Предприятиям или частным лицам, принявшим решение поучаствовать в тендерных торгах, следует изучить большое количество правил, знание которых в дальнейшем потребуются всем желающим поучаствовать в аукционе. В основном, правила проведения тендера разъясняют консультанты со стороны организатора. Связаться с ними можно по номерам телефонов, которые указываются в тендерной документации.

Порядок организации аукциона

К общим положениям относительно организации таких мероприятий в первую очередь относится то, что принимать в них участие имеют право частные предприниматели и юридические люди вне зависимости от гражданства. Однако если в сделке участвует компания из другой страны, то составление и подписание конечной документации по завершении аукциона на территории России должно проводиться в соответствии с законами РФ.

Для участия необходимо подать заявку, оформленную на русском языке, по форме, которая прилагается к тендерной документации. Подавая заявку на участие в аукционе, заявитель подтверждает, что он ознакомлен с правилами участия в данных мероприятиях и обязуется их соблюдать. Если в процессе конкурса участник отклоняется от установленного порядка, то он отстраняется от участия, и его предложения не будут рассматриваться в подведении итогов.

Обязанности и права тендерной комиссии (организатора аукциона)

Работа комиссии должна основываться на уставе предприятия, Гражданском кодексе и Конституции РФ. Кроме этого, ответственный за организацию конкурса обязан действовать в соответствии с регламентом «Об организации и проведении тендерных и конкурсных мероприятий».

В основные функции комиссии входят:

  • составление документов;
  • оповещение о начале аукциона всех участников тендера;
  • сбор заявок от потенциальных участников;
  • рассмотрение вопросов от конкурсантов, которые подали заявки, относительно будущего регламента мероприятия;
  • квалификация участников исходя из предоставленной тендерной и прочей документации;
  • анализ и оценивание предложений;
  • подведение итогов тендера и объявление победителя.

Организатор торгов имеет право самостоятельно принимать решение о продлении срока, на протяжении которого компании могут подавать заявки на участие в аукционе. В случае необходимости комиссия по тендерам может в любой момент потребовать у участников разъяснение какой-либо информации в предоставленных документах или исправления неточных формулировок, обнаруженных в них. Если участник отказывается исполнять просьбы организатора, то он отстраняется от торгов.

Также, стоит знать, что организатор не обязан возмещать участникам торгов какие-либо материальные расходы, понесенные ими в ходе тендерных мероприятий и имеет право отклонять заявки без объяснений.

Правила составления и предоставления квалификационных документов

В правила проведения тендеров входит правильное оформление и предоставление организатору всей необходимой документации и предложений. Все квалификационные документы и предложения должны быть переданы секретарю комиссии в двух конвертах, к которым прилагается опись вложений, отштампованных штампом компании и подписанных ее владельцем. Оба запечатанных конверта вскрываются только представителем тендерной комиссии в присутствии владельца предприятия или его доверенного лица, после чего вложения сверяются со списком документации, необходимой для участия.

В том случае, если список документов неполный или не соответствует регламенту конкурса, секретарь тендерной комиссии обязан отказать заявителю и вернуть ему конверты.

Квалификация участников аукциона

Все требования, которые могут предъявляться к участникам торгов, содержатся в квалификационных документах или любых других бумагах, имеющих отношение к привлечению предложений по аукциону. Оценивать претендентов должна организационная комиссия. Этот процесс обязательно основывается на анализе тендерных документов. Оценивание и подведение итогов выполняется без присутствия участников.

Подведение итогов торгов и определение победителя

Победителем тендерных мероприятий становится тот конкурсант, который, по мнению организатора, смог предоставить наилучшее предложение относительно предмета торгов. Лучшее предложение должно соответствовать совокупности следующих параметров:

  • цена;
  • квалификация;
  • график работ и проведения платежей.

Иногда для принятия окончательного решения организатор торгов может потребовать у желающих поучаствовать дополнительную информацию. Если после объявления итогов аукциона будут обнаружены какие-либо несоответствия или скрытые факты, которые противоречат правилам проведения тендера, то победитель снимается с участия в торгах. Новый победитель будет определен в течение пяти рабочих дней.

Если конкурсанта тендерного мероприятия не удовлетворяет решение организатора относительно выбора победителя, то он имеет право обратиться к руководителю компании и написать на его имя соответствующее заявление.

Изменение требований к проведению аукциона и отмена торгов

Любая компания может на протяжении двухнедельного срока после подачи заявки на организацию тендера изменить условия по отношению к участникам аукциона или вовсе отменить проведение торгов. Оповещение об отмене мероприятия делается тем же способом, которым конкурсанты были проинформированы о начале. Если организатор тендера получил только одну заявку на участие в торгах, то он обязан отменить их и объявить начало нового аукциона.

В любом случае, участие в тендере дает неоценимый опыт, даже если компания – поставщик товаров или услуг не смогла его выиграть.

Участие в тендере: Видео

Тендер – обязательная составляющая публичных закупок в государственном секторе. Согласно действующему законодательству, подавляющее большинство госпредприятий должны проводить торги на приобретение услуг и товаров, необходимых для выполнения их функций. Это открывает широкие перспективы перед компаниями-исполнителями, желающими участвовать в госзаказах. Но чтобы это участие стало результативным, важно знать правила проведения тендеров в Украине и следовать им на каждом этапе торгов.

Виды и отличия тендеров

Государственные тендеры в Украине классифицируют по двум критериям:

1) По типу предмета – на закупку:

  • товара;
  • услуги;
  • работы.

2) По уровню стоимости:

  • допороговые – приобретаются товары/услуги на общую сумму менее 200 тыс. грн. и работы на сумму не более 1,5 млн. грн.; цена товаров/услуг составляет не больше 1 млн. грн., а работ – 5 млн. грн.;
  • сверхпороговые – приобретаются товары/услуги на общую сумму более 200 тыс. грн. и работы на сумму не менее 1,5 млн. грн.; цена товаров/услуг больше 1 млн. грн., а работ – 5 млн. грн.

Большинство государственных торгов в Украине сверхпороговые – порядок проведения тендеров данного формата регламентируется ЗУ №922 «О публичных закупках».

Старт торгов

Первый этап проведения тендера со стороны заказчика – объявление о государственных торгах. Оно публикуется на электронных площадках, авторизированных системой ProZorro. Объявление содержит условия участия в тендере и перечень документов, запрашиваемых от потенциальных участников. Обязательные составляющие объявления:

  • требования к закупаемым товарам/услугам/работам (технические, качественные и количественные характеристики);
  • требования по квалификации участников;
  • критерии и методика оценки предложений.

Подача заявок

Для предприятия, которое планирует принять участие в государственной закупке, первым шагом является регистрация на электронной площадке с последующим поиском торгов. Когда подходящий тендер будет найден, необходимо изучить правила участия в тендере, собрать запрашиваемую документацию и в обозначенные сроки подать в электронном виде свое предложение через авторизированную площадку.

В период подачи заявок на тендер участники могут задавать заказчику уточняющие вопросы, касающиеся содержания документации. Такая опция доступна, если до окончания публикации предложений осталось не менее 10 дней. На ответ заказчику отводится 3 дня. В ходе коммуникации он может изменить некоторые условия, прописанные в документации, – в данной ситуации термин подачи заявок в автоматическом режиме продлевается на 7 или более дней. Уведомление об изменениях в условиях тендера приходят каждому участнику торгов, поэтому у них есть время ознакомиться с поправками. Далее участники имеют право или обновить предложение, или отозвать заявку.

Для проведения закупки должно быть обеспечено минимальное количество участников, подавших предложение: для допороговых торгов – минимум 1 участник, для сверхпороговых – минимум 2 участника. Если критерии не соблюдены, закупка отменятся. Если на сверхпороговые торги подалось достаточное количество участников, объявляется аукцион.

Проведение аукциона

В момент объявления аукциона электронная система раскрывает цены, предлагаемые участниками, и сортирует их по уменьшению. Торги проходят в три этапа – на каждом из них участники в заранее определенном порядке снижают цену своего предложения. Новый этап стартует с последней цены предыдущего.

У участников нет строгих ограничений по уменьшению цены. Главное – придерживаться базового правила: шаг каждого снижения должен превышать минимальный шаг аукциона, указанный в условиях проведения торгов. На каждом этапе участники могут следить, как проходит тендер – как меняются ценовые предложения и кто из конкурентов продолжает участие в торгах.

Оценка предложений

После третьего этапа ставок система делает все предложения публичными для участников. Раскрываются цены, условия предоставления предмета закупки, а также документы, которые подтверждают квалификацию потенциальных исполнителей. На основе этих данных заказчик будет оценивать предложения.

Главный критерий оценки по правилам тендера – экономическая выгода. Поэтому первой рассматривается заявка с наименьшей ценой. После определения выгодного предложения заказчику отводится 5 дней для его изучения. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до 20 суток. Если документация первого кандидата отвечает условиям торгов, заказчик вправе объявить его победителем без рассмотрения остальных заявок – на этом процедура проведения тендера считается завершенной.

Если первое предложение не удовлетворяет требования заказчика, он продолжает оценку заявок. На данном этапе анализируются не только цена и документация участников, но и дополнительные факторы:

  • допустимые формы оплаты;
  • условия гарантийного обслуживания;
  • эксплуатационные затраты;
  • предлагаемые сроки выполнения договора.

Тендер продолжается или до определения окончательного победителя, или до отклонения всех заявок. Во втором случае торги считаются отмененными.

Заключение договора

После определения участника, победителя тендера, на электронной площадке публикуется официальное сообщение о намерении заказчика заключить договор. Параллельно с этим система ProZorro информирует всех участников о результатах торгов. Каждый из них имеет право обратиться к заказчику для разъяснения конкурентных преимуществ предложения победителя. Также участники могут подать жалобу в Уполномоченный комитет, если, по их мнению, тендер прошел с нарушениями действующего законодательства.

При отсутствии жалоб заказчик и исполнитель подписывают договор. Процедура проводится не позже, чем через 20 суток после официального заявления о заключении договора. На этом торги закрываются. Все решения, которые были приняты в ходе проведения тендера в Украине, оформляются в форме протокола Уполномоченного органа или тендерного комитета.

Тендер – способ выбора поставщика заказчиком на конкурсной основе. Чем выгоднее предложение поставщика, тем больше вероятность того, что именного этого поставщика выберет организатор. Процедура проведения тендеров в России утверждена законодательством во избежание всевозможных нарушений с обеих сторон торгов. Правила проведения торгов едины для всех. Нарушение одного из положений ведет за собой дисквалификацию поставщика или закрытие конкурса, если нарушившая сторона – заказчик.

Этапы проведения тендеров на закупку

Правила проведения тендеров в России обязывают проводить конкурс в несколько этапов:

  • создание задач и условий для дальнейшей работы победителя;
  • выбор типа тендера: аукцион или конкурс;
  • создание «брифа», т.е. краткое перечисление задач и требований;
  • подтверждение списка участников;
  • определение победителя и заключение контракта с ним.

Бриф включает в себя информацию о деятельности организатора, цели, которые преследует заказчик, желаемый результат, основные требования, список документов для участия в конкурсе, оценочные критерии и временные рамки.

Если тендер проходит в виде конкурса, то для первого этапа происходит отбор 5-10 участников. Далее следует выбор лучших претендентов на победу. Тендер в форме аукциона требует меньшего количества участников. В этом случае обычно соревнуются 3-4 компании.

Процедура проведения и правила тендеров в России

Проведение тендеров на закупку государственного уровня подразумевает равенство всех участников и их конкурентоспособность. Тендеры бывают двух типов: открытые и закрытые. Этапы проведения тендера в обоих случаях аналогичные. Различие состоит в том, что в закрытых тендерах могут принимать участие только поставщики, получившие специальные приглашения от заказчика. Проведение тендеров может быть двух видов:

  • одноэтапные;
  • двухэтапные.

Одноэтапное проведение тендера включает в себя выбор поставщика сразу после поступления всех заявок. Одноэтапный конкурс рационален при небольших объемах закупки и при малом количестве участников тендера. При наличии только одной заявки на участие тендер имеет чисто символическое проведение, так как победитель уже очевиден.

Двухэтапные тендеры проводятся при большом количестве заявок на участие и при выходе конкурса на международный уровень. Также они проводятся при нетипичной продукции в качестве заказа, например, интеллектуальной собственности.

Закон о проведении тендеров

Тендеры – коммерческая деятельность (в случае организации частным лицом, а не муниципалитетом), которая регулируется законодательством. Закон о проведении тендеров определяет строгий и единый порядок проведения конкурса для регулирования и сохранности экономической ситуации в России. Закон создан во избежание правонарушений во время торгов. Задачи закона следующие:

  • стимулирование здоровой конкуренции;
  • предотвращение возможной коррупции;
  • гарантирование прозрачности и гласности процесса проведения торгов;
  • регулирование направления целевых и нецелевых средств.

Для проведения тендеров необходимо подготовить пакет документов. При самостоятельном составлении положений тендера можно допустить обидные ошибки. Особенно это актуально для тех, кто проводит тендер впервые.

Компания «Правовое решение» поможет в оформлении документов, даст грамотную консультацию и сопроводит весь процесс торгов. Для поставщиков обращение в специализированные компании гарантирует преимущество при подаче документов на конкурс, так как правильное составление конкурсного текста повышает шансы на победу.

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео