Основной целью технического обеспечения является содержание техники в исправном состоянии и постоянной готовности к применению в неблагоприятных условиях: запыленности, задымления и, как правило, круглосуточно. Задачу технического обеспечения возложить на штатного заместителя начальника поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по инженерно-техническому обеспечению.

При необходимости организации других видов обеспечения направить соответствующую заявку в Главное управление МЧС России по Калининградской области.

Проект решения руководителя работ по ликвидации ЧС

1. Краткие выводы из оценки обстановки.

В 22.05 20 ноября 2010 г. из-за нарушения мер безопасности при производстве работ на технической площадке предприятия произошел взрыв гексогена. В результате взрыва значительные разрушения получили цех деревообработки, пилорама и сборочный цех. Предположительное число пострадавших под завалами 140 человек. Также в результате разрушения зданий образовались завалы на дорогах на территории предприятия. Возникшие очаги пожаров тушат пожарные подразделения федеральной противопожарной службы по Калининградской области. Метеообстановка для проведения АСДНР благоприятная.

2. Для проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС создать группировку сил и средств, прибывающую в два эшелона с выделением резерва:

1) состав сил и средств первого эшелона:

Дежурные смены поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Дежурные смены поисково-спасательной службы Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда»;

Сохранившиеся силы и средства предприятия.

2) состав сил второго эшелона:

Формирования поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Поисково-спасательной службы Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда».

3) резерв:

подразделения поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.

Взаимодействующие силы: боевые расчеты пожарных частей г. Калининграда, бригады скорой медицинской помощи г. Калининграда, подразделения охраны общественного порядка УВД Калининградской области, аварийные бригады МУП «Водоканал», ФГУП «Калининградгазификация», ОАО «Янтарьэнерго.

3. Задачи определить

1) разведывательному звену провести разведку зоны ЧС, определить характер разрушений, определить и обозначить границы зоны работ.

2) спасательной механизированной группе проводить работы по разбору крупных фракций завала разрушенного сборочного цеха. Назначить командира группы старшим на данном участке работ.

3) проводить поиск, деблокирование и эвакуацию пострадавших в безопасные районы:

Звеньям №№1–4 проводить работы в завалах разрушенного цеха деревообработки (старший на участке – командир 1 звена);

Звеньям №№5–7 проводить работы в завалах разрушенного сборочного цеха (старший на участке – командир спасательной механизированной группы).

Звеньям №8 и №9 проводить работы в завалах разрушенной пилорамы (старший на участке – командир звена №9).

Проведение работ организовать посменно:

спасательной механизированной группе – в 2 смены;

звеньям ручной разборки – в 3 смены.

4. Взаимодействие организовать:

Между старшими участков работ;

На участках работ между командирами спасательных механизированных групп и командирами звеньев ручной разборки.

5. Организацию разведки возложить на штатного начальника кинологической службы поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.

Организацию медицинского обеспечения возложить на штатного врача поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. В районе проведения работ развернуть медицинский пункт.

Организацию материального обеспечения возложить на штатного заместителя начальника поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по материальному обеспечению. Организацию технического обеспечения возложить на штатного заместителя начальника поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по инженерно-техническому обеспечению. При необходимости организации других видов обеспечения направить соответствующую заявку в Главное управление МЧС России по Калининградской области.

Заключение

Руководитель работ по ликвидации ЧС играет ключевую роль в решении задачи по ликвидации сложившейся ЧС, так как он принимает соответствующее решение и организует его выполнение.

Решение на ликвидацию ЧС является основой управления и отражает определенные руководителем работ порядок и способы выполнения поставленных задач.

Решение должно быть всесторонне обоснованным и соответствовать условиям сложившейся обстановки и возможностям привлекаемых сил и средств. Поэтому, грамотно принятое решение и умелое руководство ходом его осуществления обеспечит эффективное выполнение задач по поиску и спасению пострадавших в завалах, восстановлению сетей коммунально-энергетического хозяйства, а также создаст предпосылки для скорейшего восстановления нарушенного производства на предприятии.

1. Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68 – ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

2. Федеральный закон от 22.08.1995г. № 151 – ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

5. Закон Калининградской области от 19.12.1997г. № 46 «О защите населения и территории Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

6. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, М. 1996

Приложение 1

Для проведения АСДНР в зоне ЧС создать 1 спасательную механизированную группу в составе:

Силы:

Командир группы (1 человек) привлекаемый из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Крановщики (2 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Стропальщики (4 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Экскаваторщики (2 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Компрессорщики (2 человека) привлекаемые из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Газосварщики (2 человека) привлекаемые из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Бульдозеристы (2 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Водители (4 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Загрузчики (6 человек) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия.

Средства:

Автокран (1 шт.) привлекаемый из сохранившихся средств предприятия;

Экскаватор (1 шт.) привлекаемый из сохранившихся средств предприятия;

Компрессорная станция привлекаемая из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Керосинорез привлекаемый из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Бульдозер (1 шт.) привлекаемый из сохранившихся средств предприятия;

Самосвалы (2 шт.) привлекаемые из сохранившихся средств предприятия.

Механизированной группе проводить работы в завалах разрушенного сборочного цеха. Назначить командира группы старшим на данном участке работ.

Приложение 2

Для проведения ПСР в зоне ЧС создать 9 звеньев ручной разборки (согласно таблице 1).

Таблица 1

Состав и оснащенность звеньев ручной разборки

Звено

Состав

Кол-во

Принадлежность

Средства

Командир звена

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., электропилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., лебедки – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., электропилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., лебедка – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., электропилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., «Пеленг-1» – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., бензопилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., «Пеленг-1» – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., бензопилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., электроножницы – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательная служба Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда» ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., бензопилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., лебедка – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Введение

........................................................................................

Глава I

Общие положения ......................................................

Статус спасателя..........................................................

Особенности ведения поисково-спасательных работ при ЧС на авиатранспорте....................................

Особенности ведения поисково-спасательных работ в эпидемически неблагополучной обстановке...

Организация связи во время выполнения поисково-спасательных работ......................................................

ЛИТЕРАТУРА .................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Среди людей самых гуманных профессий, необходимых обществу независимо от его социально-политического устройства, заслуженно почетное место занимают спасатели – люди, всегда готовые прийти на помощь и предотвратить беду.

Востребованность этой профессии объясняется не только статистикой роста различных чрезвычайных ситуаций, но и ореолом героизма и самоотверженности, присущих настоящим спасателям.

Цель настоящего пособия – оказать помощь спасателю в организации и проведении поисково-спасательных работ.

Руководители организаций;

Руководители ликвидации ЧС.

Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению АСР подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные законом для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.

Права спасателей

1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации ЧС, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:

Полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

Беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;

Требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;

Экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения АСР;

Использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.

3. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб (АСС), профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ) имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

5. Спасатели профессиональных АСС, АСФ имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание АСС, АСФ.

6. Спасатели профессиональных АСС, АСФ, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ:

Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", статья 12, пункт "л" - "…мужчины и женщины - по достижении 40 лет , если они постоянно трудились спасателями в профессиональных АСС, АСФ (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации ЧС";

Статья 782 (Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в профессиональных АСС, АСФ) - "Пенсия в связи с работой спасателем в профессиональных АСС, АСФ (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ) может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет".

8. Право на отдых (Режим работы и отдыха спасателей).

В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных АСС, АСФ определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной программе.

Время дежурства спасателей профессиональных АСС, АСФ на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.

При проведении работ по ликвидации ЧС режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации ЧС с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.

Спасателям профессиональных АСС, АСФ ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью : имеющим непрерывный стаж работы на должностях спасателей до 10 лет - 30 суток, более 10 лет - 35 суток, более 15 лет - 40 суток.

Спасателям профессиональных АСС, АСФ за участие в работах по ликвидации ЧС в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Спасателям нештатных и добровольных АСФ, а также спасателям, не входящим в состав АСФ, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.

Оплата труда спасателей профессиональных АСС, АСФ производится в соответствии с трудовым договором (контрактом);

Размер заработной платы спасателей профессиональных АСС, АСФ организаций не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций.

10. Право на жилище:

а). Спасателям профессиональных АСС, АСФ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством РФ, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке .

По желанию спасателей, если они не имеют жилых помещений для постоянного проживания или нуждаются в улучшении жилищных условий, им могут выдаваться на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов исходя из норм, предусмотренных жилищным законодательством:

- беспроцентные денежные ссуды - при общем непрерывном стаже работы на должностях спасателей в указанных службах и формированиях более 5 лет;

- в размере 75 % стоимости указанных квартир или индивидуальных жилых домов - при общем непрерывном стаже работы в профессиональных АСС, АСФ более 15 лет, из которых не менее 10 лет на должностях спасателей;

- безвозмездная материальная помощь в размере 100 % стоимости указанных квартир или индивидуальных жилых домов - при общем непрерывном стаже работы в профессиональных АСС, АСФ 25 лет, из которых не менее 20 лет на должностях спасателей.

