Магазины нижнего женского белья «Милавица», крупнейшего по выручке в этом сегменте бренда в России, с Нового года сменят вывески и станут называться «Милабель». Ребрендинг связан с конфликтом между белорусским производителем и крупнейшим российским франчайзи, развивавшим сеть «Милавица» в Москве

Как стало известно РБК, руководство белорусского предприятия «Милавица» еще в апреле расторгло прежние контракты на поставку продукции с российскими дистрибьютерами. Взамен партнерам было предложено заключить договора на новых условиях, которые, как утверждают дистрибьюторы, предполагали повышение розничных цен на продукцию «Милавицы» на 20%.

Владельцы «Милавицы» решили отказаться от практики предоставления дистрибьюторам рассрочек и скидок по оплате товара, рассказал РБК совладелец российского партнера белорусов - компании «Столичный торговый дом «Милавица» Алексей Прагер. Для «Столичного торгового дома», работающего с брендом «Милавица» в течение двадцати лет, такие условия оказались неприемлемы, и заключать новый договор компания не стала. Российская компания развивала по франшизе сеть из 40 монобрендовых магазинов «Милавицы» в Москве. В 2013 году, по словам Прагера, на ее долю приходилось около 5,5% продаж от общего объема продаж «Милавицы» (15 млн единиц) в России.

Silvano Fashion Group действительно поменяла условия сотрудничества, чтобы все клиенты оказались в равных условиях, подтвердил РБК председатель правления компании Мярт Меритс. Он также не отрицает, что «Столичный торговый дом» отказался сотрудничать с компанией на новых условиях.

Фабрика «Милавица» была открыта в 1908 году в Минске французскими предпринимателями братьями Турнье и поначалу специализировалась на производстве галантерейных изделий. Сейчас владелец 83% ЗАО СП «Милавица», которому принадлежит одноименное предприятие в Белоруссии - компания Silvano Fashion Group, председатель наблюдательного совета компании - эстонский бизнесмен Томас Туул. По оценке консалтинговой компании Esper Group, в 2013 году продажи женского белья под брендом «Милавица» в России составили 1,3 млрд рублей. Вторая по выручке компания в этом сегменте - Triumph - заработала в прошлом году 979 млн рублей. А общий объем рынка оценивался в 179,2 млрд рублей.

Падение продаж

Другие крупные дистрибьютеры не захотели комментировать, устраивают ли их новые условия сотрудничества с «Милавицей». Директор ООО «Южный Региональный Торговый центр «Милавица» (владеет 13 магазинами «Милавицы» в Ростове-на-Дону) Марина Чуйко беседовать с РБК отказалась. Сотрудник компании «Дамские радости» (ей принадлежат 10 магазинов «Милавицы» в Воронеже, один в Осколе и один - в Липецке) рассказал, что она продолжает торговать продукцией «Милавицы», отказавшись предоставить информацию о том, был ли заключен договор франшизы на новых условиях.

По оценке управляющего директора Esper Group Дарьи Ядерной, из-за новых условий работы с дистрибьюторами «Милавица» потеряла 30-40% продаж. «Тотального разрыва с «Милавицей» у дистрибьютеров не было, просто они уменьшили объем закупок ее продукции», - объясняет она. Согласно отчетности Silvano Fashion Group, выручка компании на российском рынке за девять месяцев 2014 года уменьшилась €до 47,5 млн по сравнению с €58,3 млн за тот же период прошлого года. На продукцию «Милавицы» в России приходится более 90% продаж, еще около 10% - прибалтийский бренд Lauma Lingerie. По данным компании, белье под брендом «Милавица» сейчас представлено в 383 торговых точках России.

После обновления условий сотрудничества продажи действительно упали, комментирует Меритс, но уже в мае они выровнялись и показатели за третий квартал примерно соответствуют тем, что были год назад. «Кроме «Столичного торгового дома» мы перестали сотрудничать только с одной небольшой компанией, доля которой в общем объеме продаж незначительна. Зато клиентов, которые покупают у нас товар напрямую, минуя дистрибьюторов, стало больше, их прирост с апреля составил около 20%», - утверждает он.

Смена вывески

С нового года московские магазины «Милавица» начнут менять вывески, рассказал Прагер: теперь они будут называться «Милабель» и начнут работать в мультибрендовом формате (под брендом «Милавица» в Москве останутся 9 магазинов, которые развивали другие партнеры белорусской компании). По словам Прагера, в магазинах «Милабель» продукция «Милавицы» будет представлена не более, чем на 10%. Остальной ассортимент будет сформирован за счет продукции других производителей того же ценового сегмента - «Трибуна», Triumph, Rosme. «В связи со сменой стратегии развития выбор у наших покупателей увеличится, а разницы в цене они при этом не почувствуют», - обещает Прагер. На ребрендинг одного магазина компания потратит около 500 тыс. рублей, то есть общие инвестиции в смену вывески составят около 20 млн руб. Каких расходов потребует продвижение нового бренда, Прагер не сказал.

«Если «Столичный торговый дом» хочет выступать под собственным брендом - что ж, это их решение, - говорит Меритс. - Наверное, российские потребители только выиграют от появления еще одного бренда на рынке».

Даже если «Милавица» исчезнет с российского рынка, почувствуют это только те, кто очень любил эту марку. Брендов, сопоставимых по цене с «Милавицей», много: это почти все прибалтийские, польские, дешевые итальянские марки, говорит Михаил Лерман, руководитель российского представительства компании Felina Gmbh, торгующей женским бельем.

История СП ЗАО "Милавица". Ключевые моменты в жизнедеятельности предприятия:

В 1908 году - в Минске французы - братья Турнье - создали галантерейную фабрику по производству дамских гребней

1925 год - организована артель Спартак по производству галантерейной продукции из пластмассы бывшими работниками частной фабрики Турнье.

1929 год - после национализации артели создана фабрика Белоруска - первое государственное галантерейное предприятие в СССР. В 1932 г. переименовано в фабрику им. Фрунзе.

1945 год - восстановление фабрики после Великой Отечественной войны. С 1950 г. предприятие приобретает профиль швейного производства, изготавливает сумки и спецодежду.

1964 год - предприятие перепрофилируется на выпуск корсетных изделий и становится одним из крупнейших производителей женского нижнего белья в СССР.

1970 год - фабрика становится головным предприятием Минского производственного швейного объединения Комсомолка.

1991 год - новое название предприятия - Мiлавiца.

1992 год - преобразование в акционерное общество. Открытие первого фирменного магазина Мiлавiца в Минске.

1995 год - выпуск первой коллекции купальников.

1996 год - предприятие Mилавица первым в Беларуси получило сертификат соответствия системы качества ISO 9001-96.

1998 год - первое участие компании в международном бельевом салоне в Париже. Трижды Milavitsa получает приз французского журнала Madame Figaro за оригинальный дизайн

2003 год - ребрендинг: новый стиль, новый логотип.

2004 год - проведение в центре Минска грандиозного дефиле "Солнечный ветер". Широкий резонанс мероприятия.

2005 год - начало активного обновления парка технологического оборудования.

2007 год - приз "Бренд года. "

2008 год - столетний юбилей. Открытие музея истории компании Милавица на территории фабрики. Выпуск книги "Milavitsa.100 лет истории".

2010 год - выпуск специального приложения, посвященного компании Милавица, ведущим европейским журналом о белье Intima (Франция).

2011 год - развитие розничной сети магазинов Milavitsa. В 2011 г. более 450 магазинов в 16 странах мира.

Сегодня СП ЗАО "Милавица" знают во всем мире как крупнейшую фабрику в Европе по производству корсетных изделий. За пределами Белоруссии открыто более 500 магазинов СП ЗАО "Милавица" - 319 в России и 201 в других странах. Компания является самым крупным предприятием отрасли и занимает первое место среди предприятий легкой промышленности республики по объемам внешнеторговых операций.

Динамика объемов производства продукции СП ЗАО "Милавица" представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Динамика объема и структуры производства СП ЗАО "Милавица" по товарным группам за 2010-2012 гг.

Примечание - Источник: СП ЗАО "Милавица".

Ассортиментная концепция СП ЗАО "Милавица" - формирование и удержание лояльных покупателей торговой марки "Милавица" за счет обеспечения стабильности качества моделей и обновления коллекции с учетом изменяющейся рыночной конъюнктуры и потребительских предпочтений. В 2012 году продуктовый портфель СП ЗАО "Милавица" включал три торговые марки (приложение Е):

Милавица - 393 модель

Alisee - 110 моделей

Рисунок 2.4 - Изображение торговой марки "Alisee"

Примечание - Источник .

Aveline - 43 модели

Примечание - Источник .

Hidalgo - 23 модели

Рисунок 2.5 - Изображение торговой марки "Aveline"

Примечание - Источник .

Основные ассортиментные группы в 2012 году в продуктовом портфеле предприятия выглядят следующим образом:

Бюстгальтерная группа занимает наибольший удельный вес по объемам - 79,0%, по моделям - 49%;

Поясная группа удельный вес по объемам - 17,0%, по моделям - 35 %;

Группа корректирующего белья удельный вес по объемам - 0,6 %, по моделям - 1,6 %.

Коллекция "Классика" - белье из традиционного сырья и фурнитуры, классического дизайна и, как правило, цветовой гаммы. Это практичное функциональное белье для повседневной носки. Предлагаются модели по низким и средним ценам относительно коллекции ТМ. Основа коллекции - "дойные коровы", обеспечивающие наибольшие объемы продаж. Классическая коллекция обновляется от сезона к сезону: используются последние разработки в сфере материалов, конструкций и технологий, учитываются пожелания потребителей.

В коллекции "Классика" выделяются следующие ассортиментные группы:

Линия бесшовного белья - удобное, функциональное белье нового поколения. Бесшовные модели приятны на ощупь, отлично пропускают воздух, влагу, не мнутся и хорошо держат форму. Характеризуются длительным сроком эксплуатации, идеально подходят для занятия спортом.

Линия "Хлопок" - линия белья из хлопчатобумажного трикотажного полотна с добавлением эластана.

Линия "Мама" - белье для женщин, находящихся в дородовом и послеродовом периоде.

Линия корректирующего белья - предлагает функциональное белье, позволяющее сформировать фигуру за счет применения корректирующих деталей в проблемных зонах.

Бюстгальтерная группа - занимает наибольший удельный вес по количеству моделей и по объемам выпуска.

Поясная группа. Данную группу составляют, в основном, трусы.

Коллекция "Мода" (Fashion collection) - носит имиджевый характер и способствует продвижению коллекции "Классика".

Особенности коллекции "Мода":

применение более дорогих материалов;

использование широкой цветовой гаммы, актуальной для каждого сезона;

серийный подход к созданию коллекции, т.е. каждая серия моделей объединена единой стилистической линией и сырьем;

единый подход к названиям серий, отражающих тематику праздника;

предложение в каждой коллекции серий, ориентированных на разные размерно-полнотные и возрастные группы.

Как правило, коллекция "Мода" представляется ежегодно 4 коллекциями:

коллекция 2 квартала;

коллекция 3 квартала;

праздничная зимняя коллекция (Рождество, Новый год).

Коллекция "Купальники, купальные костюмы" - сезонная коллекция, предлагается клиентам в полном объеме для отгрузки в марте месяце.

Для производства купальных костюмов и купальников под маркой "Милавица" используются полотна ведущих итальянских производителей.

