История МВА началась с одной важной даты. Дортмутский колледж (штат Нью Хэмпшир, США) на заре ХХ века в 1901 году присвоил своим выпускникам степень Master of Business Administration . В то время это было очень актуально, но не так почетно, как сегодня. Степень МВА означала, что выпускник колледжа готов работать в сфере производства и рынка. И только через полвека стало возможно получить бизнес-образование в Европе. Первой эту волну подхватили ведущие учебные заведения Лондона и Манчестера в Великобритании. Остальная Европа «созрела» намного позднее. Россия познакомилась с бизнес-образованием уже в 90-е годы в силу понятных причин.

Самый первые выпускники программы MBA появились в 1908 г. в школе бизнеса Гарварда, которая была открыта в 1906 г. А 1907 год стал годом создания в России Московского Высшего коммерческого училища. Оно стало фактически первой в России и Европе школой бизнеса . Инициаторами проекта выступили меценаты и представители элиты российского бизнеса. Хотя часть историков считают, что начало эпохи МВА в мире положил 1902 год, так как именно тогда Дартмутский колледж города Ганновер в штате Нью-Гемпшир (США) впервые в истории выпустил специалистов, прошедших программу М.С.S. (Master of Commercial Science). Эту программу считают в чем-то прообразом МВА. Но историки считают эту дату спорной и неточной, поэтому за точку отсчета МВА образования принимают именно 1908 год.

Разумеется, на этой волне открылась масса школ, приписавших себе приставку "бизнес". Время показало, кто из них предлагал качественное образование , оставшиеся просто исчезли, а настоящие бизнес-школы со временем трансформировали свои программы в соответствии с западными образцами. Они прошли проверку на качество, получив аккредитацию. И именно их дипломы у работодателей вызывают уважение и гарантируют если не место в топ-менеджменте, то как минимум горячее рукопожатие президента заинтересовавшей Вас компании и большие перспективы на будущее.

Правда, такое образование дорого стоит. Поэтому многие соискатели выбирают обучение в бизнес-школах, которые предоставляют так называемые "псевдо MBA" (junk-MBA). Они не соответствуют стандартам, но, тем не менее, преподаются. Они дешевле и короче, поэтому пользуются популярностью у неосведомленных или не слишком заинтересованных людей.

Если же Вас интересует настоящий, аккредитованный МВА, обратитесь в AACSB (Американскую ассамблею школ бизнеса), AMBA (The Association of MBAs - Ассоциацию учебных заведений, присваивающих степень MBA) или EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская система улучшения качества). Сегодня именно эти учреждения производят аккредитацию бизнес-школ и программ МВА. Именно в них Вы найдете максимум достоверной информации о качестве той или иной программы подготовки Магистров делового администрирования.

Еще ни одна программа обучения за последние сто лет не претерпевала столь серьезных изменений в такое рекордно короткое время. И каждое из них диктовала необходимость приспосабливаться к реалиям времени. Самая первая бизнес-программа включала в себя экономические и бухгалтерские курсы. Так как Америка на тот момент нуждалась в этих специалистах из-за финансовой нестабильности в государстве. Это было похоже на аспирантуру – пойти на обучение можно было сразу по окончании высших учебных заведений. И этот подход вместе с программой быстро подхватили другие штаты.

Но при этом многие очень уважаемые вузы Америки категорически отказывались включать в свои программы обучения курс МВА из-за предубеждения, что он «торгашеский». Понадобилось время, чтобы общество убедилось в необходимости подобных программ. Но проблемы у МВА не закончились. В 1959 году были опубликованы два доклада, которые обвиняли программу МВА в ее доступности. Авторы утверждали, что не должны напоминать дома отдыха, доступные для всех, где можно отлично провести время. Ответную реакцию мы чувствуем и сегодня – бизнес-образование стало элитарным, имеет высокие требования к степени подготовки потенциальных кандидатов.

Параллельно с ужесточением требований к претендентам школы МВА стали уделять больше внимания исследованиям. Этим они заработали благосклонность представителей академического образования и навлекли на себя гнев представителей бизнеса, которым были необходимы не теоретики-исполнители, а готовые к действию, практико-ориентированные управленцы.

Поэтому в соответствии с требованиями времени, бизнес-школам пришлось разделить программу на две части: в первый год предлагались основные дисциплины, а второй включал в себя предметы более специализированные с предоставлением возможности учащимся выбирать более подходящие для его целей. Это и стало процессом формирования классической модели курса МВА. Современным бизнес-школам довольно регулярно приходится обновлять материалы для своих программ, чтобы не отстать от времени. Последней тенденцией стала необходимость добавлять в программу дисциплины, которые раньше не пользовались пристальным вниманием, но, как доказала практика, они важны не менее, чем право или финансы. Это лидерство, этика, межличностные и межкультурные отношения и т.п. Современными программами МВА предусмотрено не только «накачать» выпускника теорией и практикой, но и развивать его как личность, задав направление для его дальнейшего роста.

История МВА в Европе

Первая европейская страна, которая подхватила новое веяние в бизнес-образовании, это Великобритания. Именно в Англии, в 1960-ые годы, через полвека после США, на базе лучших университетов Лондона и Манчестера появились первые школы МВА Европы. Причем идея основания таких элитных школ приживалась слабо – основателей обвиняли, что они копируют американские стандарты и отрываются от реалий собственной страны. Зато теперь через полвека Лондонская бизнес-школа – один из признанных лидеров бизнес-образования Европы.

Следует заметить, что не все школы МВА в Европе взяли для себя американскую модель. Например, IMD, Henley, INSEAD, и Ashridge образовала группа компаний, которая разрабатывала менеджмент-тренинги для собственных сотрудников. Французские бизнес-школ создали и всемернро поддерживают региональные и местные палаты коммерции. Создание первой российской бизнес-школы инициировало государство: в 1988 году специальное постановление Совета министров дало «зеленый свет» созданию первой в стране профессиональной школы бизнеса – Высшей коммерческой школе.

МВА ХХI века

По приблизительным подсчетам, в США диплом МВА имеет на руках каждый 250-й житель, т.е. количество специалистов этой квалификации насчитывается более миллиона. Ежегодно несколько сотен тысяч студентов вкладывают миллионы долларов в обучение. Степень MBA позволяет начать головокружительную карьеру , в этом уже убедилось большое количество бизнес-лидеров мирового уровня, закончивших в свое время бизнес-школы: сейчас они руководят такими компаниями, как Ебэй, Найк, Е-трейд, Моторола, Федеральный резервный банк и другие. В России волну бизнес-образования подхватила Moscow Business School. Адаптируясь к требованиям современного бизнеса, Мoscow Business School продолжает создавать инновационные продукты в области бизнес-образования. Школа гордится своими проектами MBA Company и МВА Start. Благодаря внедрению в обучающий курс новейших мультимедийных технологий и всемерной поддержке своих студентов во время процесса обучения, внедрению эффективного программного обеспечения Moscow Business School вполне способна вывести российское бизнес-образование на более высокий уровень конкурентоспособности.

Несмотря на кризис, на мировом рынке труда по-прежнему наблюдается разрыв в зарплатах у выпускников МВА и тех, у кого нет такой степени. Рекрутеры борются между собой за молодые таланты из бизнес-школ. Нунзио Квакварелли (Nunzio Quacquarelli), редактор и topmba.com , рассказывает о последних данных по этой теме.

В эру финансовой нестабильности и интенсивной глобальной конкуренции степень МВА становится безопасным островком для молодых профессионалов, стремящихся к карьерному росту. Впервые за всю историю континентальные европейские бизнес-школы сообщили о более высоких заработных платах выпускников, чем их коллег из США и Великобритании, в то время как США по-прежнему остались лидерами по уровню бонусов и премий.

Средняя зарплата выпускников МВА в консалтинге составляет $101 137, ее превосходят только зарплаты в сфере телекоммуникаций и высоких технологий, которые составляют $106 142. Для сравнения средняя зарплата кандидата, обладающего четырехлетним стажем работы, но не получившим степень МВА, составляет $66 271, а кандидата, проработавшего четыре года в сфере телекоммуникаций, - $74 378.

В развивающихся странах зарплаты выпускников МВА колеблются от $32 000 до $160 000. Маловероятно, что эти зарплаты будут уменьшаться, принимая во внимание прогнозируемый спрос на менеджеров в ближайшие годы.

Зарплаты выпускников МВА в сфере медиа и развлечений находятся на третьем месте и составляют $97 295 по сравнению с $63 745 - зарплатами кандидатов с четырьмя годами опыта в данной индустрии. Зарплаты людей со степенью магистра или PhD также всегда ниже, чем выпускников МВА.

В среднем выпускник бизнес-школы, начинающий работать в банке, получает $89 169. К сравнению, его коллега без степени МВА, имеющий четыре года опыта в банковском деле, в среднем получает $80 236. По ответам респондентов этого года, зарплаты выпускников МВА в банковском секторе достигали отметки в $140 000 и довольно низкой отметки в $25 000 на некоторых развивающихся рынках.

KPMG, лидер на мировом рынке по предоставлению аудиторских, налоговых и консалтинговых услуг, в Европе традиционно отдает предпочтение простым бухгалтерам, нежели кандидатам со степенью MBA. Лорд Майкл Хастингс, Global Head of Diversity в KPMG International, говорит, что ситуация меняется. KPMG постоянно работает с клиентами во всем мире, которые не только просят совета, столкнувшись с налоговыми проблемами. Их интересует, как они могли бы функционировать и лучше всего развивать свой бизнес в тех странах, где возникают сложные ситуации. Степень МВА открывает более широкие перспективы, чем стандартное финансовое образование.

Зарплаты выпускников МВА в зависимости от региона

Слабеющий доллар и очевидный рост компенсаций в странах Западной Европы привели к тому, что зарплаты у западноевропейских выпускников МВА составляют в среднем $99 156, по сравнению с $91 283 у выпускников в Северной Америке (подробнее - в ).

Зарплаты в других регионах, судя по всему, тоже подтягиваются к этому уровню. Зарплаты в Азии и Тихом океане выросли на более чем 10% в 2008 г. и достигли в среднем $83 380 (Австралия, Япония, Сингапур, Корея, Таивань, не включая данные из Китая, Индии и Тайланда).

Зарплаты в Латинской Америке также растут довольно быстро, достигнув в 2008 г. в среднем $70 456. Во всех регионах международные корпорации предлагают выпускникам МВА более высокие зарплаты, чем местные компании.

Внутри стран зарплаты выпускников МВА на 20% выше в столицах и финансовых центрах, чем в небольших городах. В Великобритании наблюдалась самая высокая зарплата в $111,000 в 2007 г. во многом благодаря лондонским рекрутерам. Неизвестно, останется ли картина такой же в следующем году.

Сравнивая зарплаты в разных регионах, выпускники МВА программ также должны принимать во внимание и расходы на проживание - реальное соотношение расходов и компенсаций в отдельно взятой стране и компании.

