АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

В архитектуре упор делается на
строительстве церковного зодчества,
прослеживается Византийская культура.
Архитектура строилась с соответствием
новым материальным и духовным
запросам людей.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЕ:
Итальянское Возрождение:
1. Проторенессанс (предвозрождения) - II пол. XIII в.;
2. Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) - с сер. XIV-XV в.;
3. Высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй пол. XV-XVI в.,
расцвет искусства;
4. Поздний Ренессанс - XVI - первая половина XVIIв.;
5. Барокко - XVI-XVII вв.;
Северное Возрождение.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

Виды архитектуры:
1. Монументальная (инженернооборонительная);
2. Светская (жилая, дворцовая,
общественная);
3. Декоративная (садово-парковая);
4. Культовая (храмовая,
мемориальная).
Типы архитектуры:
1.
общественная (библиотеки,
университет, школы,
воспитательные дома, госпитали,
склады, рынки, мастерские и т.д.).
2.
инженерно-оборонительная
(платина, акведуки, мосты,
крепостные стены и др.)
3.
жилая (городские дворцы (палаццо),
загородные виллы, дома и др.).
4.
садово-парковая (беседки,
павильоны);
5.
мемориальная, храмовая (капелла,
католическая часовня, небольшое
отдельное сооружение или
помещение в храме, соборы).

АРХИТЕКТУРА ПРОТЕРЕННЕСАНСА

Проторенессанс (от от греч. protos -
«первый» и франц. Renaissance -
«Возрождение») - этап в истории
итальянской культуры, предшествующий
Ренессансу.
В самой Италии проторенессансное искусство
существовало только в Тоскане и Риме. В
итальянской культуре переплетались черты
старого и нового.
Характерные особенности:
1. интереса к античному наследию
(уравновешенность, пропорциональность,
спокойствие форм);
2. усовершенствуются своды (кроме
стрельчатого, который не применялся).
Архитектор:
Арнольфо ди Камбио (ок.1245 - до 1310).

Фонтан Маджоре в Передже
Арнольфо ди Камбио

Фасад кафедрального собора (Дуомо). Проектирование собора приписывается
Арнольфо Камбио, однако в последнее время считается, что собор построен
монахом Фра Бевиджнате из Перуджи

Церковь Санта-Кроче

Алтарь. Церковь Санта-Кроче
Витраж. Церковь Санта-Кроче

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

Тип архитектуры Ренессанса:
Бази́лика (базили́ка)
(от греч. βασιλική - царский дом)-
тип строения прямоугольной
формы, которое состоит из
нечётного числа (3 или 5)
различных по высоте нефов.
Характерные особенности:
1. Плоский потолок (или с
крестовыми свод);
2.
Коринфский ордер;
3.
Ориентир на греко-римские
памятники (в элементах -
расстановке и отделке колонн и
столбов, распределении арок и
архитравов, во внешнем виде
окон и порталов);
4.
Купольное перекрытие больших
проемов;
5.
Внешнее оформление зданий это горизонтальные членения,
применение аркадной галереи.

АРХИТЕКТУРА РЕННЕСАНСА

В это время продолжают развиваться и совершенствоваться своды, кроме
стрельчатого, который не применялся. Наиболее распространенными
формами были своды: цилиндрический, сферический, парусный,
сомкнутый, зеркальный свод, который имел сплошной опорный периметр.
Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер.
Схемы сводов: 1 - цилиндрический; 2 - крестовый прямой; 3 - крестовый повышенный; 4 - крестовый готический; 5 - крестовый
шестичастный;
6 - монастырский; 7 - купол; 8 - лотковый; 9 - зеркальный; 10 - купол на многоугольном основании; 11 - лепешкообразный
Свод: 1 - цилиндрический с люнетом, 2 - монастырский.
купол на барабане
Схема: 1 - купол на парусах, 2 -

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

г. Сиена
Это город в Италии, соперница Флоренции. Она представляет собой патрицианскую республику, в которой немалую
роль в общественной жизни играла феодальная знать. Искусство Сиены, отмечена утонченной изысканностью и
аристократизмом.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

Флоренция – символ эпохи Возрождения

Архитектор:
ФИЛИППО БРУНЕЛЕСКИ
(1377-1446 гг., Флоренция)
1. возродил основные элементы
античной архитектуры, это
позволило мастеру ориентировать
постройки на человека, а не
подавлять его.
2. создал новый тип здания
(палаццо- периптер);
3. решил проблему купольного
перекрытия больших проемов.
Архитектура:
«Дом детского приюта»
(госпиталь);
«Палаццо Питти» (фасад делится
на 3 яруса)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
во Флоренции и др.

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕННЕСАНСА

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы
классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к
усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во
Флоренции, построенную арх. Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.).
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА

Вид на Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция

Собор Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Часы собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Апсида собора Санта Мария дель Фьоре.
Флоренция
Кампанила собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Главный неф собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Оспедале дельи Инноченти, Ф. Брунеллески. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Ф. Брунеллески: капелла (молельня)
Пацци (Cappella de’Pazzi),
расположенная во дворе
францисканской церкви Санта-Кроче
(Santa Croce) во Флоренции. Это
небольшое крытое куполом здание с
портиком.
Капелла Пацци. Ф.Брунеллески, 1429-1443 гг. Флоренция

Камалдолесский монастырь, 1434-1446 гг. Арх. Ф. Брунеллески. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Протестантская церковь Мекленбурга, сооруженная в эпоху Возрождения

Здание
прямоугольное в
плане,
перекрытие
купол, простота
внешнего и
внутреннего
декоративного
оформления.
Собор Санта Кроче во Флоренции

Интерьер собора Санта Кроче во Флоренции
Капеллы Перуцци и Барди церкви Санта-Кроче во
Флоренции

Церковь Сант-Агостино, 1483г. Арх. Джакомо Пьетрасанта. Рим, Италия

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Церковь Санта Мария делле Грацие

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА


архитектуры этого времени:
I. Светская архитектура:
1. общественная архитектура (которые
отличаются гармоничностью и величием
своих пропорций, изяществом деталей,
отделкой и орнаментацией карнизов, окон,
дверей);
2. дворцовая архитектура (с лёгкими, в
основном двухъярусными галереями на
колоннах и столбах).
II. Культовая архитектура: (колоссальность,
величественность; осуществился переход от
средневекового крестового свода к римскому
коробовому своду, купола опираются на
четыре массивных столба).

В продолжение Высокого Возрождения
представления, взятые из античной
архитектуры, развивались и
воплощались на практике с большей
уверенностью. Со вступлением на
папский престол Юлия II (1503 г.)
центр итальянского искусства из
Флоренции перемещается в Рим, папа
привлёк к своему двору лучших
художников Италии.

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Высокий Ренессанс ассоциируется в
архитектуре с именем Донато Браманте
(1444-1514).
Его Темпиетто из всех зданий Ренессанс
стоит ближе к античной архитектуре по
органической полновесности форм и
гармонической завершенности,
основанных на золотом сечении
пропорций. Основное достижение
архитектуры Р. в очеловечении пропорций
зданий.

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио, 1502г. Арх. Донато Браманте.
Храм отмечает место, на котором был казнён Святой Петр. Рим, Италия

Религиозный памятник, 1475 г. Рафаэль Санти

Архитектура тоже
становится праздничной,
жизнерадостной.
Характерные особенности
архитектуры:
1. новый тип здания
(палаццо);
2. купольное перекрытие
больших проемов;
3. внешнее оформление
зданий - это горизонтальные
членения, применение
аркадной галереи.

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ)

Палаццо Фарнезе, 1514 г. Арх. Антонио ди Сангалло

Палаццо Питти

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Поражает великолепием архитектура
дворцов Венеции того времени,
отличавшаяся необычайной
живописностью, богатым декором,
применением дорогих отделочных
материалов (мрамор, смальта позолота).
Здания строились из кирпича и
облицовывались дорогим камнем,
обычно разноцветным мрамором,
привозимым морскими путями. Здесь, где
ценилась каждая пядь земли продумана
отделка каждого камня: сходы тротуаров
к воде, цветные мраморные ступени,
бесчисленные мостики через каналы.
Галерея Уффици, вид в сторону площади
Синьории. Флоренция

Крыло Луврского дворца, старейшая сохранившаяся часть здания, середина XVI века.
Арх. Пьер Леско

Жилые здания часто имеют карниз, на
каждом этаже расположение окон и
сопутствующих деталей повторяется,
главная дверь отмечена некоторой
чертой - балконом или окружена
рустом. Одним из прототипов такой
организации фасада был дворец
Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.)
с тремя поэтажными рядами пилястр.
Дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-1451 гг. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Карнизы - сложного профиля.
Их боковины, опущенные по отношению к
средней части, оканчивались подвешенными
шарами. Драпировка крепилась к карнизу
обивочными гвоздями, а также навешивалась на
отлитые из бронзы орнаментированные крюки.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворец Дожей. Венеция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

В композиции дворца важное значение приобретает внутренний тенистый двор, связанный с улицей
сводчатым проездом, по периметру двор окружен галереями, ажурной формы лоджиями. Палаццо
украшала лепнина, ниши со скульптурой, богато обрамленные окна в резных рамах.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Загородные дворцовые резиденции богатых
вельмож строились в окружении специально
спроектированных парков. Украшались они
анфиладами «висячих садов», под сводами
которых таились гроты и водоемы.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворцы и церкви эпохи Возрождения и более поздних времен

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Архитектура базируется на традициях
римской античности. Они состоят из
двух независимых слоев –
конструктивного и облицовочного.
Стены выкладывались из кирпича или
мелкого камня на растворе с
последующей облицовкой более
крупным отесанным камнем.
Облицовка крепилась с несущей
частью стены за счет выпуска
кирпичей.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворец Палаццо Медичи-Риккарди

Развитие искусства итальянского интерьера XVI
столетия шло в сторону большей сдержанности и
«классицистичности» всех элементов, их формирующих.
Постепенно уменьшается значение орнамента, он
ограничивается обработкой деталей потолков, фризами в
соответствующих частях ордерных построений.
Сравнительно большую роль сохраняет орнамент в
художественном оформлении мебели. На формы мебели,
как и на архитектуру, особенно сильное влияние
оказывают найденные в этот период в Италии, в
частности в Риме, подлинные памятники античной
эпохи.

Новая эстетика отразилась и дизайне интерьера: теперь ему характерны большие помещения
со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная
независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Замечательна и отделка интерьеров
дворцов: тонкая орнаментальная резьба
по камню и дереву, многоцветная
роспись.
Стены украшались фресками,
разноцветным мрамором. Цветной
мраморной плиткой, выкладывались и
сложные рисунки на полу.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворцы и храмы Ватикана

АРХИТЕКТУРА ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

В архитектуре проводился эксперимент
с формами, разработкой и
комбинированием античных образов,
появляется усложнение деталей, изгиб,
преломление и перерыв архитектурных
линий, затейливая орнаментация,
большая плотность колонн, полуколонн
и пилястров в пространстве.
Подчеркивается более свободное
соотношение пространства и материи.
Впоследствии из этой тенденции
развился стиль барокко, а затем, в XVIII
столетии, стиль рококо.
Интерьер капеллы Медичи

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

В 1546 Микеланджело был назначен
главным архитектором собора св.
Петра, строительство которого было
начато Браманте, успевшим возвести к
моменту смерти (1514) четыре
гигантских столба и арки средокрестия,
а также частично один из нефов. При
его преемниках - Перуцци, Рафаэле,
Сангалло, частично отошедших от
плана Браманте, строительство почти
не продвинулось. Микеланджело
вернулся к центрическому плану
Браманте, одновременно укрупнив все
формы и членения, придав им
пластическую мощь. Микеланджело
успел при жизни закончить восточную
часть собора и тамбур огромного (42 м
в диаметре) купола, возведенного
после его смерти Джакомо делла
Порта.
Купол собора Святого Петра в Риме. Микеланджело

Вид на собор Святого Петра в Риме. Рим, Италия

Купол собора Святого Петра в Риме. Рим, Италия
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в
Монторио, 1502 г. Рим, Италия

Собор св.Петра в Риме. Рим, Италия

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО И ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Порта Пиа, 1561 г. Микеланджело. Рим

Собор Санта-Мария делла Салюте. Венеция

Собор Святого Марка. Венеция

АРХИТЕКТУРА ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворец Фонтенбло (от фр. Fontainebleau - Голубой источник)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

Во Флоренции в 1520-34 гг. сложился
стиль Микеланджело-архитектора,
отличающийся повышенной
пластичностью и живописным
богатством. Смело и неожиданно решена
лестница библиотеки Лауренциана
(проект ок. 1523-34, осуществлен уже
после отъезда Микеланджело в Рим).
Монументальная мраморная лестница,
почти целиком заполняя обширный
вестибюль, начинаясь прямо у порога
расположенного на втором этаже
читального зала, как бы вытекает из
дверного проема узким маршем крутых
ступеней и, стремительно расширяясь,
образуя три рукава, столь же круто
спускается вниз; динамический ритм
больших мраморных ступеней,
направленный навстречу
поднимающимся в зал, воспринимается
как некая сила, требующая преодоления.
Библиотека Лауренциана. Микеланджело

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

В отличие от более ранних
направлений в архитектуре, для эпохи
Возрождения ведущими тенденциями
становятся светские (общественные), а
основным средством архитектурнохудожественной выразительности –
ордерные формы, возрожденные из
античного наследия.
Театр эпохи Ренесссанса

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Светская: общественная)

Основные памятники итальянской
архитектуры этого времени - светские
здания, которые отличаются
гармоничностью и величием своих
пропорций, изяществом деталей,
отделкой и орнаментацией карнизов,
окон, дверей.
План зданий эпохи Возрождения
определён прямоугольными формами,
симметрией и пропорцией, основанной
на модуле
Национальный музей Барджелло. Флоренция

Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль
Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу),
увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными
мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая
лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с
расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.
Ансамбль Капитолия (Жилой дом эпохи Ренессанса) Микеланджело. Англия

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: жилая)

Своеобразием архитектуры жилых
домов Венеции являлось малое
пространство: дома строились на
сваях, вплотную друг к другу, имели
несколько этажей. Такой дом состоял
из нескольких квартир, каждая из
которых обычно располагалась на двух
этажах: на первом - кухня, кладовая и
столовая, на втором - две-три жилые
комнаты. На первом этаже дома часто
располагались торговые лавки

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: жилая)

Памятник болгарской архитектуры эпохи
национального Возрождения

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: жилая)

Шамбор, бесспорно, один из самых
узнаваемых замков, архитектурный
шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада
156 м, ширина 117 м, в замке 426
комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800
скульптурно украшенных капителей.
Шедеврами архитектуры этой эпохи - замками Шамбор, Шенонсо и Амбуаз

Королевский замок Шамбор XVI века

Королевский замок Шенонсо

Замок эпохи Возрождения

Мост Нотр-Дам, построенный Фра Джокондо, исчез; лучшим образцом моста, относящегося к
эпохе Ренессанса, является Новый мост, начатый Дюсерсо при Генрихе III. Достаточно
вспомнить его смелые пропорции, удачное расположение крытых помещений на выступающих
из проезжей части моста кронштейнах, что позволяет использовать всю площадь волнорезов,
наконец, мощное впечатление, производимое большим карнизом на консолях.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Инженерно-оборонительная)

Инженерно-оборонительная архитектура эпохи Возрождения.
Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Инженерно-оборонительная)

