Читают ли что-нибудь ваши дети, кроме того, что обозначено в школьной программе? Большинство современной молодёжи предпочитает сидеть за просмотром телевизора или в интернете.

Конечно, во «всемирной паутине» находится большое количество самых различных произведений, однако дети, как правило, выбирают развлечения. Задумайтесь о том, какой багаж знаний возьмёт ваш ребёнок во взрослую жизнь? Что он сможет передать в будущем своим детям?

Согласитесь, знание того, как пройти все уровни в компьютерной игре, в жизни вряд ли пригодится. Между тем, чтение оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, постоянно повышая его.

Эта полезная привычка оказывает огромное влияние на формирование нравственных ценностей человека, учит отличать добро от зла, помогает научиться проявлять любовь, милосердие и сострадание, вести осмысленную и счастливую жизнь.

Любовь к чтению окажет большую помощь вашему ребёнку в школьные годы. Выделяют обычно такие основные моменты:

1. Умение размышлять и анализировать.

Этот навык особенно важен, когда нужно писать сочинение. Чтение обогащает ваших детей интеллектуально, учит их размышлять. Конечно, готовое сочинение можно отыскать в интернете. Но задумайтесь, что для вас важнее: только лишь хорошая оценка в дневнике или всё-таки развитие умственных способностей вашего ребёнка?

2. Грамотность.

К сожалению, сегодня грамотность многих людей оставляет желать лучшего. Что там говорить, даже многие взрослые люди умудряются в простых разговорах делать кучу ошибок… Печально!

Читая, ребёнок учится грамотно выражать свои мысли, как в устной форме, так и в письменной. Правила письма он может забыть, а грамотность останется!

3. Ребёнок учится воспринимать информацию.

По сути, обучающий процесс заключается в том, что ребёнок, получая новую информацию, связывает её с тем, что он уже знает, при этом он запоминает и анализирует материал.

Именно эти навыки и развивает чтение. Человеку, который в детстве много читал, дальнейшее обучение даётся легко.

4. Чтение поможет ребёнку найти надёжные нравственные ориентиры в жизни.

Читая художественную, историческую и религиозную литературу, дети смогут понять, насколько ценна человеческая жизнь, увидеть, как можно находить решение сложных проблем, научиться отвергать трусость, ложь, предательство.

Поверьте, это очень важно! Эти качества должны прививаться ребёнку уже с детства. А сделать это как раз и помогут книги!

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/a/zachem-detyam-nuzhno-chitat-knigi

В этой статье представлено экспертное мнение о том, почему чтение вслух ребенку, независимо от его возраста, является чудодейственным средством формирования его любви к книгам на всю жизнь.

Существует ли связь между чтением вслух и хорошей успеваемостью в школе?

Доказано, что ребенок, который приходит в школу с большим словарным запасом, учится лучше, чем ребенок, словарный запас которого очень беден.

Почему так? Если подумать, в начальных классах школы почти все обучение проходит в устной форме. В детсадовском возрасте дети еще не умеют или только начинают читать, поэтому воспитатель постоянно разговаривает с ними, объясняя учебный материал. Это утверждение верно не только для чтения, но и для всех остальных предметов; учитель не просит детей открыть учебники и прочитать параграф № 3. Обучение проходит в устной форме, и у детей с большим словарным запасом появляется преимущество, потому что они понимают большую часть из того, что им преподается. Дети с маленьким словарным запасом с самого начала не понимают, что происходит, и, как правило, отстают в обучении, причем с течением времени все сильнее и сильнее.

Как ребенку сформировать большой словарный запас еще до начала учебы? Большой словарный запас чаще всего развивается у детей, с которыми много разговаривают и которым читают вслух. Если задуматься над этим, то можно прийти к выводу, что ребенок не может произносить слова, которые он прежде не слышал. Например, слово «мудреный». Ребенок не сможет выговорить это слово, если он не слышал его раньше. А для того чтобы запомнить это слово, ребенок, скорее всего, должен услышать его несколько раз. Это, конечно, не касается бранных слов. Когда ребенок слышит, как его родитель ругается, он запоминает все слова такого рода с первого же раза и с удовольствием повторяет их при любой возможности. Но большинство слов дети должны слышать несколько раз, поэтому важно, чтобы родители разговаривали с детьми и в их присутствии с самого раннего возраста, потому что именно так дети учат слова.

Итак, родители должны разговаривать со своими детьми, но чтение вслух тоже очень важно. Из какого источника дети могут черпать наибольшее количество незнакомых слов? В разговорах мы часто используем словесные сокращения, а не полные предложения. Но язык книг очень богат и ярок и используют полные предложения. Язык книг, газет и журналов более сложный, замысловатый. Ребенок, который слышит сложные слова, имеет гигантское преимущество над ребенком, который лишен такой возможности.

Чтение вслух также увеличивает продолжительность концентрации внимания ребенка. И, наконец, чтение вслух - это великолепная реклама самого процесса чтения. Когда вы читаете вслух, вы разжигаете интерес к чтению. Ребенок, которому родители читают, захочет научиться читать сам, так как захочет делать то, что делают его родители. Но если ребенок никогда не видит, как кто-то открывает книгу, у него вряд ли появится такое желание.

Родители часто говорят: «Мой ребенок учится в четвертом классе, и он уже давно умеет читать, почему я должен читать ему?». Специалисты отвечают на этот вопрос следующим образом: «Ваш ребенок может читать на уровне четвертого класса, но на каком уровне он слушает?».

Уровень чтения ребенка обычно ниже его уровня аудирования вплоть до восьмого класса. В частности, вы можете и должны читать книги седьмого класса пятикласснику. Как правило, сюжеты таких книг захватывают детей и мотивируют их читать. Пятикласснику может нравиться книга с более запутанным сюжетом, которую ему самому еще сложно одолеть. Чтение вслух действительно увлекает ребенка, потому что, когда вы читаете сюжетные книги, ребенок погружается в интереснейший мир печатного слова, в котором сюжеты сложные и серьезные, и ребенок готов с увлечением слушать и воспринимать их, даже если еще не умеет читать на соответствующем уровне.

Чтение вслух детям также является хорошим способом решать сложные вопросы. Например, вы можете сказать ребенку: «Я не хочу, чтобы ты общался с тем-то и тем-то», но эта нотация, вероятно, влетит ребенку в одно ухо и вылетит в другое. Однако если вы прочитаете книгу о мальчике, который попадает в неприятности из-за дурной компании, ваш ребенок будет напрямую переживать описанную ситуацию, и вы сможете поговорить с ним о ней. Вы можете задавать такие вопросы, как: «Как ты думаешь, мальчик сделал правильный выбор?», «Как ты думаешь, эта девочка была действительно его подругой?». Когда вы вместе обсуждаете книгу, это уже не нотация, это больше похоже на совместный просмотр записи игры тренером и игроками с целью определить, что было сделано правильно, а что пошло не так.

Книги, которые потрясают

Кто-то однажды сказал, что книги позволяют исследовать взрывоопасные ситуации, не опасаясь взрыва. Книги позволяют улучшать понимание людей за пределами собственного опыта и развивать чувство эмпатии . Ребенок из небогатой семьи, читая книги, может узнать, что есть дети, которым намного хуже, чем ему, есть дети, которые нуждаются даже в самом необходимом. Чем шире наш мир, тем больше мы понимаем и тем сильнее учимся сопереживать.

Еще одно преимущество чтения вслух: если сам родитель мало читал в детстве, чтение ребенку дает ему шанс вернуться в свое детство и прочитать те произведения, которые он не читал прежде. Многие родители, особенно отцы, часто говорят: «Ничего себе! Я в детстве не читал «Приключения Тома Сойера» и даже понятия не имел, как много я упустил!».

Нужно ли, чтобы учителя читали вслух детям даже в старших классах?

Да, потому что если вы прекращаете рекламу, останавливается торговля. Дети должны читать в школе, но такое чтение не пропагандирует этот процесс. Большую часть материала, который дети читают в соответствии со школьной программой, никто не стал бы читать ради удовольствия. И если все чтение связано только с учебой, у ученика развиваете отношение к чтению, как к третьесортному занятию, и ко времени окончания школы он будет ждать лишь момента, чтобы прекратить им заниматься. Он будет читать только в школе и для школы, но не в жизни и не для удовольствия. Конечно, дети должны прочитывать определенный объем учебного материала, но нельзя, чтобы они забывали, что существуют книги, которые заставляют смеяться, плакать и переживать всей душой.

Существует известное высказывание Филлис Терос о том, что старшие классы школы - это последняя остановка на дозаправку перед выездом на дорогу взрослой жизни, поэтому уроки, которые дети получают в старших классах школы, очень важны. Но в нынешних условиях тестирования на учителей оказывается настолько большое давление, что мало кто из них уделяет время чтению вслух. И это большая потеря. Стандартизированные тесты не имеют ничего общего с реальной жизнью, а это значит, что школы становятся оторванными от реальности. Проблемы, с которыми ежедневно сталкивается каждый взрослый человек, никак не связаны с тем, чему его учили в школе. Когда в жизни наступает кризисный момент или кто-то просит вас о помощи, ваша реакция по большей части связана с вашим чувством эмпатии и сострадания - опыт решения многовариантных тестов вам просто не пригодится.

