Оформление карты индивидуального психологического консультирования. Методические рекомендации по составлению и ведению психологических карт. Метафорические карты – руководство для психолога
1. В разделе 6.3. в параметре «педагог, психолог» педагогом-психологом делается одна из следующих записей (других записей быть не должно):
– абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;
– готов к обучению в средней общеобразовательной школе;
– условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;
– не готов к обучению в средней общеобразовательной школе.
2. На странице 20 в графе «7 лет (перед школой)» в параметре «Тест Керна-Иерасика» прописывается общий балл по результатам данного теста.
3. Перед страницей 23 «для особых отметок» вклеивается только бланк с выполненным ребенком тестовым заданием по методике Керна-Иерасика. Больше никаких бланков с результатами диагностик не вклеивать. Они хранятся у педагога-психолога ДОУ и могут быть переданы в другое образовательное учреждение или на руки родителям только по письменному запросу (заявлению).
4. Если при выполнении заданий по методике Керна-Иерасика ребенок набрал 7 и более баллов проводится дополнительная диагностика по методике М.М. Семаго «Готовность к школе» или по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения» (методики предлагаются педагогу-психологу на выбор);
5. Если при выполнении заданий по методике М.М. Семаго ребенок набрал 17 и менее баллов (по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской – уровень ниже среднего), т.е. ребенок условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе он представляется на ТПМПК.
6. Запись в карте в разделе 6.3. делать после ТПМПК на основании ее решения.
7. Направление воспитанников в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
8. При отказе родителей представить ребенка на ТПМПК в карте на странице «для особых отметок» делается запись о результатах диагностического изучения готовности выпускника детского сада к обучению в школе.
Керн – Иерасек - общее количество баллов;
М.М. Семаго - общее количество баллов (при наличии у ребенка медицинского диагноза задержка психического развития, умственная отсталость - изучение готовности ребенка к обучению в школе проводится по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения»)
Н.И. Гуткина - описывается выявленная внутренняя позиция школьника;
Дается краткая характеристика о готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе;
В заключении указывается уровень готовности ребенка к обучению в школе (условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе; не готов к обучению в средней общеобразовательной школе).
Можно указать предпочтительную программу обучения другого вида, например четвертый вид (для детей с нарушениями зрения), или шестой (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), седьмой (для детей с ЗПР), или восьмой (для умственно отсталых детей).
Ставится подпись, дата заполнения, печать педагога-психолога (при наличии).
9. Также на ТПМПК представляют детей если:
Ребенок не достиг шести лет и шести месяцев, а родители настаивают на обучении;
Ребенку больше чем восемь лет;
10. Педагогу-психологу дошкольного образовательного учреждения необходимо вовремя заполнять строки с соответствующими параметрами. Маркером не пользоваться! Рядом с исправлением писать ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ, подпись.
Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению:
- Абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе - (мотивационно, интеллектуально, эмоционально готов, также готов к обучению в сфере общения).
- Готов к обучению в средней общеобразовательной школе - дети имеют правильные представления о школе, но затрудняются делать правильные выводы и обобщения. Речевое развитие достаточное, ребенок понимает учебное задание, но выполняет не всегда точно. При этом у него ровное эмоционально-положительное поведение на уроках. Он понимает свои ошибки, и стремиться их исправить. Ребенок охотно общается, признан сверстниками, его принимают в игры.
- Условно готовы к обучению в средней общеобразовательной школе – дети, имеющие отрывочные знания о школе, желание учиться основывается на поверхностных представлениях, мотивируется несущественными факторами. Они правильно произносят звуки родного языка, но часто встречаются грамматические ошибки. В речи преобладают простые предложения. Задания воспринимают частично, не всегда самостоятельно, при выполнении допускают ошибки. Отношение к трудностям, к оценке, не всегда адекватные. Эмоциональное поведение неустойчивое. Наблюдается робость, стеснительность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, которые в свою очередь не заинтересованы в общении с данным ребенком.
- Не готов к обучению в средней общеобразовательной школе - Дети знают определенные факты, внешне привлекательные события и явления, но часто не существенные. У ребенка нет желания учиться в школе, предпочитают дошкольные виды деятельности. К ответам не прикладывают умственных усилий или дают ответы «не знаю». Словарный запас ниже, чем у сверстников. Ребенок воспринимает задание не полностью, не верно. Допускает существенные ошибки в выполнении. Неадекватно оценивает свою работу и относится к оценке. Преобладает эмоционально-отрицательное поведение на уроках. Негативно относится к взрослым и детям, не видит дистанции в отношениях с взрослыми. Может быть, замкнут. Неадекватно реагирует на замечания взрослого. Характеризуется эгоистичной мотивацией общения, раздражительностью, контактами с позиции силы, стремлением подчинить себе товарищей.
Клинический и медицинский психолог учреждений здравоохранения и других предприятий, в своей практической деятельности, так или иначе, используют различные виды документов для упорядоченности работы и правильной ее организации.
В предыдущей статье мы рассматривали основополагающие нормативные правовые документы психолога , а здесь я раскрою Вам то, что Вам действительно будет необходимо в практической работе с клиентом. Параллельно Вы можете скачать прилагаемые документы в формате doc себе на компьютер и применять их в своей работе.
Любая деятельность, как мы знаем, должна начинаться с приказа по основной деятельности в учреждении, так с него и начнем.
Приказ: пример-образец
Это приказ об утверждении Положения о деятельности клинического/медицинского психолога и ведения учетно отчетных форм документации, рассмотрим примерный образец такого приказа.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наименование центральная районная больница» станица Наименование
от 17 февраля 2017 года № 128 А «Об утверждении Положения о деятельности клинического/медицинского* психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» и ведения учетно-отчетных форм документации медицинского психолога»
В целях повышения эффективности деятельности ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить:
1.1. Положение о деятельности клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ», согласно Приложению 1 (на 2 стр.).
1.2. Форму «Согласие клиента на обработку персональных данных» для работы клинического/медицинского психолога, согласно Приложению 2 (на 1 стр.).
1.3. Форму «Журнал обращения граждан к клинического/медицинскому психологу ГБУЗ «Наименование ЦРБ», для фиксирования данных обращающихся граждан к клиническому/медицинскому психологу, согласно Приложению 3 (на 1 стр.).
1.4. Форму «Кодирование персональных данных клиента в деятельности клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ», для улучшения условий анонимности обращений и конфиденциальности сведений о клиентах, согласно Приложению 4 (на 11 стр.).
1.5. Индивидуальную психологическую карту клиента клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» для фиксирования сведений о клиенте, динамике его состояния и проводимых психодиагностических, психоконсультативных и психокоррекционных мероприятиях, согласно Приложению 5 (на 2 стр.).
1.6. Форму «Журнал консультативной работы клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» для фиксирования психологических консультаций, согласно Приложению 6 (на 1 стр.)
1.7. Форму «Журнал психодиагностической работы клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» для фиксирования психодиагностических мероприятий, согласно Приложению 7 (на 1 стр.).
1.8. Форму «Дневник индивидуальной психокоррекционной работы клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» для фиксации психокоррекционных мероприятий, согласно Приложению 8 (на 1 стр.).
1.9. Форму «Дневник групповой психокоррекционной работы клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» для фиксирования психокоррекционных мероприятий при работе с группой клиентов, согласно Приложению 9 (на 1 стр.).
1.10. Форму «Отчет о деятельности клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» для ведение ежемесячной отчетности, согласно Приложению 10 (на 1 стр.).
1.11. Требования к экспериментально-психологическому обследованию и психодиагностическим заключениям в деятельности клинического/медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» и нормативы психокоррекционной работы, согласно Приложению 11 (на 4 стр.)
1.12. Порядок оформления направления на экспериментально-психологическое обследование к клиническому/медицинскому психологу ГБУЗ «Наименование ЦРБ», согласно Приложению 12 (на 1 стр.)
- Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя главного врача по медицинской части Фамилия И. О.
Главный врач И. О. Фамилия
С приказом ознакомлены: Фамилия И. О.
*Примечание: из формулировок типа «клинический/медицинский» выбирайте так, чтобы соответствовало Вашему штатному расписанию в организации с наименованием должностей. Далее я буду использовать эти формулировки как слова синонимы.
Положение о деятельности клинического психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ», идет, как Вы уже поняли Приложением 1 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ» от 17.02.2017 г. № 128-А и находится на странице «Психолог: положение о деятельности и должностная инструкция ». Здесь отдельно мы его рассматривать не будем.
