Тендеры 223 фз. Что должен знать участник тендера. Спецсчет у МСП
Любому предпринимателю, желающему увеличить свой портфель заказов, следует обратить свое внимание на сектор коммерческих закупок. Данная сфера регламентируется федеральным законом № 223. Следует отметить, что общий объем коммерческих закупок за 2017 год составляет 17,37 трлн. рублей.
Кто может участвовать в тендере?
- Юридические лица (ООО, ЗАО, АО)
- Индивидуальные предприниматели
Кто из заказчиков уполномочен проводить тендер ?
- Государственные корпорации с долей участие РФ более 50%
- Субъекты естественных монополий (перечень утвержден приказом № 75/16 ФАС от 28.012016 г.)
- Компании занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро- и газоснабжение, водоснабжение, теплоснабжения, утилизации и обезвреживанию отходов)
- Государственные бюджетные и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет своего бюджета в соответствии с планом-графиком, опубликованным в начале года;
- Хозяйствующие общества, где доля РФ в уставном капитале более 50% (например, ЖКХ)
Несмотря на большой объем закупок, опытные компании, участвующие в тендере , знают о сложностях и тонкостях такого участия.
Для того, чтобы принять участие в тендере и добиться положительного результата необходимо знать основные подготовительные этапы.
Как начать участвовать в тендере новичку?
- Выпустить электронную подпись для коммерческих площадок. Стоимость электронной подписи на рынке составляет порядка 6000 рублей
- Найти закупки, используя информационно-аналитические системы по поиску закупок. На рынке можно выделить несколько хороших поисковых систем. Более подробно с ними Вы можете ознакомиться в нашем обзоре .
- Пройти аккредитацию на электронных площадках, где размещены интересные лоты. На данный момент количество электронных площадок на данный момент более 500, из которых можно выделить реально интересных порядка 100.
- Провести анализ (одна из важнейших и ключевых задач)
- Требования заказчика, предъявляемые к участникам закупки. Как правило, данные требования установлены в документации к закупке, а также в Положении о закупках заказчика – главный документ, регламентирующий закупочную деятельность. Главный вопрос, который Вы должны себе задать: «Соответствует ли компания этим критериям?»
- Экономической составляющей. Вам необходимо оценить свою норму рентабельности по конкретному лоту. В этом Вам помогут сметы или спецификации продукции, в которых отображены объемы выполняемых работ, услуг или поставляемых товаров.
- Подготовить и подать заявку на тендер. Пожалуй, это самая ответственная и сложная задача на подготовительном этапе, требующая внимательности, скурпулезности и ответственности.
Очень часто заказчик отклоняет заявку участников или начисляет меньшее количество баллов по 2 причинам:
- Неправильное заполнение документов
- Отсутствие или частичное предоставление документов
Какие требуются документы для участия в тендере ?
Подготовка заявки на тендер по 223-ФЗ является весьма трудоемкой работой и подразумевает под собой заполнение пакета документов и грамотное их формирование. Требования к документам могут быть различными, исходя из ряда факторов:
- Способ определения поставщика (аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок)
- Заказчики. У каждого заказчика могу быть установлены различные требования к документам и потенциальным поставщикам.
- Нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную сферу деятельности. Это может быть как и требование к наличию разрешительных документов (лицензии, допуски СРО), так и наличие опыта выполнения аналогичных работ и квалификации персонала.
- Открытый конкурс
- Запрос предложений
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
В заключение, хочется отметить, что организации, участвующие в тендере должны знать:
- основные этапы участия в тендере
- ключевые этапы подготовки заявки на тендер
даже несмотря на тот факт, что 1 ноября 2017 года Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был внесен законопроект № 301878-7, устанавливающий требования по стандартизации состава заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пройдите аккредитацию на Электронной Площадке. Получение аккредитации - это простая и бесплатная процедура, но занимает около одного рабочего дня.
При необходимости, пройдите обучение работе с торгами на Электронной Площадке.
Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах.
При необходимости, подготовьте документы и информацию, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ.
Выберите способ предоставления обеспечения заявки на участие в торгах. Воспользуйтесь нашими решениями.
Вы подали заявку на участие в аукционе?
Ожидайте уведомления о допуске к торгам! На этом этапе рассматриваются первые части заявок.
Допущены к торгам?
Поздравляем! Планируйте свое участие в аукционе.
Организатор торгов отклонил Вашу заявку и Вы не согласны с данным решением?
Аукцион! Выигрывает тот, кто предлагает наиболее выгодные условия и цену.
В случае, если в течение 10 минут с начала торгов ни одним из участников не подано ни одного ценового предложения, такой аукцион признается несостоявшимся.
Если предложенная победителем торгов цена на 25% меньше Начальной Максимальной Цены (НМЦ), такой участник обязан подтвердить свою репутацию и предоставить обеспечение в большем размере.
Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).
Ожидайте результатов аукциона, отслеживайте соблюдение сроков:
В течение 30 минут после завершения торгов - публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке.
Не более 3 рабочих дней с даты публикации Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке - рассмотрение Заказчиком 2 частей заявок, а также формирование Протокола Подведения Итогов (ППИ).
Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания Протокола Подведения Итогов (ППИ) - размещение заказчиком ППИ на Электронной Площадке и в Единой Информационной Системе (ЕИС)
Вы победитель? Поздравляем! Предоставьте Заказчику обеспечение исполнения контракта и подпишите контракт
Подписание контракта возможно не ранее 10 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС).
Строго соблюдайте сроки. Соотношение рабочих и выходных дней не принципиально:
Не более 5 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС) - Заказчик публикует проект контракта.
Не более 5 дней с момента публикации Заказчиком проекта контракта - Победитель публикует протокол/проект контракта. Победитель, не отправивший протокол разногласий или не отправивший подписанный проект контракта по истечении 13 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС), признается уклонившимся от подписания контракта.
Соотношение рабочих и выходных дней принципиально:
Не более 3 рабочих дней с даты публикации победителем в Единой Информационной Системе (ЕИС) протокола разногласий, Заказчик публикует доработанный проект контракта (или в отдельном документе отказ целиком или полностью учесть замечания в протоколе разногласий победителя).
Не более 3 рабочих дней с момента публикации Заказчиком в Единой Информационной Системе (ЕИС) доработанного проекта контракта - победитель публикует протокол/проект контракта + предоставляет подтверждение обеспечения исполнения контракта.
Что нужно знать о закупках, чтобы успешно закупать или продавать в соответствии с законодательством?
ВАЖНО. Основные нормативно-правовые документы и источники информации о закупочной деятельности.
- Закон «О защите конкуренции» - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Закон «Об электронной подписи» - Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
- Закон «О размещении заказов» - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
- Закон «О контрактной системе» - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Закон № 223-ФЗ - Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
- Закон «Об организованных торгах» - Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»
- Постановление Правительства РФ № 932 - Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»
- Постановление Правительства РФ № 616 - Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»
- ЕИС - единая информационная система в сфере закупок по адресу www.zakupki.gov.ru
- ЕГРЮЛ - единый государственный реестр юридических лиц
Что нужно знать о тендерах? Участником закупки (тендера) может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком услугам и условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Любой заказчик, объявляющий конкурс на поставку товаров или оказание услуг, желает заключить договор с надежным поставщиком, который своевременно и качественно выполнит все свои обязательства. Любой покупатель хочет получить качественный товар именно тогда, когда он ему нужен – у кого-то от этого зависит непрерывность производства, в других – исполнение обязательств перед другим лицом. Проще говоря, любые проблемы с исполнением договора поставщиком приводят к тому, что заказчик рискует не выполнить уже свои обязательства перед кем-то еще. Поэтому конкурсная документация к тендерам всегда содержит перечень основных требований к претендентам на победу в конкурсе. Что это за требования?
