Экономика Южной Кореи по состоянию на 2009 год является 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века - в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того, как президент страны Пак Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а её структура сильно изменилась.

Бурный экономический рост 80-х годов замедлился к концу десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла и инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а в начале XXI века она составляет две трети всего ВВП.

Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году внешний долг предполагалось удерживать на уровне около 30% ВВП, однако уже в 2007 году началось его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагалась на уровне 20%. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 2005-2009 этот показатель удерживался на том же уровне. Акцент в расходной части бюджета в 2005-2009 годах был сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаю

тся в поддержке правительства. Было вложено больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.

Финансовая и банковская система Республики Корея

Финансовые учреждения в Южной Корее можно разделить на три основных категории: центральный банк, отдельные банковские организации и небанковские организации, такие как страховые компании, венчурные фонды и т. д. Основы современной финансовой системы в Южной Корее были заложены в начале 1950-х годов, когда был принят ряд нормативных документов, регулирующих деятельность банковской системы.

Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью диверсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики. Общее количество филиалов коммерческих банков в июне 2004 года составляло 4448.

Единоличное владение ценными бумагами банков было ограничено в 1982 году. Предел составлял 8 % в 1982 и был ужесточён до 4 % в 1994 году. Однако в 2002 году этот он был снова поднят до 10 %.

Активы банков (на июнь 2004 года) распределялись следующим образом:

  • Общенациональные банки: 661 881,6 трлн вон (80,3 %).
  • Специализированные банки: 61 886,2 трлн вон (7,5 %).
  • Отделения иностранных банков: 100 196,1 трлн вон (12,2 %).

Специализированные банки начали создаваться в 60-х годах XX века. Главным образом они образовывались для поддержки ключевых секторов экономики (согласно пятилетним экономическим планам). Сейчас специализированные банки работают в основном с сельским хозяйством (National Agricultural Cooperative Federation), рыболовством (National Federation of Fisheries Cooperatives), внешней торговлей (Export-Import Bank of Korea), промышленностью (Industrial Bank of Korea) и пр.

Статистические показатели Южной Кореи
(по состоянию на 2012 год)

Центральный банк Южной Кореи был основан 12 июня 1950 года. Главной его функцией является выпуск национальной валюты, определение монетаристской и кредитной политики, контроль за курсом иностранной валюты, исследование и сбор статистики о финансовой системе страны, регулирование деятельности частных банков. Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. Все южнокорейские банки поддерживают свою кредитоспособность через Центробанк Кореи.

Инвестиции в Республике Корея

В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример - открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны. Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику - США, Япония и Великобритания.

Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа - «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели - либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений.

В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.

Промышленность Республики Корея

Промышленность составляет более чем 25% ВВП, в ней занято около 1/4 части работоспособного населения. Большинство предприятий - небольшие, семейные подряды, небольшое число фирм представлено на национальной фондовой бирже. Около 20 крупных компаний производят до 1/3 всей промышленной продукции. Они заключают субподрядные договоры о производстве комплектующих товаров и услуг с малыми и средними предприятиями. Промышленное производство Республики Корея сместилось от текстильных товаров к электронным, электротехническим товарам, машинам, судам, производству нефтепродуктов и стали. Горнодобывающая отрасль промышленности занята разработками графитовых месторождений, добычей каолина, вольфрама и низкокачественного угля, который используется в энергетике. Крупнейшими отраслями промышленности являются производство электроники, кораблестроение, автомобильная промышленность, строительство и текстильная промышленность.

Производство добывающих отраслей в 1990-е гг. и в первые годы 21 в. стагнирует или даже сокращается. Запасы каменного угля исчисляются в 1,5 млрд. т, однако добыча его, составившая 24,5 млн. т в 1985 г., затем постоянно снижалась до 5 млн. т (2000 год). В свою очередь производство железной руды после своего максимума в 665 тыс. т в 1985 г. также снизилось до 180 тыс. т. Эта же тенденция характеризует добычу графита и других минеральных ресурсов. Процесс сокращения добычи отечественного сырья связан с растущей конкуренцией импорта более дешёвого и качественного топлива и сырья, главным образом из Австралии, Канады, США, Индонезии.

Важное место в экономике страны играют металлургия, химическая промышленность, судостроение. Производство в Республике Корея морских судов увеличилось в 1980-2000 гг. в 7 раз (общая грузоподъёмность 12 млн. т), производство стали - в 1,7 раза (41 млн. т). Динамично развиваются такие отрасли промышленности, как электроника, автомобилестроение, биотехнология. Выпуск автомобилей в 1980-2000 гг. вырос в 23 раза (2,8 млн. шт.). В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, MP3-плееры и т. д. Крупнейшие компании в отрасли - LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд долларов.

Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год).

Сельское хозяйство и рыболовство Республики Корея

Рисовые поля в Кёнджу.Климат Южной Кореи относится к муссонному типу с тёплым и влажным летом и относительно холодной и сухой зимой. До XX века основной продукцией сельского хозяйства страны был рис, однако сейчас номенклатура продукции существенно расширилась и включает многие виды фруктов, овощей, животноводческой продукции и продукции лесного хозяйства.

Доля сельского хозяйства и лесной промышленности в 2001 году составляла 4 % валового национального дохода (англ. Gross National Income) страны, крестьянское население - 4 миллионов человек (8,3 % всего населения). Хотя доля сельского хозяйства в экономике страны невелика, доля смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., составляет 14 % валового национального дохода. Вступление страны во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию сельскохозяйственного рынка, что привело к падению цен на продукцию. Правительству пришлось проводить политику протекционизма по отношению к национальным производителям.

Главный сельскохозяйственный продукт Южной Кореи - рис: около 80 % южнокорейских ферм культивируют этот злак. Рис потребляется в основном внутри страны, так как неспособен конкурировать на внешнем рынке из-за своей высокой цены. В 2001 году рис выращивался на 1,08 млн гектарах земли. Урожай составил 5,16 тонн на гектар. Производство других злаковых (прежде всего ячменя и пшеницы) составило в 2001 году 271 тыс. тонн. Сои и картофеля в том же году было произведено 140 тыс. тонн. В 2001 году на экспорт пошло 11,46 тыс. тонн персиков (в основном в США, Канаду, Тайвань и Индонезию), 3,73 тыс. тонн яблок (в основном на Тайвань, Сингапур и в Японию) и 4,66 тыс. тонн мандаринов.

Животноводство - второй после риса сектор сельского хозяйства по величине дохода. В 2001 году поголовье крупного рогатого скота составляло 1 954 тыс. голов, поголовье свиней достигло 8,7 млн голов, количество цыплят составляло 102 млн. Потребление животноводческой продукции в конце XX - начале XXI века постоянно росло. Потребление говядины в 2001 году достигло 384,06 тыс. тонн, свинины - 807,42 тыс. тонн, птицы - 350,3 тыс. тонн.

Лесная промышленность начала развиваться в стране с 1960-х годов. Леса покрывают 6,4 млн гектаров территории страны. Общий объём рынка в стране составлял в 2001 году 428 млн кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт - это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн долларов.

Рыболовство является важной частью южнокорейской экономики. В этом секторе работает около 140 тыс. человек. В стране насчитывается около 96 тысяч рыбопромысловых судов. Объём добычи в денежном эквиваленте составил 3,6 млрд долларов в 2000 году. В прибрежных водах активнее всего идёт добыча сайды, сардин, скумбрии, анчоусов, камбалы, каракатиц и кальмаров. Морскую продукцию также выращивают в питомниках - это прежде всего моллюски. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн долларов. Экспорт в 2000 году составил 1,5 млрд долларов рыбы и рыбной продукции, а импорт - 1,4 млрд долларов. Главные потребители южнокорейской рыбной промышленности - Россия, Китай, Япония и США - на долю этих стран приходится 70 % всего южнокорейского экспорта.

Импортируются в страну в основном креветки, кальмары и сардины. 1 июля 1997 года Южная Корея приняла закон о снятии ограничений на импорт рыбной продукции. Таким образом был открыт рынок для 390 видов рыбной продукции, перечисленной в специальном списке, составленном правительством страны. В то же время было смягчено экспортное регулирование, и приняты меры к увеличению экспорта свежей и мороженой камбалы, угря и некоторых других видов рыбы.

Сфера услуг Республики Корея

В сферу услуг входят прежде всего страховые компании, предприятия общественного питания, подающие блюда корейской кухни, гостиницы, прачечные, сауны, медицинские и спортивные учреждения, предприятия, работающие в сфере развлечений, розничной торговли и т.п.

В середине 1980-х годов больше всего работников в этом секторе экономики было занято в розничной продаже. Подавляющее большинство магазинов было небольшими лавками с ограниченным ассортиментом, чаще всего принадлежавшими одной семье. В 1986 году в стране было около 26 тысяч оптовых и 542 тысяч розничных пунктов продаж, а также 233 тысячи гостиниц и пунктов общественного питания, в которых работало в совокупности 1,7 млн человек.

Сейчас сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, составляя две трети всего валового внутреннего продукта. В 2006 году был принят закон о консолидации рынка капитала (англ. Capital Market Consolidation Act) для либерализации сектора услуг и превращения страны в крупный финансовый узел Восточной Азии.

Телекоммуникации Республики Корея

В настоящее время Южная Корея имеет одну из наиболее развитых систем телекоммуникаций в мире. В 2000 году, в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа в Интернет, охватившая практически всю страну. Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития по уровню проникновения широкополосного Интернета Южная Корея лидирует: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек.

Транспорт Республики Корея

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог - 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог - 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Железные дороги. Железные дороги - один из главных способов перемещения людей в Южной Корее. Национальные железные дороги Кореи (Хангук Чхольдо или Кукчхоль (KNR) - единственный железнодорожный пассажирский перевозчик в стране. Общая протяжённость: 6240 км. Со стандартной шириной колеи: 6240 км. с шириной 1,435 м. (из них 525 км. электрифицировано) (1998, оценка).

Главные железнодорожные линииГлавная железнодорожная линия страны - Линия Кёнбу, соединяющая столицу со вторым по величине городом страны, Пусаном.

В Южной Корее действует четыре вида железнодорожного пассажирского транспорта: KTX, скоростная железнодорожная экспресс-магистраль, покрывает расстояние от Сеула до Пусана за время, меньшее, чем самолёт, самая дорогая из четырёх. Сэмаыль (кор. «Новая деревня») делает несколько остановок. Мугунхва (кор. «Роза Шарона») - наиболее популярный вид железнодорожного транспорта, останавливается почти на всех остановках, довольно дешева. Тхониль (кор. «Общая») - самый медленный и дешёвый вид из четырёх.

Специальные маршрутыKNR еженедельно проводит экскурсионные туры на паровозе по линии Кёве между Сеулом и Ыйджонбу. Между Сеулом и городами Пусан, Мокпхо и Йосу курсируют поезда со спальными вагонами. Кроме того, существовали частные узкоколейные железные дороги, такие как Линия Сыин, проходившая между Сувоном и Инчхоном, однако в 90-е годы XX века от них отказались.

Высокоскоростная железная дорога, известная как Korea Train Express (KTX), осуществляет поездки между Сеулом и Пусаном через Чхонан, Асан, Тэджон и Тэгу. Железная дорога использует французскую технологию TGV. Работу начала в 2004 году, а на проектную мощность выйдет в 2010 году. Поезда могут достигать скорости в 300 км/ч по специальному железнодорожному полотну. Проект KTX основан на французской технологии TGV, но с некоторыми различиями относительно компонентов пути. Это, главным образом, шпалы (моноблок) и скрепления (Pandrol e-Clip). К этому привели результаты соответствующих исследований и тестов, проведенных в Корее. После 2 – 3 лет эксплуатации, было завоевано доверие, вследствие отсутствия отрицательных результатов. Можно сделать вывод, что путь оправдал все ожидания. Что касается укладки пути и его содержании, то французские технологии и методики лучше всего удовлетворяют корейским условиям. Скорость укладки и геометрические параметры пути сопоставимы или даже выше, чем во многих европейских странах. Были выполнены определенные измерения, для определения упругости пути, как функцию от воздействия подвижного состава и температуры окружающей среды, по сравнению с другими странами. Результаты были положительными и снова оправдали все ожидания. Другая цель проекта состояла в том, чтобы принять последнее технологическое достижения и внедрить их в Железнодорожную Промышленность Кореи. Примером такого внедрения новой технологии может служить замена рельсового скрепления e-Clip, успешно эксплуатируемого на Испытательной Трассе, на скрепление Pandrol FASTCLIP. Скрепления заменили на Испытательной Трассе и на части следующей секции, где были установлены скрепления e-Clip. Замена скреплений будет проводиться на всем балластном пути. Замена рельсовых скреплений мотивирована простотой и менее дорогим обслуживанием пути, которые достигнуты системой FASTCLIP, по сравнению со скреплением e-Clip. Подобно пути с системой e-Clip, система FASTCLIP была проверена в лабораторных условиях прежде, чем ее начали устанавливать в путь. Все компоненты скрепления Pandrol FASTCLIP производятся в Корее.

Линии в Северную КореюДо разделения Кореи Линия Кёни и Линия Кёнвон шли в северную часть страны, которую сейчас занимает КНДР. Линия Кёни соединяла Сеул с Кэсоном, Пхеньяном и Синыйджу, а Линия Кёнвон обслуживала Вонсан на восточном побережье. Другая линия - Линия Кымгансан - соединяла Чхорвон и Кымгансан на севере. Линия Кёный является одной из двух линий железных дорог, которые в настоящее время реконструированы, другой такой является Линия Тонхэ Пукпу.

