Сестринское дело. Основы сестринского дела. Общение в сестринском деле. История развития сестринского дела. Моя профессия – медицинская сестра. Профессия медсестры. Сестринское обследование пациента. Этапы развития сестринского дела. Сестринский процесс при атеросклерозе. Сестринские технологии в профилактической медицине.

Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях. История сестринского дела. Сестринский уход за больными в послеоперационном периоде. Стандартизация сестринского дела. Карта сестринского процесса. Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сестринский процесс при хронических расстройствах питания. Понятие о сестринском процессе.

Программа развития сестринского дела в РФ на 2010- 2020 годы. Основы обучения в сестринском деле. Этика и деонтология в сестринском деле. Качество сестринской помощи: Организация и контроль». Сестринский процесс при скарлатине у детей. Опыт внедрения инноваций в сестринскую практику. Анализ деятельности сестринского персонала.

Применение лекарственных средств в сестринской практике. Первый и второй этапы сестринского процесса. ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет кафедра Сестринского дела. Всероссийский конкурс Ассоциации медицинских сестер России «Лучшая исследовательская работа по сестринскому уходу 2015 года».

Кафедра сестринского дела и клинического ухода. Основные проблемы пациентов отделений сестринского ухода. Будущее профессии создадим вместе: Вклад РАМС в развитие сестринского дела. Международная и национальная стандартизация в области электронного обучения. Всемирный день стандартизации Стандартизация в области энергетической эффективности.

ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области» Название проекта: Самая гуманная профессия Номинация проекта: «Моя профессия – моё будущее» Выполнила: студентка первого курса сестринского отделения Александрова Люсана Владимировна Руководитель: Золенко Елена арнольдовна г. Магадан, 2015 год


Нет смысла спорить о том, как нужна, важна и прекрасна профессия медсестры. Душевность, эмоциональная культура, способность к восприятию переживаний ближнего, воспитанность в ответственности, искреннее понимание своего долга перед другими людьми, осознание того, что только ты и именно ты можешь и должен помочь заболевшему человеку обрести полноту существования, то есть стать здоровым – вот нравственные показатели необходимые на мой взгляд, для людей, выбравших эту профессию.




В прошлом ее звали сестрой милосердия. В дни страшных эпидемий, войн они, порой одним словом, могли унять боль страждущих, утешить и дать надежду на выздоровление. Под ласковый голос медсестры незаметен и самый больной укол, а горькая микстура не кажется такой горькой. История ухода за больными и ранеными на Руси началась в эпоху Петра I (1803 год)


Но именно англичанка Флоренс Найтингейл, в дни Крымской компании организовала отряд «скорой помощи», в состав которого входили монахини, сёстры милосердия, всего 38 человек. Сегодня 12 мая, в день её рождения, медицинские сёстры всех стран отмечают свой профессиональный праздник - Международный день медицинской сестры.




Профессия доброты и милосердия К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.






Эта профессия невероятно актуальна и востребована. География возможной работы обширна: небольшие районные больницы, поликлиники, диспансеры и крупные медицинские центры, санатории, всевозможные базы отдыха, учебные заведения, крупные государственные и частные организации, предприятия.




Для того, чтобы работать медицинской сестрой, нужно закончить профессиональное образовательное медицинское учреждение, колледж. Повысить свою квалификацию медсестра может на курсах. Можно получить диплом бакалавра сестринского дела, закончив медицинский институт.


Настоящие специалисты могут вырасти только из людей, которые уже к началу своего обучения прошли достаточно серьезную школу самовоспитания и не утратили в бурях переживаний человечность, но укрепили собственную душевность; не стали черствыми, не закрылись от людских страданий, но стали крепче и увереннее в собственных силах, научились дисциплинировать себя.


Я считаю: медицинская сестра – одна из самых благородных профессий. В работе медицинской сестры меня привлекает общение с людьми, ведь с каждым днем я буду узнавать все больше, больше буду участвовать в их судьбе, потому что они доверили мне свое здоровье и жизнь. К медицинским работникам люди всегда относятся особо, они их ценят и уважают… В колледже для меня открывается мир знаний и дружбы. Я люблю свой колледж, рада, что учусь здесь и выбрала эту замечательную профессию – медицинская сестра!



«Модели сестринского дела»
Преподаватель Бутырина
Оксана Александровна

МОДЕЛЬ – (франц. – образец, прообраз)

Значение моделей сестринского дела для развития
сестринской специальности очень велико, оно
помогает по-другому взглянуть на функции
медицинской сестры.
Модель сестринского дела прежде всего учитывает
условия страны, для которой она разрабатывалась:
принципы и задачи системы здравоохранения, ее
состояние;
демографические показатели;
социально-экономическое состояние общества;
доминирующие
морально-этические принципы,
культуру.
Разработано более 30 концептуальных моделей
сестринского дела.

МОДЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ОРИЕНТИРОВАНА:

на человека, а не на болезнь;
на сохранение жизни человека;
на сохранение здоровья человека, улучшения
качества жизни и независимость от болезни;
на определение ответной реакции человека, его
родственников, семьи на болезнь;
на нарушенные потребности и возникающие
проблемы;
на решение проблем, связанных со здоровьем
человека, семьи, групп людей и общества.

В СТРУКТУРУ МОДЕЛИ ВХОДЯТ:

определение
пациента,
как
объекта
деятельности сестринского персонала;
источник или источники его проблем;
цели и задачи ухода (сестринской помощи);
роль медицинской сестры;
направленность
(фокус)
сестринской
помощи;
способы сестринской помощи;
ожидаемый результат и оценка результатов и
качества сестринской помощи.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Основные положения модели
Человек (пациент) представляет собой набор
органов и физиологических систем.
Источник проблем пациента
Пациент
рассматривается
как
пассивный
носитель болезни.
Сестринское дело связанно исключительно с
физиологическими потребностями человека.

Направленность сестринского
вмешательства определяется врачом, а не
медсестрой и зависит исключительно от
нарушения деятельности определенных
органов.
Цель ухода, как правило, определяется
врачом и направлена на быстрое и
эффективное
устранение
нарушений
деятельности того или иного органа,
системы.
Интересы пациента редко находятся в
центре внимания.

Способы сестринского вмешательства
зависят от опыта врача, и набор сестринских
вмешательств практически одинаков для
различных пациентов, имеющих одно и тоже
заболевание (симптомы).
Оценка качества и результатов ухода не
обязательна. Если проводится, то определяется
степень ухода при устранении патологических
нарушений функций органа или системы.
Роль сестринского персонала –
помощник врача (при враче).

МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН

Предложена в США в 1960 г. и
дополненная в 1968 г..
Модель
больше
акцентирует
внимание сестринского персонала на
физиологических, в меньшей – на
психологических
и
социальных
потребностях.
Непременное условие модели –
участие пациента в планировании и
осуществлении ухода.

Основные положения модели
Пациент
имеет
фундаментальные
человеческие потребности, одинаковые
для всех людей. Здоровый человек не
испытывает
трудностей
при
удовлетворении этих потребностей, но в
период болезни, беременности, детства,
старости бывает не в состоянии
удовлетворять
потребности
самостоятельно.
Медсестра
помогает
«человеку,
больному или здоровому, в выполнении
этих функций.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Нормально дышать.
Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
Выделять продуты жизнедеятельности.
Двигаться и поддерживать нужное положение.
Спать и отдыхать.
Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая
соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для
других людей.
Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции,
мнение.
Отправлять религиозные обряды в соответствие со своей верой.
Заниматься любимой работой.
Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально
развиваться.

Источник проблем пациента
Проблемы возникают в том случае,
когда человек в силу определенных
обстоятельств
не
в
состоянии
осуществить уход за собой.
Способность человека удовлетворять
свои ежедневные потребности меняется
в зависимости от его темперамента и
эмоционального состояния, а также
физиологических и интеллектуальных
возможностей.

Направленность сестринского
вмешательства
При обследовании пациента медсестра
обсуждает с ним условия оказания
сестринской
помощи,
и
должна
постараться встать на место пациента,
понять его собственную оценку своего
состояния и выбрать необходимое
вмешательство.
В.
Хендерсон
не
рекомендует
использование сестринского процесса.

Цель ухода
Медсестре следует ставить только
долгосрочные цели в восстановлении
независимости пациента, краткосрочные
и промежуточные цели при острых
состояниях
(шок,
лихорадка,
дегидратация и т.д.).
Автор
рекомендует
составлять
письменно план сестринского ухода.

Сестринское вмешательство
Сестринский уход связан с лекарственной
терапией и процедурами, назначенными врачом,
а также с участием членов семьи пациента.
Оценка качества и результатов ухода только
тогда, когда удовлетворены все повседневные
потребности, в отношении которых было
предпринято сестринское вмешательство.
Роль медсестры представлена двояко. С одной
стороны, медсестра – самостоятельный и
независимый специалист, с другой – помощник
врача.

МОДЕЛЬ Н. РОУПЕР, В. ЛОГАН, А. ТАЙРЕНИ

Предложена Н. Роупер в 1976 г., дополнена в
80-е годы В. Логан и А. Тайрени.
В модели использован определенный
перечень потребностей, присущих всем людям.
Медсестра должна сосредоточить свое
внимание на наблюдаемых сторонах поведения
человека.

Основные положения модели
Пациент имеет 12 видов проявлений
жизнедеятельности, которые являются
потребностями человека.
Степень удовлетворения тех или иных
проявлений жизнедеятельности зависит
от возраста человека, его социального
статуса и культурного уровня.

Проявления повседневной жизнедеятельности
Поддержание безопасности окружающей
(функции самосохранения).
2. Общение.
3. Дыхание.
4. Питание и питье.
5. Выведение продуктов жизнедеятельности.
6. Соблюдение правил личной гигиены.
7. Регулирование температуры тела.
8. Двигательная активность.
9. Работа и досуг.
10. Секс.
11. Сон.
12. Умирание.
1.
среды

Источник проблем пациента
5 факторов, которые вызывают потребность в
сестринском уходе и могут сделать человека
частично или полностью зависимым:
инвалидность и связанное с этим нарушение
физиологических функций;
патологические и дегенеративные изменения в
тканях;
несчастный случай;
инфекционное заболевание;
последствие
влияния
физических,
психологических и социальных факторов
окружающей среды.



его возможности в удовлетворении 12
потребностей, устанавливая действительные и
потенциальные проблемы пациента.
Цель ухода
Медсестра совместно с пациентом оценивает
цели и планирование сестринского ухода.
Сестринское вмешательство
Самостоятельно
выбирает
способы
вмешательства,
направленные
на
удовлетворение потребностей.

Оценка качества и результата ухода
Критерий оценки качества и результата
ухода – степень удовлетворенности
каждой потребности в соответствии с
поставленными целями.
Роль медсестры зависимая, независимая и
взаимозависимая.

МОДЕЛЬ Д. ДЖОНСОН

Предложена в 1968 г.. Сестринская
помощь сосредоточена на поведении
людей, а не на потребностях.
Основные положения модели
Пациент – это «индивид, имеющий набор
взаимосвязанных
систем
поведения,
причем каждая из них стремится к
балансу и равновесию внутри себя».

Человек имеет 7 главных подсистем, которые
так или иначе изменяет его поведение
Подсистема поведения
Суть поведения в рамках подсистемы
Достижение (выполнение)
Контроль над самим собой и своим
окружением
Присоединяющая
(устанавливающая)
Близкие взаимоотношения с другими
людьми
Агрессивная
Самозащита от угрозы, самоутверждение
Зависимая
Зависимость от других
Выделительная
Выделение продуктов жизнедеятельности
Пищеварение
Поддержание целостности организма,
состояние телесного удовольствия
Сексуальная
Сексуальное удовлетворение

Человек на основе прошлого опыта достигает
определенных
целей.
Результат
этих
достижений зависит от того, как он
воспринимает свое поведение, как понимает
свои возможности в изменении поведения.
Поведение,
выбираемое
человеком,
определяется его предрасположенностью к
тому или иному типу поведения (установке):
1) установка,
создаваемая
действиями
и
объектами непосредственно вокруг человека;
2) установка,
создаваемая
прошлыми
привычками.

Источник проблем пациента
Болезнь, изменение образа жизни могут
разбалансировать
подсистемы
поведения
человека.

зависит от оценки состояния пациента
относительно
каждой
подсистемы,
осуществляемой в два этапа: 1) может ли
поведение пациента нарушить равновесие в
какой-либо подсистеме; 2) причины этого
нарушения (органические/функциональные).

Цель ухода – восстановление равновесия в
каждой подсистеме и между ними.
Сестринское вмешательство отражено в 4-ех
направлениях:
контроль или ограничение поведения какими-то
рамками;
защита
от угроз и других факторов,
вызывающих стресс;
торможение
(подавление)
неэффективных
реакций;
стимулирование
к изменению поведения,
партнерство, помощь в виде опеки.

Оценить качество и результаты ухода можно в
пределах той или иной подсистемы по
поведению пациента (изменения вызваны
структурными нарушениями в организме
человека или связаны с запланированными
изменениями окружающей среды).
Роль медсестры является дополняющей по
отношению к роли врача, но не зависит от неё.
Это
специалист,
восстанавливающий
равновесие поведенческих подсистем пациента
во время психологического или физического
кризиса.

АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ К. РОЙ

Предложена в 1976 г. и использует достижения в
области физиологии и социологии.
Основные положения модели
Пациент

это
индивид,
имеющий
набор
взаимосвязанных и влияющих на поведение систем:
биологической, психологической и социальной. Для
физиологических и психологических систем существует
диапазон состояний, в котором люди могут адекватно
справляться со своими переживаниями (состояние
относительного
равновесия)
все
раздражители
(стрессоры), попадающие в этот диапазон, встречают
благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за
его пределом.

Факторы, влияющие на уровень адаптации - это
раздражители трёх типов: очаговые –
находятся
в
окружении
человека;
ситуационные – возникают при оказании
сестринской помощи рядом с очаговыми и
влияют на них; остаточные – результат
прошлых
переживаний,
верований,
взаимоотношений.
Способы адаптации изменяющие поведение:
физиологический – это реакция человека на
температуру,
влажность,
атмосферное
давление, пищу, жидкость и др.. Зависит от
возможностей
физиологической
систем
адаптации конкретного человека;

я-концепция - это желание человека понять
самого себя, как собственное поведение, так
и телесный образ. Этот способ работает при
подготовке
пациента
к
операции,
значительно изменяющей внешний вид
человека;
роль-функция предполагает изменение роли
человека в жизни в силу тех или иных
обстоятельств;
взаимозависимость – стремление человека
достичь состояния относительного баланса в
различных взаимоотношениях (врач-пациент,
медсестра-пациент и т.д.)

Источник проблем пациента - недостаток или
избыток средств и возможностей для использования
того или иного способа адаптации.
Направленность сестринского вмешательства
При обследовании медсестра определяет степень
влияния раздражителя на поведение пациента и
устанавливает эффективные способы адаптации.
Цель ухода Совместно с пациентом намечает цели,
позволяющие ему адаптироваться к изменяющейся
окружающей среде (долгосрочные цели), и
конкретные цели, позволяющие расширить уровень
адаптации конкретным способом. Планирует
вмешательства, которые могут изменить либо
раздражители, либо уровень адаптации.

Сестринское вмешательство направлено на
раздражители, находящиеся за пределами
уровня адаптации пациента, чтобы изменить их
или чтобы они оказались в пределах уровня
адаптации.
При оценке качества и результата ухода
обращают внимание на положительные сдвиги
в или ином способе адаптации.
Роль сестры – способствовать адаптации
человека в период здоровья и болезни за счет
воздействия на очаговые раздражители, которые
попадают в зону того или иного способа
адаптации.

МОДЕЛЬ Д. ОРЕМ

Предложена в 1971 г.. Рассматривает человека
как единое целое и основана на принципах
самоухода – «деятельность по сохранению
жизни, здоровья и благополучия, которую
люди
начинают
и
осуществляют
самостоятельно».
В данной модели большое внимание уделяется
личной
ответственности
человека
за
состояние собственного здоровья, а также
сестринским
вмешательствам
для
профилактики заболеваний, травм и обучению.

Основные положения модели
Пациент – единая функциональная система,
имеющая мотивацию к самоуходу, независимо
от того, здоров он или болен. Его возможности
и потребности должны быть в равновесии,
которые выделяют в 3 группы:

I.
Универсальные:
достаточное потребление воздуха;
достаточное потребление жидкости;
достаточное потребление пищи;
достаточная
возможность
выделения
и
потребности, связанные с этим процессом;
сохранение баланса между активностью и
отдыхом;
время одиночества сбалансировано со временем в
обществе других людей;
предупреждение
опасностей
для
жизни,
нормальной
жизнедеятельности,
хорошего
самочувствия;
стимулирование
желания
соответствовать
определенной социальной группе в зависимости от
индивидуальных способностей и ограничений.

II. Потребности, связанные со стадией развития (
от младенчества до старости и в период
беременности) удовлетворяются, как правило,
всеми взрослыми людьми, которые поддаются
обучению и воспитанию.
III. Потребности, связанные с нарушением здоровья,
обусловлены наследственными, врожденными и
приобретенными заболеваниями и травмами.
В этой группе выделяются три вида нарушений:
анатомические изменения (отеки, ожоги);
функциональные физиологические изменения
(одышка, контрактура суставов);
изменение
поведения
или
повседневных
жизненных привычек (чувство безразличия,
бессонница).

Источник проблем пациента
Если пациент/его близкие не может сохранить
равновесие между своими возможностями и
потребностями
в
самоуходе,
возникает
необходимость в сестринской помощи.

Направленность сестринского вмешательства
состоит в выявлении дефицита самоухода и его
причин
(отсутствие
знаний,
неумение
выполнять отдельные действия по самоуходу,
непонимание важности самоухода), но кроме
этого для решения вопроса о необходимости
сестринского вмешательства сестра должна:
определить
уровень требований
самого
пациента к самоуходу;
оценить возможность пациента удовлетворить
эти требования и безопасно осуществлять
самоуход;
оценить
возможности
восстановления
самоухода в будущем.

Цель ухода краткосрочные, промежуточные и
долгосрочные (их комбинация) и сосредоточены на
возможностях пациента по самоуходу.
Сестринское вмешательство направлено как на
расширение возможностей самоухода, так и на
изменение уровня потребностей в нем.
Выделяют 6 способов сестринских вмешательств:
делать что-либо за пациента;
руководить пациентом, направлять его действия;
оказывать физическую поддержку;
оказывать психологическую поддержку;
создавать среду для обеспечения самоухода;
обучать пациента/его родственников.

3 системы сестринской помощи:
- полностью компенсирующая;
- частично компенсирующая;
- консультативная (обучающая).
Оценка качества и результатов ухода
проводится с точки зрения возможности
пациента и его семьи в последующем
осуществлять самоуход.
Роль сестры дополняющая к возможности
пациента осуществлять самоуход.

Слайд 2

В последнее время медработников перестали уважать, так как это было раньше

Слайд 3

Живым примером является сериал «Интерны»

  • Слайд 4

    В этом сериале осуждается коррупция и невежество медработников.

  • Слайд 5

    Мы порой забываем, кому обязаны, может быть, не всем, но точно многим

  • Слайд 6

    Ведь на их руках мы впервые видим мир

  • Слайд 7

    От их прикосновений мы делаем первый вздох

  • Слайд 8

    Они всегда борются за нашу жизнь порой сильней чем мы сами

  • Слайд 9

    Медсестра – это душа, прежде всего.

    Ярчайший пример тому – ФлоренсНайтингейл, англичанка, которая во времена Крымской войны стала основательницей службы сестер милосердия. Она руководила женщинами, оказывающими помощь раненым солдатам. Этой великой женщиной были собраны пожертвования для создания школы медсестер, впоследствии открытой при госпитале Сент -Томас (Лондон). Не случайно россияне отмечают Всемирный день медсестры12 мая – именно тогда родилась Флоренс. Также эта дата – день создания профессиональной организации сестрами милосердия из разных стран мира.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Нынешнее общество не возможно представить без медработников. Может и есть плохие врачи, грубые медсестры, но они составляют малую часть от тех людей которые действительно являются Медработниками с большой буквы.

    Слайд 12

    Какими же качествами, должна обладать медицинская сестра:

    Прежде всего - трудолюбием. Чистотой, внешней и внутренней, скромностью. Уметь сочувствовать чужому горю. Медсестра обязана вести себя так, чтобы больной мог довериться ей полностью, не стесняясь любой манипуляции и процедуры. На работе она должна уметь забыть о себе, о своих домашних заботах и проблемах, всегда быть рядом с больным. В процессе излечения, на мой взгляд, одинаково важны все звенья, и если дело врача лечить патологию, то медсестры - помочь пациенту психологически справиться с болезнью. Эта профессия на самом деле тяжёлый труд, но когда ты видишь лица счастливых выписывающихся пациентов - это большая радость!

    Слайд 13

    Детские мечты

    Говорят – мысли материальны, и то что человек чаще всего проговаривает о чем мечтает, обязательно сбывается. Каждый раз, видя медсестру или доктора в белоснежном халате, я представляла себя в их образе, в образе медсестры – волшебницы, спасающей людей. Да, мысли материальны, теперь я знаю точно, потому что в скором будущем моя детская мечта сбудется и я стану медицинской сестрой. И пусть я буду не волшебницей из детских грез, но обязательно буду помогать людям!

    Слайд 14

    Почему я хочу выбрать профессию медсестры

    Во-первых, хочу помогать людям. Когда лежишь в больнице, всегда не хватает тепла, участия, ласковых слов. Медсестра больше с больными, чем врач, и она может утешить больного. Во-вторых, мне самой она пригодится в жизни. Когда у меня будет семья, дети, я смогу оказать им самую элементарную медицинскую помощь. Смогу квалифицированно ухаживать за своими родителями - ведь они тоже когда нибудь состарятся. В целом для каждого из нас очень важны специалисты, которые ответственны за нашу с вами жизнь – медики.

    Слайд 15

    Медсестра - это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить. ВирджинияХендерсон.

    Слайд 16

    Нет, наверное, смысла спорить о том, как нужна, важна, прекрасна профессия медсестры.

    Душевность, эмоциональная культура, способность к восприятию переживаний ближнего, воспитанность в ответственности, искреннее понимание своего долга перед другими людьми, осознание того, что только ты и именно ты можешь и должен помочь заболевшему человеку обрести полноту существования, т.е. стать здоровым – вот нравственные показатели необходимые на мой взгляд, для людей, выбравших эту профессию.

    Слайд 17

    Без медсестричек невозможно – Без ваших нежных, добрых рук, Что ран касаясь осторожно, Снимают с лиц больных испуг, Без ваших полных глаз вниманья, Без ваших слов приободренья… Все вы – полны очарованья, Все вы – достойны восхищенья! Как пчелки ловкие снуете, Кому – укол, кому – попить, Тепло души своей несете, Больных не смея позабыть. Вы – воплощение заботы, С любым контакт у вас больным И в воскресенье и в субботы Вы боль разгоните как дым, Своим вниманием сердечным, И тех поддержкой, кто без силы, В передвиженьи бесконечном… Ах, медсестрички, как вы милы!

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Автор лекции: преподаватель Тольяттинского медицинского колледжа Зуева Елена Викторовна ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» МДК 04. 01. Лекция № 3 «Сестринский процесс, как технология оказания сестринской помощи»

    1. Введение Сестринский процесс является одним из основных понятий современного сестринского дела. Впервые был введен в США Лидией Холл в 1955г.

    Задачи сестринского процесса 1. Выявление нарушенных потребностей и обусловленных ими проблем пациента (его семьи); 2. Установление причин нарушения потребностей и возникновения проблем; 3. Выявление возможностей пациента (его семьи) в удовлетворении ими жизненно важных потребностей;

    Задачи сестринского процесса 4. Построение и выполнениие плана сестринской помощи по уходу за пациентом; 5. Поддержание и восстановление независимости и автономности пациента в осуществлении и удовлетворении жизненно важных потребностей независимо от болезни; 6. Обеспечение пациенту (его) семье достойного качества жизни.

    Сестринский процесс – это научный метод решения сестринских проблем, это систематизированный метод определения ситуации, в которую попадает медсестра и пациент, автоматизировнная структура мышления и деятельности медсестры. 2. Определение понятия «Сестринский процесс» Цели сестринского процесса

    Определяет конкретные потребности пациента в уходе; Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода; Определяет план действий, направленный на удовлетворение потребностей пациента; Оценивает эффективность проведенной работы. Гарантирует качество оказания помощи. Цели сестринского процесса

    Основная цель сестринского процесса – это восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, то есть поддержание и восстановление здоровья или обеспечение спокойной смерти.

    3. Основные этапы сестринского процесса 1 этап СП – сестринское обследование 2 этап – сестринская диагностика 3 этап – планирование сестринского ухода 4 этап – реализация сестринского ухода 5 этап – оценка эффективности предоставленного ухода и коррекция ухода в случае необходимости

    Первый этап сестринского процесса Сестринское обследование Целью этого этапа является собрать и оценить полученную информацию о пациенте. Виды сестринского обследования: Обследование в полном объеме; Обследование в кратком объеме; Специальное обследование

    Первый этап сестринского процесса Сестринское обследование На первом этапе СП м/с получает два вида информации: Субъективная информация – это собственные представления пациента о своем состоянии здоровья,его ощущения, чувства, эмоции. Объективная информация – это данные, полученные в результате наблюдений, обследований, проводимых медицинской сестрой.

    Первый этап сестринского процесса Сестринское обследование Конечным результатом первого этапа СП является документирование полученной информации в карте сестринского наблюдения (КСН)

    4 . Второй этап сестринского процесса Сестринская диагностика Целью второго этапв СП является: Выявление проблем пациента Установление приоритетов Формулировка сестринского диагноза Проблема пациента – это индивидуальная ответная реакция пациента на болезнь или свое состояние здоровья. Приоритеты- это первоочередные проблемы пациента, которые являются для него самыми главными и мучительными

    Проблемы Настоящие Потенциальные это проблемы, беспокоящие пациента в настоящий момент ещё не существующие проблемы, которые могут появиться с течением времени

    Второй этап сестринского процесса Сестринская диагностика Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь или свое состояние.проблемы пациента В конце второго этапа СП м/с выписывает сестринские диагнозы в КСН

    Третий этап сестринского процесса Планирование сестринского ухода На данном этапе СП м/с: формулирует цели сестринского ухода составляет план сестринских вмешательств

    Третий этап сестринского процесса Планирование сестринского ухода Цель – это то, чего хотят добиться м/с и пациент в результате реализации плана сестринского ухода по конкретной проблеме пациента. Виды целей: Краткосрочные – срок решения проблемы менее 1 -2 недель Долгосрочные - срок решения проблемы более 1 -2 недель (месяцы, годы)

    Требования к постановке целей Цели всегда должны предусматривать положительный результат Цели должны быть реальными и достижимыми Необходимо установить конкретные сроки достижения цели Цели должны быть сформулированы с учетом и в терминах сестринской компетенции Цель должна формулироваться в терминах пациента и от лица пациента

    Компоненты цели Исполнение (действие, глагол) Условие (с помощью чего или кого либо) Критерий (дата, время, расстояние)

    План сестринского ухода - это перечень тех действий (сестринских вмешательств), которые предпримет м/с для достижения конкретных целей Сестринское вмешательство – это действия м/с, которые она предпримет для достижения цели по конкретной проблеме пациента

    Четвертый этап сестринского процесса Реализация плана сестринского ухода Целью данного этапа является обеспечение соответствующего ухода за пациентом, то есть оказание помощи пациенту в удовлетворении жизненных потребностей, обучение и консультирование пациента

    Типы сестринских вмешательств по В. Хендерсон зависимое взаимозависимое независимое

    Типы сестринских вмешательств по Д. Орем Полностью компенсирующ система помощи Консультативная система помощи Частично компенсирующ система помощи

    Пятый этап сестринского процесса Оценка эффективности сестринского ухода Целью данного этапа СП является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подвеление итогов. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена м/с делает соответствующую запись в сестринской истории пациента. При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается и изменяется.

    На 5 этапе СП оцениваются 2 момента Достигла ли м/с цели или нет? Какова ответная реакция пациента на сестринское вмешательство?