И встав нога к ноге, опираясь щитом на щит, приблизив гребень к гребню, шлем к шлему и сблизивши грудь с грудью, пусть сражается с враждебным мужем, взявшись за рукоять меча или за большое копье.
Тиртей, древнегреческий поэт

Рождение знаменитой греческой фаланги гоплитов относится к архаической эпохе – около VII в. до н.э., хотя уже в гомеровской «Илиаде» есть упоминание о плотном строе воинов, который грозно надвигается на врага. Главная задача стоящих в строю гоплитов – сохранить целостность фаланги. На место павшего воина тут же вставал шедший за ним. Вооружение классического гоплита вплоть до македонского владычества составляли щит - гоплон, копье - дорю и меч - ксифос или махайра.

Греческие гоплиты. Чернофигурная роспись на вазе, VII в. до н.э.

Изобретение круглого щита-гоплона , по названию которого воин-гоплит и получил свое название, оказало решающее влияние на формирование фаланги. Он изготавливался из деревянных пластин и имел бронзовое окаймление, а к V веку до н.э.стал весь покрываться слоем бронзы. Главная его особенность была в конструкции крепления. В середине щита находилась бронзовая скоба (греч. - порпакс), в которую боец просовывал руку таким образом, чтобы щит оказывался на предплечье, а ладонью хватался за ремень или веревку у края щита (греч. - антилабе). Такая конструкция позволяла гоплиту более свободно действовать щитом в бою, который становился почти продолжением руки. Щит весил около 10 кг, а в диаметре был до метра.

Но у гоплона были и недостатки, главным из которых было то, что он закрывал лишь левую часть тела гоплита. Поэтому сомкнутый строй, при котором воины прикрывают щитами не только себя, но и ближайших соседей в строю, оказался единственно возможным выходом из положения. Отсюда – и тот позор, который покрывал воина, обронившего или потерявшего свой щит во время битвы: ведь он подвергал опасности не только себя, но и всю шеренгу, в которой стоял. По этой же причине греки отказались от метательного оружия, дабы лишний раз не размыкать строй.


Гоплон с внутренней стороны. По центру виден порпакс, по краям - антилабе

На щиты наносилась эмблема или рисунок. Делалось это не из эстетических соображений (на войне вряд ли вообще есть место красоте), а для того, чтобы воины могли распознать своих в сражении и отличить их от противников. Например, на спартанских щитах изображалась греческая буква «лямбда», которая была первой буквой в слове «Лакедемон» (официальное название Спарты), а на щитах Афин присутствовало изображение совы.

Гоплон с изображением трискелиона - треножника, солярного символа

Копье – символ наступательной мощи греческой фаланги. Оно имело 2–3 метра в длину и предназначалось для нанесения первоначального удара по противнику в область шеи или живота. Древко копья стругалось и обжигалось, на него крепился наконечник из железа листовидной формы. В начале своей истории гоплиты имели и метательные копья, но в процессе эволюции фаланги их использование сошло на нет.


Фалангит с копьем-дорю

Меч использовался в ближнем бою, когда копье становилось неэффективным. Чаще всего он был в длину до от 60 до 80 сантиметров и имел листовидную форму - т.н. ксифос. Но длина клинка могла варьироваться: например, спартанские клинки были короче, что давало спартанцам повод для гордости - ведь чтобы сражаться таким мечом, нужно было столкнуться с врагом в буквальном смысле лицом к лицу. Существовали и изогнутые мечи, т.н. махайры или кописы, напоминавшие испанские фалькаты. Они были удобны для нанесения режущих ударов, т.к. имели одностороннюю заточку лезвия.


Ксифос - наиболее распространенный вид меча в греческой фаланге

Данный набор вооружения оставался практически неизменным, а гоплиты были основой армий греческих городов-государств до IV в. до н.э., когда они постепенно начинают вытесняться пельтастами, а с III в. до н.э. – сариссофорами.

