В современном понимании «государственные закупки (сокращенно «госзакупки») – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд» . 4

Государственные закупки товаров и услуг могут включать в себя приобретение медикаментов, страхование автомобилей, ремонт помещений, строительство госучреждений и т.п. Собственно, государственные закупки охватывают практически все сферы рынка, и государство на этом рынке выступает покупателем. Однако для того, чтобы государственные закупки товаров и услуг не были связаны с коррупцией, произволом властей, во всем мире принято осуществлять закупки для государственных нужд по определенной системе госзакупок, которая регламентируется законодательством. Набор четких правил проведения государственных закупок (госзакупок) позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд.

Государственные закупки продукции, работ и услуг, по своей сути являются одним из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. В первую очередь это связано с тем, что доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых капиталистических странах - 20-30% ВВП, а в продукции ВПК - свыше 50%). Закупки для государственных нужд осуществляются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, размещающие заказы среди государственных и частных корпораций и координирующие их работу.

В соответствии с действующим Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), под понятием торги следует понимать способ заключения договора, при котором одна сторона будущего договора выбирает другую по заранее объявленный условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников. При этом строго соблюдаются два принципа: условия торгов одинаковы для всех; если объявляется победитель, то сделка с ним совершается обязательно. Далее в работе рассматриваются лишь торги на закупку, проходящие в форме конкурса, когда победителем признается "лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия" (ст. 447 ГК РФ) 5 . Результатом таких торгов является госконтракт - договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между госзаказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством РФ.

Государственные закупки осуществляются по определенным правилам и стандартам. Реализация госзакупок формируется на общих принципах:

Равноправие и справедливость по отношению ко всем поставщикам - осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам независимо от видов деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности, национальной принадлежности и происхождения товаров, работ, услуг.То есть в процедурах госзакупок могут наравне участвовать как государственные унитарные предприятия, так и общества с ограниченной ответственностью, принадлежащие российским гражданам, и открытые акционерные общества с 90 % иностранным капиталом. Не могут устанавливаться ограничения типа "поставлять товары для государственных нужд могут только производители этих товаров", поскольку это ограничивает право посреднических (дистрибьюторских) фирм получить государственный контракт;

Экономичный расход бюджета - осуществляется путем выбора правильного способа закупки на основе анализа затрат на осуществление закупки, разумной экономии средств при осуществлении закупки и последующем контроле за исполнением контракта. То есть нецелесообразно применять дорогостоящие конкурсы для закупки 100 пачек бумаги - для этого есть упрощенные способы закупки. Неразумно печатать объявление о проведении конкурса в Financial Times или Коммерсантъ-Daily, поскольку это будет слишком дорого - для этого есть специальные издания, например газета "Конкурсные торги". Также нецелесообразно публиковать объявление о проведении конкурса в газете "Вечерний Усть-Урюпинск", даже если это бесплатно: эта газета мало распространена и информация вряд ли дойдет до тех поставщиков, кому она предназначалась.

Откровенность и прозрачность - заключается в публикации объявлений о проведении конкурсов и об их результатах в широко распространенных печатных средствах массовой информации, а также применением специальных процедур закупки. Например, в России объявления о проведении открытых конкурсов, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, должны быть опубликованы в газете "Конкурсные торги", которая носит статус официального издания;

Отчётность - осуществляется путем ведения письменной отчетности по всем этапам осуществления процедуры закупки и по всем принимаемым решениям, и предоставлением этой информации заинтересованным лицам (проверяющим органам, общественным организациям, представителям средств массовой информации) в пределах их компетенции;

Ответственность - подразумевает, что органы государственной власти и отдельные чиновники, принимающие решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с другими субъектами права. То есть в случае неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров в соответствии с государственным контрактом на орган государственной власти, заключивший такой контракт, можно подать в суд, об жаловать действия чиновников в вышестоящие инстанции и т.п.

Для того, чтобы участвовать в конкурсах на госзакупки, поставщикам обязаны предоставить равные условия и возможности. Однако, такие параметры, как род занятия, организационная правовая форма, происхождение продукции, не входят в этот перечень. Это все и создает равноправное и одинаковое отношение к поставщикам продукции. Данное партнерство образовано в целях дальнейшего развития единого и цивилизованного рынка товаров и услуг. Всем поставщикам, которые подают заявки на участие в конкурсе через официальный сайт государственных закупок или другими легитимными путями, предоставляются равные права, равное количество информации о тендере на государственные закупки, равные возможности участия в конкурсе на госзакупки (вне зависимости от национальной принадлежности и формы собственности).

Госзаказчик, имеющий право на осуществление государственных закупок, обязан опубликовать информацию о проведении торгов на специальном веб-портале государственных закупок. Также в СМИ публикуется извещение о проведении мероприятий по закупкам для государственных нужд. Любой поставщик может принять участие в конкурсе на государственные закупки.

Проведение госзакупок происходит по схеме, принятой в законодательстве. В основе проведения государственных закупок лежит система тендеров. Это основной способ госзакупок. Информация о предстоящих, текущих и завершенных конкурсах на проведение государственных закупок в обязательном порядке размещается на официальном сайте государственных закупок. Официальные сайты государственных закупок – это лучший инструмент привлечения к конкурсам поставщиков, а также способ открытого донесения информации об управлении государственными закупками. Главным способом коммуникации между заказчиком и поставщиками является сайт госзакупок. Именно через сайт госзакупок поставщики получают условные зашифрованные наименования, чтобы в ходе торгов, предлагая те или иные условия госзакупкок на официальном сайте, сохранять анонимность.

У каждого региона РФ есть свой портал государственных закупок, с помощью которого осуществляется управление государственными закупками. На региональных сайтах госзакупок (веб порталах государственных закупок) вся информация носит открытый характер. Сайты госзакупок обычно устроены практически единообразно, что облегчает поставщикам поиск тендера, в котором можно было бы принять участие. На сайте государственных закупок всегда можно найти актуальную информацию, касающуюся поправок к существующему законодательству. Кроме того, на сайтах государственных закупок размещаются и регулярно обновляются реестры недобросовестных поставщиков и реестры государственных контрактов на закупки для государственных нужд.

Организаторы конкурсов обязаны на сайте государственных закупок, где был размещен конкурс, объявить его итоги и опубликовать списки участников тендера на государственные закупки, а также официально назвать победителя. На федеральном сайте госзакупок информация всегда должна оставаться актуальной. Для достижения максимальной прозрачности управления государственными закупками на сайте государственных закупок публикуются суммы заключенных контрактов, ведется учет сэкономленных бюджетных средств. На порталах государственных закупок, как правило, существуют формы вопросов и ответов, благодаря которым поставщики могут получить разъяснения по интересующим их вопросам, касающимся закупок для государственных нужд.

Когда определен победитель тендера на официальные государственные закупки, обе стороны должны максимально четко отследить составление контракта на госзакупки. Здесь существует множество юридических нюансов, которые в дальнейшем будут иметь огромное значение. Опытные юристы Smart-Tender помогут заключить контракт, в котором будут отражены интересы сторон. Все государственные контракты попадают в реестр госконтрактов, размещенный на сайте госзакупок.

Приобретения муниципалитетов так и именуются - муниципальные закупки. Это название зафиксировано в российском законодательстве. Однако, как муниципальные, так и госзакупки связывает общая цель - ублажение нужд общества.

Поскольку во время подготовки указанных актов интернет в России не получил еще достаточного распространения, нормативно-правовое обеспечение госзакупок оказалось жестко ориентированным на "бумажный" документооборот. Этот очевидный недостаток был в какой-то мере компенсирован выходом Постановления Правительства Российской Федерации № 98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Постановлением № 98 от 12 февраля 2003 г. в перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в интернете, были включены, в частности, сведения об открытых конкурсах государственных закупок, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе:

Условия их проведения,

Порядок участия в них физических и юридических лиц,

Составы конкурсных комиссий,

Протоколы заседаний конкурсных комиссий.

К сожалению, большинство госзаказчиков либо не знало об указанном Постановлении, либо считало возможным игнорировать его требования. Нередко приходилось слышать вопросы типа "А не нарушаем ли мы российское законодательство, обращаясь к услугам интернета при проведении конкурсов госзакупок?" 6 . Хотя нарушением являлся именно отказ от интернет-публикации информации о конкурсе. Любопытно, что существенно более результативное решение приняла в феврале 2005 г. Украина, внесшая те же самые положения об обязательности интернет-публикации непосредственно в законодательные акты, регламентирующие госзакупки. Важнейшим событием в сфере нормативно-правового регулирования отечественных электронных госзакупок стало появление Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Первоначально внесенный в Госдуму проект закона носил выраженный антиэлектронный характер и делал весьма заметный шаг назад даже по отношению к действовавшему в то время Постановлению № 98 от 12 февраля 2003 г. Однако затем, при подготовке ко второму чтению, в текст были внесены многочисленные поправки, в результате чего наиболее одиозные антиэлектронные положения законопроекта ушли в прошлое. К сожалению, последние стадии прохождения законопроекта были несколько скомканы, в результате чего многие электронные процедуры оказались непроработанными. Тем не менее, летом 2005 г. закон подписал Президент, а 1 января 2006 г. закон вступил в силу.

Роль Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в формировании правового базиса российских электронных госзакупок весьма неоднозначна. С одной стороны, закон достаточно определенно высказывается в пользу включения в аппарат государственных закупок электронных процедур. Введены понятия официальных сайтов, жестко закреплена обязательность публикации в интернете извещений о конкурсах, конкурсной документации, протоколов работы конкурсной комиссии, сообщений об отмене конкурсов и т.п.

В настоящее время при работе с госзакупками в электронной форме руководствуются действующими на данный момент нормативными документами, которые позволяют правильно оформлять документы перед подачей, а так же обоснованно не допускать недобросовестных поставщиков к участию в госзакупках 7 .

Трудности формирования законодательного базиса электронных госзакупок носят, по-видимому, объективный характер. Россия пока находится лишь в начале этого пути, но похоже, что нам не удастся уложиться в сжатые сроки. Государственные закупки - жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2009 г. составил более четырёх триллионов рублей. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.

Рассматривая тему «Государственные закупки», начать необходимо с общего определения. Госзакупки это система размещения заказов и осуществления закупок товаров, работ и услуг, направленных на удовлетворение государственных потребностей.

А также госзакупка — это система, предусматривающая следующих участников:

Неотъемлемой частью вопроса: «Что такое госзакупки?» является более детальное ознакомление с функциями, которые возложены на систему госзаказа:

  • стимулирование и стабилизация экономики страны;
  • регулятивная функция, в части ценовой политики на товары и услуги;
  • поддержка отечественных производителей;
  • привлечение к решению государственных задач социально-экономического характера представителей малого бизнеса в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

На законодательном уровне закреплены основные принципы работы системы госзакупок:

  • информация о проведении должна быть доступна и открыта;
  • все участники имеют равные права на участие;
  • не допускается не обоснованный отказ участнику закупки;
  • расход бюджетных средств должен носить целевой и эффективный, с точки зрения экономики, характер;
  • отсутствие ограничений в участии путем установки «нереальных» и неизмеримых требований к участникам.

Государственная закупка — это не только удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых для этого товаров/работ/услуг, но и система взаимодействия с поставщиком. Перед подписанием государственного контракта на поставку того или иного товара, услуги, работы проводится отбор поставщиков. Существует несколько способов отбора поставщиков или исполнителей заказа. Они представлены на фото ниже.

Неконкурентный способ предусматривает выбор одного и единственного поставщика. При таком способе заказ не должен превышать сумму в 100 тыс. рублей. Данное ограничение закреплено законодательно.

Что же касается конкурентных способов, то они, напротив, подразумевают выбор исполнителя заказа из нескольких участников.

Конкурсы

Государственные закупки что это такое в части выбора поставщика в результате проведения конкурсов? Выделим основные виды конкурсного отбора: открытый или закрытый. Они, в свою очередь, могут быть как с ограничением участников, так и предусматривающие 2 этапа проведения.

Основное отличие открытого от закрытого конкурса: информацией о госзаказе обладает неограниченное количество лиц и к исполнителям предъявляют требования, которые носят единый характер для всех.

Приведем примеры, когда могут проводиться закрытые конкурсы, в которых участвует ограниченное количество лиц:

  • заказ с информацией , содержащей гос. тайну;
  • заказ на услуги страхования , перевозки музейных экспонатов, которые принадлежат к культурному наследию;
  • заказ на услуги личного водителя судьи.

Победителем конкурсного способа отбора становится тот, кто предложил наиболее выгодные условия контракта.

