Для России термин «тендер» новый, хотя сама процедура, описанием которой он служит, применяется уже очень давно.

Его отечественный синоним – торги. Несмотря на широкое распространение в бизнес-кругах, своего закрепления на законодательном уровне в РФ он пока не получил .

Впервые такое определение появилось в 1993 году, после принятия ЮНИСТРАЛ типового закона, воспользовавшись которым государства получали возможность реформировать своё законодательство в отношении процедур закупок с целью обеспечения нормального , а также достижения справедливости и объективности в ходе осуществления закупок.

Использование этого международного правового акта в законодательствах относительно закупок призвано обеспечить в странах, где их применяют, максимальную эффективность и экономичность при осуществлении данной процедуры.

Тендер (tender) – это отбор предложений на поставку/закупку продукции/услуг/работ на конкурсной основе, согласно заранее установленным условиям.

Он проводится в течение определённого периода времени и осуществляется исходя из принципов состязательности, равноправия и эффективности .

В качестве организаторов тендера могут выступать государственные и коммерческие структуры, а также субъекты, обладающими имущественными правами.

Принимать участие в мероприятии разрешается любым физическим или юридическим лицам, чьи средства и направление деятельности позволяют им выполнить взятые, согласно условиям тендерного договора, обязательства.

Тендерный пакет приобретается потенциальными участниками по установленной цене или предоставляется бесплатно, если имеет место быть неофициальная процедура.

Виды

Классификация тендеров предусматривает их деление по признакам. В зависимости от цели они могут быть ориентированы на закупку или продажу .

В этом случае победитель определяется сразу после рассмотрения всех заявок, после чего с ним заключается контракт.

Второй вариант используют при поиске исполнителя на заказы, связанные с проведением масштабных инженерно-конструкторских работ, научных исследований и прочие.

В такой ситуации участник сначала предоставляет заказчику технические сведения относительно своих возможностей выполнения установленных условий и уже после рассмотрения их организатором приступают к определению цены.

В зависимости от организатора тендеры бывают :

  • государственные (регламентируются ФЗ № 44) характеризуются жёсткими требованиями отбора участников, планированием и отчётностью по совершённым госзакупкам, наличием запрета на некоторые виды закупок и прочее;
  • коммерческие отличаются отсутствием законодательного регулирования и возможностью самостоятельного установления правил торгов;
  • закупки отдельными юридическими лицами (регламентируются ФЗ № 223) – самая проблематичная категория тендеров, поскольку, несмотря на правила, установленные в законодательном порядке, лица, их проводящие, также наделены возможностью самостоятельной разработки своих положений, что нередко приводит к противоречивости фактических и юридических установок.

Следует дополнительно отметить, что в зависимости от масштабности предприятия, которое собирается совершить заказчик, тендеры можно поделить на официальные и неофициальные.

Если сумма торгов небольшая, то проведение полномасштабных мероприятий по поиску исполнителя экономически нецелесообразно . В этом случае заказчик просто уведомляет потенциальных участников о возможности выполнения своего заказа, а после рассмотрения заявленных кандидатур, выбирает наиболее подходящую.

Весьма интересной формой является запрос котировок и предложений. Их заказчики проводят с целью провести анализ цен и технических возможностей потенциальных исполнителей.

Полученные сведения могут использоваться для составления оптимального тендерного пакета, и проч.

Особенности организации официального тендера

Официальный тендер может несколько отличаться процедурой проведения, в зависимости от организатора, но в целом имеет больше общих черт.

Его главной особенностью и отличием от неофициальных торгов является конкретно установленный порядок проведения и прохождения, определяемый непосредственно самим заказчиком и соответствующий нормам законодательства.

Он включает следующие пункты:

  1. разработка тендерной комиссией всех критериев будущего проекта;
  2. размещение информации о предстоящем тендере с возможностью предоставления тендерного пакета;
  3. подача заявок потенциальными исполнителями, сопровождаемые соответствующей документацией, которая служит их основанием для выполнения размещённого заказа;
  4. рассмотрение заявок организатором;
  5. выбор победителя и заключение с ним контракта.

Чтобы заранее обезопасить себя от ошибочной сделки некоторые компании требуют от участников предоставление банковских гарантий.

На государственные тендеры по закупкам это требование распространяется всегда .

Классификация торгов по допуску участников

По допуску участников тендеры делятся на открытые и закрытые .

Первый вид предусматривает полную публичность относительно информации об участии.

