В Евангелии от Матфея есть замечательные слова, с которыми Господь обращается к Своим ученикам: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 15). На состоявшемся в Москве VII общецерковном съезде по социальному служению Патриарх Кирилл назвал социальную деятельность приоритетной для Церкви, которая должна совершаться так же неукоснительно, как и Божественная литургия. Что представляет эта работа Церкви сегодня, в каких направлениях она идет, каких результатов добивается и, главное, - не уходит ли при этом от основной своей задачи: вести людей к вере и спасению? Разобраться в этом мы попросили Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Скажите, Владыка, как относиться и как принимать простым мирянам открытость Церкви, ее активное участие в общественной и политической жизни государства? У многих это вызывает раздражение, непонимание.

Самое интересное, что одних это страшно раздражает, другие, наоборот, требуют от Церкви все, что недодает им государство, а Церковь почему-то дать обязана. На самом деле, Церковь и общество - не диаметрально противоположные понятия. Церковь - это часть общества, а общество является частью Церкви. Это собрание людей, причем не только тех, кто постоянно присутствует на богослужениях, но всех крещеных, носящих на груди крест. А таких в России большинство. Так что Церковь - это все мы, воцерковленные и невоцерковленные, приходящие и лишь иногда заходящие в храм, мы все ее члены.

Сегодня Церковь растет, укрепляется, все больше людей связывают с Ней свою жизнь, и в наших приходах есть молодые и пожилые, рабочие и служащие, студенты, чиновники и интеллигенция. И когда на территории Покровской епархии происходят какие-то события, я участвую в них. Потому что там присутствуют наши прихожане, и они хотят видеть и слышать священника или своего архиерея. Люди изголодались по живому праведному слову, а Церковь сегодня, слава Богу, может открыто говорить о христианских ценностях. Возможно, это общение приведет в Церковь того, кто пока от нее очень далек.

Традиционно Церковь всегда помогала бедным и обездоленным, но сегодня она практически входит во все ниши, где должны работать государственные структуры, и берет на себя огромный объем работы. По силам ли такая деятельность, учитывая, что Церковь не финансируется государством?

Когда Церковь была независимой структурой, ей принадлежало до одной трети всех обработанных земель и зависимых крестьян. Монастыри и храмы располагали немалыми средствами для активной благотворительности. У Церкви была тогда очень важная функция - сохранять социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Государство всячески поддерживало Церковь и политически, и законодательно, и материально. Монастыри были центром раздачи милости, их насельники спасали людей от голода, эпидемий, лечили раненых во время войн. К примеру, Иосифо-Волоцкий монастырь в день мог накормить несколько тысяч голодных людей.

Такое положение было у Церкви до начала реформ Петра I. Утратив свою самостоятельность, Церковь продолжала заниматься благотворительностью, открывала приюты, дома для сирот, богадельни, но чаще всего это было соработничество с государством. В советское время Церковь оказалась вне закона и никакой социальной деятельности вести уже не могла.

Сегодня Церковь вернулась на свой традиционный путь социального служения, правда, не имея для этого необходимой финансовой базы. Да и подготовленных специалистов для этой работы у нас нет. Мы не можем взять на себя все обязанности социальных работников и создавать при храмах собес. Хочется, чтобы люди понимали: Церковь не обладает сегодня несметными богатствами, которыми не желает делиться с народом. Это очень распространенный миф. Иногда приходится слышать от людей: «Зачем вы строите храм, лучше бы детский сад или клуб нам построили». Такой упрек мне пришлось недавно услышать в одном из сел нашей епархии, где инициативная группа верующих людей решила, что селу нужен храм, а другие жители этого села недовольны. Я как архиерей пытаюсь наладить духовную жизнь, а от меня ждут решения иных вопросов. Детские учреждения, конечно, тоже нужно строить, но это не наша задача, мы все-таки работаем «по духовной части». Церковь должна оставаться, прежде всего, духовным наставником своего народа, и это, кстати, трудновыполнимая задача. Церковь готова сотрудничать с государством, и она принимает участие во многих сферах общественной жизни, но не стоит заблуждаться: Церковь не может и не должна подменять государство, брать на себя его функции.

