На форуме сайт была высказана идея проинтервьюировать — всем сообществом Nonstop Photos — известных российских и зарубежных действующих фотографов. Первая «атака» коллективного «вопрощающего» обрушилась на Сергея Максимишина, фотожурналиста, чьи фотографии из горячих точек на полосе газеты «Известия» приковывают внимание любителей фотографии всех жанров.

Игорь Култышкин: Cуществует ли понятие — «русская фотография»?

Сергей Максимишин: Я могу говорить лишь о том, что знаю, то есть не о фотографии вообще, а о ее маленькой части — фотожурналистике. Средний уровень российских фотографов, работающих для прессы, несоразмеримо ниже, чем на западе — фотография кончается там, где начинается экономия пленки. Кроме того, крайне низок уровень понимания задач, как следствие отсутствия фотографического образования, причем не только и не столько фотографов, сколько заказчиков — редакторов изданий.

В прошлом году я снимал наводнение в Якутии, работая вместе с десятками фотографов местных газет. Почти все, что снимали, местные ребята тащили в якутское информационное агенство в надежде на то, что эти картинки будут проданы. 98% от сотен просмотренных мной картинок — это фотографии затопленных домов. 2% — то же, но с вертолета. И ни у кого не хватило фантазии сесть с МЧСниками в лодку и сфотографировать, например, то, как люди, сидящие на крыше дома, пьют чай или варят суп. Этим фотографам никто не объяснил, что людей интересуют люди, а не дома.

Несмотря на низкий средний уровень, в России, безусловно, есть ребята, с успехом работающие на хорошие журналы, плечом к плечу с западными звездами. Десяток-два русских фотографов работают вполне на уровне мировых стандартов, а зачастую и перекрывают их. Поэтому, говоря о «русской» и «нерусской» фотографии я бы говорил о работах лучших из русских. На мой взгляд русские в слове «фотожурналист» делают ударение на слове«журналист». В русских картинках слишком много литературы и слишком мало музыки, сюжет довлеет над формой. Другая беда российской фотографии — тяга к перфекционизму, излишней выстроенности картинки. В русских картинках — это слова Юры Козырева, дважды судившего World Press Photo, — слишком много напряженной работы фотографа и слишком мало мимолетного, случайного, нет изящной небрежности, нет ощущения неповторимости момента — собственно «фотографичности». Тем не менее, мне русская фотография интересна уже тем, что она русская. Русских волнуют в первую очередь русские ответы на русские вопросы.

Хулиганствующий элементъ: Когда Вы едете снимать репортаж, у Вас в голове уже имеется отношение к событию, или же вы стараетесь максимально освободиться от этого отношения?

Сергей Максимишин: Когда я иду снимать открытие выставки в Эрмитаже, я думаю о том, что открытие выставки — это хорошо. А когда я иду снимать суд над маньяком, умучавшим 17 молодых невинных девушек, я думаю, что это плохо. И врядли я смогу освободиться от своего отношения к событию, даже если бы пытался.

Естественно, бывает так, что снимая историю, начинаешь глубже понимать то явление, событие или процесс, о которых пытаешься рассказать. Иногда отношение меняется радикально — с плюса на минус. Так, когда я собирался снимать историю про цирк лилипутов, отношение к заведению у меня было резко отрицательным — как к дешевому ярмарочному балагану. Пообщавшись с маленькими людьми, я посмотрел на это с их стороны и теперь понимаю, что цирк для них — одна из немногих возможностей достойного существования в мире «больших людей», и лишить их этой возможности было бы крайне жестоко.

Хулиганствующий элементъ: Как Вы лично относитесь к элементам постановки при съёмках сцен из повседневной жизни, и насколько часто, по Вашему мнению, к её помощи прибегают фотокорреспонденты газет?

