Утверждено Президиумом Союза журналистов Москвы 8 июля 2015 г.,
с изменениями, принятыми Решением Конкурсной комиссии Президиума СЖМ 20 октября 2015 г.

  1. Общие положения

1.1. Открытый конкурс на возведение в Москве памятника погибшим российским журналистам (далее – открытый конкурс) проводится в целях увековечения их гражданского и профессионального подвига. Отбор лучшего проекта памятника, отвечающего заданным параметрам и архитектурным условиям, осуществляется на основе состязательности. Возведение памятника проводится за счет средств издательских домов и редакций СМИ, привлеченных спонсоров и благотворительных пожертвования граждан.

1.2. Руководство конкурсом осуществляет Конкурсная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждён решением Президиума Союза журналистов Москвы (Приложение 1). Конкурсная комиссия создана с целью отбора лучшего проекта памятника погибшим российским журналистам, по методике и критериям оценки конкурсных работ, определяемым настоящим Положением.

1.3. В открытом конкурсе могут принимать участие скульпторы, представившие проекты в соответствии с условиями конкурса.

1.4. Открытый конкурс объявляется решением Конкурсной комиссии Президиума Союза журналистов Москвы.

1.5. На конкурс представляются оригинальные проекты памятника погибшим российским журналистам, а также модели памятника с основными его размерами, генплан и эскизные проекты памятника, выполненные в компьютерной графике, с привязкой размещения памятника в сквере у Арбатской площади, с элементами архитектурного и ландшафтного решения прилегающей к памятнику территории. Ситуационный план прилагается (Приложение 2).

1.6. В случае представления заявок и проектов с нарушением настоящего Положения, Конкурсная комиссия имеет право отклонить эти работы от участия в открытом конкурсе.

1.7. Каждому участнику конкурса присваивается соответствующий пароль из 5 цифр, размещаемый в правом верхнем углу каждого конкурсного материала с приложением запечатанного конкурсного конверта с соответствующим паролем и фамилией автора или фамилиями авторов творческого коллектива.

1.8. Конкурсная комиссия вправе поручить квалифицированным специалистам в области скульптурной монументалистки из Москвы проведение экспертизы и написание рецензий на предмет оригинальности и качества архитектурно-художественного воплощения предложенных конкурсантами творческих решений памятника погибшим российским журналистам.

1.8.1. Количество экспертов не должно превышать 3-х человек.

1.8.2. Кандидатуры экспертов и их характеристики предоставляются в Конкурсную комиссию членами конкурсной комиссии в письменном виде по адресу: 119019, г. Москва, Никитский бульвар,д.8А, Союз журналистов Москвы, Конкурсная комиссия Президиума СЖМ.

1.8.3. Зарегистрированные кандидатуры обсуждаются на заседании Конкурсной комиссии. Окончательное решение по привлечению к работе того или иного специалиста-эксперта принимается на заседании Конкурсной комиссии простым большинством голосов.

1.8.4. Председатель Конкурсной комиссии заключает договор с экспертами, исходя из суммы средств, выделенной Союзом журналистов Москвы на эти цели. Специалисты – эксперты представляют свои заключения Председателю Конкурсной комиссии в письменном виде и сроки, указанные в договоре. После чего, данные договора передаются в СЖМ для оплаты.

1.8.5. Председатель Конкурсной комиссии на заседании Комиссии оглашает имена экспертов и их экспертные заключения.

1.8.6. Экспертное заключение является одним из ряда определяющих факторов при вынесении Конкурсной комиссией окончательного решения по финалистам конкурса.

1.9. Участникам конкурса надлежит создать произведение, которое впоследствии станет достоянием города.

В проекте должны присутствовать:

  • Художественная ценность.
  • Профессиональная принадлежность.
  • Пространственное решение.
  • Привязка к местности.
  • Единство замысла.
  • Стоимость.
  • Архитектурная целесообразность.
  • Экономичность проекта.
  • Финансовая и технологическая реальность осуществления проекта.
  1. Сроки проведения конкурса **)

2.1. Конкурсные заявки принимаются со дня публикации данного Положения на официальном сайте Союза журналистов Москвы www. ujmos. ru до 15 октября 2015 года включительно.