Метрополитен и трамваи. Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году.

До ноября 1968 года больше всего пассажиров в Сеуле перевозили трамваи. Первые линии метро заменили их. К примеру, первая линия сеульского метро проходила по старому трамвайному маршруту вдоль Чонно между Сеульским вокзалом, Намдэмуном и Чоннянни, а вторая линия проходила вдоль Ыльджиро от Сити Холла до Тондэмуна. Трамваи работали в Сеуле с начала XX века до 1970-х годов. Трамвайная сеть покрывала весь центр города (Чунну и Чонногу), а также окрестные районы, включая Чхоннянни на востоке, Мапхогу на западе и Норянджин на юге. Сеть была заменена метрополитеном.

Автобусы. Практически через все города и посёлки Южной Кореи проходят маршруты междугородных автобусов. Они называются косок («скорые») или сиве («пригородные»). Автобусы косок покрывают большие расстояния и делают мало остановок. Сиве обычно покрывают меньшие расстояния и делают больше остановок.

Городские автобусы. Внутри городов работает два типа автобусов: чвасок («сидячий») и ильбан («обычный»). Оба типа часто обслуживают один и тот же маршрут, останавливаются на тех же остановках и ходят через одинаковые интервалы, единственным отличием является то, что чвасок более дорогие, с более удобными сиденьями, в них отсутствуют стоячие места, в отличие от автобусов ильбан.

Международный аэропорт Инчхон обслуживается сетью комфортабельных скоростных автобусов, маршруты которых охватывают всю страну. Свои автобусы имеют крупные церкви, школы, фирмы.

Автотранспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог: 97 252 км, асфальтированные: 74 641 км (включая 2 778 км автострад), неасфальтированные: 22 611 км (2003, оценка).

Шоссе в Южной Корее подразделяются на фривеи (автострады/мотоциклетные дороги) и национальные автострады. Все фривеи являются платными скоростными дорогами, и все они, кроме трассы 130, являются собственностью Korea Highway Corporation (оф. сайт). Сетью фривеев покрыта вся территория страны (карта фривеев Южной Кореи).

Водный транспорт. Общая протяжённость путей - 1,608 км. Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, которые обслуживают прибрежные острова Кореи, а также осуществляют международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами - Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо.

Торговый флот. Всего: 650 судов (более 1000 брутто-регистровых тонн): всего 7 992 664 брутто-регистровых тонн с дедвейтом 12 730 954. Судна по типу: насыпные - 151, грузовые - 202, химические танкеры - 87, контейнерные - 79, танкеры со сжиженным газом - 20, пассажирские - 5, грузопассажирские - 20, нефтеналивные танкеры - 53, холодильные - 18, судна погрузки/разгрузки - 7, специализированные танкеры - 3, для перевозки наземного транспорта - 3 (2005, оценка).

Воздушный транспорт. АвиалинииГлавные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу.

Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджудо. Всего количество аэропортов в Южной Корее - 108 (2005, оценка).

Туризм Республики Корея

Дворец Чхандоккун ночью.В Южной Корее существуют хорошие возможности для развития туризма. Красивая природа, историческое наследие, горы и море делают её привлекательной для туристов. По праву самый популярный вид туризма в стране - горный туризм. Около 70 % территории страны покрыты горами, в которых находится множество горнолыжных курортов.

Общее число иностранных туристов, посетивших страну, возросло с 173 тысяч человек в 1970 году до 4 600 тысяч человек в 1999 году. Развитие туризма является естественным результатом экономического роста страны, однако важным фактором явилась также правильная политика целевых капиталовложений в развитие туристических объектов. Правительство приняло ряд законов о развитии туризма, в результате чего в течение десяти лет в конце XX века среднегодовой рост числа туристов составлял 5,57%.

Туристическая индустрия в конце XX века смещалась от американского континента в сторону азиатского региона. В 1970 году 32 % туристов составляли американцы, а второе место по числу посетивших Республику Корея принадлежало японцам. Однако к 1999 году число граждан Японии составило уже 46,9 % от общего числа туристов, а количество туристов из стран Северной и Южной Америки, в основном из США, сократилось до 10 %. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения между Южной Кореей и Китаем, количество китайских туристов постоянно увеличивается. В 1999 году по числу туристов Китай занимал третье место. Растёт количество гостей, приезжающих в Республику Корея и из других стран Юго-Восточной Азии, включая Гонконг.

6-7 ноября 2006 года в Сеуле состоялась первая международная конференция по инвестициям в туризм, где обсуждались положение туризма и перспективы его развития в Восточной Азии. По данным Мировой туристической организации, в ближайшем будущем рост туристического рынка Восточной Азии превзойдёт рост рынка в любом другом регионе.

Трудовые ресурсы Республики Корея

В 2004 году на предприятиях Южной Кореи работало свыше 15 млн наёмных работников, кроме того, насчитывалось 7,8 млн самозанятого населения, из них 60 % - в сфере услуг, 30 % - в промышленности. Безработица в стране невысока - при росте экономически активного населения с 8,230 млн человек в 1963 году до 23,370 млн человек в 2004 году, уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Современная система социально-трудовых отношений была окончательно сформирована в 2004 году. С 27 декабря 2004 года вступил в силу Закон о пенсионном обеспечении (англ. Employee Retirement Benefit Security Act), который ввёл накопительную схему пенсионного страхования работников. В том же году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до этого шестидневной 44-часовой рабочей недели.

Структура рабочей силы за последние десятилетия XX века существенно изменилась - коэффициент суммарной рождаемости в стране крайне низок, велика проблема старения общества. Ввиду этого Южная Корея уже в 90-е годы столкнулась с нехваткой рабочих рук. Ожидается, что в XXI веке из-за старения населения и относительного уменьшения численности работающих положение ещё больше усугубится.

До Олимпиады 1988 года иностранцев в стране было немного, невелика была и занятость иностранной рабочей силы. В последующие годы привлечение и использование иностранной рабочей силы в южнокорейской экономике стало расширяться. Она стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжёлых и опасных видов работ. В результате в 1993 году иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 90-х годов в связи с возникшим дефицитом рабочей силы отдельных отраслей промышленности Южная Корея стала во все большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. В качестве особенности миграции Южной Кореи экономисты также выделяют иммиграцию квалифицированной рабочей силы, так как на неё в стране предъявляется повышенный спрос.

Внешне-экономические связи Южной Кореи

Страны ЗападаТорговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.

США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке - стран-импортёров из США. Кроме того, Южная Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний - с 1996 по 2003 год США инвестировали в южнокорейскую экономику 20 млрд долларов. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком.

