Производственный процесс требует использования средств производства, позволяющих создавать материальные блага. При реализации технологий производства применяется:

  • Средства труда – оборудование, здания и приспособления, которые спользуются в производстве для воздействия на предметы труда в течение одного или нескольких производственных циклов.
  • Предметы труда – сырье, материалы, в результате обработки которых достигаются необходимые потребительские качества продукции, готовой к реализации.

Каждая из составляющих частей средств производства, участвующая в технологическом процессе, теряет свое первоначальное качество. Стоимостная оценка средств переносится на готовой к дальнейшему потреблению или реализации продукции.

Средства труда преимущественно используются в производственном процессе на протяжении длительного периода. Задача данных активов – создание условий для выпуска конечного продукта. Средства труда условно можно разделить на активные виды, непосредственно участвующие в производстве и пассивные, не используемые непосредственно в процессе.

К активным средствам долгосрочного характера относятся:

  • Сооружения производственного назначения – цеха, в которых непосредственно производится выпуск продукции.
  • Машины, станки, силовые установки, автоматические линии и другое оборудование, используемое в достижении продукта в его промежуточной или конечной стадии.
  • Движимое имущество – транспортные средства (погрузчики), участвующие для перемещения продукции в одном из этапов ее создания.

В число пассивных средств труда включают:

  • Сооружения вспомогательного назначения – складские помещения, здания заводоуправления.
  • Инвентарь и приспособления общего характера – мебель, оргтехника.
  • 1.Основные понятия экономической науки и экономики труда:потребность,благо,ресурсы,норма,эффективность,продуктивность,человеческий капитал, заработная плата, соц-экон-ая система, организация.
  • 2.Понятие трудовой деятельности человека. Труд как процесс и как экономический ресурс. Трудовой потенциал.
  • 3.Сущность трудового процесса. Предметы и средства труда, продукты труда. Цель, содержание и мотивы труда.
  • 4.Классификация видов трудовой деят-ти. Творческий труд и его роль в развитии производительных сил и общества в целом.
  • 5.Понятие о трудовой теории стоимости(д.Рикардо,к.Маркс) и теории факторов производства(ж.Б.Сей,а.Маршалл и др.).Их роль в развитии экономической теории и экономике труда.
  • 6.Структура экономических ресурсов согласно теории факторов производства. Роль труда как экономического ресурса в формировании потребительской стоимости(конечного продукта).
  • 7.Трудовой потенциал и его компоненты. Понятие о количественной оценке компонент трудового потенциала.
  • 9.Понятие о качестве населения страны и персонала предприятия. Методологические основы оценки качества персонала.
  • 10.Основные компоненты деятельности человека. Понятие об альфа-труде и бэтта труде и их эф-ти.
  • 11.Понятие эффективности. Продуктивность и рентабельность труда.
  • 12.Продуктивность труда. Показатели продуктивности труда, применяемые в хоз-х орг-циях. Основные факторы, влияющие на продуктивность труда раб-ков предприятия(машиностроения).
  • 14.Рентабельность труда как показ-ль эф-ти соц-экономической системы. Рентабельность альфа- и бэтта-труда.
  • 15.Понятие о теории человеческого капитала. Оценка эф-ти инвестиций в человеческий капитал.
  • 16.Понятие человеческого капитала. Роль и значение теории человеческого капитала в современной эк-ке труда.
  • 17.Понятие технического прогресса. Влияние технического прогресса на изменение производ-ти,затрат труда и качества жизни.
  • 18.Основные понятия организации труда. Роль и значение труда в обеспечении эф-ти трудовых процессов в хоз-х орг-циях.
  • 19. Виды и границы разделения труда на предприятии. Кооперация труда. Понятие о производственном,технологическом и трудовом процессах.
  • 22.Понятие производственной операции. Стр-ра произв-ой операции:трудовое движение, трудовое действие, трудовой приём. Понятие о методе изучения производств-х операций.
  • 23.Классификация затрат раб.Времени по отношению к предмету труда. Время: оп, об, отл, пз. Факторы,влияющие на составляющие затрат раб.Времени.
  • 24. Понятие о нормировании труда. Роль нормирования труда в упр-ии трудовыми и социальными процессами в орг-циях. Система норм и нормативов по труду: содержание и область применения.
  • 25.Стр-ра нормы времени и последовательность установления норм труда. Факторы,влияющие на величины норм труда.
  • 26. Понятие о коэф-те выполнения норм труда (Квн) и способах его расчёта. Влияние Квн на технико-экономические показатели предприятия. Причины перевыполнения норм труда.
  • 28. Хронометражное наблюдение и его краткая хар-ка. Объект, предмет и порядок проведения.
  • 29. Индивидуальная и групповая фрв: понятия, область и порядок проведения. Самофотография раб.Времени: понятие, методика проведения.
  • 30. Расчёт норм труда. Связь нормирования труда с организацией оплаты труда персонала хоз-ой орг-ции.
  • 34. Типовая стр-ра дохода сотрудника орг-ции(предприятия).Заработная плата –основная составляющая дохода. Функции з)п.
  • 35. Стр-ра з.П. Раб-ка орг-ции. Тарифная ставка (оклад), надбавки и премии,доплаты и компенсации:понятия и способы установления.
  • 36. Понятие зар.Платы. Факторы,определяющие уровень зар.Платы работника орг-ции. Основные госуд-ые гарантии по оплате труда раб-ков.
  • 37. Тарифно-окладная система оплаты труда и принципы её организации. Основные направления совершенствования тарифных условий труда. Гибкая тарифная ставка.
  • 38. Формы и системы оплаты труда и их хар-ка. Индивидуальная и коллективная формы оплаты труда раб-ков орг-ции.
  • 39. Индивидуальные и коллективные формы оплаты. Понятие о механизме распределения коллективного заработка (премиального фонда) между структурными подразделениями(работниками) орг-ции.
  • 41. Понятие о стр-ре фонда оплаты труды. Планирование средств на оплату труда персонала организации.
  • 42.Основные направления совершенствования оплаты труда работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Содержание реформы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
  • 43.Общая характеристика соц-трудовых отношений в орг-ции: субъекты, предметы, типы. Факторы, определяющие характер социальных отношений.
  • 44.Понятие о проблеме отчуждения в процессе труда. Влияние отчуждения на экономику предприятия.
  • 45.Понятие рынка труда. Особенности рынка труда и факторы, определяющие его развитие.
  • 46. Рынок труда и его структура. «Модели» рынков труда. Основные показ-ли, характеризующие состояние рынка труда.
  • 47. Понятия занятости и безработицы. Основные причины безработицы и роль госуд-ых органов в управлении ею.
  • Сущность трудового процесса опр-ся следующими основными аспектами: психофизиологический(обусловлен затратами энергии ч-ка и его эмоциональным состоянием), технологическим(действиями ч-ка, направленными на преобразование ресурсов в блага), соц-экономический(полезностью рез-тов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага).Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов явл-ся затраты раб.времени, определяющие длительность работ и числ-ть людей, занятых их выполнением.

    Средства труда - совокупность средств производства, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда, видоизменяя их в соответствии со своими целями и потребностями.

    Предметы труда - это то, на что человек воздействует в процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта, например, сырьё, различные материалы.

    Продукт труда - материальный результат трудовой деятельности.

    4.Классификация видов трудовой деят-ти. Творческий труд и его роль в развитии производительных сил и общества в целом.

    1.по хар-ру и содержанию труда: наёмный частный индивидуальный коллективный.

    2.по желанию необх-ти и принуждению: физический умственный.

    3.по предмету и продукту труда: научный инженерный управленческий производственный

    4.по средствам и СП-бам труда: ручной механизированный автоматизированный высокотехнологичный.

    5. виды деят-ти дифференц-ся по целям труда: стационарный передвижной лёгкий средней тяжести с различной степенью тяжести.

    На сегодня классиф-ция труда осущ-ся по наличию в труде творческой составляющей:

    1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции,приказу,когда раб-к не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

    2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей. Знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деят-ти ч-ка(бета-труд).

    Сущ-ет гамма труд(связан с духовной деят-тью).

    Природу творчества исследуют но на сегодня она остаётся неизвестной.Ясно одно: чем выше доля творчества тем в меньшей степени он должен быть регламентирован.С экономич.точки зр. Творческой явл. Деят-ть источником дохода которой выступает авторский гонорар. Цель творчества состоит в создании новых идей;образов;методов;представлений и т.д.

    Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

    В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата.

Сущность и содержание дисциплины «Технологические процессы в строительстве»

Изучаемая дисциплина – прикладная наука рациональный средств, способов и методов выполнения строительных процессов, обеспечивающих обработку строительных материалов, полуфабрикатов и изделий с качественным изменением их состояния, физико-механических свойств, геометрических размеров с целью получения продукции заданного качества.

Основные принципы строительного производства: системность, безопасность, гибкость (возможность адаптации процессов строительства объекта к быстро меняющимся условиям производства работ на СП, а также организационным, технологическим и ресурсным параметрам проекта без потерь качества), ресурсосбережение, качество (это соответствие всех параметров строительных процессов проектным значениям и значениям, указанным в нормативных документах).

Капитальное строительство и его объекты

Капитальное строительство – отрасль материального производства, в котором создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

Капитальное строительство включает: новое строительство (на новых площадках по первоначально утвержденному проекту), расширение (строительство последующих очередей)(по новому проекту вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнительных или новых комплексов и т.д.),реконструкция (полное или частичное переоборудование или переустройство без строительства новых или расширений действующих), техническое перевооружение (переоборудование действующего предприятия с заменой оборудования), капремонт (восстановление зданий).

Одной из систем капитального строительства является строительное производство – совокупность производственных процессов, осуществляемых непосредственно на строительной площадке, включая строительно-монтажные и специальные процессы в подготовительных и основной периоды строительства.

Конечный результат выполнения совокупности строительных процессов – строительная продукция.

Согласно Градостроительному кодексу РФ к объектам капитального строительства не относятся: временные здания - специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадёт необходимость в их использовании, некапитальные нестационарные - сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.


Строительные процессы, работы и продукция.

Строительная технология – совокупность одного либо нескольких методов и технологических средств, которая может быть использована для получения конкретного вида строительной продукции.

Строительный процесс - это совокупность операций, выполнение которых дает законченную продукцию в виде конструктивного элемента или его части. Строительные процессы бывают простыми, сложными, комплексными и межобъектными.

По степени механизации строительные процессы делятся на полностью механизированные, частично механизированные и ручные.

В зависимости от назначения строительные процессы разделяются на основные, вспомогательные, заготовительные и транспортные. К основным относятся процессы, в результате выполнения которых создаются части сооружений или конструкций, т. е. создается строительная продукция. К вспомогательным относятся процессы, с помощью которых не создается строительная продукция, но они необходимы для выполнения основных процессов. К транспортным процессам относятся работы по перемещению материалов и готовых деталей к строящемуся объекту и к рабочему месту. Заготовительные процессы предназначаются для изготовления и обеспечения строящегося объекта деталями, изделиями и полуфабрикатами.

По характеру выполнения процессов: непрерывные процессы, позволяющие сразу приступить к осуществлению последующих; прерывные процессы, требующие перед выполнением последующих процессов обязательных технологических перерывов для выдерживания и набора прочности бетона, сушки штукатурки;

По значимости: ведущие процессы, определяющие итоговые сроки возведения здания или сооружения; совмещенные процессы, выполняемые параллельно с ведущими.

Совокупности простых и комплексных процессов образуют строительные работы.

Строительные работы: общестроительные (земляные, каменные, бетонные), специальные (монтаж сантехнических устройств, электротехнические), вспомогательные (транспортировка, укладка).

Комплексы работ группируют по периодам и циклам строительства (строительные работы зависят от времени выполнения (периоды), рациональной технологии (циклы)).

Циклы: нулевой (подземный), надземный и отделочный. Периоды: подготовительный и основной.

Подготовительный период состоит из проектно-изыскательских работ, инженерной подготовки территории, организации строительной площадки, устройства временных и постоянных дорог, сетей. Основной период включает подземный цикл, надземный, отделочный, монтаж техоборудования.

Конечным результатом строительных процессов является строительная продукция: 1.законченные введенные в эксплуатацию здания и сооружения; 2.отдельные их части (секции, полеты и т.д.); 3.объемы работ, выполняемые за определённый период времени.


Предметы и средства труда в строительном производстве

Предметы труда: строительные материалы, полуфабрикаты, изделия.

Строительные материалы разделяют на природные (естественные) и искусственные. К природным материалам относят лесные (круглый лес, пиломатериалы), каменные плотные и рыхлые горные породы (естественный камень, гравий, песок, глина) и др. К искусственным материалам относят: вяжущие вещества (цемент, известь), искусственные камни (кирпич), керамические плитки, синтетические краски и лаки, металлоконструкции, тепло- и гидроизоляционные материалы и др.К основным полуфабрикатам относят бетонную, асфальтовую, растворную смесь и другие композиты, характеризующиеся необходимостью употребления в дело через короткий период времени после приготовления. Поэтому полуфабрикаты не имеют устойчивых товарных свойств. Они тесно связаны с конкретной строительной продукцией. К деталям и изделиям относят заранее изготовленные и монтируемые элементы, как-то: дверные полотна, оконные переплеты, балки, фермы, стеновые панели, плиты перекрытий и покрытий, санитарно-технические кабины, блок-комнаты и т. д., предназначенные для применения в зданиях и сооружениях определенного назначения и типа.

(СП, СНиП, ГОСТ, ОСТ, ТУ – регламентируют документы качества предметов труда)

Требуемые свойства, технические требования и требования к качеству строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий устанавливают Строительные нормы и правила (СНиП), Государственные стандарты (ГОСТ), Технические условия (ТУ). Этими регламентирующими документами определяются назначение строительных материалов и деталей, требования к их качеству, приводятся указания по выбору и применению в зависимости от условий эксплуатации возводимого здания или сооружения, устанавливаются условия транспортирования, правила приемки и хранения, правила отбора контрольных образцов и испытаний и др.

Средства труда: основные (машины, стр. оборудование), вспомогательные (лестницы и т.д.), транспортные.

Строительные машины - это передвижные или стационарныетехнические средства с рабочим органом, приводимым в действие двигателем. Механизмы в отличие от строительных машин не имеют специального двигателя. Рабочий орган приводится в действие через соответствующий преобразователь движения самими строительными рабочими (ручные тали, лебедки, катки и др.)

Вспомогательные технические средства выполняют роль технологической, энергетической, эксплуатационной и персональной оснастки, без которых нельзя или нерационально выполнять строительные работы.Технологическая оснастка предназначена обеспечить удобство и безопасность работы, сохранность строительных материалов, полуфабрикатов и деталей (контейнеры, кассеты, струбцины, бункера, баллоны для газов и жидких веществ и др.).

Норма комплект – рационально подобранная совокупность технических средств оснащения рабочего места звена для выполнения им работы по утвержденной технологии с нормативной производительностью. В состав нормокомплектов включаются средства малой механизации, механизированный и ручной инструмент, средства технологической и организационной оснастки, энергетическое оборудование, приспособления, средства измерений и контроля, средства индивидуальной защиты рабочих.

Структура объекта труда включает в себя предмет, средства, условия, цели труда и т.д.

Предмет труда - система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которой человек, осуществляющий данную трудовую деятельность, должен мысленно или практически оперировать.

Цель труда - результат, который требует или ожидает от человека общество.

Цели профессионального труда

«Цель труда представляет собой осознанный образ конечного результата, к которому человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности. Другими словами можно сказать, что цель труда - это представление о желаемом будущем.

Желание достичь поставленную цель направляет действие, определяет выбор возможных способов достижения, побуждает осуществлять поиск новых действий. Цель формируется в сознании человека как ответы на вопросы "Что я должен сделать?", "Что у меня должно получиться?", "Чего я должен избегать?", "Какие действия я должен предпринять, чтобы получился желаемый результат?"

Во время работы сознание человека всегда наполнено актами оценки обстановки, сличением реального хода дел с представлением о том, что должно получиться.».

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.

Условия труда - особенности среды, в которой протекает работа человека, их основные виды (ручные, механизированные; машинно-ручные; автоматизированные и автоматические; функциональные средства человека как орудия труда).

Условия профессионального труда

Одним из важнейших и наиболее многогранных психологических признаков труда являются его условия. Выделяются следующие виды условий труда: 1) обычные микроклиматические: а) в помещении – бытовые, б) на открытом воздухе; 2) необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность: а) риск для жизни, б) сложные аварийные ситуации, требующие быстрых необходимых действий, в) общение с правонарушителями, психически больными и лицами, имеющими различные отклонения и дефекты, г) четко заданный ритм и темп, д) физические нагрузки, е) длительное пребывание в одном положении (статическая рабочая поза), ж) ночные смены, з) специфические условия (температура, влажность, химичесике вредности, вибрация, шум, высота, глубина).

Средства труда в профессиональной деятельности

«Средства труда - необходимый компонент трудового процесса. Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда выступают своего рода продолжением естественных органов человека, используемых в трудовом процессе. Среди орудий труда есть не только вещи, но и нечто невещественное - речь, поведение и т.п.

Орудия труда отличаются большим разнообразием. Несмотря на это, все они делятся на две группы: вещественные и невещественные.

Вещественные орудия труда. К вещественным орудиям труда относятся: ручные и механизированные инструменты; машины (механизмы), автоматы, автоматизированные средства; приборы, измерительные устройства.

Ручные орудия труда. Само название "ручные орудия" произошло от главного органа труда - руки человека. Ручные инструменты в труду всегда были и остаются, пока человек жив и способен работать. При любом уровне технического прогресса технику надо будет собирать, монтировать умелыми руками.

Они включают простые ручные, механизированные обрабатывающие инструменты и приспособления. Простыми ручными инструментами являются: отвертка, скальпель (хирургический нож), штихель (инструмент для гравирования на дереве или металле), бучарда (один из инструментов резчиков по камню), торцовка (разновидность малярной кисти), напильник, зубило, молоток и т.д.

Машинные орудия труда. Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).

Автоматизированные средства труда. Это такие средства, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства. Человек только наблюдает работу оборудования и контролирует ее правильность, качество. К автоматическим средствам труда относятся: автоматы, полуавтоматы, автоматические линии, робототехнические комплексы, аппараты для выполнения длительных непрерывных скрытых процессов, в том числе технологических, протекающих с огромной скоростью.

Приборы и устройства. Это отдельная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе. Большую часть их составляют приборы, дающие изображения: микроскопы, бинокли, телескопы, аэрофотоаппараты (для топографических съемок земной поверхности), рентгеновские аппараты, дефектоскопы, замкнутые телевизионные системы для видеоконтроля технологических процессов, протекающих в недоступных для человека условиях (под водой, в космосе, в агрессивных средах и пр.). Существуют приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, цифр, букв, световых и звуковых индикаторов: хронометры, секундомеры, термометры, счетчики импульсов, разнообразные электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, омметр, авометр, ваттметр), штангенциркули, микрометры и др. В отдельную подгруппу выделяются технические средства передачи речи (информации, распоряжений, команд): телефоны, мегафоны, аварийные световые шкалы, сигнальные звонки, видеотелефоны, системы телевидения, музыкальные инструменты. В последнее время широкое распространение получили устройства для переработки информации: вычислительные машины, автоматические справочные установки, пересчетные таблицы, печатающие, считывающие, записывающие и передающие устройства.

Невещественные (функциональные) орудия труда. Невещественные средства обычно называют функциональными. Дело в том, что эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь, что и вызывает обычно большие трудности при анализе профессии. Да и осознание их связано с усвоением многтх новых психологических понятий: сенсорность, кинестетика, соматика, вербальность и др.

Функциональные орудия труда - это мысленно удерживаемые представления об образцах результатов труда или системы "сенсорных эталонов". Они могут быть внешними по отношению сознанию и внутренними, входящими в сознание и удерживаемыми в памяти.

Эти орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством красок внутреннего мира человека, проявляющегося в поведении, мимике, жестах, речи и др. Они составляют большую группу, в которую входят: 1) внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека; 2) речь простая; 3) речь эмоциональная, выразительная; 4) речь деловая, письменная; 5) поведение в простых формах проявления - на уровне всего организма в целом; 7) поведение по преимуществу деловое, беспристрастное; 8) сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач.

разными людьми; терпение.»}