2.2. Итоги работы Конкурсной комиссии будут подведены не позднее 20 октября 2015 года. До подведения итогов работы Конкурсной комиссии сохраняется полная конфиденциальность представленных на конкурс заявок. При нарушении принципа конфиденциальности той или другой стороной заявка может быть снята с конкурса.

2.3. Победитель конкурса определяется не позднее 20 октября 2015 года на заседании Конкурсной комиссии Президиума СЖМ открытым голосованием и простым большинством голосов от общего количества, принявших в голосовании членов комиссии, из отобранных Конкурсной комиссией проектов, отвечающих требованиям, определенным настоящим Положением.

В состав эскизного проекта должно входить обоснование научно-проектных решений, которое строится на анализе результатов проведенного исследования. Поскольку отдельные разделы отчетных исследовательских материалов при всей полноте содержащихся в них сведений, как правило, не составляют достаточно ценой картины, обычно требуется включить в текстовую часть проекта их обобщение. При этом ставятся задачи: 1) охарактеризовать, что, по данным исследования, представляет собой памятник в данный момент и в какой степени сохранились в нем подлинные элементы первоначальной архитектуры и архитектуры последующих периодов; 2) подробно осветить, какие из утраченных форм памятника могут быть точно реконструированы на основе полученной в ходе исследования информации.

Характеристика степени сохранности разновременных элементов может быть представлена только словесно, но для памятников со сложной строительной историей бывает также целесообразно представить графические картограммы, дающие ясное представление о том, к какому времени относятся различные части здания или элементы его конструкции и декора. Детальность таких картограмм отражает степень полноты произведенного исследования. В основном принято представлять в виде картограмм планы памятника, что дает ясную картину последовательности сложения его композиции (рис. 61).

61. Жилой дом XVII- XIX вв. в Ордынском тупике в Москве. План с картограммой разновременных кладок 1 - середина XVII в.; 2 - вторая половина XVII в.; 3 - конец XVII в.; 4 - середина XVII в.; 5-1770-е годы; 6 - XIXв.; 7 - XXв. (по И.А. Киселеву)

Но для зданий, подвергшихся многократным перестройкам, поверхность стен которых представляет собой конгломерат разновременных кладок, иногда приходится выполнять также картограммы фасадов, разрезов или разверток стен (рис. 62).

62. Развертка стен трапезной палаты церкви Сергия в Кирилло-Белозерском монастыре (фрагмент). Картограмма разновременных кладок 1 - середина XVI в.; 2 - середина XVIIв.; 3 -XVIII в.; 4 -XIX в.

Картограммы могут совмещаться с обмерными чертежами, но в тех случаях, когда чертежи имеют большую насыщенность, желательно прилагать их в виде отдельных дополнительных схем.

Анализ выявленных возможностей достоверной реконструкции утраченных форм памятника, служит непосредственной основой для дальнейшего реставрационного проектирования, поэтому ему следует уделять особое внимание. Описывая полученные сведения о существовавших прежде архитектурных формах памятника, необходимо не только перечислить, что из утраченного может быть реконструировано, но очень четко и объективно охарактеризовать степень полноты и точности полученных данных.

Если только материал это позволяет, очень желательно представить собранные данные о первоначальном виде памятника и об основных этапах последующего изменения его облика в виде графической реконструкции или серии графических реконструкций. Такая наглядная иллюстрация исследования дает возможность проследить историю архитектурного развития памятника, что немаловажно для целей выработки реставрационного решения, поскольку помогает полнее оценить значение тех или иных особенностей сооружения и его позднейших наслоений (рис. 63).

63. Исследования звонницы Софийского собора в Новгороде (по Ю.Э. Крушельницкому). а - картограмма разновременных кладок; б -реконструкция звонницы XVв.; в - реконструкция звонницы XVI в.; г -реконструкция звонницы XVII в.; д - проект реставрации

Но графические реконструкции, особенно когда это касается наиболее значительных памятников, часто имеют самостоятельное научное значение, предоставляя базу для важных выводов историко-архитектурного порядка.

Лишь в отдельных исключительных случаях графические реконструкции утраченного облика здания могут претендовать на безупречную обоснованность во всех своих деталях. По большей части, выполняющему их исследователю приходится для полноты зрительного представления дополнять точно воспроизводимые детали другими, которые за недостаточностью данных показываются предположительно, на основании использования аналогий либо схематично. Все такие предположительные моменты обязательно должны быть оговорены в тексте. Кроме того, желательно делать графические разграничения между тем, что показывается на основании неопровержимых свидетельств, и тем, что такого подтверждения не имеет. На схемах и перспективных рисунках иногда трудно ввести подобное разграничение, но для масштабных ортогональных чертежей это вполне возможно.

Важная часть эскизного проекта реставрации- принципиальное обоснование принимаемого решения, исходящее из оценки памятника и его существующего состояния. Для этого, прежде всего, должно быть охарактеризовано историческое и художественное значение памятника в целом, определена историко-художественная ценность основных позднейших наслоений и выделены те из них, которые такой ценностью не обладают и наличие которых отрицательно сказывается на эстетическом восприятии памятника. Исходя из этого формулируется отношение к наслоениям, отраженное в проекте. Кроме того, необходима мотивировка предусмотренных реставрационных дополнений и объективная оценка степени документальной обоснованности их восстановления. Здесь же решается, в какой степени должны быть зрительно выделены новые включения. Следует также рассмотреть, как могут отразиться предлагаемые реставрационные изменения на сложившихся ансамблевых связях памятника. Наконец, должно быть показано, как реставрационное решение согласуется с дальнейшим использованием памятника и предусматриваемыми работами по его приспособлению.

В чертежах эскизного проекта представляются основные проекции памятника. На них не только изображается вид, который памятник должен получить в конечном итоге, но и характеризуются намечаемые реставрационные работы. Представление о существе реставрационных изменений, которое можно составить, сличая проектные чертежи с обмером, чаще всего оказывается недостаточным. Необходимо, чтобы сами проектные чертежи несли информацию об объеме и характере реставрационного вмешательства. Поэтому на планах сооружения принято показывать специальными обозначениями (обычно штриховкой) предлагаемые разборки и дополнения (рис. 64).

64. Пример подачи проекта реставрации. Жилой дом XVII- XIX вв. в Ордынском тупике в Москве. План (по И.А. Киселеву) 1 - восстановление кладки; 2 - разборка кладки; 3 - зона главнейших и дополнительных исследований в ходе производства реставрации; 4 - элементы, подлежащие уточнению

Для сложных и ответственных случаев такая же система обозначений должна даваться и на остальных проекциях (рис. 65, 66).

65. Пример подачи проекта Фасад дома Перкуно в Каунасе (архит. реставрации. Д. Зарецкене, Г. Янюкштис) 66. Пример подачи проекта реставрации Фасад церкви Михаила Архангела в Смоленске 1 - восстановление плинфовой кладки; 2 - восстановление кладки из большемерного кирпича; 3 - разборка кладки; 4 - реконструируемые кровли; 5 - участки экспозиции открытой кладки памятника; 6- выявление сбитых старых деталей; 7 - существующий уровень земли

Известные неполнота и условность эскизного проекта реставрации, вызванные необходимостью его разработки до полного раскрытия памятника, также определенным образом отражаются на форме представления проекта. То обстоятельство, что восстановление различных элементов на этой стадии работ может быть документировано с разной степенью точности, прежде всего требует соответствующих оговорок в пояснительной записке, но обычно получает отражение также и в чертежной графике. Принято особо выделять на чертежах все то, что показывается условно, предварительно и рассчитано на уточнение в ходе реставрационных работ, при производстве соответствующих разборок. Такие элементы обычно показываются пунктиром либо сопровождаются иным условным обозначением. Для этого на полях чертежа нередко делаются надписи со всеми необходимыми пояснениями.

