Диалектический подход к исследованию, основные положения

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:

Непрерывного движения и развития всех явлений;

Научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;

Взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;

Объективности и достоверности;

Противоречивости;

Преемственности;

Относительности;

Исторической определенности.

Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным методологическим инструментом исследования;

2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для нее актуальным;

3) важнейшим потребителем результатов исследования;

4) основным критерием истинности результатов исследования. Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.

Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

Процессный подход к исследованию, сущность и технология.

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.

Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

Непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

Получении синергетического исследовательского результата;

Более полном выполнении требований к проведению исследований;

Постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.

Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования

В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.

Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.

В реализации ситуационного подхода важно представление исследователя о рассматриваемой проблеме или задаче и соответствующих решениях.

В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях.

1. Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и этапов изучения СУ, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

При отклонение от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально разрабатываемые советующие компьютерные программы с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

При полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.

При использовании ситуационного подхода объектами исследования могут быть методы и стиль управления, ОСУ, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и СУ в целом.

Ситуационный подход к исследованию СУ развивается вместе с наукой и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.

Функциональный подход к исследованию, сущность и использование

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде «черного ящика». Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Именно поэтому все то, что отражает поведение и отношения таким образом представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.

При изменении в изучаемой системе каких-либо параметров в связи с происходящим процессом в «черном ящике» меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз.

Функциональный подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при исследовании систем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

Рефлексивный подход к исследованию

В государственном образовательном стандарте для специальности «Менеджмент организации» записано, что одним из вопросов рассматриваемой учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении.

Для понимания сущности рефлексивного подхода к исследованию СУ предварительно следует рассмотреть несколько терминов и определений, связанных с понятием «рефлексивный».

Рефлекс (от лат. геflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.

Рефлексия (от лат. геflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.

В работе Д. Юма «Трактат о человеческой природе» рефлексия характеризуется как вторичное восприятие (перцепция) реальности, т.е. все то, что основано на ее первичном чувственном восприятии. Другие ученые (например, Р. Декарт) отождествляют рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Психолог С.Л. Рубинштейн определил рефлексию как способность человека смотреть на жизнь со стороны.

Следует сказать, что исходя из этих определений рефлексия у человека может проявляться в реальных условиях и при наличии знаний, мыслей, чувств. Следовательно, при проведении исследований рефлексия исследователя может быть использована в ходе решения самых разнообразных проблем и задач. В логике отношение называется рефлексивным, если каждый его член находится в таком же отношении к самому себе.

Таким образом, соблюдается правило тождества и одновременности явлений, например:

если а = в,

то в = а (симметрия),

а = а (рефлексивность отношения равенства),

в = в (рефлексивность отношения равенства).

При этом если событие х произошло одновременно с событием у, то это значит, что каждое из них произошло одновременно.

Д. Сорос считает, что восприятия человеком реальности по самой своей природе содержат ошибку, и при этом существует двусторонняя связь - между ошибочными восприятиями и действительным ходом событий, а результатом служит отсутствие соответствия между ними. Эту двустороннюю связь он называет рефлексивной.

Мыслительная деятельность, по мнению Д. Сороса, может быть разбита на две зависимые друг от друга функции:

Пассивную (когнитивную), которая может быть определена как «функция обдумывания»;

Активную (воздействующую), определяемую как «функция участия».

При выполнении пассивной функции восприятия участников процесса (в нашем случае исследователей) зависят от ситуации, т.е. здесь ситуация - независимая переменная, а при активной функции восприятия участников влияют на ситуацию, т.е. независимой переменной здесь выступает непосредственно мышление человека. Очевидно, что эти две функции по своей направленности являются противоположными.

Данные функции могут выполняться как отдельно, так и одновременно.

Примером пассивной функции восприятия исследователем можно назвать обучение на основе опыта других исследователей, а примером активной - определение цены на базе имеющихся приоритетов и конъюнктуры рынка.

При одновременном выполнении обеих функций они интерферируют друг с другом, и тогда независимая переменная одной функции становится зависимой переменной другой. При этом они взаимодействуют друг с другом, т.е. ситуация и знания исследователя являются зависимыми переменными и первичное изменение ускоряет наступление дальнейших изменений как в самой ситуации, так и во взглядах участников. Д. Сорос называет это взаимодействие «рефлексивностью». Следует отметить, что французы это слово употребляют для обозначения глагола, субъект и объект которого совпадают.

