37320 Фотография с нуля 0

В уроке №8, заключительном в нашем курсе "Фотография с нуля", вы узнаете: Обработка отснятого материала. Форматы изображений. Где и как хранить цифровые фотоархивы. Что такое EXIF. Печать фотографий и публикация снимков в сети интернет. Можно ли заработать в интернете, публикуя фотографии.

Довольно часто фотографу приходится вторгаться в отснятый материал. И вы уже сталкивались с тем, что при фотографировании не все снимки получаются отличными. Какие-то снимки пересвечены (слишком светлые), а какие-то наоборот слишком темные; одни фотографии в синевато-красных цветах, а другие в желто-зеленых цветах; необходимо изменить кадрирование или размер снимка и т.д. И единственное, что в данной ситуации вас спасет - обработка фотографии.

В задачи этого урока не входит обучение обработке фотографий, для этого вы сможете приобрести или найти в интернете массу материалов, уроков, видеокурсов или посетить специальные занятия и мастер-классы. Мы лишь рассмотрим основные приемы, которые вам необходимо освоить. Они необязательно образуют процедуру, которую вы станете применять ко всем своим снимкам, но всякий раз, когда вам захочется, чтобы снимок выглядел «правильно», вы вспомните про эти методы.

Обработка изображений

Методы обработки отснятых материалов перечислены примерно в том порядке, в котором их следует применять:

1. Баланс белого — коррекция температуры и тона
2. Экспокоррекция — компенсация экспозиции, восстановление теней и засветок
3. Шумоподавление — в процессе обработки RAW или с использованием внешних программ
4. Коррекция объектива — устранение искажений, виньетирования, хроматических аберраций
5. Детальность — повышение резкости и локального контраста в снимке
6. Контраст — точка чёрного, инструменты коррекции уровней и кривых
7. Композиция — перспектива и кадрирование

8. Ретушь — цветопередача и выборочная коррекция
9. Размер — увеличение для печати или уменьшение для сайта или почты
10. Выходная резкость — в зависимости от предмета съёмки и размеров отпечатка или снимка на экране

1. Баланс белого

Просто корректное определение баланса белого может зачастую значительно улучшить цветопередачу снимка. Неверный баланс белого внесёт в ваш снимок сдвиг цветности и может значительно снизить как контраст, так и насыщенность цвета:


Неверный баланс белого - Нормальный баланс белого

Элементы управления. Сначала отрегулируйте баланс движком температуры, а затем уточните его с помощью движка тона (в некоторых программах он называется уровнем зелёного). Первый контролирует относительную теплоту изображения, а второй — пурпурно-зелёный сдвиг.
Проблемные сцены . Парадоксально, но камеры обычно сильнее всего ошибаются с балансом белого в наиболее драматически освещённых сценах (которые в результате могут максимально выиграть от его коррекции). Уделите особое внимание балансу белого при съёмке закатов, в помещениях, в слабом свете, и т.д.
Прочие инструменты. Если где-нибудь в снимке присутствует нейтрально-серый объект, можно использовать «пипетку точки белого» (или аналогично названный инструмент), чтобы автоматически задать баланс белого, так что тональный сдвиг данного объекта будет вычтен из всего снимка.

2. Экспозиция: компенсация и восстановление

Этот шаг подразумевает, что вы сделали всё возможное, чтобы получить корректную экспозицию в процессе съёмки. Однако, это не всегда возможно (или практично).

Недосвет (потеря теней отмечена синим) - Идеальная экспозиция - Пересвет (засветки показаны красным)

Просмотр. Оцените свой снимок в небольшом размере на экране на предмет экспозиции. Имейте также в виду, что не существует «правильной» экспозиции; зачастую она зависит от художественного замысла и всего лишь «выглядит правильно». Подробнее эта тема рассмотрена в уроке 4.
Предельные тона . Уделите особое внимание наличию засветок или потере деталей в тенях. Если используемая вами программа поддерживает это, вы, возможно, сможете восстановить их с помощью «восстановления заполняющего света» или «пипетки чёрного».
Ограничения . Избегайте чрезмерной коррекции. Если вы слишком сильно увеличите экспозицию, в тенях появится значительный шум, а при чрезмерном уменьшении её наличие засветок станет более очевидным. В любом случае, скорее всего это означает, что экспозиция снимка была неверна, и пожалуй, лучше будет сделать его заново.

3 . Шумоподавление

Если снимок был сделан при высокой светочувствительности ISO, он скорее всего выиграет от шумоподавления:

Шумный снимок (высокое ISO) - Он же после шумоподавления - Лучший вариант (низкое ISO)

Очерёдность. Шумоподавление наиболее эффективно, когда применяется перед любой обработкой (за исключением двух шагов, упомянутых ранее: компенсации экспозиции и баланса белого).
Разновидности . Визуальный шум бывает разный; одни его виды удалить легко, другие сложно. К счастью, шум, вызванный высоким ISO, относится к той разновидности, с которой сравнительно легко бороться.
Ограничения . Используйте скорее подавление, чем удаление шума, поскольку последнее может сделать предметы неестественно гладкими. Некоторое количество шума допустимо и даже ожидаемо.
Специальные программы . В случае с проблемными снимками, возможно, стоит попробовать специальные программы для удаления шума, такие как Neat Image, Noise Ninja, Grain Surgery или их аналоги.
Резкость . Шумоподавление зачастую идёт рука об руку с повышением резкости, так что может статься, что его нужно применять в сочетании с четвёртым шагом (в зависимости от используемой программы). Связано это с тем, что они могут повлиять друг на друга: повышение резкости усиливает шум, а шумоподавление зачастую снижает резкость.

4. Коррекция объектива

Три наиболее проблематичных (но поправимых) несовершенства объективов, рассмотренных нами в уроке №3 — это:

Виньетирование - Искажения - Хроматические аберрации

Виньетирование проявляется сильнее всего на низких f-ступенях, хотя некоторые объективы к тому же проявляют его сильнее прочих. Небольшое виньетирование зачастую идёт только на пользу, поскольку оно позволяет привлечь внимание к центру изображения и сделать края кадра менее жёсткими. Примите также во внимание, что коррекция виньетирования усиливает визуальный шум по краям. Однако, если виньетирование вызвано физическим препятствием (например, блендой или фильтром), к сожалению, его невозможно исправить.

Искажения (дисторсия) проявятся сильнее всего, когда вы используете широкоугольный или телеобъектив (или же используете ближний или дальний предел вариобъектива). Не пытайтесь исправлять их, пока они не стали визуально заметны, поскольку тем самым вы снижаете краевое разрешение и изменяете композицию. Искажения зачастую приемлемы при съёмке пейзажей, но неприемлемы на снимках архитектуры.

Хроматические аберрации (ХА) наиболее заметны на низких f-ступенях по краям изображения и в зонах с высококонтрастными деталями. Корректируя ХА, используйте в качестве образца высококонтрастный перепад яркости на краю кадра.

Однако имейте в виду, что не все типы ХА легко удалить. Если ХА невозможно скорректировать стандартными инструментами, вы можете попробовать использовать другие методы. Например, в программах Lightroom и Adobe Camera RAW есть инструмент «окантовка» (fringing), который позволяет уменьшить даже самые упорные виды ХА (однако с риском уменьшить детальность).

5 . Детальность: резкость, чёткость и локальный контраст

Целью данного шага является коррекция сглаживания, присущего сенсору камеры и объективу («входная резкость»). Важно использовать его консервативно, поскольку впоследствии вы будете применять ещё и «выходную резкость». Повышение резкости должно осуществляться аккуратно, поскольку оно может обострить другие проблемы качества изображения (такие как визуальный шум, хроматические аберрации и т.д.). Однако, будучи применено правильно, оно может оказать огромное влияние на субъективное качество снимка:


Оригинал - Коррекция резкости

Замечательно когда все снимки резкие и четкие. Такие снимки нравятся всем, но в тоже время бывают ситуации, когда не все детали на снимки должны быть резкими. Идея усиления резкости заключается не в том, чтобы сделать смазанное изображение четким. Усиление резкости применяется для улучшения контраста между объектами на изображении.

6 . Контраст: уровни и кривые

Снимки, сделанные против солнца или рядом с ярким источником света в помещении, зачастую низкоконтрастны (поскольку подвергаются влиянию бликов в объективе). Повышение контрастности зачастую придаёт снимкам всегда востребованный «объёмный» вид:


До применения уровней: низкий контраст - Результат применения уровней: контраст усилен

Чрезмерная контрастность может придать снимку неестественный вид, если исходный контраст являлся отличительной чертой снимка (при съёмке в тумане или дымке). Повышение контраста к тому же делает цвета более насыщенными.

7. Композиция: перспектива и кадрирование

Большинство снимков может быть значительно улучшено простым кадрированием, усиливающим композицию. И хотя универсальных правил не существует, некоторые хорошие принципы изложены в уроке №6. Также, при необходимости, корректируется "заваленность" горизонта


Исходный снимок - Кадрирование и исправление горизонта

При кадрировании можно также соотноситься с выбранным размером отпечатка (например, 10х15 см). Соотношение сторон при кадрировании зачастую можно задать в программе обработки изображений, тем самым значительно упростив процесс.

8. Ретушь: цветопередача и выборочная коррекция


Исходный снимок с пятнами пыли на сенсоре - Результат цифровой ретуши

По сути в эту категорию могут попасть любые действия, но есть некоторые типичные шаги:
Цветопередача — коррекция насыщенности, атмосферности и других аспектов. Впрочем, зачастую с этим перегибают, и этот этап может быть и вовсе не нужен, если баланс белого, экспозиция и контраст были подобраны соответствующим образом.
Выборочная коррекция — удаление следов пыли или физических недостатков (как показано выше), творческая резкость (например, на глазах модели в портрете) и выборочное шумоподавление (на исходно гладких небесах или коже). К важным инструментам относятся лечащая кисть, клонирующий штамп, маски слоёв и корректирующие кисти. Обратитесь к справке на используемую программу обработки изображений или пробегитесь по контекстным меню, чтобы узнать, что из этих инструментов вам доступно.

Закончив обработку, не забудьте сохранить копию снимка, поскольку все последующие этапы обработки зависят исключительно от способа дальнейшей публикации снимка. Тем самым вы избавите себя от необходимости повторять все предыдущие шаги всякий раз, когда вы захотите использовать снимок в других целях. В любом случае, на этом этапе изображение на экране должно выглядеть законченно.

9 . Размер: увеличение для печати, уменьшение для сайта

Всякий раз, когда вы меняете отображаемый размер своего снимка, вам нужно изменять размер файла (используя процесс, называемый «интерполяцией цифрового изображения»). Стратегии изменения размера могут значительно различаться в зависимости от того, хотите вы увеличить или уменьшить изображение.

При увеличении снимка для печати:
Всегда старайтесь увеличивать самостоятельно, не оставляйте эту работу на откуп принтеру(в противном случае легко получить видимые цифровые искажения).

При уменьшении снимка для сайта или отправки почтой:
Избегайте появления неестественных рисунков, таких как муар, показанный ниже.


Исходный снимок - В масштабе 50%

В любом случае, зачастую гораздо важнее метода уменьшения бывает применение выходной резкости (на следующем этапе).

10 . Выходная резкость

Выходная резкость обычно бывает заключительным этапом обработки изображения. Как следствие, её настройка зависит от выбранного устройства отображения и может учитывать особые соображения, основанные на размере, типе и дистанции просмотра снимка. Выходная резкость может также компенсировать любое размытие, вызванное уменьшением снимка для сайта или почты.

Форматы изображений - какой предпочесть?

В процессе формирования цифровых изображений форматы файлов приходится выбирать на следующих четырех основных этапах: при съемке цифровой фотокамерой, при обработке изображений, при выводе на печать и при сохранении в файлах изображений-оригиналов. Типичный перечень доступных форматов файлов, в которых можно сохранять изображения, поражает разнообразием наименований и сокращений. Правда, для эффективной работы и сохранения качества изображений требуется знать лишь несколько стандартных форматов.

Прежде всего, это RAW, JPG и TIFF. И каждый из них обладает своими плюсами и минусами. Самое главное — понять, действительно ли вам нужны возможности, которые дает тот или иной формат.

Для этого сравним все сильные и слабые стороны каждого формата. Итак:

.JPG

Главная задача формата JPG — передать максимально качественную картинку с минимальными затратами объема памяти. От этого идут все его недостатки, впрочем, и достоинства тоже:

  • Вы получаете готовую картинку. Вы можете сразу отправить фотографию в печать или запостить в интернете.
  • Фотографии JPG занимают значительно меньше места, нежели RAW или TIFF файлы.
  • Цвета на ваших фотографиях будут сразу именно такие, какими их видит камера. При работе с RAW вам придется использовать правильный RAW-конвертер.
  • Снимая в JPG, вы можете сразу выставить настройки резкости, насыщенности и контрастности ваших фотографий. Так же можно включить функцию автоматического подавления шумов.

Минусы:

  • Возможности для дальнейшей обработки значительно меньше, нежели при съемки в RAW.
  • При съемке в JPG теряется проработка мелких деталей в кадре. При печати фотографий в большом формате это будет заметная потеря качества.
  • На многих моделях зеркальных камер, при съемке в JPG, общая резкость на фотографии хуже, нежели при съемки в RAW.

Итог. JPG идеальный формат для тех, кому важна простота и удобство использования. Вы можете делать снимки и сразу отправлять их в печать в фотолаборатории или на домашнем принтере. Скопировав их на компьютер, вы сможете сразу их послать друзьям по интернету. Они занимают мало места на флеш-карточке и вам всегда хватит JPG, чтобы напечатать фотографию форматом 10х15 или 15х20 в хорошем качестве.

Если вам необходимо отснять большой объем фотографий (500, 1000, 1500 кадров) и у вас нет времени для обработки всех этих фотографий в RAW-конвертере, выбирайте JPG, ведь именно для этого он и создан.

.RAW

Формат RAW — «сырой», т.е. он требует последующий конвертации в JPG или TIFF. Дело в том, что при съемке в RAW в файл с фотографией сохраняется вся информация с матрицы фотоаппарата. Именно благодаря этой «сырости» мы имеем обширные возможности в обработке, но также и все неудобства, связанные с конвертацией файлов.

Достоинства:

  • Возможности обработки. Прежде всего, это возможности для работы с цветом — вы можете уже на компьютере изменить баланс белого на фотографии. Также вы можете обрабатывать отдельные цвета на фотографии, детально работать с областями теней и светов, контрастностью и насыщенностью изображения. Очень важный момент — при съемке в RAW в файле сохраняется дополнительная информация, используя которую можно «достать» детали изображения из пересвеченной или темной области кадра.
  • Снимая в RAW, вы сможете использовать точные алгоритмы удаления шумов и поднятия резкости.
  • RAW файл дает большие возможности для цветостилизации и художественной обработки фотографий.
  • В большинстве RAW-конвертеров есть функция сохранения настроек обработки. Сделав обработку, вы сможете одним кликом применить ее на другие фотографии.
  • Из RAW файла вы можете конвертировать изображение в любой нужный вам формат, будь то JPG файл низкого разрешения для публикации в интернете или TIFF файл большого разрешения для широкоформатной печати.

Минусы:

  • RAW файл занимает намного больше места, нежели JPG.
  • RAW файлы нельзя сразу отправить в печать или опубликовать в интернете.
  • Для конвертации RAW файлов необходимо использовать специальные программы — RAW-конвертеры. Изучение RAW конвертеров может быть интересным и увлекательным, только если вы действительно серьезно занимаетесь фотографией. В ином случае этот процесс будет для вас лишь дополнительной головной болью.
  • Сам процесс конвертации RAW файлов занимает дополнительное время и требует компьютера с хорошей производительностью.

Итог. RAW формат используют все профессиональные фотографы и фотохудожники. Для них возможности обработки и качество картинки, которые дает RAW — необходимость. Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, вам интересна работа с цветом или вы хотите печатать фотографии в больших форматах, попробуйте снимать в RAW.

.TIFF

Формат TIFF обычно сохраняет изображение в файле без потерь, то есть без предварительного сжатия отдельных пикселей. Слово «обычно» означает, что теперь формат TIFF предусматривает также сжатие в формате JPEG, хотя делать это не рекомендуется. Большинству фотографов хорошо известно, что TIFF отлично подходит для создания фотоархивов. Но для хранения изображений, зафиксированных цифровой фотокамерой, он, как правило, не используется из-за большого размера файла.

Учитывая, что на каждый пиксель приходится три значения цвета, окончательный размер файла изображения без сжатия получается в три раза больше разрешения цифровой фотокамеры. Так, при съемке фотокамерой с разрешением 6 мегапикселей размер файла формата TIFF получается равным 18 Мб. Помимо того, что такие крупные файлы быстро заполняют пространство для хранения цифровых изображений, они и записываются дольше, чем файлы других форматов.

Итог. Формат TIFF отлично подходит для печати и хранения изображений, но не совсем удобен для фиксации изображений цифровой фотокамерой и практически не поддерживается ими.

Выводы
В любом споре можно найти компромисс. И спор форматов — тому не исключение, ведь вы всегда можете включить на вашем фотоаппарате функцию одновременной съемки и в RAW, и в JPG. Это, безусловно, потребует больше места на карточке памяти, зато вы сможете использовать сильные стороны обоих форматов.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .

Наиболее популярные программы для обработки и конвертации изображений в формате RAW:

1. Adobe Photoshop Elements
2. Adobe Photoshop CS
3. Adobe Lightroom
4. Apple Aperture
5. GIMP
6. Google Picasa

Расширения RAW файлов на разных камерах:

1. Hasselblad - .3fr
2. ARRIFLEX - .ari
3. Sony - .arw .srf .sr2
4. Casio - .bay
5. Canon - .crw .cr2
6. Phase One - .cap .iiq .eip
7. Kodak - .dcs .dcr .drf .k25 .kdc
8. Adobe - .dng
9. Epson - .erf
10. Imacon - .fff
11. Mamiya - .mef
12. Leaf - .mos
13. Minolta - .mrw
14. Nikon - .nef .nrw
15. Olympus - .orf
16. Pentax - .ptx .pef
17. Logitech - .pxn
18. RED - .R3D
19. Fuji - .raf
20. Panasonic - .raw .rw2
21. Leica - .raw .rwl .dng
22. Rawzor - .rwz
23. Sigma - .x3f

Фотоархив

Вот, наконец, фотограф отснял тысячи кадров, нашел и сделал любимый и замечательный снимок. Пережив минуты торжества, по прошествии некоторого времени, фотограф оказывается перед вопросом: что с этим снимком делать, а также что делать с другими, менее замечательными двумя тысячами восемью кадрами.

Поговорим об архиве. Фотографу, снимающему на цифровую камеру, необходимо перекачивать информацию с цифровых носителей в компьютер и подписать. Здесь самое главное — как составить подписи к архиву, чтобы необходимый кадр можно было найти быстро и легко?

Есть несколько вариантов составления архива. Кто-то любит сортировать съемки по темам и так хранить. Вот, например, некоторые темы: город, люди, пейзаж, путешествия, семья. Но на одной карте памяти могут оказаться съемки из совершенно разных тем: портрет и пейзаж, город и семья и т. д. Поэтому, на мой взгляд, удобнее создавать архив по хронологическому принципу, и если съемок немного, то все их надо подписать: что, где, когда. Если вы снимаете больше чем раз в год во время отпуска, то имеет смысл составить описательную базу данных в какой-либо компьютерной программе, том же элементарном Excel. Любую съемку можно найти по дате, теме и по ключевым словам. Знаю, создание архива отнимает массу времени, но, посвятив этому скучному делу лишь полчаса в неделю, вы гарантированно сохраните потомкам все свои шедевры.

Снимая на цифровую камеру, фотограф сразу же упрощает себе работу по созданию личного архива. В каждом файле, отснятом камерой, уже содержится информация, где указаны тип камеры, выдержка, диафрагма во время съемки, фокусное расстояние объектива. Такая информация — метаданные EXIF — не всегда видна в просмотровых программах, но доступна в графических редакторах Photoshop, ACDSee и архиваторах Portfolio и FotoStation, iView Media Pro. Кроме такой сугубо технической информации, в каждом графическом редакторе можно добавлять к файлу еще и текст с описанием съемки, те же самые что, где, когда и ключевые слова по темам. Проведя немного времени перед экраном монитора, вы составите из своих фотографий замечательный архив, в котором любой кадр можно найти по одному из параметров: по календарной дате, теме, имени или параметру, заданному вами самостоятельно.

Имеет смысл сохранять все отснятые файлы и делать базовый архив, а отобранные и обработанные изображения «складывать» в текущий тематический каталог.

Рекомендую все съемки время от времени дублировать снимки — на DVD, или внешний носитель, даже если вам хватает места на жестком диске компьютера: мало ли что может случиться с винчестером. Я использую внешний защищенный носитель на 1 ТБ.

Свой архив можно разместить и в Интернете, надо только найти сайты, предлагающие возможности для размещения фотографий.

Можно ли заработать в Интернете, продавая фотографии

Фотобанк (фотосток, микросток) - это банк изображений, который выступает в качестве посредника между покупателем фотографий и самим фотографом. Фотобанк (фотосток, микросток) берет на себя задачу привлекать покупателей и принимать от них платежи, что очень упрощает работу фотографам, которым остается только снимать красивые фотографии, выкладывать их в фотобанки и получать за это деньги.

Для многих западных фотографов, работа в интернете с фотобанками стала не просто подработкой и дополнительным заработком, а является основной высокоприбыльной профессией, которая ежемесячно приносит тысячи долларов и это не шутка.

Если Ваша фотография будет по-настоящему хороша, она может стать бестселлером, который будет приносить реальную прибыль день ото дня, и при чем на постоянной основе. Чтобы заработать в интернете на фотобанках хорошие деньги, загружайте как можно больше качественных и интересных фотографий.

Но сразу скажу - пройти модерацию на серьезных фотобанках очень не просто, а для начинающего фотографа - практически нереально.

Практическое задание.

1. Объясните:

    В каком формате изображения вы предпочитаете снимать и почему?

  • Какие приемы пост-обработки вы наиболее часто применяете?
  • Как и в каком формате вы храните отснятый материал?

    Интересует ли вас коммерческая сторона фотографии?

2. Если вы владеете одним из графических редакторов - выполните последовательно обработку любой вашей фотографии по алгоритму, предложенному в уроке.

Почему же у одних получаются хорошие фото, а у других — сплошные неудачи? Так вот, секрет любого успеха — в регулярности. Ваши знания так и останутся чистой теорией, а снимки не станут лучше, если вы снимаете от случая к случаю. Каждый раз, беря в руки камеру, вы будете мучительно вспоминать, какой включать режим или какую выставлять диафрагму. Так «дачный» автомобилист опасливо передвигается по городу и не чувствует машину, потому что ездит на ней лишь летом и по выходным. Чтобы стать фотомастером и делать отличные картинки, надо фотографировать постоянно, то есть практически ежедневно. Надо слиться с фотокамерой в одно целое и, живя своей обычной жизнью, наблюдать мир через видоискатель или, по крайней мере, мысленно искать и находить сюжеты для фото — каждую минуту, в любой ситуации. Необходимо тренировать свое внутреннее видение и отыскивать в привычном необычное, в обыденном — парадоксальное. Знаете, чем отличается пессимист от оптимиста? Пессимист видит в лужах грязь, а оптимист — звезды. Раскройте глаза шире! Окружающее пространство в видоискателе выглядит совсем не так, как вы привыкли видеть. Фотографируйте! Участвуйте в фотоконкурсах и фотокроссах, посылайте свои снимки на фотосайты, ходите на фотовыставки!

Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество, поэтому — вперед! Вы увидите, что жизнь изменится к лучшему.

Что же в итоге? Тем из вас, кто внимательно изучил наши уроки, выполнил практические задания (и некоторые из вас даже разместили их результаты на форуме сайта для обсуждения) предлагается разместить фотографии в галерее сайта " " с пометкой - для выпускного альбома.

Тематика фото может быть любой. Портрет, пейзаж или иное, главное - пояснить, как уроки фотошколы помогли при съемке, какие параметры экспозиции вы настроили, что в построении композиции стало для вас определяющим.

Фото будут проходить модерацию, прошедшие проверку работы будут перемещенные в галерею Выпускных работ. А лучшие работы будут отмечены дипломом об окончании нашей фотошколы!

Довольно сложно научиться хорошо фотографировать если не знаешь основ и главных терминов и понятий в фотографии. Поэтому задача данной статьи — дать общее понимание того, что есть фотография, как работает фотоаппарат и познакомиться с основными фотографическими терминами.

Так как на сегодняшний день, пленочная фотография уже стала в основном историей, то речь дальше пойдет про цифровую фотографию. Хотя 90% всей терминологии неизменно, а принципы получения фотографии одни и те же.

Как получается фотография

Термин фотография означает рисование светом. Фактически, фотоаппарат фиксирует свет попадающий через объектив, на матрицу и на основе этого света формируется изображение. Механизм того, как на основе света получается изображение — довольно сложен и на эту тему написано много научных трудов. По большому счету, детальное знание данного процесса не столь необходимо.

Как же происходит формирование изображения?

Проходя через объектив, свет попадает на светочувствительный элемент, который его фиксирует. В цифровых камерах этим элементом является матрица. Матрица изначально закрыта от света шторкой (затвор фотоаппарата), которая при нажатии кнопки спуска убирается на определенное время (выдержка), позволяя свету в течении этого времени воздействовать на матрицу.

Результат, то есть сама фотография, напрямую зависит от количества света, попавшего на матрицу.

Фотография — это фиксация света на матрице фотоаппарата

Типы цифровых фотоаппаратов

По большому счету можно выделить 2 основных типа фотокамер.

Зеркальные (DSLR) и без зеркальные. Основная разница между ними в том, что в зеркальном фотоаппарате, через установленное в корпусе зеркало, вы видите в видоискателе изображение непосредственно через объектив.
То есть «что вижу — то снимаю».

В современных без зеркальных для этого используются 2 приема

  • Видоискатель оптический и расположен в стороне от объектива. При съемке надо делать небольшую поправку на смещение видоискателя относительно объектива. Обычно используется на «мыльницах»
  • Электронный видоискатель. Самый простой пример — передача изображения прямо на дисплей фотокамеры. Обычно используется на мыльницах, но в зеркальных камерах этот режим часто используется вместе с оптическим и называется Live View.

Как работает фотоаппарат

Рассмотрим работу зеркальной камеры, как наиболее популярного варианта, для тех кто действительно хочет чего то добиться в фотографии.

Зеркальная камера состоит из корпуса (обычно — «тушка»,»боди» — от английского body) и объектива («стекло», «линза»).

Внутри корпуса цифровой камеры стоит матрица, которая фиксирует изображение.

Обратите внимание на схему выше. Когда вы смотрите в видоискатель, свет проходит через объектив, отражается от зеркала,затем преломляется в призме и попадает в видоискатель. Таким образом вы видите через объектив то, что будете снимать. В момент, когда вы нажимаете спуск, зеркало поднимается, открывается затвор, свет попадает на матрицу и фиксируется. Таким образом получается фотография.

Теперь перейдем к основным терминам.

Пиксель и мегапиксель

Начнем с термина «новой цифровой эры». Он относится скорее к компьютерной области, чем к фото, но тем не менее важен.

Любое цифровое изображение создается из маленьких точек, которые называются пикселями. В цифровой фотографии — количество пикселей на снимке ровняется количеству пикселей на матрице камеры. Собственно матрица и состоит из пикселей.

Если вы многократно увеличите любой цифровой снимок, то заметите что изображение состоит из маленьких квадратиков — это и есть пиксели.

Мегапиксель — это 1 миллион пикселей. Соответственно, чем больше мегапикселей в матрице фотоаппарата, тем из большего числа пикселей состоит изображение.

Если сильно увеличить фото — можно увидеть пиксели

Что дает большое количество пикселей? Все просто. Представьте что вы рисуете картину не штрихами, а ставя точки. Сможете ли вы нарисовать круг, если у вас есть всего 10 точек? Возможно получится это сделать, но скорее всего круг будет «угловатым». Чем больше точек, тем более детальным и точным получится изображение.

Но тут кроется два подвоха, успешно эксплуатируемые маркетологами. Во первых — одних лишь мегапикселей мало для получения качественных снимков, для этого еще нужен качественный объектив. Во вторых — большое количество мегапикселей важно для печати фотографий в большом размере. Например для постера во всю стену. При просмотре снимка на экране монитора, особенно уменьшенного под размер экрана — разницы между 3 или 10 мегапикселями вы не увидите по простой причине.

В экран монитора обычно влезает намного меньше пикселей, чем содержится в вашем снимке. То есть на экране, при сжатии фотографии до размеров экрана и менее, вы теряете бОльшую часть своих «мегапикселей». И 10 мегапиксельный снимок превратится в 1мегапиксельный.

Затвор и выдержка

Затвор — это то, что закрывает матрицу фотоаппарата от света, пока вы не нажали на кнопку спуска.

Выдержка — это то время, на которое открывается затвор и приподнимается зеркало. Чем меньше выдержка — тем меньше света попадет на матрицу. Чем больше время выдержки — тем больше света.

В яркий солнечный день, чтобы на матрицу попало достаточное количество света, вам потребуется очень короткая выдержка — например, всего лишь 1/1000 секунды. Ночью, чтобы получить достаточное количество света, может потребоваться выдержка в несколько секунд и даже минут.

Выдержка определяется в долях секунды или в секундах. Например 1/60сек.

Диафрагма

Диафрагма это многолепестковая перегородка находящаяся внутри объектива. Она может быть полностью открыта или закрыта настолько, что остается всего лишь маленькое отверстие для света.

Диафрагма так же служит для ограничения количества света попадающего в итоге на матрицу объектива. То есть выдержка и диафрагма выполняют одну задачу — регулирование потока света попадающего на матрицу. Зачем же использовать именно два элемента?

Строго говоря, диафрагма не является обязательным элементом. Например в дешевых мыльницах и камерах мобильных устройств она отсутствует как класс. Но диафрагма крайне важна для достижения определенных эффектов связанных с глубиной резкости, о которой речь пойдет далее.

Диафрагма обозначается буквой f за которой через дробь стоит число диафрагмы, например, f/2.8. Чем меньше число, тем больше раскрыты лепестки и шире отверстие.

Светочувствительность ISO

Грубо говоря это чувствительность матрицы к свету. Чем выше ISO тем матрица восприимчивее к свету. Например, для того чтобы получить хороший снимок при ISO 100 вам потребуется определенное количество света. Но если света мало, вы можете поставить ISO 1600, матрица станет более чувствительной и хорошего результата вам потребуется в несколько раз меньше света.

Казалось бы в чем проблема? Зачем делать разное ISO если можно сделать максимальное? Причин несколько. Во первых — если света очень много. Например, зимой в яркий солнечный день, когда кругом один снег, у нас встанет задача ограничить колоссальное количество света и большое ISO будет только мешать. Во вторых (и это главная причина) — появление «цифрового шума».

Шум это бич цифровой матрицы, который проявляется в появлении «зернистости» на фотографии. Чем выше ISO тем больше шума, тем хуже качество фото.

Поэтому количество шума на высоких ISO один из важнейших показателей качества матрицы и предмет постоянного совершенствования.

В принципе, показатели шума на высоких ISO у современных зеркалок, особенно топового класса находятся на довольно хорошем уровне, но до идеала еще далеко.

Из за технологических особенностей, количество шума зависит от реальных, физических размеров матрицы и размеров пикселей матрицы. Чем меньше матрица и чем больше мегапикселей — тем выше шумы.

Поэтому «кропнутые» матрицы фотокамер мобильных устройств и компактных «мыльниц» всегда будут шуметь намного больше чем у профессиональных зеркалок.

Экспозиция и экспопара

Познакомившись с понятиями — выдержка, диафрагма и чувствительность, перейдем к самому главному.

Экспозиция является ключевым понятием в фотографии. Не понимая что такое экспозиция — вы вряд ли научитесь хорошо фотографировать.

Формально экспозиция - это величина засветки светочувствительного сенсора. Грубо говоря — количество света попавшего на матрицу.

От этого будет зависеть ваш снимок:

  • Если он получился слишком светлый — то изображение переэкпонированное, на матрицу попало слишком много света и вы «засветили» кадр.
  • Если снимок слишком темный — изображение недоэкспонированное, нужно чтобы на матрицу попало больше света.
  • Не слишком светлый, не слишком темный — значит экспозиция выбрана правильно.

Слева направо — переэкпонированный снимок, недоэкспонированный и правильно экспонированный

Экспозиция формируется подбором комбинации выдержки и диафрагмы, которая еще называется «экспопара». Задача фотографа, подобрать комбинацию так, чтобы обеспечить необходимое количество света для создания изображения на матрице.

При этом надо учитывать чувствительность матрицы — чем выше ISO, тем меньше должна быть экспозиция.

Точка фокусировки

Точка фокусировки или просто фокус — это та точка, на которую вы «навели резкость». Сфокусировать объектив на предмете, значит таким образом подобрать фокусировку, чтобы этот предмет получился максимально резким.

В современных камерах обычно используется автофокус, сложная система позволяющая автоматически фокусироваться на выбранной точке. Но принцип работы автофокуса зависит от множества параметров, например от освещенности. При плохом освещении автофокус может промахиваться или вообще окажется неспособен выполнить свою задачу. Тогда придется переключиться на ручную фокусировки и надеяться на свой собственный глаз.

Фокусировка по глазам

Точку, на которой будет фокусироваться автофокус — видно в видоискателе. Обычно это маленькая красная точка. Изначально она стоит по центру, но на зеркальных камерах вы можете выбрать другую точку для лучшей компоновки кадра.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — это одна из характеристик объектива. Формально эта характеристика показывает расстояние от оптического центра объектива до матрицы, где образуется резкое изображение объекта. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах.

Важнее физическое определение фокусного расстояния, а в чем практический эффект. Тут все просто. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив «приближает» объект. И тем меньше «угол зрения» объектива.

  • Объективы с небольшим фокусным расстоянием называют широкоугольными («ширики») — они ничего не «приближают» но зато захватывают большой угол зрения.
  • Объективы с большим фокусным расстоянием — называют длиннофокусными, или телеобъективами («телевик»).
  • называют «фиксами». А если вы можете менять фокусное расстояние, то это «объектив с трансфокатором», а проще говоря — зум объектив.

Процесс зуммирования — это процесс изменения фокусного расстояния объектива.

Глубина резкости или ГРИП

Еще одним важным понятием в фотографии является ГРИП — глубина резко изображаемого пространства. Это та зона за точкой фокусировки и перед ней, в пределах которой объекты в кадре выглядят резкими.

При небольшой глубине резкости — предметы будут размыты уже в нескольких сантиметрах или даже миллиметрах от точки фокусировки.
При большой глубине резкости — резкими могут быть предметы на расстоянии десятков и сотен метров от точки фокусировки.

Глубина резкости зависит от значения диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до точки фокусировки.

Подробнее про то, от чего зависит глубина резкости можно прочитать в статье « »

Светосила

Светосила — это пропускная способность объектива. Другими словами — это максимальное количество света, которое объектив способен пропустить к матрице. Чем больше светосила, тем лучше и тем дороже объектив.

Светосила зависит от трех составляющих — минимально возможной диафрагмы, фокусного расстояния, а так же от качества самой оптики и оптической схемы объектива. Собственно качество оптики и оптическая схема как раз и влияют на цену.

Не будем углубляться в физику. Можно сказать что светосила объектива выражается отношением максимально открытой диафрагмой к фокусному расстоянию. Обычно именно светосилу производители указывают на объективах в виде числа 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и т.п.

Чем больше соотношение, тем больше светосила. Соответственно, в данном случае, самым светосильным будет объектив 1:1.2

Carl Zeiss Planar 50мм f/0.7 — один из самых светосильных объективов в мире

К выбору объектива по светосиле надо относиться разумно. Так как светосила зависит от диафрагмы, то светосильный объектив на минимальной диафрагме будет иметь очень небольшую глубину резкости. Поэтому есть шанс, что вы никогда не воспользуетесь f/1.2, так как просто не сможете толком сфокусироваться.

Динамический диапазон

Понятие динамического диапазона так же очень важно, хотя вслух звучит не очень часто. Динамический диапазон — это способность матрицы, передать без потерь одновременно яркие и темные участки изображения.

Вы наверняка замечали, что если попытаться снять окно находясь в центре комнаты, то на снимке получится два варианта:

  • Хорошо получится стена, на которой расположено окно, а само окно будет просто белым пятном
  • Хорошо будет виден вид из окна, но стена вокруг окна превратится в черное пятно

Это происходит из за очень большого динамического диапазона подобной сцены. Разница в яркости внутри комнаты и за окном, слишком большая, чтобы цифровой фотоаппарат смог ее воспринять целиком.

Другой пример большого динамического диапазона — пейзаж. Если небо яркое, а низ достаточно темный, то или небо на снимке будет белым или низ черным.

Типичный пример сцены с большим динамическим диапазоном

Мы видим все нормально, потому что динамический диапазон воспринимаемый человеческим глазом намного шире чем тот, что воспринимают матрицы фотоаппаратов.

Брекетинг и экспокоррекция

В экспозицией связано еще понятие — брекетинг. Брекетинг, это последовательная съемка нескольких кадров с разной экспозицией.

Обычно используется так называемый автоматический брекетинг. Вы задаете камере количество кадров и смещение экспозиции в ступенях (стопы).

Чаще всего используется три кадра. Допустим мы хотим сделать 3 кадра во смещением в 0.3 стопа (EV). В этом случае камера сначала сделает один кадр с заданным значением экспозиции, затем с экспозицией смещенной на -0.3 стопа и кадр со смещением на +0.3 стопа.

В итоге вы получите три кадра — недоэкспонированный, переэкспонированный и нормально экспонированный.

Брекетинг может использоваться для более точного подбора параметров экспозиции. Например вы не уверены в том, что выбрали правильную экспозицию, снимаете серию с брекетингом, смотрите на результат и понимаете в какую сторону надо изменить экспозицию, в большую или меньшую.

Пример снимка с экспокоррекцией на -2EV и +2EV

После чего можно воспользоваться экспокоррекцией. То есть вы точно так же устанавливаете на камере — сделать кадр с экспокоррекцией +0.3 стопа и нажимаете на спуск.

Камера берет текущее значение экспозиции, добавляет к ней 0.3 стопа и делает кадр.

Экспокорекция бывает очень удобна для быстрой подстройки, когда вам некогда думать над тем, что нужно изменить — выдержку, диафрагму или чувствительность чтобы получить правильную экспозицию и сделать снимок светлее или темнее.

Кроп фактор и полнокадровая матрица

Это понятие пришло в жизнь вместе с цифровой фотографией.

Полнокадровым принято считать физический размер матрицы, равный размеру 35мм кадра на пленке. Ввиду стремления к компактности и стоимости изготовления матрицы, в мобильных устройствах, мыльницах и не профессиональных зеркалках устанавливают «кропированные» матрицы, то есть уменьшенные в размерах относительно полнокадровой.

Исходя из этого, полнокадровая матрица имеет кроп фактор равный 1. Чем больше кроп фактор — тем меньше площадь матрицы относительно полного кадра. Например при кроп факторе 2 — матрица будет в два раза меньше.

Объектив предназначенный для полного кадра, на кропнутой матрице захватит только часть изображения

В чем недостаток кропнутой матрицы? Во первых — чем меньше размер матрицы — тем выше шум. Во вторых 90% объективов, произведенных за десятилетия существования фото, расчитаны на размер полного кадра. Таким образом, объектив «передает» изображение в расчете на полный размер кадра, но маленькая кропнутая матрица воспринимает только часть этого изображения.

Баланс белого

Еще одна характеристика, появившаяся с приходом цифровой фотографии. Баланс белого — это подстройка цветов снимка для получения естественных оттенков. При этом отправной точкой служит чистый белый цвет.

При правильном балансе белого — белый цвет на фото (например бумага) выглядит действительно белым, а не синеватым или желтоватым.

Баланс белого зависит от типа источника света. Для солнца он один, для пасмурной погоды другой, для электрического освещения третий.
Обычно новички снимают на автоматическом балансе белого. Это удобно, так как камера сама выбирает нужное значение.

Но к сожалению, автоматика далеко не всегда так умна. Поэтому профи часто выставляют баланс белого вручную, используя для этого лист белой бумаги или другой предмет, имеющий белый цвет или максимально близкий к нему оттенок.

Другим способом является коррекция баланса белого на компьютере, уже после того как снимок сделан. Но для этого крайне желательно снимать в RAW

RAW и JPEG

Цифровая фотография это компьютерный файл с набором данных из которых формируется изображение. Самый распространенный формат файла для показа цифровых фотографий — JPEG.

Проблема в том, что JPEG — это так называемый формат сжатия с потерями.

Допустим у нас есть красивое закатное небо, в котором тысяча полутонов самых разных мастей. Если мы попытаемся сохранить все многообразие оттенков, размер файла будет просто огромен.

Поэтому JPEG при сохранении выкидывает «лишние» оттенки. Грубо говоря если в кадре есть синий цвет, чуть более синий и чуть менее синий, то JPEG оставит только один из них. Чем сильнее «сжат» Jpeg — тем меньше его размер, но тем меньше цветов и деталей изображения он передает.

RAW — это «сырой» набор данных зафиксированный матрицей фотоаппарата. Формально эти данные еще не являются изображением. Это исходное сырье для создания изображения. Благодаря тому, что RAW хранит полный набор данных, у фотографа появляется намного больше возможностей для обработки этого изображения, особенно если требуется какая то «коррекция ошибок» допущенных на стадии съемки.

Фактически при съемке в JPEG, происходит следующее, камера передает «сырые данные» микропроцессору фотоаппарата, он обрабатывает их согласно заложенным в него алгоритмам «чтобы получилось красиво», выкидывает все лишнее с его точки зрения и сохраняет данные в JPEG который вы и видите на компьютере как итоговое изображение.

Все бы хорошо, но если вы захотите что то изменить, может оказаться что нужные вам данные процессор уже выкинул как ненужные. Вот тут то и приходит на помощь RAW. Когда вы снимаете в RAW камера просто отдает вам набор данных, а дальше — делайте с ними что хотите.

Об это часто стукаются лбом новички — начитавшись, что RAW дает лучшее качество. RAW не дает лучшего качества сам по себе — он дает намного больше возможностей получить это лучшее качества в процессе обработки фотографии.

RAW это исходное сырье — JPEG готовый результат

Например загружайте в Lightroom и создавайте свое изображение «вручную».

Популярной практикой является одновременная съемка RAW+Jpeg — когда камера сохраняет и то и другое. JPEG можно использовать для быстрого просмотра материала, а если что не так и требуется серьезная коррекция, то у вас есть исходные данные в виде RAW.

Заключение

Надеюсь эта статья поможет тем, кто только хочет заняться фотографией на более серьезном уровне. Возможно некоторые термины и понятия покажутся вам слишком сложными, но не бойтесь. На самом деле все очень просто.

Если у вас есть пожелания и дополнения к статье — пишите в комментариях

Справочники с рецептами проявителей у меня занимают целую полку; хотя цифровая фотография существенно моложе, в ней сегодня тоже есть множество альтернативных способов обработки. Нет необходимости использовать все проявители или программы сразу, нужно использовать те, которые лучше подходят к данной задаче, или те, особенности работы с которыми вами лучше изучены. Ниже я рассмотрю организацию технологического процесса с помощью вышеперечисленных программ в нескольких типовых случаях.

Рассмотрим внимательнее случаи, где Photoshop в одиночку бессилен:-) Например снимки, сделанные в RAW камерой Canon 650 с самодельной насадкой , изготовленной из отечественных объективов. Ни о существовании RAW у этой камеры, ни о подобных насадках Photoshop не знает и, несмотря на всеобъемлемость, самостоятельно справиться с поставленной задачей не сможет.

Для начала вспомним, как это происходило с пленкой. Предварительные операции: выбор пленки, зарядка ее в аппарат. Далее собственно съемка. После надо извлечь пленку из аппарата и зарядить ее в бачок, не засветив. На этом предварительные операции заканчиваются и можно приступать к собственно обработке. Можно воспользоваться стандартным проявителем №2, а можно подойти к процессу творчески. Тогда по кусочку пленки отработать оптимальное время проявления. С полученных негативов сделать контактным способом контрольные отпечатки и подписать их, чтобы потом не забыть, что, где, когда и кто снят. Отобрать снимки, с которыми в дальнейшем будет вестись работа. Возможно, некоторые из них придется ослаблять или усиливать, на то существовал ослабитель Фармера, можно попытаться уменьшить зерно заменяя бромистое серебро на хлористое; деталей к снимку это не добавит, но зато зерно не будет бросаться в глаза. Переснять пленку и сделать дубли, это может понадобиться, если необходима ретушь, а также, если мы планируем, совмещая позитив с негативом, получить снимок, напоминающий гравюру. После этого идет длительная рутинная работа по печати больших отпечатков для альбома, а затем, возможно, еще и печать выставочных отпечатков большого размера. Или печать позитивов, с которыми предполагается дальнейшая работа уже на стадии обработки фотобумаги. Это может быть, например, вирирование (окрашивание отпечатков), засвечивание для получения эффекта соляризации, задубливание эмульсии для последующего покрытия масляной краской и получения фотографии в стиле бромойль. Я столь длинно описывал процесс обработки пленки, чтобы у тех, кто начал заниматься фотографией в эпоху минилабов, не возникло ощущения, что в этой цифровой фотографии напридумывали очень много лишнего, и все это очень сложно. Практически всем вышеописанным процедурам можно найти соответствующие и в цифровой фотографии.

Аналогом выбора пленки является выбор формата в котором камера сохраняет файлы. Тут есть несколько уровней. Простейший - воспользоваться общедоступным меню камеры. Более сложный - воспользоваться служебным меню и с помощью него активировать доступ к сырой информации регистрируемой камерой. И наконец, можно воспользоваться собственным меню. Такую возможность дает для камер Canon - .

Операции извлечения пленки из аппарата тоже можно найти аналог: переписывание фотографий с карт памяти в компьютер. Здесь возможны свои подводные камни. Например, ваш кардридер не умеет читать карты SDHC. Карта объемом более 4 ГБ отформатирована в FAT-16 с нестандартным размером кластера. У вас нет кардридера, и вы подключили камеру напрямую к компьютеру через USB. Однако производителями аппарата не предусмотрен режим, при котором компьютер увидит его как внешний диск, им нужно специальное программное обеспечение.

Переносить кадры из камеры в компьютер я предпочитаю считыванием карточек, а не подключением камеры. Однако все же, если такая необходимость возникает, то во многих случаях с ней справится программа gPhoto2 или программы ее использующие. Например, программа DigiKam. Последняя, впрочем, накладывает еще одно ограничение, ей нужен не просто Linux, а Linux с KDE. При работе с Windows обычно хватает средств ОС или программ производителя камеры.

Предположим, что с процессом переноса тем или иным способом мы справились. Цифровая фотография дает возможность, в отличие от пленки, отсортировать «негативы» и по возможности их подписать до проявки. Чтобы потом не оказалось, что одна и та же фотография снабжена разными подписями, лучше бы подписать исходный файл, но это не всегда возможно. Для файлов, вызванных к жизни CHDK, можно воспользоваться программой . Полученные цифровые негативы DNG можно обрабатывать с использованием любого конвертора и редактировать данные в заголовках файла. Если одновременно со съемкой записывались координаты, то необходимо синхронизировать снимки с записями GPS по времени и записать координаты в exif заголовок файла. Для этой цели существует множество программ (о части из которых я уже писал), но не все из них умеют работать с сырыми снимками. А координаты зачастую являются более информативными, чем подписи, в особенности в пейзажной фотографии, поэтому операцию не стоит откладывать до получения финального результата. Это можно сделать с помощью программы Geotag. Она же позволяет и увидеть содержимое RAW файлов. Тем не менее, для просмотра и сортировки это не самая удобная программа, лучше воспользоваться специализированными. Тем более, что в отличие от координат, все остальные комментарии трудно сделать, не видя фотографии. Большинство из них могут и еще многое, но на данном этапе мы хотим только удалить явно неудачные снимки и подписать те, которые остаются в архиве.

Просмотр

С просмотром сырых снимков, в том числе недокументированных форматов, хорошо справляется под Windows программа . Она очень удобна для сравнения нескольких снимков и выбора лучшего. (Подробно об одно из предыдущих версий можно прочитать .) Но нет в мире совершенства, и если необходимо редактировать заголовки IPTC, то в месте с ней стоит использовать программу

Щелкнув мышью по миниатюре, можно посмотреть изображение 1:1

Предоставляет почти идеальное комплексное решение. Программа предназначена для просмотра и создания миниатюр, в том числе для недокументированных сырых файлов. Коррекция яркости и баланса, просмотра EXIF и IPTC с возможностью редактирования последнего. Есть функция сравнения нескольких снимков. Под Linux современной стабильной версии нет, надо либо запускать экспериментальную либо версию для Windows через wine. На данном этапе последняя все равно будет работать быстрее и иметь больше возможностей по редактированию.

Библиотека, написанная Андреем Заболотным, которая может быть использована другими программами для исправления хроматических аберраций, дисторсии и виньетирования. Поддерживается база данных с характеристиками объективов и камер в формате XML. На сегодняшний день самая всеобъемлющая и перспективная разработка. Насколько широкое распространение она получит, покажет время. Пока ее работу можно увидеть только вместе с UFRaw.

С lensfun работает только с Raw, но она предоставляет самые богатые возможности коррекции аберраций, умеет исправлять хроматические аберрации, виньетирование и дисторсию. При исправлении дисторсии возможно использование нескольких моделей. Работает с базой для камер и объективов. Может пересчитать изображение из одной проекции в другую. Стабильная версия на сайте в момент, когда я начинал писать эту статью, была UFRaw 0.13, основанная на DC RAW 8.80, и опубликованная 12 ноября 2007 года. Другими словами, снимки, сделанные аппаратами, выпущенными после этой даты, эта программа обрабатывать не сможет. Столь старая версия программы не означает, что над ней не работают. На CVS можно увидеть, что работа как раз кипит, но когда она оформится в стабильную версию, никто не знает. Однако если функциональность текущей версии нас устраивает, а необходима только поддержка новых камер, то никаких проблем не возникает: скачиваем свободно распространяемые исходные коды программы UFRaw и исходный код последней программы dcraw с сайта Дэвида Коффина. Объединяем, компилируем, et voila. Когда я уже заканчивал работу над этой статьей, была опубликована - UFRaw-0.14.1 от 19 октября 2008. Готовые пакеты отличаются от предыдущей версии практически только поддержкой новых камер, однако если компилировать их из исходных кодов, то можно включить модуль (./configure --with-lensfun) исправления аберраций. Программа UFRaw позволяет как записать преобразованные фотографии, в 8-битном или 16-битном формате, так и направить их прямо в графический редактор.

Хроматические аберрации

Оптическое виньетирование

Искажения объектива (дисторсия)

Геометрия объектива (проекция)

Вопреки названию, может работать как с Raw, так и с JPEG, но в части исправлений аберраций она беднее, чем UFRaw с lensfun.

Плагин GIMP для коррекции хроматических аберраций. Позволяет править не только хроматические аберрации увеличения (в англ. литературе «lateral chromatic aberration»), но и линейно сдвигать каналы друг относительно друга, что позволяет работать с фрагментами полного кадра. GIMP также имеет и плагин Коррекция искажений оптики для исправлений дисторсии и виньетирования.

Имеет модуль коррекции искажений оптики, позволяющий слегка править дисторсию и виньетирование (идентичные модули и в программеShowFoto). Хроматические аберрации могут быть исправлены через настройки конвертора Raw, но графический интерфейс отсутствует, и нужно знать числовые значения поправок.

Дисторсия

Виньетирование

Преобразование Raw и коррекция хроматических аберраций

В той или иной степени возможность исправлять дисторсию есть у многих программ, однако их возможности слабее, чем у вышеперечисленных, и в серьезных случаях следует обращаться именно к ним.

Графические редакторы

Если фотографии требуют более тщательной обработки, их придется загружать в графический редактор. Тут возможны два варианта, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Первый вариант - это загрузить в графический редактор сырые файлы, второй - максимально откорректировать другими программами и оставить графическому редактору только те операции, которые по-другому выполнить невозможно.

Рассмотрим операции, для которых действительно необходим графический редактор. Это ретушь и выборочная обработка разных участков кадра. Для ее успешного и комфортного осуществления графический редактор должен уметь работать со слоями, иметь удобный инструмент выделения и маскирования и поддерживать устройства ввода типа планшет с чувствительностью к нажиму пера.

Я рассматриваю 4 редактора. , . В тои или иной степени они все могут справится с вышеперечисленными задачами, но при этом столь разные, что вряд ли являются конкурентами. Все четыре используют для расшифровки сырых данных dcraw, но имеют разные графические интерфейсы. GIMP и CinePaint могут использовать несколько графических интерфейсов к этой программе, но стандартом де факто для загрузки Raw файлов для них стала программа UFRaw. Внешне похожие GIMP и CinePaint сегодня сильно различаются по целевой аудитории. Они разветвились во времена первой версии, и на сегодняшний день это и функционально, и по коду абсолютно разные программы. Если 8 бит на канал достаточно, то, на мой взгляд, GIMP удобнее и имеет больше возможностей. Если же необходимо работать с повышенным динамическим диапазоном, то надо использовать CinePaint. Здесь вам обеспечена поддержка 16-bit Unsigned innteger, 16-bit OpenEXR Half Float, 32-bit IEEE Float, 16-bit Fixed Point 0-2.0. Как мы видим, ограничений с глубиной цвета в CinePaint нет, хотя и построен он на старой GTK-1 (На CVS есть экспериментальная версия 0.25 на GTK2). Стабильная версия GIMP построена на GTK-2, однако есть поддержка только 8-битного цвета, а поддержку 16-битного обещают только после перехода на GEGL. Как написано на сайте, после того, как интеграция GEGL будет закончена, GIMP в конце концов обретет поддержку большей глубины цвета, больших цветовых пространств и недеструктивного редактирования. Но это все в будущем. В вышедшей 1 октября 2008 года версии 2.6 уже есть, но открыть файл с глубиной цвета в 16 бит не удастся, хотя операции с 8 битными изображениями уже можно делать, используя GEGL. Так что, если нам нужно 16 бит на канал, то на сегодняшний день мы можем воспользоваться программой CinePaint, работающие версии которой существуют для всех операционных систем, кроме Windows, графическим редактором растровых изображений Krita 1.6.3, входящим в koffice и, соответственно требующей KDE. Кроме того, можно воспользоваться графическим редактором ImageJ, написанным на Java, и, соответственно, вообще не зависящим от операционной системы. Редактор очень любопытный. Некоторые привычные функции в нем реализованы совсем примитивно. Зато есть такие, которых не найдешь в других программах, и реализованы они очень здорово. Редактор в первую очередь предназначен для анализа изображений и научной обработки фотографий. Для этой программы написано множество плагинов, приложений, предназначенных для работы со стопками снимков, и, в частности, сделанных под микроскопом, для получения в результате из снимков, сделанных с обычным микроскопом, снимки, напоминающие результаты конфокального микроскопа. Для этого графического редактора существует плагин, основанный на dcraw, позволяющий прямо загружать RAW-файлы. Однако его интерфейс достаточно примитивный, возможно, стоит воспользоваться более развитыми графическими оболочками к программе dcraw.

Резюмируя, я бы сказал, что UFRaw с lensfun + GIMP мощный и удобный инструмент, все операции коррекции можно сделать в UFRaw, а GIMP нужен для работы со слоями и ретуши. При желании можно усилить цвет, разложив изображение на слои, соответствующие каналам Lab. GIMP + guteprint позволяет без проблем печатать на фотореалистичных принтерах из-под Linux. Если необходимо работать с HDRI или объединять в панораму слои с 16 битным цветом, то необходим CinePaint или Krita. В пользу Krita только возможность визуально работать с Lab. Минус скорость и слабый встроенный конвертор RAW. Все три вышеупомянутых редактора поддерживают полноценную работу с графическим планшетом Wacom. Правда в GIMP под Windows поддержка активируется только если его запустить с помощью пера, а в CinePaint с GTK2 поддержка есть, потенциально, но мне ее запустить не удалось. Время поворота на 17 градусов 12 Мп изображения с глубиной цвета 16 бит на канал в CinePaint 0.22-1и Krita 1.6.3 практически одинаковое, но у последней более медленный интерфейс, и при коррекции в режиме 16 бит на канал реакция на изменение параметров яркости, мягко скажем, непривычная. Картинка обесцвечивается. К любой программе надо привыкать, и на данном этапе мне более комфортно работать с 16 битным изображением в программе CinePaint. ImageJ предпочтителен при анализе изображений и объединении стопки снимков с разными точками фокусировки. Неожиданно, но вращает этот редактор быстрее всех, возможно, потому что у этой операции нет возможности отката. Корректировать в программе не очень удобно, поскольку работать всегда приходится с каждым каналом в отдельности.

HDRI

В природе диапазон изменений яркости может быть так велик, что разрядность оцифровки не решает проблемы. Нужно иметь либо датчики разной площади в каждой точке , что реализовано в камерах Fuji, либо снимать несколько кадров с разной экспозицией. Экспозиция может меняться выдержкой, диафрагмой или нейтральным фильтром. В результате, мы получаем стопку снимков, на одних из которых хорошо видны детали в цветах, а на других в тенях. Возникает необходимость объединить эти снимки в единое изображение, с учетом возможного смещения камеры за время, прошедшее между снимками. Для этой цели служит программа для повышения фотографической широты (HDR imaging) за счет объединения нескольких снимков . Программа Qtpfsgui является графическим интерфейсом, использующим Qt4 над библиотекой pfs. При объединении нескольких последовательно сделанных снимков с разной экспозицией программа для точного совмещения использует разные алгоритмы, в частности, для особо точного, вышеупомянутую программу hugin. Учитывая гигантский размер файлов программа позволяет выбрать стратегию обработки на миниатюрах и только потом полученный сценарий запустить для файла большого размера. Программа может работать с сырыми файлами, поддерживаемыми DCRaw.

В заключение, упомяну программу , как имеющую некоторое отношение к HDRI. Программа не позволяет ни просматривать, ни обрабатывать RAW-файлы. Но если у вас файлы записаны камерой в формате JPEG, то Fotoxx позволит осуществить тонкую настройку яркости в светах и тенях отдельно, повернуть фотографию на произвольный угол, убрать красные зрачки, возникшие от работы вспышки, кадрировать изображение, изменить его размер, убрать шум, сгладить или увеличить резкость, трансформировать изображение, изменить насыщенность цветов, а также создать панораму или объединить несколько снимков, снятых при разной экспозиции. К объединенному снимку можно применить операцию коррекции яркости и полученный результат записать в файле JPEG. Программа неплохо совмещает снимки.

P.S.

Работа с изображениями, естественно, подразумевает некую графическую среду. В некоторых случаях от нее зависит больше, чем от платформы, на которой запускается та или иная программа. Для выполнения расчетов часто достаточно текстового режима, который обеспечивает необходимый комфорт, а возможно, и большую скорость, чем графический режим. Однако уже при обработке результатов отсутствие графического представления, например, в виде графиков или диаграмм, способно существенно замедлить процесс. Я это здесь пишу для того, чтобы подчеркнуть, что пуританский подход любителей терминального режима неприемлем для повседневной работы с графикой, когда в процессе работы надо принимать решение о стратегии обработки. И в то же время он прекрасно подходит для пакетной обработки большого количества фотографий, когда оператор не удосуживается взглянуть на изображение в обрабатываемом файле. Впервые с графической средой я встретился в конце 1980-х годов. Тогда для верстки использовалась программа Ventura Publisher, выпущенная в 1986 году, которая была графическим приложением DOS, требующим для работы загрузки графической оболочки GEM.

Этот и большинство остальных графических интерфейсов ведут свою историю от компьютера Xerox Alto, разработанного в исследовательском центре Xerox PARC в 1973 году. Преемственность, кстати, в первую очередь определялась переходом сотрудников участвовавших в разработке из фирмы в фирму, а не прав от одной фирмы к другой.

Таким образом, хотя я в последнее время предпочитаю Linux, это не совсем точная формулировка, поскольку без X Window System я работать с графикой в голом Linux"е не смог бы. Система X Window System была разработана в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1984 году. Нынешняя версия протокола - X11 - появилась в сентябре 1987 года. История графических оболочек древнее и Линукса, и творений Microsoft. В 1990-е годы бурное развитие Windows и особенно массовое внедрение создало мнение о неприспособленности UNIX- систем для работы с графикой. Сегодня существенной разницы для фотографа, на машине с какой операционной системой ему обрабатывать фотографии, нет. К тому же, многие из вышеперечисленных программ являются мультиплатформными. Однако почти монопольное положение Microsoft все же создало определенные проблемы, причем не в области программирования, а в смежной области работы с компьютерными компонентами и периферией. Драйверы под Windows есть всегда, а драйверы под Linux, или хотя бы возможность написать собственный, часто отсутствуют. Фирменные драйверы для видеокарт для Windows и Linux по функциональности различаются как земля и небо. Не знаю, есть ли сговор, но фирмы не только не тратят собственные деньги на разработку драйверов под альтернативные Windows операционные системы, но и всячески мешают созданию независимых, хотя, казалось бы, в этом случае за них бесплатно делают работу и расширяют рынок потенциальных потребителей. Основная проблема на сегодня это калибровка. Результатами работы калибраторов можно воспользоваться под любой ОС, а вот для работы с ними придется запускать Windows. Кстати, при сегодняшних объемах дисков и наличии удобных загрузчиков ОС я не считаю проблемой держать на одном компьютере несколько операционных систем даже если некоторые из них будут использоваться только для запуска одной программы:-)

Еще более серьезным монополистом, чем Microsoft, является фирма Adobe. Когда пишется эта статья, на выставке Photokina 2008 фирма анонсировала свой Photoshop CS4. Это, безусловно, великолепный продукт №1 в области графических редакторов, однако, будет ли он способствовать развитию индустрии или, наоборот, будет способствовать ее стагнации, отнюдь не очевидно. Причина проблемы, на мой взгляд, состоит в том, что Photoshop может все. При этом мало у кого хватит энергии, чтобы изучить эту программу целиком на уровне Дена Маргулиса, и тем более, слабо верится, что кому-то удастся рентабельно использовать все ее возможности. Профессиональный фотограф использует ее процентов на десять, причем разные фотографы в зависимости от жанра, в котором они работают, используют разные функции этой программы. Программа Photoshop является лучшей в целом, а не лучшей в отдельности. Большинство операций могут быть выполнены и с помощью других программ с неменьшим успехом. Говорить, кто лучше, сегодня становится бессмысленным, поскольку многие операции уже доведены до практического совершенства. Поэтому разница будет только в интерфейсе, а не в конечном результате. Удобства же интерфейса это вопрос вкуса. Кроме того, надежность - это сдерживающий фактор, и если вы хотите использовать последние достижения, то, вероятно, их не будет в стабильном продукте. Кто не рискует тот не пьет шампанского, можно детально изучить стабильный продукт и получать результат лучший, чем у конкурентов, можно рискнуть и сделать ставку на последние разработки и опередить конкурентов или упустить заказ, поскольку программа зависнет. Специалисты в Photoshop совершенствуют свое мастерство ежедневно, вы станете лучшим специалистом в Photoshop, только когда предыдущее поколение вымрет или отойдет от дел; делая ставку на экспериментальные собственные разработки вы рискуете, поскольку результат не гарантирован. И еще есть свобода выбора операционной системы. Продукт номер один + Windows по совокупности характеристик может для отдельных задач проиграть продукту №10, установленному на другую ОС.

Фирма Adobe отнюдь не является автором всех прогрессивных усовершенствований в области графики. Программы обработки RAW и исправления аберраций зародились и успешно развивались вне ее стен. Если завтра цены на Photoshop упадут с заоблачных высот, то охота трудиться над альтернативными проектами пропадет даже у энтузиастов. Кроме того, Photoshop действительно очень эффективно работает как с процессорами, так и с видеокартами. Возможно, сговора с производителями и нет, и дополнительной информации Adobe не получает, но даже пустые подозрения не способствуют плодотворной работе независимых программистов. Единственному нетрудно быть и лучшим, и как только остальные уйдут из этой области, экономические законы скажут свое веское слово, и менеджеры фирмы, если они умеют считать, перестанут вкладывать деньги в разработку новых идей. В свое время, среди коммерческих графических редакторов была вполне реальная конкуренция. для MS-DOS - это еще до рождения Adobe для Macintosh. Aldus (разработка Ulead) PhotoStyler, Micrografx Picture Publisher, Jasc Software Paint Shop Pro - это уже реальные конкуренты Photoshop под Windows. В свое время все эти программы мне нравились больше Photoshop"а. Однако Aldus куплен Adobe"ой, и сразу после этого PhotoStyler прекратил свое существование. Corel поглотил Micrografx и JASC Software и в результате из двух программ продолжает развиваться только Corel Paint Shop Pro. В любом случае, коммерческой конкуренции уже нет, поскольку графический редактор №2 это GIMP. Он очень неплохо развивается и, вероятно, грядущая версия 2.8 будет вполне конкурентоспособна с Photoshop CS, а может, и CS3. Но Adobe уже сегодня выпустила CS4, а стабильный GIMP сегодня это всего лишь 2.6. хорошая добротная программа, но и по цене и по амбициям она уже не конкурент Photoshop CS4.

Для преуспевающего фотографа сиюминутно Photoshop это благо - приобретение его позволит сэкономить нервы и время при решении многих задач. Для его детального освоения понадобится время, сравнимое с необходимым на освоение свободно распространяемых программ. Как заметил Владимир Попов : «для мира open source «чистый пользователь» - существо малозначимое», т. е. единственный пользователь, чьи интересы учитываются, это автор программы.Таким образом, процесс освоения проприетарных и свободных программ будет проходить по-разному - в одном случае мы будем пытаться угадать методом научного тыка, что нам забыли сказать, в другом случае нам сказали все, да только на языке программного кода:-). В результате, скорее всего, на детальное изучение потребуется близкое время, и в результате Photoshop не обязательно даст лучший результат. Косвенным подтверждением этой мысли является тот факт, что и при миллионном бюджете создатели Гарри Поттера предпочли CinePaint.

Впрочем, CinePaint - действительно профессиональный редактор, но не конкурент Photoshop"у. Он предназначен для массового выполнения, хоть и сложных, но рутинных операций. Эти операции всегда есть и еще долго будут. Чтобы быть конкурентоспособным, ему не нужно непрерывно обновляться. То же относится и к обработке научных фотографий, область, которую теперь Adobe тоже решила прибрать к рукам. В художественной фотографии, как только прием становится рутиной, он перестает приносить деньги. А новых инструментов не будет. Свои разрабатывать невыгодно, чужие - ни позаимствовать, ни перекупить будет не у кого. Так что будем надеяться на заоблачные цены на Photoshop, иначе есть риск, что процветание кончится.

На последней выставке Photokina был еще один анонс, который имеет прямое отношение к теме данной статьи. Metadata Working Group Introduces First Specification for Interoperability and Preservation of Metadata in Digital Photography. Фотографий становится все больше, и вопрос их систематизации становится архиважным. Возможно, внедрение нового стандарта и позволит наконец нам правильно понимать комментарии и технические параметры вне зависимости от того, аппаратом какой фирмы и на каком языке они записаны в файл. Рекомендовано использовать UTF-8. Однако список подписантов: Adobe, Apple, Canon, Microsoft, Nokia and Sony заставляет вспомнить, что обилием кодировок русского языка мы обязаны именно фирме Microsoft и что комментарии к фотографиям в Windows записывались в кодировке Юникод. Однако потом был шаг назад. В общем, поживем - увидим. Однако то, что среди разработчиков этого документа совсем не представлен мир Open Source, наводит на размышления, не преследуют ли они свои интересы и не придется ли нам через некоторое время покупать у них лицензию, чтобы прочитать свои старые комментарии. Присутствие разработчиков аппаратуры среди подписантов, безусловно, важно. Но поскольку последние 50 лет мы только удаляемся от открытых стандартов в фототехнике, и взаимозаменяемость аксессуаров и объективов становится все более и более проблематичной, мне представляется, что этот документ, если бы он основывался на открытых стандартах, то мог бы оказать положительное давление на производителей и заставить их делать фотокамеры хотя бы столь же унифицированными, как компьютеры.

В какой программе лучше обрабатывать фотографии? Если задать такой вопрос любому относительно продвинутому пользователю, то в ответ услышим что это Adobe Photoshop. Безусловно, можно сказать, что это первая программа среди всех, если не считать двух заметных для обычных пользователей минусов: Adobe Photoshop является платной и довольно сложной. Для профессионалов это конечно не является препятствием, но хотелось бы поговорить о программах для, так сказать, обычных людей. Ведь чаще всего для домашней обработки фотографий нужно не так много функций. Поэтому в данной статье мы остановимся на других программах, пусть они и менее популярны, но при этом по набору инструментов они практически не уступают Adobe Photoshop.

Платные редакторы фотографий

CorelDRAW

Среди платных редакторов фотографий одним из наиболее популярных является CorelDRAW. CorelDRAW – один из самых популярных графических редакторов. Этот редактор активно используется как профессионалами, так и любителями. Объясняется это тем, что CorelDRAW имеет удобный интерфейс, большой набор средств, для редактирования графических изображений, создания новых, а также дает возможность получать высококачественные изображения.

Возможности этого редактора позволяют работать и с цветом, и с формой изображения: растяжение, сжатие, изменение размера и т.п. При работе в CorelDRAW легко можно сочетать изображения с различными надписями. Поэтому компьютерная графика CorelDRAW больше подходит для создания эмблем, логотипов, книжной и рекламной верстке, чем для обработки фотографий. С появлением в пакете coreldraw редактора Corel Photo-Paint возможности значительно расширились, теперь больше внимания можно уделять обработке графических изображений.

Недавно появилась программа, предназначенная для создания анимации Corel R.A.V.E . Сейчас наибольшую ценность имеют программы способные совмещать функции различных графических редакторов, которые позволяют реализовать сложные дизайнерские решения. Такой программой можно полноправно считать CorelDRAW Graphics Suite . Она включает в себя coreldraw, благодаря чему можно воплощать различные творческие замыслы. Но стоит отметить, что этот продукт не бесплатный, например самая дешевая версия CorelDRAW Home & Student Suite X7 стоит 6387 рублейв интернет магазине.

Кроме этого редактора также существует множество других. Таких как:

ACDSee

ACDSee это полный комплект всех возможных действий для обработки, конвертирования, просмотра фотографий множества известных форматов. Единственным недостатком этого приложения может оказаться цена, которая стартует от 1200 руб .

Fotoslate 4

Fotoslate 4 – инструмент, созданный для оформления и распечатки цифровых фотографий. Фишкой этого редактора является возможность печати под видом фотоальбомов, стандартных записных книжек, как календари или как открытки и даже логотипов для футболок. Шаблоны могут быть настроены вручную. Поддерживаются форматы BMP, JPG, TIFF и PDF. Но и стоит такое удовольствие около 30 дол. США .

PortraitPro идеален для «чайников», так как разрешает наслаждаться автоматической обработкой выбранных участков. Но стоит около 40 дол. США .

ФотоШОУ PRO 7.0 – это еще один пример редактора, позволяющего создавать милые слайд-шоу и даже анимированные презентации фотографий. Среди инструментов около 150 эффектов, разнообразные анимации, титры, заставки и коллажи. Стоимость этой прелести около 1400 руб .

Фото на документы Профи 8.0 – идеальная находка для редактирования документов. Она вполне подойдёт для пользования в домашних условиях, хотя её используют даже в салонах. Среди функций – готовые форматы фотографий, замена фона, одежды. Оценивают программу в 1650 руб .

Photoinstrument 7.4 – эта программа создана для улучшения и ретуширования изображений. Благодаря такому инструменты вы можете устранить мелкие недостатки и даже выполнить виртуальный макияж. Кроме того можно хорошенько себя омолодить. Но за такую игрушку придется заплатить около 50 дол. США .

Если же вы любитель шаблонов, то тогда вам нужна PhotoShine 4.9 , которая насчитывает свыше 680 шаблонов, поделенных на категории, например: дети, любовь, праздники. Проста в использовании, но стоимость её около 40 дол. США .

Бесплатные программы обработки фотографий

Среди бесплатных инструментов можно найти кое-что намного интереснее.

Итак, первой рассмотрим программу, которая есть почти на всех компьютерах, Microsoft Office Picture Manager . Программа имеет гибкие возможности управления, позволяет добавлять ярлыки для часто используемых изображений, совместно использовать несколько рисунков. Picture Manager имеет минимальный необходимый набор функций для обработки изображений: изменение цвета, яркости и контрастности, обрезка, поворот и отражение, корректировка эффекта красных глаз, также можно изменять размеры рисунка.

После редактирования рисунка его можно сохранить как в исходном файле, так и создать новый. Иногда для отправки изображений необходимо их сжать до определенного размера – эта функция тоже доступна в Picture Manager.

XnView

Кроме неё можно воспользоватся например:

Отличный аналог популярного ACDSee это программа XnView. Разработчики постарались на славу и вложили в нее множество функций, которые стоит испробовать самому.

Hornil StylePix

Также советуем воспользоваться находкой корейских программистов Hornil StylePix. Программа содержит в себе полсотни фильтров, ретушь, коррекцию фотографий, работу со слоями, градуировки и заливки, выделение областей, удаление красных глаз. Работать с ней одно удовольствие.

LightBox Free Image Editor

Еще одной находкой для начинающих может служить LightBox Free Image Editor . Который помимо стандартных функций редактирования предлагает еще собственную изюминку — Remove Color Casts, которая улучшает общий эффект фотографии с помощью устранения серых оттенков лица.

GIMP

Многие считают эту программу бесплатным аналогом Adobe Photoshop , хотя самим разработчикам очень не нравится такая формулировка. GIMP – это свободное ПО, и высококачественное приложение для фоторетуши и создания оригинальных изображений. Программа поддерживает более тридцати форматов изображений. GIMP имеет широкий спектр разнообразных функций для обработки фотографий, например, инструменты для цветокоррекции, балансировки цветов, регулировки яркости, контрастов, насыщенности, обесцвечивания.

Также программа дает возможность при помощи различных масок, фильтров, слоёв с различными типами наложения и режимами смешивания выполнять следующие операции: кадрировать фотографии, корректировать перспективу, убирать искажения, имитировать использование различных цветофильтров, возвращать потерянную детализацию и многое другое. Также GIMP имеет удобный интерфейс, и научиться работать с ним будет довольно легко.

Fotoflexer

Просмотры: (128519)

Отправить

Класснуть

Линкануть