.2.2.2. Коннекторы и адаптеры

Многомодовые волоконно-оптические коннекторы и адаптеры (или видимая часть их корпуса) должны быть идентифицированы бежевым цветом, одномодовые волоконно-оптические коннекторы и адаптеры (или видимая часть их корпуса) - голубым цветом.

Две позиции дуплексных волоконно-оптических коннекторов и соответствующих адаптеров приведены на рисунке 10 (позиции A и B). Адаптер 568SC обеспечивает логический кроссовер пар волокон при сопряжении двух коннекторов.

Рисунок 10. Конфигурация позиций A и B

в коннекторе и адаптере типа 568SC

Позиции A и B могут быть обозначены как заводской маркировкой, так и в полевых условиях на стадии монтажа кабельной системы.

Волоконно-оптические коннекторы должны обладать следующими характеристиками:

вносимые потери - максимум 0,5 дБ в сопряженном состоянии;

возвратные потери - минимум 20 дБ (многомодовое волокно);

минимум 26 дБ (одномодовое волокно);

долговечность - не менее 500 циклов сопряжения;

сила удержания кабеля - 50 Н при растягивающей нагрузке, приложенной под углом 0° к оси коннектора, и фиксации элементов жесткости в коннекторе; 2,2 Н при растягивающей нагрузке, приложенной под углом 0° к оси коннектора, и отсутствии фиксации элементов жесткости в коннекторе; 19,4 Н при растягивающей нагрузке, приложенной под углом 90° к оси коннектора, и фиксации элементов жесткости в коннекторе; 2,2 Н при растягивающей нагрузке, приложенной под углом 90° к оси коннектора, и отсутствии фиксации элементов жесткости в коннекторе;

крутящие нагрузки - 15 Н при растягивающей нагрузке, приложенной под углом 0° к оси коннектора, на оболочку кабеля, фиксированную в коннекторе; 2,2 Н при растягивающей нагрузке, приложенной под углом 0° к оси коннектора, на буферизованное волокно.

Волоконно-оптические адаптеры должны обладать следующими характеристиками:

вносимые потери - максимум 0,5 дБ в сопряженном состоянии;

рабочая температура - от 0 °C до плюс 60 °C;

долговечность - не менее 500 циклов сопряжения.

4.2.2.3. Муфты

Значения вносимых потерь сварных и механических муфт, используемых в СКС, не должны быть более 0,3 дБ на одно соединение.

Значения возвратных потерь сварных и механических муфт, используемых в СКС, не должны быть более 20 дБ для многомодовых волокон и 26 дБ - для одномодовых волокон на одно соединение. Для уточнения значений параметров, определяемых для работы конкретных телекоммуникационных приложений, следует обращаться к соответствующим нормативным документам (например, для обеспечения нормальной работы приложения передачи сигналов широкополосного аналогового видео CATV требуется обеспечение значения возвратных потерь в точке соединения одномодовых волокон не более 55 дБ).

4.2.2.4. Конструкция

Волоконно-оптическое коммутационное оборудование предназначено для монтажа на стенах или аналогичных поверхностях, в монтажных стойках или любых других типах монтажных рам, а также в стандартном монтажном оборудовании (электромонтажные коробки и подрозетники).

Волоконно-оптическое коммутационное оборудование должно обеспечивать высокую плотность монтажа, позволяющую экономить монтажное пространство телекоммуникационных помещений, при одновременном обеспечении удобных средств трассировки кабелей и управления кабельными потоками.

Конструкция волоконно-оптических коммутационных панелей и шкафов должна обеспечивать выполнение требований следующих компонентов:

Коммутации кабельных подсистем с помощью коммутационных шнуров;

Подключения активного электронного оборудования к кабельной системе;

Средств идентификации сегментов кабельной системы с целью их администрирования;

Средств стандартного цветового кодирования с целью функциональной идентификации коммутационных полей;

Средств трассировки и управления кабельными потоками;

Средств для подключения тестирующего, контрольного и активного оборудования;

Средств защиты коннекторов и адаптеров на стороне кабельной системы от контакта с посторонними предметами, способными временно или постоянно отрицательно влиять на рабочие характеристики системы.

Коробка телекоммуникационной розетки должна обеспечивать возможность размещения как минимум двух оптических волокон, защиту волоконно-оптического кабеля и соблюдение минимально допустимого радиуса изгиба 25 мм.