Некоторые особенности имеет и система простановки размеров на чертежах эскизного проекта реставрации. Так, обозначение осей на планах дается лишь для общей ориентировки и возможности соотнесения чертежей с текстом, поскольку при нерегулярной форме, которую часто имеет памятник, известной кривизне, непостоянной толщине и непараллельности стен не существует геометрически правильных осей. Иногда же оси вовсе не обозначаются. По этой же причине достаточно условный характер имеют и показанные на чертежах вертикальные отметки, поскольку не только горизонтальные членения фасадов, но часто и перекрытия существенно наклонены и не имеют единого уровня. Поэтому на чертежи основных проекций выносятся лишь некоторые главные размеры, но зато к ним обязательно прилагается линейный масштаб. Более подробно проставляются размеры тех элементов, которые подлежат восстановлению, причем важна их привязка к фиксированным точкам существующих частей памятника.

Эскизный проект должен также включать перечень необходимых мер по инженерному укреплению памятника, которые требуют разработки специальных проектов. В нем должны быть сформулированы особые требования к проведению реставрационных работ, обусловленные наличием росписей, лепнины, резных деталей, уникальных конструкций, аварийностью отдельных частей памятника или другими специфическими условиями.

Приложениями к эскизному проекту реставрации служат основные исследовательские материалы: историческая справка, комплект чертежей архитектурно-археологического обмера, отчеты об археологическом исследовании и описание зондажей. К проекту прилагаются инженерно-конструктивное и технологическое заключения, характеризующие конструктивно-техническое состояние памятника, причины и характер происходящих разрушительных процессов. Сюда же включаются, в зависимости от особенностей памятника и производящихся исследований, заключение художника-реставратора о наличии остатков древних росписей и их состоянии, заключение лаборатории по исследованию образцов и другие дополнительные материалы.

Поскольку до начала производства реставрационных работ невозможно заранее с требуемой точностью определить объем предстоящих работ, сметная документация на стадии эскизного проекта чаще всего разрабатывается в форме сметно-финансового расчета с последующим выпуском детальных смет по мере раскрытия памятника.

61. Жилой дом XVII— XIX вв. в Ордынском тупике в Москве. План с картограммой разновременных кладок
1 — середина XVII в.;
2 — вторая половина XVII в.;
3 — конец XVII в.;
4 — середина XVII в.;
5—1770-е годы;
6 — XIXв.;
7 — XXв. (по И.А. Киселеву)



62. Развертка стен трапезной палаты церкви Сергия в Кирилло-Белозерском монастыре (фрагмент). Картограмма разновременных кладок
1 — середина XVI в.;
2 — середина XVIIв.;
3 —XVIII в.;
4 —XIX в.






63. Исследования звонницы Софийского собора в Новгороде (по Ю.Э. Крушельницкому).
а — картограмма разновременных кладок;
б — реконструкция звонницы XVв.;
в — реконструкция звонницы XVI в.;
г — реконструкция звонницы XVII в.;
д — проект реставрации



64. Пример подачи проекта реставрации. Жилой дом XVII — XIX вв. в Ордынском тупике в Москве. План (по И.А. Киселеву)
1 — восстановление кладки;
2 — разборка кладки;
3 — зона главнейших и дополнительных исследований в ходе производства реставрации;
4 — элементы, подлежащие уточнению



65. Пример подачи проекта Фасад дома Перкуно в Каунасе (архит. реставрации. Д. Зарецкене, Г. Янюкштис)

66. Пример подачи проекта реставрации Фасад церкви Михаила Архангела в Смоленске
1 — восстановление плинфовой кладки;
2 — восстановление кладки из большемерного кирпича;
3 — разборка кладки;
4 — реконструируемые кровли;
5 — участки экспозиции открытой кладки памятника;
6— выявление сбитых старых деталей;
7 — существующий уровень земли

В состав эскизного проекта должно входить обоснование научно-проектных решений, которое строится на анализе результатов проведенного исследования. Поскольку отдельные разделы отчетных исследовательских материалов при всей полноте содержащихся в них сведений, как правило, не составляют достаточно ценой картины, обычно требуется включить в текстовую часть проекта их обобщение. При этом ставятся задачи: 1) охарактеризовать, что, по данным исследования, представляет собой памятник в данный момент и в какой степени сохранились в нем подлинные элементы первоначальной архитектуры и архитектуры последующих периодов; 2) подробно осветить, какие из утраченных форм памятника могут быть точно реконструированы на основе полученной в ходе исследования информации.