Каждый год ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) издает исследование, сравнивающее покупательскую способность в различных странах. Согласно данным исследования, покупательская способность в Мехико на 24% выше, чем в США. Несмотря на то, что зарплаты выпускников бизнес-школ в Латинской Америке на 23% ниже, чем в Северной, выпускники, живущие в Мехико, смогут позволить себе больше, чем их коллеги, живущие в США. Напротив, покупательская способность в Японии на 36% ниже, чем в США, однако более высокие цены приведут к более низкому уровню жизни, если здесь будут платить такие же зарплаты, что и в других странах.

* Исследование The QS TopMBA.com Salary & Recruitment Trends Report издается в августе каждого года. Его обобщенные результаты доступны на TopMBA.com для зарегистрированных кандидатов на выставку QS World MBA Tour и другие форумы и мероприятия QS.

Недавно компания topmba.com, известная организацией мировых турне World MBA Tour, выпуском справочников по МВА: The MBA Career Guide и исследованиями рынка МВА, провела очередной опрос крупнейших работодателей мира International Recruiters Survey 2003. Цель этого масштабного исследования - выявить последние тенденции на рынке бизнес-образования и трудоустройства выпускников МВА. О некоторых из них читайте ниже.

Тенденции

В опросе приняло участие 4000 работодателей - международные корпорации и компании, не ограничивающие поиск высококлассных профессионалов пределами своей страны. Глобализация бизнес-образования и диплома МВА - одна из главных тенденций, выявленных исследованием.

МВА (магистры бизнес-администрирования) становятся востребованными действительно в глобальном масштабе, неважно, находится работодатель в Бомбее или Буэнос-Айресе, Бостоне или Брюсселе. И это расширяет возможности выпускников бизнес-школ, делает их более мобильными.

К примеру, в последнее время число рабочих мест для МВА в Нью-Йорке уменьшилось, зато в Пекине наблюдается настоящий бум на этих специалистов. Наметился рост и в Восточной Европе, Австралии и Индии, странах, которые до недавнего времени были мало заинтересованы в МВА.

Выпускники менее известных школ начинают потихоньку конкурировать с элитой. У них не такие высокие требования к зарплате, а знаний зачастую столько же. Многие компании, особенно не входящие в число международных гигантов, предпочитают выпускников местных сильных школ тем, у кого диплом школы с мировым именем.

Согласно исследованию, в этом году ситуация с приемом на работу выпускников МВА улучшилась по сравнению с предыдущим годом. Это относится к двум сферам: производству и консалтингу. Производственные компании, особенно активно развивающие международную сеть филиалов (к, примеру, Siemens, DaimlerChrysler, BASF), даже создают специальные программы по привлечению лучших МВА. Другой быстрорастущий рынок - IT и телекоммуникационные компании. В финансовом секторе значительных изменений не наблюдается. Однако, по прогнозам рекрутеров, в следующем году ожидается рост во всех

областях. Зарплаты МВА в этом году увеличились на 2%, в целом же за последние семь лет они поднялись на 16,5%. Рост зарплат прогнозируется и дальше, особенно в Северной Америке и Азии.

Строя прогнозы на будущий год относительно судьбы МВА, эксперты полны оптимизма. "Рекрутеры возвращаются в кампусы и планируют взять на работу в 2004 году гораздо больше выпускников МВА, чем в последние годы", - говорит Элисон Эдмондс из Манчестерской бизнес-школы. Ее слова подтверждает Мелисса Карлсон из американской Tuck School of Business: "Мы ожидаем 100-процентное трудоустройство выпускников будущего года".

Эдриан Баррет из международной службы трудоустройства выпускников МВА добавляет: "Все больше небольших компаний берут на работу МВА. Срабатывает цепная реакция: сначала в такую компанию устраивается один МВА, и получив право нанимать новых сотрудников, он привлекает себе подобных".

Принято считать, что обладателя диплома МВА ждет карьера управленца высшего звена, в сферу ответственности которого входит стратегический менеджмент и развитие компании. Тем не менее статистика показывает, что большинство занимается консалтингом и маркетингом. Наименее популярная сфера приложения диплома МВА в последнее время - электронная коммерция.

Чем занимаются выпускники МВА

Консалтинг - 18%

Маркетинг - 14%

Стратегическое планирование - 12%

Консалтинг в области финансов - 10%

Продажи и развитие - 10%

Финансы - 9%

Общий менеджмент - 8%

Операционный менеджмент - 6%

IT/технологии - 5%

Логистика/закупки - 5%

E-коммерция - 3%

Десятка ведущих консалтинговых компаний по найму МВА в 2003 году

Accenture

AT Kearney/EDS

Boston Consulting Group

Booz Allen

Bain & Company

Deloitte Consulting

IBM Consulting

McKinsey & Co

Mercer Management Consulting

Roland Berger

Десятка ведущих банков и финансовых компаний по найму МВА в 2003 году

ABN Amro

American Express

Barclays Capital

Citigroup

Deutsche Bank

GE Capital

Goldman Sachs

JP Morgan Chase

Merrill Lynch

Morgan Stanley

Десятка ведущих производственных компаний по найму МВА в 2003 году

Eli Lilly

Ford

General Electric

General Motors

GlaxoSmithKline

Johnson & Johnson

L"Oreal

Pfizer

Procter & Camble

Unilever

Десятка ведущих компаний в сфере высоких технологий по найму МВА в 2003 году

AOL Time Warner

AT&T

Bertelsmann

British Telecom

IBM

Lucent

Microsoft

Philips

Siemens

Vodafone

Чего хотят работодатели

Исследование показывает, что больше половины работодателей (53%) ищет кандидатов с опытом работы от одного до четырех лет, 38% заинтересовано в специалистах с опытом от 4 до 8 лет. По мнению рекрутеров, именно такие МВА обладают оптимальным сочетанием молодости, энергии, профессионализма и разумных амбиций. Те, у кого профессиональный опыт превышает 8 лет, рассчитывают уже на гораздо большую зарплату, более высокую позицию и более эксклюзивную работу. Но таких кандидатов, а соответственно, и работодателей, немного (9%), так же, как и абсолютных новичков без опыта (5%).

