Конспект логопедического занятия зимующие птицы младшая группа. Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы" план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Конспект логопедического занятия в старшей группе
Алена Подоскина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Зима. Зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Тема: «Зима. Зимующие птицы».
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;
Обогащение словарного запаса прилагательными;
Развитие связной речи
Коррекционно – развивающие:
Развитие общей и мелкой моторики через игровые упражнения;
Развитие внимания и памяти;
Коррекционно – воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование:
Интерактивная доска с набором дидактического материала;
Корм для птиц: сало, пшено, семечки, зерно, хлеб, еловые шишки, сухие плоды рябины;
Мольберт;
Схема для составления описательного рассказа о птицах;
Ход занятия:
Дети, послушайте загадку:
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Работа со словами.
Дети, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она? Какой у нее характер? (Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, вьюжная, суровая, красивая)
Дети, вы сказали, что зима снежная. Почему? (Потому что впало много снега)
А какой снег? (Липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)
А каким, словом можно назвать зиму ласково? (Зимушка)
Да дети, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
Работа над текстом.
Дети, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем, что мы знаем о них, послушаем их голоса.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат – карр,карр, карр. (Ворона)
Давайте расскажем о вороне.
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (Голубь)
Развитие общей моторики.
Физ. Минутка.
Ну – ка, птицы полетели, (бегают, машут руками)
Полетели и присели (присели)
Поклевали зернышки (нос вверх – вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся)
Водички попили (нос вверх – вниз)
Перышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Прочь полетели (машут руками, убегают)
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
Мы послушали с вами рассказы о птицах, а теперь я хочу посмотреть, какие вы были внимательные, как внимательно вы слушали друг друга.
Вы любите компьютерные игры? Мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный» (третий лишний).
На экране вы увидите три картинки. Вы должны будете определить, какой предмет не подходит к остальным.
Развитие мелкой моторики.
К нам на участок в детском саду прилетают зимующие птицы. Какие?
Давайте мы с вами угостим наших гостей. Я приготовила для них корм: сало, пшено, семечки, зерно, хлебные крошки, шишки, сухую рябину.
Мы с вами отнесем этот корм на участок, в наши кормушки. Но только когда я готовила корм для птичек, у меня нечаянно порвались бусы. И бусы порвались и бусинки перемешались с зернышками. Что может случится с птичками, если они склюют бусинки?
Давайте поможем птичкам, очистим корм от бусинок. Но, работа наша трудная и мы сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Мы расскажем (трут ладонь о ладонь)
Ворона, синица, воробей, голубь и сорока, дятел в пестрых перышках
(складывают пальцы «щепоткой» и стучат по столу)
Всем хватило зернышек (стучат пальцами перебором по столу).
Зерно почистили от бусин, давайте пойдем на прогулку и унесем корм в кормушку нашим гостям.
7. Итог.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для сорок и для синичек
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке.
Представлен конспект логопедического занятия, на котором обобщаются знания детей по изученной теме.
Программное содержание:
- расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
- развитие мышления детей на материале описательных загадок
- автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
- закрепление умения детей делить слова на слоги
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
- развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
- развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Оборудование и материалы:
- предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
- модели птиц на каждого ребенка
- картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
- магнитная доска
- опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
- дидактическая игра "Назови по части целое"
- дидактическая игра "Составь слово"
- губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
- простые карандаши на каждого ребенка.
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Кинезиологическая гимнастика
- Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
- Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
- Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)
Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
- Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"
Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
- Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
- Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) . Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
- Физминутка.
- Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
- Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
- Развитие навыков чтения.
Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)
- Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)
- Развитие связной речи.
Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:
Название птицы
<Рисунок 1>
Какая это птица? Зимующая или перелетная?
<Рисунок 2>
Эта птица крупная или мелкая?
<Рисунок 3>
Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.
<Рисунок 4>
Чем питается зимой?
<Рисунок 5>
Где ночует?
<Рисунок 6>
Какую пользу приносит эта птица?
<Рисунок 7>
Дети составляют описательные рассказы
- Закрепление материала
Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления
изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных
нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением
отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по теме "Овощи-фрукты"
| логопедическое
| логопедические занятия
| занятие
| конспекты занятий
| зимующие птицы
| какие птицы зимуют
| птица скачать
| для
| детей
| дитя
| онр
| онр у детей
| подготовительная
| подготовительная группа
| группы песен
| детский
| детский сад
| Страничка логопеда
| Логопедическое занятие Зимующие птицы для детей с ОНР подготовительная группа Детский сад
Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область: Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Образовательная область: Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).
Предварительная работа:
чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование:
разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
В НОД использованы: методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.
Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель:
Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель:
А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель:
Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)
4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).
5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с заданием.
Воспитатель: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы назовете, мне этих птиц?(ответы детей)
Снегирь, клест, свиристель, синица.
Воспитатель: Вы отлично справились. Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Что едят синички?
- Как называется домик для птичек?
- Из чего можно смастерить кормушку?
- Назовите зимующих птиц?
- Зачем нужно помогать птицам?
- Чем питаются птицы?
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
- Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
- Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Ребята, мы с вами на предыдущем занятии уже начали подготовку кормушек, но к сожалению мы сделали мало, сегодня мы с вами продолжим работу. Напомните мне, что мы делаем вначале, из чего мы с вами делаем кормушки.(ответы детей)
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Садитесь на свои места и приступаем к работе, покрасим коробочки, можно украсить рисунками, ждем когда высохнут.А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки. Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.
Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. А еще я предлагаю вам повесить возле ваших домов приготовленные кормушки, попросите родителей вам помочь. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли жизнь многих птиц.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Планируемый результат:
- активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.
Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
логопедический звук чтение
Программное содержание:
- · расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
- · развитие мышления детей на материале описательных загадок
- · автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
- · закрепление умения детей делить слова на слоги
- · развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
- · развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
- · развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
- · развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- · воспитание умения взаимодействовать друг с другом
- · воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Оборудование и материалы:
- · предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
- · модели птиц на каждого ребенка
- · картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
- · магнитная доска
- · опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
- · дидактическая игра "Назови по части целое"
- · дидактическая игра "Составь слово"
- · губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
- · простые карандаши на каждого ребенка.
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Кинезиологическая гимнастика
- · Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
- · Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
- · Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)
Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"
Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
- · Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- · Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- · Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
- · Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
- · Для чего птице клюв?
- · Для чего птице крылья?
- · Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
- 3. Физминутка.
- 1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
- · И на место сели. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
- · Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
- · Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
- · Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
- · Повороты головы вправо - влево
- · Имитируют руками взмахи крыльев
- · Дети садятся на стульчики.
- 2. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
- · Н.Нищева Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
- · На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
- · Опять сжимают и разжимают кулачки.
- 4. Развитие навыков чтения.
Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)
- · Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
- · Для кого этот корм? (Для птиц)
- · Чей это корм? (Птичий корм)
- · Чья это пища? (Птичья пища)
- 5. Развитие связной речи.
Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности.
Конспект логопедического занятия по развитию
лексико-грамматических категорий с воспитанниками 6-7 лет
Тема: Зимующие птицы.
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме.
Задачи
Коррекционно-обучающие:
У точнить и расширить представление о зимующих птицах;
- учить образовывать качественные прилагательные и имена
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Совершенствовать умения согласовывать имена числительные с
именами существительными;
- совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувство любви к живой природе;
Оборудование : презентация на тему «Зимующие птицы», ноутбук, проектор, экран, картинки с изображением зимующих птиц, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята, садитесь на свои места и посмотрите на картинки, которые лежат
перед вами. Давайте назовем их. (Воробей, синица, снегирь)
– Кто изображен на этих картинках? Как назвать их одним словом? (Птицы.)
2. Введение в тему
– Правильно. Это птицы.
– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие птицы.)
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (О зимующих птицах.)
– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Посмотрите на экран и назовите
птиц, которых вы видите . (Слайд 2)
(Снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь)
3. Беседа о птицах (Слайды 3-15)
– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на
юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год.
Это вороны, сороки, голуби, воробьи, совы, дятлы.
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать. (Синицы, снегири)
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.
– У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
– Расскажите мне про ворону. Какая она? (Большая, черная, важная, хитрая).
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
– Какой он? (Маленький, серенький, шустрый, быстрый).
– Эту птицу можно узнать по стуку, который раздается в лесу. Это дятел.
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
– Какие это птицы? (Это зимующие птицы.)
– Почему их так называют?
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
– Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу,
Раскрытая ладонь – дерево,
Червячка добыть хочу,
указательный палец другой руки
– клюв дятла.
Хоть он скрылся под корой,
На каждую строчку четыре удара пальца
Все равно он будет мой.
по ладони.
5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
– Давайте все вместе четко произнесем и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь, сорока
– А теперь произнесите эти слова по очереди, также деля их на слоги.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
6. Игра «Какой птички не стало?»
На доске - пять картинок с изображением зимующих птиц.
Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :
– Какой птички не стало? (Не стало воробья, синицы, снегиря, вороны, дятла)
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь-снегирек, синица-синичка, ворона-воронушка
голубь-голубок, сова-совушка воробей-воробушек
9. Упражнение «Посчитай-ка» (Слайды 16-18)
– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые к нам прилетели.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Так же считаем воробьев и синиц).
10. Итог занятия
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии? (О зимующих птицах.)
– Что мы делали на занятии? (Считали птиц, рассказывали о них.)
– Что вам понравилось?
Конспект логопедического занятия
по развитию связной речи с воспитанниками 6-7 лет
Тема: Зимующие птицы.
Цель: развитие связной речи.
Задачи
Коррекционно-обучающие:
- расширять представление о зимующих птицах;
- учить составлять предложения по образцу;
- учить образовывать существительные в родительном падеже.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику;
Следить за правильным речевым выдохом.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувство заботы о птицах;
Ф ормировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Оборудование : презентация на тему «Зимующие птицы», ноутбук, проектор, экран, запись голосов птиц, разрезные картинки, «следы» Бабы Яги.
Ход занятия
1. Организационный момент
Вставайте у своих стульчиков ровно, красиво. Сядет тот, кто назовет по два зимних слова . (Зима, снег, снежинки, сугроб, мороз, сосулька)
2 . Введение в тему
Логопед: Сейчас я узнаю, какие вы умные, отгадаете ли вы мои загадки?
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
(Дятел)
Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя…?
(Снегирь)
Верещунья – белобока,
А зовут ее…
(Сорока)
Маленький мальчишка,
В сереньком пальтишке,
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)
– Как мы назовем одним словом этих птиц? (Зимующие)
– Почему? (Они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас.)
– И правда, смышленые дети.
3. Дыхательная гимнастика
- Ребята , всех наших птиц спрятала Баба-Яга, а чтобы их освободить, надо разгадать ее секреты, давайте пойдем по ее следу.
Дети и логопед идут по импровизированным следам Бабы-Яги.
– Все помнят, как собачки нюхают воздух? Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.
Дети произносят текст:
Раз-два-три-четыре-пять.
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом?
(Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову направо.)
Может, слева под бревном?
(Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову налево.)
- Ой, да я забыла, вы же детки, а не собачки, носы у вас слабые. Пойдем дальше.
Дети и логопед идут по “следам” Бабы-Яги.
4. Развитие ротового выдоха
- Смотрите, следы привели нас к сугробу. Может, кто-то из птиц успел спрятаться от Бабы-Яги в сугроб? Давайте подуем на него.
Логопед следит за правильностью ротового выдоха.
Дети : Успели спрятаться вороны, синичка, клест, воробьи.
- Молодцы, вы не только умные, но и сильные дети! Вы справились с этим заданием и освободили несколько птиц. Идем быстрей вперед!
5. Актуализация знаний и представлений
– Вот еще одна загадка на поляне. Сядем в кружок, послушаем, как птица свой голос подает.
Включается запись с голосами зимующих птиц необходимо отгадать птицу по крику.
Дети : Это вороны, они каркают.
Логопед : Как каркают? (Громко – тихо)
Дети : Это совы, они ухают.
Логопед : Изобразите, как громко ухают совы? А тихо?
Дети: Это воробьи, они чирикают
Логопед : Изобразите, как чирикают воробьи? А тихо?
6. Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
- Ребята, я так рада, что мы освободили уже некоторых птиц. Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и превратимся в птичку.
Скачет шустрая синица
, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится.
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок
, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку
, (Присели.)
Почесала клювом грудку.
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень
, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень!
(Прыжки на месте на двух ногах.)
7. Работа с разрезными картинками
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежат осколочные
картинки, при соединении которых получается целое изображение.
Логопед : Ребята, зимующие птицы боятся холодов? (Нет)
– Баба-Яга не смогла их заморозить, но превратила в частички. Какие части
тела птиц вы знаете? (Голова, туловище, хвост, крылья, лапки)
– Если вы соедините все части, то освободите еще несколько птиц.
– Каких птиц вы освободили? (Дятла, синицу, воробья, снегиря, сороку)
8. Составление предложений
- Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?
– Злая Баба-Яга даже корм спрятала от птиц в кормушку-ловушку. А вот чем мы будем угощать наших птичек, узнает только смелый ребенок, который не побоится достать из кормушки-ловушки корм.
На столе стоит кормушка, накрытая платком.
– Вам нужно сунуть руку под платок и угадать, что там лежит.
– Какой корм спрятала Баба-Яга?
( Семечки, к усочки хлеба, хлебные крошки, шишку, ягоды рябины, зерно.)
– На картинку посмотри – предложение скажи: Кто любит семечки?
Дети: Семечки любят голуби.
9. Итог занятия
– Вы действительно, добрые, смелые, дети. Много знаете о зимующих птицах. – Вы помогли мне их расколдовать.