Работа коммерческого предприятия требует не только внедрения современных технологий и увеличения производительности труда, но также и серьезной аналитической работы в области исследования финансово-хозяйственных результатов активностей фирмы. Посредством каких методов подобное направление деятельности реализуется в современных компаниях?

Определение финансовой деятельности предприятия

Что такое «финансовая деятельность»? Это комплексный термин. Под ним чаще всего понимаются активности, связанные с извлечением коммерческой прибыли, повышением эффективности производственных процессов, отчетные процедуры.

В ряде случаев проводится анализ финансовой деятельности предприятия с целью выявления хозяйственных показателей фирмы в целом, а также для исследования качества работы различных корпоративных институтов: менеджмента, бухгалтерии, отдела продаж и т. д. С точки зрения экономической науки подобные процедуры относятся к категории микроэкономических, то есть отражают положение дел на локальном объекте, и могут никак не соотноситься с макропоказателями.

Зачем проводить анализ финансовых активностей?

Анализ финансовой деятельности предприятия - важнейший инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса. На основе тех или иных показателей могут приниматься ключевые управленческие решения. Посредством процедур, о которых идет речь, может исследоваться эффективность уже внедренных концепций менеджмента, а также осуществляться их необходимая корректировка после получения результатов.

Итоги анализа, о котором идет речь, могут быть задействованы менеджментом, когда составляется план финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Так, получив в распоряжение те или иные цифры, руководство компании может поставить стратегическую цель - достичь таких-то показателей для повышения эффективности бизнес-модели. План финансовой деятельности предприятия также может включать инвестиционные аспекты, предполагающие расстановку акцентов в направлении денежных потоков. Определиться с приоритетами также поможет подробный анализ соответствующих активностей компании.

Результаты исследований эффективности бизнес-модели предприятия могут помочь его владельцам налаживать позитивные отношения с инвесторами, кредиторами, партнерами, а в ряде случаев - и с клиентами. Итоги анализа - важный фактор, определяющий то, каким может быть, как мы отметили выше, план финансово-хозяйственной деятельности компании. Значимость соответствующего типа анализа - высочайшая, особенно в высококонкурентных отраслях бизнеса. Руководители многих крупнейших фирм проводят подобные исследования на регулярной основе.

Методы анализа финансовых активностей

Какие методы могут задействоваться при проведении анализа финансовой деятельности компании? Соответствующего типа исследование предполагает изучение профиля фирмы в нескольких аспектах, и в каждом направлении работы могут использоваться отдельные подходы.

Например, распространен метод, в основе которого - изучение бизнес-планов предприятий на предмет обоснованности и сбалансированности. Также часто задействуется подход, в рамках которого аналитики изучают конкретные показатели эффективности бизнеса на тех или иных участках. Достаточно распространен метод, при котором финансовые результаты деятельности предприятия сравниваются с соразмерными по величине выручки и занимаемого объема рынка конкурентными фирмами.

В большинстве случаев подходы к исследованию бизнеса предполагают системность. Это обусловлено необходимостью создания комплексной характеристики предприятия: в отдельных аспектах оно, возможно, будет уступать конкурентным бизнесам, но в других - намного превосходить их. Системный подход к анализу деятельности компании поможет выявить первостепенные показатели работы компании, на основе которых затем выработается общая оценка эффективности бизнеса.

Источники данных для анализа

Финансовая деятельность предприятия выражается в локальных операциях, большинство из которых фиксируется документально. Соответствующие источники затем используются при анализе активностей фирмы. О каких документах идет речь? Посредством каких источников осуществляется учет финансовой деятельности компании? Их достаточно много.

Прежде всего, это документы, относящиеся к бухгалтерской отчетности. В числе таковых - источники, фиксирующие прибыли и убытки, различные приложения к ним. Это документы, в которых отражаются сведения об изменениях капитала, о движениях финансовых средств.

