Фотоохота – увлекательное и интересное направление фотографии, которое предполагает съемку животных и птиц в их естественной среде обитания. В наши дни фотоохота пользуется все большей популярностью благодаря развитию цифровой фотографической техники и ее доступности для обывателя. Фотоохота может быть интересным хобби или даже экологически безопасной формой туризма. В любом случае для фотоохоты требуются определенные умения и специальное оборудование.

Особенности фотоохоты

Фотоохота имеет сходство с настоящей охотой на зверей, поскольку здесь человек также должен уметь находить животных в лесу по следам, подкрадываться к ним максимально близко и незаметно, чтобы сделать красивый кадр. Фотоохота также требует знания местности, терпения и умения вести себя тихо, чтобы случайным образом не спугнуть «жертву». Таким образом, чтобы делать по-настоящему красивые и интересные снимки диких животных, необходимо быть не только фотографом, но и обладать полезными знаниями в области орнитологии, биологии и охоты. Именно поэтому фотоохота является одним из самых сложных направлений фотографии, но в то же время и одним из самых интересных.

ФР 300 мм, F6.3, ISO 800, 1/60c

Фотоохота очень увлекательна, она не лишена спортивного азарта. Снимать диких животных в их естественной среде обитания можно по-разному. Можно устроить специальное укрытие (шалаш) и фотографировать оттуда, незаметно для животных или птиц. Для этого придется караулить своих моделей, находясь в укрытии по несколько часов или даже дней. Другой вариант – фотосъемка с подхода, когда фотографу приходиться тихо подкрадываться к своей «жертве», используя маскировку, чтобы сделать несколько ценных кадров. К фотоохоте также иногда относят съемку в зверинцах или зоопарках.

В фотоохоте принято выделять следующие виды съемки. Первый – это определительная съемка, которая предполагает фотографирование животного крупным планом, сбоку, на одном уровне с ним. Второй вид – динамические снимки, которые призваны раскрыть характер и особенности поведения того или иного животного. Наконец, существует и художественная фотоохота, когда фотограф уделяет наибольшее внимание фону, цветовым параметрам снимка, чтобы кадр получился по-настоящему красивым. Последние два вида фотосъемки, разумеется, являются наиболее сложными в исполнении.


В лесу фотограф находится на охоте, поэтому он должен оставаться незаметным. В этой связи приходится тщательно подходить к выбору одежды. В гардеробе фотоохотника должно быть минимум четыре комплекта одежды различной расцветки – светлая зимняя, одежда под лес, луг, песок. Специально для фотоохоты некоторые умельцы изготавливают маскировочные костюмы, вшивая в обычную одежду элементы окружающей среды – ветки, листья или траву. Такой костюм помогает полностью слиться с миром дикой природы.

Еще некоторые хитрости фотоохоты – использование различных порошков или специальных шампуней, которые «убивают» человеческий запах. Ведь важно, чтобы животное не учуяло человека во время съемки. Такие средства актуальны тогда, когда нужно подойти к объекту съемки максимально близко. Остальные элементы снаряжения мало чем отличаются от экипировки настоящего охотника (нож, рюкзак и пр.).

Что касается выбора «жертвы» для съемки, то на территории нашей страны с этим нет никаких проблем. Животный мир России очень разнообразен с точки зрения фотосъемки. Например, в широколиственных лесах можно легко встретить кабанов, барсуков, белок, куниц. В хвойных лесах можно «поохотиться» на медведей или волков, конечно, соблюдая определенные меры предосторожности. Ближе к горной местности можно поснимать зубров, туров, косулей и других животных. Также наши леса очень богаты видовым составом птиц. Одним словом, выехав на природу, вдали от достижений человеческой цивилизации можно заполучить множество интересных «трофеев».


Естественно, для качественной съемки животных и птиц понадобится соответствующая фототехника. Сегодня большинство фотоохотников отдает предпочтение зеркальным камерам, оснащенным длиннофокусным объективом. Зеркалка должна быть достаточно высокого класса, иначе заполучить качественные «трофеи» будет крайне сложно.

Камера должна обладать защищенным, герметичным корпусом (это очень важно в полевых условиях), она должна позволять вручную устанавливать настройки экспозиции и предоставлять возможность регулировать другие параметры съемки. Вдобавок, камера для фотоохоты должна давать возможность использовать ручной фокус, в том числе, чтобы можно было задействовать фокусировку по конкретной точке или области. Ко всему прочему, желательно, чтобы зеркалка была достаточно скорострельной.


Техника для фотоохоты

Отдельная тема – оптика. Здесь понадобится хороший телеобъектив, с помощью которого можно будет «дотянуться» до осторожных животных или птиц, снимая их с дистанции или из укрытия. Важно, чтобы передняя часть объектива при фокусировке не вращалась – это может испугать объект съемки. Обычно используют оптику с фокусным расстоянием 300 мм. Мелких птиц фотографируют такой оптикой крупным планом с расстояния три – четыре метра, крупных пернатых – с десяти – пятнадцати метров. Диких животных снимают длиннофокусной оптикой с дистанции от двадцати до пятидесяти метров.


Вместо комплекта зеркальная камера плюс длиннофокусный объектив некоторые фотоохотники сегодня используют продвинутые суперзумы, обладающие несъемным объективом с большим оптическим увеличением, например, как недавно появившийся в продаже .

В любом случае большое увеличение требует использования штатива, иначе изображение получится смазанным. Современные штативы могут быть большими и маленькими, легкими и тяжелыми. Выбор штатива, в конечном счете, зависит от стоящих перед фотографом задач, характеристик фотооборудования и личных предпочтений.

Фоторужья

Помимо зеркалок с длиннофокусной оптикой, фотоохотники для съемки в условиях дикой природы нередко используют специальную фотографическую технику – фоторужья. Это особый аппарат, который применяется для фотографирования с рук длиннофокусной оптикой. По сути, фоторужье – это зеркалка с телеобъективом, которая оснащена специальным ложем наподобие конструкции обычного ружья. Тут имеется плечевой упор и удобная рукоятка, что обеспечивает стабилизацию камеры для получения более четких и резких кадров. Во время съемки с дистанции фоторужье удерживается как обычное ружье во время стрельбы.

«Magazine gun camera» производства Sands & Hunter, Великобритания. 1885 год. Ист.: zenitcamera.com

Впервые фоторужье появилось еще в 1882 году благодаря французскому физиологу Этьенну-Жюлю Маре, сконструировавшему первую в мире переносную кинокамеру. В пленочные времена целесообразность использования фоторужья сводилась к нескольким основным моментам. Благодаря специальному «подствольному» барабанчику осуществлялась быстрая наводка на резкость. А самое главное, фоторужье повышает устойчивость на относительно коротких выдержках. Снижаются колебания длиннофокусного объектива, что актуально для съемки с дистанции.

В наши дни эти преимущества фоторужья постепенно нивелировались благодаря стремительному развитию цифровой фототехники. В частности, современные зеркалки уже обзавелись быстрой и точной системой автофокусировки. Они обеспечивают возможность комфортной работы на коротких выдержках. Вдобавок, у зеркальных камер с длиннофокусной оптикой появился эффективный стабилизатор. По этим причинам ведущие производители фототехники сегодня не выпускают фоторужья, сосредоточившись на производстве суперзумов, зеркалок и длиннофокусной оптики, которые с успехом можно применять на фотоохоте.

Однако при съемке с подхода, когда фотограф незаметно подкрадывается к своей «жертве» и снимает с определенной дистанции без штатива, фоторужье действительно может пригодиться. К тому же, внешне напоминая настоящее ружье, оно позволяет ощутить дополнительный охотничий азарт. Нужно отметить, что отечественным любителям фотоохоты, как ни странно, повезло несколько больше их западных коллег. Ведь только в нашей стране на протяжении достаточно длительного периода выпускались прекрасные ружья «Зенит. Фотоснайпер». Это фотоаппарат с телеобъективом и встроенным эргономичным ложе. «Фотоснайперки» имеют лямку, благодаря чему их можно удобно носить с собой по лесу, перекинув через плечо.


wikipedia

Интересно, что ружья «Фотоснайпер» выпускались Красногорским заводом изначально для военного применения – в целях фоторазведки. Но каким-то непостижимым образом они, в конечном счете, стали доступны для массового пользования. Фоторужья «Фотоснайпер» — один из тех продуктов, которые успешно продавались за рубеж. Наиболее популярная модель ФС-12 помещалась в чемоданчик весом порядка пяти килограмм. Эта модель включала в себя пленочный фотоаппарат «Зенит» со специальной конструкций и мощный объектив «Таир-3С» с фокусным расстоянием 300 мм.