Сведения могут размещаться как на электронных торговых площадках, так и в СМИ, на сетевых порталах и в прочих источниках. Как правило, ограничений к подаче заявок нет.

Второй, наоборот, предполагает конфиденциальность. Круг участников в этом случае небольшой.

Необходимость закрытого проведения тендера может быть продиктована соображениями государственной безопасности или же цена на сам заказ организатора настолько мала, что не оправдывает проведения крупномасштабных торгов.

Что собой представляют электронные торги?

Электронные тендеры осуществляются на специальных площадках в интернете. Их в сети немало.

Среди них существуют 5 официальных торговых площадок, на которых организуются государственные тендеры .

Процедура проведения таких мероприятий (электронных) мало чем отличается от традиционной. От участников требуется предоставление аналогичной документации, от организаторов сбор и обработка информации и т. д.

Деятельность таких ресурсов и порядок мероприятий, проходящих в их рамках, регламентированы правовыми нормами РФ.

Итак, тендеров существует огромное количество, и возникновение каждого из них является следствием определённой потребности той или иной рыночной ниши.

Можно с уверенностью прогнозировать, что их число будет неуклонно увеличиваться.

Что касается регулирования на правовом уровне, то политика государства в этом отношении направлена на обеспечение условий для здоровой конкуренции и экономию бюджетных средств.

Несмотря на то что проведение тендеров госзакупок проходят в более жёстких условиях, нежели коммерческие, возможности, предоставляемые государством, своим исполнителям зачастую оказываются шире.

Частые вопросы

Узнав о таком мероприятии, как тендер и как участвовать в нем, можно приступить к оформлению и подаче документов.

Список документов определяет сам заказчик, однако существует основной пакет, который необходим в любом случае . В него входят:

  1. заявка, которую заверяет руководитель предприятия;
  2. заявление и приложенная к ней презентация со сведениями о прошлых проектах;
  3. опись документации, которая имеется в пакете;
  4. копия ИНН, заверенная нотариусом;
  5. свидетельство о государственной регистрации;
  6. справка, подтверждающая отсутствие задолженности перед налоговой службой;
  7. отчетность о финансовом состоянии компании за прошедшие три месяца.

Кроме того, заказчик может включить пункт об обеспечении заявки . Это говорит о том, что претендент должен заранее внести определенную сумму, которая составляет не более 5% от общей суммы контракта .

Такие действия являются подтверждением намерений исполнителя выполнить заказ. Перечисление этих средств подтверждает платежное поручение, которое предоставляется на рассмотрение с пакетом документов.

Этот залог удержится в том случае, если участник решит уклониться от выполнения данного заказа после того, как его выберут в качестве исполнителя. Всем претендентам возвращается вложенная ими сумма после того, как конкурс будет завершен . Это также касается и тех участников, которые преждевременно отозвали заявку.

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео

Тендер – это конкурс, который помогает заказчику выбрать наиболее предпочтительное для него предложение среди множества вариантов, предложенных от представителей разных компаний. Проведение тендеров осуществляется на основе конкурентного соревнования, победитель которого подписывает с заказчиком контракт.

Тендеры являются основным способом , предоставления услуг или подрядных работ. При этом заранее оговариваются сроки, сумма и другие подробности. Эти нюансы должны быть учтены участником, так как заказчики зачастую выбирают именно те предложения, которые полностью соответствуют их требованиям.

Не только государство, но и частники

Конкурсы проводятся не только по инициативе государственных представителей: они так же распространены среди частных компаний. Так, в настоящее время для участия в подобных торгах, компании (потенциальному участнику) необходимо внести определенную сумму, которая является гарантией серьезных намерений претендента. Так что возможности принимать участие в тендере у некоторых просто нет. Это фирмы, занимающиеся малым и средним бизнесом.

В чем преимущества тендеров?

Существуют определенные виды организации торгов, которые имеют свои плюсы и минусы. Но если рассматривать их с общей точки зрения, можно выделить следующие преимущества:

  1. Эффективность. Торги позволяют компании-заказчику рассмотреть множество предложений, выбрав наилучшее, наиболее эффективное из них.
  2. Для любой компании-участника – это шанс повысить не только свою финансовую успешность, но и репутацию.
  3. Тендерные торги – это очень удобно и экономично, ведь претендентов всегда много.

Классификация способов организации торгов в России

Уже более 50 лет США активно применяют разработанную в прошлом веке ими же тендерную систему. За это время успели появиться ее множественные вариации, некоторые из которых используются в России. Сам же американский термин «тендер» в РФ практически не используется – его успешно заменяют более привычным и устоявшимся словом «конкурс».

Открытые и закрытые

Классификация тендеров зачастую осуществляется по степени доступности для претендентов. Встречаются как закрытые и открытые, так и ограниченные тендеры. В России в настоящее время достаточно большую популярность получили закрытые конкурсы, которые, однако, считаются менее эффективными. Решение провести тендер закрытого типа, как считают эксперты, – это дань советским традициям. В то время как тендеры открытые в России встречаются значительно реже, несмотря на то, что они имеют больше преимуществ. Основное из них – участие большего количества потенциальных поставщиков. В этом случае торги выполняют свои главные функции – открытость и доступность.

С предварительным отбором кандидатов и без него

Классификация также может быть основана на отборе участников, проведенном перед началом мероприятия. Даже в тех случаях, когда конкурс открытый или ограниченный, заказчик может отсеять кандидатов, заявки которых, наименее соответствуют выдвинутым требованиям. Эта процедура актуальна потому, что многие компании, даже будучи наименее подходящими для участия в том или другом конкурсе, все равно подают заявку. А ведь огромное количество участников лишь притормаживает процесс выбора лучшего предложения, в то время как одной из функций конкурса является быстрота.

Два этапа или один

Проведение торгов в один этап не предусматривает изменений или переговоров по ходу конкурса, поэтому во многих случаях он неприемлем. А вот проведение двухэтапного тендера является достаточно эффективным методом, который отличается гибкостью со стороны заказчика. Двухэтапный конкурс, состоящий из нескольких ступеней, дает возможность урегулировать все вопросы, проведя на первом этапе переговоры. Но, несмотря на несомненные преимущества, двухэтапные торги не жалуют не только в РФ, но и за границей из-за слишком затяжного процесса проведения. Лишь в случае, когда заказ достаточно серьезен, проводится двухэтапный аукцион.

Что проведение тендера включает в себя?

Торги имеют определенные этапы организации:

  1. Определение предмета торгов.
  2. Разработка программы проведения, определение формы торгов (закрытые, ограниченные, открытые).
  3. Разработка критериев документации, необходимой для участия в конкурсе.
  4. Выбор участников торгов. Данный пункт изменяется в зависимости от вида конкурса: если организатор принял решение провести открытый конкурс, он рассылает приглашения (согласно постановлению об условиях и правилах тендеров при открытых торгах, сообщение обязательно появляется на сайте компании, а также может быть размещено в прессе, разослано по электронной почте). Когда же принято решение провести закрытый конкурс, потенциальным участникам рассылаются приглашения.
  5. Отбор кандидатов.
  6. Прием предложений от избранных участников торгов.
  7. Оценка предложений и выбор одного из них, наиболее выгодного, заказчиком.
  8. Подписание соглашения с победителем.

Если заказчик проводит торги самостоятельно, не обращаясь к услугам специализированных компаний, то первое, что он должен сделать, – это организовать команду, которая будет заниматься проведением мероприятия. Основная функция этой группы – составить положение о тендере и правила его проведения. Руководитель должен ознакомиться с этими документами и утвердить их. Также назначается состав тендерной комиссии.

Тендерная комиссия: функции и обязанности

Главная задача тендерной комиссии – ведение торгов. Тендерная комиссия должна подготовить сообщение о проведении мероприятия (его еще называют брифом), разослать его определенным лицам или разместить в СМИ (когда планируется проведение открытого типа конкурса). В сообщении содержится полная информация о требованиях, которые предъявляет своим исполнителям заказчик: требования к предложениям, критерии оценки этих предложений, принципы отбора победителя и т.д.

Данная комиссия также регистрирует участников, которые прошли предварительный квалификационный отбор (такой отбор осуществляется, если имеет место проведение открытых тендеров). Отбор позволяет заказчику, который знакомится с заявками потенциальных участников, выбрать наиболее подходящих под его требования претендентов. Процедура необходима в первую очередь потому, что если заявок поступило достаточно много (в среднем больше 10), то расходы времени и сил увеличиваются, что не выгодно заказчику.

К тому же, очень важен уровень квалификации претендента. Так, если квалифицированность поставщика низкая, он, даже сделав формально лучшее предложение, не в состоянии выполнить все свои обязательства по договору на должном уровне. Для потенциальных кандидатов предварительный квалификационный отбор также является плюсом – им не придется тратить финансовые средства и силы для участия в тендере. Однако, стоит учесть, что поставщики обычно крайне недовольны тем, что не прошли данный отбор, потому заказчику нужно найти весомые аргументы.

