В жизни и бизнесе достаточно часто нужны компромиссные решения , как метод решения задач с наименьшими потерями. Насколько они целесообразны?

Но если личные отношения претерпевают сильное влияние эмоций и потому здесь понятна причина компромиссов, то для бизнеса большинство эмоций чужды, и поэтому не совсем ясна природа подобных решений.

На данный момент существуют два противоборствующих лагеря предпринимателей, мнение которых по данному вопросу кардинально разнится.

Первые полагают, что бизнесу необходимы компромиссные решения, для чего приводится в пример такая модель бизнес-сосуществования, как: .

Это некая стратегия конкурентного поведения, при которой субъекты предпринимательства в один прекрасный день осознают выгодность или неизбежность сотрудничества с конкурентами.

Выбирая тем самым худой мир, вместо хорошей войны. Но компромиссные решения не предполагают партнерства, солидарности. Это чистой воды уступка части своих интересов.

Здесь отыскивается решение, которое более или менее устраивает все договаривающиеся стороны, но при этом максимальной выгоды не получает ни один из участников соглашения.

Выгода, безусловно, тут присутствует. , если они добросовестны, находятся в рамках связующего их соглашения. Но эта же связь и лишает всех участников свободы бизнес-действий.

Ведь для достижения устраивающего все стороны решения необходимо пожертвовать частью своих интересов, которые пересекаются с интересами конкурентов.

Таким образом, компромиссные решения более выгодны слабым игрокам, которые не выдержат накала противостояния. Если же достаточно прочно стоит на ногах, в том числе в материальном вопросе, то компромисс должен быть для него скорее исключением, чем правилом.

Оппоненты позитивности компромиссов полагают, что это явление вообще пагубно для бизнеса.

Во-первых, компромиссные решения зачастую только создают видимость перемирия, тогда как его участники продолжают вести войну, но уже не в открытую, а партизанскими методами.

Во-вторых, проблемы «разрешаемые» посредством компромисса просто откладываются на неопределенный срок. А бизнесмены в отношении прикрываемых компромиссом ситуаций поступают, как собаки на сене: ни мне, ни людям.

В-третьих, предприниматели, привыкшие работать на компромиссных условиях, привыкают к полумерам и не могут полностью реализовать свой потенциал.

Ведь их всегда сдерживает страх нарушить границу компромиссного решения: заступить за проведенную черту конкурентных интересов.

По мнению этой группы предпринимателей, компромисс в бизнесе – скорее бомба замедленного действия, нежели действительно правильный выход из сложившейся ситуации.

И те, и другие бизнесмены по-своему правы, потому что компромисс не должен приниматься в качестве обязательного решения во всех возможных ситуациях.

Учитывая изначально разницу интересов конкурентов и даже иногда партнеров, невозможно прийти к с ними, не утратив части своих позиций.

А чтобы добиться наибольшего успеха в бизнесе, необходимо обязательно превзойти своих конкурентов.

Если же вы соглашаетесь на компромисс с оппонентами, то вы сэкономите в чем-то на конкурентной борьбе, но проиграете на потере возможности дальше нормально развиваться.

Вас постоянно будет сдерживать груз компромиссного решения. Поэтому такой итог можно подводить только в совершенно безвыходных ситуациях, когда уже явно видно, что другого не дано.

Если же компромиссные решения требуются в отношениях с вашими партнерами, то нужно хорошо предварительно взвесить все «против» и «за». Возможно, вы потеряете гораздо меньше, если прекратите с ними дальнейшие отношения.

Стиль конфликта - определенная модель поведения, кажущаяся нам наиболее эффективной в конкретной ситуации.

Тактики конфликта - конкретные действия, которые мы предпринимаем для достижения поставленных нами задач.