Говоря же о профессиональных навыках, работодатели ставят на первое место умение управлять людьми, стратегически мыслить и лидерские качества. Это, по их мнению, гораздо важнее академических, финансовых и IT-знаний. Среди прочих важных составляющих успешного кандидата и будущего управленца - предпринимательство, знание международного рынка и наличие международных связей, способность мыслить и работать в глобальном масштабе.

Чего хотят МВА

Как известно, степень МВА получают не только ради карьеры, но и ради высокого дохода. Всплеск интернет-бизнеса в 1999 году (так называемый dot.com boom) вознес зарплаты МВА до заоблачных высот. Однако обвал этого рынка уже в следующем году и начавшаяся в 2001 году рецессия экономики охладили пыл работодателей, и средний уровень зарплат упал. И только в этом году снова наблюдается небольшой подъем, который, по прогнозам, продлится и в будущем, причем уже к концу 2004 года достигнет докризисной отметки. (см. график 2). Правда, рост зарплат МВА наметился только в США и Азии,

в Европе пока все осталось по-прежнему. В ожидании очередного подъема, эксперты советуют не терять времени и соглашаться на работу, которая, возможно, и не соответствует ожиданиям по зарплате, но может способствовать развитию профессиональных навыков, знаний и связей. Хотя, несмотря на неустойчивость экономики, игра стоит свеч: ведь, по статистике, диплом МВА обеспечивает его обладателю увеличение дохода на 50-100% по сравнению с тем, что он имел раньше.

Средняя зарплата МВА в США и Европе ($)

1996 - 65106

1997 - 66678

1998 - 66563

1999 - 73807

2000 - 78372

2001 - 81680

2002 - 74367

2003 - 75846

Самые высокие зарплаты - в финансовом секторе, здесь же и самые крупные бонусы и компенсации, в результате чего средний общегодовой доход МВА, работающих в этой области, переваливает за $100 тыс. Второе место по финансовой привлекательности на сегодняшний день занимает консалтинг. Однако если учитывать бонусы, то ему почти не уступает высокотехнологичный бизнес (IT, телекоммуникации, телефония).

Общий уровень доходов по секторам ($)

Производство: з/п 69392, бонус 13642

Высокие технологии: з/п 69281, бонус 20656

Консалтинг: з/п 73964, бонус 16143

Финансы: з/п 81144, бонус 26107

Компании, работающие в США и Западной Европе, предлагают примерно одинаковую зарплату выпускникам МВА. Немногим уступают и международные корпорации и инвестиционные банки, расположенные в Азии (правда, главным образом, в крупных финансовых центрах - Гонконге, Токио, Шанхае). Более низкие доходы у МВА в Латинской Америке и Восточной Европе. Это обусловлено рядом причин: нестабильной экономикой, меньшей инвестиционной привлекательностью, неустойчивой валютой, а кроме того, более низкой стоимостью жизни. Последнее, кстати, имеет большое значение при выбор

е места работы. Ведь, безусловно, реальный доход гораздо важнее номинального. А цифры говорят, что, например, в Мексике стоимость жизни на 24% ниже, чем в Штатах. Значит, отмеченная разница в зарплате в 33% не имеет большого значения, потому что уровень жизни мексиканца и американца с МВА примерно одинаковый. В то же время, скажем, Япония на 36% дороже США, при этом японский МВА получает в среднем на 10% меньше, так что его уровень жизни существенно ниже. Если верить цифрам, лучше всех себя чувствует обладатель диплома МВА, живущий и работающий в Восточной Европе. На

пример, стоимость жизни в Венгрии на 55% ниже, чем в США, а зарплата меньше всего на 44%. Подобных цифр по России нет в исследовании. Но если учесть, что Москва - один из самых дорогих городов мира, то вряд ли бы получилась такая же оптимистическая картина, как с Венгрией.

Средняя зарплата МВА по регионам ($)

США - 76953

Западная Европа - 75929

Азия - 70182

Латинская Америка - 51070

Восточная Европа - 49667

Патрик МакДональд

Каждый выпускник бизнес-школы мечтает о том, чтобы как можно скорее устроиться на престижную, ответственную и высокооплачиваемую работу. Но каковы его реальные шансы на успех? Статистика трудоустройства выпускников является важнейшим показателем успешности программы MBA. Хорошая должность в надежной компании с достойной оплатой труда и большими перспективами роста – это и есть та самая цель, которая оправдывает далеко не маленькие средства, финансовые и временные, вложенные слушателем программы в собственное обучение.

Как составляются рейтинги

Здесь надо отметить один существенный нюанс. Если показатели той или иной школы в рейтинге неожиданно ухудшаются – это еще не повод паниковать. В ряде случаев это может свидетельствовать о том, что многие выпускники данного учебного заведения пытаются запустить собственные стартапы или идут работать в некоммерческие организации. Соответственно, если вы мечтаете о создании собственного инновационного бизнеса, возможно, вам следует обратить внимание именно на такую школу, в которой создана наиболее благоприятная среда для стартапов – а не на ту, чьи студенты подписывают выгодные контракты с крупными корпорациями.