Требования к финансовому положению для участия в тендерах по 223-ФЗ и по 44-ФЗ
Потенциальный участник закупки должен иметь удовлетворительное финансовое положение, а лучше – хорошее или даже отличное. Неприемлемым положением считается:
- наличие процесса ликвидации;
- наличие решения Арбитражного суда о наложении ареста на имущество;
- наличие решения о признании компании банкротом;
- наличие решения о приостановлении деятельности в соответствии с КоАП РФ;
- наличие судимости или решения о лишении права заниматься определенной деятельностью у руководителя и главного бухгалтера.
Все эти случаи позволяют заказчику автоматически отклонить вашу заявку в конкурсе как несоответствующую требованиям документации. Отсутствие указанных решений суда и процесса ликвидации в письменной форме подтверждается участником, при необходимости проверить достоверность ваших данных также не составит труда. Финансовое положение участника должно быть как минимум удовлетворительным, для подтверждения этого факта к заявке требуется как минимум приложить бухгалтерскую отчетность за прошедший год и за последний период текущего года.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков
Информация о претенденте должна отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков. Реестр доступен всем на Портале закупок zakupki.gov, проверка осуществляется с помощью функции поиска.
На момент подачи заявки на тендер участник не должен иметь долгов по налогам и сборам , срок уплаты которых уже наступил (в крайнем случае, задолженность не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов поставщика). В зависимости от конкурса и заказчика это условие может меняться: может быть установлен и другой процент, а также указано исключительно полное отсутствие долгов перед бюджетом.
Потенциальный участник конкурса должен иметь возможность исполнения договора и опыт поставок аналогичного товара или выполнения аналогичных услуг. В зависимости от конкурса требование может распространяться на определенный период. Например, необходим опыт подобных поставок в течение последнего года, в течение последних трех лет и т.д. Для подтверждения этой информации необходимо заполнить определенные формы заявки, предоставить официальные отзывы от покупателей, копии исполненных договоров.
Рассматривая заявку конкретного участника, заказчик должен понять, что претендент может исполнить свои обязательства: что товар имеется на складе и находится в собственности поставщика – для посредников, что продукция будет произведена вовремя согласно представленному графику – для производителей и т.д.
Чтобы участник смог исполнить условия договора, он должен обладать необходимыми ресурсами , например:
- производственные мощности;
- оборудование и другие технические средства;
- собственное или арендованное помещение;
- трудовые ресурсы с соответствующей квалификацией;
- прочие ресурсы, необходимые для исполнения принятых на себя обязательств.
Оценка заявки участника начинается с проверки соответствия перечисленным требованиям. Потом оценивается само коммерческое предложение и приложения к нему. На что обращают внимание заказчики?
- Все ли перечисленные в конкурсной документации формы заполнены и предоставлены;
- Согласен ли участник с условиями проекта договора, предполагаемыми сроками его исполнения;
- Соответствует ли установленной документацией форме коммерческое предложение, а также соответствуют
ли требованиям:
- наименования продукции (работ, услуг)
- технические характеристики
- объемы продукции
- сроки поставки или исполнения
Отдельно рассматриваются предложения, где поставщик предлагает аналоги товаров или услуг.
- Проверяют, на все позиции лота дано коммерческое предложение или только на его часть;
- Проверяют, не превышает ли сумма коммерческого предложения общую лимитную сумму по конкурсу, а также попозиционные лимитные цены;
- Имеются ли в приложениях к коммерческому предложению копии паспортов, сертификатов и прочей технической документации на продукцию;
- Согласен ли поставщик выполнить все условия поставки товара в адрес заказчика;
- Все ли необходимые данные о компании предоставлены;
- Имеет ли компания опыт исполнения аналогичных договоров, в каких объемах и с каким результатом (примеры договоров, отзывы заказчиков);
- Участвовала ли компания в судебных разбирательствах, по какому поводу и на какую сумму, с каким результатом (выиграла/проиграла суд);
- Представлены ли в полном объеме учредительные документы, приложена ли к заявке копия выписки из ЕГРЮЛ;
- Представлена ли в полном объеме необходимая бухгалтерская отчетность;
- Имеются ли в составе заявки гарантийные письма производителей или их официальных представителей, копии дилерских соглашений или действующих договоров поставки между участником и его поставщиками;
- Привлекает ли участник для исполнения договора субпоставщиков, а также:
- относятся ли субподрядчики к МСП – если такое требование есть в документации;
- предоставил ли участник информацию по субподрядчикам, опыту их работы;
- предоставили ли субподрядчики в подтверждение своего приемлемого финансового положения необходимую бухгалтерскую отчетность.
Каждый заказчик может предъявлять к потенциальным участникам свои требования, не противоречащие действующему законодательству. Перед составлением заявки на конкурс документацию нужно очень внимательно прочитать и отметить, что именно от вас требует заказчик.
Участие в закупке разделяется для поставщика на два отдельных этапа: поиск закупки и направление заявки на участие в ней.
Поиск открытой закупки сегодня может быть реализован несколькими способами: с помощью ЕИС, с помощью поисковика электронной площадки, или с помощью «агрегаторов». ЕИС содержит данные о всех закупках, но лишь в отношении регулируемых заказчиков. На электронной площадке можно найти данные и о чисто коммерческих закупках, но круг заказчиков ограничен лишь пользователями данной площадки. Помимо возможностей активного поиска электронная площадка предоставляет поставщику возможность пассивного поиска: поставщик, выбравший профильную для себя отрасль в настройках рассылки, получает сообщения о всех закупках, объявленных в данной отрасли.
После того, как потенциально интересная закупка тем или иным способом найдена, надо тщательно изучить документацию этой закупки. Если после изучения закупочной документации интерес к закупке не пропал, необходимо составить заявку. Заявка составляется в строгом соответствии с той формой, которая указана в закупочной документации.
До направления заявки можно путем «переговоров» с заказчиком устранить из документации условия, которые необоснованно обременяют поставщика или создают риск ограничения конкуренции. Каждое условие закупочной документации в том виде, в каком она существует на момент отправки заявки, обязательно для поставщика.
Если закупка проводится в традиционной – т.е. «бумажной» - форме, то заявка как правило направляется заказчику в запечатанном конверте с указанием на нём реквизитов процедуры, но без указания наименования поставщика. Если закупка проводится в электронной форме, то заявка направляется исключительно в виде электронного документа через электронную торговую площадку. По мнению Антимонопольной службы, при проведении электронной закупки незаконно требовать от поставщика предоставить копию заявки ещё и в бумажном виде. Более того, если заявка на участие в электронной закупке представлена лишь в бумажном конверте без использования электронной подписи, то заказчика обязан такую заявку отклонить.
Закупочная деятельность регулируемой организации в обязательном порядке должна соответствовать всем принципам, закреплённым в Законе № 223-ФЗ. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. (ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)
Заказчик вправе установить ограничение по принадлежности к малому и среднему бизнесу, если это предусмотрено законодательно. Например, компании, долей которых владеет государство, обязаны производить часть закупок именно у субъектов МСП (субъект малого и среднего предпринимательства). Соответственно, заказчик заранее может указать это условие в конкурсной документации, и те, кто относится к крупному бизнесу, принять участие в нем уже не смогут.
ВАЖНО. Что не имеет права делать закупщик:
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. (ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции»)
Кроме того, в рамках реализации принципа свободной конкуренции Закон № 223-ФЗ запрещает самому заказчику необоснованно ограничивать конкуренцию между поставщиками. То есть всегда, когда это возможно, процедура закупки должна быть конкурентной (в том числе запрос цен, запрос предложений и иные упрощённые).