- Тем не менее, Покровская епархия совершает много добрых дел, помогает нуждающимся. Вы опекаете больных, одиноких, малоимущих, многодетных, заключенных, помогаете бездомным и т.д. Какова главная цель: накормить, обуть, одеть или наставить на путь истинный? Что ставится во главу угла - миссионерство или материальная помощь?

Надо понимать, что именно духовная жизнь определяет всю остальную нашу жизнь, поэтому я убежден: главная задача Церкви - вести людей к вере и к спасению. Но если человек просит хлеба, не будешь рассказывать ему о духовной жизни. Очень много людей сегодня нуждается в самой разной помощи, к ним нужно проявить христианское милосердие.

Милосердие - главная христианская добродетель, и здесь многое зависит от инициативы наших прихожан. У нас есть общество православных врачей, помогающих больным людям в отдаленных местностях, где существует проблема с медицинской помощью. Если, предположим, педагог предложит свою помощь в организации воскресной школы, мы этому тоже будем рады. И если среди наших прихожан найдутся люди, готовые раз в неделю выйти на улицу и накормить бездомных, то слава Богу! Мы готовы обеспечить их продуктами.

Социальная работа на приходах должна осуществляться не по принуждению, а по потребности. Об этом говорил на прошедшем в Москве общецерковном съезде Патриарх Кирилл. Он прямо сказал: «Если не будет внутреннего энтузиазма, то все это будет мертворожденным».

То есть в развитии социальной деятельности важна не столько финансовая сторона, сколько инициатива тех людей, которых эта деятельность вдохновляет, и они готовы ею заниматься?

Да, ради Бога и ради ближнего. Инициатива дорогого стоит, и если она есть, мы всегда готовы ее поддержать. Поэтому, конечно, социальной работой надо заниматься, развивать эту деятельность, но при этом не раздача супа должна быть нашей главной задачей, а строительство храмов, организация воскресных школ, просвещение молодежи.

С открытием епархиального Образовательного центра у многих наших горожан появилась возможность приобрести не только церковные профессии, но и светские. Открываются кружки, курсы, которые можно встретить в любом светском досуговом учреждении. Какую цель ставят их организаторы?

Мы должны, приходя в храм, четко понимать, что на первом месте и на втором у верующих людей - это молитва и развитие церковной жизни. Когда Церковь выполняет свое предназначение, можно позволить себе и нечто большее. Что касается курсов, которые вы назвали светскими, то в их создании тоже есть определенная церковная задача. Я вижу ее, прежде всего, в создании духовной среды, в которой и воцерковленному человеку, и начинающему христианину будет полезно общаться, чтобы духовно расти.

Когда я приехал в Покровск и возглавил епархию, мне показалось, что здесь православной среды не так и много. Поэтому делаю все для того, чтобы эту среду расширить, развить. Всевозможные проекты и создаются в надежде на то, что человек, приходящий сюда, постепенно будет меняться, воцерковляться. Даже те, кто пришел к нам на курсы кройки и шитья, возможно, заинтересуются пошивом церковного облачения.

- Владыка, Вы уже сказали, что Церковь была сильна в те времена, когда имела государственную поддержку. Как у Вас складываются отношения с муниципальной властью, в каких областях это сотрудничество налажено?

Епархиальный отдел по делам благотворительности и социальному служению взаимодействует с десятками медицинских учреждений, интернатов, детских домов, домов для престарелых и инвалидов, центров социального обслуживания населения. Во всех храмах организовано благотворительное питание, раздача продуктовых наборов. У нас сложились добрые отношения с центром «Семья», мы проводим много совместных мероприятий, помогаем матерям-одиночкам, малоимущим семьям. Сестры милосердия трудятся в самых тяжелых больничных отделениях Покровска, Балакова и Маркса. Больница - то место, где особенно нужна духовная поддержка, медики делают свое дело, а мы - свое.

Тюремное служение - это та область, где вообще без Бога нельзя. В колониях везде есть храмы, регулярно проводится служба, заключенные имеют возможность общаться с батюшкой. Церковь не может отворачиваться от людей, переступивших закон. Это тоже наша паства, наши прихожане, и мы обязаны проявить к ним милосердие.