Бизнес-школы – лидеры

Судя по статистике выпуска 2014 года, четыре бизнес-школы в США могут похвастаться тем, что 98% их бывших учеников приступили к работе через три месяца после окончания учебы: это Chicago Booth, Goizueta, Tuck и Wharton. Goizueta уже третий год подряд стабильно выдает этот показатель, являясь, таким образом, мировым рекордсменом по количеству учеников, успешно трудоустроенных через 90 дней после выпуска. Однако если смотреть на статистику трудоустройства на момент получения диплома, то международным лидером будет Tuck с 91%.

Любопытно, что школы отличаются и по готовности своих выпускников принять предложения о работе. Например, в Chicago Booth 98% обладателей диплома были в течение трех месяцев приглашены занять должность в той или иной компании, и 97% ответили согласием. В Columbia Business School предложения получили 97% бывших учеников, но приняли их только 91%.

На наивысший уровень дохода может рассчитывать соискатель, который обладает не только набором соответствующих навыков, но и внушительным опытом работы и впечатляющим портфолио с проектами, реализованными до поступления на MBA. Некоторые выпускники вправе ожидать стартовый оклад в $300 тыс. – именно такая цифра значится в контракте нескольких специалистов, в прошлом году покинувших Stanford, Wharton и Harvard и занимающихся инвестиционно-банковской деятельностью, частным акционерным и венчурным капиталом.

В последние годы все больше специалистов мечтают о работе с частным акционерным капиталом, так как за это предлагают весьма солидное вознаграждение. Однако спрос на выпускников MBA в этой сфере относительно невелик по сравнению с тем, что имеет место в консалтинге, банковском деле или работе с высокими технологиями. Рекрутеры набирают молодых профессионалов в очень ограниченном кругу престижных учебных заведений, и за место под солнцем в перспективной отрасли предстоит как следует побороться. В 2014 году выпускники Stanford, начавшие работать с частным акционерным капиталом, получали медианный оклад $170 тыс. – это рекордный уровень зарплаты для выпускника программы MBA за все времена. Сверх оклада эти специалисты получали стартовый медианный бонус в размере $40 тыс., а общая сумма компенсаций, выдаваемых им за год, составляла $175 тыс. в среднем и $300 тыс. в своем максимальном выражении.

Если говорить о бонусах, то в 2014 году самая большая в мире годовая компенсация размером $350 тыс. досталась выпускнику Wharton. С учетом основного оклада доход счастливчика за двенадцать месяцев достиг (а, возможно, и превысил) полмиллиона долларов. Согласно расстановке сил на сегодняшний день, за высокими бонусами в дополнение к зарплате следует идти в хедж-фонды: там ежегодная компенсация эффективным сотрудникам достигает $150 тыс. при окладе в $125 тыс.

Наиболее скромные зарплаты обычно предлагают в розничной торговле, здравоохранении, индустрии развлечений и СМИ. Не могут похвастаться феноменальными доходами и обладатели дипломов MBA, трудоустроенные в некоммерческие организации. Особняком стоят те специалисты, что отправляются работать в Азию или другие регионы мира , где в соответствии с местным уровнем жизни их зарплата более чем конкурентоспособна, но в пересчете на долларовый эквивалент кажется скромной. Так, в прошлом году выпускник Kenan-Flagler Business School, уехавший в азиатскую страну с развивающейся экономикой, начал получать всего лишь $23 тыс. Еще три выпускника таких школ, как Columbia, Michigan и Carnegie Mellon, стартовали с оклада в $24 тыс. – и это был рекордно низкий показатель для 2014 года.

Впрочем, следует понимать, что личные доходы – это очень деликатная тема. Большинство благополучно устроившихся выпускников если и предают что-то огласке, то, как правило, уровень зарплаты, но никак не размер бонусов. Некоторые бизнес-школы – в том числе Harvard – не публикуют зарплаты своих бывших учеников даже на условиях полной анонимности, ограничиваясь более абстрактными показателями (например, что 13% их выпускников, работающие с частным акционерным капиталом и левереджированным выкупом, могут рассчитывать на медианный бонус в размере $80 тыс.). Конспирация соблюдается с целью обеспечения приватности специалистов, а также ради того, чтобы у абитуриентов не возникало завышенных ожиданий относительно собственных перспектив.

Сергей, выпускник IMD Business School и, по совместительству, студент MBA Consult, дал интервью о том, как поступал и учился в бизнес-школе своей мечты.

– Представьтесь, пожалуйста, и расскажите, какое у вас образование, и чем вы занимались до поступления в бизнес школу?

– Сергей. По первому образованию я инженер-энергетик. До поступления в бизнес школу я работал консультантом в компании большой четверки и начальником отдела МСФО в крупной производственной компании.

Для того, чтобы быть готовым к большей роли в финансовом секторе, мне хотелось расширить свой кругозор, пообщаться с людьми из разных стран, получить глобальное видение различных функций, не только финансов. Для меня МВА - это история в меньшей степени про деньги, в большей степени про знания и кругозор. Ну, и в том числе хотелось поработать за границей после программы. К тому времени я уже 7 лет проработал в России, хотелось после MBA получить европейский опыт. К тому же я хотел работать не в филиале, а в headquarters. После МВА я планировал продолжать работать в industry, не хотел уходить в консалтинг, я также не хотел менять свою функцию, хотел дальше развиваться в финансах. Я выбирал междy несколькими известными европейскими бизнес школами, ездил лично смотрел LBS, Oxford, INSEAD, IMD. Также ходил в MBA Consult на встречи с выпускниками многих школ, ходил на выставки бизнес школ в Москве.

– Т.е. 4 школы рассматривали, получается?

– Я в итоге подавал документы только в две школы: в INSEAD и в IMD, они мне показались более подходящими, чтобы продолжить карьеру в industry, и узнать больше о других функциях.