Согласие клиента на обработку персональных данных
Приложение 2 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Заголовок: «Согласие клиента на обработку персональных данных»
Я, __________(ф. и. о.), проживающий (ая) по адресу: _________
_____________________________________,
(наименование документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан)
в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», своей волей и в своем интересе выражаю согласие на обработку ГБУЗ «Наименование ЦРБ» (далее – Учреждение) следующих своих персональных данных : фамилии, имени, отчества, года, месяца, даты рождения, пола, места жительства, в том числе сведений о регистрацию по месту жительства и месту пребывания, номера домашнего, сотового телефонов, социальной категории семьи.
Обработка моих персональных данных осуществляется Учреждением исключительно с целью предоставления мне медицинских услуг и формирования документов на меня как на клиента Учреждения.
Я предоставляю Учреждению право осуществлять следующие действия с моими персональными данными: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных в объеме, определяемом соответствующими законами и иными правовыми нормативными актами, с использованием бумажных и электронных носителей, с соблюдением мер, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа.
Учреждение вправе осуществлять смешанную (автоматизированную и неавтоматизированную) обработку моих персональных данных посредством внесения в электронную базу данных, включения в отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов).
Мне гарантируется конфиденциальность моих персональных данных при их обработке и хранении, которое осуществляется не дольше срока, предусмотренного соответствующими нормативными правовыми актами.
Настоящее согласие действует постоянно, но я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа.
«___»_______ 20___ г. ____________ ____________________
(дата) (подпись) (расшифровка подписи)
Журнал обращения граждан к клиническому психологу
Приложение 3 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Форма ведения журнала обращения граждан к медицинскому психологу ГБУЗ «Наименование ЦРБ» состоит в таблице из двенадцати столбцов в их заголовках отображается:
- Код клиента
- Пол; м/ж
- Дата рождения/возраст
- Адрес, телефон
- Социальный статус / место работы
- Семейный статус
- Код обратившегося
- Код причины обращения
- Код проблемы/тип обращения
- Код по МКБ-10
- Даты повторных обращений
Кодирование персональных данных клиента
Приложение 4 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Кодирование персональных данных клиента в деятельности медицинского и клинического психолога необходимо. Поскольку в некоторых случаях, а то и в большинстве, по желанию клиента необходимо соблюдать полную анонимность обследования. Для этого можно предусмотреть своеобразную кодировку. Эта модель также очень удобна и для составления статистического отчета.
Код клиента, обратившегося за психологической помощью
Подразумевается код, т. е. порядковый номер, под которым единожды внесен обратившийся к медицинскому психологу клиент в «Журнал обращений граждан к клиническому психологу» за текущий отчетный год. Т. о. любой гражданин, обратившийся за психологической помощью, имеет в данном журнале в одной порядковой строке только одну запись о себе в течение всего года, несмотря на любое количество посещений медицинского психолога в течение текущего года.
Код социального статуса клиента
- Дошкольник.
- Учащийся среднеобразовательных учебных заведений.
- Неучащийся.
- Студент.
- Работающий.
- Неработающий.
- Пенсионер по инвалидности.
- Пенсионер по возрасту.
- Ребенок-инвалид.
- Ребенок-сирота.
- Ребенок без попечения родителей.
- Ребенок безнадзорный.
- Выпускник детского дома.
- Инвалид.
- Безработный.
- Вынужденный переселенец.
- БОМЖ.
- Освободившийся из мест лишения свободы.
- Ветеран ВОВ.
- Ветеран боевых действий.
Код семейного статуса клиента
- Полная.
- Неполная.
- Бездетная.
- Многодетная полная.
- Многодетная неполная.
- Одинокий (после 21 г.).
- Опекунская.
- Приемная.
- С детьми-инвалидами.
- С родителями-инвалидами.
- Мать-одиночка.
- Отец-одиночка.
- Несовершеннолетние родители.
Примечание: запись может не ограничиваться использованием только одного лишь кода из соответствующей группы. При необходимости уточнений и дополнений может быть выставлен еще какой-либо подходящий код из группы, например, 02 – неполная семья, 11 – мать-одиночка, 13 – несовершеннолетняя – 02/11/13.
Код лица, обратившегося за психологической помощью
Коды причин обращения
Вариант 1
Многоточие после кода означает, что данный код может быть детализирован (с помощью букв или цифр). Например, код «Р» (родитель) при необходимости может быть уточнен: «Рм» или «Рд» (аналогично и другие коды обратившихся), а код «О» такой причины обращения, как проблемы обучения, может быть детализирован как «О1» - проблемы овладения программой начальной школы, «О1-М» - проблемы овладения математикой в рамках начальной школы и т.п.
Вариант 2
Код причины обращения | Причина обращения |
01 | Семейные и супружеские отношения |
02 | Взаимоотношения родителей и детей |
03 | Любовные отношения |
04 | Межличностные отношения |
05 | Внутриличностные проблемы |
06 | |
07 | Насилие |
08 | Профориентация |
09 | Зависимости и созависимости |
10 | Проблемы, связанные с учебой/работой |
11 | Кризис |
12 | Другое |
Кодификация проблемных обращений
Номер группы | Код проблемы | Тип обращения |
10 | Кризис | |
1001 | Депривационный (развод, смерть, другие потери) | |
1002 | Ситуационный (болезнь, травма, авария, катастрофа,…) | |
1003 | Текущие жизненные изменения (беременность, новая работа, перемена места жительства) | |
1004 | Интеграционный (позитивные измерения, вызывающие стресс: вступление в брак, новые знакомства) | |
1005 | Другие кризисные переживания | |
11 | Суицид | |
1101 | Суицидальные идеи, мысли, переживания | |
1102 | Суицидальный план, подготовка к суициду (завещание, раздача вещей, прощание) | |
1103 | Суицидальные действия | |
1104 | Предшествующие попытки | |
1105 | Суицид близкого | |
1106 | Пост-суицид | |
1107 | Другие суицидальные обращения | |
12 | Семейные и супружеские взаимоотношения | |
1201 | Семейный конфликт | |
1202 | Конфликты между детьми | |
1203 | Конфликт супругов | |
1204 | Развод. Предстоящий развод. | |
1205 | Супружеская измена | |
1206 | Семейный кризис (изменение в жизни семьи: рождение ребенка, разлука, связанная с отъездом) | |
1207 | Другие семейные и супружеские проблемы | |
13 | Взаимоотношения детей и родителей | |
1301 | Конфликт с родителями | |
1302 | Конфликт с ребенком | |
1303 | Угроза развода или развод родителей | |
1304 | Проблемы воспитания, развития ребенка | |
1305 | Взрослые дети, отношения с повзрослевшими детьми. «Пустое гнездо». | |
1306 | Неродные дети. Неродные родители | |
1307 | Брошеные дети. Изоляция ребенка (детдом, приют, интернат, тюрьма) | |
1308 | Смерть одного или обоих родителей. Сиротство | |
1309 | Другие проблемы детско-родительских отношений | |
14 | Проблемы принятия себя. Экзистенциальные переживания | |
1401 | Внешняя (физическая) непривлекательность | |
1402 | Несоответствие ожиданиям окружения (семьи, друзей, коллег, др.) | |
1403 | Трудности личностного роста, взросления | |
1404 | Непринятие (отвержение) себя как личности | |
1405 | Одиночество. | |
1406 | Поиск, отсутствие или утрата смысла жизни | |
1407 | Религиозные, духовные проблемы, вопросы веры. | |
1408 | Другие экзистенциальные переживания | |
1409 | Другие проблемы принятия себя | |
15 | Общение и взаимоотношения | |
1501 | Установление дружеских отношений | |
1502 | Трудности во взаимоотношениях, непонимание, замешательство в отношениях | |
1503 | Трудности адаптации к новому коллективу | |
1504 | Конфликты (кроме производственных), ссоры | |
1505 | Давление со стороны референтной группы или друга | |
1506 | Другие проблемы общения | |
16 | Любовные отношения | |
1601 | Трудности при знакомстве | |
1602 | Затруднения при выборе партнера | |
1603 | Трудности сближения. Затруднения при проявлении любовных чувств. | |