Главный аспект бухгалтерской отчетности - баланс. Документы, в которых он фиксируется, позволяют в достаточной мере достоверно оценить то, насколько успешна текущая финансовая деятельность предприятия.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить такие показатели коммерческих активностей фирмы как актив и пассив, оборотный капитал, чистые активы, коэффициенты устойчивости, платежеспособености, ликвидности (чуть позже мы рассмотрим их сущность более подробно).

Другой важный источник, позволяющий определить то, насколько результативна финансовая деятельность - это отчет о прибылях и убытках. В данном документе фиксируются, соответственно, выручка и издержки фирмы относительно тех или иных направлений деятельности.

Отчет об изменениях капитала - еще один важнейший документ, посредством которого может быть проанализирована финансовая деятельность компании. Данный источник имеет достаточно сложную структуру. Так, в тем есть четыре раздела. В первых трех фиксируются показатели, имеющие отношение к капиталу фирмы в соотнесении с отчетным годом. Данная область отчета содержит сведения о корректировке величины капитала и его компонентов, прибыли, резервов. В четвертом разделе документа фиксируются факторы, которые непосредственным образом повлияли на изменение капитала. Это может быть эмиссия дополнительных акций или корректировка их стоимости, появление иных доходов или расходов фирмы.

Еще один значимый источник, без которого проблематично осуществить полноценный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - отчет о движении денежных средств. Данный документ включает сведения, касающиеся входящих и исходящих финансовых потоков соотносительно с текущей деятельностью фирмы в направлении инвестирования и иных стратегически значимых активностей.

Бухгалтерский баланс также сопровождается специальным приложением. Оно может содержать полезные с точки зрения корректировки финансовой деятельности факты, которые могут быть получены в ходе анализа. Таким образом, приложение к балансу также можно считать значимым источником при оценке эффективности бизнеса.

Критерии эффективности предприятия

Мы изучили основные источники, по которым могут быть исследованы финансовые результаты деятельности предприятия. Теперь рассмотрим ключевые критерии, по которым оценивается то, насколько эффективен бизнес. В целом они сводятся к тому, чтобы определить, достаточно ли высоки результаты деятельности предприятия соотносительно с издержками. Фирма, условно говоря, будет оцениваться как эффективная, если при небольших инвестициях она сможет производить много. Также те или иные показатели, как мы отметили выше, могут сопоставляться с достижениями конкурирующих компаний.

Основные критерии, которые позволяют определить эффективен ли бизнес, можно представить в виде следующего перечня.

Во-первых, это эффективность использования ресурсов, которые задействуются в производственных процессах. Это могут быть основные фонды, кадры, финансы, сырье. Во-вторых, это качество инвестиционной политики компании (то, насколько быстро окупаются вложения). В-третьих, это эффективность задействования активов фирмы - например, в аспекте оборачиваемости. В-четвертых, это качество использования капитала, которое может оцениваться, исходя из величины прибыли в расчете на одну акцию компании. Рассмотрим теперь отдельные показатели, на основании которых в ходе анализа можно оценить финансовый результат деятельности компании.

В числе важнейших - коэффициенты ликвидности. Изучим их специфику.

Коэффициенты ликвидности

Данные показатели финансовой деятельности фирмы характеризуют то, в какой степени она способна удовлетворять запросы держателей краткосрочных бондов, эмитируемых компанией. В числе коэффициентов, о которых идет речь - те, что соотносятся с абсолютной, срочной и текущей ликвидностью. В отношении каждого из них задействуется отдельная формула расчета.

Коэффициент, соотносимый с абсолютной ликвидностью - это индикатор, позволяющий определить долю краткосрочных бондов, которые могут быть покрыты денежными средствами предприятия, а также акций и депозитов. Главный критерий - они должны обладать абсолютной ликвидностью.

Коэффициент, соотносимый со средней ликвидностью, показывает, какова пропорция между денежными средствами (а также таких активов, как дебиторская задолженность и краткосрочные инвестиции) и долговыми обязательствами. Если анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия фиксирует рассматриваемый показатель в величине более 1, то это можно считать отличным результатом, 0,7-0,8 - приемлемым.