– А посещение кампуса как-то сыграло в выборе?

– Да, после посещения кампуса других школ я понял, что это не мое.

– Почему же все-таки выбрали IMD?

– Я подавал в INSEAD и IMD, приняли меня в обе школы. Далее у меня был долгосрочный план оставаться в Европе, желательно в Швейцарии, т. к. здесь много headquarters глобальных компаний. Плюс Швейцария находится в центре Европы что дает возможность удобно путешествовать. Кроме того, IMD в очень большой степени фокусируется на industry, в консалтинг уходят лишь 15% класса, что заметно ниже чем в других топовых школах. К тому же хотелось быть в таком небольшом комьюнити из 90 студентов, которые друг друга знают действительно лично и всегда будут готовы помочь. Все получают одинаковый доступ ко всему что может дать школа. Индивидуальный подход: тебя лично знают преподаватели, MBA-office, career office. Подход к обучению и поиску работы становится гораздо более таргетированный в такой школе.

– Как происходил процесс поступления?

– У меня довольно длительно проходил процесс подготовки к GMAT. Я проходил курсы здесь, в MBA Consult. Потом долго готовился сам. Проблема была с «вербалкой», с математикой все было в порядке. В итоге я с первого раза сдал на 670. По TOEFL у меня было 109 баллов и для меня он был несравнимо проще.

– С этими баллами вы и подавались?

– Да, подавался с этими результатами.

– Вот вы поступили. Какой была первая неделя в бизнес школе?

– У нас был новый program director. Было понятно, что программа будет очень отличаться от предыдущих лет, что он будет много реформировать, что возвращается более высокая нагрузка. Он считал, что нагрузки стало меньше в последние годы. Конечно, был шок от того, сколько от нас хотят, но я ожидал даже худшего. Т. е. для меня с моим big4 experience это не было таким большим шоком, как для тех, кто пришел из industry. Дальше шло нарастания нагрузки. Январь – было еще нормально, а вот где-то с конца февраля – в начале марта мне уже было тяжело. Хотя кому-то было тяжело с первой недели, кому-то на втором месяце, кому-то на третьем, тем кто пришел из management consulting было тяжело может пару раз за год. Набор нагрузки идет до первых экзаменов, которые в конце апреля. Потом короткий семестр в мае-июне, и в июле экзамены. Там тоже достаточно высокая нагрузка, но уже чуть меньше того, что было в апреле.

Летом проходит discovery expedition. Студенты группами по 30 человек отправляются в небольшое путешествие и встречаются с бизнес-лидерами в разных странах. В моем случае это был Сингапур и Куала-Лумпур. Учитывая, что я не был раньше в Азии, это был очень интересный опыт. В 2015 году студенты ездили в Японию и Китай, Сингапур и Абу-Даби, в Калифорнию и Мексику. Для школы это, конечно непросто, потому что нужно организовать три поездки, три программы. Раньше все 90 студентов ездили в одно место и это было путешествие в развивающуюся страну. Чтобы студенты посмотрели, как живут в бедной стране, несколько раз подряд это была Южная Африка. В плане бизнеса от этого было не так много смысла. Да, люди смотрели, как работает сапожник в Южной Африке, но гораздо интереснее съездить в Сингапур или Калифорнию. Так что я поддерживаю такое изменение в программе.

После discovery expedition начинаются консалтинговые проекты. В ходе этих проектов группа студентов формирует стратегию компании, изучает новые рынки, дает рекомендации по развитию бизнеса, по концентрации на определенных продуктах. Очень интересная практика, которая очень много дала. Особенно для тех, кто не хотел дальше идти в McKinsey или BCG, но хотел бы получить консалтинговый опыт. Группу курирует профессор и все время мотивирует и направляет студентов, основываясь на своем консалтинговом опыте, ведь большинство преподавателей ведут консалтинговые проекты.

Клиенты, как правило, остаются очень довольны, делают офферы студентам участвующим в проекте, а также оставляют стипендии для студентов в стипендиальном фонде. Кстати поступающие в класс-2017 студенты из emerging markets поделят между собой специальную стипендию в 200,000 франков.



– Что можете сказать про инфраструктуру школы?

– Кампус отличный, поддерживается в идеальном состоянии. Вокруг отличная природа, шикарный город с веселой и активной ночной жизнью (по Швейцарским меркам). У каждой study group всегда есть своя удобная большая комната, в которой студенты проводят большую часть времени. Студентам предоставляется допуск в спортзал, куда ходят преподаватели и персонал школы. Рядом находится озеро, до которого 10 минут пешком. Вокруг велодорожки, по которым в этом году катался Джон Керри. И студенты его видели в перерыве его переговоров с Ираном. Ресторан в IMD однозначно самый лучший среди бизнес-школ мира. Все книги, обеды на весь год, discovery expedition уже входят в стоимость программы, ничего дополнительно не нужно оплачивать.

– Получается, что было много свободного времени?

– Вовсе нет. На самом деле, в IMD с гордостью говорят, что у них в однолетнем курсе MBA столько же аудиторных часов, сколько в Гарварде в двухлетнем курсе. В IMD всегда была очень большая нагрузка, особенно в сравнении со школами в США. Фактически у студентов 7-дневная рабочая неделя весь год.