Укреплявшиеся экономические связи между двумя странами, однако, сопровождались многочисленными разногласиями в торговой политике. Интенсивность этих споров значительно уменьшилась начиная с конца 80-х - начала 90-х годов XX века, в том числе и вследствие того, что Южная Корея провела ряд рыночных реформ в качестве компенсации за получение 58-миллиардного кредита от Международного валютного фонда после кризиса 1997 года. В начале XXI века обе страны стараются более мягко решать конфликтные ситуации. В этом немалую роль сыграли двусторонние торговые соглашения, сделанные в начале 2001 года.

Примерно в то же время была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий (как известно, Южная Корея тратит 3 % своего валового внутреннего продукта на научные исследования). В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.

Страны Востока, прежде всего Восточной Азии - главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте с этими странами выделяются три страны - Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком нефти в Южную Корею.

Торговля в восточноазиатском регионе сильно выросла за первые годы XXI века. Ведущие страны региона (Южная Корея, Япония и Китай) стали более открыты, чем в конце XX века. Если в 1991 году товарооборот между этими тремя странами составлял 56 млрд долларов, то в 2004 году он превысил 324 млрд. Рост товарооборота Южной Кореи с Китаем и Японией в период с 2000 по 2004 годы превышал рост товарооборота со всеми другими странами в два раза. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в Евросоюзе, хотя между странами региона нет таких благоприятной для взаимных сношений, как в Европе, законодательной базы.

Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться с конца 1988 года (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Сейчас удельный вес России в общем товарообороте Южной Кореи не превышает 1,5%. Основные товары, импортируемые из России - это полезные ископаемые, такие как природный газ, сырая нефть и каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В Россию экспортируется в основном бытовая электроника и продукция текстильной и машиностроительной промышленности.

Внешне-экономические связи Южной Кореи с КНДР

С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млн, а в 2002 - уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии. Южнокорейская компания Hyundai Group запустила несколько инвестиционных проектов, касающихся Северной Кореи, среди которых развитие туризма на Кымгансане (Алмазные горы). Только в 2001 году в рамках этого проекта Северную Корею посетило 84 347 человек. Из Северной Кореи в Южную въехало около тысячи северокорейских граждан, в основном для участия в спортивных соревнованиях. Ещё одна южнокорейская компания, активно вкладывающая деньги в северокорейскую экономику - Hyundai Asan, у которой есть планы возведения на площади в 3,2 км? промышленного комплекса в Кэсоне, недалеко от Демилитаризованной зоны. 2002 году ознаменовался также серьёзным прогрессом в строительстве железной дороги Сеул-Синыйджу (в начале 2004 года этот проект был заморожен).

Источник - http://ru.wikipedia.org/

За 1970-2018 гг. экспорт Южной Кореи в текущих ценах повысился на 715.2 млрд. долл. (в 699.1 раз) до 716.3 млрд. долл.; изменение произошло на 0.60 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 714.6 млрд. долл. благодаря росту экспорта на душу населения на 13 967.4 долларов. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи составил 14.9 млрд. долл. или 14.6%. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 12.7%. Доля в мире увеличилась на 2.6%. Доля в Азии выросла на 5.7%. Минимум экспорта был в 1970 году (1.0 млрд. долл.). Максимум экспорта был в 2018 году (716.3 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. экспорт на душу населения в Южной Корее вырос на 13 967.4 долларов (в 439.6 раз) до 13 999.2 долларов. Среднегодовой прирост экспорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 291.0 долларов или 13.5%.

Изменение экспорта Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=15.6x-30 802.4 , где y - расчетное значение экспорта Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.908. Коэффициент детерминации = 0.824.

Экспорт Южной Кореи, 1970

Экспорт Южной Кореи в 1970 году составлял 1.0 млрд. долл., занимал 56е место в мире и был на уровне экспорта Тайланда (1.1 млрд. долл.), экспорта Греции (1.0 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был меньше импорта Южной Кореи на 0.88 млрд. долл., торговый дефицит составлял 9.5% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составила 0.27%.

В 1970 году составил 31.8 долларов, занимал 140е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Египте (32.9 долларов), экспорта на душу населения в Нигерии (30.7 долларов), экспорта на душу населения в Бутане (29.7 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов) на 72.2 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (0.3 млрд. долл.) в 3.9 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Северной Корее (20.8 долларов) на 53.4%, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт США (59.7 млрд. долл.) на 98.3%, экспорт Германии (32.7 млрд. долл.) на 96.9%, экспорт Великобритании (28.5 млрд. долл.) на 96.4%, экспорт Франции (23.7 млрд. долл.) на 95.7%, экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов) на 93.8%, экспорт на душу населения во Франции (455.9 долларов) на 93%, экспорт на душу населения в Германии (415.6 долларов) на 92.3%, экспорт на душу населения в США (284.9 долларов) на 88.8%, экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 1970 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 16.5 млрд. долл., что в 16.1 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов), лучшего соседа, экспорт Южной Кореи был бы 6.8 млрд. долл., что в 6.6 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 3.3 млрд. долл., что в 3.3 раз больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 2018

Экспорт Южной Кореи в 2018 году был равен 716.3 млрд. долл., занимал 8е место в мире и был на уровне экспорта Гонг Конга (682.9 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был больше импорта Южной Кореи на 79.2 млрд. долл., торговый профицит составлял 4.6% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составляла 2.9%.