Сергей Максимишин: К элементам постановки отношусь отрицательно, но без экстремизма. Если мне мешает настольная лампа, я могу ее выключить, а если мне мешают тапочки, я могу их подвинуть. Относительно режиссуры событий или жанра — безусловно, это недопустимо. Хотя, положа правую руку на левое сердце, кто из нас без греха… Но радости от ставленной картинки никакой. Она, как фальшивая монета в коллекции. Друзья-коллекционеры завидуют, а самому противно. Относительно коллег — есть признанные мастера съемки очень короткометражных художественных фильмов… Имен называть не буду. Вообще, это крайне сложный вопрос, сходный с проблемой артефакта в экспериментальной физике или биологии — очень трудно учесть влияние наблюдателя, экспериментатора или измерителя на исследуемый процесс (вскрытие показало, что причиной смерти является вскрытие). Часто мы снимаем не «жизнь», а реакцию «жизни» на фотографа. Да и вопрос «правды» в фотографии не так прост…

Интересную историю мне как-то рассказал Гарик Пинхасов. Он снимал то ли в Риге, то ли в Вильнюсе расстрел демонстрантов ОМОНом. Была ночь и его за рукав потянули снимать убитых. Кто-то поднял брезент и Гарик со вспышкой сфотографировал едва различимые в темноте тела погибших. Непроявленные пленки он отправил в Париж. Когда он увидел резкие и яркие картинки с трупами и лужами крови, он был поражен — ведь это неправда, потому что этого никто не мог видеть — было темно…

Хулиганствующий элементъ: Что Вы стараетесь показать в репортаже? Событие, отношение к нему самих участников, Ваше отношение, чувство?

Сергей Максимишин: Если мне удалось адекватно отразить все четыре позиции — карточка удалась.

Сергей Трапезин: Посмотрел работы по ссылке. Один большой вопрос — как можно ТАК фотографировать!!!? Я, похоже, прекращаю пытаться:((. А если серьезно, то хочу спросить: в ходе репортажной съемки пользуетесь ли Вы зумами? Или носите несколько фотиков с разными объективами? Или успеваете менять объективы? Или все вместе?

Сергей Максимишин: Из оптики у меня 17-35, 50, 28-70 и 70-200. Все, кроме полтинника, — 2,8. Полтинник совсем дешевый, пластмассовый, — 1,8. В командировках, как правило, снимаю в две камеры — на одной широкоугольник, на другой телевик.

Вадим Раскладушкин: Какова роль цвета в Ваших снимках?

Сергей Максимишин: Ровно такая, как и роль света, композиции, ритма, рифмы… Цвет — одно из выразительных средств. Имея наглость считать себя цветным фотографом, зачастую понимаю, что, будучи обесцвеченной, карточка ничуть не проигрывает, а иногда и выигрывает. Ну и слава богу. Кому надо, тот и обесцветит.

Сиреневый Паровоз: Сергей, Вы сначала расстреливаете плёнку, а потом выбираете удачные кадры по композиции, цвету и т. д.? Или Вы КАЖДЫЙ кадр ждёте, готовите, знаете, что будет дальше? Это всё, конечно, к репортажной съёмке.

Сергей Максимишин: Я сначала жду, готовлю и знаю, потом расстреливаю пленку и не одну, а потом выбираю лучшее. Хотя, конечно, бывает и съемка влёт. Вообще, часто спрашивают о том, как фотограф успел снять нечто… Как правило, это не вопрос реакции, а вопрос терпения и интуиции. Тарасевич, говорят, по 8 часов ждал карточки, не сходя с места.

alpauk: Как Вам такая ситуация: вышел очень хороший кадр, ценность его выходит за рамки конкретного редакционного задания. 3 мегапиксела… не обидно ли? Или это — блажь фотолюбителя?

Сергей Максимишин: Обидно. Вдвойне обидно, когда ты не можешь выполнить конкретное редакционное задание потому, что у тебя нет цифровой камеры. На цифру снимаю только в случае крайней необходимости либо прямого требования заказчика (как было в Ираке).

Alpatkin Alexandr: Особенность поведения при съемке в критических ситуациях и реакция окружающих на человека с камерой. Тем более, что Вы часто снимаете с очень близкого расстояния, и достать карающей рукой фотографа очень легко.

Сергей Максимишин: Главная особенность — не доводить ситуацию до критической. По моим наблюдениям, бывают фотографы, которых всегда бьют, и бывают, которых не бьют почти никогда. Видимо, это как с собаками — собаки кусают тех, кто боится, реагируя на запах адреналина, как на раздражитель. Думаю, что отношение людей к фотографу главным образом определяется отношением фотографа к людям. Вообще, людям, как правило, приятно внимание, вопреки устоявшемуся мнению, им нравится то, что они интересны. В том числе и фотографу. Я очень редко снимаю скрытой камерой — телевик почти не использую. «Привычная» камера, на мой взгляд, — существенно более эффективный способ съемки.

Alpatkin Alexandr: Если можно, немного об иcтории съемки серии «Лариса Ваше Собачество».

Сергей Максимишин: Самая простая история — встретил Ларису на Невском и договорился о съемке. Снимал дня четыре.

Andrew Sheltoff: Хотелось бы узнать об обстоятельствах создания снимка «Calvary». Это репортаж или постановка? Чем обоснован выбор названия?

Сергей Максимишин: Это съемка для «Огонька» о питерском клубе «Хали-Гали». Гуляет веселая компания банковских людей. Имениннику друзья заказали стриптиз на столе. Снимал практически вслепую — там очень темно, подсвечивая вспышкой назад и вверх. Компания была совсем пьяной, на меня им было плевать. Эта картинка — одна из самых невинных с той съемки, но даже ее Огонек не поставил. Про название — фиг знает… Мне все происходящее по формальным признакам напоминает распятие. Да и на стене распятие…

Вопрос: Что ещё Вы хотели бы сказать начинающим авторам? : -)

Сергей Максимишин: Пожелать хороших карточек.

Весной побывал на выставке «100 фотографий Сергея Максимишина». Переходил от одного поразившего меня снимка к другому и раздумывал, как они были сделаны. Оказалось, что Максимишин пишет книгу, где о каждой из ста фотографий будет история. И вот недавно книга вышла. Приятно, что про некоторые кадры я все понял правильно. Но самое интересное, конечно, не в этом.

Разговоры о фотомастерстве часто сводятся к обсуждению композиции, света или технических особенностей аппаратуры. Это все важно. Но как научиться видеть сюжет? Как помочь обстоятельствам сложиться в снимок? Книга Максимишина о том, что хорошая фотография — не сумма технологий. Нужны профессионализм, опыт, наблюдательность, быстрая реакция, терпение и удача, которая приходит, когда есть все остальное.

Предлагаю несколько цитат из книги. Рассказы Максимишина похожи на притчи. Готовых решений нет, выводы читатель делает сам. Но ведь фотограф и должен думать сам, не так ли?

1. Пивной фестиваль, Санкт-Петербург, Россия, 2000

Старая фотография, снятая на фестивале пива в Петербурге. На мой вкус, тот случай, когда нерезкость не только не мешает, а работает на образ.

Не люблю разговоры про фотоаппараты и объективы. Мне кажется странным, когда фотограф меняет аппаратуру каждый год, надеясь, видимо, что с каждой новой камерой качество фотографий будет радикально улучшаться. Быть может, это справедливо для спортивных фотографов, но точно не для фотографов, снимающих жизнь. Повышенный интерес к «кнопочкам» для меня — тревожный симптом.

В каждой группе моих студентов находится юноша, которого интересует мое мнение об амплитудно-частотных характеристиках того или иного объектива. Мне нечего ему ответить, потому что у меня нет никакого мнения по этому поводу. Как правило, такие мальчики очень быстро куда-то деваются. Потом они находят себя, работая продавцами-консультантами в магазинах фотоаппаратуры.

Вступительные экзамены на Фотофакультет (Факультет имени Гальперина — старейшая школа фотожурналистики в Петербурге) принимают сразу несколько преподавателей. Я обратил внимане на симпатичную девушку, показывавшую фотографии коллеге. Через час выхожу покурить — девушка с потерянным видом стояла у окна.

— Поступили?
— Нет, — ответила девушка, чуть не плача.
— Покажите мне картинки.

Фотографии были так себе, но уж очень девушка мне понравилась, и я сказал: «Приходите учиться».

С первого же занятия С. стала приносить классные картинки — такую оранжево-красную, очень драйвовую мазню. «Смотрите, — говорил я эрудированным мальчикам, — вот вы снимаете правильно, а человек снимает хорошо!»

Занятия начались в октябре. К январю меня одолели сомнения. Так, чтобы никто не слышал, я спросил у девушки: «А у вас резкие фотографии бывают?» Она ответила тихонечко: «У меня не получается». Попросил показать камеру — мало ли, вдруг дефект какой. С. достала из сумки бюджетную пленочную зеркалку с недорогим объективом. Смотрю на окошко, а там выставлена диафрагма 16. Со вспышкой снимать студентам я не разрешаю. Длительность светового дня зимой в Питере 3 часа. «Скажите, — изумился я, — а что в Петербурге в январе можно снимать с диафрагмой 16?» — «Мы так купили», — едва слышно ответила С. и покраснела от смущения.

С. научилась снимать резко. Сейчас она прекрасный фотограф, преподаватель и куратор. И вряд ли часто думает об амплитудно-частотных характеристиках.

2. Детская площадка, Магадан, Россия. 2013

Каждый мастер-класс начинается с просмотра портфолио участников. И каждый раз я поражаюсь тому, как мало внимания люди уделяют месту, в котором живут. Посмотрев полтора десятка портфолио магаданских фотографов, я ни в одном не увидел фотографий Магадана. Профессиональные фотожурналисты удивлялись: «А школьный утренник? Это же в Магадане снято! Или вот, коммунистическая демонстрация. А вот День Победы, тоже в Магадане!» А фотолюбители удивлялись тому, что я равнодушно пролистывал фотографии, снятые на пляже в Гоа. Многие не понимали, что не любая фотография, снятая в Магадане, становится фотографией о Магадане и что фотограф из Магадана, не снимающий Магадан, попасть в который мечтают тысячи фотографов, выглядит странно. А самое удивительное, что многие магаданские (оренбургские, сыктывкарские, белгородские) фотографы не понимают, что живут в самой интересной стране мира.

Россия — самая неснятая страна. Кто-нибудь видел хоть одну приличную фотографию про то, как живут люди в Анжеро-Судженске? В Липецке? В Оренбурге? Фотограф, живущий в провинции, воспринимает это как наказание господне, не понимая, что это счастье — гигантские (у нас в стране все гигантское) территории, множество невероятных историй и никакой конкуренции!

В России трудно фотографировать. По разным причинам, главная из них, на мой взгляд, состоит в том, что у нас мало уличной жизни. В Индии, Тунисе, на Кубе люди живут на улице, а домой уходят спать. В России по улице переходят из дома в дом. Но чем труднее дается фотография, тем она ценнее. Фотограф, который не снимает Россию, а снимать уезжает в теплые края, похож на того пьяного из анекдота, что ищет часы под фонарем не потому, что там их потерял, а потому, что там светлее. В Индии хорошо учиться фотографировать. Работать лучше дома.

Просмотрев работы пятнадцати магаданских фотографов, я ни у одного не увидел фотографий детской площадки, где выставлены боевые машины — от самолета до танка. То ли никто не озаботился сфотографировать это потрясающее место, то ли не сочли эти фотографии достойными своих портфолио. То ли дело пляж в Гоа!

3. Переправа, река Кокча, Афганистан. 2001

Корреспонденту Олегу С., бывшему боксеру-тяжеловесу, прошедшему не одну войну, не нравился его оператор — молоденький мальчик, первая же серьезная командировка которого пришлась на Афганистан. Каждый вечер Олег под рюмочку рассказывал, как в Шереметьево оператора провожала бабушка с пирожками. И еще много всякого нехорошего.

Двумя машинами едем на передний край обороны — я в раздолбанной «тойоте» и группа Олега в роскошном внедорожнике. Бюджеты у нас несопоставимые.

Чтобы попасть на передовую, нужно переправиться через реку Кокча. У реки нас встречают десятка полтора «лоцманов» на лошадях — у брода сложный фарватер, переправа — их бизнес. Пока старший торгуется с переводчиком Садыком, к реке подъезжают три ГАЗ-66, в каждом неправдоподобное количество вооруженных до зубов моджахедов. Садимся к бойцам. Машины форсируют реку. Перевесившись через борт, телевиком снимаю идущую впереди машину. Машину трясет, картинка «вываливается» из видоискателя. Олег переводит тяжелый взгляд с меня на своего оператора и обратно. Наконец не выдерживает:

— Ты чего не снимаешь, гад?
— Трясет сильно. Нельзя... — оправдывается юноша.
— Снимай, я тебе приказываю!
— Не получится ничего...
— Ты, гад, CNN когда-нибудь смотришь?!
— Меня так не учили...

Олег в ярости хватает оператора за шиворот и выкидывает за борт. Зная, что сзади идут наши машины, я не очень обеспокоен его судьбой, моджахедов же действо потрясло. Один из них, наклонившись к моему уху, спрашивает, указывая на Олега пальцем:

— Генерал?
— Генерал, — соглашаюсь я.

4. Ледяной кремль, Краснокаменск, Забайкальский край, Россия. 2006

...

Картинку эту сделал почти на бегу. Я понимал, что ледяной кремль — сильная метафора, и надо бы покрутиться вокруг него. Так всегда: есть декорации — подожди актера, есть актер — поищи декорации. Но, конечно, персонажа такой силы я не ожидал. Потом эта фотография публиковалась много раз, приятно было, когда знаменитый куратор и редактор Лия Бендавид выбрала именно ее для обложки книги «Сибирь глазами русских фотографов».

5. Погрузка рыбы, Озерковский рыбоводный завод, Камчатка, Россия. 2006

На Озерковском рыбоводном заводе подрощенных (1,5 грамма и 7 сантиметров) мальков лосося выпускают в Тихий океан. От берегов Камчатки мальки плывут к берегам Америки, по пути взрослея. Войдя в возраст, спешат назад, повинуясь инстинкту, который называется homing. Те немногие лососи, которым удается ускользнуть от браконьеров, прибывают на родной завод. Там из самок выдавливают икру и складывают в тазики. Самцов бьют дубинкой по голове, разрезают живот и поливают молоками тазики с икрой. Потом и самцов и самок грузят в машину и отправляют на переработку — в пищу они уже непригодны. А из оплодотворенной икры рождаются мальки. Подрощенных мальков (1,5 грамма и 7 сантиметров) выпускают в Тихий океан. От берегов Камчатки они плывут к берегам Америки, по пути взрослея...

В природе все происходит ровно так же, разве что некому взвесить и измерить малька, ударить самца по голове дубиной и погрузить тушки в машину.

В очередной раз карточка про то, как важно дать Богу шанс. Сколько раз рабочий бросал рыбин, столько раз я нажимал на кнопку. И только в одном кадре из сотни снятых все встало на места. То, что зрителю кажется феноменальной удачей, как правило, достигается статистикой.

6. Ремонт собора, Гоа, Индия. 2006

Когда-то я придумал, как рассказать студентам о многоплановости в фотографии. «Средний фотограф, — говорил я, — снимет фотографию „Ехал Ваня на коне“. У фотографа поинтереснее будет „Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне“. А хороший фотограф снимет так: „Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне“. Причем наверняка вся эта свадьба будет затеяна ради фикуса».

Эта нехитрая мысль ушла в Сеть и стала восприниматься как универсальная инструкция по производству хороших фотографий. Конечно, это не так. Многоплановость — не более чем технология. Я знаю множество плохих сложно устроенных фотографий и немало простых и гениальных.

7. Свадьба, Севастополь, Украина. 2007

Рядом с Дон Кихотом всегда — Санчо Панса, за Винни-Пухом семенит Пятачок, слуги мушкетеров — пародии на своих хозяев, а лирико-драматическому дуэту Шрека и Фионы подпевают, как могут, Осел и Дракониха.

На семинарах, иллюстрируя нехитрую мысль, что в хорошей картинке должен быть конфликт (высокого и низменного, патетического и обыденного, круглого и острого, в конце концов, видимого и ожидаемого), я привожу в пример гениальную рецензию, которую лет 20 назад произнес замечательный фоторедактор Василий К. Рассматривая чей-то дивной красоты пейзаж, Василий сказал задумчиво: «Ну вот хорошая же карточка. Но если б еще на заднем плане пьяный десантник козу имел, цены бы ей не было!» Не люблю пафос. Видимо, в юности пересидел на комсомольских собраниях. Поэтому я всегда ищу козу в кадре. Что бы ни снимал.

11 февраля 2011, 22:15

На Сплетнике часто выкладывают фото сеты иностранных фотографов, но ведь и у нас есть чем гордиться. Сергей Максимишин - российский фоторепортер, один из лучших в мире, двукратный обладатель премии World Press Photo, родился в 1964 году в городе Кодыма Одесской области. В школе учился в Керчи, Крым. Оттуда поехал в Ленинград поступать в институт. Учился на физ-мехе Ленинградского политеха, кафедра экспериментальной ядерной физики - откуда его благополучно отчислили с третьего курса. В 1996 году по радио Сергей услышал о том, что производится набор на Факультет фотокорреспондентов при Союзе журналистов. Он поступил туда и два года учился на факультете, публикуясь в питерских газетах и журналах. В 1998 году дефолт подкосил бизнес, и Сергей решил отдаться фотографии бесповоротно. В начале 1999-го С. Максимишин был принят на работу в газету "Известия ". Зимой 2000 года Сергей работал в Чечне, тогда же стал публиковаться в западных СМИ. Осенью 2001-го Максимишин поехал работать в Афганистан, осенью 2002-го - в Ирак. С осени 2003-го Сергей Максимишин перешел на вольные хле.ба, сейчас он - свободный фотограф. Его интересы на Западе представляет немецкое агентство "Focus" . Основные заказчики Сергея - журналы Newsweek (США) и Stern (Германия) . Он также работал для Geo (Германия), Time, Financial Times, Der Spiegel , ESPN Magazine , Elle (France) etc. Сергей Максимишин 16 раз занимал призовые места на конкурсе "Россия Пресс Фото" . Также первые места на конкурсе "WorldPressPhoto"в категориях "Искусство - одиночная фотография" (2004) и "Повседневная жизнь" (2006).
1. Ресторан "Зов Ильича", Санкт- Петербург, 2003.
2. Московский бизнесмен и его жена на борту собственного теплохода, Москва, 2004.
3. 1-е Мая, Санкт- Петербург, 2000
4. Стена, Санкт- Петербург, 2003.
5. Русский музей. Подготовка к открытию выставки Айвазовского, Санкт- Петербург, 2000.
6. Мариинский театр, Санкт- Петербург, 2002.
7.Набережная в колониальном стиле, Сус,Тунис, 2001
8. Вытрезвитель, Санкт- Петербург, 2003
9. Чаепитие труппы самодеятельного "Наивного театра" при Психо-неврологическом интернате N7, Санкт- Петербург, 2003 10. Москва, 2004 11. Ямал, 2003
12. Озеро Зайсан, Казахстан, 2004
13. Грозный, Чечня, 2000
14. Грозный, Чечня, 2000.
15. Чечня, 2000
16. Гудермес, Чечня, 2003.
17. Мальчик, нагружающий осла, Афганистан, 2001.
18. Дети наблюдают за обучением новобранцев, Афганистан, 2001.
19. Афганистан, 2001
20. Слуга, зажигающий свечу, Афганистан, 2001
21. Штат Карнатака, Индия, 2002.
22. Тобольск, 2006 23. Застава, Казбеги, Грузия, 2005
24. Продавец золотых рыбок,Багдад, Ирак, 2002.
25. Кирпичный завод, Ирак, 2002
26. 38-я параллель. Северокорейские пограничники, Пхонмончжон, Северная Корея, 2005.
27. Сельская церковь, Деревня Арамуз, Армения, 2007.
28. Рыбоводный завод, Камчатка, 2006 29. Сестры Фатима и Зухра, их мать Джамиля и тетка Натифа ждут прибытия школьного автобуса, Чегемское ущелье, Кабардино-Балкария, 2008.
30. Теологический колледж, Махачкала, 2008
31. Каменоломня, Штат Гоа, Индия, 2008

Сергей Максимишин (Sergey Maximishin) - талантливый фотожурналист. Его работы узнаваемы не только в узких кругах любителей фотоискусства. Они хорошо продаются на выставках и привлекают внимание как фотографов-любителей, так и профессионалов. Начиная с 2001 года Сергей Максимишин на разных конкурсах ежегодно получал награды. Самым значимым стал первый приз на выставке World Press Photo (2006 год).