C момента регистрации участников компания-участник официально становится конкурентом других участвующих в конкурсе компаний. Порой компании-участники подают заявку, сообщая всю необходимую информацию о себе, подтверждают свое согласие с правилами тендера и дают соглашение о неразглашении полученной информации от организатора. Также компания обязуется подписать договор с заказчиком, если выиграет конкурс.

Члены тендерной комиссии регистрируют полученные от участников предложения и решают, в какой очередности будут представлены работы на презентации.

Тендерная комиссия оценивает предложения потенциальных победителей в течение нескольких рабочих дней после того, как был завершен прием предложений или после проведения всех презентаций. Зачастую, все предложения, которые поступили на конкурс, остаются известными лишь их создателям. Не разглашаются и оценки, полученные в ходе проверки предложений. Победителем становится участник, который предоставил максимально выгодное предложение, соответствующее всем требованиям брифа.

Участники, чьи предложения были рассмотрены (если хотя бы одно предложение не было рассмотрено, тендер считается несостоявшимся), но не были приняты, получают свои предложения обратно – они и дальше остаются их собственностью.

Проведение открытого тендера государственного типа

Так как чаще всего тендеры проводятся по инициативе государственных предприятий, а не частных предпринимателей, целесообразно более подробно рассмотреть проведение открытого государственного тендера.

Участники обычно находят сообщение о проведении открытого тендера в СМИ, на специальных сайтах и т.д. Организовывает конкурс или сам заказчик, или группа его сотрудников, которых он назначает ответственными за организацию и проведение.

Первое, что делает заказчик, – это составляет и распространяет тендерную документацию, в которой содержится вся информация, нужная для участия. Такая документация абсолютно бесплатна. Когда срок приема заявок от потенциальных кандидатов истекает, созывается тендерная комиссия, вскрывающая пакеты с заявками. Затем оглашается список участников тендера. Иногда для того, чтобы проверить заявки на соответствие всем требованиям, приглашаются эксперты.

Проведение закрытого государственного тендера

Закрытые тендеры проводят для того, чтобы сделать закупки специального характера или небольшого объема. В этом случае заказчик сам выбирает поставщиков, которые примут участие. Обычно эти аукционы согласовываются с органами государственной власти.

Заказчик рассылает приглашения на участие выбранным лицам. Претенденты, в свою очередь, должны запросить конкурсную документацию и подготовить ее согласно требованиям заказчика вместе с заявкой на участие. Также, он может изменить условия тендерной документации, но в этом случае он обязан уведомить об изменениях участников конкурса. Если у них возникли вопросы, заказчик обязан на них ответить.

Заказчик регистрирует заявки, присланные приглашенными, и поставщики получают подписи о регистрации заявок. Далее в присутствии подрядчиков каждую заявку проверяют на соответствие их требованиям, после чего путем оценки предложений выбирают наиболее выгодное. С этим участником и подписывается контракт.

Кто проводит тендеры?

Торги может организовывать заказчик и самостоятельно. Однако, если тендер проводит частная компания, лучше всего обратиться в специализированные фирмы, которые берут все хлопоты по проведению тендера на себя, при этом освобождая заказчика от массы забот. Такие компании обычно проводят все вышеописанные виды торгов.

Компании-организаторы должны проделать следующую работу:

  1. Организовать тендерную процедуру.
  2. Проконсультировать заказчика касательно тендерных процедур.
  3. Разработать тендерную документацию.
  4. Оценить предложения.
  5. Организовать закупки.
  6. Составить юридические заключения и провести анализ конкурсной документации.
  7. Заключить договор о закупке.
  8. Обеспечить сопровождение закупок юридически.

Таким образом, доверить организацию и проведение торгов лучше специалистам, если вы в этом деле новичок. А вот более опытным заказчикам можно обойтись и собственными силами.

Тендер – обязательная составляющая публичных закупок в государственном секторе. Согласно действующему законодательству, подавляющее большинство госпредприятий должны проводить торги на приобретение услуг и товаров, необходимых для выполнения их функций. Это открывает широкие перспективы перед компаниями-исполнителями, желающими участвовать в госзаказах. Но чтобы это участие стало результативным, важно знать правила проведения тендеров в Украине и следовать им на каждом этапе торгов.

Виды и отличия тендеров

Государственные тендеры в Украине классифицируют по двум критериям:

1) По типу предмета – на закупку:

  • товара;
  • услуги;
  • работы.

2) По уровню стоимости:

  • допороговые – приобретаются товары/услуги на общую сумму менее 200 тыс. грн. и работы на сумму не более 1,5 млн. грн.; цена товаров/услуг составляет не больше 1 млн. грн., а работ – 5 млн. грн.;
  • сверхпороговые – приобретаются товары/услуги на общую сумму более 200 тыс. грн. и работы на сумму не менее 1,5 млн. грн.; цена товаров/услуг больше 1 млн. грн., а работ – 5 млн. грн.

Большинство государственных торгов в Украине сверхпороговые – порядок проведения тендеров данного формата регламентируется ЗУ №922 «О публичных закупках».

Старт торгов

Первый этап проведения тендера со стороны заказчика – объявление о государственных торгах. Оно публикуется на электронных площадках, авторизированных системой ProZorro. Объявление содержит условия участия в тендере и перечень документов, запрашиваемых от потенциальных участников. Обязательные составляющие объявления:

  • требования к закупаемым товарам/услугам/работам (технические, качественные и количественные характеристики);
  • требования по квалификации участников;
  • критерии и методика оценки предложений.

Подача заявок

Для предприятия, которое планирует принять участие в государственной закупке, первым шагом является регистрация на электронной площадке с последующим поиском торгов. Когда подходящий тендер будет найден, необходимо изучить правила участия в тендере, собрать запрашиваемую документацию и в обозначенные сроки подать в электронном виде свое предложение через авторизированную площадку.

В период подачи заявок на тендер участники могут задавать заказчику уточняющие вопросы, касающиеся содержания документации. Такая опция доступна, если до окончания публикации предложений осталось не менее 10 дней. На ответ заказчику отводится 3 дня. В ходе коммуникации он может изменить некоторые условия, прописанные в документации, – в данной ситуации термин подачи заявок в автоматическом режиме продлевается на 7 или более дней. Уведомление об изменениях в условиях тендера приходят каждому участнику торгов, поэтому у них есть время ознакомиться с поправками. Далее участники имеют право или обновить предложение, или отозвать заявку.

Для проведения закупки должно быть обеспечено минимальное количество участников, подавших предложение: для допороговых торгов – минимум 1 участник, для сверхпороговых – минимум 2 участника. Если критерии не соблюдены, закупка отменятся. Если на сверхпороговые торги подалось достаточное количество участников, объявляется аукцион.

Проведение аукциона

В момент объявления аукциона электронная система раскрывает цены, предлагаемые участниками, и сортирует их по уменьшению. Торги проходят в три этапа – на каждом из них участники в заранее определенном порядке снижают цену своего предложения. Новый этап стартует с последней цены предыдущего.

У участников нет строгих ограничений по уменьшению цены. Главное – придерживаться базового правила: шаг каждого снижения должен превышать минимальный шаг аукциона, указанный в условиях проведения торгов. На каждом этапе участники могут следить, как проходит тендер – как меняются ценовые предложения и кто из конкурентов продолжает участие в торгах.

Оценка предложений

После третьего этапа ставок система делает все предложения публичными для участников. Раскрываются цены, условия предоставления предмета закупки, а также документы, которые подтверждают квалификацию потенциальных исполнителей. На основе этих данных заказчик будет оценивать предложения.

Главный критерий оценки по правилам тендера – экономическая выгода. Поэтому первой рассматривается заявка с наименьшей ценой. После определения выгодного предложения заказчику отводится 5 дней для его изучения. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до 20 суток. Если документация первого кандидата отвечает условиям торгов, заказчик вправе объявить его победителем без рассмотрения остальных заявок – на этом процедура проведения тендера считается завершенной.

Если первое предложение не удовлетворяет требования заказчика, он продолжает оценку заявок. На данном этапе анализируются не только цена и документация участников, но и дополнительные факторы:

  • допустимые формы оплаты;
  • условия гарантийного обслуживания;
  • эксплуатационные затраты;
  • предлагаемые сроки выполнения договора.

Тендер продолжается или до определения окончательного победителя, или до отклонения всех заявок. Во втором случае торги считаются отмененными.

Заключение договора

После определения участника, победителя тендера, на электронной площадке публикуется официальное сообщение о намерении заказчика заключить договор. Параллельно с этим система ProZorro информирует всех участников о результатах торгов. Каждый из них имеет право обратиться к заказчику для разъяснения конкурентных преимуществ предложения победителя. Также участники могут подать жалобу в Уполномоченный комитет, если, по их мнению, тендер прошел с нарушениями действующего законодательства.

При отсутствии жалоб заказчик и исполнитель подписывают договор. Процедура проводится не позже, чем через 20 суток после официального заявления о заключении договора. На этом торги закрываются. Все решения, которые были приняты в ходе проведения тендера в Украине, оформляются в форме протокола Уполномоченного органа или тендерного комитета.

Какие виды тендеров существуют, в чём заключаются их особенности, как начинающим участвовать в них.

Многие начинающие бизнесмены не имеют представления о том, как участвовать в тендерах. В связи с тем, что именно через тендеры реализуется немалая часть товаров и услуг в самых разных отраслях экономики, вопрос этот является актуальным и требует разъяснения. Что же необходимо знать новичкам об участии в тендерах, какого рода документация в этом случае понадобится, какие положительные и отрицательные моменты несёт подобная процедура.

Виды тендеров

Слово «тендер» в переводе на русский означает «предложение». Однако прежде чем приступить к перечислению существующих видов этих «предложений», необходимо уточнить некоторые детали. В законодательной базе нашей страны термин «тендер» отсутствует, вместо него употребляются термины «торги», «конкурс», «аукцион». Тем не менее слово прижилось в бизнес-кругах.

Тендер - это мероприятие, во время которого на правах свободной конкуренции производится отбор исполнителей с целью закупки товаров, услуг или работ.

Особенность всех видов такиендерных отборов заключается в том, что такие мероприятия способствуют заключению контракта на привлекательных для заказчика и исполнителя условиях.

Таблица: законодательная база, регламентирующая процедуру участия в тендерах госзакупках и электронных торгах

Наименование закона или кодекса Характеристика
Гражданский кодекс РФ ГК РФ в ст. 448 регламентирует организацию и порядок проведения всех видов торгов (за исключением тех, в которых участвуют органы государственной и муниципальной власти).
ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Данный закон регулирует организацию и проведение тендеров, в которых заказчиком являются органы государственной и муниципальной власти.
ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Регламентирует процедуру проведения тендеров для государственных корпораций и компаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных и дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%.

Вид тендера зависит от следующих факторов:

  • от цели проведения (тендеры на продажу и тендеры на закупку);
  • от характера проводимой процедуры (конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры);
  • от формы проведения (открытые и закрытые тендеры);
  • от категории заказчика (государственные и коммерческие тендеры, закупки с определёнными юридическими лицами);
  • от вида используемой документации (конкурсы проводятся на бумаге и в электронной форме).

Таблица: специфика проведения основных видов тендеров

Виды тендеров Особенности проведения процедуры
На продажу и на закупку Вид конкурса зависит от цели организатора, т. е. намерен он приобрести или же реализовать что-либо. Таким образом, участники подобной процедуры имеют противоположные намерения (одна сторона является продавцом, другая - покупателем).
  • конкурс одноэтапный и двухэтапный,
  • аукцион,
  • запрос предложений,
  • запрос котировок,
  • конкурентные переговоры
Специфика данной классификации заключается в следующем:
  1. Конкурс. Проводится в том случае, когда подразумевается проведение сложных с технической или организационной точки зрения работ. Подразумевается, что в конкурсе примут участие исполнители с соответствующим случаю оборудованием и квалификацией. Если тендер проведён честно, его выигрывает та организация (или ИП), которая изъявит желание выполнить проект на высоком техническом уровне и по наиболее привлекательной для организатора цене.
  2. Двухэтапный конкурс организуется в том случае, если заказчик не в состоянии сразу определиться с некоторыми условиями проекта. Сначала (на стадии отбора) он отбирает наиболее интересные для себя предложения, затем (на второй стадии) определяет, чьи условия ему кажутся наиболее подходящими.
  3. Аукцион организуется в том случае, если для заказчика на первом плане стоит денежный фактор. Участники аукциона озвучивают свои условия, а побеждает тот из них, чьи условия или цена более приемлемы для организатора.
  4. При запросе котировок заказчик анализирует первые поступившие от участников тендера предложения. Победу одерживает та сторона, в чью пользу он сделает выбор.
  5. При запросе предложений заказчик анализирует поступившие предложения, оценивая не только финансовую составляющую, но и техническую.
  6. Конкурентные переговоры. К переговорам вправе приступить все лица, отвечающие выдвинутым требованиям. Данный вид тендера считается наиболее прозрачным. На переговорах обсуждаются все нюансы проекта, рассматриваются возможности каждого исполнителя.
Открытые и закрытые Открытая форма даёт шанс принять участие всем заинтересованным. Если тендер закрытый, то приглашения отправляются лишь определённому числу участников.
Основания для проведения закрытого тендера:
  • договор связан с коммерческой или государственной тайной;
  • круг участников мал в той сфере, в которой проводится тендер;
  • затраты на проведение открытого тендера не оправданы.

Останавливая свой выбор в пользу одной из этих форм тендера, заказчик не должен идти вразрез с законодательными нормами.

Государственные и коммерческие, закупки с определёнными юридическими лицами Особенности данной классификации заключаются в следующем:
  1. Государственные тендеры. Организатором таких тендеров является орган государственной власти или государственное учреждение. Закон строго регламентирует порядок проведения конкурса - от разработки условий участия до отбора претендентов на роль исполнителя. Кроме того, все действия организатора в данном случае подотчётны: он не может по собственному желанию изменять установленные правила, расширять список приобретаемых материальных ценностей и услуг.
  2. Закупки с определёнными юридическими лицами. К ним относятся государственные компании, корпорации, организации-монополисты, унитарные предприятия федерального и муниципального уровня, автономные учреждения и некоторые другие юрлица. В этом случае заказчик уже может самостоятельно устанавливать условия конкурса и определять форму его проведения (законом предусмотрены два варианта - аукцион и конкурс, но запрета на расширение списка в настоящее время не существует).
  3. Коммерческие тендеры. Это закупки, которые проводятся коммерческими организациями по своим правилам, не противоречащим ГК РФ и 135-ФЗ, и с использованием собственных средств. Правила проведения тендера, требования к лицам, желающим в них участвовать, алгоритм определения победителя и другие тонкости тендера в данном случае определяет сам заказчик, без участия государства. Кроме того, организатор коммерческого тендера имеет право не размещать в единой информационной системе объявление о подготовке к проведению мероприятия.
Конкурсы в электронной форме или на бумажном носителе Независимо от того, в какой форме проводится тендер, организаторы вводят специальные методы контроля всех поступающих сведений (использование ЭЦП на электронной площадке и пр.). Условия участия в тендере как в электронной форме, так и при личном присутствии участника на мероприятии с бумажным пакетом документов, оглашаются самим заказчиком. Стоит иметь в виду, что они едины для каждого исполнителя.

Каждый из перечисленных тендеров организуется по своим правилам. Определяющим фактором при выборе способа, каким будет установлен исполнитель, является воля заказчика.

Победителями аукционов становятся компании, предлагающие наиболее низкую стоимость исполнения заказа

Выгода от участия в тендерах

Процедура участия в тендерах имеет свои особенности, каждый из видов такого конкурса - свои достоинства и недостатки.

Преимущества участия в таких мероприятиях следующие:

  • подразумевается честная борьба между конкурентами, т. к. выбор исполнителя на конкурсной основе располагает к этому;
  • вероятность заключить рентабельный контракт;
  • возможность сделать имя организации более узнаваемым на рынке (следует учесть, что если организация участвует в интересных торгах, то её контактная информация останется у заказчика);
  • расширение сферы влияния и сотрудничества;
  • вероятность в дальнейшем получать госзаказы;
  • прозрачность открытых тендеров;
  • возможность принимать участие в мероприятии через электронные площадки.

Стоит помнить, что для развития бизнеса важна не только победа в тендере. Само участие в процедуре может послужить для конкурсантов стимулом к дальнейшему развитию.

Недостатки и подводные камни процедуры

У любого явления и процесса есть свои недостатки, это касается и участия в тендерах.

Так среди недостатков тендеров можно назвать следующие:

  1. Сложность процедуры (чем серьёзнее запрос, тем меньше шансов выиграть). К сожалению, существуют примеры составления документации под организатора-фаворита.
  2. Иногда участникам приходится значительно снижать стоимость своих услуг (например, при запросе цен). Победа в тендере достаётся тому, кто согласен пойти на значительные уступки в цене, т. е. вынужден отказаться от чистой прибыли по тендеру.
  3. Существуют риски неисполнения заказа.
  4. Сговор потенциальных поставщиков с целью демпинга, т. е. максимального снижения цены контракта.

Распространённые мифы о тендерах

В связи с тем, что проведение тендеров (и участие в подобных мероприятиях) становится всё более популярной процедурой для субъектов экономической сферы, растёт и количество информации об этой процедуре. Участники данной процедуры, осознанно или нет, порождают разного рода мифы о тендерных отборах, некоторые из которых получили широкое распространение.

Самые распространённые мифы о тендерах:

  1. В России «всё продаётся», а значит, и при организации тендеров возможны махинации. Конечно, этот миф появился не на пустом месте. Однако в последнее время антимонопольная служба в этом направлении функционирует активнее, в связи с чем стало сложнее осуществлять противозаконные действия.
  2. Не у кого искать защиты, если противозаконные действия всё же имели место. На самом деле ФАС может пересмотреть результаты тендера, если есть доказательства недобросовестности заказчика.
  3. Предложения новичков не будут рассмотрены и приняты. Если исполнитель-новичок сможет предложить «аппетитные» для заказчика условия и вся документация будет в порядке, то он сможет составить реальную конкуренцию известным компаниям.
  4. Заказчик нередко затягивает с оплатой контракта. Если это действительно произошло, исполнитель вправе обратиться в ФАС для разрешения спорной ситуации.

Условия и правила участия в тендерном отборе

Проводить тендеры могут не только государственные заказчики и коммерческие организации, но и владельцы прав на имущество. Принимать участие в подобных мероприятиях вправе как юридические, так и физические лица, имеющие возможность исполнить свои обязательства. Но как показывает жизнь, участниками тендерных отборов со стороны исполнителей становятся крупные компании.

Может ли принять участие физическое лицо

Как было отмечено выше, физическое лицо вправе участвовать в заинтересовавшем его тендере. Законодательство это не запрещает, предъявляя единые правила для всех исполнителей.

Помимо этого, законодательство РФ настаивает на соблюдении прав участников любого статуса при подведении результатов тендеров.

Однако реальность такова, что физические лица редко побеждают в подобных процедурах. К тому же организатор обладает правом ограничивать круг претендентов на участие в тендере. Исключением могут быть лишь малобюджетные закупки, не представляющие интереса для крупных компаний.

Согласно законодательству, физлицам доступны лишь те тендеры, которые имеют отношение:

  • к разработке, наполнению сайтов и другим проектам в сети;
  • к репетиторству и прочим образовательным услугам;
  • к изготовлению сувениров и украшений ручной работы;
  • к услугам нотариусов, переводчиков, фотографов;
  • к ремонту (от техники до помещений);
  • к поставке продукции собственного производства.

В связи с этим для физлиц возникают риски участия в тендерах, среди которых можно обозначить следующие:

  • невозможность внесения обеспечения по контракту;
  • отклонение заявки по причине необходимости лицензирования отдельных видов деятельности, что недоступно рядовому гражданину;
  • недопущение к участию в закупках, связанных с проведением опасных работ.

Может ли принять участие индивидуальный предприниматель

Поставка товаров законодательством рассматривается как предпринимательская деятельность, поэтому лицо, имеющее статус ИП, может участвовать в тендерах.

Стоит назвать два главных условия участия ИП в тендерах:

Это уникальный список

  • запрашиваемая документация должна соответствовать предъявляемым в этом случае требованиям;
  • ИП должен подтвердить свою финансовую состоятельность.

Предпринимателю (как и остальным участникам процедуры) следует заранее подготовиться к мероприятию. Недостаточно просто объявить о своём намерении участвовать в тендере, т. к. в этом случае вряд ли есть возможность получить положительный ответ от заказчика.

Документы для участия

Для участия в тендере следует подготовить ряд документов. Однако те организации или ИП, что впервые планируют своё участие в подобном мероприятии, далеко не всегда имеют представление, какого рода бумаги надо собрать. Однако беспокоиться не о чем, т. к. все требования к предъявляемым документам указываются в тендерной (конкурсной) документации.

Тендерная документация разрабатывается организатором или тендерным комитетом. На содержание её влияет характер проводимого мероприятия.

Способы извещения о проведении мероприятия:

  • если тендер открыт для всех желающих принять в нём участие, все документы от заказчика (вместе с извещением) размещаются в Единой информационной системе (ЕИС).
  • в том случае, если организуется закрытая форма мероприятия, конкурсная документация рассылается заказчиком непосредственно потенциальным участникам.

Тендерная документация содержит следующие сведения:

  • требования к объекту закупки;
  • требования к конкурсантам;
  • требования к заявкам и их обеспечению;
  • критерии оценки заявок;
  • сроки и порядок проведения тендера;
  • проект контракта.