1. Что такое план-график закупок? План-график закупок - это такой вид документов, который несет в себе список мероприятий по реализации планов закупок.

В этом документе находятся данные о будущих закупках Заказчика.

Требования к плану-графику к закупке устанавливаются статьей номер 21 в Федеральном законе под номером 44.

План-график:

  • содержит перечень закупок на финансовый год;
  • является основанием для осуществления закупок;
  • формируется Заказчиком в соответствии с планом закупок;
  • утверждается Заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств.
С 1 января 2017 года закупки, не предусмотренные планом-графиком (сокращенно ПГ), не могут быть осуществлены (ч.11 ст.21 44-ФЗ). В дальнейшем планируется связать эту норму с функционалом ЕИС, чтобы извещение можно было сформировать, только при наличии соответствующей связи с позицией в ПГ.

2. Чем отличается план-график закупок от плана закупок?

План-график закупок формируется на один год, а план закупок на трехлетний период. Планы-графики формируются Заказчиками в соответствии с планами закупок и содержат более детальную информацию о предстоящих закупках.

Согласно ч.2 ст.112 44-ФЗ в 2014-2016 гг. предусмотрен переходный период планирования закупок с использованием только одного документа - плана-графика.

Изучая информацию, содержащуюся в планах закупок и планах-графиках закупок, поставщики могут заранее спрогнозировать потребности Заказчика в товарах и подготовиться к предстоящим торгам.

Информация размещается в Единой информационной системе

3. Какая информация должна содержаться в плане-графике закупок?

Согласно ч.3 ст.21 44-ФЗ в ПГ включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1. идентификационный код закупки;

2. наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений ст.33 44-ФЗ, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст.18 44-ФЗ, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3. дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

4. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;

5. дата начала закупки;

6. информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

7. информация о применении указанного в ч.3 ст.32 44-ФЗ критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

8. информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст.35 44-ФЗ.

В случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства РФ период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в ПГ также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график (ч.9 ст.21 44-ФЗ).

План-график закупок должен содержать приложения обоснования по каждому объекту закупки.

4. Форма плана-графика закупок

Форма плана-графика на 2015-2016 гг. утверждена совместным приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства от 27.12.2011 г. №761/20н .

Утвержденная приказом 761/20н форма плана-графика закупок в формате excel (скачать образец) (xls, 30 Кб).

А требования по заполнению формы определены совместным приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства от 31.03.2015 г. №182/7н.

С порядком заполнения отдельных полей ПГ в ЕИС можно ознакомиться по адресу www.zakupki.gov.ru во вкладке “Документы” - ”Руководства пользователя по 44-ФЗ” - “Руководство пользователя. Формирование и размещение планов закупок и планов-графиков закупок”.

Форма, порядок формирования, утверждения, размещения ПГ устанавливаются для Заказчиков каждого уровня бюджетного финансирования соответственно:

    для Заказчика федерального уровня (Правительством РФ);

    для Заказчиков уровня субъекта РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);

    для муниципальных Заказчиков (местными администрациями).

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации вправе определить перечень дополнительной информации, включаемой в ПГ (ч.7 ст.21 44-ФЗ).

Требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПГ в субъектах РФ и муниципальных образованиях утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554 “О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг” .

Утвержденная Постановлением № 554 Форма плана-графика закупок в формате excel (скачать образец) (xls, 45 Кб).

Требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПГ для Заказчиков, финансируемых из федерального бюджета утверждены .

Утвержденная Постановлением № 553 Форма плана-графика закупок в формате excel (скачать образец) (xls, 50 Кб).

5. Внесение изменений в планы-графики закупок

Изменения в ПГ Заказчики могут вносить по мере необходимости, неограниченное количество раз.

При этом основания для корректировки предусмотрены п.15 Примечаний к форме планов-графиков, утвержденных приказом №761/20н. В плане-графике при внесении изменений необходимо сослаться именно на конкретный случай, предусмотренный приказом №761/20н.

Согласно ч.13 ст.21 44-ФЗ план-график подлежит изменению Заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

  • увеличение или уменьшение НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
  • изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена Заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
  • реализация решения, принятого Заказчиком по итогам проведенного обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок
  • в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч.4, ч.5 ст.21 44-ФЗ.
Внесение изменений в ПГ по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (ч.14 ст.21 44-ФЗ)

6. Публикация плана-графика закупок

План-график необходимо подготовить и разместить в ЕИС не позднее 1 календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Так, например, ПГ на 2016 год федеральные Заказчики должны были разместить в ЕИС не позднее 04.01.2016 г., т.к. закон о федеральном бюджете был принят Госдумой 04.12.2015 г.

Если же Заказчик не планирует осуществлять закупки в текущем году, он должен разместить в ЕИС “нулевой” план-график, указав, что осуществление закупок не предусмотрено.

Согласно ч.15 ст.21 44-ФЗ утвержденный Заказчиком ПГ и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3-х рабочих дней с даты утверждения или изменения ПГ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

План-график на 2016 год должен размещаться в ЕИС исключительно в структурированном виде. Т.е. такой план формируется по каждой позиции плана-графика посредством функционала ЕИС(www.zakupki.gov.ru) .

7. Видео-инструкция План график

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Планирование закупки товаров - один из важнейших этапов деятельности любого современного учреждения, предприятия. Он предназначен для формирования подготовительной документации при необходимости приобретения продукта, заказа работ, услуг. Наиболее актуальная сфера для муниципалов, госкомпаний. Разработано несколько методов планирования, рассматриваемых в рамках специализированных образовательных курсов. Безусловно, теоретические выкладки применимы на практике, область их приложения исключительно широкая. Во многом это обусловлено и требованиями действующего законодательства к обоснованию приобретений муниципалов, госструктур.

Начало без ошибок - залог успеха

В настоящее время практикуется планирование закупок по ФЗ 44. Этим документом на федеральном уровне декларировано, насколько важна процедура составления плана. Требования к составлению проекта приобретений впервые появилось в 2013 г., и с тех пор проще для реализации отдельными учреждениями ситуация точно не стала. Правовые нормативы, актуальные для наших дней, требуют планировать приобретения в строгом соответствии с законами, тщательно документируя каждый шаг, любую операцию.

Организация закупок, составление плана - задачи, которые при неизменности закона в наше время решаются с применением более современных методик. Это позволяет при повышенной экономической эффективности результата придерживаться установленных норм. Система планирования закупок - залог положительного результата всего мероприятия. Потребности важно анализировать, учитывая объемы выделяемых на предприятие средств. Конечно, оптимальный вариант - это выделение финмасс в тех количествах, которые требуются конкретному учреждению для реализации всех запланированных сделок, но бюджетные ограничения редко позволяют воплотить все 100%.

Сделать все правильно

Между прочим, актуальность и сложность вопроса планирования планов закупки, составления проектов видна уже из того обилия специализированных изданий, что выпускаются в последнее время, раскрывая различные тонкие аспекты, нюансы вопроса. Многое обусловлено сложной экономической ситуацией в державе, на основании чего требования закона ужесточаются, равно как и контроль за их соблюдением. Есть и положительная сторона: удается эффективно предупредить злоупотребления, коррупционную составляющую, неэффективную растрату бюджетных накоплений.

Планирование закупок на год - самый часто встречающийся вариант. Не будет лишним составление планов и на длительный промежуток времени (пятилетка), но они формируются лишь в общих чертах. Бывают и кратковременные планы (например, на месяц), но такие отражают лишь текущие потребности предприятия. Годовой план - это не просто список необходимого к приобретению, но еще и документ, демонстрирующий перспективы учреждения, его стратегию развития, совершенствования рабочего процесса. Нередко к плану прилагается пояснительная записка, обосновывающая необходимость каждого из перечисленных пунктов. Это позволяет предупредить подозрения в злоупотреблении и доказать нужду в выделении средств.

Основные задачи: разбирая примеры закупки

Планирование, осуществление закупок могут оказаться зоной ответственности, которой предприятие пренебрегает. В такой ситуации качество оказания услуги, произведенного в результате рабочей деятельности учреждения продукта будет достаточно низким, а сроки - затянутыми. Если не удалось проработать правильно цену контракта, спланировать приобретение, есть вероятность неэффективного расходования средств, что может расцениваться как правонарушение с вытекающими последствиями.

Планирование муниципальных закупок позволяет предупредить непредвиденную отмену операции. Инициатором блока сделки могут выступить контролирующая инстанция, подрядчик или само учреждение, внезапно обнаружившее ошибку и по причине этого вынужденное в срочном порядке прекратить сотрудничество по договоренности. Это приводит к временным потерям, финансовым. Заказчик, неправильно оформивший закупочный процесс, может столкнуться со штрафными санкциями. В частности, из действующих законов следует, что должностное лицо, безответственно, некорректно подобравшее метод закупки, вынуждено отвечать: наказание достигает 50 000 рублей.

Одно за другим

На современных предприятиях планирование закупок осуществляется посредством систематизированного подхода к вопросу с использованием эффективных электронных, вычислительных средств, программных комплексов. Это позволяет минимизировать вероятность человеческой ошибки. Последовательность операций представляет собой формирование плана, его согласование с вышестоящими инстанциями, исполнение задуманного. Уже на этапе подготовки необходимо обосновать все запланированные операции, проверить соответствие поставленным перед учреждением целям, а также нормировать закупку. Последнее предполагает контроль качества приобретаемого продукта, заказываемой услуги относительно действующих требований, ожидаемых потребительских качеств. На этапе плана анализируют необходимое количество продукта и предельную цену, по которой его можно приобретать.

