Составить рассказ описание времена года. НОД в подготовительной группе «Составление рассказа «Времена года. Константин Ушинский «Четыре желания»
Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.
Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам
(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).
Цель:
Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.
Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»
- Размер.
- Форма.
- Цвет.
- Из чего сделана игрушка.
- Составные части (детали) игрушки.
- Как в неё играют.
Пример ответа:
Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.
Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»
- Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
- Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
- Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
- Что перевозит этот транспорт.
Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.
Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»
- Вид птицы (зимующая или перелетная).
- Размер.
- Окрас перьев, внешний вид.
- Как передвигается, особенности поведения.
- Чем питается.
- Где живет.
Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.
Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»
- Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
- Размер животного.
- Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
- Чем питается животное.
- Где живет (место обитания).
- Способы передвижения, поведение.
- Опасно или неопасно для человека.
- Польза для человека (только для домашних животных).
Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.
Схема рассказа-описания по теме «Семья»
- Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
- Домашний адрес.
- С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
- Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
- Сколько всего человек.
- Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).
Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.
Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»
- Цвет.
- Форма.
- Величина.
- Вкус.
- Место произрастания (где растет).
- Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).
Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.
Схема рассказа-описания по теме «Времена года»
- Состояния неба и солнца в данное время года.
- Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
- Как одеваются люди в данное время года.
- Поведение птиц в данное время года.
- Поведение животных в данное время года.
- Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.
Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.
Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.
Хотите, чтобы ребенок запомнил времена года? Почитайте и обсудите с ним сказку Натальи Рысаевой. Вместе с маленьким котенком и его мамой, ваш малыш легко запомнит и научится замечать в природе признаки смены разных пор года.
blog-italia.ru
— Ух, как воет вьюга за окном, но ты не бойся, сынок! – говорила мама-кошка своему сыну, полосатому котенку. Это старая троллиха там, в горах, трясет и выбивает половики. Оттого и снег метет, оттого и вьюжит нынче. А у нас на печке тепло, будто летом на солнышке.
— Мама, — спросил котенок, а что такое лето? Что такое снег?
— Сынок, на улице не всегда холодно и темно, бывает и тепло. Ложись ко мне поближе, я расскажу тебе о временах года.
Зима
— Зимой, сынок, всегда холодно. Дни короткие, а ночи длинные и морозные. Часто воет ветер и метет снег, вот так, как сегодня. Нам тяжело охотиться, потому что мышей в нашем чулане почти нет, птицы улетели в жаркие страны, а рыба, которую можно ловить в старом пруду, спит под толстым ледяным одеялом. Но наша Хозяйка — добрая женщина, и каждый день наливает для меня в блюдце свежее молоко и сметану. Скоро ты станешь старше, и я научу тебя есть из блюдца и охотиться.
Зимой человеческие детеныши катаются на таких странных штуках, называются они санками и коньками, лепят из белого снега больших и чудных фигур, мастерят снежные крепости и замки.
А еще есть такой день зимой, который очень любят все люди, и большие, и маленькие. Он называется Новый год. В этот день Хозяин привозит на повозке из лесу колючее дерево, называется оно елка. Детвора наряжает елку разными диковинными игрушками, водит вокруг хороводы и поет веселые песни. Вечером все садятся за праздничный стол, и начинается пир и веселье.
Когда детвора уляжется спать, а потом и Хозяин с Хозяйкой, в печную трубу влетает Снежный дед и кладет под елку подарки для всей семьи. Вот утром радости!
Зимой часто идет снег…
— Мама, ну а что такое снег? – снова спросил котенок.
— Снег, сынок, это такая белая крупа, похожая на сахар, но не сладкая. Из нее старая троллиха печет пироги и булки для своих внуков – горных троллей. Еще есть снежинки — это кружевные салфетки, которые плетут у себя в ледяном тереме дочери Снежного деда, а потом пускают их по всему свету. Но лишь только они падают тебе на носик или шерстку, сразу же тают…
— Мам, а зима долго длится? – задал новый вопрос котенок.
— Нет. Не очень долго, сынок. Каждая пора года длится ровно три месяца, отвечала мама-кошка.
Весна
Следом за зимой приходит весна. Она начинается так: сперва Снежный дед вместе с дочерьми уезжает на Север. Старый воробей из ближнего леса начинает громко чирикать и звать весну, к его кличу присоединяются все лесные птахи, и отовсюду слышится:
— Весна, Весна, приходи скорее!
И вот в легкой повозке приезжает Весна. Всегда юная, всегда молодая, она поет звонкие песни. И там, где проезжает ее повозка, начинает таять снег и звенит капель. Махнет она волшебной палочкой — на деревьях появляются почки, а потом и клейкие зеленые листочки россыпью украшают их ветки.
Весной весь мир наряжается, будто на праздник, птицы и звери меняют старые шубы на новые наряды, все прихорашиваются, и точно сходят с ума: почему-то хочется петь и кувыркаться, и даже я, большая кошка, точно котенок, кувыркаюсь и мурлыкаю: Мурр, мурр!
И еще, сынок, весной весь лесной народ ищет пару, чтобы построить жилье и вывести деток. Шум и гам кругом, ведь все хотят выбрать самое лучшее место. Птицы дерутся так, что летят пух и перья кругом, олени устраивают боевые поединки, и лучше не попадаться им на глаза, а не то — берегись, как наподдаст кто-нибудь из них рогом.
Все вокруг такое чистое, нарядное, ярко светит солнце…
— Мам, спросил котенок, — а солнце — это что?
— Солнце, сынок, это такой желтый круг, он дает тепло нам всем. Но ни потрогать, ни долго смотреть на него нельзя — заболят глазки, он очень горячий!
wnature.net
Появляются первые цветы.