Конструкция волоконно-оптического коммутационного оборудования, используемого для соединения кабелей горизонтальной подсистемы с кабелями внутренней магистральной подсистемы в конфигурации COA, должна обеспечивать:

Соединение волокон кабелей горизонтальной и магистральной подсистем с помощью разъемных соединений (коннекторов и адаптеров) или муфт. Рекомендуется придерживаться какого-либо одного метода в одной кабельной системе или на одном объекте. Разъемные соединения должны соответствовать положениям 4.2.2.2, сварные или механические муфты -4.2.2.3;

Технологию соединения волокон, при которой волокна могут соединяться по отдельности или парами при условии их организации и управления на парной основе;

Средства уникальной идентификации каждой позиции соединения;

Возможность отключения существующих соединений горизонтальной кабельной подсистемы и добавления новых;

Средства хранения и идентификации неиспользуемых волокон кабелей горизонтальной и магистральной подсистем;

Возможность добавления в будущем кабелей горизонтальной и магистральной подсистем;

Возможность и средства миграции от межсоединения к муфте или кросс-соединению;

Средства для подключения к кабельной системе тестирующего оборудования.

Для обеспечения приведенных выше условий должны быть выполнены правила, изложенные в разделе 8.

4.3. Коммутационные и аппаратные кабели

4.3.1. Коммутационные и аппаратные кабели на основе витой пары проводников

4.3.1.1. Рабочие характеристики передачи

В СКС могут использоваться аппаратные и коммутационные кабели (шнуры) категорий 6 и 5e с рабочими характеристиками передачи согласно 4.1.1.1.

4.3.1.2. Многожильный кабель

Многожильные кабели, используемые для изготовления коммутационных и аппаратных шнуров, применяемых в СКС, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к одножильным кабелям, приведенным в 4.1.1.

Многожильные кабели построены на основе многожильных проводников калибров 24 - 26 AWG в термопластиковой изоляции, сформированных в четыре витые пары, покрытые общей термопластиковой оболочкой, с одинарным экраном из фольги или двойным экраном из фольги и проволочной сетки в качестве дополнительного элемента.

Все многожильные кабели, построенные на основе симметричной пары проводников, должны иметь волновое сопротивление 100 Ом.

Значения вносимых потерь (IL) многожильных кабелей во всем диапазоне рабочих частот не должны быть более значений вносимых потерь одножильных кабелей с аналогичными категориями рабочих характеристик, умноженных на следующие поправочные коэффициенты:

Кабели с рабочими характеристиками категории 5e (1 - 100 МГц):

1,2 - с калибром проводников 24 AWG;

1,5 - с калибром проводников 26 AWG;

1,2 - кабели с рабочими характеристиками категории 6 (1 - 250 МГц) и калибрами проводников 22 - 24 AWG.

Цветовое кодирование проводников в многожильных кабелях может быть выполнено по двум схемам таблицы 7, одна из которых (вариант I) полностью идентична схеме цветового кодирования проводников одножильных 4-парных кабелей, вторая (вариант II) - считается альтернативной.

Таблица 7

Цветовое кодирование проводников в 4-парных кабелях

Проводник

Цветовой код (вариант I)

Аббревиатура

Цветовой код (вариант II)

Аббревиатура

Бело-голубой

Бело-оранжевый

Оранжевый

Бело-зеленый

Оранжевый

Бело-коричневый

Коричневый

Коричневый

4.3.1.3. Шнуры на основе неэкранированной витой пары проводников

Аппаратные и коммутационные кабели (шнуры), используемые в СКС, относятся к аппаратным шнурам на рабочем месте, в телекоммуникационных, аппаратных и городских вводах, применяемых для подключения активного оборудования к кабельной системе, а также к коммутационным шнурам, применяемым в телекоммуникационных, аппаратных и городских вводах для выполнения кросс-соединений и пассивных соединений кабельных подсистем между собой.

Рабочие характеристики аппаратных и коммутационных шнуров оказывают существенное влияние на суммарные характеристики модели канала.

Допускается изготовление в полевых условиях шнуров, снабженных вилками определенных типов, обеспечивающими собранным узлам рабочие характеристики передачи категорий 5e и 6.

Многожильные проводники кабелей, используемые для изготовления в полевых условиях аппаратных и коммутационных шнуров, должны соответствовать требованиям 4.3.1.2.

Вилки, используемые для изготовления в полевых условиях аппаратных и коммутационных шнуров, должны соответствовать требованиям 4.2.1.

Модульные вилки аппаратных и коммутационных шнуров должны быть рассчитаны на число сопряжений с модульными гнездами как минимум 750.

Примечание. Не допускается использование одножильных кабелей для изготовления в полевых условиях аппаратных и коммутационных шнуров.

Вследствие идентичного группирования пар шнуры со схемами разводок T568A и T568B допускается использовать, заменяя их друг другом, при условии, что оба конца одного шнура снабжены вилками в соответствии с одной схемой разводки.

Примечание. Не допускается использование неэкранированных одножильных и многожильных кабелей, а также пар таких кабелей без внешней оболочки в качестве кроссировочных перемычек. Для подобных соединений должны использоваться только модульные коммутационные шнуры.

4.3.1.4. Шнуры на основе экранированной витой пары проводников

Экранированные аппаратные и коммутационные шнуры должны быть построены на основе многожильных проводников калибра 24 или 26 AWG в термопластиковой изоляции, сформированных в четыре витые пары, покрытые общей термопластиковой оболочкой, с дополнительным одинарным экраном из фольги или двойным экраном из фольги и проволочной сетки.

Примечание. Не допускается изготовление в полевых условиях аппаратных и коммутационных шнуров на основе экранированной витой пары проводников.

Экранированные аппаратные и коммутационные шнуры должны сохранять свойства экранирования (полное передаточное сопротивление) при 500 и более циклах изгиба с допустимым радиусом.

Модульные вилки экранированных аппаратных и коммутационных шнуров должны быть рассчитаны на число сопряжений с модульными гнездами как минимум 750.

При использовании экранированных шнуров с многожильными проводниками калибра 24 AWG следует учитывать, что значения параметров вносимых потерь не должны выходить за пределы, определенные для вносимых потерь одножильного кабеля калибра 24 AWG с учетом поправочного коэффициента 1,2 (4.3.1.2).

При использовании экранированных шнуров с многожильными проводниками калибра 26 AWG следует учитывать, что значения вносимых потерь не должны быть более значений, определенных для вносимых потерь одножильного кабеля калибра 24 AWG с учетом поправочного коэффициента 1,5 (4.3.1.3).

Примечание. Не допускается использование экранированных одножильных и многожильных кабелей, а также пар таких кабелей без внешней оболочки в качестве кроссировочных перемычек. Для подобных соединений должны использоваться только модульные коммутационные шнуры.

4.3.2. Волоконно-оптические коммутационные и аппаратные кабели

Волоконно-оптические кабели (шнуры), используемые в СКС, относятся к аппаратным шнурам на рабочем месте, в телекоммуникационных, аппаратных и городских вводах, применяемых для подключения активного оборудования к кабельной системе, а также к коммутационным шнурам, применяемым в телекоммуникационных, аппаратных и городских вводах для выполнения кросс-соединений и пассивных соединений кабельных подсистем между собой.

Не допускается изготовление в полевых условиях волоконно-оптических шнуров любого типа.

Волоконно-оптические шнуры должны быть изготовлены на основе двухволоконных соединительных кабелей внутреннего применения, рабочие характеристики которых должны соответствовать рабочим характеристикам передачи, приведенным в 4.1.2.2.

Волоконно-оптические коннекторы, используемые в волоконно-оптических шнурах, должны соответствовать требованиям 4.2.2.

Волоконно-оптические шнуры вне зависимости от их назначения (межсоединение, кросс-соединение или подключение активного оборудования) должны иметь кроссоверную логическую ориентацию коннекторов на двух концах шнура - "позиция A" должна быть соединена с "позицией B" на одном волокне, "позиция B" с "позицией A" на другом волокне (рисунок 11). Каждый конец шнура должен быть идентифицирован указанием "позиции A" и "позиции B" в том случае, когда коннектор может быть разделен на симплексные составляющие.

Рисунок 11. Волоконно-оптический коммутационный шнур

В случае использования симплексных коннекторов коннектор, подключаемый к приемнику, должен быть идентифицирован как "позиция A", коннектор, подключаемый к передатчику, - "позиция B".

В тех случаях, когда активное оборудование не оснащено коннектором, выбранным для установленной кабельной системы, следует использовать гибридные шнуры для его подключения к коммутационным панелям и розеткам. Так, например, гибридный коммутационный шнур (патч-корд) с дуплексными коннекторами типа SC на одной стороне и ST-совместимыми коннекторами на другой может решить проблему подключения активного оборудования с ST-совместимыми портами к коммутационной панели с дуплексными коннекторами SC.

При использовании гибридных волоконно-оптических шнуров в случаях, когда интерфейс активного оборудования отличается от дуплексного SC, необходимо соблюдать следующие правила:

Два симплексных коннектора маркируют как "позиция A" и "позиция B";

Дуплексный коннектор, отличный от дуплексного SC (568SC), позиции которого маркируют следующим образом:

"позиция A" - порт приемника и "позиция B" - порт передатчика;

Гибридный волоконно-оптический коммутационный шнур должен иметь следующую конструкцию:

"позиция A" соединяется с "позицией B" на одном волокне пары волокон;

"позиция B" соединяется с "позицией A" на другом волокне пары волокон.

Лекция 4. Данные и знания

Всегда вызывает интерес соотношение между данными и зна­ниями, в особенности представления (способы формализации) тех и других, модели представления данных и знаний, поскольку дан­ные и знания - это форма представления информации в ЭВМ (рис. 1.17).
Информация, с которой имеет дело ЭВМ, разделяется на проце­дурную и декларативную .

Процедурная информация овеществлена в программах, которые выполняются в процессе решения задач, дек­ларативная - в данных, с которыми эти программы работают (рис. 1.18).

Стандартной формой представления информации в ЭВМ является машинное слово, состоящее из определенного для данного типа ЭВМ числа двоичных разрядов - битов. В ряде случаев машинные слова разбиваются на группы по восемь двоичных разрядов, которые называются байтами.

Одинаковое число разрядов в машинных словах для команд и данных позволяет рассматривать их в ЭВМ в качестве одинаковых информационных единиц (ИЕ) и выполнять операции над командами, как над дан­ными. Содержимое памяти образует информационную базу (рис. 1.19).

Для удобства сравнения данных и знаний можно выделить ос­новные формы (уровни) существования знаний и данных. Как представлено в табл. 1.2, у данных и знаний много общего. Однако знания имеют более сложную структуру, и переход от данных к знаниям является закономерным следствием развития и усложне­ния информационных структур, обрабатываемых на ЭВМ.

Данные

Параллельно с развитием структуры ЭВМ происходило разви­тие информационных структур для представления данных.

Появи­лись способы описания данных в виде: векторов, матриц, списоч­ных структур, иерархических структур, структур, создаваемых про­граммистом (абстрактных типов данных).

В настоящее время в языках программирования высокого уров­ня используются абстрактные типы данных, структура которых создается программистом. Появление баз данных (БД) знаменова­ло собой еще один шаг по пути организации работы с декларатив­ной информацией.

По мере развития исследований в области ИнС возникла кон­цепция знаний, которая объединила в себе многие черты процедур­ной и декларативной информации.
Сегодня термины «база данных», «информационная интеллек­туальная система», как и многие другие термины информатики, стали широко употребительными. Причина этого - всеобщее осоз­нание (социальная потребность) необходимости интенсивного вне­дрения ЭВМ и других средств автоматизированной обработки ин­формации в самые различные области деятельности современного общества. Начало последней четверти нынешнего столетия по пра­ву можно назвать началом эры новой информационной техноло­гии - технологии, поддерживаемой автоматизированными инфор­мационными ИнС.

Актуальность проблематики ИнС и лежащих в их основе БД определяется не только социальной потребностью, но и научно-технической возможностью решения классов задач, связанных с удовлетворением информационных нужд различных категорий пользователей (включая как человека, так и программ­но-управляемое устройство). Такая возможность возникла (при­мерно на рубеже 70-х годов) благодаря значительным достижениям в области технического и программного обеспечения вычислитель­ных систем.