1604 | Неразделенная любовь | |
1605 | Ревность | |
1606 | Измена | |
1607 | Охлаждение чувств, разрыв отношений. Трудности расставания | |
1608 | Другие проблемы любовных отношений | |
17 | Сексуальные отношения | |
1701 | Половая идентичность | |
1702 | Первый сексуальный опыт | |
1703 | Мастурбация | |
1704 | Сексуальные дисгармонии (импотенция, фригидность, …) | |
1705 | Гомосексуализм | |
1706 | Особенности сексуального поведения (подглядывание, демонстрация, фетишизм, проч.) | |
1707 | Вопросы контрацепции | |
1708 | Нежелательная беременность | |
1709 | Инцест | |
1710 | Использование консультанта в качестве сексуального объекта | |
1711 | Другие проблемы сексуальных отношений | |
18 | Зависимости | |
1801 | Аддиктивное поведение | |
1802 | Никотиновая зависимость | |
1803 | Наркотическая зависимость | |
1804 | Алкогольная зависимость | |
1805 | Интернет-зависимость | |
1806 | Игровая зависимость (включая компьютерные игры), азартность. | |
1807 | Со-зависимость | |
1808 | Другие проблемы, связанные с зависимостями | |
19 | Здоровье | |
1901 | Переживание текущего психотравмирующего события/ процесса | |
1902 | Психическое здоровье и его нарушения, депрессия, «нервный срыв». | |
1903 | Соматическое здоровье и его нарушения, осложнения. | |
1904 | Вензаболевания | |
1905 | ВИЧ-инфекция, СПИД. | |
1906 | Онкологические заболевания | |
1907 | Инвалидность | |
1908 | Посттравматический синдром (в т.ч. «афганский», «чеченский», «карабахский» и пр. синдром). | |
1909 | Беременность | |
1910 | Аборт | |
1911 | Другие обращения, связанные со здоровьем | |
20 | Насилие | |
2001 | Эмоциональное давление (угрозы, шантаж, издевательство, унижение) | |
2002 | Домашнее насилие, неприемлемый уклад семейной жизни | |
2003 | Психологическое насилие над личностью (вкл. действие сект, других неформальных объединений) | |
2004 | Физическое насилие, жестокое обращение в семье | |
2005 | Экономическое насилие | |
2006 | Сексуальные домогательства, приставания | |
2007 | Манипулятивное склонение к близости («если ты меня любишь, то…») | |
2008 | Изнасилование; развратные действия | |
2009 | Мысли об убийстве. План убийства, подготовка. | |
2010 | Пост-убийство | |
2011 | Другие проблемы, связанные с проявлением насилия | |
21 | Социальная адаптация и дезадаптация | |
2101 | Нарушение социальных норм (бродяжничество, воровство) | |
2102 | Нарушение закона (в т.ч. судебный приговор, вызов в прокуратуру, ОВД, ФСБ и т.д.) | |
2103 | Вынужденная изоляция (тюрьма, интернат, другие спец. учреждения) и адаптация после нее | |
2104 | Призыв и служба в армии | |
2105 | Социальная напряженность | |
2106 | Национальные и межнациональные проблемы | |
2107 | Миграция | |
2108 | Материальные трудности,плохие жилищные условия | |
2109 | Другие проблемы социальной адаптации | |
22 | Учебные и профессиональные проблемы | |
2201 | Затруднения в выборе профессии | |
2202 | Трудности профессионального роста | |
2203 | Трудоустройство, потеря работы, безработица | |
2204 | Неудовлетворенность учебой, работой | |
2205 | Конфликт с учителем | |
2206 | Производственный конфликт | |
2207 | Нежелание учиться, трудиться | |
2208 | Другие учебные и профессиональные проблемы | |
23 | Другие обращения | |
2301 | Обращения по поводу другого человека | |
2302 | Запрос информации | |
2303 | Информация о ТД | |
2304 | Информация о службах психологической помощи | |
2305 | «Просто поговорить» (обращение, связанное с недостатком общения) | |
2306 | Благодарность | |
2307 | «Зависающий» клиент | |
2308 | Патологический клиент | |
2309 | Молчание и «контроль» | |
2310 | Розыгрыш | |
2311 | Брань и угрозы в адрес консультанта | |
2312 | Неклассифицируемое обращение |
Кодификация проблем по МКБ-10
Коды проблем по медицинской классификации болезней десятого пересмотра «Факторы, влияющие на состояние здоровья», «Симптомы, признаки и отклонения от нормы»:
Код по МКБ-10 | Проблема |
Z 04. Обследование и наблюдение с другими целями | |
Z 04.8 | Обследование и наблюдение по другим уточненным поводам (просьба о выдаче заключения специалиста) |
Z 04.9 | Обследование и наблюдение по неуточненным поводам (обследование БДУ) |
Z 09. Последующее обследование после лечения состояний, не относящихся к злокачественным новообразованиям | |
Z 09.3 | Последующее обследование после психотерапии |
Z 50. Помощь, включающая использование реабилитационных процедур | |
Z 50.2 | Реабилитация лиц, страдающих алкоголизмом |
Z 50.3 | Реабилитация лиц, страдающих наркоманией |
Z 50.4 | Психотерапия, не классифицируемая в других рубриках |
Z 50.8 | Лечение, включающее другие виды реабилитационных процедур (реабилитация при курении, обучение приемам самообслуживания НКДР) |
Z 54. Состояние выздоровления | |
Z 54.3 | Состояние выздоровления после психотерапии |
Z 55. Проблемы, связанные с обучением и грамотностью (исключая нарушения психологического развития – F 80 – F 89 | |
Z 55.0 | Неграмотность |
Z 55.1 | Отсутствие способности к обучению |
Z 55.2 | Провал на экзаменах |
Z 55.3 | Отставание в учебе |
Z 55.4 | Плохая адаптация к учебному процессу, конфликты с учителями и соучениками |
Z 55.8 | Неадекватное обучение |
Z 56. Проблемы, связанные с работой и безработицей | |
Z 56.0 | Отсутствие работы |
Z 56.1 | Смена работы |
Z 56.2 | Угроза потери работы |
Z 56.3 | Напряженное рабочее расписание |
Z 56.4 | Конфликт с начальником и сослуживцами |
Z 56.5 | Неподходящая работа |
Z 56.6 | Другое психофизическое напряжение в работе |
Z 57. Воздействие производственных факторов риска | |
Z 57.8 | Неблагоприятное воздействие других факторов риска |
Z 58. Проблемы, связанные с физическими факторами окружающей среды | |
Z 58.8 | Другие проблемы, связанные с физическими факторами окружающей среды |
Z 59. Проблемы, связанные с обстоятельствами жилищного и экономического характера | |
Z 59.0 | Бездомность |
Z 59.1 | Неудовлетворительные жилищные условия |
Z 59.2 | Конфликты с соседями, постояльцами, хозяевами |
Z 59.5 | Крайняя нищета |
Z 59.6 | Низкий уровень дохода |
Z 59.8 | Другие проблемы |
Z 60. Проблемы, связанные с адаптацией к изменениям образа жизни | |
Z 60.0 | Уход на пенсию, синдром одиночества |
Z 60.1 | Проблемы, связанные с воспитанием в неполной семье, или с отчимом, мачехой |
Z 60.2 | Проживание в одиночестве |
Z 60.3 | Трудности, связанные с принятием другой культуры (миграция, изменения в социальном статусе) |
Z 60.8 | Другие проблемы, связанные с социальным окружением |
Z 61. Проблемы, связанные с неблагоприятными жизненными событиями в детстве (искл. синдром жестокого обращения – Т 74: Т 74.1 – жестокость физическая, Т 74.2 – жестокость сексуальная, Т 74.3 – жестокость психологическая | |
Z 61.0 | Потеря в детстве любимых родственников (смерть, отсутствие, отстранение) |
Z 61.1 | Отлучение ребенка от дома (приют, больница, армия) |
Z 61.2 | Новый брак родителей, рождение другого ребенка |
Z 61.3 | снижение самооценки в детстве (неудача, стыдные эпизоды) |
Z 61.4 | Проблемы, связанные с возможным сексуальным изнасилованием ребенка лицом, принадлежащем к группе первичной поддержки |
Z 61.5 | Изнасилование посторонним лицом |
Z 61.6 | Проблемы, связанные с возможным физическим насилием по отношению к ребенку (избиение, ожоги, связывание) |
Z 61.7 | Личные потрясения перенесенные в детстве (похищение, стихия, увечье, травмы нанесенные дорогому для ребенка человеку в его присутствии) |
Z 61.8 | Другие неблагоприятные жизненные события в детстве |
Z 62. Другие проблемы, связанные с воспитанием ребенка (искл. Т 74) | |
Z 62.0 | Плохой контроль за ребенком |
Z 62.1 | Гиперопека |
Z 62.2 | Воспитание в закрытом учреждении (приют, интернат) |
Z 62.3 | Враждебное отношение к несправедливые претензии к ребенку |
Z 62.4 | Эмоциональная заброшенность детей (нет тепла, безразличие) |
Z 62.5 | Другие проблемы, связанные с воспитанием (его недостатком) – отсутствие обучающего и игрового опыта у ребенка |
Z 62.6 | Неприемлемое давление со стороны родителей и других (требование чрезмерной ответственности. переодевание мальчика в девочку; делать то, что за рамками норм) |
Z 62.8 | Другие уточненные проблемы, связанные с воспитанием ребенка |