Коэффициент, соотносимый с текущей ликвидностью, рассчитывается посредством деления оборотных активов на краткосрочные бонды. Является индикатором того, достаточно ли у фирмы средств на погашение соответствующих обязательств. Интересный факт: если оборотных активов намного больше, чем бондов, то финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть оценена как недостаточно эффективная в силу нерационального распределения активов.

Чистый оборотный капитал

Другой важный показатель деятельности фирмы - чистый оборотный капитал. Исчисляется, как правило, в национальной валюте страны, в которой работает предприятие. Исчисляется как разность между активами фирмы и краткосрочными долговыми обязательствами. Если капитала недостаточно, то это означает, что компания не сможет своевременно погашать кредиты и бонды. Но если соответствующий показатель превышает значение, отражающее величину обязательств, то, как и в случае с коэффициентом текущей ликвидности, это может говорить о том, что ресурсы фирмы могут задействоваться нерационально. На практике это может быть чрезмерно объемный выпуск акций или слишком высокая кредитная активность.

Коэффициенты устойчивости

Анализ, в ходе которого оценивается финансово-хозяйственная деятельность предприятия, может предполагать исследование показателей, соотносимых со структурой денежного капитала, которые могут дать достаточно четкое представление об устойчивости фирмы. Подобные критерии являются индикаторами того, как соотносятся собственные средства компании и заемные финансы, а также показывают, насколько зависим бизнес от внешних кредиторов.

В числе показателей, о которых идет речь - коэффициент, соотносимый с финансовой независимостью. Чем он ниже, тем больше долгов у компании, и тем выше вероятность, что она не справится с обязательствами. Однако, слишком низкое значение коэффициента может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает дефицит финансовых средств.

Другой показатель в рамках рассматриваемой категории - отношение общего объема обязательств к активам фирмы. Является индикатором того, каков размер активов фирмы, финансируемых за счет привлечения кредитов. Оптимальное значение данного параметра - 0,2-0,5.

Важны также показатели, отражающие то, как соотносятся активы компании и ее долгосрочные обязательства, какова пропорция долгов и собственного капитала компании, а также «длинные займы» и внеоборотные активы. Если исследователь, который проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, изучит указанные параметры, то в его распоряжении будет больше сведений, отражающих то, насколько зависима компания от долговых обязательств.

Коэффициенты рентабельности

Другая группа важных с точки зрения оценки бизнеса коэффициентов соотносится с рентабельностью фирмы. Какие показатели в рамках данной категории можно считать важнейшими?

Прежде всего, это коэффициент, соотносимый с уровнем рентабельности продаж. Он показывает, какова величина чистой прибыли в общем объеме продаж фирмы. Другой важный коэффициент - тот, который соотносится с рентабельностью собственного капитала организации. Данный параметр показывает, сколько зарабатывают инвесторы на единицу вложенной валюты. Важный показатель - коэффициент, соотносимый с оборотными активами. Он показывает, каковы возможности фирмы в аспекте получения выручки относительно задействуемых оборотных средств. Чем данный коэффициент выше, тем эффективнее бизнес. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы может предполагать задействование еще одного важного параметра - коэффициента, соотносимого с внеоборотными активами. Он показывает, достаточно ли фирма получает прибыли относительно основных средств. Чем данный параметр выше, тем эффективнее бизнес. Еще один важный коэффициент в рамках рассматриваемой категории соотносится с рентабельностью инвестиций. Он показывает, сколько единиц валюты фирма вложила в производство для того, чтобы получить одну единицу прибыли.

Коэффициенты деловой активности

Анализ финансовой деятельности компании может также предполагать выявление коэффициентов, соотносимых с деловой активностью фирмы. Таковых показателей несколько, и все они позволяют понять, в какой степени эффективно осуществляется использование компанией своих денежных средств. Рассмотрим сущность основных индикаторов.

В числе самых значимых - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью рабочего капитала. Он показывает то, в какой степени эффективно осуществляется инвестирование в оборотный капитал, а также то, каким образом это влияет на динамику продаж. Чем выше данный коэффициент, тем более эффективной считается бизнес-модель предприятия.