Пользоваться таким аппаратом очень легко: левой рукой настраиваешься, а правой нажимаешь на спусковой курок. Благодаря прикладу и курку можно почувствовать себя настоящим охотником. Причем если отсоединить корпус фотоаппарата «Зенит» от приклада и прикрутить к нему оптику «Гелиос-44М-4», также входящую в комплект оборудования, можно получить обычную камеру для повседневной съемки.

В настоящее время приобрести «Фотоснайперку» можно только с рук, причем за достаточно солидные деньги. Желающих продать такую тяжелую, но в то же время очень удобную и универсальную технику для фотоохоты на самом деле не так много. Сегодня многие умельцы, как в нашей стране, так и за рубежом, делают подобные фоторужья самостоятельно, но все-таки получить такую же удобную и продуманную конструкцию не получается.

В западных странах фоторужья не получили такого широкого распространения, они выпускались различными компаниями, в основном, ограниченными сериями. Например, выпуском фоторужей занималась немецкая Leica. В частности, ружье Leica Telephoto Assembly RIFLE было выпущено ограниченной серией в преддверии Олимпийских Игр 1936 года. Именно такое ружье приобрел небезызвестный писатель Эрнест Хемингуэй. Фоторужье Leica было оборудовано объективом с фокусным расстоянием 50 мм и светосилой f/2.

Современные цифровые фотоаппараты, к сожалению, не выпускаются в конструкции фоторужья для массового пользователя. Есть только самостоятельные разработки от заядлых фотоохотников, которые можно купить в сети. Стоит такая техника на одном уровне с хорошей двустволкой, однако для настоящих ценителей фотоохоты такие издержки не существенны. Ведь заполучив в свои руки фоторужье, можно почувствовать себя настоящим охотником.

Всем привет!

Дошли руки - решил написать статью о фотоснайпере.

Небольшая предыстория: После покупки фотоаппарата загорелся обзавестись прикольным девайсом . Везде искал и очень долго ждал хоть чуть-чуть человеческое предложение в интернете. В итоге все получилось супер, привезли из Новгорода в лучшем виде, такое ощущение, что комплект ждал меня 18 лет!

После первых моментов щенячьей радости и расстрела холостыми патронами (на пленочной камере без пленки) всего, что попадется в объектив, надо было думать, как добиться желаемого результата.

Первую проблему - поставить на фотокомплект цифровую камеру легко решаем: через переходник прикручиваем объектив и ставим на спусковой механизм.

Чтобы объектив закрутился на цифре ровно, а не боком, надо расслабить три винтика (на картинке показан один из них), поставить объектив в нужное положение и зафиксировать винты.


Все идеально, кроме одного момента, который рушит все - камера не реагирует на спусковой крючок!

Стоит задача: не потерять весь кайф от "стрельбы из ружья", заставив затвор реагировать на курок. Гугл особой пищи для размышления не дал. Вообще можно заметить, если гуглить что-то связанное с фотоснайпером, то кроме старья ничего не выдает - куча пустой болтовни на форумах и старых объявлений вплоть до 2001 года! Что-то похожее на правду было:

. Но способ слишком сложен для обычных смертных, да и по многим параметрам он хуже варианта, который я опишу ниже.

Итак, нам понадобится: провод, миниатюрная кнопка (любая, я выбрал вот

эту ), разъем (у меня Pentax k10d и мне понадобился 2.5 jack ), кембрики и резинка на провода (это не обязательно), двухсторонний скотч.

Первое, что надо сделать - подготовить спусковой механизм. Для начала мы его откроем, далее откручиваем "штуку", на которой крепится пленочная камера и палочку, которая в нее входит для срабатывания затвора.


Хочу сказать, что я не радиолюбитель и вообще в этом мало чего понимаю, поэтому объясню как смогу. Собственно нужно припаять кнопку и разъем к проводу (предварительно надев на него резинку и кембрики). Какой сигнал там куда идет, я понятия не имею, надо припаять так, чтоб при нажатии кнопки срабатывал затвор (так как у кнопки только две позиции вкл и выкл, и припаивыем мы только два провода к ней, у фотоаппарата пропадает ход "полунажатия" фокусировки, так что проверяйте в режиме М).

Самодельные фоторужья (П. Яровицкий)

Интерес фотолюбителей и профессионалов-фотографов к работе с длиннофокусными объективами "Таир-3", "МТ0500" и импортными растет с каждым годом. Но фотографирование бессильно без специального снаряжения, без приспособлений для крепления фотооптики, без фоторужей.

При фотографировании птиц и зверей фоторужьем с установленной длиннофокусной оптикой необходимы устойчивость и маневренность камеры, быстрая наводка на фокус, большие скорости при съемке, удобства во время работы и транспортировки, легкий спуск затвора и однообъективная зеркальная камера.

За последние годы я осмотрел и опробовал ряд фоторужей. Даю краткую их характеристику. Являются ли они окончательно отработанными и полностью отвечающими их назначению? Я считаю, что пока нет. Не разрешена существенная, трудная задача быстрой и удобной наводки на фокус движущихся объективов так, чтобы объект был постоянно в фокусе и спуск затвора был бы легко произведен в нужный момент. Не у всех фоторужей быстрый и удобный переход от горизонтальной съемки к вертикальной. Ряд моделей не позволяют заменять камеру и объектив. Но существующими фоторужьями можно хорошо фотографировать, при необходимости улучшая их конструкцию в дальнейшем.

Разберем устройство первого фоторужья (фото 1). Оно просто в изготовлении. Легкий поворот камеры для съемки с горизонтали на вертикаль дает возможность использовать любую однообъективную зеркальную камеру и любой, длиннофокусный объектив как отечественного, так и импортного производства не только под узкую, но и под широкую (6 X 6) пленку (например, фотокамеру "Пентакон"). Крепление тросика для спуска затвора мягкое, легкое - под указательный палец правой руки. Основная штанга изготовлена из тонкостенной дюралевой трубки. В нее вставляется небольшого давления пружина, создающая хранилище для запасных кассет и роликов пленки. Рукоятка для крепления фотооптической части передвигается по штанге (для регулировки). Ремень для ношения крепится на двух антабках - с торца штанги и со стороны затыльника фоторужья.

Фоторужье-2 (фото 2) сконструировано аналогично фоторужью-1, но внесены изменения в основную штангу. Дело в том, что ранее она была изогнута, что в эксплуатации себя не оправдывало, особенно при съемках в зимнее время. В новой модели рукоятка для крепления фотооптической части изготовлена из тонкостенной дюралевой трубки овальной формы, что улучшило устойчивость и удобство при съемках. На фоторужье укреплен нестандартный длиннофокусный объектив тубус, изготовленный из дюрали с вмонтированным в него объективом И-51 с фокусным расстоянием 210 мм и светосилой 1:4,5, вполне пригоден для фоторужья-2. Объектив И-51 может заменить полный набор объективов к зеркальной камере, таких, как Ю-9, Ю-11 и др. Если Ю-11 при фокусном расстоянии 13,5 см имеет возможность производить съемку не ближе 1,5 м, то объектив И-51, вмонтированный в тубус и укрепленный на фоторужье, дает возможность полным кадром (24 X 36) сфотографировать сидящую на цветке бабочку или сделать хороший портрет животного.

Фоторужье 3 (фото 3) однотипно фоторужью-1, но оно разборное и удобнее при транспортировке. Основная штанга состоит из двух половинок. В случае транспортировки фоторужье разбирается на части и укладывается в небольшой матерчатый мешочек, куда помещаются рукоятка, затыльник и две части штанги, занимая очень мало места. Условия использования фоторужья те же, что у модели 1.

Фоторужье-4 (фото 4). Оно по общей конструкции похоже на фоторужье, изображенное на фото 1. Изменен лишь плечевой упор. Он вилкообразный, что дает большую устойчивость при съемке, но меньшую портативность. Эту модель можно использовать с любой однообъективной зеркальной камерой и любым длиннофокусным объективом и снимать по горизонтали и вертикали. Рукоятка, на которой крепится оптическая часть, шарнирная, что позволяет изменять положение оптической оси по отношению к основной штанге, создавая удобство при регулировке фоторужья по конструкции фотографа.

Фоторужье-5 (фото 5) оригинальной, красивой конструкции. Она дает возможность использовать любую однообъективную зеркальную камеру и любой длиннофокусный объектив, делать съемку по горизонтали и вертикали. Длина приклада регулируется. Благодаря широкому прикладу это фоторужье имеет более устойчивое положение, но не очень удобно в транспортировке. В работе оно подобно вышеописанным фоторужьям.

У фоторужья-6 (фото 6) приклад и рукоятка изготовлены из дерева. Вилкообразный приклад с широким окончанием оправдан и дает устойчивое положение, но длина его не регулируется, оставаясь постоянной, транспортировка неудобна. Модель дает возможность применять любые узкопленочные однообъективные зеркальные камеры и длиннофокусные объективы, снимать по горизонтали и вертикали.

Фоторужье-7 (фото 7) по сравнению с уже показанными здесь конструкциями менее удобно, так как угол крепления оптической части по отношению к упору в плече не очень удобен при съемке. Модель изготовлена из дерева. Замена камеры и объектива не производится. На рукоятке крепления оптической части устроена поворотная площадка по типу турели, которая дает возможность делать съемку по горизонтали и вертикали.

Любое показанное на фотографиях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 фоторужье при желании можно сделать своими силами.

Фоторужье должно быть изготовлено из легкого металла, портативно и удобно. Лучшим будет то, которое можно использовать для любой однообъективной зеркальной камеры (узкой и широкой) и любого длиннофокусного объектива. Оно не должно иметь блестящих поверхностей, должно легко разбираться и по потребности быстро собираться. Рукоятка с установкой оптической части должна иметь накатку и регулироваться (передвигаться) в зависимости от конституции фотографа. Штанга основная может состоять из двух частей, что делает фоторужье удобным при транспортировке. Спуск затвора должен производиться легким нажатием указательного пальца правой руки и иметь свободный ход. Использовать и конструировать различные рычажные системы спуска, усложняющие изготовление, нецелесообразно, так как при любой конструкции фоторужья достаточно гибкого тросика, который всегда можно расположить в удобном месте на рукоятке.

Затыльную часть можно изготовить из текстолита и обязательно сделать на ней нарезки для предотвращения скольжения у плеча. Можно купить в магазине готовый затыльник от охотничьего ружья. Затылочная часть может быть заменена небольшим вилкообразным упором, но это делает фоторужье менее портативным.

Антабки для крепления неширокого ремня обязательны, так как при передвижении удобнее держать фоторужье на груди.

Для съемки фоторужьем с длиннофокусным объективом пригодны только однообъективные зеркальные камеры, желательно с курковым взводом затвора.

Чтобы подготовить камеру к съемке длиннофокусным объективом, необходимо вывернуть стандартный объектив из камеры, а на его место ввернуть длиннофокусный объектив. (У камеры "Старт" имеется специальное переходное кольцо.) Затем оптическая часть и камера крепятся к рукоятке фоторужья, куда также ставится спусковой тросик. Каких- либо дополнительных юстировок при применении зеркальных камер и длиннофокусных объективов не требуется.

При съемке фоторужье затылочной частью должно быть прижато к плечу, локоть прижат к груди, а левой рукой делают наводку на резкость. Нажимают на спуск плавно, при этом дыхание задерживают. При съемке длиннофокусным объективом необходимы высокие скорости затвора.

Отличительная особенность длиннофокусной оптики - небольшая глубина резкости, вот почему наводку на резкость надо производить более внимательно, а установку диафрагмы, если позволяет освещение, ставить так, чтобы это увеличило глубину резкости снимаемого объекта.

Бленда при съемке длиннофокусным объективом обязательна. При фотографировании движущихся объектов (птиц, зверей) при ходовой съемке объектив устанавливается по шкале примерно на 30-40 мм и соответственно диафрагмируется, что дает возможность при быстром появлении объекта скорректировать наводку на резкость и нажать на спусковую кнопку.

Съемка может быть сделана проводкой за движущимся объектом при условии соответствующей скорости затвора.

Есть у меня AI Nikkor 400mm F/3.5. Отличная линза в плане оптики, крепкий, как танк, но съемка им с рук - это нечто! Весит он под три килограмма и почти весь этот вес приходится на передний блок линз. Держать его, в принципе, не проблема, а вот еще и наводить на резкость, вращая кольцо фокусировки, задача не из легких.


Нужно было как-то хоть немного разгрузить кисть левой руки. Варианты, конечно есть, но их не много - хороший штатив и монопод. Они дают отличную опору для съемки всего, что происходит на уровне глаз фотографа и в небольших пределах выше и ниже. Если же объект перемещается в широком диапазоне высот в вертикальной плоскости, то монопод только помеха, (один раз пришлось просто отстегнуть его бросить в грязь рядом, чтобы не упустить хороший кадр) а штатив может спасти, если только он достаточно высокий и оснащен головкой с карданным подвесом типа Wimberley. Хорошее решение, но имеет два существенных недостатка - неподъемный вес и габариты и такую же цену. Теоретически, есть еще один вариант - как у Шарика из Простоквашино, то есть фоторужье, или если точнее - плечевой упор для объектива с камерой, но... как оказалось, такие штуки сейчас практически не выпускаются. Из фабричного - только цельнопластиковый Bushhawk


c довольно футуристическим внешним видом и сомнительной эргономикой и SharpShooter, основой своей очень напоминающий регулируемый ружейный приклад Tapco T-6 (впрочем, это он и есть).


Еще есть всякие "лимитед эдишены" ручной работы и кое-какой древний сток, например, для лейковских телитов и легкие плечевые упоры, например от Манфротто.





Но эти варианты всерьез не рассматривались в виду их сомнительной доступности или непригодности для тяжелой оптики. Долго смотрел на "Фотоснайпер", который сейчас можно купить совсем не дорого и выкинув штатный унылый Таир с Зенитом, попробовать присобачить туда свою систему, но прикинув разницу в габаритах, счел, что баланс в итоге будет неудовлетворительным плюс неизвестны трудозатраты на доработку, которые могли оказаться неоправданно высокими.
В конце концов решил попробовать сделать станок сам, конкретно под свой комплект. То есть, сформулировав себе следующее техническое задание: удобство и привычность хвата, такое же как у стрелкового оружия, как можно более низкий центр тяжести, привычное управление затвором, т.е. кнопка под указательный палец правой руки, фиксация объектива с фотоаппаратом минимум в двух точках, чтобы ликвидировать возможность непреднамеренного поворота объектива на винте штативной площадки (судя по фотографиям Bushawk"а с импортных форумов, с примотанными к нему резиновым жгутом объективами, такая опция там штатно не предусмотрена), возможность ручной наводки резкости левой рукой, ну и по возможности минимальные размеры и вес при хорошей прочности.
Рейд по окрестным магазинам принес плоды в виде комплекта пластика (приклад и цевье) на "Тигра" и дюралюминовый кронштейн для выноса вспышки от неизвестного китайского производителя, впрочем сделанный очень качественно.


Сделано было все за пару дней (ночей), причем львиная доля этого времени была потрачена на размышления "как скрестить ужа и ежа максимально эффективно", так как четкого представления о конечном виде изделия к моменту начала изготовления я еще не имел. но в конце концов что-то начало вырисовываться. Кронштейн был разобран и распилен, с приклада спилены кое-какие мешающие или не нужные выступы и, далее все было насухо примеряно, подогнано и собрано на винтах с самоконтрящимися гайками. В качестве спусковой кнопки послужил китайский ПДУ "Pixel", кстати тоже очень качественно исполненный. Закреплен он таким образом, чтобы на кнопку ложилась первая фаланга указательного пальца - это привычно и комфортно, никаких новых ощущений по сравнению со штатной кнопкой фотоаппарата. Определенные трудности возникли с креплением штативной лапы объектива. В идеале хотелось бы что-нибудь вроде скользящего адаптера Manfrotto 357, но пока пришлось ограничиться стандартной площадкой Manfrotto 323. Я непременно хотел посадить ее на штатную дюймовую резьбу 3/8, чтобы не делать лишних "дырок", но найти дюймовый крепеж в Хабаровске оказалось совершенно фантастической затеей. Выручили "коробейники" с Центрального рынка, у которых я и выудил поржавевшую, но вполне рабочую, плашку на 3/8 за смешные деньги. С ее помощью был "перерезан" болт М10, который отлично вкрутился в штатное гнездо площадки. Для дополнительной фиксации фотоаппарата предусмотрен болт от зенитовского чехла. Его крепление выполнено скользящим и в некоторой степени подвижным в вертикальной плоскости, чтобы исключить изгибающие напряжения в связке "фотоаппарат-объектив". Из еще не сделанного - хочу спрятать провод дистанционки в полую конструкцию приклада и прикупить резиновый затыльник на него, так как штатный металлический довольно-таки скользкий.
В итоге получился не хлипкий станок весом 900 грамм, который почти полностью помещается в заднем кармане Мини-Треккера. Легко удерживается одной правой рукой. При фотосъемке левая ладонь становится на передний упор, создавая дополнительную поддержку, а большой и указательный палец остаются свободными, позволяя легко вращать кольцо фокусировки. В общем, с поставленной задачей я справился и результатом доволен. По результатам пробных стрельб, было бы неплохо еще обзавестись удлинненным увеличивающим наглазником на окуляр, а так все очень даже неплохо.









В журналах "Советское фото", "Охота и охотничье хозяйство" было помещено много описаний различных конструкций фоторужей как заводского производства, так и самодельных. Для фотоохоты на ходу наиболее удобно фоторужье с мгновенной наводкой на резкость, которым отлично фотографировать птиц и зверей в движении.

По своей конструкции фоторужье с мгновенной наводкой на резкость довольно просто в изготовлении. Для поделки такого фоторужья нужен следующий инструмент: небольшие тиски, молоток, дрель, ножницы по металлу, лобзик, листовой алюминий толщиной 1 мм.

Конструкция фоторужья показана на чертеже.

1 - деревянный упор; 2 - алюминиевая трубка 15-20 мм; 3 - трубка с резьбой; 4 - деревянная ручка; 5 - стандартное удлинительное кольцо с резьбой М 39 или М 42 в зависимости от фотоаппарата; 6, 11 - прокладки из толстой бумаги; 7, 8, 9, 12, 13 - цилиндры из алюминиевого листа толщиной 1 мм; 10 - две текстолитовые направляющие; 14 - крышка; 15 - втулка с пазами, по которым ходит провод лепестка диафрагмы; 16 - лепестки диафрагмы; 17 - алюминиевое кольцо, соединенное с втулкой 15 винтами, винты ходят по пазам цилиндра 13; 18 - втулка, закрепленная в цилиндре винтами, к втулке крепятся лепестки диафрагмы; 19 - втулка; 20 - линза; 21 -кольцо, крепящее линзу; 22 - кольцо; 23 - пружина; 24, 27, 30 - алюминиевый ободок; 25, 29 - деревянные упоры; 26, 28 - алюминиевые трубки, входящие одна в другую, в трубке 28 имеется отверстие для винта 32, а в трубке 26 - паз, от которого зависит ход пружины.

Можно использовать линзу из подзорной трубы 20-кратного увеличения, которую продают в магазинах по цене 25 руб. В дальнейшем эту линзу можно использовать как в объективе, так и в трубе. Такая линза имеет фокусное расстояние 330 мм, т. е. по сравнению с нормальным объективом дает увеличение в 66 раз. К этому объективу я сделал диафрагму, которая позволяет иметь максимальное значение диафрагмы 1/6,6, а минимальное- 1/16, Диафрагма состоит из 12 лепестков, сделанных из медной фольги толщиной 0,3 мм. Лепестки вырезают обычными ножницами и зачищают шкуркой. Далее в них сверлят два отверстия для крепления лепестка к втулке и для припайки медного провода диаметром 1-2 мм и длиной 8-10 мм. Лепесток с припаянным проводом красят в черный цвет. Втулки диафрагмы вырезают лобзиком из эбонита, текстолита или другого подходящего материала. Цилиндры объектива делают из алюминиевого листа. Места стыка с внутренней и наружной стороны оклеивают узкой полоской бумаги (клей БФ-2). Все внутренние поверхности цилиндров оклеивают черной бумагой или окрашивают в черный цвет. Для заполнения пространства между цилиндрами применяют толстую бумагу, пропитанную клеем БФ-2. Наружную поверхность объектива красят в серый защитный цвет. Приклад фоторужья делают в виде отвинчивающегося костыля.