Тренинг «Эффективное взаимодействие в команде»

Цели программы:

Создать в неформальной обстановке оптимальную структуру взаимодействия между сотрудниками и подразделениями компании для обеспечения дальнейших согласованных действий.

Ощутить необходимость позитивного восприятия изменений, которые внедряются в компании.

Обучить участников тренинга навыкам эффективного командного взаимодействия.

Дать инструменты эффективной коммуникации в процессе внедрения изменений.

Создать предпосылки для усиления позиции ответственности в связи с изменениями.

Участники в результате смогут:

  • · Осознать эффективность совместной работы в команде.
  • · Освоить коммуникативные приемы и технологии, повышающие эффективность совместной работы.
  • · Использовать на практике модель предотвращения и управления конфликтами различных уровней.
  • · Повысить мотивацию к достижению общих целей в работе.

Дополнительными эффектами этого тренинга является творческий импульс, переосмысление каждым участником своей роли в команде, целей, задач и перспектив развития команды. Также тренинг помогает выявить скрытые ресурсы и выйти на новый уровень взаимодействия. Кроме того, в процессе работы участники овладевают системой навыков достижения целей, что включает: знание - что и зачем делать, умение - как делать, желание - мотивацию делать.

Методы работы:

Предлагаемая программа предусматривает активное вовлечение участников в процесс обучения, на основе методов групповой работы. Тренинг представляет собой обучающую программу, основным результатом которой является получение навыков эффективной работы в команде. Большинство упражнений построены таким образом, что результат работы группы зависит от усилий каждого, поэтому участникам «приходится» действовать вместе «единой командой».

Рассмотрению принципов эффективной работы в команде посвящено приблизительно 30% времени тренинга, 70% - занимают практические упражнения, ролевые и командные игры.

Участники получают легкий в использовании материал, который остаётся у них и помогает в работе после тренинга.

Основные элементы программы: 1 часть- 70% практики (игр), 30% теории.

  • 1. Команда, как форма взаимодействия сотрудников компании.
  • · Что такое команда. Модель команды
  • · Отличия команды от группы людей.
  • · Преимущества и ограничения командной деятельности.
  • · Какие выгоды дает применение командной работы на предприятии.
  • · Создание культуры «мы» и командного духа.
  • 2. Построение структуры эффективной команды.
  • · Этапы построения команды.
  • · Формальное и неформальное лидерство. Несколько лидеров в команде. Принципы взаимодействия.
  • · Психологические типы и эффективное распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов.
  • 3. Как легко «войти» в изменения.
  • · Системный подход к управлению изменениями.
  • · Причины возникновения изменений в организации.
  • · Формула изменения. Основные сложности, связанные с изменениями.
  • · Типология поведения личности в период изменений.
  • · Причины сопротивления изменениям: пять факторов реакции на изменения.
  • · Преодоление сопротивления изменениям.
  • · Поддержка изменений. «Рамка результата» как инструмент управления при изменениях.
  • 4. Формирование командного духа.
  • · Позитивное отношение к своей работе.
  • · Условия, необходимые для создания командного духа: ответственность, лояльность и инициативность.
  • · Различные понимания ответственности. Что необходимо, чтобы все могли быть ответственными. Ответственность каждого сотрудника за окончательный результат и успех банка. Ответственность как выбор.
  • 5. Эффективная коммуникация в команде.
  • · Правила эффективного взаимодействия.
  • · Навыки построения конструктивного взаимодействия.
  • · Контекст борьбы и контекст сотрудничества. Партнерство и стратегия «выиграть-выиграть».
  • · Предотвращение и управление конфликтами в команде. Что такое конфликт. Как возникают конфликты. Какие бывают конфликты. Модели успешного разрешения конфликтов.
  • · Гибкость и принятие - основа конструктивного взаимодействия в новых условиях.
  • · Необходимость и задачи обратной связи.
  • 6. Подведение итогов дня.

Подведение итогов и систематизация полученных знаний и навыков на тренинге в игровой форме.

2 часть - Игра-квест на природе (100% практики).

Сценарий игры определяется после предварительной встречи! Это один из вариантов.

Игра-квест - «Разведка боем»

Участники игры делятся на 2 команды и отправляются на маршрут, выполняя в процессе задания, направленные на командную работу и сплоченность. Задания интересные, не однотипные и подчас совершенно неожиданные. Игра на эмоциях способствует более «тесному» знакомству и продуктивному взаимоотношению между участниками.

Методы работы: Квест организован в виде активной игры. Группу ведут специально подготовленные тренеры-инструкторы. Задания и правила формулируются таким образом, чтобы группа получила максимальный опыт во взаимодействии на пути к достижению цели.

Тренер-инструктор предоставляет группе максимум свободы в работе и вмешивается в ход событий только в случаях необходимости, направляя и координируя работу и ход обсуждений в группе.

Его задача сделать так, чтобы люди в группе как можно больше делились своими переживаниями, эмоциями и уроками друг с другом, открывали в себе и партнёрах новые качества, создавали новые доверительные отношения и осознали все преимущества работы в единой команде.

Сценарий игры " Разведка боем"

Формальная цель игры: "Проторить дорогу" и дойти до цели, найти сокровище.

Коллектив делится на 2 части по функциональному признаку: разведчики и последователи.

Задача общая - пройти все этапы, собрать все ключи и найти клад. Каждый этап это одно или несколько упражнений - игр, выполняя которые команда получает ключ. Необходимо собрать 5 «основных» и 2 «вспомогательных» ключа. Чем отличаются «основные» и «вспомогательные» ключи остается тайной для всех участников до конца игры. «Вспомогательные» ключи возможно и не пригодятся. Ключ выдается только при условии прохождения этапа отрядом «последователями». После того как будут собраны все ключи, всей команде предстоит найти и сам клад. Это можно сделать по подсказкам, которые также будут спрятаны на территории игры.

Задача команды "разведчиков" - в обозначенных местах пройти задания, решить задачи и оставить для "последователей" некоторые элементы подсказок (т.е. написанный алгоритм прохождения задания). Разведчики не собирают ключи. Они проходят этап и оставляют после себя подсказку - алгоритм, и идут дальше.

Задача "Последователей" - двигаться по тому же маршруту «по следам разведчиков». Они проходят этапы с учетом оставленной записки разведчиков, а в конце каждого этапа получают ключ. Ключ выдается только при условии прохождения этапа «последователями».

Последний этап - поиск клада, «разведчики» и «последователи» проходят вместе.

Достигнуть игровой цели можно, только пройдя весь маршрут всеми отрядами и собрав все ключи. Время на прохождения всего маршрута и поиска клада будет ограничено.

В то время, когда отряд «разведчиков» решает первое основное задание, отряды «последователей» проходят разминочные подготовительные упражнения.

Структура проведения:

  • 1. Вступительная беседа и инструктаж. Формирование отрядов.
  • 2. Разминка.

Цели разминки: подготовиться к дальнейшей работе, установить контакт между участниками на физическом и психологическом уровнях, установить контакт между группой и тренером-инструктором, получить опыт совместной работы. А так же это - проверка на «прочность», понимание друг друга, и первое представление о способностях участников.

Разминка включает в себя общефизические упражнения «Доверие» и др.

Эти упражнения позволяют осознать и проработать такие категории, как выбор, доверие, ответственность, безопасность, ценность каждого участника.

3. Командные упражнения.

Условия для выполнения командных упражнений максимально способствуют формированию командного духа. Участники активно работают с такими категориями, как ориентация на результат, значимость каждого человека в команде, умение слушать и слышать каждого человека, гибкость в ведении переговоров с членами команды, умение прийти к согласию, разрешение конфликтных ситуаций, поддержка друг друга, ответственность.

Количество упражнений определяет главный инструктор, исходя из состояния группы и процессов в каждый конкретный момент времени.

Список упражнений: «Паутина», «Лабиринт», «Хвост рулит головой», «Все на борт», «Слепые числа», «Отравленный воздух», «Стройка», «Пожар», Лыжи» и др.

Заключительная игра.

Для выполнения этого упражнения все отряды объединяются в одну большую команду. Данный этап проходит в виде квеста. Для того, чтобы найти клад команда пользуется подсказками, которые они находят на территории игры. Первую подсказку они получают от тренера. Для того, чтобы достигнуть цели, людям необходимо использовать все уроки предыдущих этапов, полная вовлеченность каждого участника команды и желание победить.

4. Эмоциональная связь.

На этом этапе участники тренинга учатся эмоционально понимать настроение друг друга, оказывать эмоциональную поддержку. Для этого предлагается упражнения «Горячий стул», «Аквариум».

5. Заключительное торжество.

Участники обмениваются мнениями, делятся впечатлениями и выводами, сделанными за этот день. Благодарят друг друга за сделанные открытия и полученные результаты.

Информирование о существовании ролевой модели по Э. Берну. Согласно теории известного психолога Э. Берна личность состоит из трех основных компонентов. В каждый отдельный момент времени мы находимся в одном из состояний, соответствующих этим ролям личности.

  1. Дискуссия:
  • Как вы думаете, что характерно для каждой из ролей (что свойственно каждой роли).

Сухой остаток: Для эффективного взаимодействия и управления эмоциональным состоянием важно учитывать информацию о структуре личности по Э. Берну (Родитель, Ребенок, Взрослый)

  1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: Распознавание ролевых позиций в момент тактильного контакта.

Инструкция:

Группа свободно распределена по аудитории. Выбирается один из участников, он становится напротив всех остальных, закрывает глаза и протягивает руку вперед. Остальные по - одному подходят и пожимают ему руку. Его задача: всех присутствующих объединить в 3 группы: взрослого, ребенка или родителя на основе внутреннего ощущения (из какого состояния человек пожимал руку). Участники расходятся на три соответствующие группы. Участников эксперимента может быть 3-4.

Обсуждение:

  • Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия перед рукопожатием?
  • Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
  • Что этому способствовало?
  • Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?

Сухой остаток: В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе.

Экспериментирование с проявлением разных ролей

1. Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»

Работа в группах.

Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.

Инструкция:

Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщают мнение группы.

Обсуждение:

  • Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
  • Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
  • Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?

Сухой остаток: Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие.

Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием

  1. 1. Упражнение «Я - Взрослый»

Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.

Инструкция :

Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.

Обсуждение:

  • Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
  • Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
  • Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т.д) в конфликтной ситуации?

Сухой остаток: Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться. Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый».

Типичные схемы взаимодействия

Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»

Параллельное взаимодействие: В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р

Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.

Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.

Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.

Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).

Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих э ффективное взаимодействие:

Психологическая амортизация.

1. Мини-лекция «Психологическая амортизация»

См. материалы к мини-лекциям

2. Упражнение «Амортизация»

Инструкция:

1-й этап . Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.

2-й этап . Один игрок перовой команды обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.

Обсуждение:

Какие впечатления?

Что было трудно?

Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении

1. Упражнение «Критика»

Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий - с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый - критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда нас критикуют?

Работа в группах.

Все участники объединяются в 2 подгруппы. Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.

Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.

Группы обмениваются мнениями.

Высказывание критики: основные принципы действенной критики

Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.

Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы критикуем?

Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

  • Что помогает понять, что цель критики достигнута?

Модель конструктивной критики

Мини-лекция.

Конструктивная критика - это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.

Общие характеристики:

1) Фактологичность - оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности

2) Корректность - допускаются только парламентские выражения

3) Бесстрастность - анализ производится «без эмоций», отстраненно.

Неконструктивной критикой является:

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)

Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т.п.

Техники конструктивной критики:

Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате - Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат )

Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. - В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)

Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины - это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. (Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный .)

Упражнение «Конструктивная критика»

Цель: Отработка техникиконструктивной критики

Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.

1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.

2 этап упражнения : Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге - проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.

3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»

4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.

Обсуждение:

  • Какие впечатления от работы?

Конструктивные отношения в команде (под «командой» мы здесь понимаем широкий спектр коллективов: подразделение, проектная команда, управленческий состав или компания в целом) были и остаются одним из залогов эффективности бизнеса. Именно поэтому командной работе, выстраиванию отношений между ее членами и улучшению климата отводится большое внимание со стороны руководителей и hr -специалистов.

«Лаборатория Деловых Игр», являясь экспертом в бизнес-психологии, представляет аудиторный тренинг «Работа в команде».

Когда проводить тренинг «Работа в команде»

Тренинг может быть встроено в план регулярных мероприятий, связанных с повышением удовлетворенности и лояльности сотрудников. Мы рекомендуем проводить их не реже 1 раза в полгода.

Другие причины для организации тренинга:

  • в преддверии напряженного периода (сезонный рост объема работ, изменения в организации) — как профилактика напряженных ситуаций в коллективе;
  • наоборот, тренинг может быть проведен в качестве бонуса за эффективную работу команды;
  • участившиеся деструктивные конфликты (в том числе, между подразделениями);
  • формирование нового подразделения или команды проекта;
  • любое заметное изменение состава подразделения (приход достаточно большого количества новых сотрудников или сокращение штата).

Целевая аудитория:

Тренинг ориентирован на широкий круг специалистов компаний, постоянно взаимодействующих друг с другом (в том числе на уровне межфункциональных связей) и заинтересованных в повышении эффективности общения, развития неформальных отношений.