Выдача беспроцентной денежной ссуды или оказание безвозмездной материальной помощи на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов осуществляется за счет средств на содержание АСС, АСФ.

Порядок предоставления спасателям жилых помещений, беспроцентной денежной ссуды, безвозмездной материальной помощи на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов определяется законодательством РФ.

б). Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных АСС, АСФ организаций определяются трудовым договором (контрактом).

в). Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных АСС, АСФ, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий) . Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через 6 месяцев со дня гибели (смерти) спасателей.

г). Спасатели профессиональных АСС, АСФ имеют право на установку квартирных телефонов в первоочередном порядке .

11. Право на страховые гарантии:

Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию (на сумму не менее 200 - кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством РФ) при назначении их на должности спасателей в профессиональные АСС, АСФ, а также в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных АСС к проведению работ по ликвидации ЧС.

Страховыми событиями для спасателей являются:

для профессиональных АСС, АСФ

для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или

общественных АСФ

1. гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом) - *;

2. смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с *;

3. потеря трудоспособности, наступившая как следствие *.

1. гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации ЧС - **;

2. смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в **;

3. потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в **.

Страхование спасателей производят:

профессиональных АСС, АСФ

спасателей, привлеченных к

проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или

общественных АСФ

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные АСС, АСФ за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных АСС, АСФ

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации ЧС, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию ЧС

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления указанных страховых событий, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.

Суммы средств, израсходованных на страхование спасателей профессиональных АСС, АСФ, относятся на себестоимость выполняемых указанными АСС, АСФ работ или на себестоимость продукции (услуг), производимой (оказываемых) создавшими их организациями.

Единовременное пособие членам семей

в случае гибели спасателей:

профессиональных АСС, АСФ

привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных АСФ

наступившей при *, либо в случае смерти, наступившей до истечения 1 года со дня увольнения из АСС, АСФ, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с *, членам их семей – выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания

наступившей при **, либо в случае их смерти, наступившей до истечения 1 года со дня окончания их участия в **, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в **, членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 1000 – кратного МРОТ, установленного на день гибели (смерти) спасателей законодательством РФ

Единовременное пособие спасателям:

В случае получения спасателями профессиональных АСС, АСФ при *, увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.

привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных АСФ, в случае получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступивших при ** и исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается единовременное пособие в размере 50-кратного МРОТ, установленного на день получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания законодательством РФ.

Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей погибших при (*)(**), или умерших в результате увечья

в). Положение о почетном звании "Заслуженный спасатель РФ" утверждено Указом Президента РФ N 1341 от 30.12.95 г. (принят к руководству и исполнению Приказом МЧС РФ N 63 от 5.2.96 г.)

Почетное звание присваивается высокопрофессиональным работникам спасательных служб за заслуги в предотвращении и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, разработке и освоении новой спасательной техники, воспитании и обучении кадров, работающим в спасательных службах 10 и более лет в календарном исчислении.

Дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей

1. На спасателей профессиональных АСС, АСФ, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ.

2. Решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие настоящему Федеральному закону гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных АСС, АСФ, членов нештатных и общественных АСФ, спасателей, не входящих в состав АСС, АСФ.

Гарантии деятельности спасателя

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.

2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели подчиняются только руководителям АСС, АСФ, в составе которых проводят указанные работы.

3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).

Исключительные права руководителя ликвидации ЧС

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которые отнесена ликвидация данных ЧС.

Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

О проведении эвакуационных мероприятий;

Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

О проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

О разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;

О привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;

О принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.

Обязанности спасателей

Спасатели обязаны:

1. Быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку.

2. Совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований.

3. Неукоснительно соблюдать технологию проведения АСР.

4. Активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.

5. Неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями АСС, АСФ, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ.

6. Разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.

Обязанности спасателей профессиональных АСС, АСФ определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудовою договора (контракта).

Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных АСС, профессиональных АСФ не допускается.

Ответственность аварийно-спасательных служб и спасателей

Профессиональные АСС, профессиональные АСФ, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям в случаях:

Неправильных действий в ходе проведения работ по ликвидации ЧС;

Приостанавливания полностью или частично деятельности организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных АСС, АСФ, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ. Порядок приостановления деятельности указанных организаций устанавливается законодательством РФ. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством РФ.

Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ .

1.2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

СТРУКТУРА ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России предназначена для организации и проведения поисково-спасательных работ в ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами ПСС МЧС России являются:

При угрозе или возникновении ЧС начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

План действий (взаимодействия) является составной частью основного плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Разрабатывается обычно на карте (схеме) с пояснительной запиской и приложением к нему необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. Может разрабатываться и текстуально. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных ЧС, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район ЧС, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов РФ, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона (субъекта РФ и других территориальных образований).

Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками вышестоящих органов управления.

На основе планов действий (взаимодействия) начальники ГО (председатели комиссий по ЧС), начальники органов управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО) и другие лица руководящего состава разрабатывают план - графики своих действий с почасовым расчетом времени, а также необходимые документы по организации управления и взаимодействия, применительно к местным условиям и прогнозируемым данным возможной ЧС .

Взаимодействие в АСС, АСФ организуется между штатными подразделениями, выполняющими общую задачу, а также между ними и местными (объектовыми, территориальными) формированиями при их наличии на участке (объектах) ведения АСДНР.

Взаимодействие организует лично начальник ПСС путем отдачи соответствующих указаний при постановке задач.

В последующем взаимодействие уточняется непосредственно на местах работ с учетом их хода и складывающейся обстановки.

Взаимодействие организуется по задачам, месту действий, способам их выполнения и времени с целью добиться единого понимания всеми начальниками (командирами) поставленной задачи, порядка и способов ее выполнения.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах подразделений, выполняющих главную задачу - спасение пораженных и локализацию источника поражения.

При этом обычно согласовываются: порядок действий при вводе на участок (объекты) работ; организация ликвидации или снижения до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ; порядок действий спасателей, инженерно-технических и других специальных подразделений при ведении спасательных работ в сложных условиях обстановки; порядок взаимодействия с местными (объектовыми) формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях; порядок действий при смене; порядок действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни спасателей; порядок связи и информации; места размещения пунктов управления .

Территориальные структуры подсистем РСЧС, взаимодействующие и обеспечивающие проведение поисково-спасательных работ силами ПСС, могут иметь различную структуру. Все вопросы взаимодействия и обеспечения спасательных работ решаются комиссией по ЧС. Вариант структуры территориальной подсистемы РСЧС Новосибирской области отображен на рис. 1.2.

На местном уровне основные виды обеспечения (разведка, химическая и биологическая зашита, инженерное обеспечение, противопожарное и гидрометеорологическое обеспечение) организуются и планируются рабочим органом комиссии по ЧС на основе решения председателя КЧС на ликвидацию ЧС. Задачи по реализации принятого решения ставятся соответствующим начальникам служб города, района и находятся под контролем КЧС. За полноту организуемых и принимаемых мер по обеспечению успешного решения задачи поисково-спасательной службой (отрядом) несет руководитель ликвидации ЧС – председатель КЧС.


Рис. 1.2 Территориальная подсистема РСЧС (органы управления и силы) Новосибирской области,

обеспечивающая проведение аварийно-спасательных работ

Глава II

РЕАГИРОВАНИЕ НА ЧС И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

2.1 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ГРУППЫ СПАСАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

И ВЫДВИЖЕНИИ В РАЙОН ЧС

Наиболее целесообразным может быть следующий порядок работы начальника ПСС (ПСО) с получением задачи на выдвижение в район ЧС и ведение АСДНР: уяснение задачи; информирование подчиненных о полученной задаче и обстановке; расчет времени; отдача распоряжений на приведение в готовность, выдвижение в район ЧС, организацию разведки; проведение рекогносцировки района (участка, объектов) предстоящих работ и установление связи и взаимодействия с Руководителем ликвидацией ЧС и оперативной группой комиссии по ЧС, которой служба (отряд) поступает в оперативное подчинение; оценка обстановки; принятие решения; постановка задач подразделениям и организация взаимодействия между ними; организация ввода подразделений на участки (объекты) работ; организация управления и всестороннего обеспечения действий подразделений; управление ведением работ.

Уясняя задачу, начальник должен понять цель предстоящих действий, задачу службы (отряда, подразделения), место и роль их в выполнении задачи по ликвидации ЧС; к кому поступает служба (отряд, подразделение) в оперативное подчинение, с кем взаимодействовать при выполнении задачи, срок готовности к выполнению задачи.

Расчет времени производится группой управления с целью определения оптимального порядка работы по организации действий и сосредоточения сил для выполнения задачи. Основой для расчета является указанный старшим начальником срок готовности к выполнению задачи, время получения задачи, время необходимое на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС.

В распоряжении на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС указываются: данные об обстановке и предстоящей задаче; маршрут движения, район сосредоточения, время начала движения и сосредоточения в указанном районе; время готовности к началу АСР; организация обеспечения; порядок связи и информации.

В указании по организации разведки начальник определяет: цели и задачи разведки; какие данные и к какому времени необходимо добыть; на каких объектах (участках) сосредоточить основные усилия разведки.

Приведение службы (отряда, подразделения) в готовность и организация выдвижения осуществляются в соответствии с заблаговременно разработанным планом действий при возникновении ЧС, с уточнением его исходя из поставленной задачи и условий ее выполнения.

Для проведения рекогносцировки группа управления, с учетом указаний начальника, создает рекогносцировочную группу, в которую с учетом характера ЧС и обстановки, кроме начальника, включаются необходимые начальники служб, командиры основных подразделений.

В ходе рекогносцировки начальник уточняет обстановку и задачу у Руководителя ликвидацией ЧС (старшего оперативной группы комиссии по ЧС, организующей ликвидацию ЧС). Изучает: участки (объекты) работ и пути подхода к ним; характер разрушений, завалов, пожаров; наличие, характер, масштабы и границы заражения, затопления; состояние населения, наличие местных материалов, необходимых для ведения АСДНР; состояние коммунально-энергетических сетей и местности в районе ведения работ; места удобные для развертывания пунктов управления, медицинского пункта, район развертывания подразделений обеспечения, место развертывания пункта обезвреживания техники и санитарной обработки личного состава.

Оценка обстановки включает: оценку очага поражения, состояния и возможностей своих подразделений; местных сил и материально-технических средств, которые будут способствовать выполнению поставленной задачи; времени года, суток, состояния погоды и местности.

При оценке очага поражения анализируются: характер и масштабы основных поражающих факторов, состояние объектов и территории, где будут проводиться работы; состояние населения, наличие и характер факторов, препятствующих ведению работ; вид и объемы АСДНР.

При оценке состояния и возможностей своих подразделений анализируются: состав, оснащенность техникой и инструментом, обеспеченность материально-техническими средствами, готовность к действиям; возможности системы управления с учетом характера предстоящих работ.

При оценке местных возможностей анализируются: с какими местными органами необходимо организовать взаимодействие и по каким вопросам; наличие местных материалов, необходимых для проведения АСДНР, возможности их использования.

При оценке времени года, суток и состояния погоды анализируются их возможное влияние на выполнение поставленной задачи.

По каждому элементу оценки обстановки делаются выводы и производятся расчеты, которые в итоге составляют основу решения.

Основными выводами при оценке состояния очага поражения могут быть: характер и объемы предстоящих АСДНР; характер и масштабы вредных и опасных факторов, препятствующих ведению работ, что необходимо предпринять для их ликвидации или снижения до минимально возможного уровня; основные наиболее целесообразные способы ведения АСДНР; характер и потребное количество сил и средств для выполнения предстоящих работ; направления (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; порядок и сменность при ведении работ; задачи разведки по уточнению обстановки; меры безопасности и защиты подразделений в ходе работ; что необходимо дополнительно предпринять по подготовке подразделений к действиям; районы (места) размещения подразделений обеспечения, пунктов управления исходя из характера обстановки.

И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


На третьем этапе
в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

Организация управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций


Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в руководстве силами РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.

Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает :
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ;
- принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;

- обеспечения действий сил и средств.

Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля.

В зависимости от последовательности развития чрезвычайной ситуации подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).

Донесения о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации представляются немедленно; в них допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами.

Донесения о ходе работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.

Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации), его заместители (помощники), а также другие должностные лица - каждый в пределах своей компетенции и ответственности.

Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:
-
характер и масштаб развития чрезвычайной ситуации, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
- виды, объемы и условия неотложных работ;
- потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;
- количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону чрезвычайной ситуации для развертывания работ.

В процессе анализа данных обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах для проведения работ с конкретными их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают наилучший (реальный). Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления (руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации); предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.

Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации).

Решение включает следующие основные элементы:
-
краткие выводы из оценки обстановки;
- замысел действий;
- задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;
- меры безопасности;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий формирований.

Краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.

В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.

Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.

Взаимодействие между подчиненными подразделениями (формированиями), между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).

При организации взаимодействия:
-
уточняются границы объектов работ каждого формирования;
- устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
- согласовывается по времени и месту сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;
- определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
- устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.

Взаимодействие подчиненных органов управления и подразделений (формирований) с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры подразделений и формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.

Обеспечение действий сил и средств в районах ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий сил и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органов управления в соответствии с их обязанностями.

Организация обеспечения включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону чрезвычайной ситуации, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.
При организации разведки указываются цели, районы (участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.

Транспортное обеспечение включает определение характера и объема перевозок, учет всех видов транспорта, время и места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.
Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.
Дорожное обеспечение предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется маршрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.

Гидрометеорологическое обеспечение включает установление объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных об элементах погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных подразделений (формирований) по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные предприятия и ее использование после ремонта, а также порядок снабжения ремонтных предприятий и подразделений (формирований) запасными частями и агрегатами.

При организации материального обеспечения устанавливается порядок снабжения подразделений (формирований), ведущих работы, продовольствием и питьевой водой, техническими средствами, имуществом противорадиационной и противохимической защиты, медицинским имуществом, обменной и специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами для транспортных и инженерных средств; в задчу материального обеспечения входит также оборудование мест (пунктов) приема пищи, отдыха и специальной обработки.

Медицинское обеспечение предусматривает проведение конкретных мер по сохранению здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации, своевременному оказанию помощи пострадавшим (пораженным) и больным, их эвакуации в лечебные учреждения, а также по предупреждению инфекционных заболеваний.

При подготовке решения начинается планирование аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; оно завершается после принятия решения и постановки задач подчиненным. План проведения работ оформляется текстуально с приложением карт, схем, графиков и расчетов. Он подписывается руководителем органа управления (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) и утверждается старшим начальником. Выписки из плана работ доводятся до подчиненных в части их касающейся. В план могут вноситься коррективы в течение всего периода работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Основой системы управления в районе чрезвычайной ситуации являются органы управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС. Для руководства действиями формирований непосредственно в районе чрезвычайной ситуации создаются оперативные группы, используются стационарные и развертываются подвижные пункты управления (ПУ), а также организуется система связи, главным элементом которой является подвижный узел связи (ПУС); для обеспечения эффективной работы системы управления создается автоматизированная подсистема управления на базе мобильного информационно-управляющего центра (МИУЦ).

Состав и структура системы управления определяются масштабом чрезвычайной ситуации и решением органов управления РСЧС, которые организуют ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Ликвидацией чрезвычайной ситуации на объектах руководят объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) с участием, при необходимости, оперативных групп районных (городских) и функциональных КЧС.

Ликвидацией местных чрезвычайных ситуаций руководят КЧС соответствующих территорий. В систему управления административного района (города) при возникновении чрезвычайной ситуации на его территории может входить оперативная группа регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в особых случаях - оперативные группы министерств, ведомств и МЧС России.

Для управления ликвидацией региональной или глобальной чрезвычайной ситуацией создается система управления, в состав которой входят оперативные группы (ОГ) МЧС России, министерств и ведомств.
Обобщенная структура управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций представлена на рис.3.1.1.

Варианты структуры системы управления в районах чрезвычайной ситуации показаны на рис. 3.1.2, 3.1.3 и 3.1.4.

Рис. 3.1.1. Система управления при объектовой чрезвычайной ситуации

Рис. 3.1.2. Система управления при местной чрезвычайной ситуации



Рис. 3.1.3.

Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руководители ОГ) и органы управления РСЧС.

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий их опасных зон;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
- об ограничении доступа людей в опасные зоны;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зонах бедствия, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
- о привлечении к проведению аварийно-спасательных работ нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

В последующем руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководство организаций о принятых ими решениях.

Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются специалистами и обеспечивают:
- получение информации о чрезвычайных ситуациях и передачу ее руководителю ОГ;
- прогнозирование масштабов возможного развития чрезвычайной ситуации;
- аналитическую обработку информации о чрезвычайной ситуации и подготовку вариантов решения по привлечению и использованию сил и средств;
- доведение принятого решения до подчиненных органов управления и формирований (подразделений);
контроль за развертыванием и ведением работ в соответствии с принятым решением;
- представление донесений об изменении обстановки и ходе работ.

Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (ПУ), которые представляют собой помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами. Стационарные ПУ размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях и сооружениях и укомплектовываются личным составом (в дежурном варианте) и необходимыми средствами связи. Подвижные пункты управления (ППУ) обеспечивают более эффективную работу оперативных групп; они размещаются на машинах, самолетах (вертолетах), плавсредствах, а также на железнодорожном транспорте.