Бурный расцвет культуры и
искусства относится к XV в.,
который открыл миру красоту
человека и окружающей его
природы.
Садовый тип Италии эпохи
Возрождения получил название
Медицейского по имени семьи
Медичи, в которой были
богатейшие банкиры
Флоренции и крупные
землевладельцы. К
Медицейскому типу относились
сады при виллах Боргезе,
д"Эсте, Альбани.
С началом эпохи Возрождения фонтаны становятся частью
архитектурного ансамбля

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Садово-парковая)

Сад начинался от здания виллы. Здания
имели симметрично расположенные
выступы и арки. Террасы соединялись
лестницами. Подпорные стены между
террасами имели выступы, колоннады и
ограничивались аллеями, которые
окаймлялись живыми изгородями. На
террасах симметрично располагались
извилистые лабиринты, рощи, группы,
рядовые посадки. На террасах имелись
беседки, птичники, павильоны,
скульптуры, бассейны, храмы,
памятники, мраморные скамьи, фонтаны,
гроты, площадки для отдыха.
Сад был устроен на пяти террасах. На
верху холма располагался дворец.
Палаццо Питти и сады Боболи. Флоренция

По террасам прокладывались прогулочные маршруты. Цветники разбивались в арабском стиле. Огороды были
вне сада. Лужайки и поляны размещались позади зданий и обсаживались стрижеными живыми изгородями. На
лужайках устраивались небольшие ручьи и речки, высаживались плодовые деревья. Аллеи окаймлялись
шпалерами из плетистых роз и винограда, гранатами, айвой, лещиной и т.д. Возле самого жилья устраивались
цветники и водоемы.
Сады Боболи. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Садово-парковая)

Перед фасадом разбивался плоский сад
(партер), клумбы симметричны, фонтан - в
виде широкой чаши с небольшой
скульптурой посередине. Если позволяла
местность, устраивали четырехугольные
пруды, гроты, высаживали ряды кипарисов,
кусты олеандров, ставили кадки с
лимонными деревцами.
Фонтан Нептуна. Италия

Фонтанчик на одной из улиц. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Садово-парковая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ: мемориальная)

В XIV веке, в годы расцвета гражданской
жизни флорентийской коммуны, гуманисты и
общественные деятели видели в
республиканском Риме прежде всего образец
общественного устройства, а также
неисчерпаемый источник воспитания
идеальных граждан.
В значительной степени именно контрастом
между идеализированным образом античного
Рима и тем унизительным положением, в
котором он оказался к началу раннего
Ренессанса, была порождена концепция:
Флоренция - второй Рим.
Триумфальная арка на площади Свободы

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура итальянского Возрождения

Общая характеристика Характерной особенностью итальянского Возрождения стало стремление зодчих к созданию гармоничных и рациональных зданий. В эпоху Раннего Возрождения (когда еще были сильны законы Средневековья) господствовали крестово – купольные храмы. К началу 16 века появляется новый тип здания – палаццо.

Флоренция и Брунеллески Флоренцию называли «цветком» Италии, этот город – родина итальянского Возрождения. В начале 15 в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии. Множество блестящих талантов рождено здесь.

Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) Брунеллески – величайший архитектор Италии.

Собор Санта – Мария дель Фьоре Собор Сента – Мария дель Фьоре – символ Флоренции. Имеет огромный восьмигранный купол - 42 м в диаметре.

Общий вид собора

Купол собора изнутри

Здание Воспитательного дома Брунеллески принадлежит и сооружение Воспитательного дома, в архитектуре которого проявились лучшие античные традиции. Дом имеет большую протяженность и обрамлен по периметру галереей.

В треугольные пространства между арками зодчий поместил круглые медальоны с изображением младенцев.

Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) Внес большой вклад в развитие итальянской архитектуры. В основном пробовал свои силы в оформлении фасадов зданий.

Церковь Санта – Мария Новелла 1470

Палаццо Ручеллай 1451 г.

Донато Браманте (1444 – 1514) Основоположник Высокого Возрождения в архитектуре. В 1503 осуществил реконструкцию Ватикана.

Церковь Санта - Мария делла Грацие 1497 г.

Собор святого П етра 1502 г. Важнейшим архитектурным сооружением Браманте стал собор святого Петра. В плане представляет собой крест, вписанный в квадрат, в центре которого располагалась часовня.

Венеция и Сансовино Столицей Позднего Возрождения становится Венеция. Венецианская культура разнообразна, как и сам город. Он расположен на 118 островах, разделен 160 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях. Дома тесно прижаты друг к другу.

Якопо Сансовино 91486 – 1570) Главным его творением стало здание библиотеки собора Сан – Марко. Это двухэтажное сооружение оформлено по античному образцу.

Библиотека Сан – Марко, 1536

Андреа Палладио (1508 – 1580) Крупнейший архитектор Венеции. Отличительная черта мастерства П алладио – создание портиков между постройками. Архитектор известен еще и тем, что создал классический тип усадьбы.

Церковь Сан – Джорджио, 1565

Вилла «Ротонда», 1551

Вопросы и задания 1. Почему Флоренцию считают «колыбелью» итальянского Возрождения? 2. Расскажите об одном из архитектурных сооружений итальянского Возрождения. 3. Разработайте модель идеального города Италии. Поясните.


Архитектура эпохи Ренессанса. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров.

Слайд 29 из презентации «Ренессанс или эпоха Возрождения» . Размер архива с презентацией 2379 КБ.

История 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Русские святые» - Урок по православной культуре в 10 классе Тема урока: Русские святые. Феодосий Печерский. Пр.Иоанн Кронштадский. Пр. Адам. 1. Нестор Летописец. Подготовил: Учитель православной культуры средней школы № 2 О.Ф.Таничева. Равноапостольный. Блаженная Ксения Петербургская. Св. благ. князь Александр Невский. Василий Блаженный. Великомученик и целитель Пантелеимон. Сергий Радонежский. Бессребреники Косма и Дамиан.

«Николай 2» - Отречение от престола. Николай ii. Царствование Николая II совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. Дети Николая II. Первая мировая война. Детство. Расстрел царской семьи. Основные события в период правления Николая II. Однако 19 июля (1 августа) 1914 Германия объявила войну России. Образование. Опорой Николая была семья. Семья императора. Выполнила ученица 10 «А» класса МОУ СОШ №1 Гарькавенко Александра. На престоле.

«Изобразительное искусство Древнего Рима» - Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. До н. Э.). Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Тема № 10 10 класс. Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи. Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Живописное искусство.

«Революция в Англии» - II этап – 1649-1660 – протекторат Кромвеля. Значение революции. Левеллеры – это… Карл I Стюарт (1600-1649). С именами каких королей Англии и Франции связан процесс формирования абсолютизма? Оливер Кромвель – это… В чём сходство и различие процесса формирования абсолютистских режимов в Англии и Франции? Прайдова чистка – это… Аргументируйте свой ответ. Цели урока.

«Античный театр» - До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Учитель МХК Катаева Майя Валериевна ГОУ СОШ №175 г. Санкт-Петербург. Мировая художественная культура 10 класс. Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками.

«Славянские традиции» - Славяне занимают большую часть Европы и всю Северную Азию. Молоко. Восточные страны: Россия, Украина, Белоруссия. Блины. Славянский регион. Национальный славянский костюм. Праздник Ивана Купалы Пасха Рождество Масленица. Вареники. Содержание. Религия. Страны входящие в Славянский регион. Щи. Православие и католицизм Меньше ислам и язычество Распространен атеизм.


Цели урока:

  • Познакомить с архитектурой Возрождения;
  • Рассмотреть особенности архитектуры раннего ренессанса; высокого Возрождения и позднего ренессанса;
  • Расширить кругозор, развивать навыки анализа художественных произведений;
  • Воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

Задание на урок.

Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура итальянского Возрождения?


Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари.

Вазари писал: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно и часто целыми днями поражает его молниями».


Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески 1377-1446 гг. Он начал свою деятельность как победитель (вместе с Гиберти) конкурса на декорирование дверей Флорентийского баптистерия.


Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний – 15 век, зрелый – 16 век и поздний.

Палладио в Виченце. Д. Аркин

Архитектор Виньола. Вилла папы Юлия III


Ранний Ренессанс в Италии

Архитектура становится более строгой и верно найденной в пропорциональном отношении. Орнамент используется мало, от архитектуры ждут монументальности, представительности, а в некоторых наиболее значительных сооружениях - величественности. Поздний период явился дальнейшим развитием предыдущего, но в нем проявляются и новые черты - стремление к декоративности, красивости и некоторой усложненности архитектурных форм. Возникает известная противоречивость между стремлением к официальной, академической строгости архитектуры и тягой к живописности. Последняя тенденция в дальнейшем получила полное развитие в архитектуре барокко.


Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения (ранний ренессанс).

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.




В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. Уникальное творение инженерного гения - построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, стал символом Флоренции.

Его диаметр составляет 42 метра, высота 91 м от пола собора, световой фонарь высотой 16 м. Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн.


Церковь Сан-Лоренцо была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения. В основе архитектурной композиции лежат квадраты: четыре больших образуют хоры, средокрестие и крылья трансепта; еще четыре объединены в центральный неф; остальные квадраты, составляющие 1/4 от больших, образуют боковые нефы и примыкающие к трансепту капеллы (в первоначальный проект не входили прямоугольные капеллы с внешней стороны боковых нефов). Однако, можно заметить некоторые отклонения от этого плана. Так, например, длина крыльев трансепта немного больше, чем их ширина, а длина центрального нефа не в 4, а в 4,5 раза больше его ширины" X. В. Янсон.

Церковь Сан-Лоренцо


Капелла Пацци, Флоренция

прямоугольную в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарем. Над центральным квадратом располагается зонтичный купол, а боковые части перекрыты цилиндрическим сводом. Лоджия главного фасада ограничена портиком на шести коринфских колоннах. Свод галереи покрыт большим количеством тонкой по лепке орнаментации, характерной для стиля раннего итальянского Возрождения.


Интерьер капеллы Пацци

Брунеллески использовал излюбленное сочетание прямых и закругленных линий, придающее системе членений такую мягкость. Окна купола, медальоны арками и окнами, окна над архивольтами арок также имеют круглую форму. Простенки не перегружены украшениями, они намного легче обрамления (пилястр), и между ними и обрамлением остается свободное пространство. Это и порождает то ощущение легкости и особой прозрачности, которое вызывает интерьер капеллы Пацци.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

На фасадах палаццо Медичи - суровых и сдержанных, «оскованных» постепенно убывающим от этажа к этажу рельефом больших рустованных камней,- мотив, характерный для флорентийского раннего Возрождения,- ордера применены лишь в виде небольших колонок, разделяющих парные окна (тема двойных окон перешла в архитектуру Ренессанса из романо-готического зодчества).



Архитектура высокого возрождения

В начале XVI века, античность в архитектуре приобрела характер абсолютного доминирования, получив название – высокий ренессанс. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.


Собор Св. Петра в Риме

В плане собор, спроектированный Браманте, должен был представлять собой квадрат с наложенным на него греческим равноконечным крестом. В центре задуман был огромный купол, диаметром равный куполу Пантеона.


Палаццо Фарнезе, Рим

Палаццо Фарнезе представляет собой трехэтажное здание, расчлененное в декорировке фасада на три яруса-этажа, имеет гладкую поверхность стены, облицованную мелким кирпичом-плинфой. Рустовка применена лишь в углах и в обрамлении центральной надвратной арки.


Архитектура Высокого Возрождения в Северной Италии

Двухэтажное, протяженной конфигурации сооружение, в первом этаже которого за галереей находятся торговые помещения, а во втором - собственно библиотека, оформлено ордерными аркадами.

Библиотека Св. Марка, Венеция


Архитектура позднего Возрождения

Завершающий этап царствования эпохи ренессанса приходится на вторую половину XVI - начало XVII века. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. Но, такой подход, вероятно, наскучил, и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией.

Функциональность и практичность таких элементов отсутствовала, на здания по поводу и без, пристраивали колонны, полуколонны и главный элемент эпохи позднего возрождения - скульптуры.