Количество участников: оптимально — от 12 до 40.

Навыки командной работы

Программа разработана с учетом групповой динамики, которая проявляется в любой группе (в данном случае это метафора самого коллектива, который будет проходить тренинг).

Если говорить кратко, то тренинг направлен на проявление основных моментов работы эффективной команды в бизнесе:

  • наличие согласованной цели;
  • информационный обмен и отсутствие барьеров;
  • эффективное распределение ролей и ресурсов;
  • толерантность друг к другу и принятие уникальности каждого члена команды.

Цель и задачи тренинга по работе в команде

Создать условия для улучшения климата и повышения эффективности коммуникаций команды/подразделения/команды проекта.

Задачи:

  • Обеспечить неформальное знакомство сотрудников
  • Повысить лояльность и толерантность участников команды друг к другу
  • Дать позитивный опыт совместного взаимодействия
  • Показать эффективность работы в команде
  • Создать условия для совместного принятия решений, распределения ролей в команде и принятия ответственности всех за общий результат
  • Сформулировать ценности командного взаимодействия
  • способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудников, креативности и лидерства;
  • диагностика психологического климата в коллективе и уровня личностного потенциала, выявление лидеров и аутсайдеров.

Особенности тренинга

Построен на активностях, моделирующих разные аспекты работы в команде. Во всех упражнениях стимулируется совместное принятие решений.

Во время программы составы малых групп могут изменяться для обеспечения максимального взаимодействия участников.

После всех упражнений проводиться краткий анализ действий участников: что было эффективно, где зона развития командного взаимодействия.

В последней части программы, которая посвящена рефлексии и предоставлению обратной связи, участники вырабатывают принципы/ценности взаимодействия.

Возможности адаптации программы

Тренинг «Работа в команде» не является «коробочным» продуктом. Мы изменяем содержание и акценты программы под конкретную целевую аудиторию и задачи. Тренинг может быть более «серьезным», с психологической проработкой особенностей восприятия друг друга и взаимодействия. Или же стать фановой программой, в которой участники получают опыт общения вне рабочих тем.

Темы тренинга

Здесь мы приводим наиболее часто используемые активности программы. Хотя, как уже говорилось, она может быть изменена под задачи Заказчика.

Причины, по которым стоит посмотреть предложенную программу тренинга эффективного взаимодействия:

  • учителя изучают организацию общения в конфликтных ситуациях;
  • присутствуют три авторских упражнения (приложение 1) ;
  • упражнения и программы были зачтены по курсу повышения квалификации “Методы психологического тренинга в школе” в 2009-2010 гг. (курс лекций доктора психологических наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета Вачкова И.В.).
  1. Изучение психологических основ общения.
  2. Организация общения в конфликтных ситуациях.

Дать возможность участникам увидеть, что можно предотвращать конфликтные ситуации;

Научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

Уточнить знания по типам конфликтных личностей.

Участники: учителя (от 6 до 12 человек).

Время: (частота и длительность каждого занятия) 3 дня по 1 ч. – 2 ч. 40 мин.

Программа тренинга

№ занятия Тема Время (на занятие) Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения (психотехники)
1 Взгляд со стороны: Как я общаюсь? 1-2 часа - определить особенностей собственной тактики поведения в конфликтной ситуации в частности

Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту)

Снятие мышечных зажимов

“Достойный ответ”

“Подарок”

2 Способы выхода из конфликтных ситуаций 1 ч. 35 мин.
2 ч. 40 мин.

Уточнить понятие “конфликт”

Дать увидеть, что есть возможность предотвращать конфликтные ситуации

Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций

Активизировать словарь положительных эмоций

Снять некоторые барьеры в общении

“Пожелания”

“Разожми кулак”

3 Конфликтные личности, как с ними общаться? 1 ч. 20 мин.
1 ч. 50 мин.

Создание свободной доброжелательной атмосферы

Знакомство с типами конфликтных личностей и способами общения с такими людьми

Закрепление понятий, полученных в ходе минилекции

“Снежинки”

“Разговор по телефону”

Минилекция

“Карусель”

“Аплодисменты по кругу”

Домашнее задание
Подготовиться к упражнению “Отражение” В течение недели учителя и логопед наблюдают каждый за своим объектом (другим учителем). За это время происходят мероприятия: на неделе русского языка наблюдают за организационными способностями; на педсовете за работой в группах; празднование дня рождения – поведение в неформальной обстановке; открытый урок – умение работать на публике.