Экспорт на душу населения в Южной Корее в 2018 году был равен 13 999.2 долларов, занимал 43е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Андорре (14 777.5 долларов), экспорта на душу населения в Канаде (14 744.8 долларов), экспорта на душу населения на Сейшеллах (14 533.1 долларов), экспорта на душу населения в Австралии (14 070.2 долларов), экспорта на душу населения в Литве (14 053.4 долларов), экспорта на душу населения в Венгрии (13 840.8 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в мире (3 280.7 долларов) на 10 718.5 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (1.0 млрд. долл.) в 697.3 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Северной Корее (40.3 долларов) в 347.4 раз.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт Китая (2 647.0 млрд. долл.) на 72.9%, экспорт США (2 510.3 млрд. долл.) на 71.5%, экспорт Германии (1 872.7 млрд. долл.) на 61.8%, экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%, экспорт Франции (870.8 млрд. долл.) на 17.8%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения во Франции (12 901.3 долларов) на 8.5%, экспорт на душу населения в США (7 682.0 долларов) на 82.2%, экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Китае (1 870.7 долларов) в 7.5 раз, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов) на 38.5%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 2018 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 1 164.3 млрд. долл., что на 62.6% больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 1970-2018
год экспорт, млрд. долл. экспорт на душу населения, долларов экспорт, млрд. долл. рост экспорта, % доля экспорта в ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 1.0 31.8 1.0 11.1 0.27 1.7 3.3
1971 1.2 38.0 1.3 24.1 12.3 0.29 1.8 3.3
1972 1.8 53.5 1.8 42.9 16.1 0.35 2.1 3.8
1973 3.3 96.6 2.7 50.7 23.2 0.47 2.5 5.1
1974 4.3 123.9 2.9 4.3 21.6 0.45 2.0 4.8
1975 4.9 138.4 3.5 21.3 22.0 0.48 2.2 5.2
1976 7.6 210.6 4.8 38.9 24.8 0.67 2.9 6.7
1977 9.9 271.5 5.9 21.6 25.2 0.77 3.3 7.4
1978 12.8 346.3 6.8 16.5 24.2 0.86 3.8 7.8
1979 15.5 414.1 7.0 2.5 22.8 0.83 3.6 8.3
1980 18.4 483.3 7.7 9.5 27.6 0.81 3.4 7.9
1981 21.6 559.0 8.7 13.8 29.0 0.95 3.6 7.9
1982 21.2 540.2 8.9 2.0 26.5 0.99 3.9 8.2
1983 24.2 609.4 10.4 16.7 27.1 1.1 4.4 8.9
1984 28.3 701.4 11.8 14.1 28.5 1.3 4.8 8.9
1985 27.3 668.0 11.9 1.1 26.5 1.2 4.9 8.4
1986 37.3 904.2 16.1 34.7 31.5 1.5 6.2 9.7
1987 50.7 1 216.0 19.7 22.6 33.8 1.7 7.0 11.0
1988 64.7 1 537.2 22.1 12.2 32.0 1.9 7.6 11.7
1989 67.5 1 587.7 21.4 -3.6 27.0 1.9 7.3 11.6
1990 70.4 1 640.2 22.3 4.6 24.6 1.6 6.8 11.4
1991 78.2 1 803.9 25.1 12.4 23.4 1.7 7.0 11.4
1992 85.7 1 955.1 28.3 12.8 23.9 1.7 6.8 11.2
1993 92.7 2 091.1 31.0 9.6 23.4 1.9 6.8 11.2
1994 109.9 2 451.3 36.2 16.6 23.5 2.0 7.1 11.7
1995 143.4 3 166.5 44.5 23.1 25.1 2.2 8.0 13.1
1996 150.4 3 287.1 49.6 11.3 24.5 2.2 7.9 13.6
1997 160.7 3 477.5 58.9 18.8 28.1 2.3 8.0 13.5
1998 150.3 3 224.0 67.3 14.3 39.2 2.2 8.2 13.6
1999 162.0 3 444.5 76.1 13.1 32.5 2.3 8.2 13.8
2000 195.6 4 126.7 89.2 17.2 33.9 2.5 8.2 14.0
2001 174.1 3 648.6 87.6 -1.8 31.8 2.3 7.9 13.6
2002 186.7 3 890.1 98.8 12.8 29.8 2.3 7.8 13.4
2003 220.6 4 571.5 112.2 13.6 31.4 2.3 7.9 13.3
2004 291.5 6 011.2 135.8 21.0 36.8 2.6 8.4 14.3
2005 329.9 6 772.2 146.5 7.9 35.3 2.5 8.0 14.1
2006 375.2 7 673.9 164.2 12.0 35.6 2.5 7.7 13.7
2007 438.5 8 936.7 184.9 12.6 37.4 2.5 7.7 13.7
2008 499.0 10 137.7 198.9 7.6 47.6 2.5 7.5 13.7
2009 426.5 8 637.6 198.0 -0.46 45.2 2.7 7.9 14.2
2010 538.9 10 875.3 223.8 13.0 47.1 2.8 7.8 14.0
2011 668.4 13 437.4 258.3 15.4 53.3 3.0 8.0 14.7
2012 691.6 13 844.3 273.3 5.8 54.1 3.0 7.8 14.5
2013 703.1 14 014.5 283.7 3.8 51.3 3.0 7.8 14.2
2014 710.0 14 090.7 289.6 2.1 47.8 3.0 7.7 13.7
2015 630.1 12 454.5 290.3 0.23 43.0 3.0 7.6 13.0
2016 602.0 11 852.8 297.2 2.4 40.1 2.9 7.6 13.1
2017 664.7 13 038.4 304.6 2.5 40.9 2.9 7.5 13.2
2018 716.3 13 999.2 315.2 3.5 41.6 2.9 7.4 13.2

Picture. Экспорт Южной Кореи, 1970-2018

Picture. Экспорт на душу населения в Южной Корее, 1970-2018

Picture. Рост экспорта в Южной Корее, 1970-2018

Промышленность как часть экономики страны

Экономическая жизнь любого государства, прежде всего, состоит из процессов создания экономических благ, их последующего распределения между секторами и отраслями экономики. Далее производится взаимовыгодный обмен между субъектами экономических отношений и конечное потребление созданного продукта или услуги. Любое хозяйство базируется на использовании сырья, средств труда, материалов, рабочей силы и так далее. Промышленность поставляет все эти элементы в экономическую систему страны.

Замечание 1

Промышленность является частью народного хозяйства, формирующейся совокупностью экономических субъектов, основной задачей которых является создание орудий труда. Орудия труда представляют собой элемент средств труда, позволяющих производить продукцию готовую к потреблению.

Промышленность оказывает прямое воздействие на воспроизводственные силы страны. Она может оказывать влияние на формирование комплексов и специализированных производственных районов. Именно здесь происходят научные открытия, дающие толчок к развитию всей производственной цепочки.

Весь промышленный комплекс обычно состоит из двух подсистем:

  • Добывающая промышленность занимается непосредственным получением полезных ископаемых из недр земли. Кроме того, сюда относят отлов рыбы и других морских животных.
  • Обрабатывающая промышленность проводит цикл переработки добытого сырья в необходимые материалы – металлы, прокат, химическую продукцию и так далее. Здесь могут создаваться продукты, готовые к потреблению конечным покупателем.

Промышленный комплекс делится на отрасли под влиянием множества факторов. На это разделение воздействуют уровень производственного развития, научно – технический прогресс, общественные, социальные и исторические аспекты развития страны, специализация труда, наличие природных ресурсов. Структура промышленности определяется соотношением долей и динамикой роста ее отдельных отраслей. Стоит отметить, что в настоящее время каждая отрасль промышленности имеет особую узкую специализацию, при этом для формирования долгосрочного эффективного функционирования предприятий использует диверсификация производства.

Хозяйственная жизнь Кореи

Перед второй мировой войной Северная Корея под влиянием Японии концентрировалась на развитии промышленного комплекса, так как именно здесь, сосредоточены месторождения полезных ископаемых. Южная Корея занималась сугубо сельским хозяйством. После окончания Второй мировой войны и Корейской войны, страна была поделена на два отдельных государства – КНДР и Южную Корею. Последняя на тот момент являлась одной из беднейших стран мира, где около 36% населения были безработными. Для выхода из кризиса был взят крупный займ у США, который пошел на закупку продовольствии, и лишь малая доля была потрачена на восстановление экономики.

Был взят курс на развитие легкой промышленности, что дало возможность привлечь иностранные инвестиции. Продукция данной отрасли отправлялась на экспорт для ликвидации минусовых показателей платежного баланса страны.

С середины восьмидесятых годов был взят курс на освоение высоких технологий. Корейская экономика сосредоточилась на производстве полупроводников, а так же радиоаппаратуры и компьютерной техники.

Бурный рост машиностроительной отрасли позволил Южной Кореи наладить работу военно – промышленного комплекса. В настоящее время он обеспечивает 65% потребности страны в оружии.

В настоящее время корейская экономика является одной из самых успешных в мире. По размеру внутреннего валового продукта она находится на двенадцатом месте в рейтинге стран мира. За период с начала шестидесятых годов, когда экономика была в полном упадке, к сегодняшнему дню объем ВВП вырос в 350 раз.

Замечание 2

Особенностью экономики Южной Кореи было государственное регулирование и вмешательство в хозяйственную жизнь страны. Для поднятия уровня жизни и восстановления экономической стабильности были применены пятилетние планы, которые дали положительные результаты.

Промышленность Кореи

Прежде всего, стоит отметить, что развитие промышленности в Южной Кореи во много повторяет путь Японии. Корея так же не имеет запасов полезных ископаемых, которые приходится импортировать. В стране имеют лишь небольшие запасы угля и урана. При этом объемы добычи угля постепенно снижаются.

Исторически сложившаяся текстильная отрасль промышленности Кореи является экспортно ориентированной. При этом часть внутреннего спроса на данную продукцию покрывается импортными поставками. По объемам экспорта текстиля Корея находится на пятом месте в мире.

Черная металлургия в Корее представлена производством стали. Объемы металла растут год от года. В основном сталь используется для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Как уже было сказано выше, в Корее хорошо развит сектор машиностроения. Большой упор делается на создание автомобилей и судов. Сейчас страна является пятым мировым производителем автотранспорта. Автомобилестроение в Южной Корее представлено пятью крупнейшими предприятиями, производящими автомобили марки Хундай, Киа, Дэу и другие.

Судостроение в стране представлено созданием, ремонтом и конверсией судов и различных видов кораблей. Развитие данной отрасли оказывает прямое влияние на поставки необходимого сырья и материалов, импортируемых их других стран.

Большую долю ВВП Кореи формируют доходы от отрасли высоких технологий. Полупроводниковая промышленность поставляет конструктивные части для различной техники. Для преодоления мирового кризиса в конце девяностых годов корейская полупроводниковая промышленность переориентировалась на производство чипов памяти, которые на данный момент экспортируются во многие развитые страны мира.

Замечание 3

Электроника в Корее представлена производством бытовой техники, потребительской электроники, успешно экспортируемой за рубеж. Кроме того, в Корее производятся средства телекоммуникации, то есть все возможные современные средства связи и компьютерной техники.

Корея является одной из крупнейших держав по реализации нефтехимического комплекса. Здесь применяется технология крекинга, которая дает возможность производить:

  • моторные масла;
  • смазочные материалы;
  • различные виды сырья для дальнейшей переработки.

В течение 1970-2018 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах вырос на 635.2 млрд. долл. (в 334.4 раз) до 637.1 млрд. долл.; изменение произошло на 1.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 634.1 млрд. долл. благодаря росту импорта на душу населения на 12 392.7 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи был на уровне 13.2 млрд. долл. или 12.9%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах равен 10.0%. Доля в мире увеличилась на 2.1%. Доля в Азии повысилась на 3.6%. Минимум импорта был в 1970 году (1.9 млрд. долл.). Максимум импорта был в 2012 году (656.7 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2018 гг. импорт на душу населения в Южной Корее вырос на 12 392.7 долларов (в 210.3 раз) до 12 451.9 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 258.2 долларов или 11.8%.

Изменение импорта Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=14.1x-27 930.5 , где y - расчетное значение импорта Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.905. Коэффициент детерминации = 0.82.

Импорт Южной Кореи, 1970-2012 (рост)

За 1970-2012 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах повысился на 654.8 млрд. долл. (в 344.7 раз) до 656.7 млрд. долл.; изменение произошло на 1.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 17.8 млн., а также на 653.7 млрд. долл. благодаря росту импорта на душу населения на 13 086.4 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи равен 15.6 млрд. долл. или 14.9%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 11.0%. Доля в мире увеличилась на 2.5%. Доля в Азии увеличилась на 4.7%.

За 1970-2012 гг. импорт на душу населения в Южной Корее вырос на 13 086.4 долларов (в 222.0 раз) до 13 145.7 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах составил 311.6 долларов или 13.7%.

Импорт Южной Кореи, 2012-2018 (падение)

На протяжении 2012-2018 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах снизился на 19.6 млрд. долл. (на 3%) до 637.1 млрд. долл.; изменение произошло на 15.9 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.2 млн., а также на -35.5 млрд. долл. из-за падения импорта на душу населения на 693.8 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи составил -3.3 млрд. долл. или -0.50%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 3.3%. Доля в мире уменьшилась на 0.35%. Доля в Азии сократилась на 1.1%.

За 2012-2018 гг. импорт на душу населения в Южной Корее увеличился на 693.8 долларов (на 5.3%) до 12 451.9 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах составил -115.6 долларов или -0.90%.

Импорт Южной Кореи, 1970

Импорт Южной Кореи в 1970 году был равен 1.9 млрд. долл., занимал 37е место в мире и был на уровне импорта Конго (2.0 млрд. долл.), импорта Аргентины (2.0 млрд. долл.), импорта Греции (2.0 млрд. долл.), импорта Португалии (2.0 млрд. долл.), импорта Ирландии (1.8 млрд. долл.). Импорт Южной Кореи был больше экспорта Южной Кореи на 0.88 млрд. долл., торговый профицит составил 9.5% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире составляла 0.49%.