Другой важный параметр связан с оборачиваемостью основных средств. Данный показатель характеризует то, в какой степени эффективно предприятие задействует основные фонды. Чем рассматриваемый коэффициент выше, тем лучше бизнес-модель фирмы.

Еще один значимый параметр, позволяющий понять, насколько успешно предприятие ведет свою финансовую деятельность - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью активов. Он показывает, насколько эффективно осуществляется использование фирмой всех ее ресурсов.

Коэффициент, отражающий оборачиваемость запасов, также рассматривается как значимый индикатор успешности финансовой деятельности предприятия. Он показывает, с какой скоростью фирма реализует запасы. Чем данный коэффициент выше, тем меньший объем денежных средств фирмы размещен в подобного типа активах, которые характеризуются низкой ликвидностью.

Еще один значимый параметр - это коэффициент, соотносимый с дебиторской задолженностью. Он показывает, какова длительность периода, в котором компания взыскивает средства, которые ей должны внешние субъекты. Если данный показатель слишком высокий, то это свидетельствует о сложностях, которые испытывает компания при работе с контрагентами или заемщиками.

Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов. Финансовая деятельность государства - это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности, прежде всего, направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.

Финансовая деятельность - это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.

Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной территории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды — это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели.

Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то, что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, в пределах имеющихся у них полномочий;


2) финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.е. охватывает все сферы экономики . Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные средства и на развитие машиностроения, химической промышленности и др.);

3) финансовая деятельность является предметом ведения, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предметом ведения Российской Федерации являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др. В то же время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.

Финансовая деятельность государства напрямую зависит от целого ряда факторов. К таким факторам следует отнести:

1) задачи государства на определенном этапе. Государство может ставить на конкретный период задачи по развитию и совершенствованию различных сфер деятельности (тяжелой индустрии, науки, образования и т.п.) и в соответствии с ними осуществлять финансовую деятельность;

2) состояние экономики, которое позволяет осуществить финансовую деятельность в той или иной степени и успешно решить поставленные задачи. Одновременно и финансовая деятельность может ускорять или сдерживать экономическое развитие;

3) объем финансовых ресурсов. Государство основывает свою финансовую деятельность на реальных возможностях и реальных ресурсах, находящихся в его распоряжении, а также на привлеченных средствах;

4) уровень собираемости налогов. Так как налоги формируют значительную часть доходов бюджета, государство в своей финансовой деятельности исходит из объемов налоговых поступлений.

В то же время снижение уровня налоговых поступлений за счет предоставления льгот или кредитов (в первую очередь для расширения производства, его реконструкции, технического перевооружения) также влияет на масштабы финансовой деятельности;

5) внешнеэкономический фактор. В значительной степени его влияние сказывается на внешнеэкономической деятельности, однако и внутри государства этот фактор может повлиять на экономические процессы и финансовую деятельность. Так, в Российской Федерации такой внешнеэкономический фактор, как цена на нефть на мировом рынке, имеет исключительное значение для формирования доходов бюджета.

Существуют и другие факторы, влияющие на финансовую деятельность государства.

1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.

Признаки финансов :

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект .

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект .

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Функции финансов :

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовая система РФ включает в себя:

1)Бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами.

(это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.)

2)Внебюджетные целевые фонды.

(фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.)

3)Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

(децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.)

4)Государственный и банковский кредит.

(Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами,а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.)

5)Личное и имущественное страхование.

(обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.)

3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Задачи финансовой деятельности государства:

1)Образование

2)Распределение

3)Использование денежных фондов

Особенности:

1)Обязательное участие государства / муниципального органа (в лице компетентных органов)

2)Направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством его правотворческой функции.

3)Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующий НПА, имеющий официальный и общезначимый характер.

4)Юридическое значение результатов деятельности для всех субъектов финансовых правоотношений.

5)Осуществление этой деятельности в строго регламентированном порядке.

Функции:

1)Образование муниципальных и денежных фондов.

2)распределение денежных ресурсов.

3)использование денежных ресурсов.

4)контроль за движением финансовых ресурсов.

5)эмиссия денежных знаков.

Методы осуществления:

1)Аккумуляции (применимы способы демобилизации доходных источников для оформления стабилизационных фондов (общего обязательного страхования, воинский учет, государственный кредиты)

2)Распределение (метод выделения трансферта - а) дотации; б) субвенции; в) субсидии; г) процентных отчислений)

3)Кредитование.

4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.

правовая - деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления

Правовые:

1)издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

2)издание индивидуальных правовых актов;

3)заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

4)реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

5)привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

неправовая - деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.

Неправовые:

1)проведение совещаний;

2)финансово-экономический анализ;

3)прогнозирование;

4) разъяснение финансового законодательства.

5. Конституционные основы финансовой деятельности РФ.

Финансовая деятельность государства осуществляется на основе принципов, содержание которых определяется Конституцией РФ.

Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

1) приоритет публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) принцип федерализма - закрепляет основные разграничения предметов ведения государства и субъектов РФ, а также устанавливает предметы их совместного ведения.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

д) режим пограничных зон;

е) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

ж) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

з) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

3) единство финансовой политики и денежной системы - заключается в том, что субъекты РФ наделены самостоятельностью, но она не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, общих принципов налогообложения и функционирования денежной системы государства.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Денежной единицей в РФ является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Основная функция Центрального банка РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России - единственное законное средство наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;

4) социальная направленность финансовой деятельности в РФ - одной из основных целей финансовой деятельности государства является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Граждане могут участвовать в финансовой деятельности государства и местных органов власти непосредственно и через представителей.

6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;

б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;

в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ. Задачи:

Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

в) Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

Осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;

г) Банк России. Основные цели:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

Устанавливает правила проведения банковских операций;

Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

7. Министерство финансов РФ: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении

средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

4) разрабатывает прогноз консолидированного бюджетаРФ;

5) выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

6) осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

7) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

8) получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

9) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

10) предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

11) проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;

12) ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;

13) осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

14) организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

15) исполняет федеральный бюджет в порядке, установленном Налоговым кодексом;

16) составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

17) налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ;

18) введет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими актами бюджетного законодательства РФ.

8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.

В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

1)организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета

2)организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета,

обслуживаемым ими территориям;

3)ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета

4)организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

5)управление доходами и расходами федерального бюджета

6)организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

7)регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами

8)организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета

9)организация и ведение операций по учету государственной казны.

10)руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

11)доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям

9. Федеральная службы финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.

в соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ

основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

3) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям

6) осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами

Согласно Постановлению Правительства РФ Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного контроля" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. осуществляет контроль и надзор:

1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов

1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами

валютного

законодательства РФ

1.3. за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета

2. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан

3. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с

составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

4. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации,

5. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

законодательством РФ;

10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.

Федеральная налоговая служба (ФНС России ) - федеральный органисполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации оналогахисборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующийбюджетиных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,физических лицв качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органыво взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Федеральная служба страхового надзора - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в веденииМинистерства финансов.

Федеральная служба страхового надзора являлась в 2004-2011годах федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора была образована в соответствии с Указом Президента 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора с сентября 1996 по март 2004 года выполнял Департамент страхового надзораМинистерства финансов РФ.

Основные функции:

1)принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

2)выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

3)ведение единого государственного реестра субъектов страхового делаи реестра объединений субъектов страхового дела;

4)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

5)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

6)выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7)получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

8)обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

9)обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Целями деятельности Банка России являются:

1)защита и обеспечение устойчивости рубля;

2)развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3)обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

4)развитие финансового рынка Российской Федерации;

5)обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

Содержание финансовой деятельности предпри­ятия рассматривается обычно в широком и узком ее зна­чении. В широком понимании под финансовой деятель­ностью предприятия понимаются все аспекты управления финансами отдельного хозяйствующего субъекта; это управление выделилось в начале XX века в специальную область знаний, получившую название “финансовый менеджмент”.

В узком значении под финансовой дея­тельностью предприятия понимается управление денеж­ными потоками, связанными с привлечением и обслу­живанием внешних источников его финансирования. Эти денежные потоки оказывают прямое влияние на форми­
рование общей прибыли предприятия; поэтому в данной работе мы ограничимся только такой узкой трактовкой финансовой деятельности предприятия, сформулировав ее следующим образом: “Под финансовой деятельностью предприятия понимается целенаправленная система мер по обеспечению привлечения необходимого объема капитала из внешних источников и своевременного и полного вы­полнения обязательств по его обслуживанию и возврату”.

Для того, чтобы полнее представить объект финан­совой деятельности предприятия, формирующей соответ­ствующие денежные потоки, рассмотрим состав внеш­них источников формирования его финансовых ресурсов (рис. 14.1).

Рисунок 14.1. Состав внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия

Как видно из данных рисунка, состав внешних ис­точников формирования финансовых ресурсов предпри­ятия весьма многообразен, что предопределяет сложность формирования денежных потоков, связанных с финан­совой деятельностью и оказывающих существенное вли­яние на эффективность их функционирования.

Финансовая деятельность предприятия (в рассматри­ваемом нами значении) характеризуется следующими основными особенностями:

1. Она является главной формой обеспечения разви­тия операционной и инвестиционной деятельности предпри­ятия. Задачи финансовой деятельности и ее масштабы определяются стратегией развития операционной дея­тельности предприятия и его инвестиционной политикой. Обеспечивая приток финансовых ресурсов для развития операционной и инвестиционной деятельности, она спо­собствует реализации стратегических целей предприятия. Вместе с тем, по отношению к операционной и инвес­тиционной деятельности предприятия, финансовая его деятельность носит подчиненный характер. Это связа­но с тем, что формирование финансовых ресурсов из внешних источников не является для предприятия са­моцелью, а всегда подчинено задачам эффективного их использования в процессе операционной и инвестици­онной деятельности.

2. Финансовая деятельность предприятия носит ста­бильный характер, т.е. осуществляется постоянно. Это

связано с тем, что каждое предприятие в той или иной степени в процессе своего развития нуждается во внеш­нем финансировании, а соответственно и обеспечивает его обслуживание. Только предприятие, свертывающее объемы операционной и инвестиционной деятельности, может позволить себе “передышку” в осуществлении фи­нансовой деятельности по привлечению денежных ре­сурсов из внешних источников.

3. Формы и объемы финансовой деятельности в зна­чительной мере зависят от отраслевых особенностей и организационно-правовых форм деятельности предприятия.

Отраслевые особенности деятельности предприятия, фор­мирующие продолжительность операционного цикла, его сезонность, общую капиталоемкость производства и реа­
лизации продукции, определяют пропорции в исполь­зовании собственного и заемного денежного капитала, а также в объемах привлечения финансовых средств из внешних источников по отдельным периодам, Организа­ционно-правовые формы деятельности влияют на состав источников привлечения внешнего капитала (дополни­тельную эмиссию акций; привлечение дополнительного паевого капитала и т.п.).

4. Финансовая деятельность предприятия генерирует свои специфические виды рисков, объединяемые понятием “финансовый риск”. Главными из этих рисков являются риск неплатежеспособности и риск потери финансовой устойчивости предприятия. Риск неплатежеспособности вызывается существенным возрастанием объема обяза­тельств предприятия в процессе привлечения денежных ресурсов, которые в периоды спада конъюктуры товар­ного рынка не могут быть обеспечены активами в высо­коликвидной форме (формируя так называемый “спазм ликвидности”). Риск потери финансовой устойчивости генерируется несовершенством структуры капитала (чрез­мерной долей привлечения и использования заемных средств). По своим финансовым последствиям оба эти риска относятся к числу наиболее опасных, формируя непосредственную угрозу банкротства предприятия. Ме­ханизм осуществления финансовой деятельности пред­приятия строится в тесной связи с уровнем финансового риска.

5. Финансовая деятельность определяет специфичес­кий характер формируемых ею денежных потоков предпри­ятия. Эта специфика заключается в том, что в процессе финансовой деятельности положительный денежный по­ток (поступление финансовых ресурсов из внешних источников) всегда в итоге этой деятельности ниже по объему, чем отрицательный денежный поток (обслужива­ние и возврат внешнего долга), хотя в отдельные пери­оды времени этот процесс может временно носить об­ратный характер. Естественно речь идет о денежных потоках, приведенных к настоящей стоимости, так как по каждой финансовой операции они осуществляются с разрывом во времени.

Такая ситуация вызывается тем, что любой кредитор (по привлекаемым заемным средствам) или инвестор (по 506

привлекаемому из внешних источников дополнитель- ному паевому или акционерному капиталу) рассчиты­вает на получение дополнительной прибыли на вложен­ные средства (в форме процента, дивиденда и т.п.)- И конечно, предприятие, привлекая необходимый капитал, сознательно идет на эти дополнительные финансовые расходы.

6. Финансовая деятельность предприятия связана не­посредственно с финансовым рынком - рынком денег и рынком капитала. Объемы и результаты этой деятель­ности в значительной степени подвержены колебаниям конъюктуры отдельных сегментов финансового рынка. Если направленность колебаний конъюнктуры товарного и финансового рынков не совпадает (например, при уве­личении спроса на товарном рынке на продукцию предприятия на финансовом рынке снижается предло­жение свободного капитала с соответствующим ростом его стоимости), это создает серьезные проблемы в раз­витии предприятия.

7. Финансовая деятельность оказывает опосредство­ванное влияние на формирование чистого денежного потока предприятия. Так как отрицательный денежный поток в процессе финансовой деятельности всегда превышает положительный, прямое формирование прибыли в про­цессе этой деятельности отсутствует. Вместе с тем, при­влечение дополнительного объема внешнего капитала увеличивает сумму операционных доходов предприятия, а снижение стоимости привлечения этого капитала поз­воляет предприятию соответственно снижать уровень опе­рационных затрат. Таким образом, формирование чис­того денежного потока предприятия в процессе его финансовой деятельности опосредствуется дополнитель­ным формированием его операционной прибыли. Уро­вень дополнительно формируемой в процессе финансовой деятельности операционной прибыли характеризуется раз­ницей между уровнем рентабельности операционных акти­вов и уровнем стоимости дополнительно привлекаемого ка­питала из внешних источников. Этот показатель является важнейшим критерием оценки результативности финан­совой деятельности предприятия.

Необходимость использования финансов обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Фин. деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию муниц. ден. фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Осуществление эффективной финансовой деятельности государства является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон последней.

Посредством фин. деят-ти создается материальная основа, необходимая для функционир-я органов гос. власти и управления, правоохр. органов, обеспеч-я обороноспособности и безопасности страны.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ограничительного характера.

Фин. деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления. Важной ее стороной является распределение фин. ресурсов между фед. органами и субъектами Федерации, а также муниц. образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в РФ должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов финансовая деятельность содержит широкие возможности воздействия на развитие рыночных отношений.

При характеристике финансовой деятельности РФ на современном этапе важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных ее экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Для регулирования и развития такого сотрудничества создан специальный орган - Министерство по делам Содружества Независимых Государств. В рамках СНГ имеется Межгосударственный экономический комитет, состоящий из заместителей глав правительств и являющийся постоянно действующим органом Экономического союза. Заключаются соглашения и по отдельным вопросам финансовой деятельности (например, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов).

Внешнеэкономические связи осуществляют также субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Общий порядок координации этих связей установлен специальным федеральным законом. Результаты международных и внешнеэкономических связей находят отражение в доходах и расходах государственных денежных фондов Федерации и ее субъектов.

Вопрос 5. Основные принципы публичной фин. деятельности, их конституционное закрепление.