Коллекция "Купальники, купальные костюмы" состоит из следующих ассортиментных групп:

Линия "Грация" - ориентация на молодых женщин, женщин среднего и зрелого возраста большой размерно-полнотной группы. Подкладки с утягивающим эффектом позволяют корректировать фигуру в проблемных зонах.

Линия "Мода для всех" - ориентирована на женщин малой размерно-полнотной группы.

Линия "Италия" - ориентирована на женщин малой размерно-полнотной группы.

Торговая марка "Alisee" - французская марка белья, разработанная и принадлежащая компании France Style Lingerie. По лицензионному договору, заключенному с СП ЗАО "Милавица", FSL занимается разработкой стиля коллекций, имиджевой концепции, информационной поддержки, а СП ЗАО "Милавица" осуществляет производство продукции, ее сбыт и обеспечивает маркетинговые мероприятия. Целевая аудитория - состоявшаяся женщина 25-40 лет с активной жизненной позицией и изысканным вкусом.

Торговая марка "Aveline" - белье более низкого ценового сегмента. Сюда переводятся вышедшие из моды модели коллекции "Классика". Белье ТМ "Aveline" - классические модели для повседневной носки. Продается на вещевых рынках и в гипермаркетах.

В изделиях СП ЗАО "Милавица" представлены материалы лучших производителей Европы. Качество продукции поставщиков обеспечивается сырьем, приобретаемым у всемирно признанных производителей. Постоянная конкуренция заставляет поставщиков использовать новые технологии в сырье. Использование высококачественного исходного сырья и современных технологий позволяет поставщикам производить экологически чистые и безопасные в использовании материалы, что подтверждается сертификатами "Oko-Tex Standard 100".

Группа модельеров (художественная лаборатория) постоянно участвует в международных выставках, где изучает новые тенденции в моде и отбирает необходимые образцы.

При выборе поставщиков большое внимание уделяется прозрачности их процессов контроля качества, поэтому предпочтение отдается тем, система менеджмента качества которых сертифицирована на соответствие ISO 9001: 2001. Основными поставщиками сырья являются Латвия, Италия, Беларусь (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Структура закупок СП ЗАО "Милавица" в разрезе стран-поставщиков, %



1908—1915. Фабрика братьев Турнье

Галантерейная фабрика «Франсуа-Турне» была основана в Минске в 1908 году двумя братьями по имени Жан и Франсуа-Виктор Турнье-Коллет. Разрешение на открытие фабрики было получено от Минского губернского правления 8 ноября. Фабрика производила целлулоидные дамские гребешки, мужские расчески, пуговицы и прочие изделия.

Предприятие братьев было электрифицировано: на фабрике стояла динамо-машина в 25 лошадиных сил, которая вырабатывала электрический ток для освещения.

В 1911 году фабрика перешла в руки товарищества «Франсуа Турнье», в состав которого к тому моменту уже входили местные предприниматели — купец Билимович и инженеры Шмерлинг и Калецкий.

В 1913 году на предприятии работал двигатель мощностью в 60 лошадиных сил, и было задействовано около 200 рабочих, в том числе 18 французских мастеров-граверов. Фабрика «Франсуа Турне» произвела 23 тысячи женских гребней на общую сумму 254, 2 тысяч рублей. Дела шли успешно: Соломон Блимович и Моисей Калецкий стали одними из самых богатых предпринимателей того времени.

В преддверии Первой мировой войны в 1915 году фабрику эвакуировали вместе с оборудованием и большей частью рабочих. В 1917 году цеха фабрики были полностью разрушены, а сама фабрика после революции — национализирована.

1926—1928. Артель «Спартак»

В 1925 году инициативная группа из числа бывших работников фабрики «Франсуа Турне» подала заявление в «Белкустпромсоюз» об организации артели по производству продукции из пластмассы.

Нужное разрешение было получено, и в 1925 году артель «Спартак» начала свою деятельность в Минске. Официально Устав промышленно-кооперативной артели был принят только в 1927 году.

В артели производились дамские гребни, расчески, пуговицы и другие мелкие бытовые товары.

Предприятие «Белоруска»

После национализации артель «Спартак» была включена в состав государственной галантерейной фабрики «Белоруска». Новая фабрика начала работу 1 марта 1929 года в Минске. Директором был назначен Ф. С. Диканов, ранее занимавший пост Председателя Центрального Правления Союза текстильщиков республики.

Фабрика «Белоруска» состояла из двух корпусов: первый изготавливал пуговицы, второй — гребни.

Фабрика имени М. В. Фрунзе

По случаю пятнадцатой годовщины Октябрьской революции, фабрике в ноябре 1932 года было присвоено имя полководца гражданской войны М.В.Фрунзе.

Специализация предприятия осталась прежней: «Гребни 1573800 шт., пуговицы 130879 сот, и другие галантерейные изделия».

Фабрика проработала до начала Великой Отечественной войны: после налета немецкой авиации на Минск 23 июня 1941 года все основные цеха предприятия были уничтожены.

В 1945 году было начаты работы по восстановлению фабрики в полуразрушенных помещениях бывшего дрожжевого завода. После того, как производство было запущено, ассортимент фабрики расширился: с 1950 года комбинат стал выпускать сумки из кожзаменителя, прорезиненные женские плащи, детские накидки.

В 1960 году по решению совета министров БССР фабрика имени М. В. Фрунзе стала специализироваться в производстве швейной галантереи и фурнитуры (пряжки, пуговицы).

В 1964 году на предприятии произошла полная смена ассортимента: фабрика полностью перешла на пошив предметов женского туалета. Сотрудники предприятия разрабатывали первые модели и каталоги нижнего белья самостоятельно, а в качестве первых манекенщиков выступали конструкторы.

1969—1991. МПШО «Комсомолка»

11 сентября 1969 года по приказу министерства легкой промышленности фабрика была переименована в минское производственное швейное объединение «Комсомолка». Предприятие выпускало бюстгальтеры, пояса, полукорсеты, грации из шелковых, хлопчатобумажных тканей и эластичных полотен, изделия для новорожденных и детей ясельного и школьного возраста, галстуки.

В ноябре 1970 года был введен в эксплуатацию новый производственный корпус по улице Нововиленская, 28. В настоящее время в нём до сих размещены производственные цеха, а также главный офис компании «Милавица».

с 1991 — ЗАО «Милавица»

В 1991 году на базе Минского производственного объединения «Комсомолка» были созданы два самостоятельных предприятия с правом юридического лица: Минская швейная фирма «Милавица» и Молодечненская швейная фабрика «Комсомолка». В 1992 году фирма «Милавица» получила статус акционерного общества без участия доли государства. Контрольный пакет акций принадлежит коллективу предприятия.

В 1996 году МШФ «Милавица», согласно решению собрания акционеров и на основании решения «Мингорисполкома», была переименована в Закрытое акционерное общество «Милавица».

Происхождения названия

В 1991 году сотрудники компании обратились в Союз писателей Беларуси с просьбой помочь придумать новое название для компании. Писателем Владимиром Павловым было предложено название «Милавица».

Древние славяне словом «Милавица» называли планету Венеру, а одноименная богиня считается символом любви и олицетворением женской красоты.

, Тоомас Тоол

Милавица (торговая марка Milavitsa , бел. Мілавіца , произносится Милави́ца) - одна из наиболее крупных на территории СНГ компаний по производству и продаже женского нижнего белья . Находится в городе Минск , Беларусь .

История компании

1908-1915. Фабрика братьев Турнье

Галантерейная фабрика «Франсуа-Турне» была основана в Минске в 1908 году двумя братьями по имени Жан и Франсуа-Виктор Турнье-Коллет. Разрешение на открытие фабрики было получено от Минского губернского правления 8 ноября . Фабрика производила целлулоидные дамские гребешки, мужские расчески, пуговицы и прочие изделия.

Предприятие братьев было электрифицировано: на фабрике стояла динамо-машина в 25 лошадиных сил, которая вырабатывала электрический ток для освещения.

В 1911 году фабрика перешла в руки товарищества «Франсуа Турнье», в состав которого к тому моменту уже входили местные предприниматели - купец Блимович и инженеры Шмерлинг и Калецкий.

В 1913 году на предприятии работал двигатель мощностью в 60 лошадиных сил, и было задействовано около 200 рабочих, в том числе 18 французских мастеров-граверов. Фабрика «Франсуа Турне» произвела 23 тысячи женских гребней на общую сумму 254, 2 тысяч рублей. Дела шли успешно: Соломон Блимович и Моисей Калецкий стали одними из самых богатых предпринимателей того времени .

В преддверии Первой мировой войны в 1915 году фабрику эвакуировали вместе с оборудованием и большей частью рабочих . В 1917 году цеха фабрики были полностью разрушены, а сама фабрика после революции - национализирована.

1926-1928. Артель «Спартак»

В 1925 году инициативная группа из числа бывших работников фабрики «Франсуа Турне» подала заявление в «Белкустпромсоюз» об организации артели по производству продукции из пластмассы.

Нужное разрешение было получено, и в 1925 году артель «Спартак» начала свою деятельность в Минске. Официально Устав промышленно-кооперативной артели был принят только в 1927 году.

В артели производились дамские гребни, расчески, пуговицы и другие мелкие бытовые товары.

Предприятие «Белоруска»

После национализации артель «Спартак» была включена в состав государственной галантерейной фабрики «Белоруска». Новая фабрика начала работу 1 марта 1929 года в Минске. Директором был назначен Ф. С. Диканов, ранее занимавший пост Председателя Центрального Правления Союза текстильщиков республики.

Фабрика «Белоруска» состояла из двух корпусов: первый изготавливал пуговицы, второй - гребни .

Фабрика имени М. В. Фрунзе

По случаю пятнадцатой годовщины Октябрьской революции, фабрике в ноябре 1932 года было присвоено имя полководца гражданской войны М. В. Фрунзе .

Специализация предприятия осталась прежней: «Гребни 1573800 шт., волосодержатели 3400 шт., пугавицы 130879 сот, и другие галантерейные изделия» .

Фабрика проработала до начала Великой Отечественной войны : после налета немецкой авиации на Минск 23 июня 1941 года все основные цеха предприятия были уничтожены.

В 1945 году были начаты работы по восстановлению фабрики в полуразрушенных помещениях бывшего дрожжевого завода. После того, как производство было запущено, ассортимент фабрики расширился: с 1950 года комбинат стал выпускать сумки из кожзаменителя, прорезиненные женские плащи, детские накидки.

В 1960 году по решению совета министров БССР фабрика имени М. В. Фрунзе стала специализироваться в производстве швейной галантереи и фурнитуры (пряжки, пуговицы) и мужских клетчатых сорочек, а с 1961 года приступила к освоению корсетных изделий (грации и полуграции). Первоначально при разработке предметов женского туалета и швейных галантерейных изделий использовалась информация (образцы зарубежных фирм) из Торгово-промышленной палаты Министерства торговли БССР.

В 1964 году на предприятии произошла полная смена ассортимента: фабрика полностью перешла на пошив предметов женского туалета. Конструкторы экспериментального цеха самостоятельно стали разрабатывать все модели предметов женского туалета, и в качестве первых манекенщиц, порой, выступали сами. Изделия фабрики стали пользоваться на рынке большим спросом.

1969-1991. МПШО «Комсомолка»

11 сентября 1969 года по приказу министерства легкой промышленности фабрика была переименована в минское производственное швейное объединение «Комсомолка». Предприятие выпускало бюстгальтеры, пояса, полукорсеты, грации из шелковых, хлопчатобумажных тканей и эластичных полотен, изделия для новорожденных и детей ясельного и школьного возраста, галстуки.

В ноябре 1970 года был введен в эксплуатацию новый производственный корпус по улице Нововиленская, 28. В настоящее время в нём до сих пор размещены производственные цеха, а также главный офис компании «Милавица».

с 1991 - ЗАО «Милавица»

В 1991 году на базе Минского производственного объединения «Комсомолка» были созданы два самостоятельных предприятия с правом юридического лица: Минская швейная фирма «Милавица» и Молодечненская швейная фабрика «Комсомолка». В 1992 году фирма «Милавица» получила статус акционерного общества без участия доли государства. Контрольный пакет акций принадлежит коллективу предприятия.

В 1996 году МШФ «Милавица», согласно решению собрания акционеров и на основании решения «Мингорисполкома», была переименована в Закрытое акционерное общество «Милавица».

Происхождения названия

В 1991 году сотрудники компании обратились в Союз писателей Беларуси с просьбой помочь придумать новое название для компании. Писателем Владимиром Павловым было предложено название «Милавица».

Древние славяне словом «Милави́ца» называли планету Венеру , а одноименная богиня считается символом любви и олицетворением женской красоты .

Продукция

Под брендом Milavitsa выпускаются следующие виды продукции:

  • женское нижнее белье
  • купальники
  • трикотажные изделия

Розничная сеть

Фирменные магазины компании открыты в 19 странах мира : в России действует более 300 магазинов, на Украине - 80, в других странах СНГ и на территории Евросоюза - более 120. Что касается Беларуси, то там работает 51 фирменный магазин, пятнадцать из которых расположены в Минске.

Спонсорство

В 2010 году компания «Милавица» стала генеральным партнером женской национальной команды Беларуси по баскетболу .

Напишите отзыв о статье "Милавица"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Милавица

Долгоруков весело захохотал.
– Не более того? – заметил Болконский.
– Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.
– Как же?
– Главе французского правительства, au chef du gouverienement francais, – серьезно и с удовольствием сказал князь Долгоруков. – Не правда ли, что хорошо?
– Хорошо, но очень не понравится ему, – заметил Болконский.
– О, и очень! Мой брат знает его: он не раз обедал у него, у теперешнего императора, в Париже и говорил мне, что он не видал более утонченного и хитрого дипломата: знаете, соединение французской ловкости и итальянского актерства? Вы знаете его анекдоты с графом Марковым? Только один граф Марков умел с ним обращаться. Вы знаете историю платка? Это прелесть!
И словоохотливый Долгоруков, обращаясь то к Борису, то к князю Андрею, рассказал, как Бонапарт, желая испытать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова и как, Марков тотчас же уронил рядом свой платок и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказал Болконский, – но вот что, князь, я пришел к вам просителем за этого молодого человека. Видите ли что?…
Но князь Андрей не успел докончить, как в комнату вошел адъютант, который звал князя Долгорукова к императору.
– Ах, какая досада! – сказал Долгоруков, поспешно вставая и пожимая руки князя Андрея и Бориса. – Вы знаете, я очень рад сделать всё, что от меня зависит, и для вас и для этого милого молодого человека. – Он еще раз пожал руку Бориса с выражением добродушного, искреннего и оживленного легкомыслия. – Но вы видите… до другого раза!
Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью. Они вышли в коридор вслед за князем Долгоруковым и встретили выходившего (из той двери комнаты государя, в которую вошел Долгоруков) невысокого человека в штатском платье, с умным лицом и резкой чертой выставленной вперед челюсти, которая, не портя его, придавала ему особенную живость и изворотливость выражения. Этот невысокий человек кивнул, как своему, Долгорукому и пристально холодным взглядом стал вглядываться в князя Андрея, идя прямо на него и видимо, ожидая, чтобы князь Андрей поклонился ему или дал дорогу. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора.
– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
– Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
– Изволь, ваше благородие…
Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
– Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
– Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
– Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.