Поздний Ренессанс

Завершение строительства собора Св. Петра

Микеланджело оценил по достоинству идею Браманте, он уменьшил общую площадь застройки, значительно упростил структуру плана, отказался от угловых башен и от второстепенных купольных пространств, усилил стены и подкупольные пилоны.


Площадь Капитолия, Рим

Дворец представляет собой двухэтажное здание с открытой лоджией по первому этажу. Оба этажа объединены высоким ордером.


Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо

Верхняя часть надгробий обработана в виде двух симметрично расположенных волют, на которых возлежат в напряженных позах фигуры, символизирующие Утро, День, Вечер и Ночь, впервые в надгробиях были помещены фигуры в натуральную величину, именно эти статуи вызывали особое восхищение современников мастера.


Библиотека Лауренциана, Флоренция

Она состоит из вестибюля с лестницей и зала для хранения и чтения рукописей.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Проторенессанс Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора. Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи

Текст слайда: Собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио

Текст слайда: Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Текст слайда: В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Текст слайда: Периоды эпохи Итальянского Возрождения Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век) Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века - конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI - 90-е годы XVI века) Северное Возрождение - XVI век

Текст слайда: Общая характеристика Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Текст слайда: Ренессанс Эпоха Возрождения

Текст слайда: Возрожде ние, или Ренесса нс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Текст слайда: В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима

Слайд №10

Текст слайда: Позднее Возрождение Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».

Слайд №11

Текст слайда: Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Слайд №12

Текст слайда: «Ватиканская пьета» Микеланджело (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства - материнская любовь и скорбь

Слайд №13

Текст слайда: Высокое Возрождение Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.

Слайд №14

Текст слайда: Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи

Слайд №15

Текст слайда: Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Слайд №16

Текст слайда: Сотворение Адама, барельеф кампанилы Джотто Поцелуй Иуды

Слайд №17

Текст слайда: Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Слайд №18

Текст слайда: Искусство эпохи Ренессанса Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Слайд №19

Текст слайда: «Афинская школа» - самая знаменитая фреска Рафаэля (1509-10)

Слайд №20

Текст слайда: Литература эпохи Ренессанса Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265--1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Слайд №21

Текст слайда: Философия эпохи Ренессанса Николай Кузанский Леонардо Бруни Марсилио Фичино Николай Коперник Пико делла Мирандола Лоренцо Валла Манетти Пьетро Помпонацци Жан Боден Мишель Монтень Томас Мор Эразм Роттердамский Мартин Лютер Томмазо Кампанелла Джордано Бруно Николо Макиавелли В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи. Философы эпохи Возрождения

Слайд №22

Текст слайда: Астрономические инструменты на картине Гольбейна «Послы» (1533)

Слайд №23

Текст слайда: Наука эпохи Ренессанса Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Слайд №24

Текст слайда: «Любовное борение во сне» (1499) - одно из высших достижений ренессансного книгопечатания

Слайд №25

Текст слайда: Кризис Возрождения: венецианец Тинторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку в тревожных сумеречных отсветах

Слайд №26

Текст слайда: Северное Возрождение Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека. Выдающиеся представители - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Слайд №27

Текст слайда: Филиппо Брунеллески (1377-1446) - основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции. Церковь Святого Духа во Флоренции

Слайд №28

Текст слайда: Леон Баттиста Альберти (1402-1472) - крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр. Санта Мария Новелла

Слайд №29

Текст слайда:

Слайд №30

Текст слайда:

Слайд №31

Текст слайда: Архитектура эпохи Ренессанса Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров.

Слайд №32

Текст слайда: Лютня - один из самых популярных музыкальных инструментов эпохи Возрождения

Слайд №33

Текст слайда: Донато Браманте (1444-1514) - зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто). Темпьетто

Слайд №34

Текст слайда: Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы). Давид

Слайд №35

Текст слайда: Андреа Палладио (1508-1580) - родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике. Вилла Ротонда

Слайд №36

Текст слайда: Музыка эпохи Ренессанса Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели).