Роскошные украшения из натурального камня стоят дорого, но есть современный материал, из которого можно сделать оригинальную бижутерию своими руками, учтя все свои капризы и пожелания.

В этом мастер-классе подробно описан процесс создания колье в технике «Мокуме Гане» из полимерной глины. Благодаря многослойности и использованию разных оттенков, пластика обретает эффектную структуру. После покрытия лаком изделия благородно блестят и переливаются. Для комплекта можно изготовить сережки и браслет в таком же стиле.

Материалы для ювелирной работы

Чтобы сделать колье из полимерной глины, потребуются:

  • полимерная глина разных цветов, которые создают красивые сочетания;
  • ролик для раскатывания и/или паста-машина;
  • нож для пластики;
  • каттеры круглой или овальной формы разного размера;
  • пищевая пленка;
  • металлическая фурнитура для создания украшений;
  • лак для пластики по желанию.

Пошаговый мастер-класс и нюансы техники

Самое главное – подобрать такие цвета, которые создадут красивую цветовую гамму и будут гармонировать друг с другом. Если каких-то оттенков не хватит, смешивайте разные, пока не добьетесь нужной гаммы, а потом раскатайте их в тонкие пласты. Желательно использовать более пяти оттенков.

Белый цвет можно заменить черным, тогда цветовая гамма получится более насыщенной и контрастной. Соединяйте пласты сначала попарно, раскатывая дополнительно роликом, потом сложите все вместе и раскатайте так, чтобы слои сохранились, но стали как можно тоньше.

Разделите полученную массу пополам, соедините и еще немного прикатайте.

Таким образом, раскатывая пласты, нужно увеличивать количество слоев, разделяя массу и накладывая друг на друга половинки. Неровные края обрезайте, чтобы кусочки приобрели правильную прямоугольную форму.

В итоге должен получиться брусочек с множеством тонких слоев. Чем тоньше окажутся слои полимерной глины, тем тоньше будет рисунок на элементах колье. Удобно работать с куском около 5 см в длину и высоту и 3-4 см в ширину. Можно дополнительно ужать его до нужного размера.

Теперь ваша задача максимально нарушить параллельность слоев внутри брусочка. Возьмите каттеры изогнутой формы и продавите по всей высоте куска или разрежьте прямым лезвием, а потом снова соедините. Используйте при продавливании тупые стороны каттеров и лезвий, чтобы деформировать слои. Будьте осторожны, чтобы не порезаться об острые края!

Для придания рисунку в технике «Мокуме Гане» окружностей и точек проткните пластику спицами или другими инструментами. Некоторые части бруска при разрезании можно перевернуть на 180 градусов, чтобы усложнить рисунок. Чем больше «повреждений» получит брусок, тем мельче окажется фактура пластики.

Достаточно разрушив структуру, придайте бруску правильную форму и острым лезвием попробуйте срезать тонкий слой.

Нарезая тонкие элементы, вы увидите, как меняется рисунок, какие получаются красивые сочетания цветов и линий.

Все обрезанные кусочки смешайте в один и раскатайте в пласт толщиной 2-3 мм. На эту основу выложите тонкие срезы вплотную друг к другу.

Накройте полученную массу пищевой пленкой и аккуратно прикатайте, чтобы сгладить неровности.

Не снимая пленки вырежьте каттерами нужное количество элементов из полимерной глины для колье. Для украшения понадобятся детали разного размера: самая большая в центре, а к краям они будут уменьшаться.

Уберите пленку, вырезанные заготовки осторожно отделите лезвием и выложите в той последовательности, в какой планируете использовать в изделии.

Зубочисткой или спицей сделайте отверстия с двух сторон, переворачивая каждую деталь на обратную сторону.

Можно дополнить колье фрагментами в технике «Мокуме Гане» другой формы и скомпоновать общую композицию по-своему. Когда все заготовки будут готовы, запеките их в соответствии с инструкцией к пластике и . После того как полимерная глина остынет, приступайте к сборке колье.

Колье в технике «Мокуме Гане» из полимерной глины

Понравилось работать с этим податливым материалом, обладающим неограниченными возможностями? Посмотрите, как сделать и . Другие инструкции по изготовлению бижутерии своими руками смотрите .

