АО «ГосНИИ«Кристалл» - ведущая организация России в области разработки и освоения производства новых видов промышленных взрывчатых веществ для горных взрывных работ.

Со времени основания в 1953 году исследования новых взрывчатых веществ и технологических процессов их производства были одним из важнейших звеньев работы института. В 80-е годы ОАО «ГосНИИ«Кристалл» возглавил и развернул исследования по отечественным ЭВВ, которые пришли на замену гранулотолу и другим тротилсодержащим материалам.

В настоящее время в России по технологии АО «ГосНИИ «Кристалл» эксплуатируется четырнадцать промышленных производств ЭВВ, на которых производится более 250 000 т/год ЭВВ (около 15% всего объема потребления ПВВ в России). Запущено производство ЭВВ на Украине, Таджикистане и планируются к созданию производства ЭВВ в Казахстане и Вьетнаме.

Технология и установка получения ЭВВ получила золотую медаль ВДНХ (1989), дипломы международных выставок IV форума «Высокие технологии 21 века» (Россия, 2003) и г. Ганновер (Германия, 2005). Лауреат конкурса «100 лучших товаров России» (2006).

АО «ГосНИИ«Кристалл» предлагает к поставке:

Базовая технологическая линия включает оборудование для осуществления приема, подготовки и переработки исходных компонентов в полуфабрикаты и загрузки их в смесительно-зарядную машину (СЗМ).

Оборудование предлагаемой установки размещается в стационарном варианте. Получения игданита производится в шнековом смесителе. Дизельное топливо дозировано подаются в смеситель. Топливо - плунжерным насосом-дозатором распыляется в смесителе через форсунку, расположенную непосредственно после приемного бункера селитры аммиачной.

Модульная установка представляет собой комплекс технологических аппаратов, объединенных в технологическую линию. Оборудования модуля заключено в каркас стандартного 40 футового контейнера, что обеспечивает удобство транспортировки, быстроту монтажа и демонтажа, сохранность оборудования.

Модульный мобильный пункт производства представляет собой скомпилированные технико-технологические наработки, которые были накоплены в процессе осуществления буровзрывных работ. Нельзя утверждать, что известные подобные комплексы, включая представленный, являются конечным решением всех задач, однако нисколько не сомневаемся в достигнутых показателях работы.

Первое на что обращаем внимание, это на практичность - баланс между:

Стоимостью (в дальнейшем сказывается на конечной цене выпускаемого продукта);

Легкости эксплуатации (нет необходимости в долгом обучении персонала и большом штате сотрудников);

Ремонтопригодность (максимальное использование недорогих компонентов при изготовлении оборудования);

Гибкость технологии при производстве продукта (нет жёсткой привязки к определенному сырью, так же возможно внесение конструктивных изменений вплоть до замены основного аппарата эмульгирования с динамического на статический).

Безопасность производства обеспечивается выполнением требований надзорных органов в плане конструкции оборудования, а так же электронной системой управления, контролирующей технологические процессы. При этом не забыт современный подход к эргономике и эстетическом виде. Применяемые компоненты, материалы и технологии производства гарантируют долгосрочную стабильную работу на протяжении всего срока службы оборудования и может осуществляться десятки лет.

Изготавливаемые смеси и растворы:

Эмульсионная матрица (требуемой вязкости от 15000 до 60000 сантипуаз (ограничение вязкости по условиям прокачиваемой эмульсии через зарядный шланг))

Водный раствор кислоты (ГГД-1 (подкислитель))

Водный раствор нитрита натрия (ГГД-2 (сенсибилизатор))

Водный раствор этиленгликоля (в зимний период (лубрикация зарядного шланга))

Краткая характеристика предлагаемого пункта приготовления и отличительные особенности:

1) Основным критерием производительности при производстве эмульсионной матрицы является скорость растворения аммиачной селитры и приготовление раствора окислителя.

В случае использования пара от паровой котельной с температурой 110 О С производительность по эмульсионной матрице составляет 2,5 тонн/час, в пересчете на общий объем производимой эмульсионной матрицы по году при 12-ти часовой односменной пятидневной рабочей неделе составит 7800 т/год

При температуре пара 140 О С производительность по эмульсионной матрице составит 5,0 тонн/час., в пересчете на общий объем производимой эмульсионной матрицы по году при 12-ти часовой односменной пятидневной рабочей неделе составит 15600 т/год. При круглосуточной работе и полной рабочей неделе производительность достигает 40000 тонн эмульсии в год.

Параллельно с изготовлением эмульсионной матрицы, в необходимом количестве приготавливаются компоненты, участвующие в приготовлении готового ЭВВ при заряжании скважин (газогенерирующая добавка, раствор для лубрикации и промывки зарядного шланга).

2) В качестве энергоносителя для получения пара на растворение аммиачной селитры, а так же обогрева бытовых и технологических помещений экономичнее использовать каменный уголь, отличающийся простотой в хранении, меньшей зависимости от изменения курса валют, высокой экономической отдаче на второй год эксплуатации пункта приготовления компонентов ЭВВ, сохранность общего объема угля, так как существует малая вероятность его хищения.

Для ориентирования в стоимости на энергоноситель для приготовления горячего раствора окислителя ниже по тексту приведена справочная информация.

3) Удельный расход воды на приготовление 1 тонны эмульсии составляет 0,25 м 3 , с учетом потерь на приготовление пара, технологических операций и приготовление водных растворов ГГД и лубрикации. При полной загрузке производства суточная потребность в воде составит 30 м 3 в сутки.

4) Установленная суммарная электрическая мощность 300 кВт.

5) Срок эксплуатации оборудования для приготовления эмульсии и модульной паровой котельной, при должном внимании со стороны эксплуатирующего персонала, составляет не менее 20 лет. Учитывая агрессивную среду внутри помещений МПП НК ЭВВ, всё технологическое ёмкостное оборудование, трубопроводы, внутренняя отделка и покрытия выполняются из нержавеющей стали, что гарантирует отсутствие необходимости производства косметических ремонтных работ на весь срок эксплуатации, легкость поддержания чистоты, а так же высокий эстетический фактор.

Компоновочное решение

мобильного пункта производства невзрывчатых компонентов

эмульсионных взрывчатых веществ.

Назначение: Мобильный пункт производства невзрывчатых компонентов эмульсионных взрывчатых веществ (далее по тексту МПП НК ЭВВ) спроектирован для осуществления полного цикла производства компонентов ЭВВ с последующей их загрузкой в смесительно-зарядные машины.

Суммарная установленная электрическая мощность электрооборудования оставляет 300 кВт.

Потребляемое количество пара от 0,6 до 1,7 тонн/час при температуре от 110 до 160 градусов Цельсия.

Мобильный пункт состоит из четырёх модулей на основе утеплённых 40-ка футовых морских контейнеров в которых располагается всё необходимое технологическое оборудование, а так же размещаются тепловые комнаты для разогрева эмульгатора, индустриального масла и этиленгликоля в зимний период времени:

    Модуль приготовления и хранения раствора окислителя

    Модуль разогрева компонентов и приготовления топливного раствора

    Модуль эмульгирования с отделением для электрических компонентов

  • Модуль разогрева компонентов и приготовления растворов ГГД-1, ГГД-2 и водного раствора лубрикации

Для погрузочно-разгрузочных работ в вагонах и внутрискладских помещениях отечественная промышленность выпускает меха­нические самоходные погрузчики.

Аккумуляторный погрузчик 4004 (рис. 26) грузоподъемностью 0,75 т выпускается серийно. Основные узлы погрузчика: корпус, передний ведущий мост, управляемый мост, грузоподъемный меха­низм, гидравлическая система механизма подъема и наклона теле­скопической рамы, рулевое управление, тормозная система, акку­муляторная батарея, электродвигатель движения и механизмы управления.

Передняя часть корпуса жестко крепится к ведущему мосту, а задняя часть опирается на задний управляемый мост через две рессоры. У заднего моста имеется съемный металлический ящик, в котором размещается аккумуляторная батарея 26ТЖН-300В с номинальным напряжением 30 В, питающая электродвигатель движения, насос, освещение и звуковой сигнал.

На погрузчиках 4004 применяются электродвигатели постоян­ного тока с обмотками постоянного возбуждения: для привода ходового механизма ДК-908Б и для привода грузоподъемника ДК-907А.

Колеса погрузчика снабжены массивными резиновыми шинами, обеспечивающими легкость его передвижения по полу с ровным и твердым покрытием.

В передней части кузова погрузчика располагается телескопи­ческая рама, состоящая из двух рам - неподвижной (наружной) и подвижной (внутренней). Неподвижная рама крепится шарнирно к кронштейнам корпуса над ведущими колесами. С внутрен­ней стороны неподвижной рамы вмонтирована подвижная рама,

Рис. 27. Работа вилок электропогрузчика

внутри которой имеются направляющие для каретки. Перемеще­ние каретки по направляющим внутри подвижной рамы, а внут­ренней рамы по направляющим наружной осуществляется с по­мощью специальных катков.

Каретка грузоподъемника предназначена для установки ви­лочного захвата или другого захватного приспособления, необхо­димых для выполнения пс^рузочно-разгрузочных работ. Подъем каретки выполняется с помощью гидравлического цилиндра и пластинчатых цепей, смонтированных на телескопической раме.

Включение и остановка погрузчика, а также переключение скоростей и перемены направления движения осуществляются с помощью контроллера КВ-28А и контактов.

Из приведенной технической характеристики видно, что по­грузчики 4004 достаточно маневренны, чтобы выполнять погрузочно-разгрузочные работы в вагонах и на автомобилях. С помощью электропогрузчиков 4004 можно выполнять почти полную погрузку и выгрузку ВВ из вагонов (3 - 7% ВМ необходимо разгружать или догружать вручную).

Для повышения маневренности электропогрузчиков 4004 необходимо, чтобы вилки их поворачивались в горизонтальной плоскоти (рис. 27). К грузовой каретке вилки укреплены шарнирно с таким расчетом, чтобы они поворачивались с помощью гидроцилиндров на 30-35° от продольной оси электропогрузчика в обе стороны. Это позволяет полностью механизировать все операции, снизанные с погрузкой ВМ в вагоны и выгрузки из них.

Механизация погрузочно-разгрузочных работ с помощью элек­тропогрузчиков 4004 в значительной степени зависит от совершен­ствования методов погрузки и выгрузки ВВ, а также от квалифи­кации механизаторов.

Электропогрузчики серии 612 и 614 предназначены для транс­портных работ на твердом и ровном дорожном покрытии во нзрывоопасных помещениях и наружных установках всех классов, в которых может оказаться взрывоопасная концентрация газов или паров с воздухом, относящихся к 1, 2 или 3 категориям и группам воспламеняемости А, Б и Г при относительной влажности окружающей среды не выше 80 % и температуре от -20° до +40 °С.

СМЕСИТЕЛЬНО-ЗАРЯДНАЯ ТЕХНИКА И МЕХАНИЗАЦИЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ

Машины дли зарядки скважин простейшими взрывчатыми веществами серии МСЗ

Смесительно-зарядные машины серии МСЗ п редназначены для:

Транспортирования исходных компонентов (аммиачной селитры и дизельного топлива), приготовления взрывчатого вещества «Игданит» или Гранулит ПС-2 и заряжания скважин;

Заряжания скважин ВВ заводского приготовления, допущенными к применению Гоегортехнадзором России для механизированного заряжания.

Область их применения - зарядка сухих, или осушенных скважин в карьерах и на открытых горных разработках, для районов с температурой эксплуатации -45 - +45° С.

Несмотря на то, что машины этого класса эксплуатируются уже более 25лет, использование их является актуальным и до настоящего времени, учитывая их простоту конструкции, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании.

Оснащение современными элементами гидропривода как отечественного, так и импортного производства (высокомоментными гидромоторами, гидрораспределителями с дискретным или пропорциональным регулированием, фильтрами тонкой очистки, тонкостью фильтрации до 10 мкн) позволяет снизить потребляемую мощность и увеличить ресурс двигателя внутреннего сгорания и коробки передач на 10%.

С момента выпуска первых машин изменились и требования безопасности к устройству и безопасной эксплуатации зарядных машин отражённые в требованиях:

Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);

-«Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом»;

-«Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;

-«Правилами устройства зарядного, доставочного и смесительного оборудования, предназначенного для механизации взрывных работ» (ПБ 13-564-03);

-«Правилами безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом»;

-«Едиными правилами безопасности при взрывных работах»;

-«Правилами дорожного движения».

ОАО «Гормаш» выпускает машины серии МСЗ в течении более 5 лет и за этот период освоило весь модельный ряд на базе автомобилей отечественных и ближнего зарубежья для дорог общего пользования, и на базе карьерного автосамосвала БелАЗ, отвечающим всем вышеуказанным требованиям безопасности. Номенклатура выпускаемых смесительно-зарядных машин представлена в таблице 1.

Таблица - Технические харакгеристики выпускаемых машин серий МСЗ.

Наименование серий

Базовое шасси

Грузоподъёмность

по компонентам

Производитель­ность по ВВ, кг/мин.

Точность дозировки

Полная масса, не более, т.

Габариты, мм

Колёсная формула

l

КрАЗ-6322 КрАЗ-63221

БелАЗ-7540А, БелАЗ-7540В и другие г/п 30т.

оснащения дополнительными опциями:

Дополнительное навесное оборудование для ввода энергодобавок и по: вышения энергии взрыва;

Подогрев масла в гидросистеме в зимний период;

Антиблокировочная система тормозов (АБС);

Комплект оборудования для автономной системы пожаротушения;

-установка программируемого контроллера с адаптированной гидросистемой фирмы « S 1 MENS »;

Дополнительное оборудование для осушения скважин;

Оснащение спец. спидометром с датчиком, позволяющим ограничивать скорость движения автомобиля;

Дополнительный выносной пульт управления.

Рисунок 2 - Машина смесительно-зарядная МСЗ-В (на шасси КрАЗ-6322)

Рисунок 3 - Машина смесительно-зарядная МСЗ-25 (на шасси БелАЗ)

Конструкции всех машин, выпускаемых ОАО «Гормаш», согласованы с заводами-изготовителями базового шасси и обеспечивают устойчивость при движении в условиях карьера, оборудованы задним защитным устройством с изменяющимся положением для движения в карьерах, габаритными боковыми фонарями, совмещёнными со световозвращателями, аварийной кнопкой отключения оборудования, двухполюсным выключателем массы, предохранительными устройствами от перегрузки приводов, звуковой и световой сигнализацией заднего хода машины, обеспечивает поддержание заданного % соотношения компонентов ВВ или его регулировку, освещение рабочей зоны оператора-взрывника.

На ёмкости установлены складывающиеся перила высотой 1,0м

Отбор мощности возможен как штатными, установленными на шасси насосами НШ-50, так и дополнительно оснащёнными шестерёнчатыми или аксиально-поршневыми насосами. Использование высокомоментных гидромоторов импортного производства, при стоимости их на уровне или ниже отечественных аксиально-поршневых позволяет отказаться от применения в гидроприводах винтовых конвейеров планетарных редукторов, что сказывается на себестоимости изготовления и более компактного размещения оборудования.

Пульт управления, оснащённый электронным счётчиком, позволяет производить зарядку скважины в автоматическом и ручном режимах с выводом показаний на дисплей по количеству заряжаемого ВВ или по остатку в ёмкости и обеспечивает полный контроль за работой исполнительных механизмов.

Возможна установка:

Электронно-гидравлической системы управления на основе программируемого контролера, обеспечивающей, процесс зарядки в автоматическом

полуавтоматическом и ручном режиме с выводом информации на периферийные носители, архивирование;

Дополнительного бункера со шнеком для энергодобавок, что позволяет шачительно повысить энергетику взрыва и расширить номенклатуру применяемых ВВ.

В паспорте транспортного средства, передаваемого заказчику, имеются псе необходимые отметки ГИБДД о переоборудовании.

Таблица 2 - Эксплуатационные характеристики

ВСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ

«Гранулит ПС-2» и «Игданит» являются взрывопожароопасными веществами. По степени опасности при обращении «Гранулит ПС-2», «Игданит» относятся к классу 1, подклассу 1.1 и 1.5 соответственно, группе совместимоети D. Пожаро - взрывоопасность определяется свойствами входящих в него компонентов.

Смесь АС и ДТ представляет опасность ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ:

    повышенной влажности, кислотности - особенно по серной кислоте;

    загрязненности АС веществами и материалами органического проис-мгждения, случайно попавшими в продукт: бумага (и другие целлюлозосо-держащие материалы), углеводы (крахмал, сахариды и глюкоза) - вследствие протекания экзотермической реакции их нитрования

    повышенного содержания серы и сернистых соединений в дизельном топливе.

Машины серии МСЗ оснащены герметичными загрузочными люками с решётками, исключающими попадание посторонних предметов и внешних осадков.

При случайном загорании основным средством тушения должна быть вода, подаваемая,в обильных количествах в очаг огня, так как растворение АС происходит с большим поглощением тепла и снижением температуры. С этой целью на МСЗ-25 установлены в утеплённом отсеке водяной бак ёмкостью 1м", насос высокого давления и пожарный рукав Л=10м. Кроме того предусмотрена подача воды в бункер селитры.

Машины, для дорог общего пользования, возможно также комплектовать ёмкостями для воды, но в силу их размеров объём их не превышает 350 -400 литров и подача воды без использования насоса под давлением не выше 1кгс/см 3

Для тушения загоревшегося «Гранулита» и «Игданита» предусматривается применять воду, и углекислотные огнетушители.

«Гранулит», «Игданит» электризуется, поэтому машина комплектуется штырём заземления, заземляющими цепями.

Требования безопасности при работе с ВВ заводского приготовления -в соответствии с утверждёнными регламентами на их применение.

Машины производства ОАО «Гормаш» эксплуатируются в различных регионах России: ОАО «Алданзолото» п. Куранах, республика Якутия; ОАО «Серебро - Территория» Магаданская область; ЗАО «ПВВ» Кемеровская область.

Указанные регионы отличаются суровыми климатическими условиями эксплуатации, поэтому здесь особенно высокие требования к эксплуатационным характеристикам зарядных машин, особые требования к применяемым покупным изделиям, к повышенной проходимости базовых шасси в условиях бездорожья, когда другие машины не пройдут. Этим требованиям отвечают машины МСЗ-В на базе Урал-4320, КрАЗ-6322, КрАЗ-63221.

Машины на шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-65055, КамАЗ-6520, МАЗ-630305 отличаются повышенной грузоподъемностью и используются при большом пробеге по дорогам общего пользования.

Эмульсионные смесительно-зарядные машины

Производство эмульсионных взрывчатых веществ на горнорудных предприятиях России и стран СНГ находит все более широкое распространение.

Существенное удешевление взрывных работ, повышенная безопасность и экологическая чистота производства, отличная водоустойчивость, снижение до минимума выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы -всем этим и многими другими факторами обусловлен переход на эмульсионную взрывчатку.

Все крупнейшие горнообогатительные комбинаты обзаводятся собственными производственными мощностями ЭВВ. В этой связи растет потребность и„в поставочной смесительно-зарядной технике.

В 2005 г. ОАО «Гормаш» разработало техническую документацию и выпустило первую партию эмульсионных смесительно-зарядных машинЭСЗМ-12.

Машины ЭТОЙ серии предназначены для транспортировки исходных компонентов (эмульсия, ГГД), приготовления из указанных компонентов ЭВВ путем введения в эмульсию газогенерирующей добавки, обеспечивающей образование в эмульсии газовых пузырьков и заряжания полученным ВВ скважин, как сухих, так и полностью обводненных.

Все оборудование машины смонтировано на шасси автомобиля КрАЗ-65053-02, используемое в качестве транспортной базы, а также в качестве источника энергии для исполнительных механизмов.

Технические характеристики ЭСЗМ-12 представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Технические характеристики ЭСЗМ - 12

Наименование показателя

Значение физической величины или другие данные

1 Грузоподъемность (по компонентам ВВ и воде), т, не более

по эмульсии - по газогенерирующей добавке (ГГД) -по воде

2 Производительность по приготовлению и зарядке ВВ в зимнее время, л /мин, не менее

1 Допустимая максимальная масса машины, согласованная с заводом изготовителем шасси, кг, не более

4 Габаритные размеры, мм, не более длина

5 Тип шасси

КрАЗ-65053-02

На машине имеются:

Емкость для эмульсии;

Бак для ГГД;

Бак для воды;

Бак для масла гидросистемы.

Исходными компонентами для образования взрывчатого вещества являются эмульсия и ГГД.

Вода используется для смазки внутренней поверхности зарядного рукава и промывки трактов прохождения ВВ, а также в аварийных случаях для целей пожаротушения.

Бак для масла гидросистемы установлен за кабиной шасси. На баке установлен калорифер, предназначенный для охлаждения масла.

Заправка ГГД и водой производится в заливные горловины, выведенные из баков в верхнюю часть емкости эмульсии (сзади слева по ходу машины заливная горловина ГГД, а сзади справа по ходу машины заливная горловина воды и может осуществляться как на стационарных пунктах, так и в карьере с помощью доставочных машин.

Все действия по управлению и контролю за работой производятся с пульта управления, установленного с левой стороны машины по ходу движения.

Электрошкаф управления технологическим оборудованием расположен за кабиной шасси с правой стороны.

Привод механизмов машины осуществляется индивидуальными гидромоторами, гидроцилиндром. Источником энергии является двигатель шасси.

Нагнетаемая насосом рабочая жидкость поступает в гидросистему машины.

Эмульсионное взрывчатое вещество (готовый продукт) приготавливается из двух компонентов: эмульсия и газогенерирующая добавка (ГГД).

Эмульсия насосом-дозатором эмульсии закачивается из емкости эмульсии. Смешение эмульсии с ГГД начинается в насосе - дозаторе эмульсии, куда дозировано подаётся раствор ГГД насосом-дозатором ГГД. Сенсибилизация эмульсии начинается при смешении ее с раствором ГГД в статическом смесителе и заканчивается в заряжаемой скважине.

Насос-дозатор эмульсии подает смесь ВВ через шлангоизвлекатель в зарядный рукав. Нa входе в шлангоизвлекатель стоит водоподающее кольцо

с обратным клапаном, по которому поступающая вода смазывает стенки рукава (при необходимости), что способствует уменьшению сопротивления прохождения смеси ВВ по зарядному рукаву и, соответственно, снижению давления подачи.

Зарядный рукав разматывается и наматывается на барабан с приводом от гидромотора.

Давление масла в гидросистеме создается и поддерживается масляным насосом, приводимым в движение двигателем автомобиля через коробку отбора мощности, установленную на двухступенчатом редукторе-промопоры шасси. Распределение и регулирование расхода масла в магистралях гидромоторов (включение, выключение и изменение скорости гидромоторов) производится секционным гидрораспределителем с пропорциональным электрическим управлением, которое осуществляется от программируемого контроллера по определенному алгоритму и обратной связью с гидромоторами.

На трубопроводе эмульсии установлена предохранительная разрушающаяся мембрана, которая срабатывает при превышении давления в трубопроводе более 10 кг/см 3 .

Приборы автоматизированной системы управления (АСУ) монтируются на технологическом оборудовании. Питание АСУ осуществляется от бортовой сети шасси номинальным напряжением 24В постоянного тока. После включения АСУ технологическим оборудованием запускается программа диагностики. Через 2-3 секунды на дисплее высвечивается стартовый экран, с которого можно выбрать необходимый режим работы.

Особое внимание при разработке ЭСЗМ было уделено безопасности машин при эксплуатации.

В дополнение к штатным средствам пожаротушения предусмотрено:

    аварийное пожаротушение с использованием технологической воды машины при отключенных энергосистемах автомобиля; <

    наличие плавкой вставки в емкости эмульсии, предназначенной для свободного истечения эмульсии при повышении температуры на стенках емкости свыше 235° С;

    конструкция загрузочного люка эмульсии предусматривает разгерме-пгацию емкости при повышении внутри нее давления свыше 1 атм. и истечение эмульсии через верх.

ЭСЗМ оснащены задним защитным устройством для обеспечения эффективной защиты от попадания под машину при наезде сзади.

ЭСЗМ-12, предусмотрены для приготовления ЭВВ «Украинит» ПП2Б, где в качестве ГГД используется перекись водорода, что вызвало определенные трудности с выбором материала при изготовлении емкости ГГД и трубопроводов транспортировки из-за разложения перекиси водорода при контакте со многими материалами. Конструкторами завода эта проблема была успешно решена.

Первая партия ЭСЗМ-12 (Рис. 1) прошла приемочные испытания на рудниках ЗАО ППП «Кривбассвзрывиспытания» и получено разрешение на се постоянное промышленное применение

Рисунок 1 - Смесительно-зарядная машина ЭСЗМ-12

ЭСЗМ этой серии применяются и для других ЭВВ. Была разработана и изготовлена смесительно-зарядная машина ЭСЗМ-12Э, предназначенная для приготовления эмульсионного ВВ Эмулит «ПВВ-В».

Несмотря на внешнее сходство с ЭСЗМ-12 машина ЭСЗМ-12Э значительно отличается в конструктивном исполнении. Здесь применен винтовой насос производства немецкой фирмы «Нетч», что обусловлено большей длиной (50 м) зарядного рукава, позволяющего производить зарядку скважин в «два уступа». Изменены конструкции баков воды и ГГД, изменена конструкция статического смесителя, шлангоизвлекателя. ^

В настоящее время успешно завершены приемочные испытания смеси-тельно-зарядной машины ЭСЗМ-12Э (Рис. 2) в ЗАО «ПВВ» Кемеровской обл.

Рисунок 2- Смесительно-зарядная машина ЭСЗМ-12Э

Специалисты завода постоянно работают как над совершенствованием существующих зарядных машин, так и над созданием новых образцов заряд-

ной техники. Модельный ряд выпускаемых и разрабатываемых ОАО «Гор-маш» смесительно-зарядных машин представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Модельный ряд выпускаемых машин

Наименование показателя

Наименование машины

1 Грузоподъемность, т

2 Производительность, кг/мин

3 Тип шасси

Машины для зарядки многокомпонентными взрывчатыми веществами серии ТСЗМ

Сегодня выдвигаются на первый план проблемы удешевления взрыв­ных работ за счет перехода на относительно недорогие взрывчатые вещества (ВВ) без снижения качественных показателей. Так, например, исследования, проведенные в последние годы на карьерах России на необводненных блоках позволяет отказаться от применения наиболее распространенного (более дорогого, так как в последнее время стоимость тротила, основного компонента водоустойчивых ВВ, в России значительно возросла) ранее граммонита 79/21 в пользу дешевого бестротилового эмульсионного промышленного взрывча-з того вещества (ПВВ) типа гранэмит марки И-50, а на обводненных скважинах водоустойчивые ПВВ гранэмит марки И-30 (отечественная разработка), «гован» 60/40 (зарубежная разработка - за рубежом вот уже несколько десятилетий широко применяют водосодержащие ВВ - эмульсия «вода в масле»). Эмульсионные взрывчатые вещества обладают хорошими качественными характеристиками: высокими водоустойчивостью и плотностью; низкой чувствительностью к механическим и тепловым воздействиям.. Для их производства имеется доступное и дешевое сырье, ЭВВ отличается высокой безопасностью при изготовлении и использовании, экологической чистотой и низкой газовой вредностью при проведении взрывных работ. Такие характеристики обеспечивают гранэмитам благоприятную перспективу их применения в горном деле.

Экономический эффект складывается из относительно низкой стоимости ПВВ, полной механизации их приготовления, транспортирования, заря­жания на местах применения, повышение безопасности, высокого качества дробления пород.

По данным ОАО «Михайловский ГОК»- В 2006 г. планируется изготовить 36,5 тыс. т гранэмита,. что составит 95% от общего количества . Использование ЭВВ собственного приготовления позволило комбинату втрое сократить расходы на взрывчатые вещества. Проведение массовых взрывов в карьере с использованием ЭВВ позволяет существенно снизить количество вредных веществ, выделяемых при взрыве, в сравнении с ВВ промышленного изготовления.

Правильный кислородный баланс значительно уменьшает выброс вредных веществ в атмосферу за счет более полного сгорания ВВ - до водя­ного пара, азота и углекислого газа).

Транспортные смесительно-зарядные машины (ТСЗМ) составляют костяк комплекса машин для механизации взрывных работ и повышения их эффективности.

Транспортные смесительно-зарядные машины, по сути, представляют собой мобильные мини-заводы («завод на колесах») по приготовлению многокомпонентных промышленных эмульсионных взрывчатых веществ (ПВВ).

Каждый компонент в отдельности взрывобезопасен. Отличительной особенностью серии ТСЗМ является наличие автоматизированной системы управления технологическим процессом с возможностью работы в автоматическом, полуавтоматическом (наладочном) и ручном (аварийном) режимах работы. Схема технологических агрегатов транспортной смесительно-зарядной машины представлена на рисунке 1. Серия транспортно смесительно - зарядных машин разработанных и изготовляемых на ОАО «Гормаш» включает в себе машины на различных автомобильных шасси (БелАЗ г/п - 30т и 40т; КрАЗ, МАЗ) для приготовления ЭВВ (не содержат тротила) из четырех исходных компонентов (аммиачная селитра, дизельное топливо, эмульсия, газогенерирующая добавка - водный раствор нитрита натрия) - ЭВВ (гранэмит, эмулан), трех компонентов (аммиачная селитра, дизельное топливо, эмульсия «гован») - ЭВВ (тован). Вода во всех случаях используется в качестве смазки для облегчения транспортировки готового продукта после винтового насоса до скважины и мойки трактов прохождения компонентов и готового продуктa по окончании зарядки с последующей продувкой сжатым воздухом.

Машина для зарядки «сухих» (необводненных) скважин - ТСЗМ-ЗОПГ-А. Машины для зарядки обводненных скважин (ТСЗМ-11ПГ (рисунок 2), ТСЗМ-11Э (рисунок 3), ТСЗМ-20ПГ, ТСЗМ-30ПГ (рисунок 4), ТСЗМ-30).

В 2007 г. разработаны также смесительно-зарядные машины ТСЗМ-11 и ТСЗМ-30Э.

Технические характеристики машин серии ТСЗМ представлены в таблице

1 . Зарядка «сухих» (необводненных) скважин производится сверху в устье, а обводненных скважин снизу «под столб воды». Дозирование исходных компонентов в готовый продукт определяется строго определенным (постоянно контролируется программируемым контроллером) числом оборотов исполнительных органов - шнеков, насосов - дозаторов в минуту. Расход определяется количеством доставляемого шнеком, насосом за один оборот -уточняется практически для каждого конкретного исполнительного механизма в процессе калибрования при вводе в эксплуатацию и после ремонта (при необходимости).

Конструкция ТСЗМ в общем случае включает в себя:

- доработку шасси:

Доработка системы выпуска отработавших газов с выводом их вперед и вправо;

Установка отбора мощности для привода гидравлических насо-i он;

Установка лонжеронов для монтажа навесного оборудования машины;

Под снаряжением боеприпасов понимают ряд последовательных операций по наполнению корпусов снарядов, мин, боевых частей реактивных снарядов и ракет, авиабомб и т.д. взрывчатыми веществами. Взрывчатые вещества производятся в порошкообразном виде. В боеприпасах ВВ представляют собой монолит и называются разрывным зарядом. Разрывной заряд изготовляется или непосредственно в камере боеприпаса, или изготовляется заранее, а затем в виде готовых шашек укладывается в камеру боеприпаса.

Наполнение корпусов боеприпасов взрывчатым веществом может производиться различными способами: заливкой , шнекованием , прессованием . Наполнение по первому способу производится заливкой расплавленного жидкого ВВ в корпус снаряда в один или несколько приемов в зависимости от размеров боеприпаса и конфигурации камеры. Чем больше калибр снаряда и отношение диаметра горловины камеры к ее наибольшему диаметру, тем в большее число приемов производится заливка. Качественный литой разрывной заряд должен иметь однородную мелкокристаллическую структуру (без пузырьков, раковин и трещин) и высокую плотность. Для получения однородной мелкокристаллической структуры разрывного заряда заливку ведут при наивыгоднейшем соотношении жидкой и кристаллической фаз в расплавленном ВВ. Последнее достигается так называемой шимозацией ВВ, т.е. энергичным перемешиванием расплавленного ВВ перед заливкой.

Перемешивание ускоряет охлаждение ВВ и начало процесса его кристаллизации, способствует образованию большого числа центров кристаллизации и, следовательно, препятствует появлению крупных кристаллов.

Мелкокристаллическая структура разрывного заряда обеспечивает ему высокую плотность, прочность и безопасность при выстреле, что очень важно, так как такой разрывной заряд может выдержать без разрушения напряжения, развивающиеся в нем под действием инерционных сил при выстреле.

Заряды крупнокристаллической структуры обладают малой прочностью и при выстреле могут разрушаться, что приводит к преждевременным разрывам снарядов в канале ствола орудия или на траектории вследствие воспламенения ВВ от трения при разрушении зарядов.

Чтобы предотвратить образование пузырей и раковин в заряде, жидкое ВВ в корпусе снаряда периодически перемешивают латунным прутом, что способствует удалению пузырьков воздуха.

Трещины в разрывном заряде не допускаются, так как при выстреле в местах расположения трещин возникает значительное трение между частицами заряда, способное вызвать воспламенение ВВ и преждевременный разрыв снаряда в канале ствола при выстреле.
Чтобы не было трещин в заряде, корпуса снарядов перед заливкой предварительно подогревают до температуры помещения, в котором производят заливку, и медленно охлаждают разрывной заряд. Различают кусковую, вибрационную и вакуумную заливки.

Сущность кусковой заливки заключается во введении в камеру боеприпаса вместе с жидким ВВ заранее приготовленных кусков твердого литого ВВ. Заливка кусковым способом обычно ведется следующим образом: вначале в камеру боеприпаса примерно на 1/3 ее объема заливают жидкий тротил, в который затем вводят, утрамбовывая деревянной палочкой, куски ВВ до тех пор, пока они не распределятся по всему объему жидкого ВВ. Этот процесс повторяется до полного заполнения объема камеры.

Кусковой способ ускоряет процесс наполнения корпусов боеприпасов примерно в 2–3 раза по сравнению с обычным способом заливки одним лишь жидким ВВ. Но вследствие неодинаковой плотности получаемой при этом отливки, а также из-за плохого спая кусков с застывшим ВВ данный способ используется лишь для наполнения взрыв-чатым веществом авиабомб, мин, ручных гранат и других видов боеприпасов, разрывных зарядов, которые не подвергаются значительным сотрясениям.

Вибрационная заливка является более совершенным методом сна-ряжения боеприпасов. Вибрационная заливка заключается в использовании явления вибрации для более качественного распределения и уплотнения кусков ВВ в камере боеприпаса и ускорении процесса наполнения камеры. Вибрации с определенной частотой подвергается корпус боеприпаса в процессе его наполнения с помощью специального устройства.

Вакуумная заливка преследует ту же цель, что и вибрационная. Для повышения качества заполнения корпуса и производительности труда перед заполнением ВВ камера боеприпаса вакуумируется.

Снаряжение шнекованием состоит в наполнении камер боеприпасов порошкообразным ВВ при помощи шнек-аппарата. Данный способ является высокопроизводительным и механизированным. Он применяется в основном для наполнения снарядов наземной артиллерии, а также авиабомб и мин. Шнекование не применяется для наполнения боеприпасов гексогеном и тринитротолуолом как в чистом виде, так и во флегматизированном, и в виде смесей их с другими веществами вследствие высокой чувствительности их к трению.

Прессование заключается в изготовлении шашек взрывчатого вещества в специальных матрицах (реже непосредственно в камере боеприпаса) путем одновременного уплотнения всей массы взрывчатого вещества пуансоном. Таким образом, разрывной заряд или его элементы изготовляются заранее, и наполнение камеры боеприпаса заключается во вставке готового разрывного заряда.

Метод образования заряда с изготовлением его непосредственно в камере боеприпаса называется нераздельным. Метод изготовления заряда вне камеры боеприпаса с последующим закреплением его в камере называется раздельным. Раздельный метод в зависимости от способа сборки и закрепления заряда в камере имеет две разновидности: раздельно-шашечный и раздельно-футлярный.

Раздельно-шашечный способ наполнения снарядов широко применяется у нас с начала Великой Отечественной войны и особенно со времени внедрения в валовое производство взрывчатого вещества, которым не могут наполнять корпуса боеприпасов ни способом заливки, ни способом шнекования. Раздельно-шашечный способ наполнения состоит во вставке заранее изготовленных прессованием или отливкой шашек ВВ в камеру корпуса снаряда на том или ином закрепителе (обычно на сплаве парафин–церезин 1:1). При большом числе шашек их склеивают шеллачно-канифольным лаком в сборки по несколько штук в каждой.

Последовательность выполнения операций наполнения снарядов раздельно-шашечным способом следующая. В камеру корпуса вводится определенное количество расплавленного сплава парафин–церезин и вставляется первая шашка (или сборка шашек); при этом количество сплава подбирается так, чтобы он полностью заполнял зазоры между поверхностями шашки (сборки шашек) и камеры. Таким же образом вставляются в камеру остальные шашки или сборки шашек. Затем на заряд кладутся картонные прокладки, и ввинчивается дно. Картонные прокладки заполняют зазор между зарядом и дном; они служат для поджатия заряда в корпусе снаряда, чтобы не допустить перемещения его при выстреле.

Раздельно-футлярный способ наполнения применяется главным образом для снаряжения бронебойных снарядов. Он отличается от раздельно-шашечного способа тем, что прессованные шашки ВВ вставляются вначале в футляр, а затем уже снаряженный футляр вставляется в камеру корпуса снаряда, где закрепляется на сплаве парафина с церезином. Количество сплава подбирается с таким расчетом, чтобы он полностью заполнял зазоры между шашками ВВ и внутренней поверхностью футляра, а также между поверхностью снаряженного футляра и камеры снаряда. Материалами для изготовления футляров могут быть алюминий, картон, пластмасса и др.

При обработке разрывного заряда предусматривается окончательная отделка заряда. При окончательной отделке снарядов наружная поверхность снарядов окрашивается, и на нее наносится отличительная маркировка. Окраска наружной поверхности снарядов приме-няется как антикоррозийное покрытие, а также служит средством распознавания снарядов по их боевому назначению и снаряжению. Готовые снаряды укупориваются.

Стационарные пункты подготовки и приготовления ВВ или их компонентов подразделяются на следующие пункты:

приготовления бестротиловых простейших ВВ (игданитов) из невзрывчатых компонентов;

растаривания промышленных ВВ и снаряжения зарядных машин;

приготовления горячего насыщенного раствора селитр со ста­билизирующими добавками для приготовления на взрываемом блоке водосодержащих ВВ;

приготовления обратных эмульсий из раствора селитр с эмуль­гаторами для приготовления на взрываемом блоке эмульсионных ВВ.

Ниже рассмотрены схемы и технология работ на перечислен­ных пунктах подготовки и приготовления компонентов ВВ.

Пункты для приготовления игданитов. На крупных карьерах или на участке специализированной организации, ведущей взрыв­ные работы на группе карьеров (по типу объединения Северо-Во­сток золото), с большим объемом потребления игданита могут создаваться специализированные стационарные пункты его при­готовления. Оборудование пунктов должно обеспечивать высокопроизводительное

и безопасное выполнение следующих опе­раций: приемка аммиачной селитры и размещение ее в хранилище; хранение селитры в режиме, исключающем ее излишнее увлаж­нение и слеживание; подача селитры в узел приготовления игданита; приготовление игданита и дозированная погрузка получен­ного ВВ в зарядные машины.

В настоящее время основным типом ВВ, используемым для разработки россыпей Северо-востока СССР, является игданит, доля которого превысила 60 % общего объема потребления ВВ в этом регионе.

Созданный ВНИИ-1 комплекс «Берелех» позволил механизи­ровать приготовление игданита в объединении Северо-восток-золото на 100 % и в объединении Якутзолото на 60 %. В настоя­щее время в промышленной эксплуатации находятся 35 комплек­сов «Берелех». Одновременно была создана технология бестарного хранения аммиачной селитры (АС) в буртах вместимостью 600 т. Исследования, проведенные ВНИИ-1 и ИПКОН АН СССР по оценке пригодности для изготовления игданита аммиачной селитры десяти различных заводов-изготовителей, показали, что АС, не подвергнутая специальной обработке, способна удержи­вать лишь 3-4 % дизельного топлива (ДТ). Низкая стабильность игданита сокращает допустимое время нахождения зарядов в сква­жинах, что ограничивает объемы массовых взрывов, увеличивает их количество и приводит к неоправданным издержкам от про­стоев буровых станков, землеройной техники, а в целом к сниже­нию технико-экономических показателей взрывных работ.

Перспективны два метода повышения стабильности игданита: введение в дизельное топливо поверхностно-активных веществ (ПАВ) и введение в состав игданита на стадии смешивания его компонентов дисперсных горючих добавок.

Наилучшие результаты получены при использовании смеси, состоящей из неионогенных и катионного ПАВ. Добавка этой композиции в сочетании с сорастворителем ПАВ к ДТ обеспечи­вает стабильность игданита при температуре от -5 до -45 °С в течение 72 ч.

Схема дозирования жидкого горючего компонента при изго­товлении игданита на установке ИСИ-2 показана на рис. 13.9. На нагнетательной ветви магистрали жидкого горючего компо­нента от шестеренчатого насоса устанавливаются регулятор рас­хода (дроссель) жидкого компонента 3 и обратный клапан 2. Для осуществления контроля за расходом жидкого горючего ком­понента в системе его подачи предусматривается установка двух дозаторов 8, оборудованных соответствующей запорной армату­рой. Из накопительной емкости 1 жидкий компонент самотеком поступает через входные клапаны 9 в дозаторы 8, после чего входные краны устанавливают в закрытое положение. Подача жидкого компонента в смесительный шнек ИСИ-2 через распыли­тельную форсунку 5 осуществляется установкой одного из кранов

Рис. 13.9. Схема дозирования подачи жидкой горючей добав­ки для приготовления игданита на установке ИСИ-2

дозатора 7 в открытое положение с последую­щим включением насоса 6. Расход жидкого горючего компонента устанавлива­ется с помощью дросселя 4, при этом избыточное количество его возвращается через обратный клапан в ра­ботающий дозатор. Непрерывное дозирование обеспечивается попеременной работой дозаторов посредством переключения од­ного дозатора на другой после опорожнения работающего дозатора. Благодаря тому, что вместимость каждого дозатора рассчитана на вместимость бункера-накопителя готового игданита, создается возможность постоянного контроля за соблюдением соотношения смешиваемых компонентов, и по мере необходимости осуществляется корректировка в подаче жидкого горючего компонента. Введение добавок композиции ПАВ и сорастворителя при изготовлении стабильного игда­нита осуществляется в накопительную емкость с ДТ. В на­стоящее время во ВНИИ-1 разработана и прошла про­мышленные испытания на предприятиях технология изготовле­ния трехкомпонентного игданита, обладающего одновременно улучшенной стабильностью и повышенной энергией взрыва. Для изготовления этого игданита был применен разработанный ВНИИ-1 комплекс оборудования ИСИ-2 производительностью 20 т ВВ в час.

Разработан новый способ получения алюминизированных ВВ методом холодного смешивания компонентов в условиях горных предприятий.

Дисперсный горючий компонент равномерно распределяется в жидкой добавке до образования однородной суспензии, после чего этой суспензией обрабатываются гранулы аммиачной се­литры, при этом поверхностный контакт между дисперсным ком­понентом и гранулами АС усиливается наличием в составе ВВ добавок ПАВ. Применение этой технологии для приготовления многокомпонентных составов позволяет исключить расслоение взрывчатой смеси в процессе ее приготовления, транспортирова­ния и заряжания. В основу устройства для приготовления су­спензий был положен принцип работы струйного аппарата в ре­жиме жидкость-воздух по замкнутой гидравлической схеме (рис. 13.10). При этом в качестве рабочей жидкости использова­лась жидкая горючая добавка, циркулирующая между насосом 1 и баком 2 по кольцевому трубопроводу. Загрузка дисперсного

Рис. 13.10. Схема смешивания жидкой горючей добавки с алюминиевой пудрой

компонента 3 (порошок алюминия) в смесительный бак устрой­ства производилась из поставляемой тары- стальных барабанов по гибкому шлангу под действием разряжения, создаваемого струей рабочей жидкости в смесительной камере гидроэлеватора. Устройство для приготовления суспензий, получившее название гидровакуумный смеситель, вошло в состав установки ИСИ-2 для изготовления трехкомпонентных игданитов с повышенной энергией взрыва. Селитра подается в емкость 4 и смешивается с суспензией в наклонном шнеке 5 (см. рис. 13.9).

Пункты для механизированного растаривания и загрузки ВВ в зарядные машины должны обеспечивать выполнение следующих операций: прием ВВ в мешках или мягких контейнерах, растаривание мешков или контейнеров в накопительный бункер для снаря­жения зарядных машин, сбор использованной тары. Такой пункт растаривания показан на рис. 13.11.

Доставка ВВ на пункт предусматривается на поддонах акку­муляторным погрузчиком ЭШ-181 грузоподъемностью 1000 кг, автомашинами или железнодорожными вагонами.

Погрузчик опускает мешки с ВВ на площадку у концевой части наклонного ленточного конвейера. Отсюда мешки поступают на ленту, поднимаются на верхнюю площадку и при сходе с кон­вейера захватываются растаривающей вибрационной установкой УРВ-2, в которой разрезаются бумажные мешки, происходит частичное измельчение слежавшегося ВВ, а неразрушившиеся куски ВВ поступают в валковую дробилку. Из-под сита и от дробилки измельченное ВВ поступает в бункер-накопитель. Бу­мажная упаковка по лотку направляется в сборную емкость. Выпускные отверстия бункера оборудованы затворами-дозаторами, из которых ВВ поступает в емкости зарядных машин.

Рис. 13.11. Схема стационарного механизированного пункта подготовки (при­готовления) ВВ:

1 - наклонная галерея с конвейером; 2 - здание растеривающей установки; 3 - бун­кер-накопитель; 4 - лоток для выпуска мешкотары; 5 - зарядная машина

С пункта до места взрывов ВВ доставляется в транспортно-зарядных автомашинах. Такой пункт целесообразно оборудовать двумя бункерами, в один из которых загружается гранулотол, а во второй - гранулированная аммиачная селитра. Для за­правки зарядных машин имеется емкость с соляровым маслом.

Целесообразно бункеры двухбункерных зарядных машин сна­ряжать игданитом и гранулотолом и использовать каждое ВВ раздельно для заряжания нижней (обводненной) и верхней (су­хой) частей скважин.

В организациях Кривбассвзрывпром и Кмавзрывпром при­меняются передвижные растаривающие установки, смонтирован­ные на автомашине, которой можно растаривать мешки непосред­ственно из железнодорожных вагонов и снаряжать зарядные машины вблизи места взрыва в любом месте карьера (рис. 13.12).

Применение передвижных растаривающих установок типа МПР-30 делает ненужным сооружение стационарного растаривающего пункта, что обеспечивает снижение затрат на растаривание ВВ и позволяет менять место растаривания ВВ (снаряжение зарядных машин). Недостатками передвижных растаривающих установок являются низкая производительность снаряжания зарядных машин и повышенная запыленность в рабочей зоне опе­ратора на верхней площади растаривания.

Пункты для приготовления горячего насыщенного раствора селитр. В этих пунктах готовится раствор аммиачной, натриевой и кальциевой селитр со стабилизирующими добавками (полиакриламид, карбоксилметилцеллюлоза, ПАВ и т. д.). Раствор

Рис. 13.12. Схема самоходной погрузочно-растаривающей установки МПР-30

применяется в качестве компонента для приготовления на взры­ваемом блоке горячельющихся ВВ путем добавления в него гранулированного или чешуйчатого тротила. При этом образуется суспензия из раствора и частиц тротила, имеющих различную плотность. Для стабилизации заряда в него вводят в процессе заряжания добавки и поперечные сшивки, ускоряющие его за­гущение.

Взрывчатые смеси на основе горячего раствора аммиачной селитры типа ГЛТ-20 освоены на Лебединском ГОКе по разра­боткам Ленинградского горного института с участием НИИКМА. В 1975 г. на этом ГОКе был построен пункт для приготовления горячего раствора селитры. В состав пункта входят склад селитры, установка для приготовления горячего раствора окислителя, машина УДС для доставки готового раствора окислителя и смесительно-зарядный агрегат СЗА-1. На этом пункте производятся растаривание с измельчением слежавшейся селитры, приготовле­ние горячего ее раствора со стабилизирующими добавками, за­грузка готового раствора в доставочную машину УДС.

С 1986 г. комбинат использует для приготовления водосодержащих ВВ зарядные машины «Акватол-1У» и «Акватол-3», кото­рые снаряжают на пункте горячим раствором селитр и достав­ляют его на заряжаемый блок. Сюда же в зарядной машине МЗ-ЗА доставляют тротил (гранулированный или чешуйчатый), откуда он по зарядному рукаву через объемные дозаторы подается в ем­кость машины «Акватол-1У», из которой после перемешивания в течение 15 мин поступает по зарядному шлангу в скважину под столб воды.

Изготовленная на комплексе взрывчатая смесь ГЛТ-20 имеет плотность заряжания в 1,4-1,6 раза выше по сравнению с гра­нулированными ВВ.

Применение взрывчатой смеси ГЛТ-20 обеспечивает снижение себестоимости 1 т ВВ в 1,7-2 раза и дает возможность уменьшить объем бурения скважин на 15-20 % за счет повышения объемной концентрации энергии заряда ВВ. ГЛТ-20 целесообразно при­менять в первом ряду скважин с увеличенной величиной линии сопротивления по подошве, взрывать блоки с расширенной сеткой скважин.