Выбор будущей профессии - дело ответственное, и люди совершенно по-разному относятся к этому значительному событию. Сложность в том, что данному занятию будут посвящены долгие годы обучения и работы, а вся ответственность выбора возлагается, как правило, на подростка.

Чтобы не допустить ошибок и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, стоит разобраться в основных понятиях, связанных со сферой образования и трудовой деятельности: кто такой специалист, как им стать, какими возможностями обладает профессионал и чем профессия отличается от специальности. и детальные описания терминов помогут наглядно проиллюстрировать излагаемый материал.

Определение профессии

Этим словом называют различные виды трудовой деятельности, которые могут быть охарактеризованы рядом специальных навыков, приобретаемых в результате образовательного или рабочего процесса.

То есть профессию можно получить, обучаясь на специальном курсе или после совершенного и полного овладения необходимыми навыками на рабочем месте.

Чем специальность отличается от профессии? Тем, что последняя - более общее понятие. Подбор профессии накладывает определенные обязанности на выпускников школ и тех, кто планирует переквалифицироваться, так как этому занятию придется посвящать минимум 40 часов в неделю. Это чрезвычайно много, и очень трагичной становится судьба тех, кто работает не по призванию, ведь они в какой-то мере предают себя.

Оптимальные результаты на протяжении длительного времени может приносить только любимая работа. Достаточно вспомнить, сколько часов могут просидеть с паяльником над микросхемами будущие радиомонтажники или как долго может вчитываться в труды знаменитых психотерапевтов потенциальный психолог.

Чем отличаются понятия «профессия» и «специальность»

Выбрав основную профессию, можно приступать к определению более узкой специализации. Собственно, направление, в котором движется человек при овладении какой-либо профессией, это и есть то, чем специальность отличается от профессии.

В качестве примера можно привести ведь она включает массу специальностей:

  • Педиатрия.
  • Стоматология.
  • Урология.
  • Ортопедия и многие другие.

Очевидно, что пожинать плоды принятого решения доведется только тому человеку, который планирует начинать обучение, поэтому именно он должен выбирать область своей будущей трудовой деятельности. Здесь важно понять, чем специальность отличается от профессии, чтобы быть готовым к неминуемому выбору.

В процессе раздумий следует проанализировать свои желания и способности. Это необходимо, так как лучше всего люди делают то, к чему у них есть предрасположенность. На следующем этапе стоит поинтересоваться, насколько востребована и популярна данная профессия, этот показатель указывает, нужны ли обществу специалисты этой отрасли.

Финансовым вопросом лучше заниматься в последнюю очередь. Даже если стоимость обучения на выбранном факультете будет слишком высокой, можно найти альтернативу в других городах и даже странах. Не стоит менять цель, нужно искать различные пути ее достижения.

Как связаны профессия и должность

Должностью называют структурную единицу в какой-либо организации. Чтобы добиться зачисления в штат сотрудников и занять должность, человеку необходимо владеть подходящим образованием и доказать соответствие требованиям, которые предъявляются к соискателям.

Здесь недостаточно ориентироваться в том, чем специальность отличается от профессии. Нужно быть и профессионалом, и специалистом, способным максимально быстро приступить к работе и принести компании наибольшую пользу.

Когда стоит задумываться о выборе жизненного пути

Сегодня уже в детском саду малышам рассказывают, чем профессия отличается от специальности. Запоминая разновидности занятий и сфер трудовой деятельности, дети могут более точно понять, что бы им хотелось делать в дальнейшем.

Конечно, сменить профессию или специализацию можно в любом возрасте, однако исследования доказывают, что с годами такие перемены даются все сложнее.

Найти свое призвание способен помочь квалифицированный психолог. С помощью личного общения, консультаций, игровых методик и тестов, он выявляет предпочтения и склонности человека. На их основании специалист делает вывод об успешном овладении человеком той или иной профессии.

Итак, выяснение того, чем профессия отличается от специальности, является только первой ступенью на пути к карьерным вершинам.

Мы часто слышим слова «профессия», «специальность», «образование», но так сложно бывает уловить разницу между ними! Кажется, будто эти понятия имеют примерно одинаковое значение. Или они все-таки чем-то отличаются? Давайте разбираться.

Профессия

Итак, начнем, пожалуй, с профессии. Что это такое?