Мастер-класс по изготовлению колье в технике «Мокуме Гане» из полимерной глины для читательниц интернет-журнала «Женские увлечения» подготовила .



Мокуме гане - это одна из наиболее распространенных базовых техник, которые применяются при работе с полимерной глиной.

Сама по себе техника крайне интересна, причем как новичкам, так и опытным мастерам, - хотя бы потому, что при выполнении нескольких исходных стандартных действий, в результате можно применить (или придумать) множество вариантов этой техники. Поэтому у каждой мастерицы получается свое, уникальное "мокуме гане".

Выдержка из Википедии:

Мокумэ, мокумэ-ганэ (от яп. металлическая древесина сосны) — композитный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины. Исторически техника мокумэ-ганэ использовалась в средневековой Японии для украшения оружия (прежде всего катан). В настоящее время известны разнообразные комбинации металлов, пригодных для данной техники. Большую популярность мокумэ приобрёл в ювелирном деле. Суть метода Мокуме Гане (Mokume Gane) заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) включая желтое и белое золото, никель палладий, платину, имеющих разную толщину складываются слоями нагреваются при высокой, но не приводящей к плавлению температуре, так, что металлы начинали спекаться между собой.

Применительно к пластике техника Мокуме Гане используется примерно таким же образом.

Основные этапы:

1. Сначала подготавливается брусок из сложенных слоями листов пластики.

2. Затем этот брусок тем или иным способом штампуют (продавливают, прорезают). При этом верхние слои (цвета) пластики оставляют отпечаток на более нижних слоях, по форме штампа.

3. После этого брусок разрезают вдоль по горизонтали, получая на срезах красивые рисунки.

Рассмотрим каждый этап более подробно, на примере разнообразных уроков по технике Mokume gane.

1. Подготовка основы.

Вариантов подготовки основы существует несколько, но два из них встречаются чаще всего. Первый - это сложить слои пластики в стопочку, второй - скатать в виде рулетика. А дальше идут вариации на тему.

(Далее по тексту все фотографии являются ссылками на уроки, приведенные в качестве примеров. То есть по клику на фото открывается урок, из которого оно взято. Если фото не из урока, то ссылка будет на автора изделия.)

Итак, самый простой брусок для мокуме гане - это обычная стопочка, состоящая из слоёв пластики разного цвета.

Важным моментом здесь будет расположение цвета в стопке, от этого будет зависеть то, какой цвет окажется приоритетным в полученном срезе. Самый верхний слой обычно почти полностью срезается, от него остаются только отпечатки в углублениях штампа.

Кроме простого сложения разноцветных слоев пластики, можно усложнить этот метод, например, подготовив для бруска пласт с плавным переходом цвета. Вот как в уроке от Desire. В результате получаются очень красивые и интересные срезы.

Вот что получилось у мастера в результате:

Вот в этом примере использованы алкогольные чернила и поталь.

А в этом - акриловые краски с глиттером, металлики и полупрозрачная глина. Красиво, правда?

Отдельно выделена техника МикаКуме, которая совместила в себе две базовые в работе с полимерной глиной техники: МикаШифт и МокумеГане.

Для этого, не изменяя базовых приемов Мокуме гане, а именно, - брусок-основа/его деформация/получение срезов - берут пластику, как для МикаШифт: металлик или перламутровую. Отличие от Мика Шифт состоит в том, что глина-металлик используется не одного цвета, а нескольких, сложенных в брусок. Поэтому в блоке Мика Куме после деформации мы получим не только смешение цвета, но и мика-эффект.

Результат от Celia Campos, на мой взгляд, весьма впечатляет.

И наоборот, результат можно сделать управляемым, составляя тоненький пласт-основу и используя для штамповки специальные текстуры или составляя определенный рисунок из отдельных штампов.

Вот в уроке Ларисы (_ea_) очень хорошо это видно.

Очень близко к этому способу стоит техника "Хидден мэджик", выделенная в отдельную технику.

По уроку от Дженнифер Паттерсон: сначала также подготавливают много маленьких колбасок, затем этот блок из колбасок сминается по диагонали до получения тонкого пласта.

И еще один образец с использованием полупрозрачной пластики и потали, не менее эффектный и замечательный, от LINDLY HAUNANI

То, какое получится у вас Мокуме гане очень сильно зависит от выбора цвета.