Конечно, мы будем делать все возможное и невозможное, чтобы расширять территорию добра, проводить в жизнь благословение священноначалия. И опираться в этой работе будем на тех неравнодушных людей, наших прихожан, которые готовы помочь Церкви. В них главная наша сила. Есть меценаты, значит, будет развиваться благотворительность, создаваться новые социальные проекты, строиться храмы.

Существуют различные грантовые конкурсы, и наша епархия активно в них участвует, пример тому - создание центра гуманитарной помощи «Милосердие». Люди получают здесь одежду, обувь, продукты питания, предметы ухода, материальную поддержку. Многим многодетным семьям центр помог собрать детей в школу. Я придерживаюсь принципа: лучше небольшое дело, но совершаемое постоянно, чем большой и трудный проект, который может быть до конца и не доведен.

Беседовала Ольга Стрелкова

Фотографии Алексея Лузгана

«Наши «серебряные» волонтёры из отряда «Добрые сердца» умеют и любят трудиться бескорыстно и с самоотдачей во благо других людей, которым помощь жизненно необходима. У них действительно добрые открытые сердца, и пожилые люди им безмерно благодарны. Они знают: все трудности по плечу, когда рядом такие помощники», - говорит директор областного бюджетного учреждения социального обслуживания «Лежневский центр социального обслуживания» (ЦСО) Галина Макарова .

Школа волонтёров

Лежневский центр социального обслуживания в следующем году отметит юбилей: 25 лет. Жители стали обращаться в учреждение за помощью с первых дней его работы. Сегодня в центре функционирует отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделение срочного социального обслуживания, созданы Школа здоровья, Школа безопасности и Школа компьютерной грамотности, функционирует межведомственная мобильная бригада, мобильная экстренная служба и работает телефон доверия по горячей линии. 17 социальных работников обслуживают более сотни подопечных.

Основы и традиции бескорыстной помощи были заложены в центре с появлением в 1998 году отряда «Помощница» при Новогоркинской средней школе. А с 2018 года в Лежневском центре социального обслуживания заработал отряд «серебряных» волонтёров «Добрые сердца». На данный момент 8 добровольцев прошли открытую на базе учреждения Школу волонтёров и оказывают добровольческую помощь.

Летом добровольческий отряд принял участие в I областном смотре Школ «серебряных» волонтёров. Его провёл Наволокский комплексный центр социального обслуживания населения при поддержке Департамента социальной защиты населения Ивановской области. Мероприятие было проведено в рамках регионального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в целях вовлечения пожилых граждан в волонтерскую деятельность.

Рука помощи

Помощь отряда «серебряных» волонтёров «Добрые сердца» подопечным Лежневского центра всегда своевременна и неоценима. Зимой это расчистка придомовой территории от снега, весной - генеральная уборка в доме. В мае это самые разные акции, посвящённые Дню Победы - в частности, облагораживание мест захоронений участников Великой Отечественной войны и, конечно, поздравления ветеранов, вдов и тружеников тыла. А в сентябре прошли акции «Уборка урожая» и «Домашний погребок» - приятная миссия помочь подопечным центра собрать выращенные своими руками овощи и законсервировать их на зиму.

«В 2019 году мы разработали проект «Домашний помощник». Не все услуги может выполнять соцработник-женщина. Нередко нужна мужская сила, чтобы покосить траву вокруг дома, поправить забор, собрать мебель. Пожилому человеку достаточно лишь сделать заявку», - рассказывает руководитель учреждения.

Семейный подряд

С 2016 года для повышения качества предоставляемых соцуслуг на дому в Лежневском центре социального обслуживания успешно работает инновационная технология «Семейный подряд». Это надёжная ответственная бригада социальных работников - членов одной семьи. Каждый умножает усилия другого. Услуги члены семейного подряда оказывают в полном объёме в более короткий срок с учётом индивидуальных запросов пожилых людей и инвалидов.

