I. Общие положения

1.1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее - Положение) устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

1.3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения.

1.4. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного года

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

2.5. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образовательным учреждением.

2.6. Режим рабочего времени учителей первых классов определяется с учетом Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997; пункт 2.9.5 СанПиН), предусматривающих в первые два месяца "ступенчатый" метод наращивания учебной нагрузки, а также динамическую паузу, что не должно отражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится один раз в год на начало учебного года в соответствии с учебным планом.

2.7. Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на начало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорционально сохраняемой им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения педагогической работы, предусмотренной в п. 2.3 настоящего Положения.

IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период

4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее - каникулярный период), являются для них рабочим временем.

4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

4.4. Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

4.5. Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

V. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям

5.1. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.

VI. Режим рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий

6.1. Режим рабочего времени педагогических работников, привлекаемых в период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца, в оздоровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности на базе общеобразовательных и других образовательных учреждений, определяется в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения.

6.2. Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность может иметь место только с согласия работников.

Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

6.3. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений из числа плавсостава учебных судов клубов юных моряков, речников, морских центров и других образовательных учреждений такого профиля при нахождении их в плавании с обучающимися на борту и во время стоянок определяется в соответствии с особенностями, установленными для соответствующих категорий работников речного и морского флота, а также с учетом выполнения обязанностей по руководству плавпрактикой обучающихся.

VII. Режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

7.1. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году - в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

8.2. В дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.

Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

______________________________

* Режим рабочего времени преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определены в

В соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Очевидно, что при получении образования соответствующего уровня преподавателями могут быть лица, которые имеют данное образование. Например, в высших учебных заведениях в соответствии с образовательным цензом должны преподавать лица, имеющие соответствующее профилю высшее образование.

В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не должны допускаться лица, которым эта деятельность запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за отдельные преступления. Перечни медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не должны допускаться к педагогической деятельности, должны быть определены федеральным законом. После утверждения этих перечней федеральным законом лица, имеющие медицинские противопоказания и судимость за указанные в них преступления, не могут быть допущены к педагогической деятельности. Однако работники, занимающиеся этим видом деятельности, могут быть уволены лишь по установленным федеральным законом основаниям, например, в связи с применением на основании ст. 47 УК РФ наказания в виде запрета на занятие педагогической деятельностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении заключению срочного трудового договора предшествует конкурсный отбор. Конкурсный отбор не проводится на должности декана факультета и заведующего кафедрой. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утверждено Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 года N 4114 (регистрационный номер 4084 от 27 декабря 2002 года). В соответствии с этим Положением занятию должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении предшествует проведение конкурса. Решение о проведении конкурса публикуется в печати, после чего подаются документы на участие в конкурсе. Конкурсный отбор заканчивается голосованием членов ученого совета высшего учебного заведения. С лицом, избранным по конкурсу, заключается срочный трудовой договор на срок избрания, который не должен превышать пяти лет.

Изменениями, вносимыми в ст. 332 ТК РФ, закрепляется правило, согласно которому при согласии сторон трудового договора допускается его заключение между вузом и научно-педагогическим работником без конкурсного отбора на срок не более одного года в целях сохранения непрерывности учебного процесса в следующих случаях: 1) при приеме на работу совместителей; 2) при замещении временно отсутствующего работника; 3) во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета.

При заключении срочного трудового договора на ранее занимаемую должность приказ о назначении работника на ту же научно-педагогическую должность на новый срок по результатам конкурсного отбора может издаваться без его увольнения по окончании срока предыдущего трудового договора.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на эти должности определяется уставом высшего учебного заведения.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудового договора. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору, срок которого заканчивается по окончании полномочий ректора.

По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) может продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор вправе продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" определены нормативы часов за ставку заработной платы в различных образовательных учреждениях.

Педагогические работники могут работать по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности. Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 года N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" определены особенности работы по совместительству педагогических работников. Однако подчеркнем еще раз, что работа на условиях внутреннего совместительства, в том числе по аналогичной должности, специальности, является одним из видов работы за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, и поэтому она должна быть оплачена в повышенном размере, установленном для оплаты сверхурочных работ.

В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" определена продолжительность указанного отпуска педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности и вида учебного заведения, в котором они работают. Отпуск педагогических работников отличает от ежегодных основных отпусков, предоставляемых другим работникам, своей продолжительностью.

Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 ТК РФ имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года. Порядок и условия предоставления этого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. В соответствии со ст. 335 ТК РФ работодатель обязан предоставить данный отпуск педагогическому работнику при наличии 10 лет непрерывного педагогического стажа и при отсутствии регламентации его предоставления в локальных актах образовательного учреждения. Однако вопрос об оплате этого отпуска решается самим образовательным учреждением. Поэтому оплата может стать обязанностью работодателя только при наличии соответствующего условия в локальных документах образовательного учреждения.

В ст. 336 ТК РФ перечислены дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками.

К их числу относятся: 1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет. Перечисленные основания могут применяться в том случае, когда отсутствуют общие основания для увольнения работника, в частности перечисленные в ст. 81 ТК РФ. Поэтому в уставе образовательного учреждения могут быть определены дополнительные по сравнению со ст. 81 ТК РФ грубые нарушения устава образовательного учреждения, за совершение которых может последовать увольнение педагогического работника. Например, к числу таких нарушений может быть отнесено курение в местах, где это запрещено работодателем. Применение насилия над личностью обучающегося, воспитанника также следует признать дополнительным по отношению к ст. 81 ТК РФ основанием для увольнения педагогического работника. Применение такого насилия не должно входить в понятие аморального проступка, совершенного работником, выполняющим воспитательные функции. Дополнительным по сравнению с общими основаниями является и увольнение по достижении перечисленными лицами возраста шестидесяти пяти лет.

Комментируемая статья регулирует трудовые отношения в сфере образования. Следует отметить, что она должна применяться в комплексе с гл. 52 ТК РФ «Особенности регулирования труда педагогических работников». Появление в новом Трудовом кодексе данной главы является новацией, ранее труд педагогических работников не рассматривался в качестве специального предмета правового регулирование. Специфика и социальная значимость педагогического труда определяют необходимость установления специальных правовых норм, регулирующих его.

Трудовые отношения имеют специфический субъектный состав. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи по общему правилу для педагогических работников работодателем является соответствующее образовательное учреждение.

Исключение из этого правила составляют руководители образовательных учреждений, поскольку из смысла ст. 273 ТК РФ следует, что их работодателем является непосредственно учредитель (учредители) образовательного учреждения. Положение руководителя образовательного учреждения имеет еще одну особенность. Он в трудовых отношениях имеет двойственное положение, с одной стороны он сам является работником, а с другой он - представитель работодателя.

Действующее законодательства предъявляет специальные требования к работникам образовательных учреждений. Так, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. К педагогической деятельности не могут допускаться лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами. Данная норма, закрепленная в ч. 2 ст. 332 ТК РФ, получила развитее в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству о труде.

Понятие трудового договора раскрывается в ст. 56 ТК РФ. В соответствии с ней трудовом договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор.

Существенными условиями трудового договора являются:

    место работы (с указанием структурного подразделения);

    дата начала работы;

    наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

    права и обязанности работника;

    права и обязанности работодателя;

    характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

    режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

    условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

    виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Согласно ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.

В федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

В иных образовательных учреждениях трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности.

Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724).

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В целях реализации указанного права педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, приказом Минобразования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.

В связи с закреплением в трудовом законодательстве данной нормы представляет интерес, связанная с этим судебная практики. Так, Рубцовский городской суд Алтайского края 28 марта 1996 г. вынес решение, которым обязал администрацию муниципального учреждения культуры и детскую музыкальную школу № 2 г. Рубцовска предоставить преподавателю этой школы в соответствии со ст. 55 Закона об образовании длительный отпуск без сохранения заработной платы сроком с 15 мая 1996 г. по 15 мая 1997 г. Истица работала преподавателем музыкальной школы свыше 13 лет и подала заявление о предоставлении ей длительного отпуска. Администрация в предоставлении отпуска отказала, считая, что стаж для получения отпуска начинает идти с 1992 г. Затем администрация детской музыкальной школы N 2 г. Рубцовска подала жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда. Судебная коллегия рассмотрела жалобу в открытом судебном заседании 19 июня 1996 г. и определила: кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В данном случае, как видим, и городской, и краевой суды посчитали, что с принятием Закона об образовании все педагоги, имеющие 10-летний и более стаж, получили право на использование длительного отпуска.

Согласно ст. 336 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:

    повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

    достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет.

Пунктом 4 комментируемой статьи предусматривается, что помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора являются:

    повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

    применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

    появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по данным основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

ОТВЕТЫ

НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ

ПО ОПЛАТЕ ТРУДА, ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТПУСКОВ И ДР.

1. Каким образом производится оплата труда учителей, которые осуществляют обучение больных детей на дому, - по тарификации или почасовая?

В соответствии с инструктивным письмом Минпроса СССР от 28 октября 1983 г. N 74-М (опубликованным в Бюллетене нормативных актов Минпроса СССР N 3 за 1984 год) месячная заработная плата учителей, индивидуально обучающих на дому больных детей - хроников, определяется в порядке, установленном ст. 92 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, если работа с детьми для этих учителей носит постоянный характер, т.е. продолжается в течение учебного года или полугодия.

В связи с этим оплата труда учителей, индивидуально обучающих на дому больных детей, производится по тарификации, в том числе и в каникулярный период.

Почасовая оплата труда для учителей может иметь место лишь в случаях, предусмотренных пунктом 95 вышеуказанной Инструкции (т.е. в период замещения временно отсутствующих учителей, а также во время совместительства работниками предприятий, учреждений и организаций преподавательской работы в школе).

2. В каком объеме учитель школы может вести часы преподавательской работы в другой школе? И зависит ли это от объема учебной нагрузки по основному месту работы?

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству" и Постановлением Госкомтруда СССР, Минюстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 N 81/604-К-3/6-84 "Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству" общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

По основному месту работу для учителя действующим законодательством не установлено ограничений в объеме учебной нагрузки.

В связи с этим учитель, независимо от объема учебной нагрузки по месту основной работы, может вести в другом учреждении образования на условиях совместительства преподавательскую работу в пределах половины месячной нормы часов, за что оплата производится по тарификации.

Кроме указанной преподавательской работы, выполняемой на условиях совместительства, в другом учреждении образования ему может быть разрешена преподавательская работа в объеме до 240 часов в год (6 часов в неделю), которая не считается совместительством, но оплата за которую производится почасовая.

3. Какова продолжительность рабочего дня учителей и других педагогических работников во время каникул?

Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем учителей и других педагогических работников. В эти периоды они привлекаются руководством школы к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки (объема педагогической работы) до начала каникул.

4. Как производится оплата педагогических работников образовательных учреждений, привлекаемых в период, не совпадающий с их очередным отпуском, к работе в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и в загородных оздоровительных лагерях?

Согласно Приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. N 113 "О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1993 году" для работы в лагерях с дневным пребыванием детей педагогические работники в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации. В случае привлечения педагогических работников (с их согласия) к этой работе сверх указанного времени им производится оплата за фактически отработанное время.

За педагогическими работниками образовательных учреждений при направлении их в период, не совпадающий с очередным отпуском, для работы в загородных оздоровительных лагерях сохраняется заработная плата, установленная при тарификации. Кроме того, этим работникам за счет средств, предусмотренных на содержание лагеря, производится оплата по занимаемой в лагере должности, а также устанавливается доплата в размере 15% за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени. В случае нахождения загородного лагеря в сельской местности педагогическим работникам производится оплата труда с учетом 25-процентного повышения ставки заработной платы (должностного оклада).

5. Как осуществляется оплата труда учителей школы, не проводивших учебных занятий в связи с карантином?

Оплата труда учителей и других педагогических работников образовательных учреждений, не проводивших учебных занятий (педагогической работы) в связи с карантином и не привлекавшихся в этот период к другой учебно - воспитательной, методической или организационной работе, должна производиться в соответствии со статьей 94 КЗоТ Российской Федерации в размере не ниже 2/3 тарифной ставки заработной платы (оклада) установленного работнику разряда, как за время простоя не по вине работника.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 09.12.1971, утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Действующая норма по данному вопросу содержится в статье 157 Трудового кодекса РФ.

6. Какой разряд по оплате труда должен устанавливаться учителю, у которого нет среднего профессионального образования?

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 и тарифно - квалификационной характеристике по должности учителя, согласованной с Минтрудом России и утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268, оплата труда учителей производится в диапазоне 7 - 14-го разрядов Единой тарифной сетки.

В связи с этим ниже 7-го разряда оплата труда учителям не производится, в том числе и тем из них, которые не имеют среднего профессионального образования.

7. Производится ли повышение ставки заработной платы (должностного оклада) педагогическим работникам, имеющим диплом об окончании с отличием высшего или среднего профессионального образовательного учреждения?

В соответствии с действующим законодательством наличие диплома об окончании с отличием высшего или среднего профессионального образовательного учреждения не дает права на автоматическое повышение работнику ставки заработной платы (должностного оклада).

Однако в связи с тем, что согласно ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" установление доплат и надбавок в пределах средств, выделяемых на оплату труда, является компетенцией образовательного учреждения, вопрос об установлении надбавки педагогическим работникам, окончившим с отличием высшее или среднее профессиональное образовательное учреждение, при наличии финансовых возможностей может быть решен самим образовательным учреждением.

8. Какова норма часов за одну ставку у воспитателей, учителей - логопедов и учителей - дефектологов, работающих в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии?

На основании Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии", а также письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. N 22-шт ставка заработной платы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для детей с дефектами умственного или физического развития выплачивается воспитателям за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителям - логопедам и учителям - дефектологам - за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом учителям - логопедам ставка заработной платы за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, повышается и в том случае, если в образовательном учреждении не создано отдельных классов или групп для таких детей.

9. Производится ли оплата труда педагогических работников образовательных учреждений из числа совместителей во время каникул, если они в этот период выполняют педагогическую работу?

В соответствии с п. 95 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94, лица, работающие на условиях почасовой оплаты и не ведущие занятия во время каникул, оплату за это время не получают. Следовательно, те педагогические работники из числа совместителей, которые работают во время каникул, должны получать оплату за этот период.

10. Какой документ является основанием для выплаты суточных работникам, направляемым на курсы повышения квалификации с отрывом от работы? Бухгалтерские работники, ссылаясь на Постановление Минтруда России от 15 июня 1995 г. N 31, выплачивают только стипендию в течение первых двух месяцев в размере среднего заработка (даже если работник находится на курсах с отрывом от работы на протяжении 10 месяцев).

В письме Минтруда России от 26 января 1996 г. N 178-КВ сообщалось, что Постановление Минтруда России от 15 июня 1995 г. N 31 в части возмещения работникам расходов при направлении их на курсы повышения квалификации (на подготовку, переподготовку кадров, обучение вторым профессиям) с отрывом от работы недействительно, так как после него вышло Постановление Правительства РФ от 26.06.95 N 610.

Материальное обеспечение работников образовательных учреждений, направляемых на повышение квалификации с отрывом от основной работы, осуществляется в соответствии с пунктом 26 "Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.

Согласно этому документу за слушателями на время их обучения с отрывом от работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работу. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от работы, выплачиваются суточные по нормам, установленным для командировок на территории Российской Федерации.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.

11. Устанавливается ли бухгалтерским работникам централизованной бухгалтерии надбавка за выслугу лет?

Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 17 "О порядке установления ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам органов исполнительной власти" (утвержденному Постановлением Минтруда России от 30 декабря 1993 г. N 186), на работников организаций, состоящих при органах исполнительной власти (в том числе на работников централизованных бухгалтерий), Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. N 1173 "О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам органов исполнительной власти" не распространяется.

Однако в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.11.91 N 211 установление работникам учреждений доплат и надбавок в пределах средств, выделяемых на оплату труда, является компетенцией учреждения.

В то же время Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право самим решать все вопросы, связанные с увеличением расходов на содержание учреждений образования. В связи с этим вопрос об установлении надбавки работникам централизованной бухгалтерии вправе решить и местные органы исполнительной власти.

12. Как производится оплата труда руководителю образовательного учреждения, если он аттестовывался по должности учителя и ему установлена высшая квалификационная категория?

Разряд оплаты труда руководящих работников зависит от группы, к которой отнесено образовательное учреждение по объемным показателям, и квалификационной категории, полученной в результате аттестации по занимаемой руководящей должности.

Руководящие работники образовательного учреждения, ведущие часы преподавательской работы, должны аттестовываться как по руководящей должности, так и по должности учителя. Аттестация по той и по другой должности может быть проведена одновременно.

13. Производится ли повышение на 15% ставок заработной платы и должностных окладов работников школ - интернатов общего типа и в соответствии с каким документом?

Первоначально повышение ставок заработной платы и должностных окладов работников за работу в школах - интернатах общего типа было предусмотрено Постановлением Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 года N 70 "Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений" (приложение N 1, примечание 4).

В связи с введением Единой тарифной сетки Минобразованием России по согласованию с Минтрудом России было подготовлено письмо от 12 января 1993 г. N 10/32-Т, в котором указано, что ЕТС не отменяет действовавший до нее порядок повышения ставок заработной платы и должностных окладов, установления надбавок и доплат, не учтенных в разрядах ЕТС и выплачиваемых за условия работы, отклоняющиеся от нормальных. Перечень этих компенсационных доплат, надбавок и повышений ставок заработной платы (должностных окладов) приложен к вышеназванному письму Минобразования России. В этом Перечне поименованы школы - интернаты общего типа, за работу в которых ставки заработной платы и должностные оклады работников повышаются на 15%. Список работников, которым производится указанное повышение ставок заработной платы и должностных окладов, определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от конкретных условий работы.

14. На основании каких документов устанавливаются должностные оклады ректоров, проректоров и профессорско - преподавательского состава институтов повышения квалификации специалистов? Производится ли им доплата за наличие ученой степени кандидата и доктора наук? Устанавливается ли профессорско - преподавательскому составу ИПК надбавка к должностному окладу за занятие должности доцента или профессора и на основании какого документа?

Оплата труда ректоров, проректоров и профессорско - преподавательского состава институтов повышения квалификации производится в порядке и на условиях, предусмотренных для соответствующих работников образовательных учреждений высшего профессионального образования (основание: письмо Минобразования России (согласованное с Минтрудом России) от 12 января 1993 г. N 10/32-Т).

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 ноября 2006 года работникам, занимающим штатные должности в федеральных бюджетных учреждениях (организациях) науки и федеральных государственных высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, установлена ежемесячная доплата за ученую степень: доктора наук - в размере 7000 рублей, кандидата наук - в размере 3000 рублей (Постановление Правительства РФ от 23.11.2006 N 712).

С 1 сентября 1994 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1097 "Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук" на профессорско - преподавательский состав институтов повышения квалификации распространено действие пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 807, в соответствии с которым профессорско - преподавательскому составу высших учебных заведений доплата за ученую степень доктора наук устанавливалась в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, а за ученую степень кандидата наук - в размере трех минимальных размеров оплаты труда.

При этом согласно письму Минтруда России и Миннауки России от 23 августа 1994 г. N 1623-РБ работникам, занимающим штатные должности с неполным рабочим днем (0,5 и 0,25 ставки), указанные доплаты устанавливаются в размере, пропорционально отработанному времени.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1994 г. N 1042 "О материальной поддержке профессорско - преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования", которым были установлены надбавки в размере 60% к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40% к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента в высших учебных заведениях, на профессорско - преподавательский состав институтов повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов не распространяется.

По данному вопросу Минобразование России обращалось с ходатайством в Правительство Российской Федерации, однако он не получил положительного решения.

15. При каких условиях за пенсионерами, ранее работавшими в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках), сохраняются льготы по коммунальным услугам?

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" льготы по коммунальным услугам (бесплатные квартиры с отоплением и освещением) при переходе на пенсию сохраняются за перечисленными в этом Постановлении педагогическими работниками и за совместно с ними проживающими членами их семей, если общий стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, каждого из этих работников составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей и при переезде их на новое место жительства в другую сельскую местность либо в другой поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ, детских домов, домов ребенка, дошкольных учреждений, межшкольных учебно - производственных комбинатов, средних профессионально - технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, пользуются этими льготами, а также при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При переезде этих пенсионеров на постоянное место жительства в город льготы по коммунальным услугам за ними не сохраняются.

16. Имеют ли право педагогические работники учреждений дополнительного образования детей (внешкольных учреждений), расположенных в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), на льготы по коммунальным услугам в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"?

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статьей 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села" и пунктом 9 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено распространение льгот, установленных в данной местности для специалистов сельского хозяйства, соответственно на педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления.

При этом следует иметь в виду, что для работников агропромышленного комплекса (сельского хозяйства) льготы по коммунальным услугам действующим законодательством не предусмотрены. Им предоставляются совсем другие льготы, которые установлены Постановлением Совмина СССР от 5 апреля 1989 года N 289 "О коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе страны". Поэтому и педагогические работники внешкольных учреждений, расположенных в сельской местности, не пользуются льготами по коммунальным услугам, но имеют право на другие льготы, которые предусмотрены для работников сельского хозяйства.

Что касается пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 1996 года), то в нем записано: "... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Но ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством СССР льготы по коммунальным услугам для педагогических работников внешкольных учреждений никогда не устанавливались. Следовательно, педагогические работники внешкольных учреждений сельской местности права на льготы по коммунальным услугам не имеют.

Вопрос о предоставлении педагогическим работникам внешкольных учреждений льгот по коммунальным услугам может быть решен соответствующими органами исполнительной власти на местах.

17. Отпуск какой продолжительности предоставляется педагогам дополнительного образования, работающим в школах, школах - интернатах, детских домах и внешкольных учреждениях?

Педагогам дополнительного образования, которые состоят в штате школы, школы - интерната, детского дома, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.94 N 1052 отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней, а педагогам дополнительного образования внешкольных учреждений - 42 календарных дня.

18. Какой продолжительности предоставляется отпуск медицинским сестрам в образовательных учреждениях общего вида и в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии?

Очередной отпуск медицинским сестрам и старшим медицинским сестрам в образовательных учреждениях общего вида и в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, предоставляется продолжительностью 24 рабочих дня. В соответствии с пунктами 174, 179 и 60 раздела 40 "Здравоохранение" Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 июня 1988 года N 370/П-6, за вредные условия работы медицинским сестрам предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней в образовательных учреждениях общего вида и в образовательных учреждениях для детей с недостатками в физическом развитии и 30 рабочих дней в образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в умственном развитии.