До того, как взять камеру в руки и посвятить жизнь искусству фотографии, Сергей получил политехническое образование. Он успел поработать в Эрмитаже и возглавить крупную компанию. Но, в силу определенных обстоятельств, в какой-то момент его жизнь круто изменилась, и он реализовал свой творческий потенциал в сфере искусства.

Детство и юность талантливого фотожурналиста

Появился на свет Сергей Максимишин 29 октября 1964 года в поселке Кодыма, который находится в Одесской области. Со временем семья переехала в Керчь (Крым). Никто не пророчил Сергею творческого будущего. В 1982 году юноша окончил школу, в которой учился прилежно. Затем он успешно сдал вступительные экзамены в Политехническом институте, располагающемся в Ленинграде, куда и отправился учиться. Выбрал Сергей не самую легкую специальность - получал знания в области экспериментальной ядерной физики. Занятия не особо увлекали Максимишина, и через 3 года его отчислили из-за большого количества пропусков.

Лишившись статуса студента, Сергей отправился на военную службу, где и взял впервые камеру в руки. С этого момента его поглотил мир фотографии, хотя до того, как увлечение превратилось в профессию, прошло немало времени. Во время военной службы, которая длилась с 1985 по 1987 год, юноша входил в группу советских военных специалистов, работающих на Кубе. Сергея взяли в качестве фотографа.

Приход в фотографию

После возвращения из армии Максимишин решает закончить образование, восстанавливается в институте. Из-за скромного финансового положения Сергею пришлось параллельно устроиться на работу. Он занял вакантную должность в лаборатории Эрмитажа, где в его обязанности входило проводить экспертизы. Чаще всего он работал с монетами, исследуя их химический состав.

В тяжелый для всей страны период, начавшийся в начале 90-х, у Сергея уже была семья и маленький сын. В 1991 году он оставляет работу в Эрмитаже, где к тому времени уже перестали платить зарплату, и начинает работать в частных компаниях. Когда в 1998 году компания, в которой Максимишин работал, разорилась, Сергей кардинально меняет свою жизнь.

На протяжении всего времени после возвращения из армии Максимишин не выпускает камеру из рук, фотографирует друзей и знакомых. В 1996 году он узнал о наборе в группу фотокорреспондентов и поспешил подать документы. Обучался искусству фотографии Сергей 2 года. Уже в то время он начал публиковаться в малоизвестных изданиях. Вот как раз после банкротства фирмы он и решил превратить любимое хобби в профессию.

Творческий путь гениального фотокорреспондента

В 1999 году Максимишин начал работать в издании "Известия". В 2000 году он отправляется в Чечню, 2001 - в Афганистан, а 2002 - в Ирак. Эти годы можно назвать поворотными в жизни фотокорреспондента, работы которого попадают в западные СМИ. В Чечне пути Сергея пересеклись с фотографом Юрием Козыревым, который стал его первым учителем. Несмотря на то, что техника с которой работал фотокорреспондент, была далека от совершенства, ему удалось сделать немало снимков. Сегодня они не только выставляются в галереях, но и успешно продаются. Яркий пример - работа под названием "Продавец золотых рыбок", сделанная в 2002 году.

В 2003 году Сергей перестал работать с "Известиями" и начал сотрудничество с немецким агентством "Фокус", американскими и французскими изданиями. Сегодня же он не только занимается любимым делом, но и обучает искусству фотографии студентов. На своих курсах мастер своего дела вовсе не акцентирует внимание на технической стороне вопроса. Цель Максимишина - научить тех, кто уже знает основы съемки, которые отображают суть происходящей ситуации. Ведь, по собственным убеждениям Сергея, обучиться технической стороне может каждый, а вот раскрыть через камеру душу человека - гораздо сложнее. "Моя задача - объяснить студентам, как рассказывать истории с помощью фотографии", - всегда говорит мастер.

На протяжении 6 лет Максимишин устраивает выставки работ своих студентов, которые собирают большое количество зрителей и ценителей искусства.

Кроме преподавания на курсах фотожурналистики, Сергей организовывает мастер-классы не только в разных городах России, но и за рубежом. Также он с радостью принимает приглашения поработать в составе жюри на фотоконкурсах и фестивалях, устраивает собственные выставки, пишет книги. Несмотря на то, что жизнь известного фотокорреспондента расписана по часам, он успевает следить за новыми тенденциями и вести активную социальную жизнь в сети Facebook.

