1. Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До вступления в силу технического регламента, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технический регламент может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Технический регламент, разработанный в порядке, установленном настоящей статьей, принимается постановлением Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

2. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

3. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

4. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их представителям органов государственной власти и указанным в пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8.1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, разработанный в установленном пунктами 2 - 6 настоящей статьи порядке и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, которая создана и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

9. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

10. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических регламентов.

Федеральный закон «О Техническом регулировании» - N 184-ФЗ - контролирует процессы и отношения, появляющиеся в ходе разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними действиям по проектированию, строительству, перевозке, производству, монтажу, хранению, наладке, эксплуатации, реализации, оценке соответствия, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Не распространяет свою силу на область экономического нормирования (на ценообразование, сметное нормирование в строительстве и т.п.). Занимается такими вопросами, как порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, стандартизация, цели, принципы и формы подтверждения соответствия, обязательное подтверждение соответствия, нарушение требований технических регламентов, отзыв продукции, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий и т.д.

Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений ФЗ «О техническом регулировании». Этапы разработки и принятия технического регламента представлены на рисунке 1.

2.4.1 Разработка и публичное обсуждение проекта технического регламента

Разработчиком проекта технического регламента (далее – проекта) может быть любое лицо, то есть разработка обязательных требований перестает быть монополией государства. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать уведомление о разработке проекта в своих источниках - в печатном издании («Вестник Госстандарта») на русском языке и в информационной системе общего пользования (www.gost.ru) в электронно-цифровой форме.

В уведомлении о разработке проекта указывается:

К каким объектам он применяется;

Цель разработки технического регламента;

Обоснование необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ;

Информация о способе ознакомления с ним;

Данные разработчика (наименование или фамилия, имя, отчество разработчика, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц).


Рисунок 1 – Этапы разработки и принятия технического регламента

С момента опубликования уведомления проект должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Обязанность предоставления копии проекта возлагается на разработчика. Разработчик дорабатывает проект с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти экспертным комиссиям по техническому регулированию (далее – экспертная комиссия) по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта должно быть опубликовано Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в тех же источниках, что и уведомление о разработке проекта.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта должно включать в себя информацию:

Способ ознакомления с проектом и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц;

Данные разработчика.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта доработанный проект и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать уведомления в течение десяти дней с момента оплаты их опубликования. Порядок опубликования и размер платы устанавливаются Правительством РФ.

2.4.2 Принятие федерального закона о техническом регламенте

Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте (далее – проект федерального закона) в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

Обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта;

Финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

Перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Право законодательной инициативы согласно ст.104 Конституции РФ принадлежит:

Президенту РФ;

Совету Федерации;

Членам Совета Федерации;

Депутатам Государственной Думы;

Правительству РФ;

Законодательным органам субъектов РФ.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона с приложением необходимых документов направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект федерального закона Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии.

Проект федерального закона, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в источниках федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Поправки к нему, после окончания срока их подачи, публикуются в тех же источниках.

Проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать проект федерального закона в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования размер платы устанавливаются Правительством РФ.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий подлежат обязательному опубликованию федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в его источниках. Порядок их опубликования и размер платы устанавливаются Правительством РФ.

2.4.3 Внесение изменений в технический регламент или его отмена

В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

Статья 10. Порядок принятия, изменения и отмены технических регламентов. 1. Разработчик направляет предложение субъекту законодательной инициативы о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Субъект права законодательной инициативы вправе обратиться в Правительство Российской Федерации для получения отзыва на проект технического регламента. Проект технического регламента вместе с заключением экспертной комиссии, пояснительной запиской, обосновывающей необходимость его принятия, и перечнем разногласий представляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом законодательной инициативы в установленном порядке.

2. Разработчик проекта технического регламента, принимаемого постановлением Правительства Российской Федерации, направляет предложение о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Правительства Российской Федерации по своему усмотрению членам Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам государственной власти.
В случае принятия решения о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект технического регламента вместе с заключением экспертной комиссии, пояснительной запиской, обосновывающей необходимость его принятия, и перечнем разногласий представляется на рассмотрение Правительства Российской Федерации без обсуждения с заинтересованными органами и организациями.
Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенный проект технического регламента на заседании Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает проект технического регламента в трех чтениях.
Проект технического регламента в первом чтении голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается. В случае отклонения проект технического регламента проходит процедуру доработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении проекта технического регламента во втором чтении поправки к проекту технического регламента в части изменения требований к техническим характеристикам продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации могут быть внесены при условии соблюдения процедуры их разработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.
В третьем чтении проект технического регламента голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается.
4. При рассмотрении Правительством Российской Федерации проекта технического регламента внесение в него поправок не допускается. В случае отклонения проект технического регламента проходит процедуру доработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.
5. В случае, если обстоятельства или цели, обусловившие принятие технического регламента, изменились или перестали существовать, он подлежит изменению или отмене.
Соответствующий федеральный орган исполнительной власти при наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан начать процедуру изменения или отмены технического регламента.
Уведомление о разработке изменений и дополнений к техническому регламенту публикуется в порядке, установленном для разработки технического регламента. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в порядке, предусмотренном для вновь разрабатываемых технических регламентов.
6. Технический регламент не может быть введен в действие ранее, чем через шесть месяцев с момента его официального опубликования.
Сроки введения в действие технического регламента, принимаемого постановлением Правительства Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации при принятии указанного технического регламента.
7. Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона принять программу разработки технических регламентов. В дальнейшем такая программа должна уточняться ежегодно в соответствии с порядком разработки технического регламента.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов должны полностью или частично использоваться Международные стандарты, за исключением случаев:

  • если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и/или технологических особенностей;
  • если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.