Схема Томаса-Киллмана (Кеннет Томас и Ральф Киллман)

Избегание

    Преимущества избегания

    Годится для поверхностных отношений;

    Помогает предотвратить конфликт-взрыв;

    Дает время на размышление;

    Помогает, когда одна из сторон не обладает достаточной властью;

    Годится, когда конкретная конфликтная ситуация сигнализирует о большей проблеме

    Недостатки избегания

    Проблема не решается;

    Не предлагаются полезные решения;

    Люди боятся;

    Участники считают, что партнер не способен меняться;

    Накапливаются претензии;

    Поддерживаются отрицательные метафоры;

    Игнорируется взаимозависимость;

    Обычно заканчивается конфликтом-взрывом

    Тактики избегания

    Прямое отрицание;

    Косвенное отрицание;

    Реплики избегания;

    Перемена темы;

    Перевод стрелки;

    Абстрактные замечания;

    Заявления по процедуре;

Соревнование

    Преимущества соревнования

    Полезен для принятия быстрого решения;

    Полезен для нужных, но не популярных решений;

    Полезен для решений, касающихся благополучия и жизни людей;

    Полезен, когда компромисс пойдет только во вред;

    Может способствовать возникновению творческих решений;

    Выясняет степень приверженности участника делу;

    Полезен, если решение важнее отношений

    Недостатки соревнования

    Слишком много внимания задаче;

    Игнорируются отношения;

    Стороне может не хватить ресурсов и опыта;

    Стороны могут уйти в подполье и действовать исподтишка;

    Ухудшается качество обратной связи;

    Стороны не учатся новому;

    Использующие этот стиль отвыкают сдерживаться, скрывают информацию, сплетничают;

    Стороны постоянно напряжены и сердиты

    Тактики соревнования

    Личная критика;

    Отрицание;

    Враждебные приказания;

    Враждебные шутки;

    Враждебные вопросы;

    Вопросы с презумпцией;

    Отрицание ответственности

Компромисс

    Преимущества компромисса

    Помогает сэкономить время;

    Является «мостиком между двумя полярными событиями;

    Дает возможность создать баланс власти;

    Является запасным вариантом для сложных ситуаций;

    Компромисс делается «ради кого-то»;

    Дает моральную силу

    Недостатки компромисса

    Быстро становится «дежурным стилем»;

    Теряется контроль над стратегией;

    Может оставить болезненную неудовлетворенность;

    Может привести к недостатку доверия и критике;

    Может заставить человека соглашаться на уступки в ситуациях, в которых это делать не следует;

    Часто сводится к простому жребию

    Тактики компромисса

    Призыв к справедливости;

    Предложение договоренности;

    Максимизация приобретений/минимизация потерь;

    Быстрое краткосрочное решение

Приспособление

    Преимущества приспособления

    Полезно для демонстрации разумности и доброй воли;

    Способствует миру;

    Облегчает выход из ситуации;

    Годится для ситуаций, которые не особо важны;

    Может служить сигналом к готовности решить проблему;

    Годится для неравного конфликта;

    Годится для конфликта, в котором одна из сторон заведомо проигрывает;

    Годится для тех конфликтов, где опыт и связи оппонента в будущем могут дать нам преимущество

    Недостатки приспособления

    Проблема не рассматривается;

    Отказ от изменений и поддержка статуса кво;

    Вызывает скрытую злость;

    Снижает возможности командных действий;

    Может стать «танцем» уступок;

    Может дать почувствовать излишнюю власть;

    Лишает возможности найти творческое решение;

    Не дает возможности проверить прочность отношений

    Тактики приспособления

    Сдача позиций;

    Отказ от приверженности;

    Отрицание потребности;

    Выражение желания гармонии

Инструкция

В самом общем смысле компромисс - это способ разрешения конфликтной ситуации через предоставление взаимных уступок. В этой стратегии решения конфликта, в отличие от других, ни одна из сторон не остается в выигрыше, но ни одна не остается и в проигрыше. Зачастую для сохранения отношений с людьми именно такая форма выхода из конфликта оказывается самой действенной.

Когда точки зрения сторон абсолютно отличаются, но отношения с противником в конфликте очень значимы, компромисс является самым лучшим вариантом решения. Также компромисс как способ разрешения конфликтной ситуации применим в том случае, если мотивы и цели противников в основном совпадают и не затронуты определенные жизненные принципы и личные ценности. Таким образом, мелкие бытовые и деловые конфликты целесообразнее решать именно с помощью взаимных уступок.

