Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства. Как организовать проектную деятельность учащихся в школе Как организовать работу школьников по проектной деятельности
конец 19 – начало 20 в.
Джон Дьюи (приобретение опыта путём «делания», в ходе исследования окружающей среды)
Вильям Килпатрик (любая деятельность, выполненная от всего сердца)
С. Т. Шацкий (упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую деятельность)
- Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.
- Проектная деятельность – форма учебно – познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения.
- Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Требования к проекту
- Наличие актуальной проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная деятельность учащихся)
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
- Использование исследовательских методов: определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; выбор методов исследования; оформление конечных результатов
Субъеты проектной деятельности:
- Педагог (руководитель проекта)
- Учащийся (группа учеников)
- Взрослые (педагоги – предметники, родители, другие лица)
Принципы:
- Принцип прогностичности (ориентирован на будущее состояние объекта)
- Принцип пошаговости (постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действия)
- Принцип нормирования (прохождение всех этапов создания проекта)
- Погружение в проект
- Организация деятельности
- Осуществление деятельности
- Презентация результатов
Типы проектов по характеру приоритетной деятельности:
- Исследовательские (обозначение задач, методов исследования, обследование полученных результатов)
- Информационные (сбор информации о каком – либо объекте, методы получения информации, методы обработки информации, результат)
- Творческие (совместная стенгазета, видеофильм, драматизация, спортивная игра, праздник, экспедиция)
- Игровые (ученики принимают на себя определённые роли. Доминирующий вид деятельности – игра)
- Практикоориентированные (документ, созданный на основе полученных результатов исследования: программа действий, рекомендации, проект закона)
По охвату школьных дисциплин:
- Монопроекты(языковые, литературные, исторические)
- Междисциплинарные (затрагивающие несколько дисциплин)
По количеству участников:
- Индивидуальные
- Групповые
По продолжительности:
- Краткосрочные (1 неделя)
- Средней продолжительности (1 неделя – 1 месяц)
- Долгосрочные (до нескольких месяцев)
Коммуникативные умения
- Умение слушать и получать информацию
- Умение обмениваться информацией
- Умение управлять голосом
- Умение адресовывать своё высказывание
- Умение выражать свою точку зрения
- Умение договариваться, находить компромисс
Проектные умения:
- Умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы
- Умение анализировать
- Умение составлять план своей работы и следовать ему
- Умение искать необходимую информацию
- Умение предъявлять процесс выполненной работы и её результат
Приёмы: (могут быть использованы на любом уроке)
- Решение поливариантных задач (со множеством ответов)
- Вычленение недостающих данных или лишних данных для решения задач
- Дополнение предлагаемых педагогом планов выполнения конкретных учебных заданий
- Подбор детьми дополнительного материала на заданную тему
- Построение устных кратких сообщений о проделанной индивидуальной или групповой работе
Рефлексивные:
- Адекватно оценивать свою работу
- Обосновывать собственную самооценочную позицию
- Обязательно отметить достоинства, сильные стороны в работе, личные достижения
- Планировать способы и пути преодоления трудностей и неудач
Логика введения проектов в начальной школе
Алгоритм
- Постоянное увеличение продолжительности работы над проектом
- Усиление детской самостоятельности при выполнении презентации проектов
- Расширение сферы коммуникаций учащихся
- Введение проектов, требующих для своего осуществления интегрированных знаний, умений и навыков
Тематика проектов зависит от:
- Возраста детей
- Индивидуальных особенностей класса
- Познавательных интересов детей
- Презентация проектов учащимися начальных классов
- Выставка изделий с рассказом – комментарием каждого её автора
- Доклады с наглядным сопровождением (групповые долгосрочные проекты)
- Концерт или праздник с различными номерами
- Семейный вечер с детско – родительскими выступлениями или сообщениями
Самооценка с помощью различных видов наглядного моделирования
- Эмоционально – экспрессивная самооценка (человечки с различным выражением лица)
- Цветовая самооценка
- Самооценочные лесенки
- Контурная самооценка
- Символическая самооценка
- Самооценочный отрезок
Эмоционально – экспрессивная оценка
- Не очень доволен
- Доволен З атрудняюсь оценить
Самооценочная лесенка
отлично
хорошо
не совсем хорошо
плохо
Я работал (а) над проектом:
Самооценочная лесенка
интересно
не очень интересно
не интересно
Выполнять проект мне было:
Контурная самооценка
Моя активность Мои старания
Символическая самооценка
Самооценочный отрезок
активность
аккуратность
старательность
Устная самооценка с опорой на
алгоритм :
- Отметь то, что хорошо получилось в работе над проектом, удалось, свои успехи.