Аукцион

Что такое государственные закупки с проведением аукционов? Аукционный способ может быть представлен как в электронной форме, так и носить закрытый характер. Наиболее распространенный и используемый – это электронный аукцион.

Суть: размещение открытой информации о проведении госзакупки на электронных площадках. Победитель аукциона – поставщик c контрактом, цена по которому самая низкая.

Запрос котировок и предложений

Исполнителя при запросе котировок определяет заказчик по принципу: самая низкая цена. Аналогично аукциону, но есть ограничение суммы заказа — не более 500 тыс. рублей.

Совет! Данный способ наиболее выгоден для поставщиков по причине отсутствия взимания оплаты за участие.

Победителем при запросе предложения становится исполнитель, предложивший лучшие условия в окончательном варианте. Примеры, когда применяется данный способ: закупка спортинвентаря для сборных команд страны для участия в Олимпийских играх, лекарственных препаратов, в случае признания аукциона, проводимого в электронной форме, не состоявшимся.

Госзакупки в разрезе макроэкономических показателей

В разрезе макроэкономики можно выделить: рынок труда, товарный рынок и финансовый. При рассмотрении вопроса: что такое госзакупка, было подчеркнуто ранее то, что основа — это удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых товаров/ услуг/ работ.

На основании этого, рынки государственной закупки – это, прежде всего, товарные, где потребителем выступает государство, а поставщиком непосредственно юридические лица и предприниматели, производители товаров или услуг. Как и любой вышеупомянутый, рынок госзакупок подлежит контролю.

Контролирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления РФ в сфере контроля закупок. Главной задачей которых является контроль бюджетных средств, направляемых на закупку и выявление того, что не относят к государственным закупкам.

Так как вопрос: «Госзакупки что это такое?» тесно связан с бюджетными средствами? Рассмотрим более подробно взаимосвязь между ними. С учетом того, что государственный бюджет выступает главным источников финансирования любого заказа, государственные закупки это расходы или доходы?

При рассмотрении макроэкономических показателей, расходы бюджета делятся на:

  • трансферты федерального бюджета на региональный уровень;
  • госзакупки товаров/работ/услуг;
  • проценты по облигациям государственного долга.

Если первый пункт расходов не включается в ВВП, то закупки, а точнее их стоимость, включается. Таким образом, государственные закупки – это расходная составляющая бюджета, от объема которой напрямую зависит сальдо бюджета, его сбалансированность, дефицит или профицит.

Поставщик (компания-победитель) определяется исходя из принципов состязательности и прозрачности, что минимизирует возникновение коррупционного фактора при проведении . Победителем становится поставщик, который удовлетворяет все требования заказчика и предлагает наиболее выгодные условия.

Процедура регламентируется ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ от 2011 года. Разница между данными нормативными актами состоит в том, что ФЗ №44 применяется в случаях, когда являются муниципальные или государственные учреждения, а также унитарные предприятия (исключения составляют те, которые признаны особо значимыми на высшем уровне).

ФЗ №223 используется, если в роли заказчиков выступают компании, доля государства в уставном капитале которых не менее 50%, компании-субъекты естественных монополий (например, РЖД), компании, деятельность которых является регулируемой (например, электроснабжение), а также унитарные предприятия, признанные особо значимыми на высшем уровне.

Виды госзакупок

Все закупки можно разделить на две группы:

  • конкурентные – с проведением и обязательным наличием минимум двух поставщиков продукции;
  • неконкурентные – без объявления торгов, с приобретением продукции у .

Конкурентные закупки

Конкурентные госзакупки могут быть открытыми или закрытыми. К открытым относятся:

  1. : сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС. Все такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является , а его квалификация и прочие факторы не важны.
  2. : сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в . В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика. К поставщикам и их выдвигаются одинаковые условия.
  3. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.
  4. Двухэтапный конкурс: мероприятие осуществляется в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационных или отбора. Победитель должен пройти оба этапа и предложить самые выгодные условия.
  5. : процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное. При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение.
  6. : процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

К закрытым закупкам относятся:

  • Закрытый аукцион: сведения о мероприятии не размещаются в ЕИС и СМИ. Запрещено использование электронных документов, видео- и аудиозаписей. Чаще всего закрытые аукционы используются для закупок или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый конкурс: сведения о мероприятии направляются заказчиком ограниченному кругу поставщиков. Чаще всего закрытые конкурсы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый двухэтапный конкурс: аналог открытого двухэтапного конкурса с той разницей, что мероприятие проходит только при наличии тех поставщиков, которые были приглашены заказчиком.
  • Закрытый конкурс с : в мероприятии могут участвовать только поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований, к участникам конкурса предъявляются дополнительные требования.

