1. Продукт должен быть необходим потребителю

2. Продукт должен быть соответствующего качества

3. Продукт должен быть в необходимом количестве

4. Продукт должен быть доставлен в нужное время

5. Продукт должен быть доставлен в нужное место

6. Продукт должен быть доставлен с минимальными затратами

7. Продукт должен быть доставлен конкретному потребителю

Это достигается двумя основными путями :

    своевременным поступлением на предприятие средств в объеме, необходимом для финансирования дальнейшей его деятельности;

    обеспечением эффективного расходования средств, приносящего прибыль и согласованного с миссией предприятия.

Финансовая логистика - это раздел логистики, в котором изучается оптимизация финансовых потоков, направляемых на приобретение ресурсов и получаемых предприятиями от покупателей книжной продукции и партнеров по движению продукции в логистической цепи.

Продавая товары или услуги, предприятие получает выручку, которая идет на покрытие затрат, оплату налогов. Оставшаяся часть образует прибыль (или убыток, если выручки не хватило на указанные платежи) предприятия. Прибыль предприятия используется на различные цели. В отдельные моменты жизни предприятия возникает необходимость в привлечении для обеспечения его деятельности заемных средств.

Оптимизация финансовых потоков складывается из управления стадиями логистического финансового цикла :

    закупочной,

    производственной,

    распределительной деятельностью.

Существует три основных способа максимизации денежных потоков , получаемых в конце логистического цикла их движения, т.е. в результате продажи произведенных товаров и услуг:

    Увеличение разности между выручкой от продажи товаров (услуг) и затратами .

    Ускорение движения денежных средств .

    Устранение ненужных расходов, потерь и порчи товаров .

2.Кругооборот средств на предприятии. Логистический финансовый цикл.

Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации, произведенной из них продукции.

На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых инвестиций).

Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.

Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности).

Понятие лог-го процесса связано с построением и функционированием лог-ой системы (ЛС). Цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения ЛС).

Логистический процесс - определенным образом организованная во времени последовательность выполнения лог-их операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее функциональных подразделений.

Эл-ты лог-го проц: снабж., матер.-технич. обеспечение произв-ва, физич. распредел..

Снабжение - деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у внешних поставщиков. Требует планирования потребности в ресурсах; выбора источника поставок; переговоров об условиях поставок; размещения заказов; транспортировки, получения, проверки соответствия, хранения, обработки и контроля качества ресурсов. Включает в себя координацию с поставщиками в графиках, сроках и бесперебойности поставок; поиск новых источников или разработку новых схем поставок. Главная цель – поддержка производства и продаж путём своевременных закупок с наименьшими общими издержками.

Материально-техническое обеспечение производства - деятельность, связанная с планир. и поддержкой производственного процесса. Требует составления календарных планов выпуска продукции; хранения незавершённого производства; обработки, транспорт. и своеврем. пополнения запасов материалов и комплектующих. Включает в себя хранение запасов на произв-ных площадках, а также максим. гибкую координацию между пр-вом и физич. распределением в географическом и временном аспектах.

Физическое распределение - деятельность, связанная с обслуживанием потребителей. Требует получения и обработки заказов; размещения, хранения и обработки запасов; транс-ки внешним потребителям по распр-ным каналам. Включает в себя координацию с маркетинговыми каналами в вопросах ценообр-ния, стимулирования сбыта, уровня сервиса, условий поставки, процедур возврата товара, поддержки жизненного цикла. Главная задача – помощь в создании дохода от реализации путём обеспеч. уровня обслуживания потребителей с миним. общими издержками.

Для достижения целей лог-ой деятельности взаимодействие элементов лог-го процесса должно соответствовать семи правилам логистики. Иногда встречается шесть золотых правил логистики, т.к. поиск нужного потребителя - маркетинговая задача. Для сравнения – маркетинговая концепция управления предприятием начинает работать только, если создан маркетинговый микс или система 4-Р: товар, его цена, места распределения и способы продажи.


Семь правил логистики.


1. Обеспечение нужного продукта;

2. Нужного количества;

3. Нужного качества;

4. В нужном месте;

5. В нужное время;

6. Для нужного потребителя;

7. С наилучшими затратами.

Научная база логистики

Научная база логистики:

1. Теория:

·Теория соц.-эк. систем изучает данный вид систем, обладающих след. особенностями (целенаправленное поведение в каждом элементе структуры соц.-эк. системы, которое обусловлено присутствием в нем человека, способного реализовывать целенаправленное поведение; неиерархичность структуры; изменяющийся как по кол-ным хар-кам, так и по составу спектр внешних условий; перестроение структуры как инструмент адаптации; наличие черт как естественных, так и искусственных систем).

·Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

·Кибернетика – наука об общих законах управлении объектами любой физической природы – реализует механизм целенаправленного функционирования систем в любой сфере человеческой деятельности. -

Теоретический аспект организации базируется на принципах кибернетики, важнейшими из которых являются принципы: целесообразности, необходимого разнообразия, появления нового в теории систем. Проектирование и функционирование логистических систем и цепей поставок основывается на всех указанных принципах.

Характерными особенностями, на которые опирается кибернетический подход, в логистике выступают: информационное представление систем; управление только динамическими системами подвергающейся воздействию изменчивой внешней и внутренней среды; использование вероятностных методов в изучении поведения этих систем; построение моделей систем, с заданной степенью точности отражающих процессы, происходящие в реальной системе; оптимизация логистических систем управления.

Кибернетическая логистическая система должна обеспечивать компенсирующую адекватную реакцию на изменения, происходящие вне логистической системы и внутри нее, что является условием устойчивости этой системы и ее развития. Вместе с тем логистическая система должна быть достаточно гибкой, способной переориентироваться при изменении стратегических и тактических целей и задач объекта управления. Важно отметить, что для оптимизации логистической системы управления требуется выбирать такие пути решения задач, которые были бы лучшими и для системы в целом, и для ее отдельных подсистем.

· Системотехника – научная дисциплина, охватывающая вопросы создания, проектирования и эксплуатации сложных систем, при этом составляющие системы рассматриваются во взаимодействии.

2. Методология:

·Математика (с разделами: теория вероятностей (организация выборочного контроля, оценка риска), математическая статистика (статистическая оценка риска), теория случайных процессов и др.).

·Исследование операций (с разделами: оптимальное программирование (закрепление поставщиков за потребителями, определение места расположения склада), динамическое программирование (маршрутизация перевозок, определение времени и размера поставки), теория игр (принятие решений в условиях конкуренции), теория принятия решений (выбор посредн.), теория упр. запасами (модели управл. запас.) и др.).

Предмет метода исследования операций - задачи, связанные с поиском наилучшего решения на основе оценки эффективности функционирования управляемой логистической системы. Он позволяет моделировать будущие действия исследуемой логистической системы с использованием разнообразного математического аппарата.

В кач-ве операции в логистике понимается законченное действие или мероприятие, подчиняющееся некому замыслу и направленное на решение конкретной логистической цели или задачи (закупка, транспортировка, складирование, упаковка и др.).

Выражение критерия через параметры логистической системы или операции представляет собой целевую функцию. Оптимальным решением считается такое, при котором достигается максимальное (минимальное) значение целевой функции при соблюдении заданных ограничений.

Подходы для оценки эффект-ти лог-ой операции, соизмеряя результаты и затраты:

а) достижение максим. результата (эффекта) при заданных затратах (ресурсах);

б) достижение минимума затрат при заданном результате (эффекте)

·Эконометрия (регрессионный анализ, анализ временных рядов, экономико-математическое моделирование и др.) – прогнозирование спроса, расходов.

·Системный анализ с вербальными (мозговая атака, метод «дерева» целей; метод сценариев; метод Дельфи, морфологический анализ и др.) и формальными (комбинаторика (группировка товаров, комплектация заказа), топология и др.) методами.

Суть методов системного анализа состоит в том, что любая производственно-хозяйственная, социально-экономическая деятельность сначала может быть представлена в форме нескольких потоков, образуемых разными по характеру процессами (например, научных исследований, складирования, технологических операций, сбыта и др.). При этом формирование системы обеспечивается действием различных внутренних и внешних причинно-следственных связей.

Так, перемены во внешней среде(появлении у населения потребностей в новых товарах) могут подтолкнуть к разработке спец. оборудования, привести к изменениям в финанс. и сырьевых потоках. Одновременно перемены затрагивают и внутр. среду лог-их цепей из поставщ., посредн., трансп. организаций и т.д. Системный анализ позволяет разрабатывать комплексы моделей, которые характеризуют решаемую проблему с разных сторон. Благодаря такому анализу возможны многоэтапное изучение проблемы и формулирование ее в доступном для решения виде.


Похожая информация.


Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

    Связь логистики с корпоративной стратегией

    Совершенствование организации движения материальных потоков.

    Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки.

    Эффективное управление трудовыми ресурсами.

    Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии.

    Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей

    Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности.

    Тщательная разработка логистических операций,

Шесть правил логистики

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики":

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

3.11 Факторы развития логистики

Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавцов к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм - изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продуктов стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения; !

унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию "технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, участвующих в интенсивных мирохозяйственных связях.

формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов.

4.1 Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

В зарубежной и отечественной экономической литературе встречается широкая трактовка термина «логистика», в которой объект не ограничивается материальными потоками. Сегодня понятие логистика вбирает управление энергетическими, финансовыми, людскими потоками. Но главный потенциал лежит в рационализации управления именно материальным потоком.

Логистика - это теория и практика координирования материальными и информационными ресурсами. Деятельность логистики имеет финальную цель, которую стали называть 6 правилами логистики.

1. Груз - необходимый товар.
2. Качество - требуемого качества.
3. Количество - в нужном количестве.
4. Время - доставка в четко прописанные сроки.
5. Место - в определенное место.
6. Затраты - с наименьшими затратами.

Цель логистической деятельности можно считать достигнутой, если соблюдены приведенные 6 правил, т.е. необходимый товар нужного качества и в необходимом количестве следует доставить в определенное время в обозначенное место с наименьшими затратами.
Законы рынка одновременно просты и суровы: успешен тот, кто осведомлен, чего клиент хочет и как эти желания реализовать. Услуги и товары не появляются сами по себе. Их нужно предварительно закупить или произвести, затем организовать доставку к месту назначения, т.е. выполнить целевой заказ. Ввиду того, что обработка заказов осуществляется в разное время и в разных подразделениях, то проблема руководителя логистической компании - организовать слаженную работу всех отделов, чтобы обслужить заказчика качественно.
Именно поэтому следует придерживаться 6 правил логистики, которые позволяют логистической организации претворить в жизнь поставленные задачи и выполнить работу безупречно.

3.2 Шесть правил логистики

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. Груз — нужный товар.

2. Качество — необходимого качества.

3. Количество — в необходимом количестве.

4. Время — должен быть доставлен в нужное время.

5. Место — в нужное место.

6. Затраты — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

3.3 Функции логистики

В процессе управления материальными потоками решается множество разнообразных задач: прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, организации складирования, упаковки, транспортировки и др. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

— транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

— предприятия оптовой торговли;

— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

При этом под термином «функция » в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. К ним можно отнести следующие:

1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.

2. Определение объемов и направлений материальных потоков.

3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.

4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.

5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.

6. Управление запасами в сфере обращения.

7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.

8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы).

9. Управление складскими операциями (сдача и приемка грузов по количеству и качеству, организация доставки мелкими партиями и др.).

Все эти функции имеют две характерные особенности:

— они взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком. Весь комплекс логистических функций, в совокупности, подчинен единой цели;

— носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Золотые правила логистики

Изучение логистической науки должно основываться на понимании основных правил логистического подхода, которые принято именовать «золотыми» правилами логистики.
Деятельность по контролю над материальными потоками, равно как торговая, производственная и другие виды деятельности, осуществляется с ранних периодов развития экономики. Новизна логистического подхода к процессу управления, в смене приоритетов в пользу усиления важности деятельности по мониторингу процесса движения материальными ресурсами. Совсем недавно стал понятен потенциал увеличения эффективности, которым обладает рационализация экономических процессов.

Правила логистики есть система воззрений на рационализацию экономической действительности методом оптимизации потоковых процессов. Итак, «золотые» правила логистики.
1. Правило системного подхода. Оптимизация материальных потоков возможна как в пределах одной организации, так и отдельного подразделения. Однако, максимальную результативность возможно получить, оптимизируя материальный поток на всей протяженности, т.е. от первоисточника сырья до потребителя.
2. Отказ от производства универсального подъемно-транспортного и технологического оборудования. Использование оборудования, подходящего к конкретным условиям, что возможно при условии выпуска широкой номенклатуры средств производства.
3. Создание современных условий для трудовой деятельности, гуманизация технологии производства. Логистический подход должен создавать предпосылки для привлечения в отрасль специалистов, обладающих высоким профессиональным потенциалом, но вместе с тем, должны улучшаться условия труда.
4. Учет издержек на всем протяжении логистической цепочки. Минимизация затрат возможна при условии, что система издержек позволит выделить средства на логистику. Так появляется необходимый критерий выбора лучшего варианта логистической системы - минимум издержек на протяжении логистической цепочки.

Логистика – это теоретическое и практическое управление материальными потоками и потоками связанной с ними информации.

Процесс управления материальным потоком для наглядности можно сравнить с управлением водной струей из-под крана: ее возможно открыть на полную мощность или закрыть, добавить горячей воды, сделать поток более холодным, разбрызгивать, пользуясь смесителем, с помощью шланга направлять в желаемую сторону. Результатом подобных действий являются изменение направления, интенсивности потока, его качественных характеристик (в частности – температуры), изменение структуры (при распылении через душевую сетку).

В экономических системах циркулирует огромное множество материальных потоков. Несмотря на всю сложность управления ими, процесс во многом аналогичен управлению обычной струей из-под крана:

  • Кран открыт – товар идет от поставщика к покупателю.
  • Кран открыт на полную мощность – интенсивность поставок возросла.
  • Кран закрыт – поставки прекратились.
  • Изменили адресата – поток пошел в другом направлении.
  • Изменили качественный состав потока - изменился ассортимент.

Конечно, управление материальными потоками - процесс значительно более сложный. Если выразить его в виде формулы, он будет выглядеть примерно как “принятие решения + реализация”. Для принятия обоснованных решений необходимо наличие определенного багажа знаний. Получить их можно, записавшись на курсы логистики в Москве .

О логистике можно говорить и как о междисциплинарном научном направлении, находящемся в непосредственной связи с поиском новых способов улучшения эффективности материальных потоков.

Освоив научные знания, можно уверенно принимать решения в сфере управления потоками материальных благ. Что касается их реализации, для этого необходимо наличие конкретной хозяйственной деятельности, суть которой будет состоять в процессе управления материальными потоками в области производства и обращения.

Подытоживая сказанное, можно заключить, что логистика является наукой о процессе планирования, контролирования и управления транспортировкой, складированием, некоторыми другими операциями материального и нематериального характера, совершение которых необходимо при доведении исходного сырья и материалов до предприятия, переработки этого сырья, полуфабрикатов, материалов в процессе производства, последующем доведении продукции до адресата (потребителя) в полном соответствии с его требованиями и интересами. Все это относится и к управлению передачей, хранением, обработкой информации, связанной с описанными процессами.

Точным отражением управленческого характера деятельности в логистике является ее определение в качестве менеджмента всех видов деятельности, способствующих движению и координации спроса и предложения на конкретные виды товаров в конкретном месте в пределах заданного времени.

Основной целью логистики является доставка продукции с четким соблюдением сроков при минимально возможных затратах на хранение, процесс производства, упаковывания, сбыт, транспортировку, благодаря чему удается добиться значительного улучшения условий функционирования экономики в целом.

Золотые правила логистики являются отражением ее основной цели:

ГРУЗ – необходимый товар

КАЧЕСТВО – надлежащего качества

КОЛИЧЕСТВО – в требуемом количестве

ВРЕМЯ – должен быть доставлен с точным соблюдением указанного времени

Правила и показатели логистики

Логистика как наука имеет эмпирическую природу и относительно короткую историю. В силу этого специфические законы логистики — необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями — находятся в состоянии становления. Функцию целеполагания в значительной мере осуществляют «шесть правил» логистики, формулируемые так: «Предоставить:

1) необходимое количество

2) нужного товара

3) заданного качества

4) в нужное время

5) к установленному сроку

6) за согласованную цепу».

Заметим, что приведенные здесь «шесть правил» логистики представляют собой необходимое и достаточное условие для экономико-математического моделирования формализованных логистических процессов. Появление в литературе «седьмого» и последующих правил с этой точки зрения является избыточным, но допустимо в определенных условиях (подробнее мы затронем этот вопрос при рассмотрении логистического сервиса).

Обращаем внимание на применимость этих правил не только к сырью, материалам, покупным полуфабрикатам (оборотным фондам), но и к основным фондам, и к трудовым ресурсам. Эти проблемы решаются в рамках аутсорсинга и аутстаффинга.

Логистика как наука и как сфера профессиональной деятельности в силу своей конкретной направленности не может не иметь четких критериальных измерений, которые находят отражение в определенных показателях. Безусловно, принимая во внимание многообразие технологий в логистике, можно привести чрезвычайно большое количество показателей, так или иначе имеющих отношение к логистике. Задача оптимизации числа и содержания логистических показателей традиционна: для полноты информации требуется возможная максимизация показателей, для удобства работы с ними — их минимизация.

В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие:

— частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов;

— общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота;

— степень готовности поставщика (в процентах), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок па общий объем потребностей;

— затраты на логистику (в процентах от общих расходов);

— период оборота материальных ресурсов для отдельных складов (сутки);

— расходы на отправленную единицу продукции;

— расходы на тонно-километр перевозимых грузов;

— степень риска, связанная с содержанием запасов. Сюда же отнесем показатели поставок, ритмичности и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в части оценки отдельных сторон логистического процесса.

Показатели поставок (producer goods delivery indices) характеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента.

Показатели ритмичности (variability indices) — это отношение суммы фактически произведенной продукции в пределах планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к общему объему задания на период в целом.

Показатели работы склада (warehousing indices) — технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов. Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами:

1) показатели интенсивности работы складов (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохождения грузов);

2) показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада);

3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы складов, себестоимость хранения, доходы, производительность труда работников склада).

В Германии путем опроса были получены 23 наиболее часто применяемых показателя логистики. Критерием явилось то, что они были названы представителями более чем 70% опрошенных фирм. К этим показателям относятся:

1) отношение числа заказов к выбранному периоду времени;

2) потребность в материалах, отнесенная к периоду времени;

3) затраты на персонал, отнесенные к периоду;

4) численность персонала;

5) количество пропусков по болезни;

6) доля запасов по отношению к обороту;

7) стоимость заказов к периоду;

8) среднее наличие на складе;

9) различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций;

10) количество отсутствующих на работе;

11) стоимость наличия па складах, отнесенная к связанному капиталу;

12) число складских позиций;

13) продолжительность оборота склада;

14) среднее время восстановления запаса;

15) количество (частота) оборотов;

16) стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций;

17) уровень готовности к поставкам;

18) доля запасов в обороте;

19) доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость);

20) число позиций заказов за период;

21) средняя продолжительность храпения на складе;

22) отношение затрат на складирование к площади склада;

23) доля сторонних организаций в обороте. Хотя перечень показателей, используемых на предприятиях Германии, весьма обширен, относиться к ним, по нашему мнению, следует критически: некоторые из них (п. 5, 10) логистическими, в строгом смысле слова, не являются, так как это показатели, отражающие некоторые стороны функционирования предприятий и подразделений, осуществляющих логистическую деятельность, характеризующие фирму как предпринимательскую структуру.

Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономических и финансовых результатов деятельности фирмы: увеличение размера прибыли, повышение производительности труда и т.д.

Если же необходимо оценить саму технологию логистики, качество логистики как системы физического распределения, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям:

— надежность сроков поставки;

— способность системы к немедленному удовлетворению спроса.

  • Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей Составители: Пилипей О.Н. (1 кв.категория) Мелентьева И.Н. (1 кв. категория) Демидова О.Б. (1 кв. категория) Возраст детей: 5 -15 лет Срок […]
  • Предварительный договор купли-продажи квартиры (аванс, задаток) - снятие рисков Если речь идет о заключении договора купли-продажи недвижимости, то основными условиями, которые необходимо учесть при […]
  • Сходка в Ереване, внук Деда Хасана и самый старый «законник»: чем живет воровская Армения? Вверху: 2) Сурен Аветисян(Суро Ленинаканский); за столом: 1) Самвел Арутюнян(Само), 2) Армен Манукян(Сево), 3) […]

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Развитие услуг сервиса на современном уровне.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым «узким местом».

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производств и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтом все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т.п.

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.