Огромным преимуществом компромисса как способа разрешения конфликта является то, что стороны соблюдают достигнутое соглашение, поскольку добровольно приходят к его решению. То есть проблема действительно устранена, а обе стороны остаются частично удовлетворенными. Хотя ради шутки иногда говорят, что компромисс - это ситуация, когда проблема решена и цель достигнута, но все недовольны, поскольку полностью требования ни одной из сторон не удовлетворены.

Для того чтобы прийти к оптимальному решению конфликта, важно участие и возможность чем-то пожертвовать от каждой из сторон. Требовать каких-то уступок, не предлагая их со своей стороны, не есть компромисс. Нужно найти такое решение, которое было бы выгодно обеим сторонам. Сначала нужно оценить, чем можно пожертвовать со своей стороны, а затем прикинуть, чего бы хотелось получить от второго участника конфликта. Желательно поставить себя на место противоположной стороны, чтобы оценить честность такого решения.

В поиске компромисса не стоит воспринимать второго участника конфликта как противника или соперника. Ультиматумы, давление, желание получить только личную выгоду приведут к разрыву отношений, даже если эти отношения для оппонента более важны, чем для вас. Нужно помнить, что цель этой стратегии - достижение общей выгоды.

Например, популярный спор супругов о том, как проводить выходные (муж хочет пойти с друзьями в спорт-бар или на рыбалку, а жена в театр или в ресторан на романтический ужин), легко можно решить, используя стратегию компромисса. Допустим, в дни важных матчей или заранее оговоренные сроки рыбалки жена не препятствует мужу проводить свои выходные с друзьями, а дни театральных премьер или определенные семейные даты муж проводит рядом со своей второй половиной. С другой стороны, муж также не выступает против встреч жены с подругами, но ждет, что после тяжелого дня она его встретит с горячим ужином и поддержит в трудную минуту. Такое решение можно принять практически по любым вопросам.

Стоит отметить, что компромисс - это не просто обмен какими-то уступками. Оценить уступки со стороны участников конфликта нельзя, поскольку важность интересов и ценностей для каждого субъективна. Жертвовать своими интересами с целью прийти к общему решению, не видя подобного отношения с противоположной стороны, тоже не стоит. В компромиссе должны быть заинтересованы обе стороны, иначе теряется смысл такого решения конфликта.

Тест 1. КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1. Сколько периодов выделяют А.Анцупов и А.Шипилов в истории отечественной конфликтологии?

А) 1 B)2 C)3 D)4

2. Под конфликтом понимается:

А) Наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций;

С) Отношения продолжительной взаимной враждебности между группами, в которой одна из них потерпела ущерб от другой и стремится к возмездию.

D) Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия.

3. Какие конфликты являются объектом журналистской конфликтологии?

А) Социальные B)Зооконфликты

C)Внутриличностные D)Межличностные

4. Какое условие является необходимым для возникновения конфликта:

А) Наличие у субъектов социального взаимодействия личной неприязни

В) Наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений.

D)Наличие трудностей в жизни

5. Какие уровни включает структура психики:

А) Бессознательный, подсознание, сознание, надсознание

В) Подсознание, сознание, надсознание

С) Бессознательный, подсознание, сознание

D) Надсознание, подсознание, бессознательный

6.Какой из уровней психики является первоначальным:

А) Сознание В) Надсознание С) Бессознательный D) Подсознание

7. Общие признаки трудной ситуации:

А) Наличие трудности, осознание личностью угрозы

В) Состояние психической напряженности как реакция личности на трудность,

С) Заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения.

D) Все варианты

8. Какие существуют основные виды трудных ситуаций:

А) Ситуация деятельности, ситуация социального взаимодействия, ситуация внутриличностного плана;

В) Ситуация бездействия, ситуация отчуждения, предконфликтная ситуация

С) Ситуация внутриличностного плана, ситуация деятельности, ситуация личной неприязни;

D) Ситуация социального взаимодействия, ситуация отчуждения, ситуация личной неприязни

9. О какой трудной ситуации идёт речь – «в этой ситуации человек противостоит другой человек или группа»:

А) Ситуация деятельности

В) Ситуация социального взаимодействия

С) Ситуация внутриличностного плана

D) Ситуация личной неприязни

10. Под внутриличностными затруднениями понимают:

А) Наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций

В) Крайнее проявление трудных ситуаций

С) Состояние психической напряжённости

D) Относительно несложные проблемы внутренней жизни человека

11. Что такое психологическая устойчивость:

А) Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций.

С) Целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

D) Относительно несложные проблемы внутренней жизни человека.

12.Что является объектом изучения конфликтологии:

А) Причины возникновения конфликта

В) Закономерности возникновения конфликтов

С) Конфликты

D)Способы разрешения конфликтов

13. Что является предметом изучения конфликтов:

А) Конфликты

В) Общие закономерности развития конфликтов

С) Способы разрешения

D) Причины возникновения конфликта

Ответы к тесту 1.

Тест 2. ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТРУКТУРА КОНФЛИКТОВ.

1. Какие существуют причины конфликтов:

А) Объективные

В) Организационно-управленческие

С) Социально психологические

D) Все варианты

2. Какими могут быть объективные причины:

А) Реальными или мнимыми

В) Объективными и субъективными

С) Социальными или внутриличностными

D) Социальные или духовные

3. К чему приводят объективные причины:

А) К конфликту

В) К созданию предконфликтной обстановки

С) К разрешению конфликта

D) К перерастанию предконфликтной обстановки в конфликт

4. К объективным причинам относят:

А) Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.

В) Внутригрупповой фаворитизм

С) Естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в

процессе жизнедеятельности

D) Значительные потери информации и искажение информации в процессе

межличностной и межгрупповой коммуникации

5. Под трансакцией понимают:

заданием их позиций.

В) Определение места и времени переговоров по существу конфликта;

С) Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и

соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте.

D) Достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя;

6. Какие группы ролей выделяют в конфликте:

А) Свидетели, участники, группа поддержки.

В) Ребёнок, родитель, учитель

С) Посредники, конфликтанты, инициаторы

D) Ребёнок, родитель, взрослый

А) Д. Скотт

В) В.П.Шейнин

С) Э. Берн

D) А. Маслоу

8. Основные участники конфликта – это..:

А) Субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.

В) Ключевое звено любого конфликта

С) Субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.

D) Нет правильного варианта

9. Что относится к объективным составляющим конфликта:

А) Мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтных ситуаций

В) Мотивы сторон, предмет конфликта, объект конфликта, информационные модели конфликтных ситуаций

С) Участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро и макро среда.

D) Участники конфликта, Мотивы сторон, конфликтное поведение.

10. Что относится к субъективным составляющим конфликта:

А) Мотивы сторон, предмет конфликта, объект конфликта, информационные модели конфликтных ситуаций

В) Участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро и макро среда.

С) Участники конфликта, Мотивы сторон, конфликтное поведение.

D) Мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтных ситуаций

11. Мотивы сторон – это..:

А) Единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся

заданием их позиций.

В) Наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности

С) Побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта

D) Истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту

12. О каком виде стратегии идёт речь «предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны:

А) Соперничество

В) Сотрудничество

С) Компромисс

D) Приспособление

Ответы к тесту 2

Тест 3 ФУНКЦИИ И ДИНАМИКА КОНФЛИКТОВ

1. Какие функции конфликта существуют по отношению к участникам конфликта:

А) Конструктивные и деструктивные

В) Регулирующие и деструктивные

С) Стимулирующие и регулирующие

D) Стимулирующие и конструктивные

2. К деструктивным функциям относится:

А) Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека

В) Конфликт проявляет общественное мнение.

С) Конфликт может выполнять функцию сплочения группы

D) Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

3. К конструктивным функциям относится:

А) Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности

В) Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

С) Конфликт проявляет общественное мнение.

D) Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта.