В 1970 году был равен 59.2 долларов, занимал 134е место в мире и был на уровне импорта на душу населения в Центральной Африканской Республике (62.8 долларов), импорта на душу населения в Эквадоре (61.3 долларов), импорта на душу населения в Марокко (60.8 долларов), импорта на душу населения в Сирии (57.7 долларов), импорта на душу населения в Боливии (56.0 долларов), импорта на душу населения в Сьерра Леоне (55.5 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем импорт на душу населения в мире (104.3 долларов) на 45.1 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 1970 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (0.4 млрд. долл.) в 4.7 раз, но был меньше, чем импорт Японии (19.6 млрд. долл.) на 90.3%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Северной Корее (32.0 долларов) на 84.9%, но был меньше, чем импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов) на 68.2%.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 1970 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (55.8 млрд. долл.) на 96.6%, импорт Германии (35.8 млрд. долл.) на 94.7%, импорт Великобритании (27.4 млрд. долл.) на 93.1%, импорт Франции (22.9 млрд. долл.) на 91.7%, импорт Японии (19.6 млрд. долл.) на 90.3%. Импорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем импорт на душу населения в Великобритании (492.7 долларов) на 88%, импорт на душу населения в Германии (455.5 долларов) на 87%, импорт на душу населения во Франции (440.4 долларов) на 86.6%, импорт на душу населения в США (266.0 долларов) на 77.7%, импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов) на 68.2%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 1970 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Великобритании (492.7 долларов), импорт Южной Кореи был бы 15.9 млрд. долл., что в 8.3 раз больше фактического уровня. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов), лучшего соседа, импорт Южной Кореи был бы 6.0 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в мире (104.3 долларов), импорт Южной Кореи был бы 3.4 млрд. долл., что на 76.2% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 2012

Импорт Южной Кореи в 2012 году составил 656.7 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Импорт Южной Кореи был меньше экспорта Южной Кореи на 34.9 млрд. долл., торговый дефицит был равен 2.7% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире была равна 3.0%.

Импорт на душу населения в Южной Корее в 2012 году был равен 13 145.7 долларов, занимал 42е место в мире и был на уровне импорта на душу населения в Кувейте (13 470.2 долларов), импорта на душу населения на Багамах (13 291.0 долларов), импорта на душу населения на Теркс и Кайкос (13 141.5 долларов), импорта на душу населения в Великобритании (13 112.7 долларов), импорта на душу населения на Ангилье (13 082.6 долларов), импорта на душу населения на Сейшеллах (12 726.9 долларов), импорта на душу населения во Франции (12 440.9 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в мире (3 112.9 долларов) на 10 032.7 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 2012 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (1.8 млрд. долл.) в 370.4 раз, но был меньше, чем импорт Японии (998.2 млрд. долл.) на 34.2%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Японии (7 772.5 долларов) на 69.1%, импорт на душу населения в Северной Корее (71.7 долларов) в 183.4 раз.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 2012 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (2 759.9 млрд. долл.) на 76.2%, импорт Китая (1 943.2 млрд. долл.) на 66.2%, импорт Германии (1 418.2 млрд. долл.) на 53.7%, импорт Японии (998.2 млрд. долл.) на 34.2%, импорт Великобритании (842.5 млрд. долл.) на 22.1%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Великобритании (13 112.7 долларов) на 0.25%, импорт на душу населения в США (8 807.9 долларов) на 49.2%, импорт на душу населения в Японии (7 772.5 долларов) на 69.1%, импорт на душу населения в Китае (1 413.0 долларов) в 9.3 раз, но был меньше, чем импорт на душу населения в Германии (17 494.8 долларов) на 24.9%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 2012 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Германии (17 494.8 долларов), импорт Южной Кореи был бы 873.9 млрд. долл., что на 33.1% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 2018

Импорт Южной Кореи в 2018 году был равен 637.1 млрд. долл., занимал 10е место в мире и был на уровне импорта Нидерландов (670.3 млрд. долл.), импорта Индии (657.0 млрд. долл.), импорта Италии (603.7 млрд. долл.). Импорт Южной Кореи был меньше экспорта Южной Кореи на 79.2 млрд. долл., торговый дефицит составил 4.6% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире была равна 2.6%.

Импорт на душу населения в Южной Корее в 2018 году был равен 12 451.9 долларов, занимал 51е место в мире и был на уровне импорта на душу населения во Франции (13 219.8 долларов), импорта на душу населения в Венгрии (13 128.1 долларов), импорта на душу населения в Брунее (13 116.1 долларов), импорта на душу населения на Багамах (12 842.0 долларов), импорта на душу населения на Ангилье (12 773.3 долларов), импорта на душу населения в Израиле (12 722.3 долларов), импорта на душу населения на Островах Кука (12 621.0 долларов), импорта на душу населения в Австралии (12 596.8 долларов), импорта на душу населения в Новой Зеландии (12 240.1 долларов), импорта на душу населения в Науру (11 791.8 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в мире (3 201.3 долларов) на 9 250.6 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 2018 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (1.9 млрд. долл.) в 327.0 раз, но был меньше, чем импорт Японии (904.4 млрд. долл.) на 29.6%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Японии (7 111.0 долларов) на 75.1%, импорт на душу населения в Северной Корее (76.4 долларов) в 162.9 раз.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 2018 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (3 148.5 млрд. долл.) на 79.8%, импорт Китая (2 543.8 млрд. долл.) на 75%, импорт Германии (1 629.4 млрд. долл.) на 60.9%, импорт Великобритании (907.1 млрд. долл.) на 29.8%, импорт Японии (904.4 млрд. долл.) на 29.6%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в США (9 635.1 долларов) на 29.2%, импорт на душу населения в Японии (7 111.0 долларов) на 75.1%, импорт на душу населения в Китае (1 797.7 долларов) в 6.9 раз, но был меньше, чем импорт на душу населения в Германии (19 799.4 долларов) на 37.1%, импорт на душу населения в Великобритании (13 625.7 долларов) на 8.6%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 2018 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Германии (19 799.4 долларов), импорт Южной Кореи был бы 1 013.0 млрд. долл., что на 59% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 1970-2018
год импорт, млрд. долл. импорт на душу населения, долларов импорт, млрд. долл. рост импорта, % доля импорта в ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 1.9 59.2 1.9 20.6 0.49 3.4 6.4
1971 2.3 69.5 2.3 20.1 22.5 0.53 3.7 7.0
1972 2.3 69.6 2.3 0.086 21.0 0.46 3.2 5.9
1973 3.8 112.5 3.1 34.0 27.0 0.56 3.4 6.0
1974 6.5 186.9 3.7 19.5 32.6 0.68 3.7 6.6
1975 6.8 192.7 3.8 4.1 30.6 0.67 3.5 7.1
1976 8.5 235.6 4.8 24.4 27.7 0.74 3.8 7.8
1977 10.7 293.2 5.8 22.0 27.3 0.82 4.1 8.8
1978 15.1 409.5 7.6 30.3 28.6 1.00 5.0 10.2
1979 20.6 549.3 8.6 13.6 30.2 1.1 5.3 10.1
1980 24.2 635.0 8.3 -3.4 36.2 1.0 4.9 9.6
1981 27.0 699.2 8.7 4.5 36.3 1.2 4.9 10.0
1982 25.6 654.0 8.8 1.5 32.1 1.2 4.8 10.3
1983 26.2 659.0 9.4 6.8 29.3 1.2 4.7 10.6
1984 27.6 684.9 9.8 4.4 27.9 1.2 4.9 10.0
1985 26.0 637.2 9.6 -1.9 25.3 1.1 5.0 9.3
1986 32.7 792.4 12.8 33.1 27.6 1.3 6.2 11.2
1987 41.5 995.1 15.1 18.1 27.7 1.4 6.7 11.6
1988 52.0 1 235.4 17.1 13.1 25.7 1.5 6.7 11.1
1989 62.7 1 474.7 19.8 15.7 25.1 1.7 7.3 11.9
1990 72.5 1 689.6 22.4 13.5 25.3 1.6 7.3 12.7
1991 85.6 1 973.3 26.9 20.0 25.6 1.9 7.8 13.8
1992 87.2 1 987.6 28.2 4.8 24.3 1.7 7.3 12.9
1993 90.7 2 046.5 30.1 6.8 22.9 1.9 7.1 12.4
1994 112.4 2 506.7 37.0 22.8 24.0 2.1 7.9 13.4
1995 149.6 3 301.6 45.3 22.5 26.2 2.4 8.6 14.7
1996 169.0 3 694.4 52.1 15.0 27.5 2.6 9.1 15.6
1997 165.6 3 583.9 53.4 2.5 29.0 2.4 8.7 15.0
1998 110.9 2 379.3 40.6 -24.0 28.9 1.6 6.8 11.7
1999 135.5 2 880.5 50.7 24.9 27.2 1.9 7.7 13.2
2000 185.3 3 909.8 61.8 21.8 32.2 2.3 8.7 14.6
2001 166.7 3 493.5 59.6 -3.5 30.4 2.2 8.3 14.0
2002 179.3 3 734.3 68.5 14.9 28.6 2.2 8.3 14.2
2003 209.2 4 335.5 75.7 10.5 29.8 2.2 8.3 14.0
2004 263.8 5 439.9 84.9 12.1 33.3 2.3 8.4 14.4
2005 308.9 6 342.0 91.4 7.8 33.0 2.4 8.5 14.8
2006 368.9 7 544.5 102.8 12.5 35.0 2.5 8.7 15.3
2007 427.8 8 719.3 114.5 11.4 36.5 2.5 8.7 15.6
2008 501.4 10 187.2 118.3 3.3 47.9 2.6 8.5 15.6
2009 386.5 7 827.7 110.1 -6.9 40.9 2.5 7.9 14.6
2010 506.8 10 227.0 129.4 17.5 44.3 2.7 8.1 14.7
2011 654.5 13 157.9 148.2 14.5 52.2 3.0 8.5 15.1
2012 656.7 13 145.7 152.0 2.6 51.4 3.0 8.1 14.5
2013 639.6 12 748.9 154.5 1.6 46.7 2.8 7.7 13.6
2014 635.0 12 603.5 156.4 1.3 42.8 2.7 7.5 13.0
2015 529.8 10 471.0 159.7 2.1 36.1 2.5 7.0 12.3
2016 502.1 9 885.4 168.0 5.2 33.5 2.5 6.8 12.2
2017 587.6 11 526.2 182.9 8.9 36.2 2.6 7.1 12.8
2018 637.1 12 451.9 184.3 0.77 37.0 2.6 7.0 12.4

Южная Корея является одной из самых густонаселенных стран планеты, население составляет чуть более 51 млн человек. Абсолютное большинство населения Южной Кореи - это корейцы, одна из древнейших наций. Ранее большая часть населения Южной Кореи проживала в сельской местности, сейчас для Республики Корея характерны высокие темпы урбанизации, и этот фактор существенно повлиял на экономику страны. Важно отметить, что большую часть населения составляет молодежь и люди среднего возраста, то есть занятое население.

Столицу Южной Кореи по праву считают одним из крупных мировых мегаполисов. А система образования по качеству стоит на третьем месте в мире, этот факт подтверждает верную сегментацию промышленности Южной Кореи.

Промышленность Южной Кореи

Современная Южная Корея является развитой промышленной страной, в основном благодаря государственной поддержке предпринимателей и производителей. Изначально слабая сырьевая база не давала возможности развить должный промышленный потенциал страны, основанный на высокотехнологичном производстве и переработке сырья. В настоящее время все изменилось и основными крупными отраслями промышленности являются: автомобилестроение, электронная промышленность, металлургия, судостроение и легкая промышленность.

(Сборка электронных компонентов )

Южная Корея, благодаря поддержке высокотехнологичного производства, в частности электронной промышленности, занимает 1 место в мире по производству электрических приборов. Основные компании в данной отрасли - это мировые гиганты Samsung Group, LG (LG Electronics и LG Displey), экспорт электроприборов составляет приблизительно 20 млрд долларов в год и составляет большую долю общего объема производимой продукции.

Оборудование для электросвязи занимает второе место по экспорту электротоваров и продукция Samsung Electronis занимает лидирующие позиции на мировом рынке.

Самым потенциально важным направлением высокотехнологичного производства Южной Кореи по праву считается полупроводниковая промышленность.

Следующей приоритетной отраслью считают нефтехимическую промышленность, в стране есть три крупнейших нефтеперерабатывающих комплекса. Государство осуществляет весомую поддержку данной отрасли, так как спрос на продукцию данной отрасли с каждым годом увеличивается.

Что касается автомобилестроения, Южная Корея занимает первые строчки не только в Азии, но также среди мировых промышленных стран-гигантов. Крупнейший производитель авто в стране Hyundai занимает 4 место в мире по производству авто, Kia Motors - 7 место в мире, также набирает обороты Ssang Young.

Во всемирном судостроении Южная Корея монополизировала производство дорогостоящих судов.

Большое влияние на развитие автомобиле и судостроения произошло и из-за развития металлургической промышленности. Южная Корея является одним из крупнейших в мире производителей стали.

Экпорт текстильной продукции занимает стабильное место в экспорте страны. Среди мировых стран по экспорту продукции текстильной промышленности Южная Корея идет за Китаем, Италией и США.

Сельское хозяйство Южной Кореи

Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет всего лишь 3 %. Поэтому можно сказать, что Южная Корея из сельскохозяйственной страны превратилась в промышленную.

(Рисовые поля в сезон дождей )

Как и ранее основной культурой, которая выращивается в стране и экспортируется, является рис. Несмотря на малое количество пригодных для ведения сельского хозяйства земель, рис производится в стране постоянно - практически 85% всех ферм Южной Кореи производят эту культуру. Современная обстановка на мировом рынке усложнила экспорт риса, и теперь этот продукт выращивается в основном для южнокорейского потребителя. Также фермерские хозяйства выращивают другие экспортные культуры: картофель, сою, яблоки и мандарины.

(Морской порт )

Другой важной составляющей сельского хозяйства считается рыболовство. Так как страна производит большое количество сложных крупногабаритных судов, в Южной Корее производится постоянный вылов рыбы как для местного рынка, так и на экспорт (это в основном камбала, скумбрия, сардина). Распространены и питомники для выращивания моллюсков и кальмаров.