Математически понятие рефлексивности можно представить в виде двух рекурсивных функций:

у = f(х) - пассивная функция, (1)

х ==G(у) - активная функция. (2)

Следовательно:

y=f , (3)

х = G . (4)

Эти две функции в управлении ведут не к равенству, как в естественных науках, а к бесконечному процессу изменений. В условиях определенной исследовательской ситуации явления представляются в уме исследователя не сами по себе, а отражаются совместно с его восприятиями и наоборот, т.е. в этом случае восприятия соединяются с происходящими фактами. Д. Сорос такой подход к определению сущности рефлексивности называет «шнурованным», или перекрестным, соединяющим факты и восприятия, восприятия и факты, как шнурки в ботинках. Такое понимание рефлексивности и его процесса во многом является диалектическим.

Обычно СУ носят рефлекторный характер, так как в большинстве случаев при проведении исследования всегда можно предугадать ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров, отказах ТСУ и т.п.

Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так как действия индивидуума трудно прогнозировать при наличии у него стресса, ситуаций риска и т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ социально-экономического и организационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр).

Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Для рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.

Очевидно, что в процессе исследования СУ исследователь должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом. Следовательно, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса.

Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной информации и ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского «чутья».

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Предпочтительным представляется рефлексивный подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.

Важным для системного подхода является определение структуры системы - совокупности связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие. Структура системы может изучаться извне с точки зрения состава отдельных подсистем и отношений между ними, а также изнутри, когда анализируются отдельные свойства, позволяющие системе достигать заданной цели, т. е. когда изучаются функции системы. В соответствии с этим наметился ряд подходов к исследованию структуры системы с ее свойствами, к которым следует прежде всего отнести структурный и функциональный.

При структурном подходе выявляются состав выделенных элементов системы 5 и связи между ними. Совокупность элементов и связей между ними позволяет судить о структуре системы. Последняя в зависимости от цели исследования может быть описана на разных уровнях рассмотрения. Наиболее общее описание структуры - это топологическое описание, позволяющее определить в самых общих понятиях составные части системы и хорошо формализуемое на базе теории графов.

Менее общим является функциональное описание, когда рассматриваются отдельные функции, т. е. алгоритмы поведения системы, и реализуется функциональный подход , оценивающий функции, которые выполняет система, причем под функцией понимается свойство, приводящее к достижению цели. Поскольку функция отображает свойство, а свойство отображает взаимодействие системы £ с внешней средой Е , то свойства могут быть выражены в виде либо некоторых характеристик элементов 5^ и подсистем £, системы, либо системы £ в целом.

При наличии некоторого эталона сравнения можно ввести количественные и качественные характеристики систем. Для количественной характеристики вводятся числа, выражающие отношения между данной характеристикой и эталоном. Качественные характеристики системы находятся, например, с помощью метода экспертных оценок.

Проявление функций системы во времени £(/), т. е. функционирование системы , означает переход системы из одного состояния в другое, т. е. движение в пространстве состояний Z. При эксплуатации системы £ весьма важно качество ее функционирования, определяемое показателем эффективности и являющееся значением критерия оценки эффективности. Существуют различные подходы к выбору критериев оценки эффективности. Система £ может оцениваться либо совокупностью частных критериев, либо некоторым общим интегральным критерием.

Следует отметить, что создаваемая модель М с точки зрения системного подхода также является системой, т. е. £" = £"(М), и может рассматриваться по отношению к внешней среде Е. Наиболее просты по представлению модели, в которых сохраняется прямая аналогия явления. Применяют также модели, в которых нет прямой аналогии, а сохраняются лишь законы и общие закономерности поведения элементов системы £. Правильное понимание взаимосвязей как внутри самой модели Л/, так и взаимодействия ее с внешней средой Е в значительной степени определяется тем, на каком уровне находится наблюдатель.

Простой подход к изучению взаимосвязей между отдельными частями модели предусматривает рассмотрение их как отражение связей между отдельными подсистемами объекта. Такой классический подход может быть использован при создании достаточно простых моделей. Процесс синтеза модели М на основе классического (индуктивного) подхода представлен на рис. 1.1, а. Реальный объект, подлежащий моделированию, разбивается на отдельные подсистемы, т. е. выбираются исходные данные Д для

Рис. 1.1. Процесс синтеза модели на основе классического (а) и системного (6)

подходов

моделирования и ставятся цели Ц , отображающие отдельные стороны процесса моделирования. По отдельной совокупности исходных данных Д ставится цель моделирования отдельной стороны функционирования системы, на базе этой цели формируется некоторая компонента К будущей модели. Совокупность компонент объединяется в модель М.

