Основные вопросы

1. Ощущение. Виды ощущений.
2. Восприятие, свойства восприятия.
3. Внимание. Виды внимания, и его основные
свойства.
4. Память, виды памяти. Закономерности памяти.
5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.
6. Воображение, виды воображения.

2

Ключевые понятия

Ощущения
восприятие
▪ предметность
▪ константность
▪ целостность
внимание
▪ устойчивость
▪ распределение
▪ переключение
память
▪реминисценция
▪интерференция
воображение
мышление
▪мыслительные
процессы и действия
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
3

Ощущение. Виды ощущений

Ощущения – отражение отдельных свойств предмета.
Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус,
осязание, слух, зрение.
Систематическая классификация ощущений:
интроцептивные
проприоцептивные
поступают от сигналовпоступают
из внут- из глубоких мышц и суставных
экстрацептивные
поверхностей.
Обеспечивают информаренней среды организма: кишечцию о систеположении
тела Обеспев пространстве и о
вкус, обоняние,
слух, зрение.
ника,Осязание,
желудка, кровеносной
положении
аппарачивают получение
сигналов изопорно-двигательного
внешнего мира и
мы. Обеспечивают
регуляцию
та,сознательного
обеспечиваютповедения.
регуляцию движения.
создают основу
для
элементарных
влечений.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
4

Восприятие. Виды и свойства восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов в
сознании человека при их непосредственном воздействии в
данный момент на органы чувств. В акте восприятия
присутствует определенное обобщение.
Ведущие свойства человеческого восприятия
Целостность – образы восприятия представляют собой
целостные, законченные, предметно оформленные
структуры.
Предметность – воспринимается не только комплекс
свойств, а оценивается этот комплекс как определенный
предмет: «стол», «дом» и т. д.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
5

Осмысленность – понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие
происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь
восприятия с мышлением.
Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от изменений условий восприятия.
Избирательность – преимущественное вычленение
одних объектов по сравнению с другими, обусловленное
особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами,
потребностями).
Структурность – свойство, позволяющее воспринимать
предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
6

Несформированная целостность.
Таким может быть рисунок ребенка.
Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
7

Внимание, виды и основные свойства внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность
человека на определенных объектах при одновременном
отвлечении от других.
Классификация видов внимания (основание: активность личности) (Н. Ф. Добрынин).
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
свойственно только
человеку; возникает на основе
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
свойственно
только человеку,
относится
к высшим
устойчивого
произвольного
внимания
и интереса
психическим
Процесс
формирования
к объекту,
послефункциям.
чего внимание
становится
похожим
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
внимания описал
Л. С. Выготский:
на произвольного
непроизвольное.
внимание
человека непосредственно
привлекается
указательный
жест + слово
= выделение предмета
либо сильным,
либо новым,
либо интересным
из остальных, фиксация.
раздражителем.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
8

Качества внимания
Объем внимания – число поступающих сигналов или
протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в
центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Объем внимания равен 7–9 единицам.
Устойчивость – длительность, с которой выделенные
элементы могут сохранять свой доминантный характер.
Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта
на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов действий.
Переключаемость – способность намеренно переносить
внимание с одного объекта на другой.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
9

Память, виды памяти. Закономерности памяти

Память – запечатление (запись), сохранение и
воспроизведение следов прошлого опыта.
Виды памяти
по характеру психической активности,
преобладающей в деятельности
двигательная
эмоциональная
словесно-логическая
образная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
10

По характеру цели
непроизвольная
произвольная
По степени участия мышления
Смысловая
Механическая
По времени сохранения
кратковременная
долговременная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
11

По характеру цели
непроизвольная
произвольная
По степени участия мышления
Смысловая
Механическая
По времени сохранения
кратковременная
долговременная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
12