Можно выделить два предмета древнегреческого вооружения, на которых имелась ясная символика, - щит и шлем. Гоплитский щит диаметром около 1 м имел доста-точно много места, чтобы по казать врагу, кто перед ним, тогда как шлем представлял и своим, и чужим ранг сражающегося. Причем по античной традиции эллины не были изобретателями ни эмблем на щитах, ни султанов на шлемах, - они их заимствовали от карийцев (Herod. 1. 171; Schol. ad Thuc. 1.8. 1; Strabo. XIV. 2. 27; ер.: Plin. HN. VII. 200; Роlуаеn. VII. 3). В данной работе речь пойдет об эмблемах на щитах тяжеловооруженной пехоты гоплитов - основе греческой армии. Легкая пехота, как правило, не имела щита, на пельте же, появившейся в греческой паноплии с конца VI в. до н.э., не было развитой системы эмблематики. Греческая конница получила щиты в период эллинизма, во второй трети III в. до н.э., И изображения на ее щитах, вероятно, соответствовали тенденциям данной эпохи.


В связи с исследованием древнегреческой и римской символики вопрос об эмблемах на щитах изучался еще в первой половине XIX в. В 1841 г. появилась монография боннского профессора Х.С.Т. Бернда, посвященная геральдике. В первом томе рассматривалась древность, в частности большое внимание уделялось сведениям письменных источников об эмблемах на щитах, которые автор сопоставлял с изо-бражениями на вазах и монетами.

В 1852 г. немецкий исследователь В.Г. Фухс вы-делил в своей диссертации некоторые значения эмблем: апотропеи, обозначения страны, подчеркивание функции щита. Статья Й. Брандиса. исследующая данную тему, посвящена в основном гербам на монетах, а также штемпелям магистратов на керамической посуде. В своей диссертации М. Грегер также уделил внимание эм-блемам на щитах, основываясь на материале вазописи. Фундаментальное исследова-ние по теме появилось в 1902 г., и принадлежит оно Дж. Чейзу. Автор на основании большого числа изученных изображений на вазах выделил 12 категорий эмблем: 1) чисто декоративные; 2) внушающие страх врагу; 3) относящиеся к культу бога; 4) обо-значающие страну или гражданство (личные и общие у всего войска); 5) относящиеся к семье или предку; 6) информирующие о деяниях или судьбе носителя; 7) обозна-чающие звание или 8) персональные качества; 9) представляющие произведения искусства; 10) символизирующие имя воина; 11) скомбинированные из различных эле-ментов; 12) выбранные по личному желанию щитоносца. Как видим, Дж. Чейз выделил лишь сюжетные категории, но не показал, почему и как шло их развитие. В определенной мере этот пробел для классической эпохи восполнила научно-популярная статья англо-польского антиковеда Н. Секунды, посвященная в частности семейным и государственным эмблемам. Однако полной линии развития эмблематики мы и тут не найдем - данную проблему и призвана осветить настоящая статья.

" О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! ".......

Джон Китс "Ода греческой вазе" (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи http://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды - не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! :)

И, чтобы расставить точки над "и" и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты....А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз - амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» - сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.


Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках:))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника:)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться:)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Продожение здесь (часть 2).

Перевод:

Елена Морковина,
Галина Григорьева

Эта техника может стать важной частью вашего ежедневного процесса защиты. Она чрезвычайно полезна в создании божественного светового щита, защищающего ваше энергетическое поле.

12- D щит подготавливает ваше тело к получению, проведению и удерживанию все увеличивающегося потока высоких энергий. Он также помогает в гармонизации ваших личных и окружающих вас энергий и усиливает результаты всей вашей духовной деятельности.

Наиболее важно то, что 12- D щит помогает запустить в действие шаблон ДНК и постепенно полностью активирует ваши 12-мерные Тела и систему 12-нитевой ДНК.

Регулярное использование 12- D щита поможет очистить и перевоссоздать кармические и другие импринты, блокирующие активацию шаблона ДНК, что приводит к достижению расширенного состояния сознания.

В этой технике мы будем использовать Световой Символ - шестиконечную Серебряную Звезду, Звезду Меркаба, известную как Кристаллический Знак Звездного Христа. Когда вы освоите эту технику, вы обнаружите, что ваша способность визуализировать Меркаба возросла.

Если у вас трудности с визуализацией, просто создайте намерение. В данной ситуации оба эти способа одинаково подходят для этой техники.

Мы будем работать над созданием вашего собственного 12- D щита и над вашим соединением с частотами 12-го измерения.

Итак, давайте начнем. Найдите удобное место, приготовьтесь к медитации .

Сделайте глубокий вдох и внутренне просканируйте себя, позволяя с каждым выдохом всем блокам, зажимам и напряжению покинуть ваше тело.

Представьте ваш световой символ, шестиконечную Серебряную Звезду, Звезду Меркаба, запечатленную вглубине внутри вашего лба. Этот символ - Световой Код, активирующий ваш 12- D щит в вашем энергетическом поле.Итак, вдыхайте и визуализируйте этот символ в центре вашего мозга, в шишковидной железе, в чакре третьего глаза.

Теперь, на выдохе переместите звезду-символ вниз по центральному вертикальному энергетическому каналу внутри тела, продвигая его прямо вниз на расстояние 28 см под вашими ногами, а затем горизонтально по направлению к 12- D порталу Земли.

Представьте, как из энергетической решетки Земли поднимается огромный сферический вихрь, принимающий форму кристального столба приглушенного серебряного света. В этом вибрирующем портале происходит перемещение вертикально, вверх и вниз, подобно лифту. Это земная проекция 12-го измерения, портал, который соединяет наши 3-мерные Я с нашими Божественными Я и с нашими Духовными Семьями.

Итак, представив 12-D портал, создайте намерение и отправьте вашу Звезду Меркаба прямо в середину этого портала. Направляя свой выдох горизонтально к 12- D порталу, соединитесь с ним. Почувствуйте, как сила вашего дыхания активирует и расширяет эту связь.

На вдохе направьте нежно-серебристый свет 12-го измерения в вашу Меркаба, уже находящуюся в центре портала. Продолжайте дышать, наполняя свою Меркаба частотами 12-го измерения. В какой-то момент вы почувствуете, что Звезда Меркаба наполнилась этими частотами до критической массы, настолько, сколько может их удержать. Вы ощутите это как электрические вспышки хромового света.

После наполнения ваша Меркаба начнет возвращаться в исходное положение. На вдохе притяните ее обратно к себе из центра 12- D портала, в положение 28 см под ногами. Это расположение вашего персонального 12- D щита в состоянии покоя.

Вдыхая Меркаба обратно к себе, представьте, что за ней тянется мощный канат серебряного света из 12- D портала. Через этот серебряный шнур вы будете получать энергии 12-го измерения в свой персональный 12- D щит.

Далее сфокусируйте внимание в 28 см под вашими ногами, где сейчас расположена Звезда Меркаба. Направьте в нее ваш выдох - Меркаба начнет вращаться. Вы также сможете ощутить это вращение. По часовой либо против часовой стрелки, либо в обоих направлениях.

Это вращение усиливается, и из вашей Звезды Меркаба появляется дискообразная кристаллическая платформа примерно 120 см в диаметре (ваша Меркаба находится прямо в центре диска). Продолжая вращаться, диск расширяется в горизонтальной плоскости под вашими ногами. Те из вас, кто знаком с Гуань-Инь и другими Вознесенными Мастерами, могут увидеть их, стоящими на этом диске.

Теперь на вдохе втяните серебряный свет от дискообразной платформы вверх. Этот свет поступает из центра 12- D портала по серебряному шнуру в центр вашей Меркаба и движется наружу, расширяясь до 120 см в диаметре и поднимается вверх, образуя серебряный световой столб.

Нежный серебряный свет проникает в каждую вашу клетку и струится из вашего тела. Вдыхайте этот свет и позвольте ему заполнить вас целиком. Наполните им свое физическое, эмоциональное, ментальное и эфирное тела и все аурическое поле.

Почувствуйте энергию этого света, расширяющегося и заполняющего каждую частичку вашего тела.

Почувствуйте его пульсирующее покалывание. Он прохладный по ощущениям.

Наполнившись серебряным светом, вы можете начать выстраивать ваш столб света.

Находясь внутри столба света, поднимайте его вверх от уровня 28 см под вашими ногами через область ваших бедер, через вашу грудную клетку, через вашу голову и коронную чакру примерно на 90 см над головой, где находится ваша 14-ая чакра.

Продолжайте вдыхать свет, наполняя им столб и усиливая его.

Когда созданный вами столб заполнится светом, переместите внимание на свою Меркаба, все еще находящуюся в центре серебряного диска под вашими ногами. Вдыхая, втяните вашу Звезду Меркаба в столб света и перемещайте ее вверх через ноги, по центральному вертикальному энергетическому потоку внутри тела, через вашу колонну чакр, через макушку головы вверх на 90 см над головой. Продолжайте вдыхать, направляя поток через макушку головы в вашу Звезду Меркаба.

Ваша Меркаба снова начинает вращаться все быстрее и быстрее, вновь образуя прозрачную платформу мягкого серебряного света 120 см в диаметре, прочно закрепляя и запечатывая вас в вашем столбе света, в вашем 12- D щите.

Вы можете ощутить треск или щелчок, когда все станет на свои места.

Ощутите чувство защищенности и прочную связь с Источником, вы полностью соединены с 12 измерением.

А теперь, для многомерного закрепления направьте серебряный шнур, идущий сверху от вашего столба света, к одинокой звезде в далеком-далеком Космосе, расширяя при этом серебряный шнур до размеров атмосферы Земли. Таким образом вы заякорите ваш 12- D щит в Божественных Пространствах и закрепите ваше 12- D сознание в Единстве всего что есть.

Снова ощутите себя полностью соединенным с 12-м измерением.

Затем поместите ваше сознание в область точки стабильности. Это пространство внутри вашей грудной клетки, чуть выше чакры Солнечного сплетения. Сфокусируйтесь на вашей точке стабильности, центральной точке всего организма, и визуализируйте 12 лучей, 12 линий света, 12 расширений вашей души, проходящих через точку стабильности. Эти линии света излучаются в горизонтальной плоскости вокруг и через ваше Солнечное сплетение и точку стабильности и, спускаясь вниз, соединяются вместе внутри световой платформы под вашими ногами, подобно большой юбке, состоящей из 12-ти энергетических потоков, лучей.

Ощутите свое физическое тело и снова сфокусируйтесь на точке стабильности, чтобы стать центрированными, сбалансированными и цельными.

2007 Lisa Renee, www.EnergeticSynthesis.com
С открытием Галактических временных линий и появлением новых точек входа, меня просили подробнее написать о полномочиях 12 D. Группы

Хранителей Мельхиседека являются группами, которые наблюдают и руководят проектами по восстановлению (из 12 D), что определенно приводит к разрушению и исчезновению искаженных временных линий, искаженных записей человеческой истории, которые создают повреждение в ДНК в прошлом, настоящем и будущем .

Именно эта группа работает с Универсальной голографической структурой, восстанавливая ее структурную целостность в линию времени Вознесения. Линия времени Вознесения воспроизведёт Путь назад к соединению с Божественным Источником, возвращение к Нулевой точке Божественной Матрицы, точке нашего сотворения.

Чем больше людей активирует щиты платиновой частоты 12 D (12-го измерения), призывая их в этот график времени , тем большая масса частот 12 D аккумулируется в центре планеты. Это также активирует индивидуальное световое тело в гармоничный баланс, необходимый для продолжения движения по лестнице частот, воплощающий уровень сознания Аватара (12-й).

Это - одна из целей техники, данной через упражнение Щита 12D. «Узел» 12D работает, как Межпространственный Лифт, который охватывает каждый уровень измерений от 1-го до 12-го. Это позволяет Космическому Сознанию Аватар Группы Христа соединяться с трехмерным человечеством на этом плане.

Первый шаг к этому - построение личного платинового щита 12 D и затем его расширение, позволяющее создать группу опор на уровне сообщества, на планетарном уровне и т.д.

На начальных стадиях каждый учится приспосабливаться к частоте, визуально связываясь с внешними узлами 12D, пока не придёт к пониманию, что к частоте получают доступ изнутри собственного тела.

В конечном счете, когда расширяется целостность вашего светового тела, вся вертикальная линия Хара (колонна чакр) становится одним огромным лучом платины с белыми вкраплениями кристаллической частоты.

В этой точке активации ваш 12D щит постоянен, и вас призывают раскручивать свои поля в ещё большие прямо изнутри своего тела . Ваше тело сейчас - Технология Бога, которая может воздействовать на большие планетарные поля, стабилизируя дисгармоничную окружающую среду или поверхностные решётки

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными .

Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья , предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.

Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.


Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию" .
На современном французском гербе начертаны слова:
"Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство" . "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без Бога" - Румынии.. "L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу " - Бельгии. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия -
"Верен в смерти и в жизни" . "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием" . "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая " . "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё" . "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

Знамя (banner)

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

Штандарт (standard)

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)

Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда

Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

Флажок (pennon)

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).