– Карьерный офис организует презентации компаний, которые проходят в августе, сентябре, октябре. С сентября уже начинаются первые on-campus интервью. Бывают разные форматы. Бывает, что компания приходит, организует презентацию, а заинтересованные студенты ее посещают. Очень часто приходит выпускник, устроившийся в эту компанию, и рассказывает, как у него идут дела. Дальше предлагается заполнить анкету online. И затем проводят следующий тур – интервью. Большинство компаний приезжает интервьюировать на кампус, что очень удобно. Все крупнейшие европейские и американские компании со своими предложениями приходят в IMD. Например, в Siemens CEO program всегда есть несколько студентов от IMD. Samsung Global Strategy Group всегда принимает студентов из IMD. В BCG в Лондоне сейчас работает 4 человека из моего класса, хотя когда BCG приходили интревьюировать, то говорили что в Лондон они точно не берут, а в итоге взяли четверых. Нет каких-то заметных ограничений в плане национальности. Да, многие компании не хотят делать work permit для россиян, но гораздо больше тех, у кого это не вызывает проблем. В 2014 году в классе было 5 студентов из России и 1 украинец, в 2015 году было 3 россиянки. Из этих 9 человек 6 сейчас работают в Швейцарии и Лихтенштейне.



– Если по курсу судить о наших ребятах, как они вообще? Достаточно сильные?

– Да, у наших достаточно хороший уровень, да и вообще класс очень сильный. 90 человек в IMD - это действительно индивидуально отобранные люди. В IMD процесс отбора потенциальных кандидатов двухступенчатый: сначала нужно подготовить application package, в который входят эссе и три рекомендации. Половина потенциальных кандидатов отсеивается на стадии этого пакета. Но если application заинтересовал школу, то потенциального студента позовут на assessment day в Лозанну. Студенты должны показать свои навыки в презентации, в работе над кейсами, в групповой дискуссии, пройти one-to-one интервью с admissions. Школа ищет людей, которые соответствуют ее культуре и имеет возможность выбирать лучших, ведь класс – всего 90 человек.

– В ходе интервью вы в команде показываете свои навыки?

– Да. Один кейс высылается заранее. У студентов есть порядка двух недель, чтобы с ним ознакомиться. Это кейс кандидаты будут разбирать в группе, спорить друг с другом о том какую стратегию выбрать описываемой в кейсе компании.

Кроме того уже в ходе assessment day кандидаты получают второй кейс, который они видят впервые. По нему они готовят небольшую презентацию и показывают другим кандидатам и admissions, защищают свою точку зрения.

– Ну а каково это было для вас? Это же, наверно, стрессовый день: вы попали в атмосферу, когда нужно выложится на 110%.

– Безусловно, это стрессовый момент. Но у меня в субботу была свадьба, а в следующую пятницу я проходил интервью. Я был в хорошем настроении и все прошло как нельзя лучше. Assessment day в IMD был приятным приключением во время свадебного месяца, которое хорошо закончилось, ведь уже через неделю мне сообщили что я принят.

– Но в любом случае, Вы активно готовились к этому собеседованию.

– Да, безусловно. Имеет смысл встретиться с выпускником IMD, чтобы узнать формат собеседования. Да, меняются кейсы, но формат не меняется. Имеет смысл обсудить культуру школы, чтобы понимать, кого школа ищет. Какие качества следует продемонстрировать, а какие попридержать на этом интервью.

– Какие советы можете дать поступающим? На что нужно обратить внимание?

– Они, безусловно, смотрят больше на человека, чем на должность в предыдущей компании или ее размер и известность. Лидерский потенциал и бизнес стиль имеют большое значение. То, как человек общается со своими коллегами в ходе assessment day, насколько уважительно он/она относится к другим. Это не та школа, которая приветствует хождение по головам или жесткий стиль. Тут стиль сотрудничества и совместное решение проблем. Любое давление, которое россияне могли бы показать на интервью, в данной школе не будет воспринято хорошо, нужно быть мягче. Думаю имеет смысл попрактиковаться в презентациях, в рассказе своей карьерной истории, проработать логичный ответ на вопросы: why do you need MBA? Why now? Why IMD?

– Какой процент людей, которые не прошли assessment day?

– Порядка 50%


– Какие у вас отношения с одногруппниками?

– Очень хорошие, ведь класс маленький и ты узнаешь многих достаточно хорошо за год, работая в разных группах. Например, мне нужно сейчас курировать наш бизнес в Таиланде. Мне не были понятны некоторые культурные моменты ведения бизнеса в Таиланде. Я позвонил своему тайскому однокласснику, и он мне помог лучше понять, как работать с нашим менеджментом в этой стране.

И вообще в течение года мы активно помогали друг другу, не только в подготовке кейсов и проектов. Делились своими связями в интересующих компаниях, делились опытом работы в них, пониманием различных индустрий, проводили друг с другом тестовые интервью. Это, пожалуй, самое ценное приобретение за год. Безусловно, занятия очень нужны, важны и хороши. Есть блистательные преподаватели. Но опыт, полученный от одноклассников имеет большое значение. Чем хорош IMD, так это тем, что средний возраст и средний work experience на МВА программе самый высокий в Европе и мире – это 31 год и 7 лет соответственно. И это был еще один из факторов, который склонил мой выбор в пользу IMD. Я предпочитаю учиться с более опытными коллегами. Например, если говорить о финансах, то у нас в классе было три финансовых директора, т. е. они пришли учиться с этой позиции, хотя всем троим было слегка за 30.

– Вы, в принципе, довольны IMD также на все 110%?


Расскажите, пожалуйста, подробнее о профессорах.