Закономерности памяти

1. Средний объем механической кратковременной
памяти – 5–7 элементов после первого чтения.
2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа
предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью
лучше запоминают материал озвученный и т.д.
3. Качество запоминания зависит от того, какая была
поставлена цель, установка.
4. При многократном предъявлении одного и того же
материала число удерживаемых элементов постепенно
возрастает.
5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в
памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на
100 %, а рядОбщая
из 9–10
единицCopiriht
на 40Теплова
%. Л.И.
психология.
13

7. При сохранении заученного материала может обнаружится
явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом
взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя
заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта
между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал
сохраняется лучше.
8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание
может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если
последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной
деятельности субъекта.
9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное
воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог
воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не
занимался дополнительным упражнением в выполнении данного
задания.
10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного
запоминания, которая заключается в том, что прерванная
деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная,
психология.
Copiriht
Теплова Л.И.
т. к. прерванноеОбщая
намерение
сохраняет
состояние
напряжения нервной14

Рисунок
Э. Боринга.
Один и тот же элемент,
включенный в разные
целостные структуры,
воспринимается по-разному.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
15

Мышление, виды мышления. Развитие мышления

Мышление – опосредствованное и обобщенное
отражение действительности в ее существенных связях и
отношениях.
Виды мышления
По развитию в онтогенезе
Словесно-логическое
Наглядно-образное
Наглядно-действенное
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
16

По средствам действия
вербальное
невербальное
По степени рефлексии
рефлексивное
интуитивное
По степени новизны получаемого
продукта по отношению к знаниям субъекта
продуктивное
репродуктивное
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
17

По типу решаемых задач
практическое
теоретическое
Качества мышления
глубина
гибкость
самостоятельность
быстрота
критичность
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
18

Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного
объекта на составляющие его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять
части в целое.
Сравнение – установление сходства и различия между
объектами.
Классификация – распределение предметов (понятий) на
классы согласно наиболее существенным признакам, присущим
одним предметам (понятиям) и отличающим их от других
предметов (понятий).
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
19

Основные мыслительные процессы и действия

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе
нескольких суждений дается определенный вывод. Различают
индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии.
Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем.
Федор Федорович пьет сейчас чай.
Пьет ли Петр Петрович сейчас чай?
Все металлы пропускают электрический ток.
Железо – металл.
Пропускает ли оно ток?
Композитор: песня = архитектор:7
Обобщение – мысленное объединение предметов и
явлений по их общим и существенным признакам
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
20

Словесно-логическое мышление
Три характеристики понятия как логической категории:
содержание понятия; объем; связи и отношения данного
понятия с другими.
Под содержанием понимают совокупность существенных
свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают
простые и сложные.
Объем понятия – это количество объектов, охватываемых
данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные
единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени
общности, например: энергия, материя).
Связи и отношения понятия с другими: различают родовые
(понятия, отражающие существенные общие признаки класса
предметов и включающие другие понятия меньшей степени
общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
21

Качества мышления
глубина
гибкость
самостоятельность
быстрота
критичность
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
22

Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)

1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у
субъекта существует представление о том, что обозначает
понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он
назвать не может.
2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их
на существенные и второстепенные.
3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называются вторичные, но все это связано с единичным образом,
который служил опорой при формировании понятия, например:
картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто
усвоено, но признаки не обобщаются.
4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
23

Воображение, виды воображения

Воображение – форма психического отражения,
состоящая в создании образов на основе ранее
сформированных представлений.
Виды воображения:
● По степени субъектности: произвольное и
непроизвольное.
● По отношению к возможному будущему: мечты,
фантазии.
● По степени уникальности: репродуктивное,
творческое.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
24

Основные функции воображения
1. Представление действительности в образах и
составление возможности пользоваться ими, решая
задачи.
2. Регулирование эмоциональных отношений.
3. Формирование внутреннего плана человека.
4. Планирование и программирование деятельности.
5. Произвольная регуляция познавательных процессов
и состояний человека.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
25

Формы синтеза представлений в процессах
воображения
Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности
качеств, свойств, частей предмета.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета,
изменение качества его частей.
Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
Схематизация – сглаживание различий предметов и
выявление черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в
однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
26

Вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой
местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее
вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо
известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в
следующий раз. Почему?
2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?»
3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим
понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое
мыслительное действие должен произвести ученик?
4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?
5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама
съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался
решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение
ребенка.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
27

Литература

1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960.
3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.
– СПб., 1997.
4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л.
Грегори. – М., 1979.
5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.
6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М.,
1968.
7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей
психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
28

Литература

8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии
/ А. Р. Лурия. – М., 1975.
9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В.
В. Петухов. – М., 1987.
10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.
11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д.
Шадрикова. – М., 1990.
12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие
для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б.
Михалевской. – М., 2002.
13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я.
Романова. – М., 2002.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Познавательные процессы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание

ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна

Слайд 2

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.

Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

Слайд 3

ОЩУЩЕНИЯ

Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов.

рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга.

С физиологической точки зрения представляют деятельность

Отражают

Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

Слайд 4

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные

ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения

ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные

Слайд 5

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

Слайд 7

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Слайд 9

П А М Я Т Ь

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

Слайд 10

Слайд 11

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ

ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 12

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ

1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

Слайд 13

М Ы Ш Л Е Н И Е

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ

ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

ОПОРА НА ЗНАНИЯ

ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ

ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ

СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Слайд 14

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ

АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ

ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ

ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ

Слайд 15

Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ

Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

Слайд 16

Слайд 17

ВООБРАЖЕНИЕ

ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ

ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ

ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

Слайд 18

ВНИМАНИЕ

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

ФУНКЦИИ Отбор Удержание

Регуляция и контроль

Слайд 21

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

1 слайд

ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна

2 слайд

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

3 слайд

ОЩУЩЕНИЯ Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. ОЩУЩЕНИЯ основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга. С физиологической точки зрения представляют деятельность Отражают Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

4 слайд

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные

5 слайд

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

6 слайд

7 слайд

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

8 слайд

9 слайд

П А М Я Т Ь Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

10 слайд

11 слайд

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

12 слайд

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ 1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

13 слайд

М Ы Ш Л Е Н И Е ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОПОРА НА ЗНАНИЯ ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

14 слайд

15 слайд

Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

16 слайд

ВЫРАЖЕНИЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СООБЩЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВИДЫ РЕЧИ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ВНЕШНЯЯ

17 слайд

ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

20 слайд

ВИДЫ ВНИМАНИЯ непроизвольное произвольное постпроизвольное

21 слайд

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития

22 слайд

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996 2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995 3.Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, 1998 4.Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, 1999 5. Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990 6. Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, 2000 7. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, 1999 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер. 1998

Ощущение
Память
и восприятие
Мышление
Воображение
Внимание
Артемова Елена Владимировна

Ощущение и восприятие

Ощущение

это
познавательный
психический процесс, заключающийся в
отражении субъектом отдельных свойств
предметов
и
явлений
при
их

Восприятие – заключается в отражении
предмета или явления в целом при их
взаимодействии с органами чувств.

Классификация ощущений

Дистантные:
зрительные,
слуховые,
обонятельные
Контактные: вкусовые, тактильные
Ощущения голода, жажды, насыщения, боли
Ощущения
движения,
возникающие
в
результате растяжения и сокращения мышц и
участвующие в координации движения
Статические ощущения – положение тела в
пространстве, равновесие

Общие свойства ощущений

КАЧЕСТВО
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности,
отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения
характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные -
цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
ИНТЕНСИВНОСТЬ
Определяется силой действующего раздражителя и функциональным
состоянием рецептора.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем
действия раздражителя и его интенсивностью.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ
Пространственный
анализ,
осуществляемый
дистантными
рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в
пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той
частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.),
а иногда они более разлиты (болевые ощ.).

Закономерности ощущений

Наличие
порогов
чувствительности:
абсолютный нижний порог чувствительности
(ощущения) - это наименьшая величина
раздражителя, вызывающего едва заметное
ощущение
Абсолютный
верхний
порог
чувствительности

это
максимальное
значение раздражителя, за пределами
которого ощущение исчезает

Закономерности ощущений

Адаптация

это
приспособительное
изменение
чувствительности
к
интенсивности действующего раздражителя
Упражнение
ощущений.
Ощущения
развиваются при жизни человека под
влиянием его включения в различные формы
активности и деятельности

Основные свойства восприятия

Целостность восприятия
Предметность
восприятия

исходное
выражение этого свойства – выделение
фигуры из фона
Апперцепция - зависимость восприятия от
прошлого опыта, запаса знаний и общей
направленности личности
Константность восприятия - относительное
постоянство образов предметов, в частности их
формы, цвета, величины при изменении
условий восприятия.

Вазы и лица

Лицо и дерево

Основные свойства восприятия

Обобщенность
восприятия – каждый
предмет или событие воспринимается вместе
с тем и как представитель некоторого класса
предметов и событий. Акт восприятия есть
немедленная классификация предметов, что,
по существу, является обобщением.

Сенсорное развитие дошкольников


возраста. С.134-148 (конспект)
Вопросы:
1. Как развивается восприятие дошкольником
пространства?
2. Как развивается ориентировка дошкольника
во времени?
3. Какова
специфика
художественного
восприятия дошкольника?
4. Какова специфика восприятия дошкольником
сказки, картинки?

Память -

Память это познавательный психический процесс,
заключающийся в запоминании, сохранении
и
последующем
воспроизведении
человеком (или животным) своего опыта
под влиянием жизненных обстоятельств.
Память имеет смысл только в контексте
использования опыта в будущем.

Виды памяти

механическая - память, основанная на
повторении материала без его осмысливания.
оперативная - вид памяти, проявляющейся в
ходе выполнения определенной деятельности.
словесно - логическая - вид памяти,
основанной на установлении в запоминаемом
материале смысловых связей.
непроизвольная
-
запоминание
без
специальной установки.
произвольная - память, основанная на
запоминании со специальной установкой.
образная – существует в форме образов ранее
воспринимаемых предметов, событий, явлений.

Виды памяти

двигательная

это
запоминание,
сохранение и воспроизведение движений.
(трудовые навыки, письмо, игра на муз.
инструментах)
эмоциональная – память на эмоции и чувства
долговременная – обеспечивает хранение
большого объема информации в течение
длительного времени

Процессы памяти

Запоминание – ввод информации в память
человека.
Запоминание бывает произвольным, когда
определяется сложной целенаправленной
умственной деятельностью, подчиненной
определенной задаче;
непроизвольным,
когда
отсутствует
специальная задача и запоминание просто
сопровождает другую деятельность.

Сохранение и воспроизведение

Воспроизведение- процесс памяти, в котором
происходит актуализация прежнего
содержания психической жизни в форме
движений, эмоций, образов, понятий,
мыслей.
Воспроизведение бывает произвольным и
непроизвольным.

Воспроизведение

может быть:
элементным (вспоминается лишь какой-то
элемент воспроизводимого)
фрагментарным(отражается
значительная
часть признаков)
неполным
(есть некоторая неточность,
незавершенность)
полным

Узнавание -

Узнавание особый
вид
воспроизведения,
т.е.
воспроизведение образа объекта или явления
в условиях его повторного восприятия;
опознание воспринимаемого объекта как уже
известного по прошлому опыту. (например,
узнаем лица знакомых людей)

Забывание -

Забывание процесс, который приводит к утрате четкости
и уменьшению объема того материала,
который запоминался.
Реминисценция
отсроченное
воспроизведение
информации.
Часто
бывает
более
эффективным,
чем
воспроизведение сразу после заучивания.

Развитие памяти у дошкольников

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.154-162 (конспект)
Вопросы:
1.Какова специфика непроизвольной памяти
дошкольника?
2.Какие условия для развития произвольной
памяти создаются в дошкольном возрасте?
3.Опишите закономерности и специфику
развития произвольной памяти.
4.Какие приемы логического запоминания
доступны дошкольникам?

Мышление -

Мышление высший
познавательный
социально
обусловленный
психический
процесс,
заключающийся
в
опосредованном
и
обобщенном отражении действительности в
ее существенных связях и отношениях.

Логические формы мышления:

Суждение
- отражение связей между
предметами и явлениями действительности
или между их свойствами, признаками.
Умозаключение
– форма мышления, в
которой из исходных суждений (посылок)
получается новое суждение (заключение,
следствие), содержащее новое знание.
Понятие
– форма мысли, в которой
отражаются
отличительные
признаки
предмета
мышления.(например,
любое
определение (что такое треугольник))

Интуитивные формы мышления -

Интуитивные формы мышления это неосознаваемые звенья мыслительного
процесса, означающие постижение истины
вне рассуждений и обоснований.
Особую роль они играют в решении сложных,
нестандартных задач.

Анализ – мысленное расчленение предмета
мышления на отдельные части, элементы,
выделение в нем связей, отношений.
Синтез – заключается в мысленном соединении
частей, элементов, связей в нечто целое.
Сравнение

мысленное
соотнесение
предметов, явлений, событий в целях
нахождения сходного и различного между
ними.

Мыслительные действия (операции):

Абстрагирование – отвлечение признака от
объекта, явления, события и превращения
его в самостоятельный предмет мышления.
Обобщение

выделение
и
фиксация
относительно устойчивых инвариативных
свойств,
принадлежащих
каждому
из
некоторой
совокупности
предметов
и
явлений. (например, карась, щука, минтай –
рыба)

Виды мышления

наглядно-действенное
Наглядно-образное
логическое

Развитие мышления дошкольника

Г.А.
Урунтаева.
Психология
дошкольного
возраста. С.175-186 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного,
наглядносхематического мышления.
2.Как
идет
развитие
рассуждений
у
дошкольника. Какие мыслительные операции
он осваивает?
3.Как
развивается
логическое
мышление
дошкольника?

Воображение (фантазия) -

Воображение (фантазия) это познавательный психический процесс,
заключающийся
в
преобразовании
представлений памяти в субъективно новые
образы.
За образами воображения всегда стоят
образы памяти (представления), но в новом
образе они изменены, преобразованы,
иначе соединены.

1.Перенос функции или свойства одного
предмета на другой.
2.Комбинирование представлений памяти –
агглютинация. Это «склеивание» различных,
в жизни не соединяемых частей и свойств
предметов. (избушка на курьих ножках)
3. Акцентирование, т.е. подчеркивание
какого-либо
признака
предмета
или
отношения в нем. (карикатура, дружеский
шарж).

Способы формирования образов в воображении

4.
Гиперболизация

умышленное
преувеличение
или
преуменьшение
предмета, изменение количества его частей.
(Дюймовочка,
многорукая
богиня
в
индийской мифологии)
5. Типизация – выделение существенного,
типичного для какой-то группы явлений,
качеств.

Развитие воображения дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.163-174 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите особенности развития воображения
дошкольника.
2. Какие функции выполняет воображение?
3.Какие приемы и средства создания образов
осваивает дошкольник. В чем состоит реализм
детского воображения?
4.Как развивается произвольное воображение у
дошкольника?

Внимание -

Внимание это направленность и сосредоточенность
познавательной активности человека на
каких-либо предметах, явлениях, связях,
действительности.
Важно, что человек обращает внимание не
только на окружающий мир, но и на самого
себя, на свои ощущения, мысли, чувства и
стремления.

Виды внимания:

Непроизвольное – не связано с формированием
осознанной цели, волевым усилием или
решением задачи.
Произвольное внимание связано с сознательно
поставленными целями, с волевым усилием.
Произвольное внимание через некоторое время
может
стать
непроизвольным,
т.е.
послепроизвольным (начинаем читать учебник
без желания, но материал оказался интересным
и теперь волевые усилия уже не нужны)

Свойства внимания:

Объем внимания – количество однородных
объектов, которые человек может отчетливо
воспринять в течение 1 секунды.
Концентрация
внимания

степень
сосредоточенности человека на предмете или
явлении
Устойчивость внимания – продолжительность
концентрации внимания на том или ином
содержании
Переключение
внимания

сознательное,
преднамеренное перемещение внимания с одного
предмета или действия на другое (н-р, водитель)

Объем внимания

Развитие внимания дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.149-153 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие свойств внимания в
дошкольном возрасте.
2.Охарактеризуйте специфику развития у
дошкольника
произвольного
и
послепроизвольного внимания.
3. Какие средства организации внимания
осваивает дошкольник?

Контрольное задание:

1.
Подобрать
по
3
игры
на
развитие
психических процессов. Оформить в таблице

Например:


Раздел
содержание
п/п
Возраст
Литература
ная
группа
1.
Игры и
упражнени
я на
развитие
восприятия
пространст
ва
1)Упражнение
«Рисование по
клеточкам»
Цель: …….
Материал: ……
Ход занятия……
4-5 лет
ж.Ребенок в
детском саду
2007//№ 4

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

3 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

4 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Существуют различные типологии памяти: по сенсорным системам - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память; по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам - долговременная память и кратковременная память.

5 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках. Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой день рождения, когда вам исполнилось 17 лет; Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны. Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов.

6 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

7 слайд

Описание слайда:

Долговременная и кратковременная память Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

8 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).

9 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Например, если предъявить строку FBIPHDTWAIBM человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом: FBI PHD TWA IBM

10 слайд

Описание слайда:

Долговременная память Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

11 слайд

Описание слайда:

Мифология, религия, философия о памяти В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины. Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».

12 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - Фантазия.

13 слайд

Описание слайда:

Воображение – подобно сну Адама – когда он проснулся и увидел, что всё это правда ДЖ. КИТС

14 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображение как процесса

15 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Виды воображения активное (включает воссоздающее и творческое воображение) пассивное (включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение) продуктивное репродуктивное конкретное абстрактное

19 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Формы воображения агглютинация - создание нового образа из частей других образов гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств заострение - подчеркивание особенностей объектов типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

20 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение и реальность Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

21 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

22 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

23 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.

24 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

25 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

26 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

27 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Бертран Рассел считал: "То, что мы называем мыслями... зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей"

28 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия.

29 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества.

30 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

31 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

32 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры - слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав ее сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Вы уже знакомы с некоторыми областями коры, выполняющими специфические функции. Например, первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врожденная жесткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры еще не установлена.

33 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Особенности мышления Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

34 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

35 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Выделяют следующие виды мышления: Логическое мышление Панорамное мышление Комбинаторное мышление Нестандартное мышление Латеральное мышление Концептуальное мышление Дивергентное мышление Практическое мышление Oбходное мышление Саногенное мышление Патогенное мышление

36 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление делится на: Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.) Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.) Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

37 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Ре́чь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

38 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Выделяют следующие основные функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта средство общения (коммуникации) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строятся предложения.

41 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл это субъективное переживание его содержания

42 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

43 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

44 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза божественного происхождения языка Эта гипотеза отражается в представлениях народов, населяющих Азию и Индостан. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является Бог - Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди - святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму. Эта гипотеза, как и любые религиозные догадки и предположения, не основана на научных знаниях.

45 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза, о том, что люди являются изобретателями языка Сторонником концепции установления имен человеком был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж. Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения договора, то есть люди собрались и договорились о значении слов.

46 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотезы случайного изобретения языка Исследователь Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.

47 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза аффекта Это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.

48 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза жизненных шумов По мнению В. В. Бунака, речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.

49 слайд

Описание слайда:

Гипотеза звукоподражания Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» - «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук».

50 слайд

Описание слайда:

Ещё Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно

51 слайд

Описание слайда:

Гипотеза ручных жестов Согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса - движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н. Я. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью.

52 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки - коммуникативная и манипуляторная - вступали в конфликт, то есть человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью. Опираясь на эти гипотезы, можно говорить о том, что процесс формирования речи был длительным и сложным.