Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Минеральные удобрения Работу выполнила учительница химии МОУ «Воловская ООШ» Сидорова Р.С.

Юстус Либих (1803-1873) - крупнейший немецкий химик, один из основателей агрономической химии. В 1840 г. Либих опубликовал свою книгу «Органическая химия в применении к земледелию и физиологии», сыгравшую огромную роль в агрономии. В ней Либих блестяще обобщил все накопленные к тому времени химические знания о закономерностях питания растений и изложил новую теорию минерального питания растений.

Элементы питания и их роль в жизни растений. Азот N Основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В. Недостаток азота сказывается в первую очередь на росте растений: ослабляется рост боковых побегов, листья, стебли и плоды имеют меньшие размеры.

Фосфор Р Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует интенсивному нарастанию корневой системы. При недостатке фосфора наблюдается угнетенный рост (особенно у молодых растений), короткие и тонкие побеги, мелкие, преждевременно опадающие листья. Признаки недостатка фосфора на листьях томата.

Калий К Ускоряет процесс фотосинтеза, поддерживает необходимый водный режим в растениях, снижает поражаемость заболеваниями, способствует обмену веществ и образованию углеводов – накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле, повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений. Недостаток калия вызывает обычно задержку роста, а также развития бутонов или зачаточных соцветий. Пожелтение и отмирание кончиков листьев - признаки недостатка калия.

Хлороз на краях листьев пуансеттии - признаки недостатка магния. Поврежденные верхние листья растения отражают недостаток кальция. Пожелтевшие верхние листья капусты - признак недостатка серы. Хлороз на верхних листьях растения - признак недостатка железа. Мелкие и скрученный молодые листья у табака - признак недостатка бора.

Точечный хлороз листьев вишни - признак недостатка марганца. Исчезновение тургора в листьях томата свидетельствует о недостатке меди. Укороченные побеги лимона с мелкими листьями говорят о недостатке цинка. Бледно-зеленые листья огурца с краевым некрозом - признак недостатка молибдена.

это вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы. Минеральные удобрения -

Удобрения Простые Комплексные азотные фосфорные калийные сложные смешанные Классификация удобрений

Допустимое суточное потребление нитратов для взрослого: человека - 5 мг/кг. При излишнем внесении в почву азотных удобрений в ней в избытке накапливаются нитрат- и нитрит-ионы. экологические последствия, связанные с использованием минеральных удобрений Под влиянием большой дозы нитратов наблюдается острое отравление (аллергический отек легких, одышка, боли в области сердца, кашель, рвота и др.). Смертельная доза составляет 8-15 г.

PO 4 3- , NO 3 - , K + Зарастание озер Гибель рыбы

Охарактеризуйте роль основных питательных элементов (N , P , K) в жизни растений. 2. Какие вещества используются в качестве минеральных удобрений? 3. Можно ли верить табличкам на овощных прилавках рынков «Продукция без нитратов"? Дайте объяснение. 4. Как вы считаете, целесообразно ли применение сульфата аммония при одновременном известковании почвы? Ответ поясните, составьте уравнение реакции. Контрольные вопросы

Спасибо за урок!

Без удобрений, особенно в нечерноземной полосе, вырастить урожай невозможно. Требуется их постоянное внесение в почву. Очень важно соблюдать нормы и проявлять экологическую культуру в использовании удобрений. Производство минеральных удобрений – важнейшая задача химической промышленности. Особенно важно повышать качество удобрений, увеличивать долю концентрированных, комплексных, гранулированных удобрений. Выводы


Слайд 2

Цель урока: Ознакомить учащихся с минеральными удобрениями. Выяснить принципы размещения предприятий, производящих минеральные удобрения. Проследить влияние данных производств на окружающую среду.

Слайд 3

Слайд 4

Таблица 1. Десять стран мира с наибольшей численностью населения, на середину 2009, 2025 и 2050 года (милн. чел.), 9,2 млрд Прогноз на 2050 г. 6 млрд

Слайд 5

Сейчас население планеты более 6 млрд. человек и оно растет. Чем же его накормить??? Химики всего мира создают различные удобрения,чтобы увеличить массу продукции, выращиваемую на земле. В 2000 г. каждый третий человек в мире питался зерном и другой сельскохозяй- ственной продукцией, которые были получены благодаря применению минеральных удобрений. Население планеты растет, а производство зерна - нет

Слайд 6

Для выращивания полноценного урожая культурные растения необходимо защищать от сорняков и болезней. Химические вещества, применяемые для уничтожения сорных растений, называют гербицидами. Это слово происходит от латинских «герба» -трава, растение и «циде» - убивать. В настоящее время имеется большой ассортимент сложных органических соединений, обладающих гербицидными свойствами.

Слайд 7

Химическая промышленность-отрасль промышленности, которая обеспечивает все области хозяйства химическими материалами и производит товары массового потребления.

Слайд 8

Структура химической промышленности

Основная химия Производство Полимерных материалов Производство минеральных удобрений Переработка полимерных материалов Химия органического синтеза Другие отрасли (фотохимия, лакокрасочная) Горно-химическая промышленность Отрасли, которые обеспечивают сырьем химическую промышленность (коксохимия, нефтеперерабатывающая и т. д.)

Слайд 9

Минеральные удобрения В зависимости от того, какие питательные элементы содержатся в минеральных солях, удобрения подразделяют на простые и комплексные. Простые удобрения содержат одинпитательный элемент. К ним относятся фосфорные, азотные, калийные и микроудобрения. Комплексные удобрения содержат одновременно дваили более основных питательных элемента.Удобрения бывают твердые(гранулированные, порошкообразные) и жидкие(бедные до 40% питательного элемента и концентрированные более40%). Минеральные удобрения - неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.

Слайд 10

Органические Навоз, компост,торф Минеральные Классификация удобрений (по происхождению) Азотные Жидкий аммиак, NH4CI-хлорид аммония Фосфорные Cуперфосфат простой, Сa3(РО4)2-фосфоритная мука Калийные КСI-хлорид калия Микроудобрения ZnSO4

Слайд 11

Горно-химическая промышленностьразмещается в районах добычи полезных ископаемых, которые используются как химическое сырье (каменная и калийная соль фосфориты)

Слайд 12

Минеральные Азотные Фосфорные Калийные P К N P N

Слайд 13

Производство минеральных удобрений

АЗОТНЫЕ КАЛИЙНЫЕ ФОСФАТНЫЕ Вблизи сырьевых баз Вблизи металлургических заводов и газопроводов Вблизи сырьевых баз Апатиты Воскресенск Нижний Новгород Соликамск Березняки Липецк Череповец Новгород Новокузнецк П Р

Слайд 14

Азотные Калийные Фосфорные Липецк Череповец Новгород Соликамск Березняки Апатиты Воскресенск Нижний Новгород Поставьте знаки минеральных удобрений к их городам Новокузнецк

Слайд 15

Калийные удобрения - повышают урожайность, качество и устойчивость растений. Содержат питательный элемент калий, который положительно влияет на устойчивость растений к засухе, низким температурам, вредителям,позволяет растениям экономичнее использовать воду, усиливает транспорт веществ в растении и развитие корневой системы, способствует накоплению углеводов(сахар-свекла, крахмал-картофель). При его внесении усиливается фотосинтез, плоды приобретают более яркую окраску и аромат, дольше хранятся. Внесение калия необходимо особенно для корнеплодов.

Слайд 16

Калийные удобрения

КСI-хлорид калия В природе в виде минерала сильвинита(КCI +NaCI)

Слайд 17

Калийные удобрения Соликамск Березняки Каменнаясоль

Слайд 18

Именно соль – «пермянка» наряду с ценной пушниной составляли основную статью доходов еще «Господина Великого Новгорода». Соль составляла основу богатства Строгановых, Голицыных, Шаховских. На их варницах производилось до семи миллионов пудов соли в год. Пермской солью – «Пермянкой» - торговали не только в России, но и других странах Европы.

Слайд 19

Шахты, где добывается Пермская калийная соль

Слайд 20

Солеотвалы в Соликамске это отходы от соледобычи, которые занимают более 438 га

Слайд 21

Слайд 22

Фосфорные удобрения содержат элемент фосфор

водорастворимые (аммофос, диаммофос, суперфосфаты), 2.труднорастворимые - очень плохо растворимые в слабых кислотах, не растворимые в воде (фосфоритная мука, костная мука).

Слайд 23

Значение фосфорных удобрений

Он входит в состав сложных белков, участвующих в процессе деления клеточного ядра и в образовании новых органов растения. Он играет большую роль в ускорении созревания плодов и ягод. Способствует экономному расходу влаги значительно повышает зимостойкость растений Фосфор улучшает вкус и усиливает приток питательных веществ из листьев к плодам и ягодам. Фосфор играет важную роль в жизни плодовых и ягодных культур. Если не хватает фосфора, замедляется рост, идет задержка цветения и созревания, ухудшается вкус, снижается урожайность. . Избыток фосфора вреден.

Слайд 24

Фосфорные удобрения

Сa(Н2РО4)2 +2СaSO4- суперфосфатпростой Сa(Н2РО4)2 - суперфосфатдвойной Сa3(РО4)2- фосфоритная мука

Слайд 25

Фосфорные удобрения Апатиты Нижний Новгород Воскресенск

Слайд 26

Фосфориты

Слайд 27

Азотные удобрения -азотсодержащие вещества, которые вносят в почву для повышения урожайности. Азотные удобрения

Слайд 28

Азот это основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В. Азот регулирует рост вегетативной массы, определяет уровень урожайности культур, повышает содержание белка в зерне. Наиболее интенсивно растения поглощают и усваивают азот в период максимального образования и роста стеблей и листьев. Азотные удобрения способствуют развитию зелёной части растения.

Слайд 29

Азотные удобрения: Мочевина (карбамид) - CO(NH2)2 Сульфат аммония - (NH4)2SO4 Аммиачная селитра(нитрат аммония) - NH4 NO3 Калийная селитра (нитрат калия) - KNO3 Кальциевая селитра(нитрат кальций) - Ca(NO3)2

Слайд 30

НАЙДИ ПАРУ Мочевина (карбамид) Сульфат аммония Аммиачная селитра Калийная селитра Кальциевая селитра CO(NH2)2 (NH4)2SO4 NH4 NO3 KNO3 Ca(NO3)2

Слайд 31

Азотные удобрения Металлургические комбинаты, газопроводы Липецк Череповец Новокузнецк Новгород

Слайд 32

Транспортировка минеральных удобрений

Слайд 33

Расчет питательной ценностиудобрений

Расчёт массовой доли в удобрениях Азота - N W=nХAr (N) Х100% Mrвещества Оксида фосфора -P2O5 W=n Х Mr (P2O5) Х100% Mrвещества Оксида калия - К2О W=n Х Mr (К2О) Х100% Mrвещества

Слайд 34

Расчет питательной ценности

CO(NH2)2 W=nХAr (N) Х100%/Mr вещества 14 16 12 1 2 2 100% 2 + + + W = 14 () =

Слайд 35

CO(NH2)2 W=nХAr (N) Х100%/Mr вещества 14 16 12 1 2 2 100% 2 + + + W = 14 () = 47%

Слайд 36

Домашнее задание

Слайд 37

В древние времена соль являлась ценным товаром, значительная часть которого ввозилась в страну из-за границы. Первыми сооружениями на солевых промыслах были: лари для хранения рассола, варницы, амбары,рассолоподъемные трубы.. К концу 17 века, на первыепозиции выходит добыча соли Соликамск соликамчанка соликамец соликамцы, Этнохороним это название жителей

«Минеральные удобрения» - Фосфор играет важную роль в жизни плодовых и ягодных культур. Производство минеральных удобрений. Азотные удобрения способствуют развитию зелёной части растения. Расчет питательной ценности удобрений. Фосфорные Cуперфосфат простой, Сa3(РО4)2-фосфоритная мука. Азотные. Другие отрасли (фотохимия, лакокрасочная).

«Химическая промышленность» - Натуральный. Синтетические волокна Смолы Пластики Резина Каучук. Химия органического синтеза. Искусственный шелк. Полиэтилен. Москва Воронеж Ярославль Тольятти Красноярск. Ковры. Азот, фосфор, калий – биогенные («рождающие жизнь») элементы. Каучук. Обычные каучуки производят в Воронеже, Ярославле, Тольятти, Красноярске.

«Окрашивание пластмасс» - Ремонт пластиков. Характеристики долговечности. Пластмасса и окружающая среда. Достижения в области окрашивания пластиков. Экономия топлива. Подбор цвета. Что такое пластмасса? Почему пластмассы используются в автомобильной промышленности? Снятие ремонтируемых деталей с автомобиля. Улучшение комфорта.

«Стекло» - Наибольшую теплопроводность имеют кварцевые стекла. Химико-лабораторное стекло - стекло, обладающее высокой химической и термической устойчивостью. Оптическое стекло. В стеклоподобном состоянии можно получить серу, селен, мышьяк, фосфор. Кварцевое стекло. Обычное оконное стекло имеет 0,97Вт/(м. Теплопроводность.

«География химической промышленности» - География химической промышленности. Химическая промышленность. Состав отрасли. В эпоху НТР продолжается рост производства в нижних этажах химической промышленности, производящих серную кислоту, минеральные удобрения, различные ядохимикаты. Темпы роста химической промышленности мира.

«Производство аммиака» - Задачи. Образовавшаяся смесь NH3, N2, H2 проходит по трубам теплообменника. Сырье для производства аммиака. Классификация установок для синтеза аммиака. Системы, работающие при высоких давлениях (450-1000 aт). Пройдя между труб теплообменника, нагретая смесь газов поступает на катализатор. Непрореагировавшая смесь N2, H2 с помощью циркулярного компрессора поступает в колонну синтеза.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели: · изучение состава минеральных удобрений и определение их биологической роли, · классификация удобрений, ·формирование умений и навыков в решении задач, закрепление навыков распознавания неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы, · активизация познавательного интереса, расширение общего кругозора, развитие умений применять полученные знания на практике.

3 слайд

Описание слайда:

Минеральные удобрения - соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания. В клетках растений содержится более 70 химических элементов - практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, - кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы - азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы - молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.

4 слайд

Описание слайда:

Отдельным растениям для нормального роста и развития требуются и другие химические элементы. Так, например, сахарной свекле для получения высокого урожая корнеплодов нужен натрий. Он также ускоряет рост и улучшает развитие кормовой свеклы, ячменя, цикория и других культур. Положительное влияние на обмен веществ у некоторых растений оказывают кремний, алюминий, никель, кадмий, иод и др. Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей.

5 слайд

Описание слайда:

Органоминеральные (аммиак + торф) Органические Навоз, компост, торф Минеральные Классификация удобрений Азотные Жидкий аммиак NH4CI Фосфорные Cуперфосфат простой Калийные КСI Микроудобрения ZnSO4

6 слайд

Описание слайда:

Минеральные удобрения - вещества неорганического происхождения. По действующему, питательному элементу минеральные удобрения подразделяют на макроудобрения: азотные, фосфорные, калийные и микроудобрения (борные, молибденовые и т. д.). Для изготовления минеральных удобрений используют природное сырье (фосфориты, селитры и др.), а также побочные продукты и отходы некоторых отраслей промышленности, например сульфат аммония - побочный продукт в коксохимии и производстве капрона. Минеральные удобрения получают в промышленности или механической обработкой неорганического сырья, например измельчением фосфоритов, или с помощью химических реакций. Выпускают твердые и жидкие минеральные удобрения.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Органические удобрения - вещества растительного и животного происхождения. В первую очередь, это навоз, торф, компосты, птичий помет, городские отходы и отбросы пищевых производств. Сюда относят и зеленые удобрения (растения люпин, бобы). Внесенные в почву, эти удобрения под действием почвенных микроорганизмов разлагаются с образованием минеральных соединений азота, фосфора, калия и других питательных элементов.

9 слайд

Описание слайда:

Органоминеральные удобрения содержат органические и минеральные вещества. Их получают путем обработки аммиаком и фосфорной кислотой органических веществ (торфа, сланцев, бурого угля и др.) или путем смешивания навоза или торфа с фосфорными удобрениями

10 слайд

Описание слайда:

Бактериальные удобрения - препараты (азотобактерин, нитрагин почвенный), содержащие культуру микроорганизмов, поглощающих органические вещества почвы и удобрений и превращающих их в минеральные.

11 слайд

Описание слайда:

По агрохимическому воздействию минеральные удобрения разделяют на прямые и косвенные. Прямые удобрения предназначаются для непосредственного питания растений. Они содержат азот, фосфор, калий, магний, серу, железо и микроэлементы (В, Mo, Си, Zn). Подразделяются на простые и комплексные удобрения. Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. д.). Это азотные удобрения, которые различают по форме соединений азота (аммиачные, аммонийные, амидные и их сочетания); фосфорные удобрения, которые разделяют на растворимые в воде (двойной суперфосфат) и нерастворимые в ней (фосфоритная мука и др., используемые на кислых почвах); калийные удобрения, которые разделяют на концентрированные (КС1, К2С03 и др.) и сырые соли (сильвинит, каинит и др.); микроудобрения - вещества, содержащие микроэлементы (Н3В03, молибдат аммония и др.).

12 слайд

Описание слайда:

Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов. По характеру их производства они подразделяются на следующие группы: смешанные - получают механическим смешиванием различных готовых порошкообразных или гранулированных удобрений; сложносмешанные гранулированные удобрения - получают смешиванием порошкообразных готовых удобрений с введением в процессе смешивания жидких удобрений (жидкого аммиака, фосфорной кислоты, серной кислоты и др.); сложные удобрения - получают химической переработкой сырья в едином технологическом процессе.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Косвенные удобрения применяют для химического, физического, микробиологического воздействия на почву с целью улучшения условий использования удобрений. Например, для нейтрализации кислотности почв применяют молотые известняки, доломит, гашеную известь, для мелиорации солонцов - гипс, для кислования почв - гидросульфит натрия. Питательную ценность удобрений условились выражать через массовую долю в них азота N, оксида фосфора (V) Р205 или оксида калия К20.

15 слайд

Описание слайда:

Как же осуществляется питание растений содержащимися в почве элементами? Обратимся к теории электролитической диссоциации. Под влиянием разнообразных химических реакций и при участии микроорганизмов происходит постепенный переход питательных элементов из неусвояемого состояния в ионное. Но эти ионы были бы вымыты водой, если бы они не удерживались почвенными ионитами. Удерживаемые ионитами ионы составляют основную массу содержащихся в почве питательных материалов в доступной для растений форме. Между ионитами и растворенными веществами протекают обменные реакции.

16 слайд

Описание слайда:

Химический практикум: «Распознавание удобрений». Материалы и оборудование: набор удобрений, вода, растворы нитрата серебра и гидроксида натрия, пробирки, спиртовка, держатель. В трех пакетах под номерами даны следующие удобрения: 1) аммиачная селитра, 2) фосфоритная мука, 3) хлорид калия. Экспериментально определите, какое удобрение находится в пакете под соответствующим номером. Ответ подтвердите уравнениями реакций. Составьте полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

17 слайд

Описание слайда:

Производство минеральных удобрений. Азотные удобрения производят на заводах, связывая азот воздуха с водородом. В результате образуется аммиак, который затем окисляется до азотной кислоты. Соединяя аммиак с азотной кислотой, получают наиболее распространенное азотное удобрение – аммиачную селитру, которая содержит около 34% азота. Применяют как удобрение водный раствор аммиака, содержащий около 20% азота. Его производство обходится значительно дешевле, чем производство аммиачной селитры. Из других азотных удобрений применяются сернокислый аммоний, содержащий до 20% азота, натриевая селитра (16% азота), калийная селитра (13,5% азота и 46,5% окиси калия) и мочевина – наиболее богатое азотом соединение (до 46% азота). Применяют как удобрение и фосфористую муку, т. е. тонко размолотые, но не обработанные химические фосфориты. Наиболее распространенное калийное удобрение – 40% калийная соль. Оно встречается в природе в виде минерала сильвинита (NaCL*KCL).

18 слайд