Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

20 мая 1804г. в селе Новоспасском Смоленской губернии родился Михаил Глинка. Первые годы он провел в имении отца. Здесь узнал и полюбил русскую народную песню, сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны. 1812г. Спасаясь от армии Наполеона, семья покинула имение. Они поселились у дяди. В его доме был хороший оркестр, и маленький Миша присаживался рядом со скрипкой или флейтой и по слуху подыгрывал им. Учился он легко, обнаружив хорошие способности к языкам и рисованию.

3 слайд

Описание слайда:

1817г. Миша учится в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Его преподавателем был Куницын, один из любимых учителей А.С.Пушкина. Глинка занимался теорией музыки и фортепианной игрой, изучал латинский, французский, немецкий, английский и персидский языки. Часто бывает в театре, а летом играет в оркестре своего дяди. 1822г. Глинка окончил пансион и становится чиновником Главного управления путей сообщения, но вскоре выходит в отставку. Затем он уезжает в Италию. Там он учится у знаменитых певцов и композиторов.

4 слайд

Описание слайда:

1834г. Композитор приступает к работе над оперой «Иван Сусанин». Позднее у оперы будет другое название – «Жизнь за царя». В ней Глинка прославил героический подвиг простого крестьянина, пожертвовавшего жизнью во имя спасения Родины от польских захватчиков. 1836 г. Глинка начал сочинять сказочную оперу на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Тогда же композитор написал романсы: «Ночной смотр», «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Сомненье», «Жаворонок». 1842г. Премьера оперы «Руслан и Людмила»

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

П. И. Чайковский родился в Воткинске в 1840 году. Его отец, Илья Петрович, служил директором Горного завода. Родители композитора были музыкальны, в доме Чайковских часто устраивались любительские концерты. Будущий композитор с детства слушал лиричные, красивые народные песни, которые в последующем легли в основу многих его произведений. Огромное влияние на П. И. Чайковского оказали его гувернантка Фанни Дюрбах и первая учительница Мария Пальчикова.

7 слайд

Описание слайда:

С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее, будущего композитора десяти лет отроду отдали учиться в Училище правоведения, готовя в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища. Первыми записанными сочинениями будущего композитора были «Анастасия-вальс» для фортепиано, посвященный его гувернантке А. Петровой, и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…» Романс написан Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи выдающегося русского поэта Афанасия Фета. После окончания училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

8 слайд

Описание слайда:

Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано.

9 слайд

Описание слайда:

Будучи учеником А. Рубинштейна, Петр Ильич сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории - Московской, которая через много лет будет названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра. В 1866 году он переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, брат учителя Петра Ильича, известный пианист, дирижер, основатель консерватории в Москве. Чайковский появился в столице, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно музыку Чайковского узнали и в Европе. Именно в это время появилась и. Первая симфония Чайковского, названная им «Зимние грезы».

10 слайд

Описание слайда:

Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», первая опера Чайковского на пушкинский сюжет. Последние полтора десятилетия жизни Петра Ильича отмечены расцветом его творчества и всемирным признанием. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы. Жизнь композитора оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где дирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в Александро-Невской лавре в Петербурге

11 слайд

Описание слайда:

Александр Сергеевич Даргомыжский Родился в 1813 году в селе Даргомыж Тульской области. В 1817 г. их семья переехала в Петербург. Отец Саши служил в банке, а мать, Марья Борисовна, одаренная и образованная женщина, воспитывала детей. С семи лет Сашу стали обучать играть на фортепиано. К десяти годам он уже сочинял маленькие пьески и романсы.

12 слайд

Описание слайда:

Родился в 1933г в Петербурге. Учился он дома, хорошо знал французский, немецкий и английский языки. Овладел игрой на фортепиано, флейте и виолончели. Кроме музыки Саша увлекался естествознанием и химией. Александр Порфирьевич был не только музыкантом, но и врачом, химиком.

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.




Цитата М. И. Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». Цитата о М. И. Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский Михаил Иванович Глинка




Опера «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года на сцене Большого Петербургского (Каменного) театра (Мариинский театр) дано первое представление оперы М. И. Глинки. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). На первой премьере присутствовал император Николай I. Кукольник Нестор Васильевич, русский прозаик, поэт и драматург первой половины XIX века вспоминал: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины. Даже сам царь прослезился…». Здесь все было ново: национальный склад музыки и типов, своеобразность художественных задач, оригинальность их выполнения… Нестор Кукольник портет работы Карла Брюллова, 1836














Опера «Руслан и Людмила» по одноименной поэме А. С. Пушкина с сохранением стихов подлинника. « Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский … На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей « Руслан и Людмила », сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение ». М. Глинка Увертюра к опере « Руслан и Людмила » слушать Титульный лист издания поэмы « Руслан и Людмила ».




Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим. Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Опера «Руслан и Людмила»






Н. Н. Ге «Бой Руслана с головой» картина 19 в. из коллекции иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина в собрании Музея-заповедника "Михайловское"




« Литературное наследие» М. И. Глинки собрано в двух томах под редакцией В. М. Богданова- Березовского в гг. и включает письма, документы, автобиографические и творческие материалы великого русского композитора … Л итературное наследие М. И. Глинки


Полное собрание сочинений М. И. Глинки включает: Литературные произведения, написанные великим композитором, деловые бумаги, а также переписку. Издание вышло в Москве в гг. Т. 2 (Б) : Литературные произведения и переписка / подгот. тома А. С. Розанов, с. : ил., муз. произведения, порт., рис. Т. 2 (А) : Литературные произведения и переписка / сост.: А. С. Ляпунова, А. С. Розанов с. : ил. Т. 1: Литературные произведения и переписка / сост. А. С. Ляпунова с. : ил., муз. пр. - Указ.: с Нотогр.: с « Литературное наследие» М. И. Глинки





Петрушанская Е. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества. – М. : Классика – ХХI, – 445 с. : ил. Патриарх русской музыкальной культуры Михаил Глинка в довольно неожиданной ипостаси «русского европейца» именно под таким углом зрения он рассматривается в настоящей монографии, написанной старшим научным сотрудником Российского института искусствознания Еленой Петрушанской. Настоящее исследование проводилось с использованием ранее недоступных источников, хранящихся в итальянских архивах. Издание снабжено нотными примерами и уникальными иллюстрациями.


Бородин Александр Порфирьевич Цитата о А. П. Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой» В. В. Стасов


Александр Порфирьевич Бородин (), один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. А. П. Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей- музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.


«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт- Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (), Модест Петрович Мусоргский (), Александр Порфирьевич Бородин (), Николай Андреевич Римский- Корсаков () и Цезарь Антонович Кюи (). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь» А. П. Бородина «Могучая кучка» – союз русских композиторов XIX века


Центральное место в творчестве А. П. Бородина занимает опера «Князь Игорь» (), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Опера «Князь Игорь»


Песня невольниц из оперы « Князь Игорь » Либретто оперы «Князь Игорь» было написано самим композитором в соавторстве с В. В. Стасовым на основе сюжета «Слово о полку Игореве». Чтобы оценить качество либретто, в котором необходимо и чуткое отношение к древнерусскому первоисточнику, и художественная интерпретация, и согласованность музыки слова и музыки вокально- инструментальной, достаточно вспомнить хотя бы строки хора невольниц, вместе с прекрасной мелодией: « Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон, Там под говор моря Дремлют горы в облаках; Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых, И сладкий виноград растет. Там тебе привольней, песня, Ты туда и улетай...»






Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. Репин И. Е. Портрет А. П. Бородина – композитора и ученого


Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора / сост. В. А. Киселев. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. От составителя Многочисленные письма А. П. Бородина были собраны, прокомментированы и изданы в четырех томах под редакцией С. А. Дианина. По их содержанию можно представить картину богато насыщенной жизни композитора – непрестанное горение и желание помочь любому, обратившемуся к нему за помощью … В письмах А. П. Бородина часто, наряду с сугубо бытовыми сообщениями проскальзывают фразы, освещающие его музыкально-творческую деятельность. Он много общался с композиторами, исполнителями, и с таким выдающимся критиком, как В. В. Стасов, чьи оценки музыкальных произведений, всегда яркие, совершенно объективные, свидетельствуют о наличии собственного мнения, свободного от какого то ни было влияния. В представленной книге собраны высказывания А. П. Бородина в письмах о собственном творчестве, о музыкальной жизни Петербурга второй половины XIX века, о встречах с Ф. Листом и многое другое …

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

П. И. Чайковский (1840-1865) Петр Ильич Чайковский родился в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню. И в Воткинске и позднее, в Петербурге, во время обучения в Училище правоведения, Чайковский много занимался музыкой, но особо выдающегося дарования тогда не проявлял. После училища началась служба в министерстве юстиции, и в это же время влечение к музыке становится все более сильным. Осознавая свою одаренность, Чайковский вместе с тем знал и недостатки своего характера. Он пишет своей сестре: "...Я боюсь только за бесхарактерность, пожалуй лень возьмет свое, и я не выдержу; если же напротив, то обещаюсь тебе сделаться чем-нибудь. Ты знаешь, что во мне есть силы и способности,- но я болен той болезнью, которая называется обломовщиною, и если я не восторжествую над нею, то, конечно, легко могу погибнуть. К счастью, время еще не совсем ушло...". Чайковский переборол себя, в 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию и за несколько лет стал всесторонне образованным музыкантом. Учеба была сопряжена с материальными трудностями, так как его отец в это время потерял все свое состояние. Большую роль в обучении Чайковского сыграл Антон Григорьевич Рубинштейн - прославленный пианист, композитор, директор консерватории.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Мануэль де Фалья (1876-1946) Испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своей матери - пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его двухактная опера "Жизнь коротка" получила премию испанской Академии изящных искусств. В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом. Переработанная опера Фальи "Жизнь коротка" была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце. В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты "Коррехидор и мельничиха" по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием "Треуголка") и "Любовь-волшебница" (поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром "Ночи в садах Испании" (1909 - 1915), имеющее подзаголовок "Симфонические впечатления".

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Карл Орф (1895-1982) Немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург (10.07.1895 – 29.03.1982). В 1913-14 учился композиции в мюнхенской Академии музыкального искусства, совершенствовался у Г. Каминского. Работал капельмейстером драматического театра Мюнхена, позднее выступал как дирижёр в концертах. В 1924 участвовал в организации школы гимнастики, музыки и танца в Мюнхене. К середине 30-х гг. проявил себя самобытным композитором в музыкальном театре. Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии, пантомимы и своеобразный, оригинально трактованный оркестр с преобладанием ударных инструментов. Сочинения Орфа дают новую интерпретацию пьес Софокла ("Антигона", 1947-48; "Царь Эдип", 1957-58), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1962), Эсхила ("Прометей", 1963-67) или являются переработкой сюжетов сказок ("Луна", 1937-38; "Умница", 1941-42; "Хитрецы", 1945-52), исторических хроник, мистерий (всего свыше 15). Как педагог Орф разработал систему музыкального воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Составил собрание учебных пьес (т. 1-5, 1951-55, совместно с Г. Кетман), включающее хоры, инструментальные пьесы для различных составов, театр. сценки и т.д. В 1962 в Зальцбурге открыт "Институт Орфа" (отделение высшей школы музыки и театра "Моцартеум", руководители – австрийские педагоги В. Келлер и Г. Регнер), осуществляющий работу с детьми и подготовку педагогических кадров в международном масштабе. Система Орфа получила распространение во многих странах мира.

Слайд 1

Музыка России в XIX веке

Презентацию подготовила Ученица 8 «В» класса Холодова Валентина

Слайд 2

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.

К.Брюллов «Итальянский полдень»

Слайд 3

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра. Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы?

И.Билибин «Иван-царевич и Жар-птица»

Слайд 4

Михаил Иванович Глинка, получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу- сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. В ней изображаются события начала XVII века - борьба русского народа против польских завоевателей. Опера-сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья»,«Я помню чудное мгновенье». На слова Н.В. Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов. Романсы Глинки отличаются исключительной мелодической красотой. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры – «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе.

Слайд 5

Творчество П.И. Чайковского – яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке.

Самые известные сочинения - Первый фортепианный концерт, концерт для скрипки и Вариации на тему рококо. Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства.Чайковский создал 6 симфоний и 10 опер, две из которых - «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера», «Спящей красавицы» ,«Щелкунчика» и в наши дни вызывает восхищение. Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы (написано более 100). Романсы композитора – маленькие драматические пьесы. Чайковский первый русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящных искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Слайд 6

Оперы «Борис Годунов», «Хованщина» , «Сорочинская ярмарка» - стали значительным явлением в русской музыке.

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 7

К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» и незаконченная опера «Каменный гость» . В творчестве композитора центральное место занимают романсы. (Свыше 100 романсов.). Самые известные - «Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи М.Ю.Лермонтова).

Александр Сергеевич Даргомыжский

Слайд 8

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка».Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. В 1862г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В собственном композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке.

Слайд 9

А.П.Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний,камерно- инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь» стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завешили друзья Бородина – Римский-Корсаков и Глазунов.

Слайд 10

Основу творческого наследия составили оперы,многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» , «Майская ночь», опера-сказка «Снегурочка» (по пьесе Островского), опера-балет «Млада» , «Ночь перед Рождеством»(по Гоголю), опера-былина «Садко». Римский-Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» по пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Римский-Корсаков написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский-Корсаков с 1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Слайд 11

Говоря о музыкальной культуре XIX века, нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Рубинштейн – блестящий пианист-виртуоз. Он основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года. Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал основателем и первым директором Московской консерватории (1866г.)

Слайд 12

Спасибо за внимание!