— А цветы, это что, их трогать можно? – поинтересовался котенок.
— Цветы, сынок, это небесные ангелы, они приходят на землю, чтобы радовать всех нас. Есть такие, которые летают, называются бабочки, их особенно много летом.
Лето
— Лето приходит всегда с супругой. Оба статные, красивые, они идут в разноцветных нарядах по земле и поют песни, и там, где пройдут — все становится еще краше и наряднее, чем весной. Они живут где-то далеко в лесу. Никто, даже старый Воробей не знает, где именно. Но я слыхала, что есть у них уютный домик, и сидят они рядышком на полянке возле него. И играет муж на волшебной свирели, а жена расчесывает ему волосы волшебным гребнем. И если кто-нибудь из людей услышит и увидит это, то исполнится его самое сокровенное желание.
Весь звериный люд занят летом выращиванием потомства и его воспитанием: рыбы в пруду учат мальков плавать, птицы учат птенцов летать высоко, зайчихи учат зайчат носить нужную шубку…
— Как это, нужную? — удивился котенок. Разве у зайцев их несколько?
— Да, их две. Летом серая, а зимой – белая. Это помогает ушастым быть в безопасности. И путать, какую шубу надевать, нельзя ни в коем случае, а не то попадутся они в лапы волку или лисе. Это называется охота, сынок. Но об этом я расскажу в другой раз.
Летом всем живется привольно и весело: и людям, и нам. И кажется, что так будет всегда. Но, когда грачи, а с ними и остальные птицы начнут собираться в стаи и улетать в жаркие страны — вот тогда приходит осень.
Осень
С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Солнце светит уже не так ярко, ночи становятся длиннее, а дни — короче. Люди и звери готовятся к холодам и запасают на зиму съестное — люди собирают с полей урожай, белки и дятлы таскают в дупла орехи и ягоды, мыши носят в норку зерна.
Лето с супругой идут, тихие и молчаливые по земле, и жена его поет грустную песню. Где-то на лесной опушке повстречается им статная женщина в золотых одеждах. Это Осень. Молча кивают они друг другу, здороваясь и прощаясь, а потом Осень занимает домик Лета, и сидит в нем у окошка, плетя бусы из красной рябины.
mtdata.ru
Дарит Осень людям урожай, грибы и поздние ягоды. А нам, зверям — новые теплые шубы.
— А у меня будет теплая шубка, мама? — спросил котенок.
— Конечно, милый. Ты уже подрастешь к тому времени, и сам увидишь, какая красивая она будет.
— Кода опадут последние листья с деревьев, превратится Осень из статной женщины в дряхлую старуху, и уже не золотые на ней одежды, а рваное черное платье. И как увидит она себя в зеркало, да как закричит громким голосом, да заплачет слезами-дождями проливными, сразу знай, сынок, что совсем скоро ей на смену приедет Снежный дед с дочерьми, и снова придет Зима. Вот и весь рассказ про времена года.
— Как интересно ты рассказала о них, мамочка, — сказал котенок. Расскажи мне про волшебную свирель Лета, или про Снежного деда и его дочерей, — попросил он.
— Я обязательно расскажу, но в другой раз, малыш. А сейчас я тебя обниму крепко, и мы будем спать.
Спят котенок, спит его мама. И нам с тобой, дружок, тоже пора спать. Доброй ночи.
Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях отзывами на сказку Натальи Рысаевой о порах года. Что из услышанного понравилось вашим детям, какие вопросы они задавали. Знают ли они признаки пор года и умеют ли замечать, какие в природе в жизни людей и животных происходят изменения?
Татьяна Казакова
Цель : учить составлять описательный рассказ о времени года - весна .
Задачи :
1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.
2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
3. Закрепить навыки образования прилагательных.
4. Закрепить навык составления рассказа по описанию
План составления рассказа :
1. Какое время года наступило ? Какие весенние месяцы вы знаете (Март, апрель, май)
2. Какое весной солнце ? Греет ли оно?
3. Что происходит весной со снегом ?
4. Что происходит с деревьями с наступлением весны ? (Деревья оживают, набухают почки, распускаются листья)
5. Что происходит с цветами, травой с наступлением весны ? (Появляются первые цветы, зеленеет трава и т. д.)
6. Что происходит с птицами с наступлением весны ? (Прилетают перелетные птицы, весной птицы выводят птенцов)
7. Какие изменения происходят в жизни животных весной ? (Медведь, еж, пробуждаются ото сна, весной у животных появляются детеныши)
8. Каков труд людей весной ? (люди перекапывают землю, высаживают овощи и т. д.)
9. За что ты любишь весну ?
Примерный рассказ :
Наступила весна . Весенние месяцы это март, апрель, май. Весной солнце пригревает . Снег начинает таять, появляются проталины. Деревья весной оживают , на ветках набухают почки, затем из почек появляются листики. Из под снега появляются первые цветы – подснежники, трава зеленеет. Весной прилетают птицы – грачи, ласточки, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов. Медведь просыпается от зимней спячки. Люди весной высаживают овощи , убирают мусор после зимы. Я люблю весну за то , что она теплая.
Публикации по теме:
Много я смотрела на лэпбуки разной тематики, и решила создать для своей подготовительной группы Дидактическое пособие "Времена года" (Комплект.
Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.
Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.
Конспект занятия с детьми старшей группы. Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицы» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей устанавливать логические связи в развитии сюжетной линии 2. Обобщать накопленные.
Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.
Цель: учить составлять описательный рассказ о доме. Задачи: 1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.
Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.
Константин Ушинский «Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.