Z 63. Другие проблемы, связанные с близкими людьми | |
Z 63.0 | Разногласия между супругами |
Z 63.1 | Разногласия между родителями или родственниками жены, мужа |
Z 63.2 | Недостаточная семейная поддержка |
Z 63.3 | Отсутствие члена семьи |
Z 63.4 | Исчезновение и смерть члена семьи |
Z 63.5 | Распад семьи |
Z 63.6 | Зависимый член семьи, нуждающийся в уходе |
Z 63.7 | Другие стрессовые жизненные события, влияющие на семью и экономические условия:- беспокойство (нормальное) о заболевшем члене семьи;- связанные со здоровьем проблемы в семье;- болезнь, нарушение у члена семьи;- изолированная семья. |
Z 63.8 | Другие уточненные проблемы, связанные с группой первичной поддержки (разногласия, эмоциональный уровень повышенный; расстроенные взаимоотношения). |
Z 64. Проблемы, связанные с определенными психосоциальными обстоятельствами | |
Z 64.3 | Поиск и принятие действий, поведенческого и психологического характера, известных как вредные и опасные |
Z 65. Проблемы, связанные с другими психосоциальными обстоятельствами | |
Z 65.8 | Другие уточненные проблемы, связанные с обстоятельствами психологического характера |
Z 70. Консультации, касающиеся сексуальных отношений, поведения и ориентации | |
Z 70.0 | Консультирование, касающееся отношения к сексуальным вопросам (лицо, испытывающее смущение, робость или другое затруднение в связи с сексуальными вопросами) |
Z 70.1 | Консультирование, касающееся сексуального поведения или сексуальной ориентации (пациент, озабоченный: импотенцией; отсутствием реакции; промискуитетом; сексуальной ориентацией) |
Z 70.2 | Консультирование, касающееся сексуального поведения и ориентации третьей стороны (совет, касающийся сексуального поведения или ориентации: ребенка, партнера, супруга) |
Z 70.3 | Консультирование, касающееся сложных проблем, связанных с сексуальными отношениями, поведением и ориентацией |
Z 70.8 | Другая консультация, касающаяся секса (половое воспитание) |
Z 70.9 | Консультация по сексуальным вопросам неуточненная |
Z 71. Обращения в учреждения здравоохранения для получения других консультаций и медицинских советов, не классифицированные в других рубриках | |
Z 71.0 | Обращение за консультацией по поручению другого лица (искл. Z63.7) |
Z 71.1 | Жалобы, вызванные страхом болезни при ее отсутствии |
Z 71.2 | Обращение за разъяснениями результатов исследования |
Z 71.3 | Консультация по вопросам питания |
Z 71.4 | Консультация и наблюдение по поводу алкоголизма (исключая Z50.2) |
Z 71.5 | Консультация и наблюдение по поводу наркомании (исключая Z50.3) |
Z 71.6 | Консультация и наблюдение по поводу курения (исключая Z50.8) |
Z 72. Проблемы, связанные с образом жизни | |
Z 72.3 | Недостаток физической активности |
Z 72.6 | Склонность к азартным играм и пари (искл. компульсивное или патологическое влечение к азартным играм (F63.0)) |
Z 72.8 | Другие проблемы, связанные с образом жизни (поведение, приводящее к самоповреждениям) |
Z 73. Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни | |
Z 73.0 | Переутомление |
Z 73.1 | Акцентуированные личностные черты |
Z 73.2 | Недостаточность отдыха и расслабления |
Z 73.3 | Стрессовое состояние не классифицируемое в других рубриках (физическое и умственное напряжение) |
Z 73.5 | Конфликт, связанный с социальной ролью, не классифицируемый в других рубриках |
Z 73.6 | Ограничение деятельности, вызванное снижением или утратой трудоспособности |
Z 91. В личном анамнезе наличие факторов риска, не классифицированных в других рубриках | |
Z 91.4 | В личном анамнезе психологическая травма, не классифицируемая в других рубриках |
Z 91.5 | В личном анамнезе самоповреждение (парасуицид, самоотравление, попытка самоубийства) |
R 40 – 46. Симптомы и признаки, относящиеся к познавательной способности, восприятию, эмоциональному состоянию и поведению | |
R 40. Сомнолентность, ступор, кома (искл. кома: диабетическая , печеночная, гипогликемическая, уремическая, новорожденного) | |
R 40.0 | Сомнолентность (гиперсомния), сонливость |
R 40.1 | Ступор (прекома) (искл. ступор какатонический (F20.2), депрессивный (F 31 – 33), диссоциативный (F 44.2), маниакальный (F 30.2) |
R 40.2 | Бессознательное состояние БДУ (кома неуточненная) |
R 41. Другие симптомы и признаки, относящиеся к познавательной способности и осознанию (искл. диссоциативные (конверсионные) нарушения (F 44)) | |
R 41.0 | Нарушения ориентировки неуточненное (помрачнение сознания БДУ (искл. психогенные нарушения ориентировки (F 44.8) |
R 41.1 | Антероградная амнезия |
R 41.2 | Ретроградная амнезия |
R 41.3 | Амнезия БДУ |
R 41.8 | Другие неуточненные симптомы, относящиеся к познавательной способности и осознанию |
R 43. Нарушения обоняния и вкусовой чувствительности | |
R 43.0 | Аносмия |
R 43.1 | Паросмия |
R 43.2 | Парагевзия |
R 43.8 | Другие и неуточнённые нарушения обоняния и вкусовой чувствительности (сочетанное нарушение обоняния и вкуса) |
R 44. Другие симптомы и признаки, относящиеся к общим ощущениям и восприятиям (искл. нарушения кожной чувствительности (R20.-) | |
R 44.0 | Галлюцинации слуховые |
R 44.1 | Галлюцинации зрительные |
R 44.2 | Другие галлюцинации |
R 44.3 | Галлюцинации неуточненные |
R 44.8 | Другие неуточненные симптомы относящиеся к общим ощущениям и восприятию |
R 45. Симптомы и признаки, относящиеся к эмоциональному состоянию | |
R 45.0 | Нервозность (нервное напряжение) |
R 45.1 | Беспокойство и возбуждение |
R 45.2 | Состояние тревоги в связи с неудачами и несчастьями (тревожное состояние БДУ) |
R 45.3 | Деморализация и апатия |
R 45.4 | Раздражительность и озлобление |
R 45.5 | Враждебность |
R 45.6 | Физическая агрессивность |
R 45.7 | Состояние эмоционального шока и стресса неуточненное |
R 45.8 | Другие симптомы, относящиеся к эмоциональному состоянию |
R 46. Симптомы и признаки, относящиеся к внешнему виду и поведению | |
R 46.0 | Очень низкий уровень личной гигиены |
R 46.1 | Причудливый внешний вид |
R 46.2 | Странное и необъяснимое поведение |
R 46.3 | Чрезмерная активность |
R 46.4 | Заторможенность, замедленная реакция (искл. ступор – R 40.1) |
R 46.5 | Подозрительность и явная увертливость |
R 46.6 | Чрезмерный интерес и повышенное внимание к стрессовым событиям |
R 46.7 | Многословие и излишние подробности, делающие неясной причину контакта |
R 46.8 | Другие симптомы и признаки, относящиеся к внешнему виду и поведению. |
Кодирование персональных данных клиента в деятельности клинического или медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» разработано на основе Методических рекомендаций по исполнению требований государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области «Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации». Волгоград, 2010, Медицинской классификации болезней десятого пересмотра, 1995 г.
Индивидуальная психологическая карта клиента психолога
Приложение 5 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Индивидуальная психологическая карта клиента медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» имеет такие примерные параметры. Привожу одну из заполненных психологических карт в качестве примера.
- Код клиента 37,
- Пол: м/ж, Ж,
- Дата рождения/возраст 33 г.,
- Место жительства ст. Наименование,
- Соц. статус 06,
- Семейный статус 01,
- Код обратившегося Ж,
- Код причины обращения 12,
- Код проблемы/тип обращения 1903,
- Код по МКБ-10 Z04.8.
17.02.2017 г. Психологическое консультирование.
Клиентка проходит стационарное лечение в терапевтическом отделении ГБУЗ «Наименование ЦРБ» по причине ухудшения соматического состояния. Инициатива обращения за консультацией к медицинскому психологу исходит от ее лечащего врача, а не от самой клиентки. Со слов лечащего врача у клиентки наблюдается анорексия, нарушения сна, депрессивное состояние и истощаемость нервных процессов.
Внешний вид клиентки неопрятный, лицо несколько отечно, пониженного питания, речь тихая, за время консультирования находилась преимущественно лежа в постели. На вопрос о том, что выходит ли она на улицу либо в коридор для прогулки с целью создания полезной дневной физической нагрузки для улучшения качества ночного сна – отвечает утвердительно.