Национальные стандарты также могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

В целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которая ежегодно должна уточняться и опубликовываться. Технические регламенты также могут быть разработаны вне утвержденной программы.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации и вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Порядок разработки и принятия технического регламента включает:

  • 1. Опубликование уведомления о проекте технического регламента в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Таким печатным изданием является «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии».
  • 2. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее двух месяцев.

  • 3. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
  • 4. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:
    • обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;
    • финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;
    • документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
    • документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
    • перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением указанных документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение 90 дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

5. Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за 60 дней до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение 60 дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

  • 6. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, разработанный в установленном порядке и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию не позднее, чем за 30 дней до дня его рассмотрения. Далее проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.
  • 7. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за 30 дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации.

  • 8. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.
  • 9. В исключительных случаях для обеспечения безопасности продукции, а также при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, окружающей среде необходимо незамедлительное принятие нормативного правового акта о техническом регламенте. В таких случаях действует особый порядок разработки и принятия технических регламентов, при котором Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

В Российской Федерации приняты технические регламенты «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности строительных материалов и изделий», «О безопасности лекарственных средств», «Об электромагнитной совместимости», «О безопасности колесных транспортных средств», «О безопасности изделий медицинского назначения», «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов», «О безопасности упаковки».

С целью установления на таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемой и ввозимой продукции действуют технические регламенты Таможенного союза.

В период с 2011 по 2014 год разработано и утверждено более 20 технических регламентов, в том числе технические регламенты «О безопасности игрушек», «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», «О безопасности пищевой продукции» и «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».

Учитывая важность контроля качества товаров, предназначенных для детей, принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.03.2013 №28.

К продукции, на которую распространяется действие технического регламента, относятся:

  • изделия для ухода за детьми (соски молочные, соски-пустышки, посуда, столовые приборы, санитарно-гигиенические и галантерейные изделия, щетки зубные и массажеры для десен);
  • одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия;
  • обувь и кожгалантерейные изделия;
  • коляски детские и велосипеды;
  • издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности.

Действие технического регламента не распространяется:

  • на продукцию, разработанную и изготовленную для применения в медицинских целях;
  • на продукты для детского питания;
  • на парфюмерно-косметические товары;
  • на спортивные изделия и оборудование;
  • на учебные пособия, учебники, электронные учебные издания;
  • на игрушки, игры настольные печатные;
  • на мебель;
  • на продукцию, изготовленную по индивидуальным заказам.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» 2012 года разработан с целью установления на территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.

При использовании игрушки необходимо свести к минимуму риск ущерба здоровью вследствие попадания химических веществ в дыхательные пути, на кожу, слизистые оболочки, глаза или желудок. Уровень миграции и выделение вредных химических веществ из игрушек должны соответствовать требованиям гигиенической безопасности, установленным техническим регламентом.

Требования гигиенической безопасности игрушек включают:

  • 1. Органолептические показатели (запах, привкус).
  • 2. Физические факторы (уровень звука, уровень напряженности электростатического поля, уровень напряженности электромагнитного поля радиочастотного диапазона, уровень напряженности электрического поля, уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения, уровень локальной вибрации, удельную эффективную активность естественных радионуклидов).
  • 3. Санитарно-химические показатели (миграцию в модельные среды вредных химических веществ, перечень которых определяется в зависимости от химического состава материала).
  • 4. Токсиколого-гигиенические показатели (раздражающее действие на слизистые, индекс токсичности).
  • 5. Микробиологические показатели (общее количество микроорганизмов, дрожжи и др.).

Наличие сертификатов соответствия заявленных материалов, используемых производителем в детских игрушках, одежде и обуви требованиям российского законодательства является обязательным условием в момент пересечения государственной границы.

Радиоуправляемые модели боевой техники, вертолеты, самолеты, автомобили и детские радиопереговорные устройства перемещаются через границу с заключением Комитета РФ по радиочастотному контролю о допустимости работы подобных устройств на территории ТС.

Все вышеуказанные документы на детские товары подтверждают соответствие установленным в стандартах нормам по следующим показателям: состав сырья, устойчивость окраски к стирке, поту, трению, гигроскопичность, воздухопроницаемость, удельное поверхностное электрическое сопротивление, содержание свободного формальдегида и т. д.

1. Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.
3. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
4. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.
Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и указанным в пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.
5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
6. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:
обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;
финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;
документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, указанный в пункте 4 настоящей статьи.
Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением документов, указанных в настоящем пункте, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
8. Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
9. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.
Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.
Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических регламентов.