Управление планированием закупок включает организацию общественного обсуждения мероприятия. Особенно актуально это для ряда сделок, для которых в законах оговорена гласность. Есть такие мероприятия, реализовывать которые, не проведя предварительно общественное исследование с оценкой итогов, просто нельзя. В настоящее время для организации такого шага активно используются самые современные средства и способы коммуникации, технические решения, информационные технологии.

Бумажкам нет конца!

Планирование государственных и муниципальных закупок предполагает формирование плана-графика, закупочного плана. Второй тип документации введен с 2016-го. Первый практиковался и раньше, форма его остается неизменной уже несколько лет. График формируется на год. Закупочный план составляется на средний срок и включает в себя все наименования продукции, необходимой учреждению и закупаемой у поставщика. В норме такой документ охватывает трехлетний временной промежуток, так как именно на этот период формируется бюджет.

Планирование закупок бюджетников - особенно непростой вопрос. Необходимо ориентироваться на ФЗ, принятый в 2011 под номером 223. Им декларированы возможности составления гибкого плана, охватывающего двенадцатимесячный промежуток. Некоторые закупки обосновывать не нужно. Это касается перечня, подпадающего под нормативы второй части пятнадцатой статьи упомянутого ранее 44-го ФЗ. У бюджетников есть право корректировать планы в соответствии с необходимостью. Нет ограничения по срокам, причинам.

Все по плану

Закупки в бюджетном планировании в формате графика предполагают в качестве фундамента использовать документацию, разработанную на трехлетний промежуток и описывающую основные потребности учреждения. Далеко не всякое юрлицо с первого раза может успешно сформировать такой закупочный план, который можно воплощать в реальность, поэтому законом оговорены возможности внесения коррективов в те документы, что уже опубликованы через специализированную информационную систему.

Зачастую изменения необходимо вносить по мере обнаружения потребностей в товарах, которые выявить раньше не получилось. Через электронный бюджет планирование закупок представляет собой довольно гибкий процесс, можно добавлять новые пункты, особенно если финансовые возможности для их воплощения обусловлены экономией на торгах, уже прошедших к моменту корректировки. Внести изменения можно, когда это стимулируется итогами общественного обсуждения, если таковое было организовано как удовлетворение требования законов.

Закупочная логистика

Чтобы планирование закупок (электронный бюджет, ведомый посредством современных программных продуктов, оказывает существенную помощь специалистам) было максимально эффективным, организовывать вести мероприятия, учитывая требования логистики. При составлении плана нужно ориентироваться в потребностях предприятия, издержках, связанных с рабочими процессами, складских пространствах, доступных для использования. Играют роль и количество материала, необходимое для производственного процесса, сроки, в которых оно должно быть поставлено. Чтобы добиться успеха, нужно учитывать ресурсы поставщиков, возможности организовать собственное производство некоторых расходных материалов, применимых для изготовления конечного продукта, оказания услуги.

Формирование с учетом всего указанного плана закупок в бюджетном планировании применительно к государственным, частным компаниям позволяет наладить рабочий процесс без простоев и финансовых потерь, обусловленных излишками приобретения, порчей расходного сырья. Чтобы выявить, как много материалов нужно (а именно этот показатель является базовым для вычисления большинства прочих), необходимо освоить несколько типовых методов вычислений. Для применения их к конкретной компании предварительно нужно собрать максимально полную информационную базу о применении сходного сырья в промышленности ранее.

Сколько нужно?

Один из методов планирования закупок - оценка объемов продукции, которую необходимо произвести, на основании потребности клиента в ней. Зная, насколько значим в текущий момент спрос на товар, можно обоснованно рассчитать, как много сырья понадобится. Для упрощения вычислений формируют списки с продуктами, материалами, учитывают время, необходимое на поставку разных позиций, длительность хранения. Если некий расходный материал можно изготовить своими силами, нужно заранее рассчитать, как велики на это временные затраты.

Зная временные промежутки, оценивают брутто-потребность позиций, получаемых от поставщика, изготавливаемых своими силами. На ее основании определяют чистую потребность, анализируя уже существующие запасы, сделанные заказы и запланированные производственные объемы. Среди заказов могут быть те, что сделаны ранее для предыдущей серии товара. При планировании нового производственного цикла их учитывать не нужно.

Колебания спроса

Этот способ планирования закупок актуален, когда интерес потребителя можно описать волновым графиком с повторяющимися элементами. Чтобы добиться сглаживания, необходимо оценить, как велико фактическое потребление продукта за уже истекший временной промежуток, выявить соотношение с заранее для него рассчитанными показателями. На новый период прогноз представляет собой вычисленный для прежнего временного промежутка показатель, к которому прибавляется корректирующая величина - количество товара, умноженное на коэффициент значимости.

Альтернативный вариант

Еще один метода планирования закупок - детерминированный. К такому прибегают, когда известно, за какой срок нужно исполнить поступивший заказ, как много материала для него требуется, в какой срок расходное сырье будет поставлено.

Иногда наиболее применим на практике стохастический подход. Базой для проведения расчетов выступают методы статистики, математики. Применяя специализированные формулы, можно оценить, какая потребность в продукте ожидается, и на основании этого спланировать закупку расходного материала.

Прибегая к накопленному опыту персонала, можно реализовать эвристический подход к планированию закупок.

Всему свое время

Планирование государственных закупок, частных предполагает наличие максимально полной информационной базы относительно производственного процесса и результата его приложения. Необходимо предоставить аналитикам доступ к точным сведениям о движении расходных материалов, комплектующих, запчастей. Должны быть данные обо всех этапах от момента исследования рынка закупок до поступления приобретенного на склад.

Чтобы логистическая закупочная система хорошо работала, нужно знать, что за материалы используются в производственном процессе. Формирование плана закупок предполагает согласованное взаимодействие разных лиц, трудоустроенных на предприятии. Планирование государственных закупок (а в равной степени - в частных компаниях) вынуждает наладить взаимные связи между разными отделами, подразделениями, филиалами юрлица. Только тщательно организованное взаимодействие позволяет гарантировать правильность расчетов, анализа, выбор в пользу оптимального метода формирования закупки. Совместная работа позволяет определиться в пользу наилучшей ценовой политики, заключить выгодный договор с поставщиком, отследить количество поступившего, имеющегося, израсходованного сырья. Логистика включает контроль за сроками поставок, размещением сырья в пределах складских территорий.

Ничего лишнего

Посредством организации логистики закупок можно добиться минимального наличия запасов на складе при бесперебойной поставке расходного сырья на производственный процесс. Чтобы планирование было эффективным, нужно точно сформулировать, какие именно позиции требуются и в каком объеме, в какой временной промежуток точно они должны быть в распоряжении цехов, как велики возможности известных поставщиков. Логисты оценивают текущие возможности склада, прорабатывают пути организации производственного процесса расходного сырья посредством собственных мощностей.

Закупаем с умом

Во многом планирование закупок тесно связано с выбором конкретного формата сотрудничества с поставщиками. В последнее время наиболее широко распространенный вариант - оформление тендера. Он в равной степени применим и к государственным предприятиям, учреждениям, и при поиске поставщика частником. Понятие тендера пришло в экономику довольно давно. Организация торгов - область ответственности заказчика, оглашающего конкурсные условия на поставку продукта, оказание услуг. В рамках аукциона желающие могут вступить в конкуренцию за право заключения договора с заказчиком на заранее оглашенных условиях. Правила, которым будет подчинено сотрудничество, необходимо сформулировать, опубликовать заранее. Для этого заполняется полный пакет конкурсной документации с указанием сроков всех этапов взаимной работы. Перечисляются наименования продуктов, услуг, цены, устраивающие заказчика.

Классический тендер представляет собой процедуру с участием обилия конкурентов. Выиграть право заключения договора непросто, зато сам по себе процесс экономически эффективный, справедливый. Организация его возложена на руководителей предприятия, выступающего в роли заказчика. На фирме собирают комиссию по закупкам, состав которой утверждается начальствующим составом. Эти специалисты готовят пакет документов, оформляют все необходимое для выставления условий на всеобщее обозрение. Необходимо помнить о действующих нормативных, правовых актах, регламентирующих тендеры, аукционы.

Внимательно и досконально

Все заявки, пришедшие в ограниченные конкурсом временные рамки, должны быть проанализированы участниками закупочной комиссии. Относительно каждого из вариантов формулируется общее решение: принимать предложение, назначать потенциальное лицо подрядчиком либо отклонить вариант. Определяясь в пользу конкретного исхода, нужно свериться с условиями конкурса, проанализировать особенности всех поступивших предложений. Идеальный исход процедуры - заключение договоренности по минимальной возможной цене при соблюдении всех требований и условий заказчика. Беспристрастность, открытость, прозрачность - основные преимущества такой процедуры.

При формулировании требований к исполнителям руководствоваться нужно не только собственными интересами, но и средними предложениями по рынку. Если заказчик выставляет заведомо невыгодные условия, вряд ли найдутся желающие подписаться на подобное сотрудничество, по итогам тендера не появится ни одной заявки. Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, ведущей к срыву сроков поставок, нужно формулировать адекватные предложения. Один из путей, к которым прибегают в последнее время все чаще - установка условий, максимально возможных для заказчика. Каждый потенциальный подрядчик предлагает свои варианты, соответствующие по цене либо более доступные, и уже на основании анализа всех поступивших заявок можно выбрать самый удачный путь сотрудничества.

Как проводим?