Неконкурентные закупки

Неконкурентный вид закупок – это закупка у одного поставщика.

Преимуществом является то, что заказчик имеет возможность приобрести необходимую продукцию у конкретной компании с минимумом временных затрат и без сложностей, характерных для проведения торгов.

В ФЗ №44 и №223 ФЗ содержится перечень оснований для закупок. Среди них – закупки в малом объеме, заключение договора с естественными монополиями и т. д. В некоторых случаях заказчику придется обосновать свой выбор, указав на причину невозможности или нецелесообразности проведения торгов.

Большинство тендеров в России проводит государство через систему госзакупок. Объем государственных закупок составляет более 40 триллионов рублей в год.

Госзакупки для чайников

Госзакупки это сокращение от слова государственные закупки. Это закупки товаров, работ или услуг, проводимые государственными учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и государственными компаниями по специально определенным процедурам.

Цель госзакупок – удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах, экономия бюджета, уменьшение злоупотреблений. Для этого придумана целая система законодательства, называемая контрактной системой.

Госзакупки бывают конкурентные, когда поставщик, подрядчик или исполнитель по государственному контракту определяется в ходе конкурентных процедур, проводимых в различных формах и направленных на выбор лучшего предложения. В них участвуют в среднем 3 потенциальных поставщика.

Существует неконкурентная форма госзакупок – закупка у единственного поставщика, когда госконтракт заключается без конкуренции, то есть в отсутствии выбора из нескольких возможных вариантов.

Виды госзакупок

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других.

  • Механизмы госзакупок определены в законодательстве, постановлениях Правительства
  • Само понятие тендер официально в системе государственных закупок не используется
  • Применяется термин “закупки”, их совокупность называется контрактной системой
  • Госзакупки осуществляются на конкурентной основе и призваны экономить средства госзаказчиков

О государственных закупках мы слышали не раз - на работе, по телевизору, по радио, но вероятнее всего, лишь малая часть задумывалась над значением термина - «Государственные закупки» . И сегодня мало кто может сказать, что значит - государственный тендер и в чем его основная суть. Поэтому давайте вкратце попытаемся определить - что такое государственный заказ, что он собой представляет и зачем нужен.

Государственный заказ - это проведение самых разных услуг, работ на поставку определенного товара, работ, необходимых для органов государственной власти - от небольшой школы муниципального уровня до различных министерств федерального уровня. Проще говоря, это самый обычный заказ на выполнение услуг, которые необходимы учреждениям, получающим финансирование от государства.

Как правило, нужды могут быть самыми разными - начиная от покупки простой бумаги, заканчивая покупкой инженерной техники, самолетов и т.д.

Для чего необходим государственный заказ и что он обеспечивает

Во-первых, государственные закупки удовлетворяют потребности бюджетных учреждений различного уровня:

  1. Федеральный уровень. На этом уровне закупки проводятся для организаций, отвечающих за определенную сферу нашей жизнедеятельности в пределах всей страны.
  2. Региональный уровень. Здесь закупки проходят для нужд отдельно выбранного региона и исключительно для него.
  3. Муниципальный уровень. На данном уровне госзакупки проводятся для нужд конкретного учреждения в рамках того муниципалитета, к которому учреждение относится.

В точности, как и с закупками - деньги, поступающие к бюджетным учреждениям от государства, можно поделить на федеральный, региональный и также на муниципальный бюджеты.

Приведем пример. Допустим, больница города Н может осуществить закупку партии перчаток за счет муниципальных средств, выделенных муниципалитетом, а также за счет федеральных средств - информация об этом указывается в извещении о торгах.

Иными словами государственные закупки - это «бензин», благодаря которому все движущие механизмы государства приводятся в действие. Но от качества этого так называемого «бензина» зависит огромная работа «организма» государства. Кроме того, ответственность за работу столь сложного и огромного «организма» напрямую зависит от качества и рациональности работы каждого механизма, в том числе и механизма, отвечающего за работу в сфере размещения государственных заказов.

Надеемся, что специалисты, занимающиеся размещением государственных закупок, максимально понимают всю важность работы, которая возложена на них государством.

Государственные закупки товаров и услуг

Госзакупки товаров и услуг - огромная сфера, в которой крутятся огромные бюджетные средства. И участие в государственных закупках для любой организации представляется хорошим шансом попасть в мир настоящего бизнеса и получать высокие прибыли. Государственный тендер - это своего рода аукцион, конкурс и благодаря именно такой форме проведения совершенно любая организация, в не зависимости от размера и местонахождения, может принять участие в закупках и оказаться поставщиком.

Не секрет, что сегодня сфера размещения заказа - одна из наиболее коррумпированных сфер госаппарат, поскольку основные финансовые средства проходят через государственные закупки на предоставление различных видов услуг, закупку товара и выполнения конкретных работ для нужд заказчика.

Несомненно, столь огромное количество финансов не может не привлечь мошенников, желающих поживиться за счет кого-либо. Именно государственные тендеры имеют возможность внести долю честности, справедливости и открытости. Благодаря новому закону о закупках госзакупки фиксируются на специальном сайте в открытом доступе, что обеспечивает всему процессу полную открытость и прозрачность. Такие нововведения направлены на оптимизацию процессов, протекающих в сфере государственных закупок. Однако избавиться от коррупции полностью пока не удалось.

В нашей статье мы разберем основные и распространенные способы мошенничества, которые, к огромному сожалению, не учитываются в 44 Федеральном Законе о закупках. Эти способы позволяют мошенникам проводить различные серые схемы, при этом, не нарушая Федеральное Законодательство.

Первый и довольно обыкновенный способ - это шантаж. Допустим, для больницы следует закупить дорогое оборудование в короткий срок, больница объявляет торг на поставку такого оборудования. Мошенники видят торги, затем пишут письмо или звонят к главному врачу этой больницы, требуя перечислить на их счет определенную сумму. В обмен на это мошенники предлагают быстрое прохождение всего процесса торгов без каких-либо проволочек, но если средства не будут перечислены, они грозят затянуть торги на долгий срок, и оборудование не поступит в больницу в нужное время.

К сожалению, таких мошенников нельзя привлечь к какой-либо ответственности, так как они выбирают именно те средства для затягивания торгов, которые не нарушают законодательство, например, они могут зарегистрировать на торги большое количество компаний, затем начинают или подавать свои заявки на разъяснение документации от этих компаний, или же начинают забрасывать Федеральную антимонопольную службу различными жалобами на заказчика. Весь процесс рассмотрения жалобы и иных действий мошенников может занять длительное количество времени, тем самым постепенно срываются торги заказчика.

Некоторые заказчики при этом вынуждены пойти на уступки и все-таки перечислить необходимую сумму мошенникам, только для того, чтобы не сорвать торги.

Другой способ - это когда мошенники сами выигрывают торги, в частности, электронный аукцион и по самым высоким ценам. Допустим, заказчик объявляет государственную закупку на услуги и товары, при этом, вы хотите выиграть в настоящих торгах при минимально возможном понижении цены контракта. Для этого специальное подставное лицо регистрирует фирму-однодневку, она также подает заявку на участие в данных торгах. Во время проведения аукциона ваша компания совершает один шаг аукциона на снижении цены, а, в свою очередь, подставная компания понижает цену до самой низкой. Безусловно, тут подставная компания выигрывает в торгах, а вы, в свою очередь, занимаете лишь второе место, поле чего компания-однодневка моментально отказывается от заключения контракта, после чего заказчик заносит ее в специальный список недобросовестных поставщиков, и теперь контракт заключается с компанией, которая заняла второе место, а именно - с вами.

Таких примеров недобросовестных схем можно привести очень много, но, к огромному сожалению, наше законодательство сейчас устроено таким образом, что подобные схемы имеют место быть и пока не будут внесены соответствующие и совершенно новые поправки, деление средств госбюджета в сфере размещения госзаказов товаров и услуг будет точно так же продолжаться.

Государственные закупки, тендеры, новый закон - все перечисленные нововведения должны заметно улучшить работу всей государственной структуры в вопросе закупок. Государственные закупки РФ - это довольно сложная, многоуровневая структура, требующая глубокой внимательности и ответственности.