Таким образом, разработка модели М на базе классического подхода означает суммирование отдельных компонент в единую модель, причем каждая из компонент решает свои собственные задачи и изолирована от других частей модели. Поэтому классический подход может быть использован для реализации сравнительно простых моделей, в которых возможно разделение и взаимно независимое рассмотрение отдельных сторон функционирования реального объекта. Для модели сложного объекта такая разобщенность решаемых задач недопустима, так как приводит к значительным затратам ресурсов при реализации модели на базе конкретных программно-технических средств. Можно отметить две отличительные стороны классического подхода: наблюдается движение от частного к общему, создаваемая модель (система) образуется путем суммирования отдельных ее компонент и не учитывается возникновение нового системного эффекта.

С усложнением объектов моделирования возникла необходимость наблюдения их с более высокого уровня. В этом случае наблюдатель (разработчик) рассматривает данную систему 5 как некоторую подсистему какой-то метасистемы, т. е. системы более высокого ранга, и вынужден перейти на позиции нового системного подхода, который позволит ему построить не только исследуемую систему, решающую совокупность задач, но и создавать систему, являющуюся составной частью метасистемы. Например, если ставится задача проектирования АСУ предприятием, то с позиции системного подхода нельзя забывать о том, что эта система является составной частью АСУ объединением.

Системный подход получил применение в системотехнике в связи с необходимостью исследования больших реальных систем, когда сказалась недостаточность, а иногда ошибочность принятия каких-либо частных решений. На возникновение системного подхода повлияли увеличивающееся количество исходных данных при разработке, необходимость учета сложных стохастических связей в системе и воздействий внешней среды Е. Все это заставило исследователей изучать сложный объект не изолированно, а во взаимодействии с внешней средой, а также в совокупности с другими системами некоторой метасистемы.

Системный подход позволяет решить проблему построения сложной системы с учетом всех факторов и возможностей, пропорциональных их значимости, на всех этапах исследования системы 5 и построения модели М. Системный подход означает, что каждая система 5 является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Таким образом, в основе системного подхода лежит рассмотрение системы как интегрированного целого, причем это рассмотрение при разработке начинается с главного - формулировки цели функционирования. Процесс синтеза модели М на базе системного подхода условно представлен на рис. 1.1, б. На основе исходных данных Д, которые известны из анализа внешней системы, тех ограничений, которые накладываются на систему сверху либо исходя из возможностей ее реализации, и на основе цели функционирования формулируются исходные требования Т к модели системы 5. На базе этих требований формируются ориентировочно некоторые подсистемы /7, элементы Э и осуществляется наиболее сложный этап синтеза - выбор В составляющих системы, для чего используются специальные критерии выбора КВ.

При моделировании необходимо обеспечить максимальную эффективность модели системы. Эффективность обычно определяется как некоторая разность между какими-то показателями ценности результатов, полученных в итоге эксплуатации модели, и теми затратами, которые были вложены в ее разработку и создание.

Стадии разработки моделей

На базе системного подхода может быть предложена и некоторая последовательность разработки моделей, когда выделяют две основные стадии проектирования: макропроектирование и микропроектирование.

На стадии макропроектирования на основе данных о реальной системе 5 и внешней среде Е строится модель внешней среды, выявляются ресурсы и ограничения для построения модели системы, выбирается модель системы и критерии, позволяющие оценить адекватность модели М реальной системы 5. Построив модель системы и модель внешней среды, на основе критерия эффективности функционирования системы в процессе моделирования выбирают оптимальную стратегию управления, что позволяет реализовать возможности модели по воспроизведению отдельных сторон функционирования реальной системы

Стадия микропроектирования в значительной степени зависит от конкретного типа выбранной модели. В случае имитационной модели необходимо обеспечить создание информационного, математического, технического и программного обеспечений системы моделирования. На этой стадии можно установить основные характеристики созданной модели, оценить время работы с ней и затраты ресурсов для получения заданного качества соответствия модели процессу функционирования системы Я.

Независимо от типа используемой модели М при ее построении необходимо руководствоваться рядом принципов системного подхода: 1) пропорционально-последовательное продвижение по этапам и направлениям создания модели; 2) согласование информационных, ресурсных, надежностных и других характеристик; 3) правильное соотношение отдельных уровней иерархии в системе моделирования; 4) целостность отдельных обособленных стадий построения модели.

Модель М должна отвечать заданной цели ее создания, поэтому отдельные части должны компоноваться взаимно, исходя из единой системной задачи. Цель может быть сформулирована качественно, тогда она будет обладать большей содержательностью и длительное время может отображать объективные возможности данной системы моделирования. При количественной формулировке цели возникает целевая функция, которая точно отображает наиболее существенные факторы, влияющие на достижение цели.