База данных как естественнонаучное понятие характеризуется двумя основными аспектами: информационным и манипуляцион-ным. Первый аспект отражает такую структуризацию данных, ко­торая является наиболее подходящей для обеспечения информа­ционных потребностей, возникающих в предметной области (ПО). С каждой ПО ассоциируется совокупность «информацион­ных объектов», связей между ними (например, «поставщики», «номенклатура выпускаемых изделий», «потребители» - катего­рии информационных объектов, а «поставки» - тип отношений, имеющих место между этими объектами), а также задач их обра­ботки. Манипуляционный аспект БД касается смысла тех дейст­вий над структурами данных, с помощью которых осуществляют­ся выборка из них различных компонентов, добавление новых, удаление и обновление устаревших компонентов структур данных, а также их преобразования.
Под системой управления базами данных (СУБД) понимается комплекс средств (языковых, программных и, возможно, аппарат­ных), поддерживающих определенный тип БД. Главное назначе­ние СУБД, с точки зрения пользователей, состоит в обеспечении их инструментарием, позволяющим оперировать данными в абст­рактных терминах (именах и/или характеристиках информацион­ных объектов), не связанных со способами хранения данных в па­мяти ЭВМ. Следует заметить, что средств СУБД может, вообще говоря, не хватать для решения всех задач той или иной ПО. По­этому на практике приходится адаптировать (дополнять, настраи­вать) средства СУБД для обеспечения требуемых возможностей. Системы, получаемые путем адаптации СУБД к данной ПО, относятся к ИнС.

Жизнеспособная ИнС, т. е. способная поддерживать модель БД с учетом динамики развития ПО, по необходимости должна в каче­стве своего ядра содержать СУБД. Выработанная на сегодняшний день методология проектирования ИнС (с точки зрения БД) включает четыре основные задачи:

1) системный анализ ПО, спецификацию информационных объектов и связей между ними (в результате вырабатывается так называемая концептуальная, или семантическая, модель ПО);

2) построение модели БД, обеспечивающей адекватное пред­ставление концептуальной модели ПО;

3) разработку СУБД, поддерживающей выбранную модель БД;

4) функциональное расширение (посредством некоторой систе­мы программирования) СУБД с целью обеспечения возможностей решения требуемого класса задач, т.е. задач обработки данных, ха­рактерных для данной ПО.

Знания

Рассмотрим общую совокупность качественных свойств для знаний (специфических признаков знаний) и перечислим ряд осо­бенностей, присущих этой форме представления информации в ЭВМ и позволяющих охарактеризовать сам термин «знания».

Прежде всего знания имеют более сложную структуру, чем дан­ные (метаданные). При этом знания задаются как экстенсионально (т.е. через набор конкретных фактов, соответствующих данному понятию и касающихся предметной области), так и интенсиональ­но (т.е. через свойства, соответствующие данному понятию, и схему снязсй между атрибутами).

С учетом сказанного перечислим свойства.

Внутренняя интерпретируемость знаний .

Каждая информацион­ная единица (ИЕ) должна иметь уникальное имя, по которому ИС находит ее, а также отвечает на запросы, в которых это имя упомя­нуто. Когда данные, хранящиеся в памяти, были лишены имен, то отсутствовала возможность их идентификации системой. Данные могла идентифицировать лишь программа.
Если, например, в память ЭВМ нужно было записать сведения о студентах вуза, представленные в табл. 1.10, то без внутренней интерпретации в память ЭВМ была бы записана совокупность из четырех машинных слов, соответствующих строкам этой таблицы.
При этом информация о том, какими группами двоичных разрядов в этих машинных словах закодированы сведения о студентах, у системы отсутствует. Они известны лишь программисту.
При переходе к знаниям в память ЭВМ вводится информация о некоторой протоструктуре информационных единиц. В рассматри­ваемом примере она представляет собой специальное машинное слово, в котором указано, в каких разрядах хранятся сведения о фамилиях, годах рождения, специальностях и курсе. При этом должны быть заданы специальные словари, в которых перечислены имеющиеся в памяти системы фамилии, года рождения, название специальностей и курса. Все эти атрибуты могут играть роль имен для тех машинных слов, которые соответствуют строчкам таблицы. По ним можно осуществлять поиск нужной информации. Каждая строка таблицы будет экземпляром протоструктуры. В настоящее время СУБД обеспечивают реализацию внутренней интерпретируе­мости всех ИЕ, хранимых в базе данных.