  1. Система знаний, умений и навыков, которая присуща конкретному индивиду. Примеры употребления термина в данном контексте: «Он получил профессию инженера», «У нее есть профессия».
  2. Профессиональное сообщество. Людей, занятых определенным видом труда, объединяет не что иное, как профессия. У них схожие интересы, знания и навыки.
  3. Вид деятельности. В данном контексте профессия отождествляется с работой.
  4. Необходимая для социума и довольно ограниченная (в связи с разделением труда) область приложения физических и духовных стараний человека, которая позволяет ему жить и развиваться.

Специальность

Следующий термин похож на предыдущий и соответствует разным видам областей труда в рамках профессий. Допустим, невозможно быть учителем в общем смысле. Это обязательно будет преподаватель по определенной дисциплине: химии, физике, литературе, истории, английскому языку и т.д. В других профессиях, в общем-то, та же ситуация: врач - эндокринолог, анестезиолог, ортопед, окулист, акушер-гинеколог; слесарь - сантехник, механик, инструментальщик. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России.

Когда вы будете выбирать колледж или высшее учебное заведение, то непременно столкнетесь с такими понятиями, как «направление образования» и «специальность образования». Предлагаем рассмотреть каждое из них.

Специальностью образования называют совокупность знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных им во время обучения по профессиональным программам высшего образования и обеспечивающих возможность заниматься определенным видом профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Существует ли принципиальная разница между направлением и специальностью образования? Стоит отметить, что направление образования обеспечивает более обширную сферу профессиональной деятельности. Есть еще такие понятия, как «группа специальностей» и «область знаний» - это разделение наук на определенные виды (гуманитарные, технические, естественные, образовательные и т.д.). Однако подобная дифференциация характерна только для высшего профессионального образования.

Что подразумевается под понятием «квалификация по направлению или специальности образования»? Уровень подготовки к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности. Квалификации устанавливает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. От квалификации зависит и минимальная заработная плата (в случае если вы будете работать в госучреждении по специальности).

Специализация

Этот термин следует понимать как конкретизированную совокупность знаний, навыков и умений, применяемых в узкой области профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.

Как известно, профессии не стоят на месте - они постоянно меняются в связи с потребностями рынка, и делают это очень стремительно. Создаются новые, объединяются, разделяются или же вовсе ликвидируются старые. Классификатор специальностей реагирует на появление изменений, но с определенной задержкой. Например, такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг», можно встретить в классификаторе, однако для «веб-дизайна», «банковского дела» и «логистики» места пока не нашлось. Хотя образовательные учреждения вправе создавать специализации, используя в качестве ориентира не только классификатор. Есть такие специализации, как «индустриальная психология», «международная журналистика». Они указываются в дипломе и позволяют работодателям судить о том, в какой сфере претендент на должность может похвастаться самыми широкими знаниями. А ведь в дипломе эта узкая специализация не указывается целиком - пишется просто «психология», «журналистика». Если же говорить о профессиях, то зачастую можно встретить устаревшие формулировки («агент по продаже» вместо «дистрибутор»). Бывает и так, что профессия появилась совсем недавно, а термин для ее указания пока еще отсутствует («редактор интернет-издания»). Впрочем, строгая тарифная сетка характерна главным образом для госучреждений. Коммерческие организации, как правило, закрывают глаза на подобные нестыковки между образованием, профессией и должностью. Так что все это обычно не более чем формальности.

Раскроем и такое понятие, как «должность». Это трудовые задачи (функции и обязанности), возлагаемые на работника. Трудовой пост подразумевает цель, средства, условия труда и вообще все, что свойственно определенной должности в определенной организации.

Второе высшее образование

Для успешного управления компанией необходимо понимать множество механизмов. Каждый управленец должен обладать знаниями из области гражданского, трудового, хозяйственного и административного права, маркетинга, экономики и даже пиара. Соответственно, любому топ-менеджеру желательно подкрепить базовое образование вторым высшим.

В последнее время нехватку специальных и узкоспециальных знаний особенно остро чувствуют руководители российских медучреждений. В отличие от Запада, где госпиталями и соответствующими управлениями руководят менеджеры, наши главные врачи, заведующие отделениями и чиновники от здравоохранения имеют подготовку исключительно по медицинскому профилю. К сожалению, в наших вузах, как правило, не предусмотрена возможность изучить нюансы применения правовых норм в медицинской сфере. По этой причине самой популярной современной тенденцией стало требование второго диплома, экономического либо юридического, в сфере медобслуживания. А иначе никак!

Для построения карьеры в банковской сфере мало быть хорошим финансистом. Грамотное управление финансовыми потоками, мудрый обход подводных камней в сложившейся экономической ситуации - все это крайне непросто. Здесь необходимы глубокие знания законодательной базы, в частности финансового права. А если вы предпочтете работу в отделе кредитования физических и юридических лиц, вам придется составлять договоры и вычитывать документы. В отдельных случаях нужно будет проверять, соответствуют ли они принятым правовым нормам, да еще и отслеживать возникновение новых законов. А тут уже придется сопоставлять вновь принятые законы с действующими и проводить сравнительный анализ. Разумеется, человек, не обладающий соответствующими знаниями, не сможет разобраться в подобных вопросах.

Большинство авторитетных изданий любит привлекать к написанию информационных статей не только писателей, но и экспертов - знатоков своего дела. Согласитесь, материал, изложенный профессиональным юристом, экономистом или психологом, окажется гораздо более интересным и полезным, нежели статья, написанная человеком, не особо разбирающимся в той или иной области знаний. Во всяком случае, не придется сомневаться в достоверности изложенного. Особенно ценятся специалисты, имеющие несколько высших образований, одно из которых базовое профильное, допустим, журналистика, философия. А другой диплом позволит компетентно освещать вопросы, поднимаемые на газетных и журнальных страницах.

Как видим, дополнительное второе образование - это наиболее эффективный способ повышения профессионального уровня для любого специалиста. На сегодняшний день юридическое образование является самым популярным вторым высшим. Далее идет «бухгалтерский учет и аудит». Следом расположились «менеджмент» и «управление персоналом». Причем зачастую их выбирают руководители предприятий и топ-менеджеры с технической или гуманитарной базой.

Пытаясь дать вразумительный ответ на вопрос о том, чем отличается специальность от профессии, даже взрослые люди нередко заходят в тупик, находя в памяти только какие-нибудь общие понятия с нечеткой формулировкой.

Детям и подросткам эти термины, конечно, также знакомы, ведь они являются частью лексикона практически каждого человека. Однако чтобы правильно и уместно использовать эти слова в речи, следует понимать их суть, а также то, чем отличается профессия от специальности.

Что представляет собой профессия

Говоря о профессии, люди обычно подразумевают какой-либо род занятий или вид трудовой деятельности, осуществление которой невозможно без приобретения знаний, квалификаций или практической подготовки.

При этом овладеть профессией можно обучаясь в соответствующем заведении или в результате обширного практического опыта. Исходя из определенных сходств в результатах и получаемых знаниях или наличия общей сферы применения, профессии объединены в несколько категорий:

  • Технические.
  • Экономические.
  • Педагогические.
  • Медицинские.
  • Строительные.

Чтобы понять, чем отличается профессия от специальности и должности, нужно дать определения этим терминам.

Специальность: определение, понятие, особенности

В отличие от профессии, специальность может быть присвоена только тому человеку, который прошел необходимое обучение, освоил законодательно утвержденную программу (навыки, умения, знания) и получил документ, подтверждающий этот факт (диплом, свидетельство). При этом полученные знания могут относиться к нескольким видам профессий. Специальность – это более узкое понятие.

Возвращаясь к указанной выше классификации, можно более иллюстративно объяснить, чем отличается специальность от профессии. Примеры специальностей, входящих в технические профессии: инженер, конструктор, архитектор, веб-программист, автомеханик и другие. Общим для них становится углубленное изучение физики, математики, информатики и прочих точных наук. Наряду с этим автомеханик и архитектор получают совершенно разные знания в рамках своих специальностей.

Должностью называют место в конкретной компании, ее структурную единицу. Должность указана в штатном расписании и предназначена для замещения физическим лицом с подходящей квалификацией.

Следовать за мечтой

Выбирая профессию и специальность, люди руководствуются самыми разными мотивами. Зачастую ответственность возлагают на юных выпускников, которые должны определить сферу своей будущей трудовой деятельности. Здесь важно не растеряться перед обилием (или, наоборот, скудностью) вариантов и выбрать именно то занятие, которое будет приносить радость и удовлетворение наряду с достойной оплатой. Конечно, есть соблазн предоставить решение родителям или еще кому-нибудь, однако вряд ли они смогут сопоставить предпочтения другого человека с его потребностями, способностями и потенциалом. Часто в таких случаях выбор делается из экономических соображений.

Получить адекватную помощь в профориентировании можно, обратившись к соответствующему психологу. Такие специалисты применяют различные игровые методики, тесты и консультации. Затем, анализируя полученные данные, они выдают свои рекомендации.

Безусловно, стоимость образования и возможности семьи абитуриента – также важный фактор, но он не должен быть определяющим. Существуют различные программы, помогающие получать скидки на обучение. Также есть возможность найти более простое и недорогое учебное заведение в других городах. Еще одним вариантом для получения желаемой профессии становится зачисление в бесплатные колледжи и техникумы.

Так чем отличается специальность от профессии?

Итак, можно сделать вывод, что разница между этими понятиями в их объеме. Профессия – более широкий, общий термин, который может охватывать определенное количество специальностей. Например, доктор – это и педиатр, и эндокринолог, и терапевт, и многие другие.

Главное, чем отличается специальность от профессии, – это то, что для овладения первой обязательно требуется обучение, а полученный документ действителен на ограниченной территории. Вторая же может быть приобретена в результате практических тренировок и упражнений (строители, продавцы, водители).

Особенность некоторых профессий в том, что для их приобретения невозможно обойтись без уникальных личных качеств и талантов: это, например, певцы, актеры, музыканты, художники. Лучшими профессионалами и специалистами неизменно становятся только те люди, которые следуют за своим призванием, искренне любят и вникают в то, чем занимаются. Любимое дело – путь к финансовому и личному успеху!

Просмотров: 2

bes-seb

Рабочие работают по профессии, а не занимают должности. Имеет ли право работодатель вменять рабочим Должностные инструкции, а вместе с тем Должностные обязанности и Должностную ответственность предусмотренные для должностных лиц-руководителей, специалистов и служащих?

Уточнение от 3 февраля 2013 - 12:32
Дело в том, что на предприятиях с Опасными Производственными Объектами, поднадзорными Ростехнадзору рабочие основных профессий (аппаратчики технологических установок, машинисты насосных и компрессорных установок, слесаря ремонтники) согласно федеральному законодательству должны ежегодно проходить проверку знаний требований охраны труда и производственных (по профессии) инструкций в области промышленной безопасности, которая для них не является аттестацией, в отличие от должностных лиц (руководителей и специалистов), у которых знания правил и норм по охране труда и промышленной безопасности входят, согласно ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, в их должностные обязанности и незнание, которых влекет за собой должностную ответственность-увольнение за несоответствие п.3ст.81 ТК РФ. На этих предприятиях умное руководство вменило рабочим основных профессий должностные инструкции, как для должностных лиц, со всеми вытекающими из этого последствиями-должностными обязанностями и должностной ответственностью и незаконно присвоило себе право увольнять рабочих за ежегодную проверку знаний, заявляя, что раз у них есть должностные обязанности, то это уже не проверка знаний, аттестация. Ни о каком совмещении рабочей профессии и должности в моем вопросе речи быть не может.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 16:08
Рабочие не проходят ежегодно аттестацию, только один раз на присвоение квалификации после профессионального обучения и по работам, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности (сосуды под давлением), а ежегодно они проходят проверку знаний требований охраны труда и производственных (по профессии) инструкций в области промышленной безопасности. В ст.81п.3 говорится об аттестации, а не о проверке знаний, причем здесь рабочие. Сам Ростехнадзор в своем ответе подтвердил, что эта проверка знаний у рабочих не является аттестацией, лишь для ИТР она является таковой, так как знания по охране труда и промышленной безопасности входят в их должностные обязанности. Вот и вменили рабочим должностные инструкции, чтобы увольнять, как ИТРцев, так как рабочие не вникают в разницу между профессией и должностью.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 18:15
Послушайте, есть законы, а не ваши размышления о том, кем рабочий становится после присвоения ему квалификации. Ему присваивается профессия в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих, а не специальность в соответствии с ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих. Это между прочим нормативно-правовые акты, в которых указано, что является должностью, а что профессией. Следуя вашему заявлению в ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих должны присутствовать специальность машиниста, аппаратчика и слесаря. Однако таких специальностей в этом справочнике вы не найдете. Программы профессионального обучения составлены в соответствии с требованиями Ростехнадзора, квалификацию-аттестацию мы проходим после обучения в квалификационной комиссии лицензированного образовательного учреждения, однако присваивают нам профессию и разряд, а не специальность и на работу принимают по профессии, а не назначают на должность. Сами подумайте, как можно работодателю позволить увольнять рабочих за проверку знаний-это же прекрасная возможность манипулировать людьми, нарушать их права даже в обеспечении безопасных условий труда. Рабочих можно уволить только за нарушение трудовой дисциплины или по результатам аттестации, правила проведения которой прописаны в постановлении № 470/267 от 5 октября 1973г. Рабочие проходят совершенно другую процедуру, которая имеет название проверка знаний и не надо путать ее с аттестацией - это два совершенно разных мероприятия.

Ответы:

Добрый день! Не совсем так. Кроме понятий "профессия", которое подразумевает обязательную профессиональную подготовку, понятия "должность", которое подразумевает собой выполнение должностных обязанностей, есть еще третье, более широкое понятие - "занятие", которое подразумевает собой - любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, а просто приносящий заработок.

Таким образом, может возникать ситуация, что один и тот же человек выполняет работу по профессии и одновременно должностные обязанности. Например, водитель-экспедитор. С одной стороны он - рабочий по профессии - водитель (управляет автомобилем, заправляет автомобиль, устраняет мелкие неисправности на линии), в то же время он может выполнять должностные обязанности (подписание и выдача необходимых финансово-коммерческих документов). В таких случаях работодатель вправе вменять рабочему выполнение должностных обязанностей.

В настоящее время Россиская Федерация переходит на международную практику системы учета занятий, исходя из требований развития рыночной экономики. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 №298 , утвержден Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), который разработан в соответствии с Государственной программой перехода. Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие). Как профессия рабочего, так и должность служащего может быть отнесена к определенной группе занятий.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 15:23
Вы в уточнении поднимаете сразу много вопросов: вопросы трудового права, в том числе о законности увольнения за непрохождение аттестации, вопрос охраны труда и промбезопасности. Профессии, которые Вы назвали, указаны не только в вып.1 ЕТКС, но и в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) и относятся к базовой группе 8290. В пояснении ОКЗ к характеристикам упомянутых профессий указано, что для выполнения работ требуется наличие трудового опыта и специальных знаний, приобретаемых путем профессионального обучения на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. С Ваших слов производство, на котором Вы работаете -опасный производственный объект, т.е требует специальных знаний. Соответственно, порядок проведения обучения, инструктажа и аттестации персонала на знание требований нормативно-технической документации регулируется как ст.212 ТК РФ, так и нормами Ростехнадзора. При этом инженеры обучаются для назначения в качестве ответственных ИТР, а рабочие для допуска к самостоятельной работе по программам обучения, утвержденным Ростехнадзором. В этих программах должны быть прописаны Ваши действия и обязанности, обеспечивающие безопасность производства. Другой вопрос, что увольнять рабочих за несоответствие п.3 ст.81 ТК - очень "смелое" решение. Отсутствие квалификации еще необходимо доказать, соблюдая процедуру согласования с профсоюзами и компетентности аттестационной комиссии.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 17:33
То, что под увольнением по п.3 ст.81 ТК в наше непростое рыночное время много спекуляций, с Вами можно согласиться. Однако, в Вашем случае речь идет не просто о рабочих. Рабочий, прошедший проверку знаний в рамках программы, утвержденной Ростехнадзором, не просто рабочий. Результатом проверки знаний является квалификационное удостоверение. С этого момента он становится лицом, обладающим специальными знаниями и навыками, т.е специалистом (по определению). Квалифицированный и аттестованный- это слова синонимы.

В ст.81 ТК РФ аттестация означает периодическую проверку квалификации работника.

Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе.." утверждены два Положения. Первое - касается аттестации ИТР, а второе Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих, по которому Вы и допускаетесь к работе Приказом работодателя.

Уточнение от 3 февраля 2013 - 19:52
Вы писали "Рабочие не проходят ежегодно аттестацию, только один раз на присвоение квалификации после профессионального обучения и по работам, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности (сосуды под давлением)".

Вы также писали "Каждый год подтверждать свою квалификацию (профессию и разряд) рабочий не обязан".

А это прописано в Правилах ПБ 03-576-03 , по которым составлена программа, на знание которой Вы сдаете проверку знаний:

"п. 7.2.1. К обслуживанию сосудов могут быть допущены лица, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов.

п.7.2.3. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения с указанием наименования, параметров рабочей среды сосудов, к обслуживанию которых эти лица допущены.

Удостоверения подписываются председателем комиссии.

7.2.4. Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

7.2.5. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по организации или распоряжением по цеху.

7.2.6. Организацией должна быть разработана и утверждена в установленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. Инструкция должна находиться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживающему персоналу."