Иногда продукцию невозможно закупить на конкурентной основе или такая закупка будет неэффективна. Принцип свободной конкуренции не должен входить в противоречие с принципом экономической эффективности, а потому для обеспечения такой эффективности заказчик может провести свою закупку на неконкурентных началах. Однако каждый случай ограничения конкуренции (например, проведение т.н. «прямой закупки», т.е. закупки у единственного поставщика) должен быть обоснован в Положении о закупке - таким обоснованием могут быть обстоятельства форс-мажора, закупка продукции естественной монополии и т.п.
К ситуациям, в которой возможно нарушение равенства участников закупки, относится установление в закупочной документации неизмеряемых требований . Такими требованиями могут быть «Наличие достаточного опыта в выполнении аналогичных работ», «Положительная репутация на рынке», «Наличие производственных мощностей» и т.п. При проведении закупки по Закону № 223-ФЗ каждое требование к участнику закупки должно быть выражено в количественных показателях, например: «Опыт работы в данной сфере не менее 5 лет», «Наличие не менее 10 завершенных контрактов с аналогичным предметом договора» и т.п.
Федеральный Закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят 18 июля 2011 года. С тех пор более трехсот различных российских структур при возникновении необходимости в закупках имеют право организовывать торги по 223 ФЗ, имеющему рамочный и достаточно демократичный характер.
Специфика торгов по 223 ФЗ
Специфика данного законодательного акта состоит в наделении заказчиков куда большими полномочиями в отношении произведения закупок, по сравнению с уже упраздненным ФЗ-94, а также усовершенствованным и ныне действующим ФЗ-44.Если закон «О контрактной системе» полностью регламентирует все нюансы закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, начиная с этапа планирования и вплоть до жесткого контроля над исполнением заключенного контракта со стороны общества и властей, то ФЗ 223 дает некоторую свободу тем категориям заказчиков, которые под него «попадают». В число этих «отдельных видов юридических лиц входят: государственные компании и корпорации, унитарные предприятия, монополии естественного типа, организации, относящиеся к энерго-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и утилизации отходов бытовой деятельности, а также общества, часть уставного капитала которых принадлежит вышеназванным структурам.
Согласно 223 ФЗ, в обязанности заказчиков, принадлежащих к данным категориям, входит:
- Разработка и утверждение собственного внутреннего Положения «О закупках», регламентирующего все аспекты закупочной деятельности предприятия
- Размещение информации по тендерам на официальном портале закупок 223 ФЗ zakupki.gov.ru
- Составление и публикация отчетности по проведенным закупкам
Формы проведения торгов по 223 ФЗ
Формы проведения тендеров также регламентируются Положением, которое разрабатывает сам заказчик. Единственное предписание по Федеральному Закону №223 - необходимость включения в перечень форм аукциона и конкурса . Но, в то же время, Заказчик имеет право внести в него и «иные виды конкурентных закупок», в том числе:- запрос предложений;
- запрос ценовых котировок;
- конкурентные переговоры;
- двухэтапные и селективные конкурсы;
- тендеры с проведением процедур, выбранных заказчиком.
Остается еще один вопрос - где же найти тендеры, проводимые по 223-му Федеральному Закону, чтобы принять в них активное участие?
Сайт закупок по 223 ФЗ для вас - сайт
Только на сайт вы найдете самые актуальные и крупные тендеры от заказчиков, работающих по ФЗ 223. Данных вид аукционов и конкурсов имеет целый ряд преимуществ, главное из которых - отсутствие пристального контроля государства за мельчайшими аспектами проведения и реализации контракта. «Рамочный» характер данного нормативного акта дает заказчикам некоторую свободу в принятии решений, что отражается и в плане меньшей напряженности и сложности для участников.На нашем сайте закупок по 223 ФЗ и по ФЗ 44 представлены абсолютно все актуальные торги РФ на сегодняшний день. Воспользовавшись удобной навигацией и квалифицированной поддержкой наших специалистов, вы легко отыщете и выиграете любой тендер.
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.