Используете ли вы в подготовке основы непрозрачную глину, полупрозрачную, различные добавки - поталь, краску, в конечном счете вам нужно определится с цветовой гаммой того, что вы хотите видеть в результате применения этой техники. Как учат нас уроки многих известных мастеров, имеет смысл выбирать цвета, которые гармонично сочетаются друг с другом. А именно, три цвета, стоящих рядом на цветовом круге. Например, розовый/ фиолетовый/синий или желтый/зеленый/синий. Не бойтесь применять сложные цветовые варианты, но старайтесь всегда продумывать, как они будут сочетаться друг с другом. При составлении блока МокумеГане вы можете выбрать так много разных цветов, как вам нравится, но учитывайте то, что чем больше цветов, тем более пёстрым будет в результате срез. Это может быть как раз то, что вам надо для вашего изделия, но иногда такое разнообразие может быть немного подавляющим и выглядеть менее связанным между собой, чем Мокуме гане с более ограниченной палитрой. Экспериментируйте, чтобы подобрать то, что вам больше нравится.

2. Деформация основы.

Для того, чтобы сделать отпечаток штампа, продавить или прорезать брусок-основу используют различные способы. Во-первых, есть специальные текстурные листы с выпуклым рисунком. Есть небольшие штампики, применяемые в скрапбукинге. Штампик можно изготовить и самим, либо заказать в мастерской по собственному эскизу. Если применять текстурный лист или штампик на высоком бруске, то деформация осуществится только на его верхних слоях. Поэтому текстурные листы и штампики применяют на тоненьких основах и также они хороши в случаях, когда основа состоит из цветных непрозрачных слоёв глины, тогда можно получить четкий рисунок с множеством тонких деталей.

Во-вторых, часто используют разнообразные подручные предметы, начиная от вазы с красивым выпуклым рисунком или колпачков от фломастеров, и заканчивая простыми зубочистками или шпажками для тостов.

В-третьих, можно прорезать рисунок, а для этого подойдет и простой нож, и волнистое лезвие, и каттеры, и формочки для печенья, и тому подобное.

Собственно, простор для фантазии безграничный.

Если при деформации блока получаются большие отверстия, их можно заполнить контрастными кусочками пластики.

Если скатать из глины небольшие шарики, и положить их под основу, а сверху слегка надавить пальцами, как бы приминая промежутки между шариками, то получается эффект топографии "холмы и равнины".

После деформации бруска-основы, его необходимо сжать несколько раз по бокам, чтобы придать ему форму, близкую к первоначальной, и закрыть следы деформации.

После всех манипуляций брусок будет немного более мягкий, чем необходимо для получения тонких и ровных срезов, поэтому лучше его убрать в холодильник на некоторое время, ну или просто дать немного постоять и остыть.

3. Срезы.

Каждый мастер обычно сам выбирает для себя удобный способ сделать хорошие срезы из подготовленного МокумеГане-блока. Кто-то нарезает брусок просто по горизонтали, кто-то кладет набок, и делает срезы как в мелефиори (колбаса), кто-то держит нож одной рукой, кто-то двумя, кто-то выгибает лезвие, кто-то режет от себя, кто-то на себя и т.д. При всем этом многообразии есть кое-что общее для всех способов.

Очищайте лезвие, которым делаете срезы. Положите рядом спиртовую салфетку, и протирайте лезвие после каждого среза.

Используйте только острое лезвие, чтобы пластика не сминалась, а срезалась.

Постарайтесь сделать так, чтобы блок, с которым вы работаете был неподвижен, тогда проще будет делать точные срезы. Для этого можно расположить блок на керамической плитке, стекле или другой рабочей поверхности, и чуть-чуть прикатать (прижать) его, чтобы он прилип к поверхности.

Делайте срезы с разных сторон блока. Если резать все время только с одной стороны, это может привести к неравномерной высоте блока.

Существуют также и необычные способы делать срезы в Мокуме гане.

Например, вот этот урок: стопочка делается тонкая, из цветной и полупрозрачной пластики, и потали. Потом с обратной стороны приподнимается небольшим округлым инструментом - получается выпуклость.

И еще один пример от skwizzscreation. Полученный срез можно свернуть в форме кольца, можно сформировать обычную бусину-шарик.

Вот еще один очень интересный на мой взгляд вариант срезов.

Сначала я случайно натолкнулась на это фото на Фликре Belinda «birnco».

Урока по этим бусинам найти я не смогла, поэтому были только мои размышления на эту тему. Берется пластика разных цветов, пропускается через экструдер так, чтобы получилась тоненькая колбаска. Ее закручивают вокруг шарика-основы для бусины. А потом лезвием делают срезы по кругу.

И вот тут, очень удачно, находится урок на сайте Anne Cecilie. Метод называется "Змеиное Мокуме Гане".











Еще я хочу рассказать о двух методах Мокуме Гане, которые по моему мнению и не похожи даже на Мокуме Гане. Но во многих статьях и обзорах они встречаются, поэтому рассмотрим и их.

Первый - это "ленивое" Мокуме Гане (Lazy Woman’s Mokume Gane), автор Nan Roche.

Урок от Barbara Forbes-Lyons.

Пластику разных цветов пропускают через экструдер так, чтобы получилось много тонких колбасок. Затем их собирают в одну большую колбасу, и делают срезы.










Второй метод называется "спагетти" Мокуме Гане (Spaghetti Mokume Gane), автор Christine Platt.

Так же, как и в "ленивом" Мокуме Гане пропускают пластику разных цветов через экструдер, получают много тоненьких колбасок-спагетти. Но дальше отличие - спагетти раскладывают на поверхности в хаотичном, произвольном порядке, прижимают, и прокатывают, пропускают через паста-машину. Затем кладут на пласт глины (в примере белого цвета), снова прокатывают. Ну и затем используют как обычную основу для Мокуме Гане - деформируют, делают срезы.










И заканчивая говорить о технике Мокуме Гане, не могу не сказать о таком мастере, как Julie Picarello.

Я думаю всем, кто работает с полимерной глиной, очень хорошо известно это имя, ведь её Mokume Gane просто невероятно прекрасно.

Примеры её работ пусть послужат всем нам источником вдохновения.

Мокуме Гане (Mokume Gane) – одна из самых волшебных техник в полимерной глине. Если вы даже ни разу не держали пластику в руках, то можете попробовать именно с этой техники мокуме гане – она просто завораживает, а трудного в ней нет совершенно ничего. Именно поэтому мы решили пополнить наши мастер-классы украшений этой техникой.

Техника Мокуме гане

Итак, для того, чтобы сделать серьги в технике Мокуме Гане , нам потребуется:

  • полимерная глина четырех цветов,
  • паста-машина — её легко заменяет скалка акриловая (или бутылка от лака для волос).
  • очень острый нож для пластики. Если нет специального ножа, то можно купить новое канцелярское лезвие. Кроме того, понадобится резак в любой форме – можно обойтись и без него
  • иголка или зубочистка
  • наждачная бумага для шлифования изделия
  • фурнитура для сборки,
  • круглогубцы
  • немного потали (необязательно)

Серьги в технике Мокуме Гане. Мастер-класс

Что касается пластики, то лучше брать контрастные, но сочетаемые цвета.

В этом уроке мы воспользуемся пластикой красного, белого, розового и золотого цвета. Итак, делаем серьги из полимерной глины. Каждый кусочек пластики нужно хорошенько разогреть в руках и размять. После один из цветов помещаем в паста-машину и раскатываем. Можно раскатывать и скалкой. На красный пласт накладываем золотую пластику, тоже раскатанную предварительно.

Смотрите, чтобы между слоям пластики не было пузырьков воздуха. Далее накладываем темно-розовый цвет.

На этот пласт можно положить кусочек потали, но это необязательно.

Все прикрываем белой пластикой.

Заправляем пластикой паста-машину и прокатываем.

Это делают для того, чтобы слои стали тоньше и плотнее сцепились между собой. После разрезаем пластику на два или четыре куска.

Складываем таким образом, чтобы срез получился слоеным.

Лишнее можно обрезать с краев, так вы будете иметь многослойную заготовку, которую поставите на 10 минут в холодильник.

Остывшую от тепла рук пластику гораздо удобнее нарезать.
Далее нужно лицевую сторону заготовки сбрызнуть водой – чтобы резаки не прилипали к пластике.

Берите резак любой формы и продавливайте его в пластику.

нет резака – не беда – вам подойдет и колпачок от металлической ручки, и трубочка для напитка, и вообще, любая крышечка с тонкими краями. Зубочисткой делайте несколько отверстий в любом порядке.

Теперь чуть сжимаем заготовку, чтобы зазоры слиплись, и срезаем верхний слой.

Видите, какой необыкновенный рисунок дает нам эта техника?
Теперь обрезаем заготовки для сережек так, как понравится. Если сред слишком тонкий, можно подложить под него слой любой пластики, чтобы серьги не различались по толщине

Визуально представляем будущие серьги Мокуме гане и подбираем элементы.

Теперь очень тонко раскатываем слой одноцветной пластики – для подложки, чтобы изнаночная сторона тоже выглядела достойно. Обрезаем все лезвием по контуру заготовок. Чуть прикатываем.

Запекаем наши заготовки в технике Мокуме гане , шлифуем все неровности и собираем на фурнитуру.
Вот и все. Можете носить свои новые серьги из полимерной глины!

Еще одна из моих любимых техник, не сложных в исполнении.

Для работы в этой технике потребуются: пластика нескольких оттенков (контрастных, и не очень). То, какие цвета вы будете использовать - зависит только от вашего желания и фантазии! Тонкое лезвие (прекрасно подходит специальный гибкий резак для пластики), ролик для раскатывания, любые подручные материалы, которыми можно сделать углубления в пластике.

Шаг 1. Раскатываем пласты различных оттенков и накладываем их один на другой в желаемой последовательности. Выравниваем по краям, обрезая лишнее.

Шаг 2: Продавливаем в получившемся "многослойном пироге" отверстия, любыми подручными предметами, сверху вниз, но не насквозь. Большие дыры можно заткнуть полосками пластики контрастного оттенка.

Шаг 3: Немного прикатываем продырявленный куб, чтобы между слоями не осталось воздуха, а рисунок стал более однородным. После чего тонким лезвием послойно начинаем срезать пластику, и видим, какой орнамент у нас получился.

Шаг 4: раскатываем пласт однородного цвета для основы. Понравившиеся отрезки равномерно раскладываем на основу. Прикатываем роликом до тех пор, пока швы между отрезками перестанут быть видны. Вырезаем нужную форму, запекаем.

Получаем результат:

Сам перевод понятия мокуме гане (mokume gane) означает "металлическая древесина сосны", потому что рисунки на металле визуально напоминают древесную фактуру. "Мокуме" в буквальном смысле слова означает древесное око. Должно быть, это понятие использовалось, чтоб подчеркнуть сходство с древесным волокном." Гане" переводится словом металл. Таким образом, буквально на русский все это понятие можно перевести как "Металлическая текстура древесины". Исторически техника мокуме-гане использовалась в Японии для создания знаменитых японских клинков. Мы с успехом применяем эту технику для работы с полимерной глиной и получаем весьма неожиданные и очень привлекательные результаты.

Есть несколько основных методов, известных как "mokume gane" и также много вариаций, как есть люди, которые попробовали эти методы. Следующая обучающая программа демонстрирует технику, которая использует "немногое из этого и немногое из этого". Пожалуйста, меняйте её по своему усмотрению - это очень забавно!

Материалы для мокуме-гане:
* Прозрачная глина Premo, лучше та, которая называется "морозная" (Premo Frost)
- Этот специфический тип глины, как полагают, является самым прозрачным и меньше всего желтеет во время запекания. Если у вас нет Premo Frost, вы можете использовать любую прозрачную полимерную глину.
* Глина в цветах, которые координируют хорошо с красками, порошками, и т.д. Белый - популярный выбор для этой техники.
* Спирт
* Блеск подходящих цветов (опционально)
* Лак , подходящий для глины (опционально)
- такие как Varathane, Future, Minwax Water-based Polycrylic, Sculpey Glaze, Fimo Lacquer, и т.д.

Вам будет нужно по крайней мере один или два материала (возможно в различных цветах) из остальной части списка, но вы не нуждаетесь в них всех. Например, если вы не имеете металлического листа, только выберите еще один цвет металлической акриловой краски, чтобы составить различие.