Наследие Сергея Максимишина

Снимки Сергея Максимишина для многих стали учебным материалом, при помощи которого начинающие фотографы оттачивают свое мастерство. В 2007 году он выпустил книгу, в которой собрал лучшие работы. Она называется "Последняя империя. Двадцать лет спустя". В ней можно найти снимки не только с просторов России, а сюжеты из всех стран, которые некогда входили в состав СССР. Его фотографии наполнены чувствами и эмоциями.

Максимишин никогда не гонялся за идеальным кадром с точки зрения композиции, света и т.д. Для него важна реальная история о людях и событиях, которую он и рассказывает через объектив своей камеры. Сегодня Сергей трудится над второй книгой.

Сергей Максимишин, честно говоря, уже не нуждается в особом представлении — один из самых известных российских фотожурналистов, призер и победитель большого количества международных и национальных конкурсов и фестивалей (дважды призер World Press Photo, например), выставляется в России и за рубежом, сотрудничает с ведущими мировыми СМИ, преподаватель фотографии, который вырастил уже не одно поколение замечательных фотографов. Словом, Сергей Максимишин — один из важнейших современных русских фотографов. Можно по-разному относиться к его фотографиям, но отрицать его роль уже нельзя.

В рамках фестиваля 31 DAYS FOTOFEST уже сегодня (15 мая) в Москве в центре дизайна Artplay открывается выставка «100 фотографий Сергея Максимишина» — попытка автора оценить результаты своей работы за последние 15 лет. Выбирать фотографии Сергею помогали бывший директор фотослужбы журнала «Русский репортер» Андрей Поликанов, а также фотограф и фоторедактор Артем Чернов.

Из 100 фотографий, которые представлены на выставке, редакция Бигпикчи на свой вкус выбрала 30. Настоятельно рекомендуем всем сходить на выставку. А также на творческую встречу с Сергеем Максимишиным, которая состоится завтра (16 мая) в Британской высшей школе дизайна в 18:00. Узнать подробности и записаться на встречу можно по этой ссылке.

Озеро Зайсан. Казахстан. 2004

Владимир Путин. Санкт-Петербург. 2003

Мариинский театр. Санкт-Петербург. 2002

Ресторан «Зов Ильича». Санкт-Петербург. Ноябрь 2003

Московский бизнесмен на борту собственного теплохода. Москва. 2005

Грозный. Чечня. 2000

Купание в фонтане. Гудермес, Чечня. 2003

Вытрезвитель. Санкт-Петербург. 2003

Зверосовхоз «Пионер». Поселок Мшинская, Ленинградская область. 2002

Кормление голубей. Санкт-Петербург. 2001

Чаепитие труппы самодеятельного «Наивного театра» при психоневрологическом интернате №7. Санкт-Петербург. 2003

Восточно-Казахстанская область, Казахстан. 2004

Праздник в честь Девы Марии — святой покровительницы села Арамус. Армения. 2007

В ожидании школьного автобуса. Аул Эль-Тюбю, Кабардино-Балкария. 2008

Теологический колледж. Махачкала. 2008

Полдник в кадетском корпусе. Сысерть, Свердловская область. 2008

Центр социальной реабилитации людей с расстройствами аутистического спектра «Антон тут рядом». Санкт-Петербург. 2014

Клуб танго. Воронеж. 2015

Митинг левых молодежных движений. Москва. 2010

Посмертная маска Ленина. Музей Ленина, Ульяновск. 2010

Техник-осеменитель Маша (справа) и ее сестра доярка Люба. Тосненский район, Ленинградская область. 2004

Остров Сулавеси. Индонезия. 2012

Мальчики наблюдают за обучением новобранцев. Афганистан. 2001

Продавец золотых рыбок. Багдад. 2002

Туристы из материкового Китая в Гонконге. 2012

Окрестности Дели. Индия. 2013

Храмовые полицейские. Исфахан, Иран. 2005

Тринидад-де-Куба. 2009

Позиции Северного альянса у кишлака Ташты-Кала. Афганистан. 2001

38-я параллель. Граница между КНДР и Южной Кореей. 2005