Планируя закупки в форме тендера, необходимо сперва проанализировать ценовые предложения рынка, составить сводную базу котировок, сравнивая разных поставщиков, после чего приступать непосредственно к организации конкурса. В сопроводительной документации указывают требования к цене договора, срокам его исполнения, квалификационному уровню и качеству продукта. Каждый из участников по итогам тендера получает индивидуальный номер, первый предназначен победителю. Если таковой отказывается от заключения соглашения, приоритетом будет обладать второй по списку и так далее. В процессе проведения тендера запрещен контакт участников комиссии и представителей заинтересованных потенциальных подрядчиков.

В чем разница плана закупок и плана-графика и в чем их соответствие? Ответим на вопрос. Это важно, поскольку с 2017 года заказчики должны готовить не только планы-графики, но и планы закупок. Расскажем, как не запутаться в понятиях.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем разница плана закупок и плана-графика​;
  • требования к формированию плана закупок и плана-графика закупок;
  • обоснование закупки;
  • НМЦК;
  • цепочка планирования закупки;
  • внесение изменений в план закупки и план-график;
  • нарушения при планировании закупок и меры ответственности.

С 1 января 2016 г. вступило в силу большинство положений главы о планировании в КС. Это означает, что планирование закупок на 2017 год нужно проводить уже полностью в новом формате. К следующему году заказчики должны будут подготовить не только планы-графики , но и планы закупок.

План-график на 2014–2016 гг. заказчики формировали и размещали с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Казначейством России. Планируя свои закупки на 2018 год, заказчики обязаны заполнять не только планы-графики, но и планы закупок. Какую информацию в них указывать, в какие сроки утверждать и как вносить в них изменения, проиллюстрируем на примере удобных таблиц.

Предыстория

Пример плана закупок на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов

До введения контрактной системы планирование закупок было «завязано» только на одном обязательном документе - плане-графике размещения заказов. В рамках Закона № 94-ФЗ такого понятия, как план закупок, просто не существовало. Однако финансовые подразделения некоторых заказчиков в добровольном порядке вели так называемый план закупок, составляя его на тот же срок, на который действуют законы о бюджетах - федеральном и субъектовом.

Целью ведения такого факультативного плана закупок было, как правило, планирование НМЦК предстоящих в очередном финансовом году закупок (с учетом обязательств по контрактам, заключенным в текущем финансовом году и подлежащим оплате в очередном). После заключения контрактов НМЦК по каждой закупке исправлялась на фактическую цену контракта с учетом снижения в ходе процедур. Такой механизм позволял своевременно просчитать экономию бюджетных средств, за счет которых впоследствии проводились закупки, изначально не запланированные в текущем финансовом году.

Контрактная система внесла существенные коррективы в планирование закупок, значительно усложнив этот процесс. Если ранее планирование регламентировал Закон № 94-ФЗ и лишь один подзаконный акт, то сейчас существенно возросла роль подзаконных источников правового регулирования в планировании, что обусловлено наличием ряда отсылочных норм в тексте Закона о КС.

Понятия плана-графика и плана закупок

Форма плана закупок, плана-графика, требования к ним, а также правила формирования, утверждения и ведения плановых документов введены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 и 553 (далее - Постановление № 552, Постановление № 553). План закупок и план-график очень схожи между собой и служат единой цели, но в то же время имеют коренные различия по структуре.

По замыслу законодателя план закупок - это документ, предшествующий плану-графику. Информация, содержащаяся в плане закупок, носит более общий характер, в то время как план-график призван детализировать сведения о запланированных закупках.

План закупок приводит наглядную информацию об основных потребностях государства, о сроках или периодичности обеспечения таких потребностей и объеме средств, выделяемых на их обеспечение в пределах лимитов бюджетных обязательств, о необходимости общественного обсуждения закупок. В соответствии с планами закупок заказчиками формируются планы-графики.

Суть плана-графика осталась неизменной: этот документ по-прежнему играет роль некой «афиши» запланированных закупок, призванной заранее дать необходимую информацию потенциальным участникам госзакупок. План-график раскрывает способ обеспечения потребностей государства, подробности процесса закупки и конкретизирует сведения о ее объекте с указанием законодательно обоснованных преимуществ поставщиков и дополнительных требований заказчика к ним.

Сведения в плане-графике и план закупок

В таблице 1 перечислены сведения, которые заказчики обязаны вносить в планы закупок и планы-графики. Таблица наглядно показывает, какие данные у двух документов дублируются, а какие - вносятся для каждого свои.