– В IMD очень сильные профессора, мне особенно понравились преподаватели Entrepreneurship и Finance. Entrepreneurship ведет Benoit Leleux. Он становился профессором entrepreneurship тогда, когда entrepreneurship еще не было наукой, изучаемой в бизнес школе. Он начал этим заниматься порядка 20 лет назад в единственной школе США, которая тогда фокусировалась на предпринимательстве. Он сам участвовал в становлении многих предпринимателей как инвестор. Он рассказывает о всех стадиях роста startup"а, о venture capital, private equity. У него потрясающие кейсы, которые неоднократно выигрывали конкурсы. Он очень интересно ведет занятия, поcещение каждой лекции - это захватывающие 4 часа, выносишь очень много. Он проходит весь цикл от создания компании где-нибудь в гараже до превращения в небольшую корпорацию. Он инвестировал во многие бизнесы своих студентов. Те, кто хотят запустить свой стартап, могут рассчитывать на его поддержку и его network, конечно если проект стоящий.

Другой классный профессор – Nuno Fernandes, он ведет finance. У Нуно очень интересные и непростые кейсы, даже если уже имеешь немалый опыт в финансах. Он сотрудничает с крупнейшими нефтяными компаниями мира, каждый год он приглашает финансового директора Shell выступить перед студентами.

Также каждый год в IMD приезжает выступить CEO Nestle. Приезжают различные спикеры, которых приглашают профессора, в частности у нас был глава Novartis Pharmaceuticals. В IMD ежегодно проводится CEO roundtable. Перед нами выступали CEO многочисленных компаний, например CEO Kone, который рассказал как эта финская лифтостроительная компания, будучи мелким региональным игроком за относительно небольшой период времени стала одним из глобальных лидеров в этом бизнесе.

IMD - это школа, которая фокусируется на executive education. И большая часть IMD alumni – это как раз выпускники небольших программ, которые идут от 1-2 недель до месяца, так называемые open programs. На этих программах учатся топ-менеджеры крупнейших корпораций мира, члены советов директоров, и есть возможность встретиться с ними прямо на кампусе во время курса. Некоторые компании, которые приходят поучить своих сотрудников, желают пообщаться со студентами и потенциально предложить работу. Выпускники школы IMD очень преданы своей Alma Mater. Успешный выпускник IMD в силу того, что студентов на программе гораздо меньше, в состоянии пообщаться с теми 3-5 студентами которые к нему обращаются за год, в отличие от школ, в которых большие классы и он/она получает десятки писем от студентов текущего года.

Сейчас в IMD есть программа mentorship. Она помогает обратиться к выпускникам, которые закончили школу 10-15 лет назад, так выпускники помогают нынешним студентам определиться с их карьерным развитием.

IMD примечательна тем, что может проводить такие курсы, какие сложно сделать в большой школе. Например, есть курс Crisis Management, который проводит несколько бывших британских журналистов из ВВС. Они показывают в течение трех дней, как реагировать в кризисной ситуации на медиа, как не потерять свою репутацию и сохранить управление в компании. Это бесценный опыт, после которого будет проще, когда наступит кризисная ситуация.

В программу входит проведение увлекательных симуляций развития компании, когда группы соревнуются друг с другом в условиях меняющегося рынка. Проходят Integrative Exercises, в ходе которых в течение 2-3 дней студенты работают над какой-то проблемой в группе. Большинство кейсов решаются в течение 4-часового класса, а Integrative Exercises – это более крупные кейсы, с различными аспектами, и студенты работают над этим проектом непрерывно в течение 2-3 дней. Например, часть студентов – это команды, которые продают компанию. Другая часть – это те, кто покупают. Они сначала должны сделать valuation а потом провести друг с другом переговоры и закрыть сделку.

Кроме того, IMD каждый год проводит конкурс стартапов в Швейцарии. И отбирает 15 стартапов которым студенты помогают подняться на ноги, консультируя их в течении 4 месяцев. Что интересно, спустя 15 лет после того, как Benoit Leleux начал проводить этот конкурс, обнаружилось что из 10 крупнейших стартапов Швейцарии последних лет, 6 – это те, кому помогли студенты IMD.

И нужно понимать что через IMD проходят всего 15 стартапов в год. И этот курс идет параллельно с самой жесткой частью программы. Но тот вклад, которые делают студенты в старт этой компании, оказывает очень существенное влияние на ее будущее.

– Глобально планы не поменялись – хочется стать финансовым директором и я надеюсь что моя компания найдет пути для моего развития в этом направлении. Я очень доволен своим новым местом работы.


– С точки зрения семьи, есть ли какие-то преимущества парам? Студенты часто интересуются.

– Да, это очень интересный момент. Есть только две страны, где партнер МВА студента получает рабочую визу – это Швейцария и Англия. Не нужно недооценивать этот момент. Если у студента его супруг или супруга также являются профессионалами и хотели бы продолжить свою карьеру, ему/ей не нужно делать work permit, достаточно просто найти работу. В случае моей жены, она смогла найти работу еще до нашего отъезда в Швейцарию. И как только были готовы все документы, она могла приступать к работе. Такое возможно только в Англии и Швейцарии. Это нужно учитывать: вы теряете свой доход, платите за обучение и проживание в этих странах, и возможность сохранить хотя бы одну зарплату – это очень хорошее подспорье.

Для тех партнеров, у кого есть дети, школа наняла специального координатора, которая занимается только ими, организует для них мероприятия, помогает решить бытовые проблемы. Партнеры часто могут посещать какие-то мероприятия IMD, проводимые для МВА’ев. Это не только какие-то вечеринки, но и networking event’ы.

– Жилье вы искали сами?

– Жилье школа помогает найти, ведь в Швейцарии это непросто, особенно в Лозанне. Студент выбирает одну из доступных квартир, вносит депозит, заселяется и обязуется освободить в конце года для следующего класса. Школа организует этот процесс с помощью агентства. У школы есть жесткий критерий, где могут находиться квартиры от агентства - в пешей доступности, в 10-15 мин от школы. Это очень комфортно.