Фин. деятельность гос-ва и органов местного самоупр. основана на определенных принципах , т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционир-я российского гос-ва, так и специально относящихся к его фин. деят-ти, и конкретизируется в нормах фин. права. В силу своего содержания (направл-ть на рег-е отношений в области фин. деят-ти гос-ва и муниц. образований) и закрепления в нормах фин. права они, в сущности, являются принципами фин. права. Среди них можно выделить следующие.

Пр. приоритета публичных интересов в пр. рег-и отношений в области фин. деят-ти гос-ва и муниц. образований. Этот принцип предполаг. использ-е фин.-правовых институтов в целях гос. рег-я экономики, исходя из общезначимых задач общ-ва. В конечном итоге реализация этого принципа отраж-ся на частных интересах личности. Особо важное значе-ние его действие приобр. в кризисных экономич. условиях.

Принцип федерализма , согласно которому в фин. деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми фин. ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом.

Единство фин. политики и денежной системы . Самост-ть субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ Фед. фин. политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в фед. бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране устанавливаются фед. законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый поряи финансирования бюджетных расходов и т.д. Единство финансовой политики и денежной системы является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств.

Равноправие субъектов Федерации в области фин. деят-ти определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется фед. фин. законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осущ-т собственное правовое рег-е фин. отношений и самостоятельную фин. деят-ть, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность фин. деят-ти органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деят-ти законодательством РФ и соотв. субъекта Федерации. Они самост. утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные фонды, уст-т местные налоги и сборы в соотв. с фед. законод-м и зак-ом субъекта Федерации.

Социальная направленности фин. деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное гос-во, политика которого направлена на создание уровня, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда и т.д.

Распределение функций в области фин. деят-ти на основе разделения законод. и исполнит. властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законод. и исполнит. органов власти. Так, Гос. Дума принимает ФЗ (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам фед. бюджета, фед. налогов и сборов, фин-го, валютного, кредитного рег-я, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Гос. Думе проекта фед. бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой фин., кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Принцип гласности . Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими офиц. опубликования законов, что непоср-но относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости выражается в том, что деят-ть гос-ва и муниц. образований по формир-ю, распределению и использованию фин. ресурсов осущ-ся на основе фин. планов, разрабатываемых в соответствии с гос. и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности означает необх-ть строгого соблюдения требований фин.-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе фин. деят-ти, включая гос. органы власти, органы местного самоупр., предприятия, организации, учр. и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей РФ в качестве правового гос-ва. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм фин. права применяются соответствующие меры ответственности.

Вопрос 6. Формы и методы публичной финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов и органов местного самоуправления по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.

Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм.

Вопрос 7. Понятие и виды финансовых актов.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия решения гос. органов и органов местного самоуправления по вопросам фин. деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие фед. бюджета оформляется ФЗ. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения ден. средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов гос. управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юр. свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных фин. отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные . Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды фин. обязательств предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос. ден. средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

По юр. природе фин.-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся ФЗ и законы субъектов Федерации по вопросам фин. деят-ти гос-ва; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других гос. органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе фин. деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ре-сурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Вопрос 8,9. Система и правовое положение гос. и муниципальных органов, осуществляющих фин. деятельность. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти в области финансов.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществ­ляют все органы государственной власти в зависимости от установлен­ной им компетенции.

В ведении федеральных представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти находятся установление правовых основ единого рын­ка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; де­нежная эмиссия; основы ценовой политики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ). Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Представительные органы в лице Федерального Собрания и представи­тельных органов субъектов федерации рассматривают, обсуждают и ут­верждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в со­став РФ (ст. 106 Конституции РФ). Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рас­смотрение в представительных органах, осуществляет общее руко­водство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой фи­нансовой кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции РФ, Фе­деральный конституционный закон "О правительстве РФ" от 17.12.97 №2-ФКЗ в ред. от 31.12.97). Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает вы­полнение ими своих основных задач и функций.

Наряду с органами государственного управления , осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности: Минфин России; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Центральный банк РФ (Банк России).