Таблица 1. Информация, необходимая для включения в план закупок и план-график

Необходимая для включения информация

План закупок

План-график

Идентификационный код закупки

Цель осуществления закупки

Наименование объекта закупки

Описание объекта закупки, количество товара, единица измерения и объем работы или услуги, срок и периодичность поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)

Объем финансового обеспечения для осуществления закупки по финансовым годам либо НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, планируемые по годам платежи

Сроки проведения закупки

Обоснование закупки

Информация о закупках товаров, работ, услуг, которые оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) с необходимым уровнем квалификации, либо дополнительные требования к участникам закупки

Информация об обязательном общественном обсуждении закупки

Размер обеспечения заявки и исполнения госконтракта

Применение критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта

Банковское сопровождение контракта

Укажите все суммы в целых рублях. На титульной странице укажите форму собственности. Часть "особых" закупок, которые раньше расписывали, теперь указывайте одной строкой.
Финобеспечение указывайте по КБК в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода или по каждому соглашению о субсидиях.
Подробно обо всех изменениях, которые нужно учесть в новых планах и как их внести в ЕИС,

Обоснование закупки при формировании плана закупок

Обоснование закупок требуется от заказчиков при формировании как плана закупок, так и плана-графика. Однако есть существенное различие.

При составлении плана закупок устанавливается соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок. При формировании плана-графика обоснованию подлежит НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, способ определения поставщика (конкурентный способ или закупка у единственного поставщика) и дополнительные требования к участникам закупки.

Рассмотрим подробнее, что включает в себя каждое определение.

Цели закупки

Напомним, что согласно ст. 13 Закона о контрактной системе закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд могут осуществляться исключительно в следующих целях:

  • достижение и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ и муниципальными программами в современных условиях использования программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • исполнение международных обязательств России, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Россия;
  • выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК)

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП (имущество которых принадлежит на праве собственности РФ) - в течение 10 рабочих дней со дня доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств

Срок размещения закупок

в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого планового документа

В соответствии со сроками составления, уточнения и утверждения плановых документов, установленными законодательством о контрактной системе, все структурные подразделения, инициирующие государственные закупки, должны представлять ответственным работникам заказчика детальные сведения о предстоящих закупках.

Кто утверждает план закупок

Какие сведения собрать для планов-графиков – 2018 уже сейчас, чтобы не сорвать сроки

Четыре совета помогут уже сейчас начать составлять план-график на 2018 год и сэкономить время к концу года. Расскажем, как подготовить заранее основные сведения, которые войдут в расчеты по плановым документам.

Читайте статью полностью

И план закупок, и план-график утверждают руководители или иные уполномоченные должностные лица заказчика. Кроме того, каждый документ подписывает ответственный исполнитель. Законодательство не содержит запретов на утверждение указанных документов одним и тем же должностным лицом. Заказчик должен издать соответствующий нормативный акт, назначающий лиц, ответственных за процесс планирования госзакупок, и делегирующий им необходимые права и обязанности.

Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ заключение контракта поставлено в зависимость от закупочной позиции в плане-графике. С 1 января 2017 г. в соответствии с ограничением ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ в зависимость от включения закупочной позиции в план-график будет ставиться уже непосредственно осуществление закупки.

План-график является основанием для осуществления закупок. Причем вся информация по закупке, содержащаяся в извещении и документации об осуществлении закупки, должна в полной мере соответствовать плану-графику закупок. В свою очередь, план закупок и план-график должны соответствовать федеральному закону о бюджете (если речь идет о государственных заказчиках).

Цепочка планирования закупок

С учетом планового характера закупок контрактной системы процесс планирования предполагает согласованность и корректность информации, идущей по документарной цепочке заказчика: план закупок → план-график закупок → извещение об осуществлении закупки.

В связи с тем, что начиная с 2016 г. утвержденный план-график закупок размещается заказчиками (кроме федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений) в ЕИС только в структурированном виде, проверка на предмет соответствия извещения об осуществлении закупки данным плана-графика осуществляется автоматически. Размещение закупки, не нашедшей свое отражение в плане-графике, стало технически невозможным. Согласно письму Минэкономразвития России от 09.06.2015 № Д28и-1643 публикация планов-графиков в неструктурированной форме не позволяет ЕИС осуществлять передачу по информационно-телекоммуникационным сетям или обработку в информационных системах информации, содержащейся в планах-графиках закупок.

Внесение изменений в план закупок и план-график

Государственные нужды и государственные закупки добавляют в план закупок (и в план-график) не по мере возникновения необходимости в закупке, а согласно заранее известной потребности. Делается это в пределах доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств.

Как правило, в течение текущего финансового года новые закупки могут добавляться при появлении экономии бюджетных средств, полученной на проведенных процедурах, либо при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок и (или) плана-графика не представлялось возможным.

При отмене заказчиком закупки из плана-графика могут исключаться закупочные позиции. По общему правилу изменения в план-график вносятся при внесении изменений в план закупок .

Перечень иных случаев, подразумевающих внесение изменений в план-график, содержится в ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ и п. 8 постановления Правительства РФ № 553. По аналогии с планом-графиком изменения в план закупок вносятся в случаях, оговоренных в ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ и п. 11 Постановления Правительства РФ № 552 (табл. 3).

Таблица 3. Внесение изменений в план закупок и план-график

Случаи внесения изменений

План закупок

План-график

Приведение в соответствие в связи с изменением определенных целей осуществления закупок и установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов

Приведение в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов РФ о внесении изменений в законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов РФ о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период)

Реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете

Реализация решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения

Использование экономии, полученной при осуществлении закупки

Увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком

Изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса

Изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки

Иные случаи, установленные порядком формирования, утверждения и ведения плановых документов, предусмотренным постановлением Правительства РФ

Изменение доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий

Выдача предписания органами контроля, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг

Изменение даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика, этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта

Возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения планового документа было невозможно

С одной стороны, закон прямо установил только для плана-графика возможность редактирования документа при изменении даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, этапов оплаты контракта или отмене заказчиком закупки.

С другой стороны, план-график формируется в строгом соответствии с планом закупок. Это означает, что в указанном случае редактированию подлежат как план закупок, так и план-график. Так, например, отмена закупки в плане-графике неправомерна без исключения такой позиции из плана закупок.

Как корректировать план закупок

Узнайте ответ в статье

Перечень ситуаций, когда в плановые документы заказчика вносятся изменения, является закрытым, однако установленный законом случай с абстрактной формулировкой «возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения планового документа было невозможно» создал почву для его свободной трактовки заказчиком.

Начиная разговор о планировании деятельности заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прежде всего следует отметить, что сам процесс планирования закупок товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками определяется основополагающими целями и принципами ФЗ № 44. Поэтому планирование направлено прежде всего на повышение эффективности использования финансовых ресурсов и результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С начала вступления в силу ФЗ № 44, то есть с 1 января 2014 г., по настоящее время при планировании своей закупочной деятельности в рамках закона о контрактной системе заказчики несут обязанность по формированию единственного документа, отражающего потребности заказчика в товарах, работах, услугах, а также содержащего предполагаемые сроки осуществления закупок. Речь идет о плане-графике.

Однако, как известно, с 1 января 2016 г . вступает в силу порядок двухэтапного планирования, о котором говорится в ч. 1 ст. 16 ФЗ № 44. Двухэтапное планирование представляет собой формирование, утверждение и ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать, утверждать и размещать в установленные сроки еще один документ - план закупок.

Планы закупок

Напоминаем, что ст. 16 «Планирование закупок» и ст. 17 «Планы закупок» ФЗ № 44 вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом планы закупок должны формироваться на срок, соответствующий сроку действия федерального закона (муниципального правового акта) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений бюджетного законодательства РФ (ч. 4 ст. 17 ФЗ № 44). Разберемся в этом более подробно.

Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. В связи с тем, что план закупок, как уже было отмечено, согласно бюджетному законодательству должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно.

Таким образом, первые планы закупок на трехлетний период должны быть разработаны и утверждены заказчиками уже в 2016 году.

Многих заказчиков беспокоит вопрос о том, что объективно спрогнозировать потребности в товарах (работах, услугах) для удовлетворения своих нужд сроком на 3 года достаточно сложно. С одной стороны, это действительно так. Однако не следует забывать, что при наличии обоснованной потребности в уже утвержденный и размещенный план закупок заказчик имеет право внести изменения. При этом основания для внесения таких изменений содержатся в документе, определяющем порядок ведения плана закупок.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - Постановление № 1043).

Так, п. «а» ч. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, утвержденных Постановлением № 1043, установлено, что государственные и муниципальные заказчики в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа - главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

Схожие, но несколько отличающиеся от указанных сроков требования установлены для бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований).

Кроме того, с 1 января 2016 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 552).

Постановлением № 552 утверждены:

- Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

- требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Таким образом, с 1 января 2016 г. формирование, утверждение и ведение плана закупок - обязанность заказчика, обусловленная законодательством.

Планы-графики

Что касается порядка работы заказчика над планом-графиком , отметим следующее.

Порядок ведения планов-графиков регламентирован статьей 21 ФЗ № 44, вступающей в силу с 1 января 2016 г. (за исключением части 11, вступающей в силу с 1 января 2017 г.).

Итак, прежде всего заказчику необходимо знать, что план-график содержит перечень товаров работ, услуг, предполагаемых к закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и формируется на финансовый год в соответствии с планами закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ № 44 порядок и особенности размещения, а также форма планов-графиков на 2015 - 2016 годы определены:

1) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 761/20н от 27.12.2011 г. «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» ;

2) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 182/7н от 31.03.2015 г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 и 2016 годы» (далее - Приказ № 182/7н), вступившего в силу 23 мая 2015 г.

Обращаем внимание: Приказом № 182/7н признаны утратившими силу:

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»;

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 29 августа 2014 г. № 528/11н «О внесении изменений в Особенности размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденные совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н».

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 553).

Постановлением № 553 утверждены:

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Порядок создания и опубликования заказов претерпел некоторые дополнения. Это связано с продлением антикризисных мер, ужесточением контроля над расходами в бюджетной сфере. С 01.01.16 г. функционирует сайт ЕИС, призванный собрать всю информацию о заказах, применено забытое понятие «нормирование». Дополнения затронули и порядок формирования и опубликования результатов планирования (плана закупок и плана-графика). Составление планов и публикация их на ЕИС предусматривается с 01.01.17 г.

Планирование закупок

Что входит в планирование, в частности в план закупки, на чём необходимо сосредоточить внимание? В целом план закупок по большинству параметров отвечает плану-графику. Чтобы убедиться, можно сравнить примерные план-график и план закупок.

В плане-графике обязательными сведениями будут:

  • Наименование заказа (предмет закупки, его характеристика).
  • Количество.
  • Цена заказа (начальная).
  • Срок объявления заказа.
  • Обоснование.
  • Добавочные требования, предъявляемые к участникам.
  • Вид закупки (аукцион, единственный поставщик).

План закупок должен включать следующие сведения:

  • Наименование заказа, его описание.
  • Код закупки идентификационный.
  • Финансовое обеспечение.
  • Сроки выполнения заказа.
  • Объем заказа.
  • Обоснование.
  • Проведение общественных слушаний по заказу.

Различия между планом-графиком и планом закупок

Принципиальной разницей служит то, что план закупок — своего рода стратегия размещения заказа , охватывающая срок три года (2017-2020 гг.). План-график – тактика, которая определяет мероприятия по выполнению заказа, период действия — один год.

План закупок – это перечень потребностей , для государственных, муниципальных, бюджетных образований, организаций, требующих исполнения и финансов, которые необходимо выделить для их удовлетворения. Необходимо учесть, что злободневность такой закупи, предполагаемые объёмы финансирования должны стать объектом общественного обсуждения. В результате, после их проведения и принятого решения, это может стать поводом для внесения в план закупок соответствующих изменений.
План-график выступает как механизм исполнения – это список мероприятий, в которых содержатся данные об условиях выполнения процедур для нахождения поставщиков и так далее.

По основным пунктам закон требует полного соответствия плана закупок и плана-графика. Если совпадений не будет, то это расценивается, как нарушение.

До января 2017 года законодательство не предусматривало составление и опубликование плана закупок. Теперь опубликование должно проводиться в обязательном порядке. Кроме этого изменения в законе в обязательном порядке требуют и введения в планы некоторых пунктов, которые ранее были, как бы необязательными, на которые можно было особо не обращать внимания. Рассмотрим все по порядку.

Обоснование и цель закупки

Каждая закупка, особенно если она осуществляется за бюджетные деньги, должна иметь четкое обоснование: с какой целью проводится, в каком объеме, начальная цена и её обоснование и так далее. Закон указывал на это и ранее, но не была предусмотрена форма. Каждый заказчик обосновывал необходимость закупки на свой лад. Теперь законодательством предусмотрена форма необходимого обоснования.

При разработке плана и графика, прежде чем включить ту или иную закупку, необходимо составить её обоснование. Это требуется для определения начальной цены закупки, которая будет включена в план-график. Возникает вопрос: как правильно это сделать? Прежде всего, устанавливается соответствие между планированием закупки и целью её выполнения. Все цели предусмотрены законодательством:

  1. Выполнение мероприятий, намеченными государственными и муниципальными программами.
  2. Выполнение мероприятий, обеспечивающих реализацию межгосударственных программ и обеспечивающих международные обязательства.
  3. Выполнения других обязанностей и полномочий исполнительной власти, органов местного самоуправления и государственных органов.
  4. Исполнения решений, постановлений, указов Президента, Правительства, закона РФ и других нормативных и правовых документов.

Обоснование, как таковое, не имеет к плану-графику отношения, но оно объясняет включение той или иной позиции в него. Делается это еще и с той целью, чтобы соблюсти разумное ограничение конкуренции. Обоснование дает право, при грамотном объяснении решения, не проводить аукцион, а, например, разместить заказ у единственного поставщика (до 100 000 рублей).

Определение начальной цены

Важный момент при составлении плана закупок, плана-графика – это установление начальной цены . Это делается контрактными управляющими в процессе сопоставления рыночных цен. Сделать это в настоящее время довольно просто. На сайте ЕИС находится специальная кнопка, которая приведет к списку поставщиков. Согласно Методическим рекомендациям необходимо разместить запрос о цене товара, работы, услуги у пяти поставщиков. При сопоставлении цен, можно использовать трех. Определив начальную цену заказа, заносим его в план-график.