Построение модели относится к числу системных задач, при решении которых синтезируют решения на базе огромного числа исходных данных, на основе предложений больших коллективов специалистов. Использование системного подхода в этих условиях позволяет не только построить модель реального объекта, но и на базе этой модели выбрать необходимое количество управляющей информации в реальной системе, оценить показатели ее функционирования и тем самым на базе моделирования найти наиболее эффективный вариант построения и выгодный режим функционирования реальной системы Я.

Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

Анализ межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

Формирование корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

Социотехнические системы – подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

Теория принятия решений и эффективные коммуникации – подход соответствия информационной и организационной структур.

При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

Достоверности;

Ясности;

Своевременности;

Полноты;

Оперативности;

Надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

Моделирование – подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

Операциональный подход – подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

Ситуационный подход – подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

Когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

При возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

Процессный подход – подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования – совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.

Введение……………………………………………………….…..3

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления…....5

1.1. Исследование систем управления: понятие, основные

направления и подходы…………………………………………………..5

1.2. Диалектический, процессный и ситуационный подходы к

исследования систем управления……………………………………..…9

1.3. Функциональный, рефлексивный, системный и комплексный

подходы к исследованию систем управления………………………...14

Глава 2. Исследование системы управления ООО «Карьера-центр» с

позиций методологических подходов………………………………….19

2.1. Краткая характеристика ООО «Карьера-центр», анализ основных

результатов деятельности за период 2007-2009 г…………………......19

2.2 Описание организации в рамках методологических подходов и

выявление основных проблем ее деятельности………………..….…...26

2.3. Предложения по решению выявленных проблем организации…...….29

Заключение……………………………………………………...32

Список литературы………………………………………. . ... 33

Введение.

Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Решение же этих проблем не возможно без специальных подходов к ним, что делает тему расчётно-графической актуальной. Практической значимостью работы является необходимость сформулировать основные подходы к исследованию систем управления организации.

Целью исследования является необходимость раскрыть сущность основных подходов к исследованию:

· Диалектический подход к исследованию.

· Процессный подход к исследованию.

· Ситуационный подход к исследованию.

· Функциональный подход к исследованию.

· Рефлексивный подход к исследованию.

· Системный подход к исследованию.

· Комплексный подход к исследованию систем управления.

Задачами исследования являются:

· рассмотреть понятия используемые при изучении систем управления;

· определить методологию исследования систем управления.

Предметом исследования являются методологические подходы к исследованию систем управления.

Объектом исследования является кадровое агентство ООО «Карьера-Центр».

Данная работа состоит и введения, двух глав(теоретическая и практическая), заключения и списка используемой литературы.

Первая глава включает в себя описание каждого из методологических подходов к исследованию систем управления.

Вторая глава описывает краткую характеристику кадрового агентства ООО «Карьера-Центр», показывает анализ основной деятельности за три года, а также в этой главе я исследую данное агентство с помощью методологических подходов, выявляю основные проблемы и пути их решения.

Расчётно- графическая работа содержит: 35 страниц, 5 схем и 3 таблицы.

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем

управления.

1.1 Исследование систем управления: понятие, основные

на­правления и подходы

Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно находится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций. Это оказывается практически возможным при ус­ловии исследования систем управления, которое предполагает своим резуль­татом разработку и предложение наиболее эффективных вариантов построе­ния системы управления.

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий из следующих компонентов:

Распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных знаний;

Выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

Нахождение путей, средств и возможностей использования новых представ­лений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом иссле­дования, методологией и организацией его проведения, результатами и воз­можностями их практической реализации.

Цель исследования - это поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Глав­ная задача исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечиваю­щий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Лучшим вариантом результата исследования является разработка про­граммы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформиро­вания системы управления в полном комплексе ее характеристик и парамет­ров.

Предмет исследования систем управления - это наиболее существенный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы управления, некая проблема, т.е. это реальное противоречие, требующее сво­его разрешения. Предметом изучения могут быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, использо­вании компьютерных технологий и т.д.

Методология – совокупность знаний, концептуально упорядоченных достижений науки о способах исследования и управления.

Методология включает в себя:

· - методы - ((от греч. μέθοδος - «способ») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.)

· - принципы - (обобщённые правила,указывающие путь к правильному управлению. Принципы исследования – основные правила, указывающие путь к правильной исследовательской деятельности.)