- Видел(а) ли ты то, что получилось не очень хорошо, не удалось, свои трудности.
- Подумай, почему что – то не удалось.
- Реши, что надо сделать, чтобы преодолеть свои трудности и неудачи.
- Определи, справишься ли с этим сам(а) или тебе нужна помощь.
Письменная самооценка может проходить по предложенным бланкам – вопросам :
Я думаю, что работа над этим проектом
- Научила меня новому
- Помогла закрепить мои знания, умения
- Ничего мне не дала
Я бы хотел(а), чтобы такой(похожий) проект:
- Мы больше не выполняли
- Повторился бы ещё раз
- Мы бы выполняли чаще
Выполняя этот проект в группе, мне больше понравилось:
- Обсуждать проект с ребятами
- Делать проект
- Представлять проект
Незаконченные предложения:
- Я считаю, что мой проект……
- Работать над этим проектом мне было…..
- Я думаю, что мой проект получился бы ещё лучше, если…
Мастер-класс " "
Цель:
Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности обучающихся
Показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии проектного обучения;
Задачи:
Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии проектного метода, а так же возможные варианты применения его на уроке.
Показать практическую значимость проектного метода для организации работы.
Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
Расширение знаний о возможностях использования метода проектов.
Вовлечение учителей в проектную деятельность.
Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:
Мультимедийный проектор, экран;
Ватман и фломастеры
Структура проведения “Мастер-класса”:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
Характеристика творческой лаборатории педагога (описание достижений в опыте работы)
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
2. Представление занятия
Рассказ педагога о проекте занятия
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
Краткая характеристика результативности используемой технологии
Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы
4. Моделирование
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели проекта в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
5. Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Форма: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Ход занятия
Организационное начало
2. Мотивационное начало
Я предлагаю вам универсальную игру "Да-нетку". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” и “нет”. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)
(Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно на любом уроке, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.)
А теперь, уважаемые коллеги,
Обменяемся яблоками – и у каждого из нас останется по яблоку;
обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи. (Т.А. Эдисон)
3. Знакомство с новым материалом
Слайд 1. Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом ПРОЕКТ
Слайд 2. У нас это тема занятия “ Как организовать проектную деятельность учащихся? ”
Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”
Слайд 3. Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.
Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному методу обучения.
Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.
Слайд 4. Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.
Слайд 5. Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Слайд 6. Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности . Используя проектный метод в течение нескольких лет с поддержкой средств ИКТ, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой.
Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Метод проектов нашел применение на уроках информатики, математики,
Во внеклассной работе, так как использования проектной деятельности на уроках информатики приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
Слайд 7. 1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Слайд 8. 2 этап – планирующе-подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, уч-ся делятся на группы.
Слайд 9. 3 этап. Информационно- операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
10 слайд. 4 этап. Рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Работа над проектами будет продолжена, но уже сейчас можно говорить об эффективности этого метода.
Слайд 11. Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег:
по данной теме были выступления на педсоветах в школе, на заседании методического объединения для учителей школы и района;
проводились открытые уроки в рамках районного МО;
участие в международном конкурсе для педагогов «Открытый урок» ( публикация урока информатики на тему «Информационная технология разработки проекта» на страницах СМИ «ЗавучИнфо»)
являюсь участником Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогического клуба «Наука и творчество» по теме «Использование проектно-исследовательских технологий как факторов, повышающих эффективность педагогической деятельности»
Более подробную информацию вы можете получить на моём личном сайте
Кому же станет лучше, если в школе будут активно использован метод проектов?
Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь:
Слайд 12. Ученикам . Они учатся:
применять знания в измененной и новой ситуации;
демонстрировать свою икт-компетентность;
осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;
Слайд 13. Родителям, у которых
формируется позитивное отношение к школе;
появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.
Педагогическому сообществу учителей , т.к. они могут использовать мой опыт, как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.
Слайд 14. И, наконец, Государству .
Слайд 15. Президентом Российской Федерации были определены 5 пунктов президентской инициативы о проекте:
1.Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов
2.Поиск и поддержки талантливых детей.
3. Ключевая роль учителя.
4. Новые принципы работы школ.
5. Здоровье школьников.
4. Отработка полученных знаний на практике
Слайд 16. А теперь я хотела бы привлечь вас к разработке презентационного мини-проекта «Подростки в виртуальной реальности в рисунках» , который возможно будет востребован. Я предлагаю вам посмотреть видеоматериал.(просмотр фильма)
Слайд 17-20.
Слайд 21. И так, мы посмотрели с вами видео фильм, какое впечатление он на вас произвёл? Увидели ли вы проблему, которую нужно обсудить с родителями и детьми, в чем она заключается? Как наглядно можно рассказать детям об угрозе компьютерных игр их здоровью?
А) Распределение по группам.
У каждого из вас есть разноцветные яблоки. Я прошу вас разделиться на 2 группы по соответствующим цветам.
1 группа «Виртуалов», а 2 группа «Реалистов».
Слайд 22. Задание группам: с позиции «Виртуалов» и «Реалистов» наглядно изобразите на листе ватмана, чем отличается виртуальный мир от реального.
Какие плюсы и минусы видит каждая команда в в виртуальном мире.
Что может потерять ребенок, погружаясь в виртуальный мир, и чем это грозит для его здоровья.
Во время защиты мини-проекта группа должна объяснить:
Что они изобразили на своих рисунках
Что на рисунке говорит о страшной беде интернет - зависимости детей.
- Какие пути решения данной проблемы вы предлагаете.
Б) Остальным слушателям
Пока наши “ученики” разрабатывают проект, я хочу вам продемонстрировать учебные проекты учеников нашей школы. (Демонстрируются проекты уч-ся.)
Слайд 23. 5. Защита проектов
(выступления представителей групп)
Слайд 24.
Уважаемые коллеги, пусть Ваш проект пока ещё только на бумаге, но я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими коллегами и учениками. Мне вспомнилась одна притча.
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...
Порой в жизни ребёнку кажется, что окружающие его люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Давайте же учить детей видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для них.
Давайте поможем подростку приобрести уверенность в реальном, а не в виртуальном мире!
6. Подведение итогов в виде синквейна
Наш методический урок близится к завершению. Но любой урок требует подведения итогов. Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.
Слайд 25. Памятка для составления синквейна
Синквейн – (в переводе с франц. обозначает "пять") – это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.
Правила написания синквейнов :
Первая строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему.
Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.
Третья строка образована тремя словами – глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.
Последняя строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.
(Оглашают получившийся синквейн.)
Слайд 26. 7. Рефлексия
В начале занятия вы мне задавали вопросы, а я отвечала да или нет. А теперь поменяемся ролями и ответим на вопросы да или нет.
1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?
2. Понятна ли вам была идея проекта?
3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с обучающимися
Я думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия сработал.
8. Заключительное слово
Спасибо за внимание и за сотрудничество!
С наступающим вас профессиональным праздником!
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут "опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности". Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика
Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...
Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
В Концепции модернизации общего образования написано: «Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования»
Целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Интуитивно все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, давайте внесем ясность. Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом .
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы , на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата . Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но
только как способов достижения результата проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том, что эти знания и умения ему негде
найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом.
Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда
реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате
которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности.
Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
Реализация имеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг
результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта (все это в значительной степени касается подростков). Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая
личностные особенности своих учеников. По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап
осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии - завершающего этапа работы.
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя - лишая,
таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его
точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Здесь было бы уместно обратиться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
Иными словами:
А1-А2 - если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
В1-В2 - если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
С1-С2 - если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.
Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся .
Методическими рекомендациями Департамента образования г. Москвы проектную деятельность рекомендовано с определенными ограничениями начинать со 2-го класса начальной школы. Таким образом, предполагается, что к 5-му классу учащиеся владеют определенными приемами проектирования.
Тем не менее пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы , формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы. Младшие подростки часто не в состоянии гибко реагировать на новые обстоятельства и вносить необходимые изменения в работу. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного, достоверные сведения от сомнительных. Кроме того, многие пяти- и шестиклассники медленно читают, не всегда понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Все это следствие недостаточно сформированных общеучебных и проектных навыков. Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя. При этом не следует, однако, забывать, что проект - это прежде всего самостоятельная работа, в которой автор может высказывать собственную точку зрения, которая, возможно, не совпадет с позицией его учителя.
Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта - их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана , особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.