4. Какое условие считается достаточным для начала конфликта:

А) Один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику

В) Второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

С) Второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

D) Все варианты

5. Сколько этапов включает в себя латентный период конфликта:

А) 1 B)2 C)3 D)

6. Эскалация – это..:

А) Первое столкновение сторон.

В) Резкая интенсификация борьбы оппонентов.

С)Восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

D) Прекращение действий друг против друга

7. Какой из признаков НЕ ОТНОСИТСЯ к эскалации:

А) Возникновение объективной проблемной ситуации

В) Применение насилия

С) Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам

D) Рост эмоционального напряжения

8. Какие виды агрессии выделяют:

А) Частичная, полная

В) Реальная, мнимая

С) Враждебная, инструментальная

D)Внутриличностная, межличностная

9. «Переход к поиску решения проблемы» - о каком этапе идёт речь:

А)Латентный период

В)Открытый период

С)Завершение конфликта

D) Послеконфликтный период

10. Назовите основные формы завершения конфликта:

А) Разрешение или урегулирование

В) Затухание

С) Устранение или перерастание

D) Все варианты

11. К какому периоду относятся этапы частичной и полной нормализации отношений:

А) Латентный период

В) Открытый период

С) Завершение конфликта

D) Послеконфликтный период

12. Инцидент – это..

А) Резкая интенсификация борьбы оппонентов

В) Первое столкновение сторон

С) Прекращение действий друг против друга

D)Восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

Ответы к тесту 3

Тест 4. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

1. Какие существуют показатели внутриличностного конфликта:

А) Когнитивная сфера, эмоциональная сфера, поведенческая сфера, интегральные показатели

В) Враждебная сфера, инструментальные показатели

С) Неврастения, эйфория, регрессия, проекция

D)Номадизм, рационализм

2. Какой признак относится к когнитивной сфере:

В) Снижение качества и интенсивности деятельности

С) Ухудшение механизма адаптации

D) Снижение самооценки

3. Какой признак относится к эмоциональной сфере:

А) Глубокие сомнения в истинности принципов

В) Частые и значительные отрицательные переживания

С) Негативный эмоциональный фон общения

D) Усиление стресса

4. Какой признак относится к поведенческой сфере:

А) Психоэмоциональное напряжение

В) Глубокие сомнения в истинности принципов

С) Снижение удовлетворения деятельностью

D) Ухудшение механизма адаптации

5. Какой признак относится к интегральным показателям:

А) Усиление стресса

В) Психоэмоциональное напряжение

С) Задержка принятия решения

D) Глубокие сомнения в истинности принципов

6. Какие симптомы относятся к эйфории:

А) Показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации

В) Подавленное настроение, плохой сон

С) Головные боли, критика других

D) Самооправдание своих поступков, уход от ответственности

7. Какой из симптомов НЕ ОТНОСИТСЯ к номадизму:

А) Частое изменение места жительства

В) Частые разрывы отношений с друзьями

С) Изменение привычек

D) Обращение к примитивным формам поведения

8. Какой из симптомов можно отнести к неврастении:

А) Показное веселье

В) Снижение работоспособности

С) «Смех сквозь слёзы»

9. Какой из симптомов можно отнести к рационализму:

А) Невыносимость к сильным раздражителям

В) Уход от ответственности

С) Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых

D) Критика других, часто необоснованная

10. Какие симптомы можно отнести к регрессии:

А) Обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности

В) Плохой сон, снижение работоспособности

С) Выражение радости неадекватно ситуации, «смех сквозь слёзы»

D) Критика других, частое изменение места жительства

11. Какой из симптомов можно отнести к проекции:

А) Самооправдание своих поступков

В) Показное веселье

С) Подавленное настроение

D) Приписывание негативных качеств другому

12. Какие выделяют внутриличностные конфликты:

А) Мотивационный и нравственный конфликт

В) Конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт

С) адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки

D) Все варианты

Ответы к тесту 4


Тест 5 Межличностные конфликты

1. Какой из признаков НЕ ОТНОСИТСЯ к межличностным конфликтам:

А) Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

В) Конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир

С) Затрагивают интересы окружения

D) Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

2. Групповой конфликт – это..:

А) Трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями

В) Взаимная вражда, сопровождающаяся полным прекращением отношений, серьезная размолвка.

С) Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия.

D) Противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

3. К групповым конфликтам относятся:

А) Личность-группа

В)Группа-группа

С) Личность-группа, группа-группа

D) Микрогруппа- руководитель

4. Групповые нормы – это..:

А) Общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы

В) Реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений

С) Официальное, определяемое должностью положение

D) Определение места и времени переговоров по существу конфликта;

5. Выберите причину конфликта «руководитель-коллектив»:

В) Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

С) нарушение групповых норм

D) Изменение группового сознания

6. Какая из причин НЕ ОТНОСИТСЯ к конфликту «лидер-группа»:

А) Низкая профессиональная подготовка

В) Применение компромата против лидера

С) Превышение полномочий лидера

D) Стиль управления

7. Какие виды межгрупповых конфликтов существуют:

А) Трудовой, межэтнический, внутриполитический

В) Деловой, культурный

С) Односторонний, безразличный

D) Деловой, межэтнический, внутриполитический

8. Какая из причин относится к трудовому конфликту:

А) Неудовлетворительные условия труда

В) Система распределении ресурсов

С) Выполнение договоренностей

D) Все варианты

9. Выберите формы трудовых конфликтов:

А) Забастовка, пикеты

В) Забастовка, демонстрация, обращение к СМИ, пикеты

С) Споры, дискуссии

D) Демонстрации, обращение к СМИ, споры, дискуссии

10. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации проявляется из-за:

А)Наличия у подчиненного множества начальников, наличия у руководителя нескольких подчинённых

В) Нового руководителя назначенного со стороны, сильного влияния отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

С) Неадекватности внутренней установки статуса

D) Применение компромата против лидера, превышение полномочий лидерства

11. Что относится к управленческим причинам конфликта в звене «руководитель подчинённый»:

А) Низкая культура общения

В) Стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой

С) Необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения

D) Психологические особенности участников взаимодействия

12. Что относится к личностным причинам конфликта в звене «руководитель - подчинённый»:

А) Необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения

В) Излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства

С) Неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных

D) Стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой


Ответы к тесту 5

Тест 6 ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА. КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

1. Выберите этапы управления конфликтом:

А) Анализ, прогнозирование, регулирование, разрешение

В)Эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие, разрешение

С) Анализ, симптоматика, речевое противодействие, разрешение

D) Симптоматика, диагностика, прогнозирование, разрешение

2. Выберите принцип профилактики конфликта:

А) Не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его.

В)Создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

С)Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте

D)Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе

3. К социально-психологическим условиям профилактики конфликта относятся:

А) Соблюдение баланса ролей, баланс взаимных услуг

В) Соблюдение баланса взаимозависимостей, баланс ущерба

С) Сбалансированность самооценки и внешней оценки

D) Все варианты

4. Какими формами поведения можно предупредить конфликт:

А) Добиваясь взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником

В) Влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента.

С)Овладевая инициативой в споре

D)Добиваясь соглашения даже ценой серьезной уступки соперника

5. Разрешение конфликта – это..:

А) Временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта

В)Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и

соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте;

С) Совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

D) Воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

6. Выберите причину затухания конфликта:

А) истощение ресурсов обоих сторон

В) Потеря мотива к борьбе

С) Переориентация мотива

D) Все варианты

7. Что из перечисленного НЕ ОТНОСИТСЯ к способу устранения конфликта:

А) Вмешательство юридического лица для урегулирования конфликта;

В) Изъятие из конфликта одного из оппонентов

С) Устранение объекта

D) Устранение дефицита объекта

8. Исход конфликта – это..:

А) Разрешение текущих проблем

В) Результат борьбы с точки зрения сторон

С) Достижение соглашения между конфликтующими сторонами

D) Прекращение существования конфликта в любой форме

9. Из скольки этапов состоит Разрешение конфликта:

А) 4 B)5 C)6 D)8

10. Какие факторы относятся к стратегии типа «Выигрыш-проигрыш»:

А) Запугивание в форме угроз; низкие волевые качества,

В) Адекватен образ конфликтной ситуации; наличие благоприятных условий для конструктивного разрешения проблемы

С) Неадекватен образ конфликтной ситуации; личность конфликтующих; отсутствия видения других вариантов решения проблем

D) Предмет конфликта; поддержка конфликтанта в форме подстрекательства со стороны участников социального взаимодействия; конфликтная личность

11. Выберите цель стратегии типа « Выигрыш-выигрыш»:

А) Достижение взаимовыгодных соглашений

В) Самопожертвование во имя гибели противника

С) Уход от конфликта

D)Выигрыш за счёт проигрыша оппонента

12. К недостаткам компромисса относятся:

А) Речевое противодействие, ухудшение отношений

В) Урезанные соглашения, почвы для уловок, ухудшение отношений

С) Почвы для уловок, отделение людей от проблемы

D) Урезанные соглашения, речевое противодействие, почвы для уловок


Ответы к тесту 6

Тест 7 УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ

1.Медиация – это..:

А) Процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам.

В) Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и

соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте;

С) Достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя;

D) Создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию

конфликтного взаимодействия;

2. Официальным медиатором является:

А) Психологи

В) Юристы

С) Социальные педагоги

D) Межгосударственные организации

3. Неофициальным медиатором является:

А) Общественные организации

В) Представители религиозных организаций

С) Государственные правовые институты

D)Представители правоохранительных органов

4. Какие типы медиаторов существуют:

А) Судья, посредник, конфликтант, инициатор, жертва;

В) Субъект, жертва, подстрекатель, союзник, посредник, организатор;

С) Третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель

D) Судья, арбитр, союзник, организатор

5. Медиатор типа «наблюдатель»:

А) Своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение

В) Организует встречу, но не участвует в обсуждении

С) Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам

D) Обладает максимальными возможностями для решения проблемы.

    «Нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам» - определите тип медиатора:

А) Наблюдатель

В) Помощник

С) Арбитр

D) Посредник

7. Из скольки этапов состоит процесс медиации:

А) 4 B)5 C)6 D)8

8. Какое правило нужно соблюдать при проведении переговоров:

А) Выслушивайте всех по одиночке

В) Отделите «что» от «как»

С) Предупреждайте выпады в адрес оппонента

D) Все варианты

9. Рекордер – это..:

А) Человек, который. Не обращая внимания на ход диалога, постоянно вмешивается и говорит об одном и том же.

В) Это человек, который записывает ход событий и точки зрения оппонентов так, чтобы те могли их видеть и проверять правильность записи.

С) форма привлечения общественности для разрешения конфликта

D) Создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

10. «Человек, который. Не обращая внимания на ход диалога, постоянно вмешивается и говорит об одном и том же.» - укажите тип сложного человека:

А) Заевший патефон

В) Ворчливый Билл

С) Качающий головой

D) Отсутствующий

11. «Говорит много и громко» - укажите тип сложного человека:

А) Отсутствующий

В) Переводчик

С) Крикун

D) Нападающий

12. « Выражает свое отрицательное мнение без слов, одним видом.» -укажите тип сложного человека:

А) Заевший патефон

В) Переводчик

С) Шептун

D) Качающий головой

Ответы к тесту 7

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

  • Подавление
  • Переговоры

Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.

Основные стратегии поведения в конфликте

И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

Соперничество

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
  • Лесть, потакание оппоненту

Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Избегание

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

Основные действия человека при стратегии «Избегание»

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

Плюсы и минусы стратегии «Избегание»

Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.

Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Основные действия человека при стратегии «Компромисс»

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»

Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всего его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Подавление

Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.

Основные действия человека при стратегии «Подавление»

  • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
  • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
  • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Плюсы и минусы стратегии «Подавление»

Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.

Переговоры

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

Основные действия человека при стратегии «Переговоры»

  • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
  • Прекращение любых агрессивных действий
  • Проявление внимания к позиции оппонента
  • Тщательное обдумывание последующих действий
  • Использование посредника

Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»

Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.

Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».

Мир вашему дому!