Контакту доступна, ориентирована в месте, времени, собственной личности. Без затруднения называет правильно свой домашний адрес, дату своего рождения. Клиентке рекомендовано психодиагностическое обследование.
17.02.2017 г. Психодиагностическое обследование
По отношению к психодиагностическому обследованию со стороны клиентки никаких сопротивлений не возникало. Задания выполняла охотно, хотя отношение к обследованию равнодушное.
Сенсомоторная сфера, внимание, познавательная сфера.
Методика: Таблицы Шульте . Время выполнения.
Таблица №1 – 93 сек., №2 – 90 сек., №3 – 80 сек., №4 – 91 сек., №5 – 95 сек.
Методика – тест CFIT – Р. Кэттелла.
Выполнено только несколько начальных заданий ввиду большой утомляемости клиентки. Из 1-го субтеста – 12 заданий – 8 ошибок. Клиентка не может до конца понять смысл решения предъявляемых простых заданий.
Методика: Простые аналогии.
Из 10 первых заданий – 5 решено ошибочно.
Вывод: внимание очень неустойчиво, работоспособность в динамике очень низкая, выражена утомляемость/истощаемость нервных процессов, процесс мышления неустойчив и хрупок. Нарушен процесс оперирования простыми аналогиями.
На данный момент нельзя пока однозначно говорить об уровне интеллектуального развития и типа мышления в связи с довольно глубокими расстройствами соматического состояния.
Эмоционально-волевая сфера и личностная сфера.
Методика: Метод цветовых выборов (МЦВ)*.
Методика: Метод портретных выборов (МПВ)*.
*Примечание: данные из таблиц Вы найдете в файле формата «док», указанном ниже.
Данные МЦВ: метод цветовых выборов
Саморегуляция ослаблена. Преобладает симпатический тонус (процесс возбуждения). Эмоциональная напряженность минимальная с тенденцией к уменьшению. Эмоциональная лабильность. Слабость контроля над эмоциональной сферой. Реакция на эмоциональную нагрузку в сторону дезорганизации. Положительный эмоциональный фон. Экстраверсия (направленность личности во вне). Работоспособность снижена. Минимальная степень выраженности конфликта между анаболическими и катаболическими тенденциями (стремлением к накоплению и затрате энергии). Коэффициент вегетативного баланса = 14/7.
Функциональные пары:
1-6. Стресс, выраженная неудовлетворённость, которая вызвана чувством приниженности и проявляется ограничительным поведением. Зависимость позиции, неуверенность. повышенная чувствительность к средовым воздействиям. Выраженный контроль рассматривается как единственная гарантия самоутверждения и отстаивания своих позиций. Основные проблемы – недостаток признания и повышенный самоконтроль.
3-1. Неудовлетворенность в связи с переживанием утраты или разлада в сфере глубокой привязанности. Стремление забыться в напряжённой деятельности.
Данные МПВ: метод портретных выборов
Перечислим наиболее активные факторы.
hy- – Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности. Эмоционально незрелый, неустойчивый, эмотивный тип реагирования. Неустойчивость и изменчивость эмоций, демонстративность, противоречивость установок, капризность, драматизация имеющихся проблем. Высокая вероятность развития психосоматических расстройств. При деформации влечений высокая вероятность развития отклоняющегося поведения.
Необходимость в проведении дальнейших психологических исследований для уточнения личностного профиля.
Клиентке рекомендовано вести здоровый образ жизни , пересмотреть жизненный приоритеты, изучить информационно-методический буклет «Аутогенная тренировка».
Клинический психолог И. О. Фамилия 17.02.2017 г.
Журнал консультативной работы психолога
Приложение 6 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Он состоит из шести колонок, в которых прописано:
- № п/п
- Дата и время проведения
- Результат
Примечание:
- В журнале фиксируется только одна услуга – психологическая консультация.
- В графе «Обращение»
- В графе «Причина обращения»
- на что или на кого жалуется консультируемый;
*может кодироваться на основании причин обращения и типа обращения клиента, согласно кодированию персональных данных клиента в деятельности клинического психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» (приложение 3 к приказу главного врача).
- В графе «Проблема» прописывается следующие варианты:
- В графе «Результат» прописывается следующие варианты:
- уровень удовлетворенности клиента (клиент полностью удовлетворен/не удовлетворен/ трудно определить уровень удовлетворенности/ не удовлетворен консультацией и пр.).
Журнал психодиагностической работы психолога
Приложение 7 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Журнал психодиагностической работы клинического психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» состоит также из шести колонок, в которых прописано:
- № п/п
- Дата и время проведения
- Обращение (первичное/ повторное)
- Консультируемый: клиент (код), возраст, пол.
- Причина обращения или Проблема
- Результат
Он во многом похож на предыдущий журнал.
Примечание:
- В журнале фиксируется только одна услуга – психологическая диагностика.
- В графе «Обращение» прописывается тип обращения: первичное или повторное.
- В графе «Причина обращения» прописывается следующие варианты:
- на что или на кого жалуется диагностируемый;
- какой помощи ждет («посоветуйте», «научите», «повлияйте» и пр.).
*может кодироваться на основании причин обращения и типа обращения клиента, согласно кодированию персональных данных клиента в деятельности медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» (приложение 3 к приказу главного врача).
- В графе «Проблема» прописывается следующие варианты:
- начальное состояние клиента («консультируемый находился в состоянии»: тревоги, сомнения, неуверенности, уныния, потрясения, неопределенности, в порочном кругу конфликта, в поиске участия, психологической интоксикации, эстетизации личностных проблем, манипуляции и пр. – обязательно указать в какой области);
*может кодироваться на основании типа обращения и/или МКБ-10, согласно кодированию персональных данных клиента в деятельности медицинского психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» (приложение 3 к приказу главного врача).
- суть затруднений клиента («хочу …, но не могу …»);
- самодиагноз (как объясняет клиент сам причины своих затруднений).
- В графе «Результат» прописывается следующие варианты:
- какой характер носит имеющаяся проблема (проблема относится к разряду: острых, требующих немедленную помощь; несет суицидальную опасность; требующих помощь других специалистов – врача-психиатра, психотерапевта, логопеда, социального работника и пр.; не является острой и пр.);
- что сделано (оказана общая эмоциональная поддержка; оказана поддержка принятого решения; проведен совместный анализ и обсуждение жизненной ситуации и жизненной альтернативы; предоставлена информация об учреждениях, оказывающих …; предоставлена информация о супружеских и семейных взаимоотношениях; предоставлена информация о возрастных особенностях …; даны рекомендации в области профессиональных проблем/ семейных отношений/отношений с детьми/личных проблем; проведена экспресс-диагностика … и пр.);
- общие рекомендации (проблема требует дополнительных встреч – указать дату и время следующей консультации; необходимо участие клиента в программе «…»; необходима передача клиента другому психологу-консультанту и пр.);
- уровень удовлетворенности клиента (клиент полностью удовлетворен/не удовлетворен/ трудно определить уровень удовлетворенности/ не удовлетворен диагностикой и пр.).
Дневник индивидуальной психокоррекционной работы психолога
Приложение 8 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Дневник индивидуальной психокоррекционной работы медицинского/клинического психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ» состоит из шести столбцов со следующим содержанием:
- № п/п
- Дата и время проведения.
- Обращение (первичное/ повторное).
- Данные клиента: код, возраст, пол.
- Техники и приемы психокоррекционных интервенций.
- Динамика в состоянии и поведении клиента.
Примечание:
- В журнале фиксируется только одна услуга – психологическая коррекция.
- В графе «Обращение» прописывается тип обращения: первичное или повторное.
- В графе «Техники и приемы психокоррекционных интервенций» прописываются соответственно психологические методики, применяемые в психокоррекционных занятиях.
- В графе «Динамика в состоянии и поведении клиента» прописываются результаты проведенных психокоррекционных мероприятий, рекомендации.
Дневник групповой психокоррекционной работы психолога
Приложение 9 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Отчет о деятельности психолога
Приложение 10 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Отчет о результатах деятельности медицинского/клинического психолога ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
за ________________ 201__ года
Количество рабочих часов: _____________.
Количество психодиагностических заключений по формам:
Форма 0 ________, Форма 1________, Форма 2________, Форма 3_________.
Всего по форме 1: ___________.
Медицинский/клинический
психолог _____________ _______________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
«___» _____________ 201__ г.
Требование к обследованию и психодиагностическим заключениям
Приложение 11 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
Выделяют 4 формы психодиагностических заключений:
Форма 0:
- Заключение по данным нейропсихологического обследования, как обследования повышенной сложности, требующего высокой квалификации медицинского психолога.
- Заключение для комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, представляющее собой полное психодиагностическое обследование и ответы эксперта- психолога на поставленные вопросы.
Форма 1:
Заключение по данным полного психодиагностического обследования. Как правило, проводится в связи с задачами дифференциальной диагностики, уточнения степени и глубины расстройств психической деятельности, выявления сохранных и нарушенных звеньев психики, при решении экспертных вопросов.
Форма 2:
Заключение по данным частичного обследования – сенсомоторной, познавательной, либо эмоционально-волевой и личностной сфер. Как правило, проводится в клинике неврозов и у пациентов общесоматического профиля (уточнение личностных особенностей, особенностей эмоционально-волевой сферы).
Форма 3:
Заключение по данным обследования с помощью опросника ММPI с подробным анализом личностного профиля испытуемого. Показано для выявления личностных особенностей испытуемого, оценки эффективности проводимой психотерапии, как индивидуальной, так и групповой.
Предлагается набор необходимых методик, которые следует применять в обследовании (базовые методики) и набор дополнительных методик, которые могут варьироваться на усмотрение специалиста-психолога.
Для удобства подсчета общее количество заключений за отчетный период сводится к количеству заключений по форме 1.
Учитывая время, необходимое на проведение обследования, анализ результатов и написание заключения, нормативные нагрузки работы медицинского психолога могут составлять 16 заключений по форме 1 в месяц на одну ставку медицинского психолога (при 36-часовой рабочей неделе) – в стационаре. В амбулаторной службе – 20 заключений по форме 1 в месяц. В конце месяца психолог представляет отчет о своей работе (Приложение 9 ).
Ниже представлены требования к экспериментально-психологическому обследованию и заключениям.
Требования к обследованию и заключениям
К заключению по форме 1 (общие трудозатраты на 1 заключение 9-10 часов):
Исследование сенсомоторной сферы и внимания | |
Базовые методики: | Дополнительные методики: |
Таблицы Шульте и их модификации | Счет по Крепелину Корректурная проба Методика Кооса Нейропсихологические пробы Отсчитывание М-ка Когана |
Исследование познавательной сферы (память, мышление, интеллект, ассоциативные процессы) | |
Заучивание 10 слов Опосредованное запоминание(по Леонтьеву или пиктограмма) Вербальные ассоциации Существенные признаки 4-й лишний (исключение предметов) Сравнение понятий | Запоминание с учетом интерференции Зрительное запоминание (сюжетные картинки) Классификация предметов Интерпретация пословиц и метафор Установление последовательности событий Простые и сложные аналогии Объяснение смысла и содержания сюжетных картин Отсчитывание Методика Кооса Тест Равена Тест Векслера (субтесты) Проба Эббингауза Нелепые картинки Нейропсихологические субтесты |
Исследование эмоционально-волевой сферы и личностной сферы | |
Исследование самооценки + беседа Тест Люшера Вариант проективного рисунка (рисунок человека, дом-дерево-человек, несуществующее животное и пр.) | ММРI Тест Розенцвейга М-ка незаконченных предложений М-ка диагностики ценностных ориентаций М-ка оценки уровня притязаний Тематические ассоциации Тест Кеттелла Тест Сонди Тест “Рука” Тест Роршаха М-ка Лири Цветовой тест отношений |
К заключению по форме 2
(общие трудозатраты на 1 заключение 5-6 часов): Исследование одной-двух из указанных сфер.
Все базовые методики по обследованию определенной психической сферы плюс 2-3 из дополнительных (на усмотрение психолога).
Два заключения по форме 2 приравниваются к одному заключению по форме 1.
К заключению по форме 3 (общие трудозатраты 3-4 часа):
Опросник ММРI с интерпретацией личностного профиля.
Три заключения по форме 3 приравниваются к одному заключению по форме 1.
К заключению по форме 0 (общие трудозатраты 20-25 часов):
Одно заключение по форме 0 приравнивается к трём заключениям по форме 1 – в стационаре, к двум заключениям по форме 1 – в амбулаторной службе.
Примечание:
- При исследовании пациентов: со сниженным интеллектом; дефектами слуха, зрения; с общим плохим соматическим состоянием допускается уменьшение количества предъявляемых методик. Аналогично – при обследовании больных в условиях амбулаторной службы при дефиците времени.
- Список дополнительных методик не может быть приведен полностью вследствие их большого количества.
- При психологическом исследовании детей включаются методики, специфичные для данного контингента испытуемых.
Нормативы психокоррекционной работы медицинского психолога:
А. Групповая психокоррекционная работа
Любая групповая работа требует тщательной теоретической и методической подготовки, анализа предыдущих занятий и поведения каждого ее участника, оценки динамики в состоянии каждого члена группы. С учетом этих условий рекомендуется проведение двух групповых занятий в день на ставку медицинского психолога, включающие в себя следующие этапы:
- Подготовка помещения, методических пособий, формулировка задачи, составление сценария группового занятия – 30 минут.
- Введение и “разогрев” (разминка) – начальный этап работы группы – 15-20 минут.
- Реализация основных задач – основной этап работы группы – 60 минут.
- Подведение итога группового занятия – завершающий этап – 15 минут.
- Документальная регистрация проведенного группового психокорекционного/психотерапевтического занятия (заполнение формализованного бланка группового занятия или описание группового занятия по схеме в дневнике групповой психокоррекционной работы – Приложение 8) – 45 минут.
Б. Индивидуальная психокоррекционная работа
За один рабочий день психолог может провести не более четырех индивидуальных психокоррекционных занятий, то есть на одно занятие отводится 90 минут, которые включают:
- Подготовку к занятию (чтение специальной литературы, беседа с лечащим врачом, изучение истории болезни, а при повторных занятиях – анализ предыдущих встреч) – 15 минут.
- Занятие – 60 минут.
- Запись о проведенном занятии в истории болезни, журнале учета и (или) в специальном дневнике индивидуальной психокоррекционной работы (Приложение 7 ) – 15 минут.
Порядок оформления направления на экспериментально-психологическое обследование к психологу
Приложение 12 к приказу главного врача ГБУЗ «Наименование ЦРБ»
В направлении указывается следующие данные о пациенте:
- ФИО пациента.
- Год рождения.
- Первичный диагноз (или диагностические версии).
- Задача исследования.
Варианты
А. Дифференциальная диагностика (с выявлением патопсихологического симптомокомплекса, присущего тому или иному психическому заболеванию);
Б. Уточнение степени выраженности (глубины) имеющихся у испытуемого расстройств (снижения интеллекта, глубины эмоционально-волевых расстройств, изменений личности и пр.);
В. Выявление структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;
Г. Выявление установочных тенденций (симуляция, диссимуляция, аггравация, сюрсимуляция, метасимуляция);
Д. Оценка динамики нервно-психических расстройств;
Е. Диагностика уровня психического развития для выбора путей обучения и переобучения.
Цель исследования
Варианты: ВВК; МСЭК; ССПЭ; КСППЭ; КЭК; школьная экспертиза; оценка эффективности терапии; выбор путей терапии и коррекции.
Лечащий врач
____________ _____________________
подпись фамилия, инициалы
«___» ____________ 201__ г.
Видео по теме
Клиническая и медицинская психология
Ну вот, вроде и все, успехов Вам в практической работе психолога! Надеюсь, моя информация принесет Вам большую пользу и облегчит труды.
Карта психологической консультации оформляется в случае проведения комплекса мероприятий (диагностика, беседы, консультации и пр.) по запросу родителя, педагога, администрации или ребенка. Карта компактна, что позволяет обобщить и проанализировать всю проведенную диагностико - коррекционную работу.
1. ФИО обратившегося (родителя, педагога )
2. Проблема (на кого / что жалуется )
3. Анамнез (условия жизни, особенности развития и воспитания )
5. Личностные особенности обратившегося
6. Личностные особенности ребенка (из наблюдений )
7. Психодиагностика (проведенные методики, их результаты)
10. Консультации у других специалистов (к кому направлен, результат)
11. ФИО консультанта
12. Даты проведения работы (с учетом психодиагностики, бесед и пр.)
Отчетная документация психолога
По отчетности администрация судит о работе психолога в целом. И если отчетность не ведется, не отмечаются все виды работы психолога, администрация считает, что психолог работает мало и, вообще «непонятно, что он там делает?!» Поэтому надо, надо показывать директору и администрации, что психолог трудится не покладая рук и не вытирая пота со лба.
Имеет смысл вести два вида отчетной документации - текущую
(за принятый отчетный период - месяц) и итоговую
(за учебный год). Текущий анализ выполненных работ может отражаться непосредственно в регистрационной части в конце каждого месяца.
В целом проведено за ______________________ месяц (статистический отчет) | |||||||||||||
Всего приемов детей | Мальчиков | Девочек | |||||||||||
Возрастные группы | До 3 лет | 3-5 лет | 5-7 лет | 7-10 лет | 10-12 лет | 12-15 лет | Старше 15 л. | ||||||
Всего приемов взрослых | Родителей | Специалистов | |||||||||||
Проведено индивидуальных обследований | Первичных: | Повторных: | |||||||||||
Проведено индивидуальных консультаций | Детей: | педагогов/ родителей | |||||||||||
Проведено групповых консультаций | Для детей: | Для педагогов/ родителей: | |||||||||||
Проведено групповых диагностик Детей Взрослых | Количество детей на групповой диагностике: | Колич. взрослых на групп. диагностике (родит./специал.) | |||||||||||
Проведено индивидуальных коррекционных занятий: | С детьми | ||||||||||||
Проведено групповых коррекционных занятий: | С детьми | С родителями / специалистами | |||||||||||
Количество посещений детьми групповой коррекции: | Количество посещений взрослыми групповой коррекции: (родит./специал.) | ||||||||||||
Участие /проведение консилиумов | Плановых: | Внеплановых: | |||||||||||
Проведение открытых занятий (уроков): | Посещение уроков: | ||||||||||||
Участие в общешкольных мероприятиях (количество мероприятий): | |||||||||||||
Дополнительные виды работ: | |||||||||||||
Структура месячного отчета полностью совпадает со структурой годового (итогового) отчета, поэтому подготовка итогового отчета не составляет особого труда. Необходимо лишь суммировать каждую единицу выполненной работы по всем месяцам и занести полученную сумму в соответствующий раздел годового отчета.
По итогам статистических отчетов за каждый месяц и год возможно написание соответствующих аналитических отчетов.
Такая документация педагога-психолога (специального психолога) образовательного учреждения наглядно демонстрирует содержание проведенной диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Единицами деятельности следует считать отчет по проведенным диагностическим работам, среди которых первичное (углубленное) обследование, динамическое и итоговое индивидуальные обследования, заключение по групповым формам диагностической работы , а также отчет по промежуточным и итоговым результатам индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
Аналитическим отчетом за соответствующий период деятельности психолога следует считать годовой отчет о проведенной работе. На наш взгляд, месячный отчет следует представлять лишь в статистическом виде.
Мы не считаем необходимым для психолога обязательно использовать жесткие структурированные схемы отчетов.
Отчетная документация (заключения по результатам обследования, аналитические отчеты) - это «внешние» документы (в отличие от непосредственного протокола обследования, который следует рассматривать как исключительно «внутренний», который является абсолютно конфиденциальным документом специалиста), к которым должны иметь доступ специалисты, имеющие непосредственное отношение к клиенту психолога.
Форма 10.
Статистический годовой отчет
(обязательная форма)
Утвержден:
«___» ____________2008 г.
Директор: __________
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ
ЗА 20 /20 УЧЕБНЫЙ ГОД
Территория________________________________
Численность учащихся (воспитанников) в ОУ__________________
в то числе по ступеням обучения:
начальная школа (младшая группа)_________________
средняя ступень (средняя группа)__________________
старшая ступень (старшая группа)___________________
(подготовительная группа) ____________
Численность педагогических работников в ОУ _________________
I. ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
П. ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
1. Диагностическая работа | ||||||||||||||
Количество индивидуальных обследований | Первичных | Дети | Родители | Специалисты | ||||||||||
Повторных | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество групповых обследований | Первичных | Дети | Родители | Специалисты | ||||||||||
Повторных | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Общее количество обследованных в групповой диагностике | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа | ||||||||||||||
Количество групповых занятий | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Общее количество посещений групповых занятий | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество индивидуальных занятии | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество индивидуальных консультаций | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество групповых консультаций | Дети | Родители | Специалисты | . | ||||||||||
3. Организационно-методическая работа | ||||||||||||||
Участие в заседаниях | ||||||||||||||
В том числе в консилиумах | Плановых | Внеплановых | ||||||||||||
Организация и проведение экспертных работ | Плановых | Внеплановых | ||||||||||||
Количество проведенных семинаров | Для педагогов/ др. специалистов | Для родителей | ||||||||||||
Количество открытых занятий (уроков), проведенных психологом | Посещение уроков, занятий других специалистов | |||||||||||||
Социально-диспетчерская работа | Руководство практикой студентов | |||||||||||||
4. Перечень целевых программ, сопровождаемых психологом | ||||||||||||||
№ | Тема программы | Характер сопровождения | Кол-во часов | |||||||||||
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК
№ | Название методики (теста) | Основная направленность методики (теста) | Автор (ы) методики | Год издания (модификация) | Издательство (литературный источник) |
2. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
№ | Название программы | Основная направленность программы | Автор(ы) программы | Кем и когда утверждена | Издательство (литературный источник) |
Отчет подготовил
(ФИО психолога или руководителя ПС)
Подпись
«__» ____________ 200__г.
(Дата составления отчета)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Цель, объект, предмет исследования.
Построение гипотезы.
Выбор психодиагностических методик.
Разработчик, диагност. - Представление результатов исследования.
- Анализ полученных данных.
- Выводы и рекомендации.
Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ
ФИО педагога-психолога ___________________________
ОУ ______________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Задачи:___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Качественный и количественный анализ по направлениям деятельности:
Результаты диагностики детей в ДОУ
Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению
Количество детей в подготовительных группах ДОУ (по списку) _________
Таблица учета адаптации детей к детскому саду
Количество вновь поступивших детей в группы (по списку) _____________
Таблица учета коррекционно – развивающей работы
Таблица учета консультационной работы
Таблица учета психопрофилактической работы
Таблица учета просветительской работы
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
_________________________за ________________уч. г. ФИО___________________________________
Дата консультации
Фамилия, имя, отчество _____________________________________
Возраст..17 лет
Школа №45
Класс 11-В
Дата 18.11.04
Состояние здоровья:
а) здоров + , б) функциональные отклонения, в) хронические заболевания
Заключение подросткового врача: Практически здорова. На диспансерном учёте не состоит.
II. Информативность о мире профессий:
а) полная +
б) недостаточная
в) отсутствует
III. Наличие профессионального плана:
Профессия: медсестра учебное заведение Донецкое медицинское училище
IV. Сформированность профессионального плана:
а) сформирован +
б) частично сформирован
в) не сформирован
V. Осознанность выбора профессии. Профессия выбрана осознанно, самостоятельно.
VI. Ведущие мотивы. Получение знаний о клинических проявлениях, мерах профилактики и методах лечения заболеваний. Научиться практически применять полученные знания с целью оказания медицинской помощи больным людям.
VII.Сведения из "Анкеты оптанта":
любимые занятия: путешествия.
предпочитаемые профессии: врач, медсестра, программист.
опыт работы: нет.
успешность обучения по дисциплинам:
естественным: отлично точным: отлично
гуманитарным: хорошо...................труду: отлично
VIII. Интересы и склонности ДЦО:П 3 Т 4 Ч 5 3 5 Х 2
Карта интересов:
IX.Коммуникативные и организаторские склонности: Кк--1,2,3,4,6;
К0-- 1,2, 3,4, 5.
X. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:
а) ярко выражены (в какой области деятельности?) в медицине
б) не выражены
XI. Особенности поведения коммуникативность, терпимость, организаторские способности.
XII.Заключение профконсультанта:
а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)
б) оптант нуждается в углубенной профконсультации
область деятельности, профессия работа в области медицины: врач, медсестра; психолог.
Пути профессионализации медицинское училище, медицинский институт; факультет психологии.
Запасной вариант профессионального выбора преподаватель.
Домашнее задание посетить день открытых дверей в ВУЗах, познакомиться с работой медработников на практике, например на каникулах устроиться помощником медсестры в больницу.
Противопоказанные сферы деятельности...работа, требующая физических нагрузок.
Психолог-профконсультант:..Литвиненко О.О.
Вывод: У оптанта хорошая информированность в мире профессий, профессиональный план сформирован, профессия выбрана, продуманы пути её получения, имеется уверенность в правильности выбора. Выбор профессии осознан, что видно из анкеты оптанта - план соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуально-психологическим особенностям личности, указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.
При анализе, проведенного исследования с помощью дифференциально-диагностического опросника четко прослеживается направленность испытуемого к профессиям, в которых предметом труда является человек, что также соответствует правильности выбора профессии.
Анализируя данные, полученные при диагностике познавательных интересов по "Карте интересов", разработанной А.Е. Голомштоком можно отметить выраженный интерес к медицине, математике (+6), а также к физике, химии, технике и юриспруденции (+5), а к таким областям как метало- и деревообработка, география, геология, транспорт, авиация, иностранные языки и сценическое искусство интерес отрицается (-6).
Для оценки потенциальных возможностей личности, воспользовавшись вопросником коммуникативных и организаторских склонностей, получен результат (4 балла), свидетельствующий, что оптант относится к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, которые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Эти качества соответствуют выбранной профессии.
Следовательно намерения оптанта необходимо поддержать, одобрить, возможно дополнительно информировать о имеющихся учебных заведениях, правилах поступления. В качестве домашнего задания необходимо отметить важность изучения иностранных языков.
Также необходимо выработать запасной вариант - на мой взгляд это профессия психолога или педагога. А также определить область профессиональных противопоказаний - это профессии, связанные с физическими нагрузками; не рекомендуемые области - сценическое искусство, строительство, металловедение.
ФОТО Getty Images
Метафорические или ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку с реалистичными изображениями (это может быть фотография дома, дороги или реки) или абстрактными образами. Карты - профессиональный психологический инструмент, в основе использования которого лежит работа с визуальной метафорой.
При виде той или иной картинки у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, воспоминаний и фантазий, которые психолог затем интерпретирует.
Psychologies:
Метафорические карты помогают выяснить, в чем истинная причина беспокойства человека, обратившегося к психологу?
Татьяна Ушакова:
Карты - это не средство диагностики, но способ наблюдения. Я приведу такую метафору: представьте, что в комнату входит мальчик, в руках у которого розовый мяч. Он начинает с ним играть, кидает его нам, пинает ногой, потом обнимает и плачет. Глядя на его действия, мы можем сделать некие выводы о состоянии ребенка. Но в основе выводов все же наши наблюдения, а мячик - лишь инструмент.
«Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Зигмунд Фрейд
Метафорические карты сродни этому розовому мячику - они помогают нам наблюдать за клиентом и вступать с ним в контакт. А клиенту помогают взаимодействовать с самим собой, разным частям его личности - контактировать друг с другом.
Мы видим, как условный мальчик обращается с мячом, видим его отношение к предмету. А как обращаются с картами? Как они помогают психотерапевту понять что-то про клиента?
Т. У.:
Вот пример. Вчера ко мне обратилась женщина по поводу сложной ситуации в семье - у нее разладились отношения с ребенком, с мамой, со всеми сразу. Я предложила ей типичное упражнение: выбрать из колоды портреты людей, которые напоминают ей членов ее семьи. Не внешне напоминают, а по сути. Она выбирала долго, вдумчиво, потом по моей просьбе разложила эти портреты на столе так, чтобы расстояние между картами соответствовало степени душевной близости ее родных.
И вдруг в процессе она обнаружила, что себя-то, свой портрет и не выбрала. «А где вы-то?» - спрашиваю. «А про себя я забыла». И сама вдруг это осознала: «Так это действительно про мою жизнь. Я склонна заботиться обо всех, но никто не заботится обо мне. И сама я о себе не думаю». И вот ее собственные выводы - это самое ценное для меня.
Цель работы с метафорическими картами - не столько мне, специалисту, понять ситуацию клиента, сколько помочь клиенту увидеть свою ситуацию - семейную, жизненную - самому, как будто сверху (в психологии это называется диссоциацией) и сделать свои заключения. Выбирая карты, проговаривая то, что у него происходит в жизни, человек уже начинает успокаиваться. Еще Фрейд говорил: «Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Клиенты часто признаются: пока я рассказывал, я сам все про это понял. Вообще, мне кажется, что осознанность - одно из наивысших благ, которые доступны человеку.
В решении каких проблем карты помогают лучше всего?
Т. У.:
Дело-то не в картах, в них секрета нет. Секрет в том, что умеет специалист и какой подход использует. Карты хорошо сочетаются с разными направлениями работы. Ими могут успешно пользоваться психодраматисты, арт-терапевты, нарративные консультанты.
Когда человек смотрит на карты и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, в процессе рассказа сам часто находит ответ
Экзистенциальные психологи тоже их используют. Например, помогая человеку с эмоциональным выгоранием вернуть смысл работать дальше, психолог может предложить такое упражнение. Просит клиента выбрать карту, которая характеризует его положение на работе, его роль в рабочем процессе сейчас. Затем - выбрать карту, которая показывает его прежнего, в самом начале работы. Потом психолог предлагает клиенту оценить разницу и подумать: какой он видит свою дальнейшую карьеру?
Когда человек смотрит на карты (а у 90% из нас преобладает именно визуальное восприятие) и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, то в процессе рассказа сам часто находит ответ. А дальше мы можем выкладывать его дальнейшие шаги из карт, и клиент понимает, что нужно сделать, чтобы мечта стала реальной, достижимой целью.
А если у человека нет мечты и вообще представления о своем будущем?
Т. У.:
Карты помогают его увидеть. Однажды я работала с мальчиком Сережей 12 лет, который успешно перенес химиотерапию, и проблема при его выписке из больницы заключалась не столько в его физическом состоянии, сколько в психическом. Он очень изменился внешне: симпатичный золотоволосый мальчик превратился в лысого, полного, с одутловатым лунообразным лицом человека. Сережа боялся выходить из больницы во внешний мир, и надо было как-то преодолеть его страх по поводу возвращения к обычной жизни.
Из специальных карт-конструкторов мы начали составлять его портреты - каким он видит себя в прошлом, до болезни, как выглядит сейчас и каким представляет себя в будущем. Составляя автопортрет до болезни, он хохотал, что-то придумывал. Портрет нынешний вызвал у него тяжелые чувства, а третий портрет оказался крайне неопределенным - он вообще не видел себя в будущем. Потом, при помощи других карт, мы составляли план, что он будет делать в первый день после выхода из больницы. Сережа и тут не смог сформулировать, чего он хочет. И я предложила вытащить карту вслепую - результат, как всегда, оказался очень неожиданным. У него включилось чувство юмора, и мы разложили день за днем целую неделю его жизни после больницы. Он хохотал от души.
Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста
А потом мы вернулись к его портрету из будущего, и он смог его составить. Портрет получился живой, оптимистичный, симпатичный. Если вначале Сережа принимал себя только в прошлом, то теперь признался, что в будущем себе тоже нравится. Он вышел из больницы с чувством уверенности в себе. Всю неделю провел в точном соответствии с нашим планом, и ему было комфортно. Что здесь произошло? Жизнь пугала его своей неопределенностью. И когда Сережа увидел, какими событиями будет наполнен каждый день, ему стало хорошо и спокойно. Карты помогли сделать будущее определенным и привлекательным.
Под разные задачи и цели подходят разные карты?
Т. У.:
Вообще, любые метафорические карты подходят для решения любых задач. Но логично, когда речь идет о продвижении, использовать карты с изображением дорог, путей. В этих картах нет ничего иррационального, магического. В их основе заложен традиционный механизм проекции. Он запускаются при встрече человека с любым объектом. Но в момент размышлений о движении по жизни, например, карты с изображением дорог, развилок, путей быстрее помогут запустить этот процесс.
Терапевт и его клиент могут по-разному интерпретировать одну и ту же карту. Это мешает работе?
Т. У.:
Конечно, у меня и у клиента при взгляде на карту срабатывают разные проекции, и в этом главное коварство метафорических карт. Именно поэтому работе с ними надо учиться. Очень важно, чтобы психолог понимал: его личные проекции не имеют никакого отношения к проекциям клиента. Кто-то видит на картинке мимишный девчачий букет, а кто-то - похоронный венок. И если психологу непонятен смысл, которым наделяет карту клиент, если его это как-то раздражает, задевает, это точно не проблема клиента, а психологу пора на личную терапию. Поэтому иногда психологу лучше даже не смотреть на карту, чтобы не дарить клиенту свои проекции и не сбивать его с толку. Неверное толкование может завести вашу работу совсем не туда, куда надо.
В каких случаях карты использовать нельзя?
Т. У.:
Я не использую их в работе с клиентами, имеющими психические расстройства, пограничные состояния, эпилепсию. В этом случае задача специалиста - вернуть их в реальность, поставить на землю, и метафоры здесь будут вредны. Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста - у них конкретное мышление, они видят в изображении на карте только то, что там нарисовано. Образное, ассоциативное мышление развивается ближе к начальной школе, да и то не у всех. И среди взрослых клиентов встречаются те, у кого плохо развито образное мышление, кто не воспринимает зрительные образы.
Об эксперте:
Татьяна Ушакова - клинический психолог, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Сергиевом Посаде. Ее опыт работы с метафорическими картами - более 10 лет.
Узнать больше
Подробнее узнать о работе с метафорическими картами можно на мастер-классах и круглых столах Третьей ежегодной конференции «Метафорические карты в работе психолога» . Она адресована специалистам с базовым психологическим образованием.