Академического опыта у учащихся 7-8-х классов достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта. Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности - это их слабое место. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Незначительные трудности вызывает анализ и самооценка, так как рефлексивные способности в этом возрасте еще находятся в стадии формирования. В целом при дозированной помощи, ненавязчивом контроле и вдохновляющем при-
мере семи- и восьмиклассники успешно справляются даже с большими, сложными проектами.
Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни - все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы , для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.
Для того чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной деятельности, учителю необходимо не только учесть возрастные и индивидуальные особенности учащегося, его интересы и особенности мотивационной сферы, но и выстроить с ним оптимальные личные взаимоотношения в ходе работы над проектом. Учитель может быть:
- руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы. В такой ситуации учащийся может быть не слишком инициативным, так как это привычные для него отношения учитель-ученик. Как правило, эту позицию занимают учителя, работающие с 5-6-классниками - это дает детям возможность приобрести недостающий опыт в психологически комфортных условиях;
- коллегой по работе , который в значительной степени вовлечен в процесс и выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение. Это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга. Такое взаимодействие обычно
складывается у учителей, работающих с 7-8-классниками, которые тянутся к тем, кто разделяет их интересы, увлечен общей идеей;
- экспертом-знатоком , который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними. Здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, побуждая учащегося проявлять максимум активности, быть не только инициатором работы, но и организатором взаимодействия с учителем. Так могут работать учителя с 9-10-классниками, которые умеют ценить профессионализм и компетентность, стремятся расширить круг общения в интересующей их области.
- супервизором , который лишь вдохновляет автора на работу и создает условия для ее успешного осуществления. В этом случае учащийся является полноправным автором проекта и в полной мере несет ответственность как за успех, так и за провал своей работы. Так можно работать с инициативными, ответственными, хорошо успевающими учащимися независимо от их возраста.
Так постепенно, приобретая опыт, ребенок получает все большую ответственность за свою работу и все большую свободу в ее осуществлении. При этом грамотно выбранная позиция учителя - тонкий инструмент развития подростка, возможность оказывать на него воспитательное воздействие в
ненавязчивой форме.
Теперь несколько слов о письменной части проекта, отчете о работе. Часто на эту часть проектной работы не обращают особого внимания. Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является важнейшей составляющей всей работы. Независимо от того что представляет собой проектный продукт (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном
виде), к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы.
Без письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованны изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.
Чтобы научить детей уже в 5-м классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
Цель моей работы - ……………………………………….....………..
Проектным продуктом будет - .………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про-
межуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия ………………………………………
Сбор информации (где и как искал информацию)………………………
Изготовление продукта (что и как делал)……………………………….
Написание письменной части проекта (как это делал)……………….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к …………………………………………………….
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что……………………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было заду-
мано, получилось, например …………………………………………………..
Это произошло, потому что ……………………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………..
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над
которой работал) ……………………………………………………………
Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими, поэтому старшеклассники должны писать их полностью самостоятельно.
Несколько слов о защите проектов . Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.
Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время). Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или членов творческой проектной мастерской.
Использование средств наглядности
Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:
Привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;
Усилить смысл и значение твоих слов;
Проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например:
цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, гра-
фики, диаграммы и т.п.).
Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы:
Произвести впечатление;
Заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;
Перегрузить выступление большим объемом информации;
Проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно изложить
Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели. Вот почему вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе.
Е.С. Полат предлагает следующую классификацию.
Классификация проектов по предметно-содержательной области:
. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.
. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого
достоинства в российском обществе XIX-XX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подхода.
Классификация проектов по характеру контактов
Внутриклассные.
Внутришкольные.
Региональные.
Международные.
Классификация проектов по характеру координации
. С открытой, явной координацией . В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).
. Со скрытой координацией . В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности участников в своей реальной функции. Он выступает как полноправный участник проекта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
. Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.п. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы, поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней
оценки проекта.
. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, обязательное
выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий, обсуждение и анализ полученных результатов. Такие проекты требуют четкой структуры, продуманных экспериментов и опытов, а также методов обработки полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор сведений (данных, статистики, фактов и т.п.) о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализи обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: определение предмета информационного поиска - этапы поиска с обозначением промежуточных результатов - анализ собранных фактов и предварительные выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов и их обобщение - выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых
результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).
Приключенческие, игровые, ролевые . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие
социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Классификация проектов по продолжительности
. Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка - 10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока.
1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам).
2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.
3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это благодаря глубокому «погружению» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
. Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во
внеурочное время.