Характеристика степени сохранности разновременных элементов может быть представлена только словесно, но для памятников со сложной строительной историей бывает также целесообразно представить графические картограммы, дающие ясное представление о том, к какому времени относятся различные части здания или элементы его конструкции и декора. Детальность таких картограмм отражает степень полноты произведенного исследования. В основном принято представлять в виде картограмм планы памятника, что дает ясную картину последовательности сложения его композиции (рис. 61).

Но для зданий, подвергшихся многократным перестройкам, поверхность стен которых представляет собой конгломерат разновременных кладок, иногда приходится выполнять также картограммы фасадов, разрезов или разверток стен (рис. 62).

Картограммы могут совмещаться с обмерными чертежами, но в тех случаях, когда чертежи имеют большую насыщенность, желательно прилагать их в виде отдельных дополнительных схем.

Анализ выявленных возможностей достоверной реконструкции утраченных форм памятника, служит непосредственной основой для дальнейшего реставрационного проектирования, поэтому ему следует уделять особое внимание. Описывая полученные сведения о существовавших прежде архитектурных формах памятника, необходимо не только перечислить, что из утраченного может быть реконструировано, но очень четко и объективно охарактеризовать степень полноты и точности полученных данных.

Если только материал это позволяет, очень желательно представить собранные данные о первоначальном виде памятника и об основных этапах последующего изменения его облика в виде графической реконструкции или серии графических реконструкций. Такая наглядная иллюстрация исследования дает возможность проследить историю архитектурного развития памятника, что немаловажно для целей выработки реставрационного решения, поскольку помогает полнее оценить значение тех или иных особенностей сооружения и его позднейших наслоений (рис. 63).

Но графические реконструкции, особенно когда это касается наиболее значительных памятников, часто имеют самостоятельное научное значение, предоставляя базу для важных выводов историко-архитектурного порядка.

Лишь в отдельных исключительных случаях графические реконструкции утраченного облика здания могут претендовать на безупречную обоснованность во всех своих деталях. По большей части, выполняющему их исследователю приходится для полноты зрительного представления дополнять точно воспроизводимые детали другими, которые за недостаточностью данных показываются предположительно, на основании использования аналогий либо схематично. Все такие предположительные моменты обязательно должны быть оговорены в тексте. Кроме того, желательно делать графические разграничения между тем, что показывается на основании неопровержимых свидетельств, и тем, что такого подтверждения не имеет. На схемах и перспективных рисунках иногда трудно ввести подобное разграничение, но для масштабных ортогональных чертежей это вполне возможно.

Важная часть эскизного проекта реставрации— принципиальное обоснование принимаемого решения, исходящее из оценки памятника и его существующего состояния. Для этого, прежде всего, должно быть охарактеризовано историческое и художественное значение памятника в целом, определена историко-художественная ценность основных позднейших наслоений и выделены те из них, которые такой ценностью не обладают и наличие которых отрицательно сказывается на эстетическом восприятии памятника. Исходя из этого формулируется отношение к наслоениям, отраженное в проекте. Кроме того, необходима мотивировка предусмотренных реставрационных дополнений и объективная оценка степени документальной обоснованности их восстановления. Здесь же решается, в какой степени должны быть зрительно выделены новые включения. Следует также рассмотреть, как могут отразиться предлагаемые реставрационные изменения на сложившихся ансамблевых связях памятника. Наконец, должно быть показано, как реставрационное решение согласуется с дальнейшим использованием памятника и предусматриваемыми работами по его приспособлению.

В чертежах эскизного проекта представляются основные проекции памятника. На них не только изображается вид, который памятник должен получить в конечном итоге, но и характеризуются намечаемые реставрационные работы. Представление о существе реставрационных изменений, которое можно составить, сличая проектные чертежи с обмером, чаще всего оказывается недостаточным. Необходимо, чтобы сами проектные чертежи несли информацию об объеме и характере реставрационного вмешательства. Поэтому на планах сооружения принято показывать специальными обозначениями (обычно штриховкой) предлагаемые разборки и дополнения (рис. 64).

Для сложных и ответственных случаев такая же система обозначений должна даваться и на остальных проекциях (рис. 65, 66).

Известные неполнота и условность эскизного проекта реставрации, вызванные необходимостью его разработки до полного раскрытия памятника, также определенным образом отражаются на форме представления проекта. То обстоятельство, что восстановление различных элементов на этой стадии работ может быть документировано с разной степенью точности, прежде всего требует соответствующих оговорок в пояснительной записке, но обычно получает отражение также и в чертежной графике. Принято особо выделять на чертежах все то, что показывается условно, предварительно и рассчитано на уточнение в ходе реставрационных работ, при производстве соответствующих разборок. Такие элементы обычно показываются пунктиром либо сопровождаются иным условным обозначением. Для этого на полях чертежа нередко делаются надписи со всеми необходимыми пояснениями.

Некоторые особенности имеет и система простановки размеров на чертежах эскизного проекта реставрации. Так, обозначение осей на планах дается лишь для общей ориентировки и возможности соотнесения чертежей с текстом, поскольку при нерегулярной форме, которую часто имеет памятник, известной кривизне, непостоянной толщине и непараллельности стен не существует геометрически правильных осей. Иногда же оси вовсе не обозначаются. По этой же причине достаточно условный характер имеют и показанные на чертежах вертикальные отметки, поскольку не только горизонтальные членения фасадов, но часто и перекрытия существенно наклонены и не имеют единого уровня. Поэтому на чертежи основных проекций выносятся лишь некоторые главные размеры, но зато к ним обязательно прилагается линейный масштаб. Более подробно проставляются размеры тех элементов, которые подлежат восстановлению, причем важна их привязка к фиксированным точкам существующих частей памятника.

Эскизный проект должен также включать перечень необходимых мер по инженерному укреплению памятника, которые требуют разработки специальных проектов. В нем должны быть сформулированы особые требования к проведению реставрационных работ, обусловленные наличием росписей, лепнины, резных деталей, уникальных конструкций, аварийностью отдельных частей памятника или другими специфическими условиями.

Приложениями к эскизному проекту реставрации служат основные исследовательские материалы: историческая справка, комплект чертежей архитектурно-археологического обмера, отчеты об археологическом исследовании и описание зондажей. К проекту прилагаются инженерно-конструктивное и технологическое заключения, характеризующие конструктивно-техническое состояние памятника, причины и характер происходящих разрушительных процессов. Сюда же включаются, в зависимости от особенностей памятника и производящихся исследований, заключение художника-реставратора о наличии остатков древних росписей и их состоянии, заключение лаборатории по исследованию образцов и другие дополнительные материалы.

Поскольку до начала производства реставрационных работ невозможно заранее с требуемой точностью определить объем предстоящих работ, сметная документация на стадии эскизного проекта чаще всего разрабатывается в форме сметно-финансового расчета с последующим выпуском детальных смет по мере раскрытия памятника.

Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника А. И. Солженицыну в г. Москве проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 474 «О праздновании 100-летия со дня рождения А. И. Солженицына» и Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 100-летия со дня рождения А. И. Солженицына, подготовленного Организационным комитетом, а также во исполнение Постановление Московской городской Думы №134 от 20 сентября 2017 года «О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 июня 2001 года № 97 «О Перечне предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

Конкурс проводится с целью выбора лучшего проекта памятника, наиболее полно отражающего образ Александра Исаевича Солженицына и его выдающийся вклад в развитие мировой и российской культуры. Место установки памятника: г. Москва, ул. Солженицына, сквер между домами 11 и 13.

  • Тип конкурса: открытый одноэтапный архитектурный конкурс.
  • Приглашаются к участию: скульпторы, архитекторы, дизайнеры, художники и промышленные дизайнеры - как самостоятельные авторы, так и в составе творческих коллективов и консорциумов.
  • Регистрационный взнос: отсутствует.
  • Окончание регистрации: 20 ноября 2017 года.
  • Крайний срок подачи проектов: 27 ноября 2017 года.
  • Дата объявления результатов: 7 декабря 2017 года.
  • Призовой фонд: общий призовой фонд - 600 000 рублей + реализация. 1-я премия - 250 000 рублей + договор на дальнейшую разработку и реализацию; 2-я премия - 200 000 рублей; 3-я премия - 150 000 рублей.
  • Организатор: МОО «Союз московских архитекторов» при поддержке Министерства культуры РФ. Партнеры конкурса: Российская Академия художеств, Союз архитекторов России, Творческий Союз художников России, Объединение московских скульпторов.
  • Инициатор: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына».
  • Полное название конкурса: Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника А. И. Солженицыну в г. Москве.
  • Официальная страница конкурса: moscowarch.ru/news/konkurs-na-pamyatnik-solzhenicynu .
  • Контакты: [email protected] .

Конкурс приурочен к празднованию юбилея - 100-летия со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, выдающегося общественного и политического деятеля, публициста, русского поэта, писателя и драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) который будет отмечаться в России и мире в 2018 году.


Требования к проекту

  • Художественное решение памятника должно отражать особенности личности, биографии и основные достижения А. И. Солженицына. Организаторы и инициаторы конкурса оставляют на усмотрение авторов/авторских коллективов формат, материал, стилистику и композиционное решение памятника;
  • Проект памятника должен включать объемно-пространственное решение памятника и постамента, а также планировочное и ландшафтное решение прилегающей территории, с использованием элементов озеленения, декоративного мощения, малых архитектурных форм, мультимедийного, светового оборудования, а также других приемов при создании сложной художественно-скульптурной композиции. В проекте должны быть отражены способы использования прилегающей к памятнику территории для проведения публичных мероприятий и отдыха горожан;
  • При создании памятника необходимо добиться сомасштабности и композиционного единства создаваемого памятника и окружающего контекста;
  • В случае создания памятника в реалистичной манере, необходимо добиться портретно достоверного образа Александра Исаевича Солженицына. Для создания образа конкурсанты могут использовать предоставляемые организаторами фото- и видеоматериалы, а также публичные изображения, размещенные в печатных изданиях и в сети интернет;
  • В случае создания памятника в реалистичной манере, предпочтительна композиция с стоящей или идущей фигурой Александра Исаевича Солженицына. По просьбе членов семьи, композиций с сидящей фигурой желательно избегать;
  • При разработке художественного решения памятника и постамента допускается, но не является обязательным, использование дополнительных элементов, демонстрирующих факты биографии, достижения и сферу деятельности А. И. Солженицына.


Регламент конкурса

  • Подача заявки - до 20 ноября 2017.
  • Подача проектных материалов - до 19:00 часов 27 ноября 2017 года.
  • Выставка конкурсных проектов - с 28 ноября по 07 декабря 2017 года в выставочном зале на 3 этаже Центрального Дома архитектора (г. Москва, Гранатный переулок, 9);
  • Экспертиза конкурсных проектов - с 29 ноября по 04 декабря 2017 г.;
  • Заседание жюри - не позднее 06 декабря 2017 года;
  • Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоится 07 декабря 2017 года в 19:00 в выставочном зале Центрального Дома архитектора (г. Москва, Гранатный переулок, 9)

Жюри

В состав жюри войдут представители Министерства культуры РФ, Департамента культуры г. Москвы, Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына», Русского благотворительного фонда Александра Солженицына, Российской Академии художеств, Союза московских архитекторов и другие эксперты, а также члены семьи А.И. Солженицына

Критерии оценки

  • выразительность пластического и художественного образа конкурсного проекта;
  • портретное сходство;
  • оригинальность и профессионализм исполнения и подачи проекта памятника.

Призовой фонд

  • Первая премия - 250 000 руб.
  • Вторая премия - 200 000 руб.
  • Третья премия - 150 000 руб.