Сценарий тренингового занятия № 1

Тема: Взгляд со стороны: Как я общаюсь?

Цель: анализ собственного образа через взгляд другого человека

Определить особенности собственной тактики поведения (в конфликтной ситуации в частности);

Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту).

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент 5-10 мин. Правила работы группы
создание настроя на работу (установление контакта) “Осьминог” Группа должна изобразить осьминога, когда он готов, все закрывают глаза, и осьминог перемещается по комнате. Разговаривать в это время не разрешается. Вам понравилась игра? Легко ли было двигаться вместе? Было ли что-то что вам мешало?
Основная часть 30-50 минут

Выделить особенности поведения, речи и характера одного из участников тренинга

- “отзеркалить” друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации

“Отражение” Выделив особенности поведения, речи и характера (домашнее задание) участники отзеркаливают друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации. На тренинге участники изображают по ролям свои задания. При этом остальные устанавливают объект наблюдения. Узнав себя, какие чувства вы испытываете?

Считаете ли вы, что вас изобразили правильно?

Что бы вы изменили в данном образе?

20-40 минут Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту) “Достойный ответ” Каждый участник получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу по очереди произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот “выпад”.

Легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Что может помочь конструктивному восприятию негативной информации о себе?

Подведение итогов 5 мин. Подведение итогов беседа

Ритуал прощания

5-10 минут Снятие мышечных зажимов “Подарок” Участники встают в круг и делают “подарки” друг другу по очереди средствами пантомимы изображают какой-либо предмет и передают его своему соседу справа. Понравились ли подарки? Хочется ли пожать друг другу руки? Если да, то мы можем сделать это.

Сценарий тренингового занятия № 2

Тема: Способы выхода из конфликтных ситуаций

Цель: активизация представлений участников по теме “конфликт”, “эмоции”

Уточнить понятие “конфликт”;

Показать, что есть ситуации, которые могут стать конфликтными, а могут и не стать;

Активизировать знания участников по теме “способы выхода из конфликтных ситуаций”.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент Создание настроя на работу (установление контакта) “Пожелания” “Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день…”
Основная часть 5-15 мин. Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций (собственными в частности) “Разожми кулак” Группа разбивается на пары. Партнёры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто – Б. А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он может делать это любыми способами. После этого партнёры меняются ролями. Какие средства только усиливали сопротивление? Какие можно отметить как тактичные? Играло ли какую-то роль, что партнёры лично доверяли друг другу?
5 мин. Мини-лекция Уточняется понятие “конфликт”. Озвучиваются способы поведения в конфликтных ситуациях.
30-40 минут - Показать, что есть ситуации, которые могут не стать конфликтными

Показать, что есть возможность предотвращать конфликты ситуации

“Прогноз” (авторская)
5 мин. Подобрать примеры конфликтных ситуаций беседа Участники вспоминают конфликтные ситуации, которые с ними случались на работе и дома. Подготовка к следующему упражнению
30-60 мин. - Закрепить материал, полученный в ходе предыдущей работы

Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях

“Карусель” Участники делятся на 2 равные группы. Участники внешнего круга получают карточки с названием одного стиля выхода из конфликтной ситуации. Далее все участники начинают движение по кругу, По сигналу останавливаются и в парах разыгрывают конфликтную ситуацию, предлагаемую участниками из их практики, где внутренний круг – инициаторы, а внешний круг – выходит из ситуации, используя стиль, указанный в карточке. Затем участники внешнего круга меняются карточками и упражнение продолжается. Какой опыт вы получили после проделанной работы? Что удалось? Что было трудным? Какие способы выхода из конфликтных ситуаций было сложнее изобразить и почему?

Подведение итогов

5 мин. Подведение итогов Беседа Участники делятся впечатлениями от тренинга. Высказывают что им понравилось и что нет и почему.

Ритуал прощания

15-30 минут - Активизировать словарь положительных эмоций

Снять некоторые барьеры в общении

“ Подарок” (авторская)

(Приложение 1)

Сценарий тренингового занятия № 3

Тема: Конфликтные личности, как с ними общаться?

Цель: активизация знаний по теме “способы выхода из конфликта”

Активизировать знания по теме “способы решения конфликтных ситуаций”;

Определить какие способы выхода из конфликтных ситуаций более продуктивны, если мы сталкиваемся с определённым типом конфликтной личности.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники)