Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются. Обоснование в плане закупок Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором. Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок.

Обоснование плана закупок и плана графика

  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример - размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.


В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара. В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.
Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее: Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме.

Как подготовить обоснование плана закупок и плана-графика

Пример обоснования для плана-графика (аукцион ГСМ).docПример обоснования для плана-графика (аукцион проектно-сметный метод).docПример обоснования для плана-графика (аукцион проектно-сметный метод).docПример обоснования для плана-графика (ЕП-100).docПример обоснования для плана-графика (ЕП-100).docПример обоснования для плана-графика (ЕП свет).docПример обоснования для плана-графика (ЕП свет).docПример обоснования для плана-графика (запрос котировок).docПример обоснования для плана-графика (запрос котировок).docПример обоснования для плана закупок 100.docxПример обоснования для плана закупок 100.docxПример обоснования для плана закупок МБУ.pdfПример обоснования для плана закупок МБУ.pdfПример обоснования для плана закупок ФГБОУ.pdfПример обоснования для плана закупок ФГБОУ.pdfПример обоснования плана закупок.docxПример обоснования плана закупок.docxСкачать можно без регистраций.

Составляем обоснование соответствия объекта закупки

Источниками для формирования описания могут быть:

  1. Ранее исполненные контракты.
  2. Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
  3. Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
  4. Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
  5. Другие источники.

Обоснование закупок: правила обоснования, сроки + образцы форм

Внимание

Этап планирования для заказчика - это сложная и скрупулезная процедура. Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст.


18 44-

Инфо

ФЗ). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке аргументировать закупочную деятельность:

  • ПЗ регламентируется ст. 17 44-ФЗ;
  • ПГ - ст. 21 44-ФЗ.

Вид бланка документа и порядок подготовки пояснительной формы к ПЗ и ПГ закреплены Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015. Если в течение отчетного периода в плановые регистры вносятся изменения, то их также необходимо формально обосновывать.


Как - покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана.

Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы. Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так: Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.
Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст.

Примеры обоснования для планов закупок

РФ, муниципальной программы (столбец 5) - «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ «Школа-интернат»;

  • обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) - «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Обоснование в графике При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.

Примеры обоснования закупок по 44-фз и для чего это нужно

Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиков - местной администрацией. 5. Оценка обоснованности осуществления закупок Согласно ч.4.

ст.18 44- ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пример обоснования закупки

Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. Согласно п.1 ст. 22 44-ФЗ, нужно не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК могут быть достаточно серьезными.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Подробнее читайте в статье о штрафах. Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

Что такое объект закупки и как его описать Объект закупки - в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки - это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.

Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика по 44-фз

  • Приобретение МТР или услуг предназначенных для ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи.
  • Закупка объектов культурного наследия.
  • Поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе.
  • Приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов.
  • Поставка электронных или печатных изданий.
  • Заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей.
  • Услуги по управлению многоквартирным домом.
  • Ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
  • Более полный список таких ситуаций можно найти в 93 статье 44-ФЗ.

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут с 01.01.2016 при планировании своих закупок осуществлять их обоснование (ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)). Новый нормативный правовой акт – Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 – устанавливает порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования. В данной консультации автор рассматривает правила обоснования закупок с учетом этого нового документа.

Обоснование закупки осуществляется бюджетным учреждением в двух случаях : при формировании плана закупок и при формировании плана-графика закупок (далее – план-график). Обратим внимание, что с 01.01.2016 учреждения будут обязаны создать оба этих документа – пока осуществляется только формирование плана-графика.

План закупок будет формироваться на очередной финансовый год и плановый период срока действия бюджета, план-график – только на очередной финансовый год. Например, с учетом того, что бюджеты трехлетние, в 2016 году учреждениям понадобится сформировать план закупок на 2017 год (очередной финансовый год) и 2018 – 2019 года (плановый период), а план-график – на 2017 год. При этом указанные документы необходимо будет делать с учетом уже принятых, но еще не вступивших в силу нормативных правовых актов – они вступают в силу также с 01.01.2016. Сейчас планы-графики формируются с учетом такого нормативного правового документа, как Приказ Минэкономразвития РФ № 182, Казначейства РФ № 7н от 31.03.2015 , устанавливающий особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы.

Сроки формирования плана закупок и плана-графика

Что нужно обосновывать в плане закупок?

При формировании плана закупок обоснованию будет подлежать объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки. В табличной форме самого плана содержится колонка «Цель осуществления закупки» – в ней должно указываться то или иное мероприятие государственной или муниципальной программы, в рамках которого бюджетное учреждение делает закупку, и ожидаемый результат реализации данного мероприятия. Кроме того, в качестве приложения к плану закупок должен выступать отдельный документ – обоснование в отношении каждого объекта или объектов закупок.

Какую информацию указывать в обосновании объекта закупки?

Обоснование в отношении объекта (объектов) закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

Идентификационный код. Порядок формирования этого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, будет установлен Минэкономразвития по согласованию с Минфином. На момент подготовки данной консультации (июнь 2015 года) этот порядок установлен не был.

Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, легковой автомобиль.

Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.

В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ ). Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование» ).

Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.

В качестве целей закупок федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ. Однако, как говорилось, выше деятельность бюджетных учреждений, как правило, осуществляется именно в рамках программ. Поэтому, например, в отношении закупки легкового автомобиля для нужд бюджетного учреждения среднего профессионального образования надо указать мероприятие соответствующей программы, для выполнения которого необходима такая закупка и средства на которую предусматриваются в объеме финансирования этого мероприятия. Если брать для примера вышеупомянутую государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы, то мероприятием данной программы, к которому можно было бы «привязать» покупку легкового автомобиля бюджетным учреждением среднего профессионального образования, могло бы быть «улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования» (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания) либо «осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг). Хотя отметим, что последний случай маловероятен, поскольку, скорее всего, закупки за счет внебюджетных средств бюджетное учреждение будет осуществлять в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , где обоснования закупок не требуется.

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы. Например, в случае покупки легкового автомобиля в рамках мероприятия по укреплению материально-технической базы госучреждений можно вполне формально и лаконично указать, что приобретение нового авто будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждения.

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных нормативных правовых (правовых) актов , устанавливающих требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта (объектов) закупки.

Какие ценовые ограничения учитывать?

Обоснование закупок связано с понятием «нормирование в сфере закупок», введенным федеральным законодательством о контрактной системе и призванным обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. До 01.01.2016 государственные и муниципальные органы на основании правил нормирования, которые также должны быть ими установлены, утверждают требования к закупаемым подведомственными данным органам бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены). Например, в отношении закупаемых бюджетными учреждениями легковых автомобилей может быть установлена предельная цена авто. К примеру, на федеральном уровне такие ограничения уже определены – если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб. Поэтому если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в данной позиции необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта.

Что нужно обосновывать в плане-графике?

При формировании другого документа – плана-графика – обоснованию подлежат:

– начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или цена контракта в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП);
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки, если способом закупки является конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.

Данные обоснования должны содержаться в отдельном приложении к плану-графику по каждому объекту закупки. Это приложение составляется по табличной форме, в которую по каждой закупке помимо ее идентификационного кода и наименования объекта (здесь повторяется содержание формы обоснования плана закупки – см. выше) вносятся следующие данные:

1. НМЦК, цена контракта, заключаемого с ЕП.

Если речь идет, например, о покупке легкового автомобиля, то указывается конкретная начальная (максимальная) цена его покупки.

2. Наименование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, могут применяться: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

3. Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе , а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, не предусмотренного ч. 1 ст. 22 закона.

Если при планировании закупки заказчик не смог применить ни один из вышеперечисленных методов определения НМЦК или цены контракта с ЕП – федеральное законодательство о контрактной системе это допускает – то в данной позиции необходимо обосновать эту невозможность, а также метод, который был применен вместо вышеперечисленных. Если был применен какой-либо из вышеуказанных методов, данная позиция не заполняется.

4. Обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. Здесь необходимо описать конкретную процедуру применения того или иного метода для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП. Например, если при закупке легкового автомобиля используется метод сопоставимых рыночных цен, то нужно привести собранные данные от различных поставщиков и расчет итогового результата. Если закупка осуществляется у ЕП в установленных случаях, когда обоснование цены контракта не требуется (например, при закупке ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.), эта позиция не заполняется.

5. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указывается один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается федеральным законодательством о контрактной системе и который бюджетное учреждение в рамках этого законодательства выбирает для осуществления закупки.

6. Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках федеральной контрактной системы осуществляется бюджетным учреждением с учетом многочисленных различных факторов, однако, не углубляясь сейчас в эту масштабную тему, можно порекомендовать учреждениям при заполнении данной позиции использовать достаточно формальные формулировки – например «применение запроса котировок для осуществления данной закупки допускается действующим законодательством».

7. Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований). Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает, что при использовании отдельных способов закупки, в том числе конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, бюджетное учреждение должно использовать дополнительные требования к участникам закупки в случаях, установленных Правительством РФ. Например, при закупке через конкурс с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если НМЦК (цена лота) превышает 500 тыс. руб., бюджетное учреждение должно применить к участникам закупки такое требование, как «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе».

Поскольку установление данных дополнительных требований в тех или иных случаях обязательно, при заполнении этой позиции рекомендуется просто указывать то или иное дополнительное требование с пометкой «(является обязательным в соответствии с действующим законодательством)».

В отношении закупок через запрос предложений лекарственных препаратов , которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, дополнительным обосновывающим документом является решение врачебной комиссии. Данное решение также должно стать приложением к плану закупок или плану-графику.

В отношении отдельных видов закупок обоснованию подлежит не каждый заключаемый контракт, а общий годовой объем закупок одной строкой. К этим видам закупок относятся следующие закупки у ЕП:

– закупка ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
– закупка ТРУ государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
– заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

В случае внесения изменений в план закупок или план-график изменения должны одновременно вноситься и в соответствующие формы обоснований закупок.

Особенности обоснования в плане закупок и в плане-графике

Заполните форму обоснования закупок в плане-графике одновременно с самим планом-графиком. Сделать это нужно через ту же систему, в которой делается и план-график. Обратите внимание, что вам нужно не просто соблюсти форму, но и учесть особенности обоснования НМЦК, способа закупки и дополнительных . Нюансы обоснования возможны и по некоторым . Ошибки в обосновании могут привести к штрафу до 50 тыс. руб.

Где заполнить форму обоснования и какие графы продублировать из плана-графика

Обоснование закупок нужно заполнить по утвержденной форме при (п. 2 Правил обоснования закупок).

Сделать это нужно в электронном виде в той же системе, где вы заполняли план-график: ЕИС, «Электронный бюджет», региональные (муниципальные) системы закупок.

Форма состоит из 10 столбцов. Часть информации (идентификационный код закупки, наименование объекта закупки, (далее - НМЦК), способ определения поставщика) нужно просто продублировать из самого плана-графика.

Остальные графы вы должны заполнить самостоятельно.

Как обосновать НМЦК или цену контракта с единственным поставщиком

Наименование метода обоснования НМЦК укажите в графе 5. Это могут быть стандартные методы, предусмотренные ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или иные методы. К стандартным относятся: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), тарифный, проектно-сметный, нормативный, затратный.

Обоснование иных методов (если таковые применялись) НМЦК внесите в графу 6. Опишите, почему не подошли стандартные методы и в чем заключается метод, которым вы обосновали НМЦК.

Пример обоснования иных методов НМЦК

Если, предположим, вам не подошли стандартные методы при закупке услуг по управлению и содержанию многоквартирного жилого дома (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), то вы можете указать: «Применить методы, установленные ст. 22 Закона N 44-ФЗ, невозможно, поскольку управляющая компания выбрана общим собранием собственников и цена контракта определяется на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома».

Обоснование НМЦК, определенной стандартным методом , внесите в графу 7. Кратко опишите, как делали расчет. Например, в этой графе указывают: конкретную часть ст. 22 Закона N 44-ФЗ, документы, на основании которых был сделан расчет, сам расчет.

Пример обоснования НМЦК, определенной стандартным методом

Чтобы определить НМЦК закупки горюче-смазочных материалов (бензина АИ-95), был использован метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитали НМЦК на основании трех коммерческих предложений. При заполнении графы обоснования НМЦК можно указать:

«Расчет произведен в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Стоимость 1 л бензина АИ-95, согласно коммерческим предложениям, составила: 39 руб. (поставщик N 1), 40 руб. (поставщик N 2), 41 руб. (поставщик N 3). Необходимое количество: 12 500 л. НМЦК = (39 + 40 + 41) / 3 x 12 500 = 500 000 руб.».

Как обосновать выбор способа закупки

Чтобы обосновать способ закупки, достаточно указать в графе 9 статью Закона N 44-ФЗ, которой установлен такой способ.

Если вы проводите электронный аукцион на закупку товара из аукционного перечня, сошлитесь также на Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.

Если , назначенных пациенту по медицинским показаниям, укажите номер и дату решения врачебной комиссии о назначении этих препаратов (п. 5 Правил обоснования закупок).

Как обосновать дополнительные требования к участникам закупки

Если вы установили такие требования к участникам закупки, то в графе 10 вы должны обосновать, на основании чего вы это сделали.

Укажите статью Закона N 44-ФЗ и (или) пункт из приложений к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, на основании которых вы устанавливали дополнительные требования к участнику

Как обосновать особые закупки

К особым относятся малые закупки до 100 тыс. руб. или 400 тыс. руб., а также закупки по п. п. 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

По ним не нужно заполнять все обоснование. Достаточно только внести:

  • в графу 2 - идентификационный код закупки из плана-графика;
  • в графу 4 - сумму всех закупок на год. Если, например, вы планируете провести за год закупок до 100 тыс. руб. в общей сложности на 20 млн руб., то укажите в этой графе 20 млн руб. Разбивать эту сумму на конкретные закупки не нужно;
  • в графу 7- расчет объема закупок. Например, по п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ укажите, что цена рассчитана в соответствии с планом командировок. По закупкам до 100 тыс. или до 400 тыс. руб. напишите, что запланированный объем соответствует допустимому объему таких закупок на год;
  • в графу 8 - основание закупки, например, закупки у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст.13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обязательному обоснованию подлежит объект закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели:

  • - начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;
  • - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • - оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • - по результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной, органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

  • 1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • 2) общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.
  • 4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:
    • - требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
    • - требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам, указанной корпорации казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения настоящего Федерального закона, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов, указанной корпорации.

Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат обязательному размещению в единой информационной системе.

Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.

Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

По результатам обязательного общественного обсуждения закупок в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению и не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

3. Формирование и ведение плана-графика

Утверждаются и ведутся в соответствии с требованиями, которые устанавливают:

  • · Правительство РФ - в случае осуществления закупок по заказам для федеральным нужд;
  • · высший орган исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, - для обеспечения потребностей этих субъектов;
  • · местными администрациями в установленном порядке - при закупках для нужд муниципальных образований.

В процедуре, могут участвовать следующие субъекты закупочной деятельности:

  • · государственные заказчики, действующие от имени субъектов РФ (далее - государственные заказчики);
  • · муниципальные заказчики, выступающие от имени муниципальных образований (далее - муниципальные заказчики);
  • · бюджетные учреждения, созданные субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Органы управления государственных или муниципальных заказчиков могут безвозмездно делегировать свои полномочия по осуществлению госзакупок на договорной основе. В таких случаях в процедуре формирования плана-графика закупок могут участвовать (в пределах предоставленных полномочий):

При условии осуществления капитальных вложений в объекты, находящиеся в государственной/муниципальной собственности, данная процедура формирования планов-графиков закупок распространяется и на:

  • · муниципальными образованиями (далее - автономные учреждения);
  • · государственные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности субъектов РФ;
  • · муниципальные унитарные предприятия.

Разработка и формирование планов-графиков производится ежегодно на период, равный календарному году, на основании планов закупок, которые заказчик собирается осуществить в соответствующем финансовом году. Сроки осуществления процедуры формирования определяют высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или местные администрации . При этом учитывается статус субъектов:

  • · для государственных (муниципальных) заказчиков сроки определяются органами, которые распоряжаются средствами бюджета субъектов РФ или местных бюджетов;
  • · для бюджетных учреждений сроки устанавливаются органами, которые осуществляют функции их учредителей;
  • · для юридических лиц, осуществляющих закупки с целью реализации программ по капитальным вложениям, сроки исчисляются с момента заключения договора на покупку недвижимости в государственную/муниципальную собственность или на предоставление субсидий, позволяющих осуществлять капитальные вложения в соответствующие объекты государственной/муниципальной собственности (только для тех закупок, планирование которых осуществляется в рамках указанных субсидий);
  • · для юридических лиц, осуществляющих свои функции в рамках предоставленных полномочий, сроки не должны превышать те, которые установлены вышестоящими инстанциями.

Формирование планов-графиков производится после того, как на рассмотрение соответствующего органа субъекта РФ или муниципального образования внесен проект нормативного акта об утверждении бюджета. В указанные сроки при необходимости производится:

  • · уточнение сформированных планов-графиков закупок;
  • · доведение до заказчика программы финансирования и объемов прав и полномочий по закупкам каждого конкретного субъекта, заключение договоров на предоставление субсидий или передача полномочий в рамках их делегирования в порядке, установленном положениями о взаимодействии заказчиков и юридических лиц, которым они передают свои полномочия;
  • · утверждение сформированных планов-графиков.

В любом случае сроки формирования и утверждения не должны превышать предусмотренные законом № 44-ФЗ 10 рабочих дней .

4. Размещение плана-графика в информационно-поисковой системе

Закон предусматривает, что порядок размещения планов-графиков закупок в открытом доступе определяется Правительством РФ.

В соответствии с указанным нормативным актом, после утверждения планы-графики в 3-дневный срок вносятся в единую информационную систему, аккумулирующую данные в сфере закупок. Исключение составляют сведения, которые содержат информацию, отнесенную в установленном порядке к государственной тайне. До ввода в эксплуатацию указанной системы размещение производится на официальном сайте РФ, предназначенном для размещения информации о госзаказах и расположенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).

Существуют некоторые категории информационных данных об осуществлении госзакупки, размещение которых в открытых источниках не допускается в случаях, когда они содержат сведения, отличающиеся от содержащихся в планах-графиках закупок. К ним относятся:

  • · извещения о закупке;
  • · документация об осуществлении закупки;
  • · приглашения о принятии участия в процедуре определения поставщика закрытыми способами.

Законом предусмотрено, что с момента введения его в действие участники закупок имеют право оперировать только той информацией, которая включена в планы-графики, поэтому заказчики должны очень внимательно отнестись к содержанию и форме информации, которую они размещают.

Субъектам закупочных процедур необходимо учитывать следующие требования к содержанию информации при включении ее в планы-графики.

Перечень товаров (работ/услуг), являющихся предметом закупки. В планы-графики закупок включаются только те товары, работы или услуги, которые могут быть приобретены на конкурсной основе посредством проведения:

  • · открытых и закрытых конкурсов;
  • · конкурса с ограниченным участием, в том числе и закрытого;
  • · 2-этапного конкурса, в том числе и закрытого;

Допускаются и аукционные торги с использованием электронных и закрытых аукционов, а также закупки путем осуществления запросов котировок и запросов предложений или закупок у единственного поставщика.

Не будет нарушением установленных требований и проведение закупки путем определения поставщика по решению Правительства РФ иными способами или с учетом дополнительных условий исполнения контракта.

а) извещение о закупке

Планы-графики закупок должны содержать только те закупки, о которых будут:

  • · размещены на официальном сайте в установленном порядке извещения о закупке;
  • · направлены приглашения о принятии участия в процедуре определения поставщика в тех случаях, которые допускаются федеральным законодательством.
  • б) Установленные сроки.

В план-график закупок включается информация о закупках:

  • · которые подлежат приобретению в течение года, на который разрабатывался и утверждался данный документ;
  • · срок осуществления которых (срок исполнения контрактных обязательств по которым) превышает период, на который утвержден план-график.

Законодательством РФ могут быть установлены дополнительные условия, которые отражают особенности закупок отдельных видов товаров (работ/услуг) или иные существенные сведения. Такая информация также включается в планы-графики закупок. К категории указанных сведений относятся, например, информационные данные об осуществлении иных (менее распространенных) способов госзакупок:

  • · централизованных закупок;
  • · совместных конкурсов;
  • · совместных аукционов;
  • · закупок с использованием закрытых способов определения поставщиков и др.

Помимо общих требований, предъявляемых к оформлению планов-графиков, имеются требования к информации, которая касается каждой конкретной закупки. Требования к форме предоставления информации устанавливаются в постановлении № 1044. Совокупность этих сведений содержится в едином документе и складывается из следующих основных информационных блоков.

В данной статье разбивка на информационные блоки является условной, поскольку осуществляется в целях облегчения процесса информирования, анализа и структурирования положений нормативной документации для потенциальных заказчиков и поставщиков.

1. Данные о заказчике.

К этой категории информации относятся сведения, в соответствии с которыми можно идентифицировать заказчика, его статус, соответствие его тому или иному виду заказчиков (государственный или муниципальный заказчик, юридическое лицо) с указанием:

Совокупность сведений о закупке включает в себя структурированную информацию, позволяющую отнести каждую конкретную закупку к определенной категории аналогичных. Это делается в целях эффективного учета, координации, контроля и статистической обработки информации о тендерных процедурах.

2.1. Кодирование закупок.

Кодирование производится по «сквозному» методу. Это означает, что коды закупки указываются в планах о закупках, планах-графиках, извещениях о размещении закупки, тендерной документации и иных процедурных документах, что обеспечивает их взаимосвязь.

Идентификационный код формируется из кодов:

  • · бюджетной классификации, определяемых согласно бюджетному законодательству РФ;
  • · общегосударственных классификаторов;
  • · каталога товаров (работ/услуг), обеспечивающего государственные или муниципальные нужды.

Идентификационный код может содержать дополнительную информацию, предусмотренную нормативными актами. Порядок и структура кода определяется соответствующим государственным органом, исходя из целей применения.

2.2. Наименование объекта закупки и его описание.

В случаях, оговоренных Законом. наименование объекта закупки указывается на основании информации, содержащейся в специальном каталоге, с указанием основных характеристик. Каталог товаров (работ/услуг) разработан с целью обеспечения государственных (муниципальных) нужд и содержит объемный перечень, систематизированный с учетом требований современных реалий рынка.

При описании объекта закупки необходимо придерживаться объективного характера подачи информации. Оно может производиться с использованием:

При необходимости описание может содержать сведения о применении в качестве критерия стоимости жизненного цикла товара (объекта, созданного по итогам выполнения работы) с указанием расходов, связанных с:

  • · закупкой товара (выполнением работ);
  • · последующим обслуживанием;
  • · эксплуатацией на протяжении срока службы;
  • · ремонтом;

утилизацией поставленного товара (объекта, созданного по итогам выполнения работ).

В случае, если объект закупки может быть измерен в количественном отношении, его описание должно содержать наименование единиц измерения в соответствии с кодом по соответствующему Общероссийскому классификатору.

В описание не должны включаться данные, которые могут повлечь ограничение количества участников. К ним относится информация, описывающая:

  • · фирменные наименования;
  • · товарные знаки;
  • · знаки обслуживания;
  • * патенты, полезные модели, промышленные образцы;
  • * место происхождения товара;
  • * наименование производителя;
  • * другие дополнительные сведения об объекте.

Исключение составляют случаи, когда иной способ более точного и четкого описания объекта закупки отсутствует.

2.3. Существенные условия закупки.

К этому информационному блоку сведений относится информация, которая в дальнейшем будет использоваться для совершения гражданско-правовой сделки и оформления контракта в качестве его существенных условий или дополнительных условий, который заказчик считает существенными.

Эта информация подлежит включению в планы-графики и иные тендерные документы. Она должна содержать данные о:

  • * количественных характеристиках товара, подлежащего поставке, или объемах работ (услуг), подлежащих выполнению (оказанию) в текущем финансовом году, выраженных в установленных единицах измерения;
  • * общем количестве закупки в периоды, находящиеся за пределами текущего финансового года, выраженном в установленных единицах измерения (в тех случаях, когда срок закупки превышает период, на который утвержден план-график);
  • * планируемых сроках и периодичности реализации контрактных обязательств или сроках выполнения отдельных этапов (в случаях, если предусмотрена поэтапная работа) с ежедневной, еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной и т.д. разбивкой;
  • * начальной (максимальной) контрактной цене или цене контракта при закупке у единственного поставщика, которая формируется в установленном порядке и определяется в виде четко обозначенной суммы или в единицах трудозатрат, работ или услуг (в случаях, когда определить объем выполнения является затруднительным);
  • · обосновании осуществления закупки;
  • · размере авансового платежа (в тех случаях, когда он предусмотрен) в текущем финансовом году;
  • · поэтапном графике осуществления оплаты (в тех случаях, когда он предусмотрен) в текущем финансовом году;
  • · сумме с разбивкой по годам планового периода и общей сумме запланированных платежей (в тех случаях, когда срок закупки
  • · превышает период, на который утвержден план-график);
  • · дополнительных требованиях к участникам закупки и их обосновании в тех случаях, когда вносить такие требования допускается законом или подзаконным нормативным актом.

Обоснования осуществления закупки готовятся заказчиком в качестве приложений по каждому объекту закупки в отдельности. В них должны включаться сведения, обосновывающие начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта при закупке у единственного поставщика. Они рассчитываются с использованием одного или нескольких методов:

  • · метода сопоставимых рыночных цен, осуществленный с помощью анализа рынка;
  • · нормативного;
  • · тарифного;
  • · проектно-сметного;
  • · затратного.

При определении поставщика заказчики могут использовать конкурентные способы выбора, а также способ осуществления закупок у единственного поставщика, не предпринимая действий, которые могли бы быть расценены как необоснованное сокращение количества участников. При этом заказчики должны учитывать требования закона, предъявляемые к отдельным категориям участников, например, субъектам малого предпринимательства или организациям инвалидов.

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2020, что писать в нем и как его оформлять.

Нормативная база

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.