Перспективно ли гончарное дело как бизнес? Этот промысел открывает возможности для творчества, обучения и заработка. Его история глубоко уходит в тысячелетия: много веков назад люди лепили из глины сосуды и горшки, украшали их резьбой и глазурью. Массовое производство посуды в XXI веке сместило гончарство в индустрию развлечений. Рассказываем, что представляет собой технология гончарного производства, какие материалы используют для производства и на чём можно заработать.

Гончарное производство известно с древнейших времён. Это ремесло создавало необходимые в быту ёмкости и сосуды. Основным материалом для него является глина. История началась с ручного производства: мастер из куска глины лепил изделие, а затем обжигал его в печи или сушил на солнце (в жарких странах). Однако довольно давно, в начале первого тысячелетия появился гончарный круг - станок, с помощью силы вращения придающий изделиям ровную симметричную форму. Помимо красоты сосудов это приспособление обеспечивает более высокую скорость производства.

Кроме изготовления посуды гончары производили кирпичи, плитку, дренажные трубы и даже архитектурные украшения. Интересно, что в средние века глиняные сосуды придумали использовать для улучшения акустики храмов: их замуровывали в стены. Такие можно увидеть В Новгороде, в Пскове и Москве.

Русские мастера гончарного дела тоже работали руками и на кругах, создавая востребованные и нужные в быту предметы. Этот навык не был редким: в каждой семье были люди, способные изготовить необходимый сосуд. С конца 19 века посуду собственного производства вытеснила фабричная, а гончарное дело из сферы жизненно необходимых навыков перешло в область народного творчества и хобби.

Гончарное дело - изготовление из глины посуды, разнообразных сосудов, игрушек и даже архитектурных элементов

Материалы гончарного производства

Главный материал для гончарного производства - глина. Специальная горшечная разновидность считается оптимальной для изготовления сосудов, хотя вариантов состава глиняной массы может быть довольно много. Их делят на плотные (фарфор, бисквит, париян) и пористые (фаянс, терракота). В составе глины может быть кварц и гипс. Эти компоненты делают изделия более прочными.

Чаще всего готовые изделия, но есть после обжига, раскрашивают глазурью. Цели не только декоративные, но и практические: краска не даёт влаге проникать в изделие и разрушать его. Способов нанесения глазури несколько: муравление, посыпка, обливание или ручное раскрашивание.

Технологии производства

Гончарное дело для начинающих в домашних условиях - вполне посильная задача, хотя работать в специальной мастерской гораздо удобнее. Причина простоты этого дела кроется в его древности: изначально люди работали вручную или с помощью очень простых приспособлений, а сам навык лепки был очень массовым.

Изготовление изделия начинается с подготовки глиняной массы . От его качества и особенностей зависит качество сосуда. Обычно используется так называемая горшечная глина, её состав считается оптимальным. Важна однородность и густота массы. Сейчас такой материал без труда можно купить в магазинах для хобби. Заготавливать глину самостоятельно проблематично: нужно найти хорошее место, набрать материал, очистить его от камешков и посторонних примесей.

Когда масса готова, можно приступать к формовке или лепке. Некоторые виды изделий делают в формах и рамах, сосуды формируют на гончарном круге, фигурки и свистульки лепят вручную. Это может быть творческим или чисто механическим процессом, в зависимости от пожеланий и целей мастера.

Обжиг

Сформированное изделие нужно обжечь, чтобы оно сохраняло стабильную форму. Глина обжигается при очень высоких температурах - от 1000 градусов. Для разного состава массы требуется определённая температура:

  • глина - 1000–1200 градусов;
  • керамика - 1100–1300 градусов;
  • фарфор - 1200–1400 градусов.

С некачественными составами могут возникнуть трудности. Например, есть примеры, когда покупная порошковая глина закипала уже при температуре в 750 градусов и изделие портилось. Поэтому к выбору сырья нужно относиться крайне внимательно, проверять производителей, чтобы не потратить время и деньги впустую.

Желательно использовать газовые или электрические печи: ими проще управлять, в них не образуется сажа и копоть, которая портит поверхность изделий. Атмосфера в печи во время обжига тоже влияет на внешний вид сосудов и фигурок. Например, можно вызвать окисление глины и придать ей более коричневатый оттенок.

Основа мастерской - гончарный круг

Нанесение глазури

Глазурью называется стекловидное покрытие глиняных изделий. Его назначение не только декоративное. В первую очередь глазурь необходима для защиты изделия от влаги, которая может попасть в его структуру и разрушить. Защитное покрытие наносится во время обжига или после него. Основой такого покрытия являются кварц, каолин и полевой шпат. Чтобы сделать глазурь цветной, в состав добавляют оксиды и соли металлов.

Методы нанесения глазури на гончарные изделия:

  • пульверизация;
  • набрызг;
  • окунание;
  • полив;
  • тампонирование;
  • окрашивание кистью.

При окрашивании иногда возникают дефекты, например, пузырьки или трещины. Мастер по производству гончарных изделий должен предупреждать их причины и предотвращать. Для этого нужно следить на равномерностью нанесения, помолом сырья для глазури и правильно подбирать температуру для обжига.

Необходимое оборудование

Основа мастерской - это гончарный круг. Это устройство довольно хорошо знакомо всем: вращающейся устройство, позволяющее формировать симметричные объёмные изделия. Разновидностей несколько:

  • ручные (приводятся в движение одной рукой, а работать над заготовкой надо другой рукой);
  • механический ножной (сила вращения обеспечивается ногами, обе руки свободны для работы);
  • электрические (самые распространённые сейчас, вращение обеспечивает электрический ток, мастер работает только над изделием).

Для бизнеса, особенно если планируется проводить обучение гончарному делу нужен именно электрический круг. Компактный станок можно приобрести за 30 тысяч рублей, более профессиональный - за 45 тысяч. Вращающаяся часть круга называется турнетка. Одна турнетка обязательно идёт в комплекте с кругом, но можно купить дополнительные, к примеру, большого и меньшего размера.

Помимо гончарного круга необходима муфельная печь: она способна нагреваться до определённой высокой температуры (до 1400 градусов) и поддерживать эту температуру в течение нужного промежутка времени. Купить печь для гончарного дела можно в среднем за 30-40 тысяч рублей, но лучше заложить сумму побольше - в районе 100 тысяч рублей. Время обжига зависит от материала и объёма изделия. Иногда требуется обжигать глину 2-3 раза, для глазурирования.

На чем можно делать деньги

Гончарное дело сейчас - это скорее народный промысел, чем способ производства. Мастер, работающий на гончарном круге, не сможет конкурировать по объёмам производства с промышленными предприятиями. Да и качество его изделий скорее всего будет уступать.

Вариант заработка на гончарном производстве - изготовление декоративных игрушек, свистулек, колокольчиков. Их продают в музеях, сувенирных магазинах, туристических лавочках.

Наиболее перспективным с точки зрения дохода представляется мастер-класс по гончарному делу. Возможность попробовать себя в новой роли, поработать руками, изготовить памятный сувенир или полезную в хозяйстве вещь привлекает многих. Такие уроки с удовольствием посещают дети и взрослые. Организовать гончарные курсы можно только в том случае, если у предпринимателя уже есть навыки в этом ремесле (иначе учить людей не получится).

Рассмотрим каждый вариант чуть подробнее.

Есть несколько вариантов заработка на гончарном ремесле, один из которых - обучение

Гончарные изделия

Продажа гончарных изделий - посуды, бытовых сосудов, а также декоративных фигурок и свистулек - может приносить доход. Такие сувениры не производят массово, хотя спрос среди туристов на них довольно высок. Если получится найти каналы сбыта в этом направлении, в весенне-летний сезон и новогодние праздники можно получать прибыль.

Больших денег ждать не стоит: одна фигурка продаётся в среднем за 100-150 рублей при себестоимости до 30 рублей. Если изготовить 500 штук, можно заработать 75 000 рублей. Минус способа в том, что создавать такие сувениры не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужна аккуратность, приятные расцветки и оригинальные идеи.

Другая идея - продавать посуду и вазы через интернет. Тенденция использовать в интерьере только натуральные материалы сработает в пользу мастера. Если изделия красиво фотографировать, больше рассказывать о них и регулярно вести страницы, можно найти много клиентов.

Мастер-классы для детей

Другое более денежное направление - мастер-классы для детей. Москва, Петербург, да и другие города уже присоединились к этой работе. Плюс в том, что аудитория потенциальных посетителей просто огромна, а особенные знания для проведения детских мастер-классов не нужна. Детям важны впечатления, а не знания и навыки. Часто такие занятия посещают семьями.

Занятия проводятся в небольших группах и длятся в среднем 1,5 часа. Детям рассказывают краткую историю гончарного дела, показывают готовые изделия и учат работать с глиной . Это несложная и приятная работа. Единственный минус заключается в затратах: нужно снять большое помещение, отремонтировать его, поставить мебель и купить несколько гончарных кругов. Печи достаточно одной. Также следует разработать программы занятий и предусмотреть вариативность для разных возрастов.

Обучение

Также зарабатывать можно на более продвинутом обучении. Некоторым людям действительно интересно овладеть гончарным мастерством на продвинутом уровне. Возможно, они планируют потом на этом зарабатывать или строить бизнес, поэтому готовы заплатить за уроки. Это направление работы стоит объединить с детскими мастер-классами и самостоятельным производством.

Не совсем обычный вариант - книги. Если мастер уже накопил солидный опыт работы и хорошо знает ремесло, можно попробовать написать учебное пособие и издать его небольшим тиражом.

Многие готовы заплатить, чтобы научиться работать на гончарном круге и самостоятельно изготавливать посуду

Финансовые вложения и окупаемость

На оборудование для мастерской придётся потратить в среднем 150 тысяч рублей: печь и гончарный круг. Рабочие инструменты вроде нити, наборов для лепки - ещё 10 тысяч рублей. Сырьё на несколько месяцев работы - приблизительно 30 тысяч.

Предположим, предприниматель планирует не только самостоятельно производить, но и обучать других людей. Тогда затрат будет больше: несколько гончарных кругов, аренда и ремонт помещения, больше инструментов и сырья, а также реклама. Всё это в среднем можно уложить в 500 тысяч рублей. Суммарные затраты на запуск бизнеса составят 800 тысяч рублей.

Мы выяснили, что на продаже изделий можно за сезон заработать примерно 75 тысяч рублей. Основную часть доходов должны приносить мастер-классы. 1,5-часовое занятие стоит от 500 рублей, группы - 10-12 человек. Если проводить 4 занятия в неделю в полностью загруженных группах, за неделю можно заработать 24 тысячи рублей, а за месяц - 96 тысяч.

Зарабатывать на уровне 100 тысяч рублей в месяц в собственной гончарной мастерской вполне реально. С учётом покупки расходных материалов, оплаты аренды и коммунальных услуг окупить все вложения можно в течение 8-12 месяцев активной работы.

Заключение

Гончарное дело - перспективное с точки зрения заработка ремесло. Наиболее выгодной представляется организация мастер-классов для детей и взрослых. Также можно заработать на продаже посуды и сувениров. Открыть мастерскую стоит в среднем 800 тысяч рублей, которые можно окупить за 1 год работы.

Любой творческий человек рано или поздно задумывается о том, чтобы сменить скучную офисную работу на ту, которая будет радовать его душу. На ум приходят разные идеи, от рисования, до организации праздников. Для многих важно, чтобы свое дело было этичным и приносящим реальную пользу обществу. Одним из таких является обучение древнему ремеслу – гончарному искусству .

Глина — это чистый природный материал, который, с одной стороны, позволяет расслабиться и отвлечься от рутины. А с другой — глина издревле была превосходным материалом для строительства и различного производства. Из глины до сих пор делают кирпичи, посуду и декоративные керамические изделия. Дорогие фарфор и фаянс также производятся из глины по процессу, который мало чем отличается от изготовления кирпичей. Разница производств заложена лишь в сорте глины и некоторых специфичных конечных процессах. Несмотря на древность гончарного ремесла оно по прежнему актуально. А с возросшей доступностью инструментов оно стало популярным у обывателей, которые хотят изготавливать керамику для себя и друзей, в качестве хобби. Поэтому бизнес по обучению и предоставлению возможности заниматься этим прекрасным делом всегда найдет своего потребителя.

Почему именно гончарная школа?

Согласитесь, все в детстве любили лепить из пластилина, а кому-то повезло поработать с чистейшим природным материалом – глиной. Сама по себе, глина является вязкой субстанцией, которая легко поддается пластичным изменениям. Из глины делают посуду, декоративные предметы интерьера, бижутерию и многое другое. Но научиться лепить из глины что-то стоящее самому – достаточно сложно. Именно поэтому люди охотно записываются на мастер-классы по лепке из глины руками и на гончарном круге.

На занятия приходят, как дети, так и взрослые пожилые пары. Лепка из глины успокаивает, очищает ум и дарует позитивный настрой на весь день. Кроме того, изделия, полученные после занятий, можно полноценно использовать в быту. Некоторые сравнивают процесс лепки из глины с медитацией. Также широким спросом пользуются групповые занятия, как отличная форма для проведения дня рождения или корпоратива.

С чего начать?

Многие думают, что чтобы открыть гончарную школу – надо самому очень хорошо уметь лепить из глины. От части – это правда. В своем штате необходимо иметь минимум двух специалистов, которые разбираются в гончарном ремесле, желательно, чтобы одним из них был дизайнер-керамист, прошедший обучение в специальном учебном заведении. Важно понимать, что после того, как Ваши ученики слепят изделия из глины, понадобится самостоятельно высушить их и обжечь при правильной температуре. Также не стоит забывать о технологических процессах: глазуровании изделий (остекление), покраске ангобами, утильном и вторичном обжиге.


Конечно, если Вы не хотите самостоятельно вести курсы, то стоит поручить контроль этих важных составляющих бизнеса своим работникам. Но на деле эти процессы ни так уж и сложны, но, конечно, лучше на первое время нанять опытного в этой сфере специалиста, чтобы перенять его опыт и создать свою технологическую методичку. Что касается самой лепки, то ничего сложного здесь нет. Составить обучающую программу можно буквально за неделю. Самостоятельно изучите литературу по гончарному искусству и на первое время этого будет достаточно детям и начинающим керамистам.

Некоторые тонкости и советы по оборудованию и открытию собственной гончарной школы

Для начала Вам понадобятся:

  • печь для обжига глины
  • гончарный круг
  • набор инструментов (кисточки и специальный приборы)
  • мебель и стеллажи
  • глина и краски

Бизнес по открытию гончарной школы имеет низкий порог вхождения. Для начала понадобится приобрести печь для обжига, ее цена начинается от 90 000 рублей. На первое время самой простой печи будет достаточно. Учтите, что важно, чтобы печь могла обжигать глину на температуре выше 1000 градусов. Также, понадобится сама глина, инструменты и специальные краски для нее (ангобы и глазури). Не забывайте о гончарном круге, он будет незаменим, если вы хотите начать обучение с производства посуды, хотя на первое время, занятия можно проводить только по ручной лепке. Все это можно приобрести в специализированных интернет магазинах.

Важной расходной частью станет закупка мебели, чтобы организовать рабочее пространство в гончарной школе. Тут все зависит от площади помещения. Минимальный закуп для организации гончарной школы со средней пропускной способностью около 100 человек в месяц – 150 000 рублей, без учета аренды помещения.

Площадь помещения должна быть не менее 30кв.м, но учтите, что чем больше помещение, тем комфортнее ученикам. Постарайтесь расположиться ближе к школам и детским садам, желательно в центре города, чтобы было удобно добраться до мастерской.

Выделите специальное место для печи (это будет муфельная электропечь), учитывайте требования пожарной безопасности, проконсультируйтесь со специалистами, которые производят печи для обжига глины.

Форматами обучения могут быть:

  • — единичные мастер-классы по ручной лепке или на гончарном круге (для всех желающих)
  • — базовый курс, состоящий из 8-12 занятий (для желающих научиться лепке)
  • — узконаправленные занятия для профессионалов своего дела (продвинутые курсы, повышение квалификации)
  • — сдача в аренду рабочего пространства для продвинутых гончаров и индивидуальных занятий (гончарный коворкинг)
На что можно рассчитывать в итоге?

Окупаемость такого бизнеса составляет примерно 6-8 месяцев, все зависит от рекламы и правильного позиционирования в своем городе. На старте очень важно завлечь учеников дружелюбным сервисом и гибкой системой цен. Средний чек за мастер-класс может достигать 2000 рублей с одного слушателя.

Для имиджа гончарной школы важен дизайн, поэтому уделите особое внимание, как названию, так и внешнему оформлению. Гончарная школа завлекает своим творческим процессом, как детей, так и родителей. Равнодушных, как правило, не остается, ведь лепка из глины – это прекрасный способ самовыражения, который всегда будет востребован на рынке услуг.

Александр Бердин-Лазурский - самарский Билли Миллиган: одни знают его как дизайнера и фотографа, другие - как музыканта, а год назад список увлечений дополнила еще и керамика . Каждый вечер Александр перемещается от офисного компьютера в международной компании к гончарному кругу, чтобы создать новую партию посуды, повысить скилл работы с глиной и фарфором, а затем передать его ученикам. При поддержке проекта «Мастера России» мы поговорили с ним о том, реально ли заработать на гончарном деле, кто выбирает эксклюзивную посуду вместо стандартных чашек из «Икеа», почему керамика состоит из сплошных факапов, а главное - сколько времени понадобится, чтобы стать настоящим мастером.

Оборудование за 260 тысяч и первая идеальная партия

Так уж вышло, что по жизни у меня довольно много увлечений: я фотограф, дизайнер, музыкант, преподаватель, токарь шестого разряда - и это далеко не весь список. Родные и друзья привыкли, что я занимаюсь разными вещами, поэтому когда дело дошло до керамики, никто даже не удивился.

Я увлекся гончарным делом, потому что оно позволяет получить реальную вещь. Одно дело, когда ты месяц разрабатываешь дизайн сайта, а потом отключают свет - и перед тобой ничего нет, а другое - когда в руках настоящий предмет со своей структурой, материалом, весом и формой. Это сильно меня зацепило. Тогда я подумал, что посуда - идеальная вещь, при создании которой я смогу применить все свои дизайнерские навыки.

Я люблю всему учиться сам, без наставников, да и пять лет назад в Самаре не было никого, кто мог бы помочь мне в новом увлечении. Я взял пару уроков в Союзе художников, но быстро понял, что это не то, что мне нужно. Там люди ориентированы на лепку скульптур, панно, картины и витражи. Посуда для них - слишком банально, а для меня даже кружка - огромная загадка, потому что нужно учесть кучу факторов - толщину стенки и дна, кривизну прикосновения к губе, положение ручки и ее форму, теплоемкость, цвет, вес. В итоге, я купил оборудование и устроил мастерскую дома прямо возле кровати - окутал все вокруг полиэтиленовой пленкой и сидел, как Декстер. Жена ночью спит, а я кручу. Гончарный круг и печь обошлись мне в 260 тысяч, но я решил, что это отличная мотивация, чтобы не свернуть назад.

Ответы на любые вопросы я находил в гугле. А вот чатики керамисты начали создавать только сейчас, год назад их еще не было. Первые полгода я делал много всего, но из раза в раз изделия гибли: взрывались в печи, растекались или разбивались во время обточки. Жаль, что я так и не нашел учителя, потому что под руководством профессионала результата можно добиться в десятки раз быстрее.

Сейчас я замечаю, что ребята, которые к нам приходят, через три занятия делают вещи, до которых я дошел только через полгода.

Я люблю рисковать, поэтому никогда не делал пробников: засовывал в печь полную партию, а не каждую кружку по отдельности. В какой-то момент звезды сошлись и все изделия уцелели. Совпала и глазурь, и форма, и цвета. Но оказалось, что самое сложное - повторить свой успех. Я мучался еще месяц - вроде делал то же самое, но ничего не выходило. Пришлось в очередной раз изменить технологию, чтобы получать хороший результат постоянно.

Практически всю посуду в тот момент я раздавал друзьям. Люди часто просят подарить изделие, если видят, что ты что-то производишь. Я с удовольствием соглашался, но предупреждал, что скоро начну делать еще лучше, а подарок уже преподнесен. Друзей это не останавливало, а зря, потому что гораздо выгоднее просить у меня что-то сейчас.

Мастерская и сотрудничество

После девяти месяцев работы в домашних условиях я понял, что пора искать мастерскую. Дело в том, что довольно сложно содержать квартиру в чистоте, когда ты постоянно разводишь и обтачиваешь глину. В голове уже тогда была идеальная картинка: я сижу где-нибудь на первом этаже, кручу посуду на гончарном круге, а мимо проходят люди, которые заглядывают в окна и что-то у меня спрашивают. В итоге все воплотилось.

Однажды ко мне пришла Саша Люлякина, сказала, что закончила гончарную школу в Воронеже и предложила объединить усилия. Я согласился, и мы сняли помещение на Чапаевской, 92 - нашли его через знакомых и довольно быстро. А главное - оно полностью соответствовало моему представлению об идеальной мастерской.

Поскольку я занимаюсь керамикой после основной работы и не могу проводить за гончарным кругом весь день, мы стали искать кого-нибудь крутого, кто мог бы работать в мастерской вместе с Сашей все время. В итоге подружились с девочками из творческой студии Lepco - они лепят руками, а не на круге, так что мы усилили друг друга, стали отличной командой, и теперь я не знаю в Самаре керамической организации основательнее, чем наша.

Сейчас мастерская работает как коворкинг, и мне это нравится. Люди приходят, платят 300 рублей в час и могут пользоваться всеми материалами, которые только видят. Ребята творят, а мы подсказываем, если требуется помощь. Мне кажется, это идеальный способ создать художественную атмосферу для людей, которые занимаются одним делом.

Единственная проблема - многие до сих пор не знают, что к нам можно прийти просто так, поэтому я еще и организую учебные курсы. Один из них длится три дня - за это время человек получает базовые навыки и может самостоятельно сделать себе посуду. Он стоит 4500 рублей и пользуется большой популярностью, потому что позволяет понять, нравится ли тебе керамика в целом. Второй курс обойдется в 18 000 рублей, но с ним можно освоить гораздо больше техник и форм. К тому же, в течение всего обучения есть возможность безлимитно пользоваться коворкингом, чтобы оттачивать свои навыки.

Заработок и спрос

У меня до сих пор нет клиентской базы. Я дизайнер и не хочу заниматься продажами - гораздо больше мне нравится мастерить и рисовать. Но когда дома стало слишком много посуды, я решил, что лучшие экземпляры могу продавать. Первую кружку отдал покупателю сам, но для этого мне пришлось выйти из дома, взять деньги, отдать вещь - для меня это слишком напряжно. Теперь продажей изделий занимается моя знакомая Настя Рязанова из студии Garden N. Мы познакомились, потому что я снимал свадьбы, а она работала в той же сфере флористом. Я просто передаю вещи в ее магазин, и сейчас это единственное место, где их можно купить.

Стоимость зависит только от того, насколько я хочу расставаться с тем или иным экземпляром. Материалы обходятся не очень дорого, но я сижу с этой кружкой три дня, а потом еще столько же ее выпекаю. Причем все это время есть шанс потерять изделие. Не стоит забывать и о пяти его сестрах, которые разбились на каком-то из этапов до того, как удалось получить идеальный экземпляр. Если с кружкой поработал иллюстратор, то она обойдется примерно в 3000 рублей, потому что это уникальная вещь, к которой приложил руку мастер своего дела. Посуда, над которой работал только я, стоит 1000 рублей. Она продолжает быть уникальной, но не несет в себе отпечатков сразу нескольких людей, с которыми я должен разделить прибыль.

Я никогда не стремился заработать ни на одном из своих увлечений. Так получилось, что с детства я живу с постоянным ощущением, что могу умереть прямо сейчас. Если я начну тратить время на то, что не люблю, то это будет очень неразумно. Мне нравится заниматься дизайном, поэтому я каждый день с удовольствием хожу на работу в офис. А потом с радостью ухожу, потому что иду туда, где мне нравится, быть может, еще больше. Мне кажется, если ты что-то любишь, то рано или поздно все затраты окупятся.

Материалы и технология

Работа с керамикой - долгий процесс. Сначала ты берешь комок глины и отминаешь, чтобы внутри не осталось пузырьков воздуха. Это имеет значение, потому что в противном случае посуда может треснуть. Затем самая любимая для многих часть - гончарный круг. Крутишь глину и она принимает некую форму. После этого изделие сушится примерно сутки и тогда глина становится твердой, но все еще остается влажной. Это идеальное состояние, когда ее можно обточить, сделать горлышко или приделать к кружке ручку. Затем глина сохнет еще несколько дней и посуда отправляется в печь на девять часов. Когда изделие остынет, раскрашиваем его или покрываем глазурью, а потом снова отправляем на выпекание.

Как правило, я покупаю испанскую, немецкую или французскую глину - в этих странах научились делать массы, с которыми приятно работать. Иногда беру фарфор, но он довольно дорогой - за 10 килограмм придется отдать 3000 рублей. Из такого бруска получится примерно 15 чашек, часть из которых уйдет в брак.

В основном все используют покупные глазури, но ее можно делать и самостоятельно. У меня получилось, и это совершенно новый уровень. Работать с покупной - это то же самое, что обрабатывать фотки готовыми пресетами в инстаграм. Я занялся собственной рецептурой, потому что не хотел лишать себя одного из измерений уникальности.

Неудачи в керамике

Керамика очень непостоянна, поэтому человек быстро перестает дорожить тем, что делает. А это важнейшее качество для художника, потому что оно помогает обрести свободу выражения. Когда ты в любой момент готов потерять свою работу, появляется возможность быстро и пластично создавать что-то новое.

Я могу сделать все правильно, но в итоге на кружке появится трещинка. Если не получится ее сточить, изделие придется выбросить. Сначала это очень расстраивает, учитывая, сколько времени и труда ты на него потратил, а потом начинаешь легко относиться к любым вещам. Это интересная жизненная школа.

Керамика состоит из неудач - ими полон весь мой инстаграм. Я то и дело отбиваю чашки от печки молотком, потому что они приварились намертво или вытаскиваю изделие, которое расплылось, закипело, облезло или взорвалось. Обиднее всего, когда лопается вещь, которую расписал художник. Творческие люди реагируют по-разному: некоторые очень переживают за свои работы. А вот в последний раз мне повезло - девушка просто сказала, что нарисует еще. Я был очень рад.

Практически на каждой моей работе присутствует золото, и это не случайность. Представьте, что вы в XIV веке, вокруг мрак и среди него стоит огромный храм. Внутри все в золоте, играет громкая музыка, лучшие художники современности рисуют на стенах. А еще там безопасно и иногда даже кормят. В общем, человек получает все, что хочет, и еще золото - как акцент на том, что там есть и все остальное. Так что когда я использую золото, то словно говорю людям: «Посмотри, тут есть что-то еще. Эта вещь достойна того, чтобы на ней было золото».

Керамика начинает развиваться. Уже сейчас от хохломских узоров мы перешли к котикам, цветочкам и реалистичным гранатам. Выглядит симпатично, но я понимаю, что это не уникальные вещи, а всего лишь элементы декора. Скоро мода на все это пройдет и на место отживших свое изделий придет современная керамика - авторская. Художники начнут стремиться к уникальности и выражать себя через формы, текстуры, цвета.

Мою керамику тоже еще нельзя назвать современной: сначала ты повторяешь, потом начинаешь модифицировать результат и только затем вычленяешь что-то свое. Я пока на этапе повторения - смотрю на английских керамистов и изучаю их стилистику. Современная американская керамика трогает меня чуть меньше, хотя там больше авторских безумных стилей.

Грядет бум гончарного дела, поэтому количество информации быстро растет. Люди создают свои мастерские, и это очень круто. В Самаре сфера развивается бомбически быстро. Недавно я организовал встречу гончаров, на которую пришло десять человек - и это далеко не все. Я слежу за тем, что делают мои коллеги, потому что всегда нужно быть в курсе происходящего. Правда, мне гораздо интереснее изучать зарубежный опыт - я знакомлюсь с новыми техниками и тестирую их.

Я люблю свою работу за то, что это и не работа вовсе. В планах превратить то, что я делаю, из творчества в искусство - хочу создавать что-то прекрасное. Думаю, когда обо мне напишет парочка английских журналов, я смогу сказать, что делаю для мира что-то действительно важное.

Открытие собственной гончарной мастерской – довольно интересное направление домашнего бизнеса. Перед организацией дела необходимо определиться, что будет изготавливать мастерская, и в каком количестве собираетесь наладить сбыт изделий. Глиняная продукция всегда будет востребована, поскольку многие из нас сегодня являются приверженцами здорового образа жизни, другие желают изучать различные старинные рецепты, а третьи любят авторские поделки.

Оборудование для организации гончарного бизнеса.

Приблизительные вложения на организацию мастерской составят около 350 тыс. рублей. Придется приобрести глиносмесительный станок, гончарный круг, формы для литья, оборудование для обжига продукции и весы для дозировки.

Но сначала вам придётся изучить специальную литературу посвящённую гончарному делу; узнать, где лучше купить глину; посмотреть, какой глиняный товар продают в местных магазинах. Также потребуются кисти и краски для оформления готовых изделий.

Открытие бизнеса по изготовлению гончарных изделий.

Главная трудность в открытии мастерской заключается в том, что вам нужно быть довольно таки грамотным специалистом в данном деле. Обычной практики не хватит, в этой сфере требуются специальные умения. Притом неважно, чем будете заниматься - руководством и ведением дела или участвовать в создание товара. Навыки промышленного процесса и понимание его особенностей – важная деталь в данном бизнесе, от нее будет зависеть успех мастерской. Так что поучиться определённо придётся!

Есть несколько способов, как это сделать:

1. Можно поступить в художественную академию, в которой вы безусловно получите много знаний, гарантирующих успех в таком деле. Однако на это уйдет много времени.

2. Воспользоваться услугами репетитора, мастера гончарного дела. Он быстро обучит всем тонкостям дела.

3.Можно поступить на специализированные курсы гончарного дела.

Помещение под мастерскую.

Помещение для гончарной мастерской требуется не менее 50 м. Еще понадобится склад, в котором будут храниться готовые изделия, площадью приблизительно от 15 м. Лучше выбирать помещение на первом этаже и со всеми коммуникациями.

Нанимаем сотрудников.

Если стартовых вложений для создания бизнеса мало, то можно заняться изготовлением изделий самостоятельно. Однако, таким образом, достичь быстрых результатов скорее всего не получится. Когда труд распределяется между сотрудниками, производительность, разумеется, в разы выше. Например, один работник будет замешивать материал, второй – лепить, третий - заниматься обжигом готовой продукции, а четвертый, если понадобится, раскрашивать изделия.

Изготовление гончарных изделий.

На первом этапе изготовления изделия производится замес. Для производства используется разнообразная глина: белая с примесями и красная. Затем осуществляется процедура формирования продукции. Для этого используют лепную доску, гончарный круг и формы. Сформированной поделке нужно дать подсохнуть, а затем обжечь.

Методику производства следует хорошо знать, поскольку качество лепки и неправильно отведенное время на просушку продукции приведет к тому, что 20% готовых изделий окажется бракованными.

Реализация готовых изделий.

Главными партнерами в этом бизнесе считаются оптовые склады, где спрос на типичную продукцию имеется всегда. При этом от степени запроса оптовиков нужно будет изготавливать требуемое количество гончарных изделий. Вдобавок следует учитывать тот момент, что большинство заказчиков сегодня оплачивают стоимость товара только после его реализации, особенно применяются эти условия для новых производителей.