* Металлические акриловые краски
- Любая марка подойдёт, и вы можете даже использовать неметаллические краски, если вы предпочитаете. Если у вас нет широкого разнообразия цветов, вы можете смешать ваши собственные цвета. Я использую смесь металлического красного и металлического чёрного (марка FolkArt).
* Порошки слюды (мика-порошки) (и лак или другая прозрачная акриловая среда)
- Любая марка подойдёт. В этом случае, я использую красный, доступный в линии Midnight Pearls порошков и "Brilliant Gold" от Pearl-Ex.
* Чернила на спиртовой основе
- такие как Чернила Pinata от Жаккардового станка или Чернила Алкоголя Смотрителя Adirondack. Я использую "Клюкву" от линии Adirondack.
* Металлический лист
- Любая марка прекрасно, только убедитесь, что используете очень тонкие листы реального металла - не металлизированную пластмассу. (Фактически, вы можете использовать фольгу также, но она применяется по-другому и не имеет того же самого блестящего вида как лист). Я использую покрашенный золотом металлический лист.

Инструменты для работы:
# рабочая поверхность
# Пластмассовая обертка (или вощеная бумага, пергаментная бумага, и т.д.)
# Латекс, винил или нитриловые перчатки (опционально, но предотвращает оставление отпечатков пальцев)
# Паста-машина или ролик для раскатывания
# Палитра, пластмассовая крышка, и т.д. для того, чтобы смешать краски
# Зубочистки
# Кисть
# Нож
# Питьевые соломинки, бамбуковые вертела, и т.д.
# Спицы (дополнительно, для того, чтобы делать бусинки)
# Духовка (плюс термометр, и таймер)
# Миска воды со льдом (после того, как запечёте)
# Влажная или сухая наждачная бумага (320, 400, 600, 800, 1000, и т.д.) (дополнительно)
# Электрический шлифовальный круг или хлопчатобумажная ткань или марля для полировки (дополнительно)

От вашего блока прозрачной глины, отрежьте часть, достаточно тонкую, чтобы пройти паста-машину на самой толстой установке. Продолжите пропускать глину через паста-машину на прогрессивно более тонких параметрах настройки, пока она не станет настолько тонкой, насколько возможно (не разрываясь). Если Вы не имеете паста-машины, раскатайте глину очень тонко роликом.

Поместите лист глины на вашей рабочей поверхности. Разрежьте глину на маленькие прямоугольники равного размера. Разрезая ваши прямоугольники, помните следующие две вещи:

1. Размер ваших прямоугольников зависит от размера, которым вы хотите, чтобы ваш законченный mokume gane блок был. Даже маленького размера мокуме-гане (mokume gane) блок может привести к большому количеству "фанеры", таким образом вы можете хотеть начать с маленького. Вы можете всегда по такому же рецепту сделать позже другой, больший блок мокуме-гане.

2. Число прямоугольников, которые вам нужны, зависит от числа красок и других материалов, которые вы планируете использовать. Вы можете использовать столько, сколько хотите, но имейте ввиду что, чем больше вы используете, тем больше разнообразия будет среди частей блока. Например, у блока только с тремя цветами или материалами будут те три повторения вместе в блоке, это меньше, чем в блоке с девятью различными цветами или материалами. Это ни хорошо, ни плохо, но у вас может быть предпочтение, в зависимости от проекта, который вы имеете в виду.

В этом случае я использую пять отдельных цветов/материалов, таким образом я нуждаюсь в шести прямоугольниках. Вам будет нужно всегда на один прямоугольник больше чем число материалов, которые вы используете. Отложите дополнительный прямоугольник глины.

Начните покрывать ваши листы глины вашими выбранными материалами.

Я начинаю с металлической акриловой краски (марка FolkArt). Поскольку у меня не было точного оттенка, который я хочу, пришлось смешать крошечную каплю красного с крошечной каплей чёрного. (Совсем немного краски расходуется на этих маленьких прямоугольниках). Смешайте краски в палитре или пластмассовой крышке, используя зубочистку. Когда цвета смешаны, покрасьте один прямоугольник (или столько, сколько вы хотите).

Моим следующим выбранным материалом был мика-порошок ("Красный" Midnight Pearls), который я смешиваю с лаком, чтобы сделать свою собственную мика- "краску". Вы можете просто насыпать порошок на глину, не превращая их в "краску", но если вы покрываете целый лист порошком, это препятствует тому, что слои склеятся между сбой, если вы используете порошки, посыпьте ихэкономно, оставляя много чистого листа.

Моим третьим выбранным материалом были спиртовые чернила ("Клюква" Adirondack). Поместите несколько капель чернил на лист глины и немедленно распределите цвет кистью. Они сохнут настолько быстро, что у вас может остаться некоторые непрокрашенные участки на вашем прямоугольнике. Если это случается, вы можете или оставить это как есть (Часть красоты мокуме-гане - то, что вы никогда не знаете точно как это скажется на конечном результате, и вы действительно не можете сделать это "неправильно"!), или идите на один шаг далее, чтобы покрыть весь лист.

Для моего четвертого прямоугольника я снова беру мика-порошок слюды и лак, на сей раз используя "Brilliant Gold" от Pearl-Ex. Я смешиваю и применяю это как в предыдущих шагах. Вы могли бы использовать другой оттенок металлической акриловой краски для вашего mokume gane, или другой продукт, который вы имеете под рукой. Экспериментируйте с различными комбинациями материалов для достижения уникальных результатов.

Я помещаю свой пятый прямоугольник на лист покрашенного золотом сплава меди с цинком. Применение металлического листа к глине может быть хитрым, потому что лист является настолько тонким, что даже небольшой поток воздуха может снять и смять его. Помещение глины на листе (вместо того, чтобы наоборот) помогает предотвратить это. Отрежьте придерживаемый глиной лист от остальной части листа ножом и используйте ваши пальцы или ролик, чтобы разгладить любые воздушные ямы между глиной и металлическим листом.

Когда все ваши прямоугольники (кроме того вы откладываете) были покрыты, оставьте их в покое достаточно долго, чтобы позволить краскам и чернилам полностью высохнуть. Это не должно занять много времени, но лучше обезопасится сейчас, чем жалеть потом.

Когда вы уверены, что краски все высохли, складывают листы в любом порядке, какой вам нравится, заканчивая с непокрашенным листом глины на вершине. Прижмите листы друг к другу мягко, чтобы гарантировать, что они находятся плотно в контакте.

Разрежьте блок пополам. Поместите одну половину на вершину другого. Прижмите блоки друг к другу мягко, но плотно. Повторите этот процесс. Продолжайте разрезать и складывать, пока вы не получаете маленький блок глины в размере, который вам нравится.

Обрежьте у блока неровные края. Отложите обрезанные кусочки.

На этом этапе у вас есть прекрасный кусок цветной и прозрачной глины, но если бы вы попытались нарезать его, то вы не получили бы очень интересные результаты. Вы должны изменить блок так, чтобы слои глины сместились вверх и вниз, делая ваши образцы привлекательными.

Беспорядочно продавите блок различными по форме и диаметру соломинками для питья, бамбуковыми палочками, и палочками для еды (или другими инструментами, которые вы найдёте). Продавливайте блок на разную глубину и в разных направлениях.

Затем, возьмите части глины, которую вы отрезали от куска, сожмите их немного, и вдавите их в отверстия, чтобы снова наполнить их в максимально возможной степени. (Если у вас нет достаточного количества обрезанной глины для этого шага, вы можете использовать некрашеную прозрачную глину).

Наконец, переверните блок мокуме-гане и вдавите другую сторону большими пальцами, создавая небольшую топографию холмов-и-долин.

Поскольку вы работаете с глиной, ваш блок может начать "расплываться" и стать менее аккуратным. Если/когда это случается, просто сожмите его по сторонам, придавая блоку прямоугольную форму. Не волнуйтесь об искажении рисунка - вычисленное, измеренное искажение - то, чем mokume gane является по своей сути.

Ваш mokume gane кусок теперь готов! Однако, лучше проявить немного сдержанности и не начинать нарезать его сразу же. После всего, что вы делали, глина стала тёплой и будет трудно получить хорошие, чистые, тонкие части от неё. Вместо этого оставьте блок в покое на пару часов - или еще лучше, суйте его в холодильник на час. Оберните блок плёнкой или полиэтиленовым пакетом и поместите туда, где он не будет касаться ничего съедобного.

После того, как у вашего mokume gane было достаточное количество времени, чтобы охладиться, вы можете начать нарезать его. Разрезание блоков мокуме-гане требует небольшой практики, но есть несколько уловок, которые могут способствовать вам.

1. Используйте только самое острое из лезвий и держите спирт поблизости, чтобы чистить лезвие регулярно - лучше всего после каждого разреза.
2. Плотно закрепите блок на поверхности, чтобы он не смещался. Если он будет "ездить" вокруг, то будет намного труднее нарезать ровно. Попытайтесь придавить кусок на керамической плитке или другой рабочей поверхности. Поместите свою плитку на нескользкую поверхность или циновку.
3. После каждого разреза поворачивайте блок мокуме-гане (или плитку, если это будет удобнее). Отрезание только от одного края скоро приведет к неровному блоку.

У каждого человека, кажется, есть его или её собственная любимая уловка для того, чтобы нарезать мокуме-гане. Одни закрепляют блок на поверхности и режут его горизонтально, другие отрезают пластинки вертикально, как миллефиори . Одни режут блок одной рукой, а второй придерживают его, другие нарезают пласты двумя руками, немного изгибая лезвие. Экспериментируйте, пока вы не найдёте самую подходящую для вас технику. Только не забудьте быть осторожными с теми острыми лезвиями!

По мере того, как вы отрезаете части от блока, кладите их на пластмассовую обертку или вощеную бумагу. Следите, чтобы они не касались друг друга, поскольку они могли бы склеиться. Вы можете или нарезать целый блок сразу или только часть его, столько, сколько вы думаете вам понадобится для работы и оставить остальное для другого случая.

Как только у вас есть своя mokume gane стружка, пришло время решать то, что вы сделаете с нею (если вы ещё не решили это заранее). Вы можете уложить их на лист глины и прикатать ровно роликом. Этот лист может после быть применен к любому числу поверхностей. Вы можете также применить их, чтобы сделать бусинки. Именно этот вариант я и выбираю.

Сделайте свою основную бусинку из любой цветной глины, которую вы хотите. Много людей предпочитают белый для этого. Однако, вы можете попробовать любые цвета, которые вам нравится. Только помните, что по крайней мере часть цвета вашей основной бусинки вероятно будет просвечиать через прозрачную глину, так лучше выбирать цвет, который координирует хорошо с цветами вашей стружки мокуме-гане. Кроме того, рассмотрите, как цвета будут смотреться, если они будут объединены. Если вы поместите полупрозрачный желтый цвет на синюю основу, то зеленоватый цвет появится. Этот эффект может использоваться, чтобы создать красивые бусинки, но если вы не осторожны, он может также привести к уродливым, неожиданным комбинациям. Я выбраю цвета (красный и лососевый), что хорошо сочетается с теми красками и чернилами, которые я использую.

Сформируйте шарик из основной глины. Имейте в виду, когда вы определяете размер этого шара, что вы будете добавлять больше глины позже, так что сделайте его немного меньшим, чем заключительный размер бусины.

Вы теперь готовы начать покрывать основную бусинку mokume gane стружкой. У каждого пластика мокуме-гане будет одна сторона, которая более симпатична чем другая. Когда вы оборачиваете бусину стружкой, убедитесь, что поместили более симпатичную сторону наружу. Оберните части вокруг бусинки по одному, используя ваши пальцы или инструмент, чтобы слепить их в месте. Кладите стружку так, чтобы они накладывались друг на друга.

Как только бусинка покрыта как вам надо, покатайте её мягко между пальцами. Это должно помочь швам объединиться вместе, но возможно, придётся проделать небольшую дополнительную работу над особенно упрямыми областями. Вы должны удалить так много вмятин и складок насколько возможно, потому что это уменьшит количество шлифовки , которую вы должны будете сделать позже.

Готовые бусинки вы можете проткнуть сразу же или оставить их, пока они не запечены. Я предпочитаю делать отверстия в бусинах заранее. Я начинаю с крошечной булавки, затем постепенно перехожу на более толстую спицу.

Запекайте согласно указаниям изготовителя.Опустите испеченные бусинки непосредственно в воду со льдом, чтобы увеличить прозрачность. Оставьте их в воде в течение получаса или около этого.

Скручиваем градиентный лист в рулон.

Ещё есть вариант, который можно назвать "мини-мокуме" . Он делается при помощи текстурного листа.