Фото: Фото предоставлены Лежневским центром социального обслуживания

Образцовым семейным подрядом несколько лет является семья Филипповых: глава семьи Валентина Николаевна, старшая дочь Елена с супругом Вадимом и младшая дочь Ольга. На обслуживании у них находятся 20 человек, проживающих в сельской местности в благоустроенном и неблагоустроенном жилье. Каждый получает своевременную всестороннюю помощь, а также внимание и заботу, которые пожилым людям нужны не меньше, чем помощь по хозяйству.

Проект урок/занятия на участие в районном конкурсе «Интерактивные технологии в современном образовании»

Дата проведения: 12. 04. 2018г.

Место проведения: Левашинская гимназия

Ответственный: Нахбарова М. О.

Цели и задачи:

    на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

    Учить объективной самооценке, учить видеть свои недостатки со стороны.

    формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям, среде, животным; умение дорожить близкими людьми и тем, что вокруг тебя.

    воспитывать стремление совершать добрые дела.

    способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

    Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.

    Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Оформление: Презентация тв.группы, бейджики, конверты со словами, конверты со знаками, облака, солнышко, лучи, журавлики, сердечки, Дерево «Добра», компьютер, интерактивная доска, видео, слайд презентации,

Ход урока

(Видео презентация творческой команды (представление) на слайдах под песню «Твори добро» идут фото учителей, как готовились к конкурсу )

(выход команды)

1. Представление творческой команды. (1 мин.)

Всем привет. Мы рады приветствовать всех на нашей встрече.

Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о доброте, о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добро.

С вами сегодня будут работать: Нахбарова Марият Омаровна, Кадиева Кумсият Шамильевна, Закарьяева Нависат Багамаевна, Гусейнова Эльмира Гусейновна.

2. Организационный момент. (видео оргмомент 2) (2 мин)

(Банк пожеланий метод «От сердца к сердцу»_

Дорогие ребята, мы учим таких же замечательных ребят, как и вы и конечно, узнав о том, что мы едем к вам они приготовили для вас послание с сюрпризом.

Хотите увидеть что это?

Тогда встаньте в круг, у меня в руках клубок пожеланий, давайте распутаем его, во время этого попрошу вас закончить фразу: «Я сегодня желаю всем…..». А затем учитель отрезает каждому часть нитки со словами: «Я желаю, чтобы частичка пожеланий всегда была с вами» Попрошу вас быть внимательней и не потерять его.

(учителя помогают встать в круг, держась за нитку)

А теперь послание от детей.

(видео от детей)

3. Вводная беседа. (Нависат) (4 мин)

Что можно сказать о человеке, который искренне сопереживает за других, готов всегда протянуть руку помощи?

Этот человек с большим и добрым сердцем. В нем есть место всем.

- Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.

(Играет тихая мелодия)

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,…

Озарится душа красотой, …

Я хочу чтобы мы сегодня и всегда говорили друг другу только добрые слова, вспомните всевозможные слова в которых спрятался общий корень –ДОБРО-

(Доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добрососедский, добровольный, добродушный)

Сейчас я вам предлагаю поработать в паре и создать «Облако тегов», на ваших столах облако из чистого листа бумаги и конверт со словами, выберите слова, которые наиболее отображают ваш внутренний мир, настроение.

(Ученики создают облака тегов на парте под музыку)

Посмотрите на экран и скажите, что вы видите на одной территории?

(Плодородная и неплодородная земля.)

Какую часть территории выбрали бы вы?

(Плодородную)

Почему?

(Можно сажать, выращивать, приносить пользу для людей и родины)

Это добрые поступки?

(Да)

А другая часть территории совсем не пригодна?

Можно ли сделать, чтобы она стала плодородной?

Кто и как это может сделать?

(Ответы детей)

Есть ли запретная территория для совершения добра?

Если у человека чистые помыслы, открытое искреннее сердце, то совершать благие дела его ничего не остановит, совсем не важно, где вы находитесь и сколько вам лет.

Исходя из нашей беседы, как можно обозвать нашу встречу?

Территория добрых дел.

По вашему мнению по отношению к чему человек должен проявлять добро и уважительное отношение?

Добро нужно проявлять по отношению к природе, людям, животным, памятным событиям своей страны и родины.

Кумсият (4 мин)

Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но возможно есть среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен. Постараемся выяснить, что же подразумевается под этими терминами.

(Слайд термины, работа по рядам)

Вам нужно по рядам соотнести слова с его лексическим значением.

- Благотворитель – это тот, кто занимается благотворительностью

- Доброволец-

- Волонтер -

(Видео про больного ребенка)

Что вы увидели на видео?

(Ответы детей)

- Для того, чтобы помочь в уходе за больным ребёнком, купить продукты старикам, убрать мусор в своём дворе не нужно специфических знаний и навыков, не нужно организаторов, призов и бонусов. Нужно лишь внимание к тем, кто рядом, сопереживания и желание помочь. Согласитесь, ведь это то, что мы все и так делаем, не требуя вознаграждения или признания, не прося ничего взамен. В наше время действует Российский благотворительный фонд. Не надо больших стараний лишь набрать слово ДОБРО

на этот короткий номер 5541 и СМС летят со всего мира. И каждое сообщение - шанс на жизнь сотням тяжелобольных детей.

Вы знаете, что каждый год в России чему-то посвящен, и этот год, год ….. ВОЛОНТЕРСТВА

4. Решение учебной задачи (4 мин)

(Звуки природы)

Эльмира:

А вы знаете какие слова могут обидеть?

(грубые злые)

Есть очень хорошая пословица «Доброе слово лечит, а плохое калечит» (Слайд)

Как вы ее понимаете?

(ответы детей)

Ребята, у меня в руках яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите какая она красивая, гладкая, светлая, но всегда ли она так выглядит?

(Ответы детей: наверное нет).

А когда она выглядит по-другому?

(Ответы детей: когда мы совершаем плохие поступки)

Какие именно?

Какие слова противоречат слову доброта, назовите антонимы?

(Дети называют слова: злость, ненависть, невежество, грубость, хамство, жадность, обман, жестокость, враждебность, лень и др.,

( учитель с каждым названным словом втыкает зубочистки в яблоко).

Посмотрите, ребята, что случилось с нашей планетой?

(ответы детей: ей больно, людям, животным, природе нет пользы от этого).

Что нужно сделать?

(назвать хорошие слова и забыть плохие)

Называйте слова с ваших облаков, а я буду лечить нашу планету:

(дети называют слова из облаков тега: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие.

Вытаскивают по одной зубочистке на каждое слово и переламывают ее).

Посмотрите, стала ли наша планета такой, какой была?

(Ответы детей: нет, остались ранки.)

Только ли с планетой такое может произойти.

(Конечно нет, любое грубое слово или поступок везде оставляет свой след.)

Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись?

(Ответы детей: говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков)

- Давайте приклеим эти слова на наш стенд

Прежде чем помогать другим, человек сам должен вести ЗОЖ, давайте отдохнем.

5. Динамическая физминутка. (1 мин)

(презентация детей под песню Я, Ты, Он, Она)

6. Первичное закрепление. (4 мин)

Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихотворения Г. Мельниковой «Забытый котенок»

(Фоновая музыка)

Нависат.

А может среди вас есть, кто знает стихотворение Галины Мельниковой «Забытый котенок», послушайте и подумайте, о чем оно?

Ученик:

Забытый котенок.

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом

Как хотелось котенку,

Чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист.

Показалось котенку,

Что позвали: «Кис-кис!»

Замирая от счастья,

Он помчался на зов...

Только дверь оказалась

Заперта на засов...

О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывал котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку? По отношению к бывшим хозяевам котенка?

Многие кошки и собаки оказываются на улице только потому, что их хозяевам наскучила прежняя игрушка. Человечно и доброе отношение к животным не известно таким хозяевам. В результате, нередко животные, которые оказались на улице, либо погибают, потому что они не приспособлены к жизни в таких условиях, если они выросли в квартире.

А как часто люди выбрасывают на улицу кошек и собак, когда они им надоедают, когда они устанут за ними ухаживать.

Очень больно такое видеть! Что происходит с животными, которых люди бросили?

(животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их однажды уже обидели, и т. п.)

Поиск решения

Чем все-таки можно помочь таким животным? (Подкармливать, поставить теплую будку, попытаться найти им хозяина, обратиться в приют для бездомных животных, рассказать о них в газете, может, кто-то сможет их взять и т.п.)

Я согласна с вами, но, главное, не пополнить армию бродячих животных, быть ответственными, не выбрасывать их на улицу, объяснять своим друзьям, знакомым, что не надо заводить животное, если вам лень или некогда о нем заботиться.

Как мы принесем больше пользы, работая по одному или?

(Создав свой добровольческий отряд под руководством учителя)

(Нарастающая мелодия, звуки животных)

Животные на войне.

Какие чувства возникают у вас при прослушивании этой музыки?

Какие звуки слышите?

Знаете ли вы ребята, какие животные принимали участие в войне?

(выслушать ответы второклассников: собаки, лошади, корова, кошка и т.д)
- О многих интересных случаях, когда животные помогали людям на войне, вы услышите сейчас.

(Слайд собаки- подрывника, собаки- связисты, собаки- радиста, собаки- санитара, собаки- разведчика.)

Эльмира: (1 мин)

Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам.
Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили важные письма через линию фронта, протягивали телефонные кабели, определяли местонахождение мин, помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам, работали санитарами.
Собаки-санитары по-пластунски подползали к раненым и подставляли бок с медицинской сумкой, ожидая, пока боец перевяжет рану. Собаки безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, многие раненые находились без сознания, тогда собаки облизывали их, чтобы привести в сознание.
За годы войны было подготовлено более 6000 минно-розыскных собак, на счету которых более 4 млн найденных мин.
Собаки были и взрывниками: неся на себя взрывчатку, бросались под танки. В Сталинградской битве собаки сожгли 63 танка врага - целый танковый батальон. А всего таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков.
2.Кумсият . (1 мин) (Слайд)

Лошади с всадниками, лошади гружёные.
Ученик: Лошадей в войне было очень много: около трех миллионов. Ведь в тогдашней армии лошади были не только участниками военных боёв, на лошадях перевозились пушки, снаряды, медикаменты, люди и многое другое. Даже в стрелковом полку полагалось иметь триста пятьдесят лошадей.
Лошади тоже приближали Победу, хотя их вклад на первый взгляд был не так заметен. И хоть большинство из них не ходило в атаки лошади на войне гибли и получали ранения.
3. Нависат (Слайд) (3 мин)

Кошки на войне.
А я вам расскажу историю о том, как кошки спасли летчика.

В годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель был сбит в воздушном бою. Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами.

Из последних сил он добрался до старой мельницы и совсем обессиленный, потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зеленые передвигающиеся точки. Сначала летчик подумал, что это от слабости ему что-то кажется, а приглядевшись, понял, что это кошки.

Двое суток провел раненый на мельнице среди кошек, теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Однако, когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами. Немецкий солдат ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери… и вдруг дикий кошачий вопль просверлил его уши, заставил попятиться. Но это было еще не все. Вожак кошек –огромный кот – свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо…

Немцы ушли. А наутро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили кошкам маленькие кусочки сала. Ведь они, как партизаны, были его спасителями.

Конечно, мы не рассказали обо всех животных, помогавших победить в войне. Наш народ победил в Великой Отечественной войне. Ветераны, которые остались в живых, заслуживают низкого поклона. Мы помним также и тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к Победе.

(Звучит грустная мелодия)

Марият.События в Кемерово (4 мин)

А мы с вами в какое время живем?

Несмотря на это, мы можем сказать, что наша жизнь в безопасности и нам ничего не угрожает?

Появляется надпись «Мы горим. Возможно, прощайте»

Ребята, о чем-то вам говорят эти слова?

Кому они принадлежат?

С каким событием они могут быть связаны?

Где вы увидели или услышали об этом, обсуждали ли вы дома или с друзьями этот трагичный случай?

Как бы вы поступили, оказавшись на месте пожара или увидев его?

Сначала нужно позвонить в пожарную службу 01, сообщить взрослым, если вы оказались в задымленном помещении лечь на пол и дышать через мокрую тряпку.

Какие еще события могут унести огромное количество детских жизней?

Военные действия…

Пожар, военные события могут ли принести вред природе, экологии, человеку?

(Конечно, т.к. происходит выброс химических веществ и это вредит всей природе и здоровью человечества.)

-

7. Самостоятельная работа. (6 мин)

(Песня о природе)

Кумсият.

(Игра «Юные экологи»)

А теперь давайте мы сами выступим в роли добровольцев экологов. Мы с вами каждый день открываем глаза и видим небо, дышим воздухом, пьём воду. Почти в каждом доме живут животные и растения. Мы и сами не замечаем, что приносим вред окружающему нас миру: загрязняем воду, портим воздух, вырубаем леса и убиваем животных. На нашей доске вы видите солнышко, чего ему не хватает чтобы прогревать землю? (Лучей) которые обозначают: лес, (воду, воздух) животных, растения, птицы. Всё вместе – это ПРИРОДА, и всё это вокруг нас.. Сейчас мы должны подумать и записать, какой вред человек приносит каждому лучику нашего солнышка – природе и как всего этого можно избежать и подобрать знаки в конверте, которые относятся именно к вашей теме.

Для этого вам надо разбиться на 6 групп волонтерских . Задания спрятаны в частях тела гусеницы.

Работая в группе, не забываем о правилах взаимодействия!

Хорошо, вы выбрали тему. Теперь дерзайте! На работу вам дается 4 минуты

(Дети делают записи под музыку)

Отлично, сообщения готовы.

(не ломай ветки деревьев, не лови насекомых, не наступай на лягушек, не разоряй птичьи гнезда, не рви цветы, не бери животных домой)

Теперь, ребята, по очереди выходите к доске и рассказывайте, что вы записали.

(группы по очереди выходят к доске и рассказывают и клеят части гусеницы)

Молодцы, вы будите соблюдать все эти правила?

Марият. (5 мин видео)

Итог

У каждого из нас есть свобода выбора, это выбор каждого быть чутким или толстокожим, равнодушным или отзывчивым, одиночкой или активным членом общества. В жизни мы всегда делаем выбор. И здесь возникает вопрос, как и на что, потратить себя в этой жизни?

В завершении мы проведем «Мозговой штурм», я предлагаю, ответить на вопрос «Что я могу сделать как волонтёр или доброволец сегодня?»

(Составление фильма на рефлексию)

Марият

Рефлексия

Назовите мне самые теплые и искренние слова, которые вы услышали сегодня?

Возьмите сердечко напишите имя того кто вам больше понравился на уроке, кто был самый активный, кому бы вы хотели сказать спасибо и отдайте.

Урок сегодня был о доброте, вежливости, мы произнесли много приятных слов, которые могут растопить даже самое холодное, черствое сердце, слова, которые в моде всегда.

И конечно же мы не хотим уходить от вас без послания нашим детям, они этого ждут очень.

Возьмите журавлик и напишите нам пожелания и украсим наше «Дерево Дружбы»

(Дети и жюри записывают пожелания по музыку)

(Просмотр фильма) представляет

Кумсият.

Мечтайте, люди добрые, мечтайте,

О самом милом, светлом и родном,

И в жизни никогда не забывайте

Прощать и за добро платить добром!

Эльмира.

Любите рано утром просыпаться,

Цените все, что жизнью вам дано,

И людям не ленитесь улыбаться,

Учитесь отдавать свое тепло!

Нависат.

Не будьте лживы, мелочны, сварливы,

Не покидайте в суете друзей,

Поверьте, все вернется с большей силой,

Все то, что вы отдали для людей!

Марият.

Есть истины, которых не отвергнешь.

Они верны, бессмертны и сильны.

О, человек, когда же ты поверишь,

Что создаешь свой мир лишь только ты!

Спасибо вам, мы получили море прекрасных эмоций, чувств, вы самые классные ребята. Я уверена, что у вас зажглась искорка волонтерства, если да

давайте похлопаем друг, другу.

Приобщение подрастающего поколения к волонтерской деятельности посредством всесторонней подготовки (теоретические знания, практические навыки и наставничество).

Описание проекта

«РДШ – Территория добрых дел». Все компоненты программы направлены на формирование у участников знаний, умений и навыков в сфере волонтёрства. Образовательный блок представлен программой дополнительного образования «Школа личностного роста», которая направлена на развитие у участников навыков гибкого взаимодействия, а так же предполагает открытые диалоги с представителями Волонтерских отрядов и благотворительных фондов. (Волонтеры победы, Волонтеры медики, Старость в радость, организаторы благотворительного фестиваля Центр ДоброТы и др.) Спортивный блок представлен утренними физическими упражнениями и вариативными спортивными занятиями по выбору (легкая атлетика, занятия в тренажерном зале, танцы, зумба, стретчинг, бег, веселые старты, пионер-бол, футбол, баскетбол, город за городом, алтимат-фризби, кибр-спорт и интеллектуальные настольные игры), которые направленны в первую очередь на формирование здорового образа жизни. Исследовательский блок представлен проектной деятельностью и называется «Теории и практики». Все участники программы делятся на 7 команд в соответствии с видами добровольчества: социальное, экологическое, событийное, культурное, спортивное, патриотическое и медиа-волонтерство. Игровой блок представлен ежедневными играми в командах на знакомство, сплочение, командоформирование, снятие напряжения. Кроме того общелагерными играми: на знакомство с территорией и спецификой программы, игрой на командоформирование и работу с лидерами отрядов и интеллектуальной игрой, организованной в рамках вечерних событий Каждый блок проходит в определенное время ежедневно, что позволяет чередовать виды деятельности, исключать эмоциональные перегрузки при достаточно насыщенном графике и создавать ситуации успеха для каждого участника программы в течении дня

Результаты проекта

Все участники программы в своих командах по направлениям добровольческой деятельности вместе с наставниками разрабатывают проекты для реализации в Москве. Таким образом формируется новый волонтерский отряд. По результатам оценки индивидуальных образовательных маршрутов участники программы могут быть приглашены в дружины Московского регионального отделения российского движения школьников

Проводит для своих клиентов новогоднюю вечеринку. Для гостей организуется праздничная программа, все участвуют в конкурсах, розыгрышах призов и сувениров, а в конце вечера разыгрывается главный новогодний подарок.

В этом году организаторы решили привнести что-то новое в ставший уже традиционным праздник, и в конце вечера провели благотворительный аукцион, все вырученные средства от которого передали в благотворительный фонд «Добросердие»!

На аукционе были выставлены новогодние поделки, сделанные нашими подопечными с заболеванием ДЦП: глиняные уточки, смешные картонные лошадки – символ наступающего года, красочные открытки, фигурки из пластилина, елочки из ткани и цветной бумаги и многое другое.

Всего на аукцион были переданы 10 работ, каждая из которых была куплена клиентами или инструкторами и тренерами фитнес-клуба! За вечер в пользу нашего фонда было собрано 44 000 рублей! В конце вечеринки самому щедрому участнику аукциона организаторы подарили почетный «Сертификат самого главного мецената вечера».

Вечер прошел в очень теплой, дружеской атмосфере. Все не только весело, интересно провели время, но и помогли тем, кто в этом нуждается – тяжелобольным детям.

Мы выражаем сердечную благодарность руководству и администрации фитнес-клуба «Территория фитнеса Сходненская» за представленную возможность провести благотворительный аукцион и собрать средства для подопечных фонда с заболеванием ДЦП.

Спасибо клиентам и коллективу фитнес-клуба за участие в аукционе, небезразличное отношение к проблемам детей с ограниченными возможностями.

Отдельные слова благодарности мы говорим Алексею Лиддовскому, менеджеру групповых программ «Территория Фитнеса Сходненская», лицензированному преподавателю ZUMBA Fitness, который придумал и предложил провести благотворительный аукцион в поддержку нашего фонда.

Дорогие друзья, мы высоко ценим Вашу заботу и все, что Вы делаете для нашего фонда и детей, оказавшихся в сложной ситуации. Благодаря проведенному аукциону, один из подопечных фонда уже в начале следующего года сможет отправиться на прохождение лечения или станет обладателем нового технического средства реабилитации.

Спасибо Вам за доброту и понимание!

Подробный отчет о расходовании собранных средств мы разместим на нашем сайте уже в будущем году.