· - теории - (система обобщённых положений в определённой области знаний.)

· - понятия – (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений.)

Концепция – системы взглядов на что- либо.

Методика исследования – совокупность выработанных действий получения новых знаний в объекте исследования.

Подход – ракурс исследования, исходная точка или позиция с которой начинается исследование.

Методологический подход к исследованию систем управления - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, которая опре­деляет его направленность относительно цели. Подход может быть аспект­ным, системным и концептуальным.

Структуризация методов исследования систем управления

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.
Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", Морфологические методы и ряд других методов.
Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления.

Среди них можно выделить следующие классы:

аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистичес когоимитационного моделирования);

теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).
Наибольшее распространение в экономике в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы . Правда, для представления статистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л.В. Канторовича, В.В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.).

К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.
Несколько в стороне стоят методы исследования информационных потоков.

Специалист по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.

1.2 Диалектический, процессный и ситуационный подходы к

исследования систем управления.

Диалектический подход к исследованию систем управления

Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:

Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.

Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри-вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.

Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалек-тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду- щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.

Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвиде-ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследо-вания. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.

Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный прин-цип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.

Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.

Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках опре-деленной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти гра-ницы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целост-ность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозмож-но и игнорировать.

Важным принципом диалектического подхода является и принцип от-носительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, опреде-лении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.

Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

Процессный подход к исследованию систем управления

Процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

Рычаги (определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, методы методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е как работу по достижению целей исследования.

Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

Непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

Получении синергетического исследовательского результата;

Более полном выполнении требований к проведению исследований;

Постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследовании.

Ситуационный подход к исследованию систем управления

Ситуационный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

Ситуация - конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систем управления в рассматриваемый момент времени

В реализации ситуационного подхода важно представление исследователя о рассматриваемой проблеме или задаче и соответствующих решениях.

В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях:

1. Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и этапов изучения систем управления, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

При отклонение от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально разрабатываемые советующие компьютерные программой с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

При полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.

При использовании ситуационного подхода объектами исследования могут быть методы и стиль управления, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и систем управления в целом.

Ситуационный подход к исследованию систем управления развивается вместе с наукой Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.

1.3 Функциональный, рефлексивный, системный и комплексный

подходы к исследованию систем управления.

Функциональный подход к исследованию систем управления

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая система управления представляется в виде «черного ящика». Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе. Именно поэтому все то, что отражает поведение и отношения таким образом представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.

При изменении в изучаемой системе каких-либо параметров в связи с происходящим процессом в «черном ящике» меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз.

Функциональный подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при исследовании систем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

Рефлексивный подход к исследованию систем управления

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Обычно системы управления носят рефлекторный характер, так как в большинстве случаев при проведении исследования всегда можно предугадать ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная система управления реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров и т.п.

Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так как действия индивидуума трудно прогнозировать при наличии у него стресса, ситуаций риска и т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ социально-экономического и организационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр.)

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Рефлексия - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний. подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.

От ситуации и объема знаний исследователя зависит то, какой подход к исследователю доминирует - рефлексивный или интуитивный. Преобладает, как правило, тот подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее коструктивен подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности. При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным.

Системный подход к исследованию систем управления

Системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновре-менно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня -- эле-ментам высшего уровня. Реализация этого принципа хо-рошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управ-ляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкрет-ной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства-ми самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать мно-жество кибернетических, экономических и математиче-ских моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Как отмечалось выше, при системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуга.

Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода.

Комплексный подход к исследованию систем управления

Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы - важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда. Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются.

Интеграция - объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели. Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта до горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества затрат по стадиям научно- исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.

Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования.

Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления; на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

Глава 2. Исследование системы управления ООО «Карьера-центр»

с позиций методологических подходов.

2.1. Краткая характеристика ООО «Карьера-центр», анализ

основных результатов деятельности за период 2007-2009 г.

Кадровое агентство "Карьера-Центр" было создано в 2007 году профессионалами, имеющими многолетний опыт руководства отделами по персоналу на крупных предприятиях города Твери. Понимание внутренних процессов в организациях и знание особенностей рынка трудовых ресурсов тверского региона позволили компании занять достойное место среди ведущих кадровых агентств города Твери.