Поэтому учителя разрываются между тем, что они считают правильным, и тем, что вынуждены делать. Если для детей чтение превращается в тяжелую, монотонную работу, то они стараются избегать его при любой возможности. Конечно, учителя очень заняты и им необходимо преподавать большое количество учебного материала, но даже если они будут посвящать всего лишь пять минут урока чтению для удовольствия, в конце года все эти собранные «пятиминутки» станут самыми яркими детскими воспоминаниями.

Стоит ли беспокоиться по поводу вездесущих электронных устройств и их влияния на чтение?

Электронные устройства вызывают привыкание. Вы нажимаете кнопку, и происходит волшебство - что может быть лучше? Так что дети легко подсаживаются на электронику.

Родители должны устанавливать ограничения , потому что дети не могут ограничивать сами себя. В слишком многих семьях часто бывает так, что один из родителей смотрит спортивный матч, другой делает покупки в Интернет-магазине, а ребенок сидит перед экраном компьютера, и вы не успеете оглянуться, как у малыша проходят годы без чтения,.. интеллектуальная ценность семьи просто исчезает. Мальчики играют в видео- и компьютерные игры больше, чем девочки, но девочки проводят много времени в социальных сетях и за обменом сообщениями. В среднем подросток проводит 90 минут в день за электронной перепиской, и это в среднем, что значит, что многие дети занимаются этим еще дольше.

Отвлеченное поколение

Мы вступаем в эпоху беспрецедентных изменений со времен изобретения печатного станка Гутенбергом; мир меняется быстрее, чем мы можем уследить. Сегодня дети носят в школу электронный планшет вместо 10 кг учебников. Ученик может найти учебник по любому предмету онлайн и перейти по ссылке, чтобы, например, посмотреть программу, посвященную Второй мировой войне.

Это хороший факт. А плохой заключается в том, что есть доказательства того, что мы не запоминаем информацию, считываемую с экрана, так же хорошо, как информацию из книг. И тем не менее люди находятся «в экране» постоянно. Мы воспитываем наиболее отвлеченное поколение в истории человечества. Чем больше отвлекающих факторов, тем хуже человек думает. Технологии экономят пространство, вес и время, но нет доказательств того, что они берегут детский ум, особенно если дети проводят все свое время перед экранами и не открывают книг. Поэтому от родителей зависит очень многое. Родители должны ограничивать время, проводимое детьми перед экраном, много читать им и развивать и пестовать любовь детей к книгам и чтению.

Оцените публикацию

Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи. Психологи сделали интересное наблюдение: если среди деток ясельного возраста произнести фразу «Дети! Идите скорее ко мне!», то никто не отреагирует. А вот если к каждому обратиться по имени - ситуация будет прямо противоположной!

Поэтому речь, звучащая из телевизора, компьютера, может развлечь кроху, но не более того. Она никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Такое слушание будет эффективным для ребенка постарше, у которого уже «разработано» пространство речи.

Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:

1. Словарный запас. Чтение вслух формирует детскую речь, расширяет словарный запас. Исследования показали, что, чем больше слов используют родители в разговоре с 8-месячным крохой, тем объемнее будет его словарный запас в возрасте трех лет. В книгах много слов, которые ребенок вряд ли встретит в устной речи. В детских книгах на 50% больше редких слов, чем в прайм-тайме на телевидении или в разговоре студентов! Речь - это основа мышления. Книжная речь устроена сложнее, чем устная, так как не связана с конкретной ситуацией общения (не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестами), ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции, а грамматика языка отражает способы человеческого мышления. Поэтому чтение вслух детям в любом возрасте оказывается действенным механизмом для развития.

2. Фантазия. Чтение развивает фантазию: ребенок не видит того, что описывает автор, он это воображает. Чтение вслух показывает малышу, как использовать свое воображение.

3. Близость. Чтение вслух - это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе со взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная .

4. Авторитет, ценности и кругозор. Когда вы читаете вслух, вы повышаете уважение к себе, вырабатываете мотивацию поступков на основе определенных ценностей. Иногда нужно дополнительно объяснить ребенку, почему герой поступил так, а не иначе. Сделать это можете только вы, ведь сейчас именно вам отведена роль авторитета во всех вопросах. Если ребенок читает сам, он усваивает большей частью только то, что хорошо знает. Родители, читая вслух, могут рассказать малышу о непонятных вещах, тем самым развивая его кругозор.

5. Успокоение. Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу. Используйте минуты, когда ребенок ведет себя более спокойно. Рано утром, после обеда перед или вечером после чистки зубов - хорошее время, чтобы почитать вслух. Найдя идеальное сочетание времени и книги, вы увидите, как легко и спокойно начнет засыпать ваш малыш. Чтение вслух является проверенной тактикой, помогающей детям справиться со стрессом.

6. Любовь к чтению. Дети, которым читают вслух в течение первых лет жизни, которые живут в окружении книг, с гораздо большей вероятностью будут в старшем возрасте. Ребенок усваивает, что чтение - это важно и вместе с тем приятно и весело. Забота и внимание, проявляемые родителями во время чтения вслух, помогают малышу развить положительное отношение к книгам.

7. Развитие моторики. Ребенок учится, как пользоваться книгой, как держать, как переворачивать страницы - развивается мелкая моторика.

8. Чувственное удовольствие. Хорошая детская книга содержит занимательные иллюстрации, бумагу, приятную на ощупь, а новая книга еще и пахнет хорошо. Все это работает на то, чтобы от процесса совместного чтения малыш получал удовольствие.

9. Навык аудирования. Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.

Десятую причину можно отнести к самым главным. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей - и у наших детей оставить такие же воспоминания , которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.

Татьяна Зайдаль

Я читаю детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от мамы - в детстве она читала нам каждый день. Возможно, вы спросите, зачем это младенцам или тоддлерам? Ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют книжки. И совсем не слушают.

Думаю, что даже такой опыт ежедневного чтения позволяет привить детям любовь к книгам. Надеюсь, эти 10 причин убедят вас и книги станут важной частью жизни ваших детей.

Как чтение книг детям влияет на их развитие

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг. В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык. С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно - через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди - медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо. Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает - повторяет слова и звуки родителя. Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?». Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом. Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму.

Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» - а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте - отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание - это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение - полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать. Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день. Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Все родители мечтают, чтобы их дети росли умными, образованными и много читали книг. Однако, далеко не все родители сами любят читать, а потом удивляются, почему их ребенок отказывается от книг.

Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. У ребенка должна появится привычка к чтению и тогда в более старшем возрасте, он так же будет продолжать читать. Книги можно начинать читать ребенку еще с колыбели. Известно, что чтение в раннем детстве помогает ребенку развиваться и мыслить. Кроме того, чтение увеличивает словарный запас, развивает фантазию и кругозор, улучшает грамотность. Ребенок становится усидчивым.

Дети бессознательно сравнивают себя с главными героями книг и вместе с ними стараются пережить те или иные события. Поэтому книги стоит выбирать для ребенка внимательно, огромный выбор детской литературы вы найдете в сказочной библиотеке Хобобо http://www.hobobo.ru/stihi/ . При выборе книги учитывайте возраст и интересы ребенка, книга должна заинтересовать его.

Знакомить ребенка с книгами лучше с самого рождения. Книга - это очень важная форма общения между ребенком и родителями. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т.д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки. Конечно, малыш еще ничего не понимает, но зато он прекрасно улавливает интонацию и звуки.

Когда ребенок научится сидеть, можно начинать уже знакомить его с книгами. Садитесь вместе, берите книгу и читайте с выражением, рассматривайте картинки. Такое общение создает тесную связь между вами, все внимание направлено на малыша, что очень важно для него. Он чувствует себя спокойно, что очень важно для развития психики.

Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать книгу с полки. Отвечайте на все его вопросы и объясняйте происходящее в книге. После прочтения, обсуждайте с малышом прочитанное: поступки героев, ситуации и т.д. Объясняйте малышу, что хорошо и что плохо. Познакомьте ребенка с такими словами как дружба, долг, любовь и т.д. Все это поможет развиваться ребенку как личность.

Не ленитесь, чтобы уделить ребенку немного времени. Конечно проще усадить ребенка смотреть мультики, но разве это заменит ему ваше внимание?

И еще несколько советов:

  • Обязательно читайте сами, свой пример лучше всего для вашего ребенка.
  • Выбирая или покупая книги, обязательно привлекайте к этому процессу ребенка.
  • Подарите ребенку книгу.
  • Пересказывайте ребенку прочитанные вами книги в детстве.
  • Читайте каждый день, хотя бы перед сном по 15 минут.