Современные HR-технологии, применяемые в работе кадрового агентства "Карьера-Центр", обеспечили успешное и долговременное сотрудничество по выполнению заказов на подбор персонала для таких компаний как:

· ООО «Брау Сервис»,

· ООО«Финтрейд+»,

· ТА «Комильфо»,

· ООО «НикитиН»,

· ООО «Вектор»,

· ООО «Гермес-А»,

· ООО «Позитив»,

· ООО «Ютурна»,

· ООО «Профи-Центр»,

Профессиональные знания и опыт компании позволяют максимально полно реализовать общий комплекс задач, стоящих перед HR-службой и компанией клиента в целом. Помимо услуг по подбору топ-менеджеров и специалистов, компания предлагает клиентам дополнительные сервисы в области HR:

1. Новая услуга «Скрининг»

2. Аудит и аутсорсинг кадрового делопроизводства

3. Организационное консультирование

4. Оценка персонала, в том числе новая услуга «Оценка качества обслуживания клиента»

5. Специализированные исследования по запросу клиента

C тратегические цели и тактические задачи подразделения.

1.Укомплектование предприятия персоналом, необходимым для производства и реализации продукции предприятия, обслуживания торговых точек.

1.1 Подбор персонала на рабочие должности и ИТР при возникновении заявок от руководителей подразделений согласно установленных норм (Рабочие-2 недели; Рабочие квалифицированные-1 мес.; ИТР –1 мес, ТОП-менеджеры-до 3 мес..)

1.2 Организация системы взаимодействия с учебными заведениями г. Твери, СМИ, агенствами по трудоустройству с целью привлечения потока новых сотрудников на предприятие.

1.3. Разработка комплекса мероприятий по снижению текучести кадров.

2. Формирование и развитие корпоративной культуры.

2.1 Разработка мероприятий по повышению внешней социальной привлекательности предприятия. Запуск имиджевого ролика о предприятии.

2.2. Организация корпоративных праздников.

2.3. Выпуск корпоративной газеты.

2.4. Оформление корпоративных стендов, музея.

2.5. Организация и проведение комплекса спортивных и социальных мероприятий, направленных на сплочение коллектива и оптимизацию социально – психологического климата.

2.6. Изучение и оптимизация социально- психологического климата на предприятии.

3. Адаптация персонала

3.1. Разработка и внедрение программы социально – психологической адаптации новых сотрудников.

4. Обучение персонала

4.1. Выявление потребности в обучении персонала

4.2. Организация системы обучения(внутреннего и внешнего) на предприятии

5.Оптимизация системы кадрового и организационного планирования и учета

5.1 Ведение модуля «Персонал» в R/3.

5.2 Ведение кадрового документооборота.

6.Ориентация управленческих процессов на достижение всех целей, стоящих перед предприятием

6.1. Контроллинг исполнения распорядительной документации.

6.2 Контроллинг исполнения заданий руководителей.

6.3 Оптимизация информационных потоков.

Оказываемые услуги.

1.Оформление сотрудников на прием

(составление приказа о приеме, трудового договора, договора о материальной ответственности, личной карточки по ф. Т-2).

2.Увольнение сотрудников с оформлением всех необходимых документов и расчетом компенсации за неиспользованный отпуск.

3.Перевод сотрудников с оформлением всех необходимых документов

4. Оформление больничного листа с подсчетом общего трудового стажа

5. Оформление очередных отпусков и без сохранения заработной платы с занесением информации в личную карточку ф. Т-2.

6.Введение информации о сотрудниках в электронном виде (ввод основных персональных данных) при приеме на работу, осуществление процедуры увольнения и переводов.

7. Подготовка приказов по личному составу (представление отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, отпусков по уходу за ребенком, оплата совмещений профессий, повышение квалификации и др.).

8. Заполнение и передача в Управление пенсионного фонда сведений о сотрудниках, у которых отсутствуют пенсионные страховые свидетельства, а затем получение пенсионных страховых свидетельств

9. Оформление заверенных копий трудовых книжек для получения ссуды, кредита, загранпаспорта, субсидий, а также документов для льготного налогообложения

10. Своевременное внесение изменений в карточку формы Т-2, в компьютерную базу данных, в трудовую книжку при изменении у сотрудника личных данных (паспорта, прописки, семейного положения, образования и др.)

11. Выдача по запросу сотрудников справок с места работы. Выдача архивных справок.

12. Работа со штатным расписанием в электронном виде (ввод и вывод должностей, изменение отделов, окладов, наименований на основании утвержденного штатного расписания)

13. Ответы на запросы пенсионного фонда об уточнении персональных данных уволенных и работающих сотрудников.

14. Подача сведений о принятых и уволенных военнообязанных сотрудниках в военные комиссариаты

15. Ведение трудовых книжек:

Своевременное занесение сведений о перемещениях работника в трудовую книжку;

Оформление трудовой книжки для принимающихся на работу впервые;

Ведение журнала учета трудовых книжек.

16. Составление и отправление заказных писем с уведомлением сотрудникам, отсутствующим на работе по невыясненным причинам.

17. Составление и отправление писем сотрудникам, не получившим

трудовую книжку при увольнении.

18. Прием иностранных граждан (постановка на учет в миграционную службу, налоговую и службу занятости).

19. Уточнение данных о сотрудниках (период работы, должность, паспортные данные) – информация для руководителей, бухгалтеров.

20. Проверка табелей учета рабочего времени.

21. Ежемесячно до 03 числа следующего за отчетным месяцем сведений в статистику.

22. Архивация кадровых документов.

23. Удостоверение подписи и паспортных данных сотрудников на доверенности (на получение аванса, з/п, окончательного расчета и др. выплат).

24. Оформление договоров на временные работы (договоры на оказание услуг.

Система ценообразования и модификация цен.

При оплате услуг Клиенты сами могут выбрать систему оплаты, которая удобна им, поскольку мы применяем разные системы оплаты:

· Ежемесячный платеж (абонентская плата). Фиксированный платеж за комплекс услуг, предоставленных Клиенту в течение месяца. Этот принцип оплаты выгоден для компаний, у которых в течение месяца возникают различные вопросы.

· Почасовая оплата за услуги , исходя их затраченного специалистами времени на выполнение работ. Этот принцип оплаты выбирают те Клиенты, которым необходима помощь в конкретном деле (по итогам работы наш специалист предоставляет подробный отчет об объеме проделанной работы с указанием затраченного времени).

· Плата за единицу услуг – это оплата за услуги, исходя из количества оформленных документов.

Организационная структура ООО «Карьера Центр »

Офис-менеджер

анализ основных результатов деятельности за период 2007-2009 гг

Показатели

Ед. изм.

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение в % 2007-2008 г.

Отклонение в % 2008-2009 г.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Проценты к получению

Прочие доходы

Текущий налог на прибыль

руб. 15730

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

По полученным данным за три года был проделан анализ, в ходе которого выяснилось, что в период с 2007 по 2008 год прибыль возросла на 1,848 руб. и составила 42065 руб., отклонение составило 344 % , а в период с 2008 по 2009 год прибыль возросла на 79,317 и составила 121377 руб., отклонение составило 212 % т.е в 2009 году был резкий скачёк улучшения показателей, убытков за данные периоды агентство не испытывало.

2.2 Описание организации в рамках методологических подходов и

выявление основных проблем ее деятельности.

Основным видом деятельности агентства «Карьера_Центр» является подбор кадров. Работа по подбору персонала ведется по трем направлениям: Executive search. Заказы от российских и иностранных компаний на поиск руководителей высшего звена. Эксперты-консультанты используют мировой и российский опыт в области executive search, владея полной информацией по местному рынку. Middle search. Подбор управленцев среднего звена и высококвалифицированного персонала ведется сотрудниками с использованием банков данных специалистов различного профиля, прямого поиска кандидатов, а также авторской технологии отбора кадров. По специальным заказам консультантами агентства ведется поиск редких и узкопрофильных специалистов. Возможность профессионального и своевременного выполнения работ обеспечивается привлечением внешних экспертов. Отдел финансового рекрутмента агентства осуществляет подбор финансового персонала всех уровней.

Кадровое Агентство «Карьера-Центр» столкнулось с проблемой усовершенствования своей деятельности, так как за последнее время число обратившихся в это агентство значительно возросло.

Выявление основных проблем деятельности агентства«Карьера-

Центр»

Чтобы выявить основные проблемы агентства, воспользуюсь методом SWOT-анализа, применение которого широко распространено в системном подходе исследования систем управления

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. 1.Образованные и опытные сотрудники

2. 2. Кадровые банки данных

3. 3. Достаточно длительный срок работы в Твери

4. 4. Российский и зарубежный опыт компании

5. 5. Широкий спектр популярных профессий, предоставляемых постоянными заказчиками

6. 6. Невысокая стоимость услуг

7. 7. Внимательный подход к каждому клиенту

1.Недостаточное количество сотрудников

2.Недостаточное количество услуг связи и

коммуникации

3.Недостаточные трудовые площади

4.Отсутствие маркетингового отдела

5.Необходимость затрат на заказ маркетинговых исследований

6.Невозможность проверить полученные выводы при помощи самостоятельного сбора информации

7.Несоответствие налаженности работы агентства и сегодняшнего спроса на труд

8.Несвоевременное снабжение канцелярскими товарами

9.Недостаточная популярность среди клиентов в возрасте 35-42 года

ВОЗМОЖНОСТИ ОКРУЖ. СРЕДЫ

УГРОЗЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. 1. Популярность и благоприятный имидж среди заказчиков (предоставителей рабочих мест)

2. 2. Популярность среди клиентов (потребителей услуг)

3. 3. Муниципальный заказ

4. 4. Сокращение уровня безработицы

5. 5. Повышение уровня доходов населения

6. 5. Возможность сотрудничества с еще большим числом заказчиков

7. 6. Сотрудничество с зарубежными компаниями.

1. 1. Наступление финансового кризиса

2. 2. Наступление полной стабильности (сокращение «клиентов-безработных»)

3. 3. Возникновение сильной конкурентной борьбы

4. 4. Введение новых законопроектов, затрудняющих или запрещающих деятельность кадровых агентств

5. 5. Повышение налогов

6. 6. Жесткая государственная регламентация.

Таким образом, построение SWOT-анализа дало возможность сгенерировать список причин проблемной ситуации, происходящей как вследствие внутренних организационных факторов, так и под воздействием факторов окружающей среды.

2.3. Предложения по решению выявленных проблем организации


Дерево целей

Все цели, стоящие перед организацией разобьем на три уровня и определим взаимосвязь и соподчиненность между ними.

Чтобы построить деревья решений для выбранных целей следует определить наиболее важные цели. Наиболее важными направлениями согласно экспертной оценке являются совершенствование МТБ и работы персонала, но также следует обратить внимание на проведение рекламной кампании.

Дерево решений

Подцель 2.1.: Определение нового дополнительного помещения:



Подцель 2.2.: Определение нового набора работников (+10 человек):

Заключение

Для того чтобы разрешить проблему усовершенствования деятельности кадрового агентства «Карьера-Центр», в результате было принято решение об аренде нового офиса в близлежащем от центра районе города. Таким образом, деятельность агентства будет расширена.

В результате работы была проанализирована деятельность кадрового агентства «Карьера-Центр» с помощью методологических подходов. Принятие решений таким способом является более надежным и менее рискованным, чем принятие решения одним субъектом относительно его личных предпочтений.

Были полностью достигнуты задачи расчётно- графической работы:

1. Выявлены и расписаны проблемы кадрового агентства «Карьера-Центр», проанализированы причины их возникновения;

2. Использованы методологические подходы при решении данных проблем;

3. выявлено оптимальное решение.

Поскольку решение принималось с учётом большого количества факторов неопределённости, то вероятность необходимости корректировки достаточно невысока. Основные факторы, которые могут повлиять на реализацию решения – неправильный выбор методов прогноза и неверная оценка параметров, а также возможные неучтенные события.

Список литературы

1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы- М.: Наука,2003 – 345 с.

2. Государственное управление: основы теории и организации: Учеб./ Под ред. В.А. Козбоненко. – М.: Статус, 2000. – С.265-339.

3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. «Исследование систем управления: Социологиче­ские и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экс­периментальные исследования.» М.: Крылья, 2004.

4. Гвозденко А.Н. Методики проведения SWOT – анализа /маркетинг и маркетинговые исследования. № 2/2006 г., стр. 144-156

5. Диев В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: НГУ, 1998. – 164с.

6. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ДЕКА, 2000.

7. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. – М.: Дело. – 392с.

8. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского - СПб: Питер, 2002.

9. Петровский А.М. Организация экспертных процедур / А.М. Петровский, Л.А. Панкова, М.В. Шнейдерман. – М.: 1984. – 231с.

10. Пошерстник Н.В., М.С. Мейксин. Заработная плата в современных условиях: Десятое издание, переработанное и дополнение. "Издательский дом Герда" Москва-Санкт-Петербург. 2003.

11. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организа­ции». Модуль 3. – М.: ИНФРА-М, 2000.

12. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 271с.

13. Томпсон А.А. мл., Стрикленд А.Дж. III Стратегический менеджмент:

Концепции и ситуации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000;

14. Теория организации: Учебник для вузов - М.: изд-во «Экономика», 2003.

15. Управление персоналом: Конспект лекций. - СПБ.: Издательство В.А. Михайлова 2000.

16. Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 140с.

17. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Уч. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

18. Шекшня С.В. Управление персоналом: Уч.- практ. Пособие. М.: Бинес-школа «Ин­телсинтез», 2006.